Опыт работы педагога- психолога

Гущина Ксения Алексеевна

Обобщённый опыт педагога-психолога в ообласти развития межполушарного взаимодействия среди детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТИМУЛЯЦИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА В КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ РАЗВИТИЯ.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями в развитии, трудностями в обучении и социализации. Их численность по всему миру согласно данных всемирной организации здравоохранения составляет 13 миллионов. В России число детей с ОВЗ в 2013 году составило 567 825, а в 2019 уже 670 006 человек.  И 63 % детей с ОВЗ приходятся на ДОУ. Примечательно, что рост количества детей с особыми образовательными потребностями наблюдается ежегодно, вне зависимости от оказываемой коррекционно-методической помощи.

Доминирующими нарушениями является ЗПР и нарушения речи. А причинами многих нарушений является либо первичный дефект -  повреждение анализаторных систем; повреждение отделов головного мозга, либо педагогическая запущенность.

Актуальность работы: «Стимуляция головного, через формирование межполушарного взаимодействия» обуславливается не только статистическими данными и этиологическими причинами нарушений, но и онтогенетической важностью дошкольного периода. А именно тем, что развитие головного мозга начинается с момента зачатия и продолжается после рождения, заканчивается в возрасте 9–12 лет. Наиболее важным периодом для формирования межполушарного взаимодействия считается период с 3 до 8 лет.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Если нарушается функционирование коры отделов головного мозга, то или иное полушария или проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, и это ухудшает успеваемость ребенка в образовательных организациях.

Основными проявлениями нарушенного функционирование отделов коры головного мозга и межполушарного взаимодействия могут быть плохая память; детская агрессия; нарушения речи (говорит сбивчиво, нечетко); сложности произвольной саморегуляции; расторможенность; инфантильность; бедность интересов.

Целью моей работы является определение эффективности применения в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста приемов, улучшающих межполушарное взаимодействие для коррекции отклонений.

Основные принципы работы:

  1. Принцип научности. Приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.
  2. Принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
  3. Принцип наглядности (Я.А. Коменский). Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.
  4. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса (дети, родители и педагоги).

Направлениями работы в стимуляции отделов головного мозга среди дошкольника является:

  • Диагностическая работа (стартовая и итоговая с целью отслеживания уровня и динамики развития).
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми.
  • Просветительская работа с коллегами и родителями, направленная на повышения уровня педагогической и психологической культуры в вопросах межполушарного развития.

Коррекционно-развивающая деятельность состоит из трех этапов - блоков:

  1. Подготовительный этап - предполагает развитие каждой руки отдельно при помощи специальных прописей, линеек и пальчиковых гимнастик.
  2. Основной этап: работа с упражнениями по формированию межполушарного взаимодействия «Лабиринты», межполушарными доскам, работа в тетрадях, прописях и раскрасках (обеими руками).
  3. Итоговый этап: использование кинезиологических упражнений.

На подготовительном этапе мы развиваем тонкокоординированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев. Способствуем развитию психических процессов и формируем навыки самоконтроля и самооценки.

Структурными элементами занятий является пальчиковая гимнастика, графические упражнения в веселых прописях с использованием деревянных линеек. Работа над каждой рукой осуществляется отдельно.

Основной этап работы начинается с работы с упражнениями по формированию межполушарного взаимодействия «Лабиринты». Она начинается с работы над правой, затем над левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Сначала против часовой стрелки, либо движения рук к искомому предмету, затем – по часовой, либо от искомого предмета. Таким образом, в работу включаются оба полушария головного мозга, активно функционирует мозолистое тело, благодаря чему происходит их взаимодействие.  Кроме этого, такие упражнения влияют на синхронизацию работы глаз и рук.

Для разнообразия можно водить не только пальчиками, но тематическими фигурками, камнями Марблс, подручным материалом - крышками, формируя познавательный интерес и усидчивость.

Работа с досками так же начинается с работы над правой, затем над левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Сначала против часовой стрелки, либо движения рук к центру, к концу лабиринта, затем – по часовой, либо от центра, к началу лабиринта.

Движения могут осуществляться бегунками, палочками, капельками. Пальчиками, если текстура выпуклая, а также камнями Марблс.

 Для усложнения материала, можно использовать разные доски (разнонаправленные движения).

Пропись включает в себя графические задания (раскраски, прописи), построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. Здесь так же предусмотрена работа руками одновременно.

В этом блоке можно использовать и межполушарные картинки «Обводилки» принцип работы от - простого к сложному. Все картинки раскрашиваются одновременно двумя руками. Продуктивными занятиями так же являются задания на прорисовку одновременно двумя руками, на чистом листе бумаги, одинаковых фигур, а затем и разных. Лист бумаги можно заменить на рисование в воздухе руками или палочками, или на работу с песочным планшетом, максимально активизируя анализаторные системы и подкорковые отделы головного мозга.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП: КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, который позволяет усилить межполушарное воздействие, создать нейронные связи и улучшить работу всего головного мозга, который отвечает за развитие психологических процессов, интеллекта. Упражнения снижают утомляемость, а также усиливают способность к произвольному контролю.

Упражнения можно проводить в различном порядке и в разном сочетании, но главное требование, четкость выполнения задания. Каждому упражнению отводится не более двух минут.

В просветительской работе как в работе с родителями, так и в работе с коллегами используются практические методы (беседы, индивидуальное консультирование, круглые столы, мастер-классы, практикумы, деловые игры), наглядные методы (просмотр открытой образовательной деятельности, презентационные материалы). Познакомить педагогов и родителей с использованием нейропсихологических технологий, проработать последовательность действий и приемов стимуляции головного мозга, а так повысить мотивацию в овладении нетрадиционных методик, и применению их в образовательной деятельности и за пределами образовательного учреждения.

 Эффективность занятий по ФМПВ прослеживается по результатам психодиагностических исследований.

Основной идеей работы в данном направлении является не только обогащение методической копилки с учетом направления направлениям и возраста дошкольника, но и распространение идеи использования заданий по формированию межполушарных взаимосвязи, в коррекции отклонений развития, как отдельного направления среди специалистов дошкольного образовательного учреждения.