6.2.Применение результатов повышения квалификации в педагогической деятельности на уровне ДОО
Применение результатов повышения квалификации в педагогической деятельности на уровне дошкольной образовательной организации.
Программа «Организация инклюзивного образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС».
1. 2024 - 2025 учебный год. На основании приказа Об организации работы творческой группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Буратино» в 2024-2025 учебном году от 29.08.2024 №310
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 736.87 КБ | |
| 1.23 МБ | |
| 16.66 КБ | |
| 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «БУРАТИНО»
_____________________________________________________________________________________________
ПРИКАЗ
от « 29_» августа 2024 г. № 310
г. Радужный
Об организации работы творческой группы
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад №12 «Буратино»
в 2024-2025 учебном году
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155, Положением о творческой группе МАДОУ ДС №12 «Буратино», утвержденным приказом МАДОУ ДС №12 «Буратино» от 19.10.2015 № 488 «Об утверждении положения о творческой группе в новой редакции», для создания условий формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков, творческой активности педагогических работников МАДОУ ДС № 12 «Буратино»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить:
- Наставника творческой группы педагогических работников по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Буратино» на 2024-2025 учебный год.
- Состав педагогов-участников творческой группы по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Буратино» на 2024-2025 учебный год (приложение).
2. Назначить куратором по организации работы творческой группы на 2024-2025 учебный год старшего воспитателя Колесникову М.В.
3. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Заведующий И. Л. Мандрик
С приказом ознакомлена:
Старший воспитатель М.В. Колесникова
Приложение
к приказу МАДОУ ДС №12 «Буратино»
от 29. 08.2024 № 310
Наставник творческой группы
на 2024-2025 учебный год
в МАДОУ ДС №12 «Буратино»
Направление деятельности творческой группы | ФИО наставника творческой группы |
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | Гордиенко О.Н., учитель-логопед |
Состав педагогов - участников творческой группы
на 2024-2025 учебный год
в МАДОУ ДС №12 «Буратино»
Направление деятельности творческой группы | ФИО педагогов – участников творческой группы |
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | Музыка М.А., воспитатель Ишдавлетова Г.С, воспитатель Султалиева Л.А., воспитатель Пушкина Е.М, воспитатель |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ»
Дата проведения: 18.01.2024
Цель: повышение профессиональной компетенции воспитателей разновозрастных групп комбинированной направленности в вопросах коррекции и развития речи дошкольников с ОВЗ.
Тема | Форма | Ответственные |
«Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР». «Артикуляционная гимнастика как средство коррекции и профилактики дефектов звукопроизношения у дошкольников».
«Значение развития мелкой моторики пальцев рук для развития речи детей ЗПР» Выставка пособий применяемых в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. | Сообщение Сообщение Мастер -класс Сообщение Выставка | Гордиенко О.Н. Гордиенко О.Н. Султалиева Л.А. Гордиенко О.Н.
|
Предварительный просмотр:
Сообщение для педагогов
«Значение развития мелкой моторики у детей с ЗПР»
Подготовила воспитатель: Султалиева Л.А
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В. А.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Сказанные Сухомлинским слова – это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребёнок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.
Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.
У воспитанников с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка.
Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные, двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребёнка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем, по мере развития речи, происходит формирование произвольных движений. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11-14 годам.
Развитие произвольных действий происходит в процессе подражания, в котором выделяют две фазы. На первой фазе осуществляется предварительная ориентировка: ребёнок наблюдает за действиями взрослого или других детей; в результате наблюдений у него формируется образ необходимых действий. На второй фазе ребёнок совершает показанное ему движение и доводит его до известной степени совершенства, сравнивая совершаемые движения с предложенным ему образцом. Сложившийся сенсомоторный образ выступает регулятором произвольных действий.
Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
- Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, травмах головы).
- Нарушения передачи сигнала.
- Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.).
По исследованиям Л.В. Лопатиной у детей с ЗПР имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряжённо, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений.
Наиболее ярко недостаточность общей моторики у детей с ЗПР проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребёнок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.
Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.
Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки» и т.д.).
- Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки и т.д.).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Использование методики Су Джок.
Для развития мелкой моторики разработано много интересных методов и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приёмы:
- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребёнка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
- если ребёнок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.
В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: «Круг», «Солнышко», «Грибок», далее усложняется работа: «Дом», «Ракета» и т.д. Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.
Работа со штампами упражняет щепоть руки ребёнка (положение захвата тремя пальцами-щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Необходимо «привить» детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу).
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребёнок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Всё это будет ему хорошим помощником в школе.
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребёнка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам добиться хороших результатов.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.



