Программа самообразования
Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.
Махатма Ганди
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МАУДО «Центр детского творчества»
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
Педагог дополнительного образования:
Соботович Светлана Николаевна
Пгт. Федоровский
2020 г
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон о дополнительном образовании;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 года);
- Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года.
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других,
нужно знать больше, чем все остальные.
Для современного образовательного учреждения требуется педагог, способный свободно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Его сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Важную роль на современном этапе развития образования в работе педагога играет профессиональная компетентность. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы обучающихся. Поэтому для каждого педагога необходимо повышение теоретического, методического, профессионального мастерства и компетентности. Для себя определила тему, которую собираюсь изучать в рамках самообразования:
«Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих
качеств личности».
Технология развивающего обучения (авторы: И.П. Волкова, ГС. Альтшуллера, И.П. Иванова) связана с обучением, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Актуализация технологии развивающего обучения в настоящее время не случайна. Она обусловлена:
- во-первых, социальными и педагогическими процессами, происходящими в обществе (гуманизация и демократизация отношений, усиление роли человеческого фактора, повышение качества образования и воспитания обучающихся на основе инновационных процессов, всенародное внимание к образованию, его проблемам);
- во-вторых, состоянием массовой педагогической практики (недостаточная педагогическая поддержка педагогов и обучающихся, их неудовлетворённость учебно-воспитательным процессом; непонимание необходимости, неумение, а иногда и нежелание педагогов изменять свою позицию по отношению к обучающимся);
- в-третьих, поиском педагогов-практиков (разработка и применение инновационных технологий обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребёнка).
Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств.
Цели технологии развивающего обучения:
- формировать теоретическое сознание и мышление;
- формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;
- воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Принципы развивающего обучения:
- общее развитие всех обучающихся;
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- изучение материала быстрым темпом;
- осознание детьми смысла процесса обучения;
- включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;
- проблематизация содержания;
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- использование логики теоретического мышления;
- обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;
- целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения.
Цель самообразования: расширение общепедагогических знаний с целью совершенствования технологии развивающего обучения.
Задачи самобразования:
- выявление, изучение и применение передового педагогического опыта;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения технологии развивающего обучения;
- разработка учебных, научно - методических и дидактических материалов;
- совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
Планируемые результаты:
- повышение своего теоретического и методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- освоение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий - различных подходов в технологии развивающего обучения;
- внедрение в практику работы разнообразного опыта инновационной, творческой, экспериментальной деятельности (проведение открытых занятий, создание комплекса педагогических разработок, дидактических материалов);
- повышение уровня самооценки педагога;
- обобщение и распространение своего педагогического опыта;
- повышение мотивации обучающихся к изучению предмета и участию в конкурсах и олимпиадах разных уровней.
Исходя из основной общеобразовательной общеразвивающей проблемы центра, индивидуальной темы по саморазвитию намечены основные направления по самообразованию.
Направления самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное |
методических объединениях, вебинарах, мастер-классах, в сетевых сообществах.
современных средств оценивания педагогической деятельности. | 2020-2023 гг. |
Психолого- педагогическое |
| регулярно |
Методическое |
| регулярно |
Информационно- коммуникативные технологии |
педагогике и психологии, по методике преподавания ИКТ | регулярно |
через системно- деятельностный подход. 3.Участие в вебинарах. | ||
Здоровьесберегающие технологии | 1. Продолжать внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. | регулярно |
Основные этапы работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Сбор и накопление информации из различных источников. Знакомство с новыми педагогическими технологиями. |
| |
Прогностический |
задач темы.
|
заседании МО.
| |
Практический | 1. Внедрение отдельных приемов и методов педагогической технологии. 2.Формирование методического комплекса.
|
|
Конкурсах, олимпиадах различного уровня. | |||
Обобщающий |
|
5. Выступление на педсовете. | |
Внедренческий | Распространение опыта работы. |
выступления на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
|
Перспективный план
№ | Направление работы | Учебный год | ||
2018- 2019 | 2020- 2021 | 2022- 2023 | ||
1. | Аттестация | + | ||
2. | Курсы | + | + | |
3. | Выступление на МО учреждения | + | + | |
4. | Выступление на педсовете | + | + | |
5. | Выступление на районном МО | + | ||
6. | Участие в профессиональных конкурсах | + | + | + |
7. | Участие в семинарах (учрежденческого, муниципального, окружного уровней) | + | + | + |
8. | Участие в профессиональной декаде | + | + | + |
9. | Публикации | + | + | + |
10. | Подготовка участников очных и заочных олимпиад | + | + | + |
11. | Работа по воспитанию и социализации обучающихся | + | + | + |
12. | Работа в качестве эксперта | + | ||
13. | Работа в творческой группе | + | + | + |
14. | Создание новых модульных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ | + | + | |
15. | Подготовка участников очных и заочных конкурсов, олимпиад, в том числе и в рамках регионального образования | + | + | + |
Циклограмма по самообразованию
Ежедневно |
|
|
Еженедельно |
|
|
|
Ежемесячно |
|
|
|
По окончании модуля |
|
Один раз в полугодие |
|
|
|
Один раз в год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2016;
- Коверин Ю.А. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя (сайт kaverin_yu_a._36_4), 2017;
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. - М.: АПК и ПРО, 2008;
- Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва;
- Калугин Ю.Е. «Виды самообразования» журнал «Дополнительное образование» 2-2016.