Программа самообразования

Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.

Махатма Ганди

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

МАУДО «Центр детского творчества»

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

Педагог дополнительного образования:

Соботович Светлана Николаевна

Пгт. Федоровский

2020 г

Пояснительная записка

Данная        программа        разработана        на        основании        законодательных        и нормативно-правовых документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон о дополнительном образовании;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 года);
  • Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года.

        Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов        повышения        квалификации,        семинаров        и        конференций        невелика        без процесса самообразования педагога. Самообразование – это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других,

нужно знать больше, чем все остальные.

Для современного образовательного учреждения требуется педагог, способный свободно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Его сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Важную роль на современном этапе развития образования в работе педагога играет профессиональная компетентность. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы обучающихся. Поэтому для каждого педагога необходимо повышение теоретического, методического, профессионального мастерства и компетентности. Для себя определила тему, которую    собираюсь    изучать    в    рамках    самообразования:

«Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих

качеств личности».

Технология развивающего обучения (авторы: И.П. Волкова, ГС. Альтшуллера, И.П. Иванова) связана с обучением, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Актуализация технологии развивающего обучения в настоящее время не случайна. Она обусловлена:

  • во-первых, социальными и педагогическими процессами, происходящими в обществе (гуманизация и демократизация отношений, усиление роли человеческого фактора, повышение качества образования и воспитания обучающихся на основе инновационных процессов, всенародное внимание к образованию, его проблемам);
  • во-вторых, состоянием массовой педагогической практики (недостаточная педагогическая поддержка педагогов и обучающихся, их неудовлетворённость учебно-воспитательным процессом; непонимание необходимости, неумение, а иногда и нежелание педагогов изменять свою позицию по отношению к обучающимся);
  • в-третьих, поиском педагогов-практиков (разработка и применение инновационных технологий обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребёнка).

Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств.

Цели технологии развивающего обучения:

  • формировать теоретическое сознание и мышление;
  • формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;
  • воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Под        развивающим        обучением        понимается        новый,        активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Принципы развивающего обучения:

  • общее развитие всех обучающихся;
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • изучение материала быстрым темпом;
  • осознание детьми смысла процесса обучения;
  • включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;
  • проблематизация содержания;
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  • использование логики теоретического мышления;
  • обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;
  • целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения.

Цель самообразования: расширение общепедагогических знаний с целью совершенствования технологии развивающего обучения.

Задачи самобразования:

  • выявление, изучение и применение передового педагогического опыта;
  • повышение        качества        проведения        учебных        занятий        на        основе        внедрения технологии развивающего обучения;
  • разработка учебных, научно - методических и дидактических материалов;
  • совершенствование видов и форм диагностики и контроля.

Планируемые результаты:

  • повышение своего теоретического и методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • освоение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий - различных подходов в технологии развивающего обучения;
  • внедрение в практику работы разнообразного опыта инновационной, творческой, экспериментальной деятельности (проведение открытых занятий, создание комплекса педагогических разработок, дидактических материалов);
  • повышение уровня самооценки педагога;
  • обобщение и распространение своего педагогического опыта;
  • повышение мотивации обучающихся к изучению предмета и участию в конкурсах и олимпиадах разных уровней.

Исходя из основной общеобразовательной общеразвивающей проблемы центра, индивидуальной темы по саморазвитию намечены основные направления по самообразованию.

Направления самообразования

Основные

направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

  1. Изучать новые программы и учебно – методическую литературу, изучать их особенности и требования.
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет.
  3. Повышать квалификацию на курсах, семинарах, конференциях для педагогов дополнительного образования; на учрежденческих и районных

методических объединениях, вебинарах, мастер-классах, в сетевых сообществах.

  1. Знакомиться с новейшими достижениями ученых и педагогов- практиков в области педагогических технологий.
  2. Поиск, изучение и внедрение

современных средств оценивания педагогической деятельности.

2020-2023 гг.

Психолого- педагогическое

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  2. Изучать новые способы формирования творчества обучающихся.

регулярно

Методическое

  1. Совершенствовать знания обучающихся благодаря современному содержанию образования.
  2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами проведения занятий.
  3. Принимать активное участие в работе МО центра и районного МО педагогов изобразительного искусства.
  4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно- практических конференциях, конкурсах, олимпиадах.
  5. Изучать опыт работы лучших педагогов центра, муниципального района, округа,  через посещение семинаров, Интернет.
  6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом в рамках взаимопосещения.
  7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  8. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии.
  9. Проводить открытые занятия для коллег.
  10. Продолжать работу по разработке программ технической направленности.
  11. Выступать с докладами, мастер- классами по теме самообразования.

регулярно

Информационно- коммуникативные технологии

  1. Поиск и изучение интерактивных технологий, внедрение их в учебный процесс.
  2. Обзор в Интернете информации по

педагогике и психологии, по методике преподавания ИКТ

регулярно

через системно- деятельностный подход.

3.Участие в вебинарах.

Здоровьесберегающие технологии

1. Продолжать внедрение в

образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

регулярно

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая

деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Сбор и накопление информации из различных источников.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями.

  1. Выступление на заседании МО.
  2. Приобретение методической литературы. 3.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

  1. Определение целей и

задач темы.

  1. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  2. Прогнозирование результатов.

  1. Выступление на

заседании МО.

  1. Консультативная помощь педагогам и обучающимся.

Практический

1. Внедрение отдельных приемов и методов педагогической технологии. 2.Формирование методического комплекса.

  1. Корректировка работы.
  2. Применение изученной педагогической технологии в практике учебной и воспитательной работы.
  3. Проведение занятий с применением новых форм, методов и приемов педагогической технологии.
  4. Участие обучающихся в

  1. Открытые занятия в центре и на муниципальном уровне.
  2. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Конкурсах, олимпиадах

различного уровня.

Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы.
  3. Мониторинг результативности применения новых форм и методов педагогической технологии.

  1. Выступление на заседании районного МО.
  2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-классы. 4.Консультативная помощь педагогам, обучающимся и их родителям.

5. Выступление на педсовете.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

  1. Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте.
  2. Публикации по теме самообразования.
  3. Открытые занятия, мастер-классы,

выступления на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.

  1. Участие в профессиональных конкурсах.

Перспективный план

Направление работы

Учебный год

2018-

2019

2020-

2021

2022-

2023

1.

Аттестация

+

2.

Курсы

+

+

3.

Выступление на МО учреждения

+

+

4.

Выступление на педсовете

+

+

5.

Выступление на районном МО

+

6.

Участие в профессиональных конкурсах

+

+

+

7.

Участие в семинарах (учрежденческого,

муниципального, окружного уровней)

+

+

+

8.

Участие в профессиональной декаде

+

+

+

9.

Публикации

+

+

+

10.

Подготовка участников очных и заочных

олимпиад

+

+

+

11.

Работа по воспитанию и социализации

обучающихся

+

+

+

12.

Работа в качестве эксперта

+

13.

Работа в творческой группе

+

+

+

14.

Создание новых модульных

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

+

+

15.

Подготовка участников очных и заочных  конкурсов, олимпиад, в том

числе и в рамках регионального образования

+

+

+

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Методические разработки занятий и мероприятий
  • Заполнение журнала учета работы педагога дополнительного образования

Еженедельно

  • Уборка в кабинете с целью сохранения материально – технического оснащения
  • Взаимопосещение занятий
  • Работа по благоустройству и внутреннему озеленению кабинета

Ежемесячно

  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах
  • Участие в мероприятиях центра
  • Заполнение журнала по технике безопасности (по плану)

По окончании модуля

  • Участие в мероприятиях в каникулярное время

Один раз в полугодие

  • Отчеты по качеству, успеваемости (по окончании модуля)
  • Посещение семинаров
  • Обучение в онлайн - вебинарах

Один раз в год

  • Разработка и представление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
  • Редактирование программы самообразования (при необходимости)
  • Составление плана работы на новый учебный год
  • Разработка и представление программы (плана) по воспитанию и социализации обучающихся
  • Анализ открытых занятий
  • Всероссийская (международная) олимпиада обучающихся
  • Входной контроль
  • Итоговая аттестация в конце каждого модуля
  • Подготовка материалов к итоговой аттестации
  • Участие в акции по оформлению, благоустройству и озеленению кабинета, территории
  • Выставка творческих работ
  • Защита проектов

Литература

  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2016;
  2. Коверин Ю.А. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя (сайт kaverin_yu_a._36_4), 2017;
  3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. - М.: АПК и ПРО, 2008;
  4. Концепция        развития        дополнительного        образования        детей.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва;
  5. Калугин        Ю.Е.        «Виды        самообразования»        журнал        «Дополнительное образование» 2-2016.