Психодиагностический комплекс методик

Гущина Ксения Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребёнка 6-7 лет.2.69 МБ
Microsoft Office document icon Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка 5-6 лет.2.05 МБ
Microsoft Office document icon Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка четырех лет.2.55 МБ
PDF icon Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Диагностика уровня агрессивности и тревожности у ребёнка.124.85 КБ
Microsoft Office document icon Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе.1.36 МБ
Файл Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ.17.5 КБ
Файл Захарова А.И. Оценка уровня тревожности ребёнка.15.3 КБ
Файл Проективная методика "Рисунок семьи". Вопросы.14.12 КБ
Файл Проективная методика "Два домика".51.72 КБ
Файл Индивидуальная карта развития ребёнка.19.2 КБ
Файл Диагностика типов семейного воспитания. Опросник АСВ. Опросник - Мера заботы.42.6 КБ
Файл Платонова Н.М. Схема-наблюдение за агрессивным ребёнком.16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ.

Параметры

Дополнительный вопрос к матери ребенка

Оценка в баллах или словесно

ПОВЕДЕНИЕ

Настроение:

- бодрое;

-уравновешенное;

- неустойчивое;

- подавленное.

Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка?

3

2

1

1

Сон

  1. Засыпание __________
  2. Длительность:

- быстрое (до 10 минут)

- медленное

  1. Характер:

- спокойный;

- неспокойный;

- с дополнительными воздействиями;

- без дополнительных воздействий.

  1. Продолжительность сна:

- соответствует возрасту

- не соответствует возрасту.

Как засыпает ваш ребенок?

Что вы делаете, что бы ребенок уснул?

Какова длительность сна?

3

2

3

1

1

3

3

1

Отношение к высаживанию на горшок:

- положительное;

- отрицательное.

Как ваш ребенок относится к этой процедуре?

3

1

Навыки опрятности:

- просится на горшок;

- не просится на горшок, но бывает сухой;

- не просится и ходит мокрый.

3

2

1

Отрицательные привычки:

- Есть (какие?)

- нет.

Сосет пустышку, палец, раскачивается  и т.д.

1

3

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст 1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев:

- понимание речи;

- движения;

- игра;

- навыки.

Возраст 1 год 9 месяцев – 2 года:

- понимание речи;

- активная речь;

- игра;

- навыки.

Выявляется методом диагностики

Соответствует норме – 3.

Ниже на 1 эпикризный срок - 2.

Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1.

ЛИЧНОСТЬ

Проявление познавательных потребностей

  1. в повседневной жизни:

- проявляет познавательные потребности;

- проявляет недостаточно;

- не проявляет.

  1. Дома и в новой обстановке интересуется игрушками, предметами:

- да;

- нет;

-  иногда.

3

2

1

3

1

2

Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив:

              - да;

              - нет;

              - иногда.

3

1

2

При обучении:

             -проявляет интерес, активность;

             -проявляет недостаточно;

            - не проявляет.

3

2

1

Инициативность в игре:

  1. Умеет сам найти себе дело:

- да;

- нет;

  1. Фаза подготовки игры:

– самостоятельно;

- с помощью взрослого.

  1. Появляются элементы воображения:

- да;

- нет.

3

1

3

2

3

1

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:

              - вступает в контакт по своей инициативе;

              - сам не вступает в контакт.

3

2

Инициативность во взаимоотношениях с детьми:

              -вступает в контакт по своей инициативе;

              - сам не вступает в контакт.

3

2

Результативность деятельности:

            -доводит начатое дело до конца;

            - не всегда;

            - не доводит.

3

2

1

Самостоятельность в игре:

- умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого;

- не всегда;

- не играет сам.

3

2

1

Социальные связи со взрослыми и детьми:

  1. Идет на контакт со взрослыми:

- легко;

- избирательно;

- трудно.

  1. Вступает в контакт с детьми:

- легко;

- избирательно;

- трудно.

3

2

1

3

2

1

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:

              - есть;

              - недостаточно;

              - трудно.

3

2

1

Уверенность в себе:

          - есть;

          - не всегда

          - нет.

3

2

1

Адекватное отношение к оценке взрослыми деятельности ребенка:

           - да;

           - не всегда;

           - нет.

3

2

1

Был ли опыт разлуки  с близкими (санаторий, больница и т.д.):

           - перенес разлуку сравнительно легко

           - тяжело.

3

1

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых:

           - есть;

           - нет.

К кому именно?

1

3

                                                                                       ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:__________________

Прогноз адаптации по среднему числу баллов:

2,6 – 3 балла – готов к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;

2 – 2,5 балла -  условно готов;

1 -1,9 балла – не готов.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ А.И. ЗАХАРОВА: ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЁНКА.

Инструкция: Тест выполняют родители и педагоги детей 4-10 лет.

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребёнка.

Возможные варианты ответов:

- данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла;

- данный пункт проявляется периодически – 1 балл;

- данный пункт отсутствует – 0 баллов.

Вопрос

Балл

1.

Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу.

2.

Чуть что – в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3.

Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4.

Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5.

Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6.

Всё больше грустит и печалится без видимой причины.

7.

Как и в первые годы, снова сосёт соску, палец, всё вертит в руках.

8.

Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

9.

Становится повышено возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10.

Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11.

Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12.

Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13.

  Всё труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14.

Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15.

Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

ИТОГ:

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

Интерпретация:

  • От 20 до 30 баллов – невроз.
  • От 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
  • От 10 до 15 – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания.
  • От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку.
  • Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ».

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Особенности проведения процедуры обследования.

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка.

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

Критерий/вопрос

Оценка

Последовательность изображения членов семьи

Родитель 1 (папа)

Родитель 2 (мама)

Себя

Брат (1\2)

Сестра (1\2)

Бабушка

(1/2)

Дедушка

(1/2)

Спонтанные комментарии ребенка

Последовательность рисования деталей

Имелись ли паузы больше 15 секунд и на чем?

Эмоциональная реакция и их связь с изображением

Возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам

ВОПРОСЫ:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

СИТУАЦИИ:

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?



Предварительный просмотр:

https://fb.ru/misc/i/gallery/31431/3050282.jpg

https://mir-knig.com/page_images/14/2d7e183f91a41605297fa2cf3a111986.jpg

https://e-libra.net/files/books/2019/02/22/407884/Autogen_eBook_id19.jpg

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА».

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Исследование проводится строго индивидуально.

Инструкция проведения:

Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность).

«А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить» (в классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы, между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Ф.И. ребенка:

Привлекательные персонажи

Непривлекательные персонажи, вызывающие эмоциональное напряжение.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта развития ребенка

Фамилия и имя ребенка:__________________________________________________________________________

Дата рождения: _________________________________________________________________________________

Домашний адрес и телефон:_______________________________________________________________________

Адаптационный период в дошкольном учреждении: __________________________________________________

Эмоциональное состояние ребенка в  дошкольном учреждении

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

«С» - спокойствие;

«В» - приподнятое настроение;

«Н» -  напряженность (нервозность);

«П» - плаксивость;

«А» - агрессивность.

Физическое развитие

          Группы

Навыки

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовитель-ная группа

Группа здоровья

Координация движений

Бег

Прыжки

Метание

Лазанье

Физическая выносливость

Физическая активность (нормальная, повышенная, замедленная)

Игровая деятельность

                    Группы

Навыки

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовитель-ная группа

Предпочитает игры :

- сюжетно-ролевые (с/р);

- подвижные (подв.);

-  строительные (ст.);

- театрализованные (т).

В играх с детьми:

- быстро включается;

- берет ведущие роли;

- держится в стороне;

- играет один.

Соблюдение правил в игре

Взаимоотношения с другими детьми

Тонкие физические движения

               Группы

Навыки

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовитель-ная группа

Координация глаз и рук при рисовании

 Координация глаз и рук при лепке

 Работа с ножницами

Аппликативное выкладывание

Постройки из строительного материала

Конструирование из мелких деталей

Самостоятельность и независимость

                      Группы

Навыки

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовитель-ная группа

Прием пищи

Одевание

Пользование туалетом, культурно-гигиенические навыки

Желание помогать взрослым и сверстникам

Выполнение поручений

Организаторские способности

Навыки организованности

Общая динамика развития ребенка

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовитель- ная группа

Физическое развитие

Игровая деятельность

Речевое развитие и общение

Познавательное развитие

Социальное развитие и поведение

Развитие мелкой моторики

Развитие навыков самостоятельности

Эмоциональное состояние ребенка в  дошкольном учреждении

«С»

«В»

«Н»

«П»

«А»

 Таблица заполняется с помощью следующих знаков:

О - навык сформирован (красный круг);

О – частично сформирован (синий круг);

О – навык не сформирован (зеленый круг).

Условные обозначения:

«С» - спокойствие;

«В» - приподнятое настроение;

«Н» -  напряженность (нервозность);

«П» -плаксивость;

«А» - агрессивность.



Предварительный просмотр:

«МЕРА ЗАБОТЫ»

Ф. И. О. родителя_________________________________Ф.И. ребенка____________________

Инструкция: перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

  • "Категорически не согласен" - 1 балл.
  • "Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
  • "Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
  • "Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

Вопрос

Оценка

1.

Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2.

Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3.

Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4.

Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5.

Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6.

Воспитание - это тяжелый труд.

7.

У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8.

Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9.

Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10.

Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11.

Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12.

Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13.

В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14.

Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

15.

Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Общее кол-во баллов:

Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

Ф. И. О. родителя____________________________________________________________

Фамилия и имя сына (дочери)_______________________ Сколько ему (ей) лет?_______

Бланк для ответов опросника АСВ

Названия

шкал

Диагностические

значения

1

21

41

61

81

2

22

42

62

82

3

23

43

63

83

4

24

44

64

84

5

25

45

65

85

6

26

46

66

86

7

27

47

67

87

8

28

48

68

88

9

29

49

69

89

10

30

50

70

90

11

31

51

71

91

12

32

52

72

92

13

33

53

73

93

14

34

54

74

94

15

35

55

75

95

16

36

56

76

96

17

37

57

77

97

18

38

58

78

98

19

39

59

89

99

20

40

60

80

100

101

107

113

119

125

102

108

114

120

126

103

109

115

121

127

104

110

116

122

128

105

111

117

123

129

106

112

118

124

130

ОПРОСНИК АСВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (№3-10).

Инструкция: «Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".

Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу в работе с вами.

ОПРОСНИК:

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей по уходу за собой и поддержанию порядка, чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, чего он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал(а) бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любил/а) супруга/у.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые нередко выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится из-за плохого самочувствия, лучше сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз приходилось пропускать родительские собрания.

43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители относятся к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я – мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже может понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень суровы.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное средство – это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он (она) хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят старшие.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы моложе, то наверняка бы в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына(дочери) виновата) я сам(а), потому, что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям наш(а) сын (дочь) остался (осталась) жить.

96. Нередко я завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что я говорю сыну (дочери) одно, а муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) для меня – закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, детском саду, у родственников.

121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в

покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, «пепси» и т. д.).

128. Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Правила пользования опросником АСВ

Заполнение опросника предполагает создание доверительной атмосферы между психологом и родителем (родителями). Опрос может проходить в присутствии психолога или же опросники могут быть даны для заполнения дома. Каждый опрашиваемый (если их двое — мать и отец) получает свой текст опросника и бланк регистрации ответов. Психолог, проводящий исследование, зачитывает инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. Он просит родителей заполнять опросник независимо друг от друга. После того как родители приступили к заполнению анкеты, повторное инструктирование или пояснения не желательны.

Бланк регистрации ответов составлен так, что номера ответов, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке (правда, для некоторых шкал таких строк две — вверху и внизу). В край нем правом столбце указаны сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значение для каждой шкалы. Так, например, ответы на вопросы 1,21, 41, 61 и 81, а также 101, 107, 113, 119, 125 (всего десять вопросов) относятся к шкале Г+ (гиперпротекция), диагностическое значение которой равно 7. Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей строке номеров. Если названия шкал подчеркнуты, как, например, Г+, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется соответствующая особенность стиля воспитания. При обнаружении нескольких особенностей (отклонений) воспитания следует обратиться к таблице 5 — «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания» для установления конкретного, присутствующего в воспитательном поведении данного родителя типа семейного воспитания.

Таблица 1

Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания

Типы воспитания

Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса

Уровень протекции П (Г+ , Г-)

Полнота удовлетворения потребностей У (У+, У-)

Степень предъявления требований Т (Т+,Т-)

Степень запретов З(З+,З-)

Строгость санкций С(С+, С-)

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

±

+

+

+

Повышенная моральная ответственность

+

-

+

+

+

Эмоциональное отвержение

-

-

+

+

+

Жестокое обращение

-

-

+

±

+

Гипопротекция

-

-

-

-

±

Примечание:

«+» означает чрезмерную выраженность соответствующей особенности воспитания;

«-» означает недостаточную выраженность;

«±» означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность указанной особенности воспитания.

Описание шкал опросника АСВ1

Дадим описание шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)

 Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У-) 

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции (поскольку родитель много занимается воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

 В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

 Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т-и З+, З-)

Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет, – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать.

Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций 1 Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996. – С. 6– 19 со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+, С-.

Требования-обязанности – это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и по отношению к другим членам семьи.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому. Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания – «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует реакции оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов; а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С) 

Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для родителей характерны приверженность к применению строгих наказании, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости.

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н) 

Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 1.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожномнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуации личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какимилибо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию.

Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

Гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, 3-, С+). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Особую роль в практике врача-психотерапевта играют две группы причин.

Отклонения личности самих родителей. Акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жесткое обращение с ребенком. Стиль доминирования может также обусловливаться чертами тревожной мнительности.

Демонстративно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия у родителей нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых [Эйдемиллер Э. Г., 1994].

 Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание врача-психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих личностных характеристик, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом встает трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.

 Излагая наиболее часто встречающиеся психологические проблемы, лежащие в основе негармонического воспитания, мы опирались на опыт практической работы с родителями детей и подростков с невротическими расстройствами, нарушениями адаптации, личностными расстройствами (психопатиями) – соответственно 120, 60 и 80 семей.

 Как и в предыдущем разделе, одновременно с описанием этих личностных проблем будут указываться шкалы АСВ, предназначенные для их диагностики.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение воспитания – повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет – смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже – отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, – потребность во взаимной исключительной привязанности, частично – эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) – чаще противоположного пола – «все чувства, всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям – ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью, потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

 Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще маленький. Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье).

Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других – определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей – признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» – повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д.

Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет – его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

 Еще один источник – перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях – мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных во времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания – гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя».

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь Дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, например выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает тип воспитания «гипопротекция» и особенно «эмоциональное отвержение». При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей – тип воспитания «повышенная моральная ответственность» – либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.

Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания – эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего – отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации; характерным стремлением является выявить в любом поступке «истинную», т.е. плохую, причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознаваемо борется.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания – противоречивый тип воспитания – соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отверженцем либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами – частое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК – выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. Это связано с тем, что именно «строгая» сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств – ПМК и шкала предпочтения женских качеств – ПЖК. Обусловливаемые нарушения воспитания – потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам – быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков в сыне и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция».



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА АГРЕССИВНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА (ПО Н.М. ПЛАТОНОВОЙ).

Ф.И.О. РЕБЕНКА___________________________________________________________

Возраст____________ дата заполнения_______________ период наблюдения_________

Ф.И.О. заполнившего протокол (родитель, педагог, психолог)_____________________

Показатели проявления агрессивности

Поведенческие акты

Частота проявления

1.Вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

Кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева.

Сжимает кулаки в состоянии обиды.

Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева.

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

2.Длительность выхода из состояния раздражения, гнева

После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут

После агрессивной реакции успокаивается в течение 30 минут

После агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа

После агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

3.Чувствительность к помощи взрослого

Не может успокоиться без помощи взрослого

Замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии

Замечания в устной форме не тормозят физической агрессии

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

4. Отношение к собственным проявлениям агрессии

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его

Признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

Признает негативность, но продолжает агрессивные появления

Не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

5.Недостаточность в проявлении гуманных чувств

Делает что-то назло другим

Проявляет безразличие к страданиям других

Стремится причинить другому страдания

Отсутствие чувства вины после агрессивных реакций

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

6. Реакция на новую обстановку и на ограничения

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии

Непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии

В ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

Оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

7. Реактивность, чувствительность к агрессии других

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других

Проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

Проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

Провоцирует проявление агрессии

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

8. Проявление агрессии в присутствии других

Проявляет агрессию один на один

Проявляет агрессию в присутствии других сверстников

Проявляет агрессию в присутствии взрослых

Ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

9. Проявление физической агрессии, направленной на предмет

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

Портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

В состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

Портит вещи независимо от состояния и ситуации

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

10. Проявление агрессии, направленной на других детей

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

Проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

Проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

Задирается, провоцирует проявление агрессии

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

11. Проявление агрессии, направленной на взрослых

Проявляет агрессию по отношению к родителям

Проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

Проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

Проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

12. Проявление агрессии, направленной на себя

Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

Причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

Просит причинить ущерб в наказание

Причиняет себе ущерб без видимых причин

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

13. Проявление агрессии, направленной на животных

Насильно ловит животных

Причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

Причиняет ущерб животным без видимых причин

Убивает животных

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

14. Проявления вербальной агрессии

Говорит обидные слова детям

Говорит обидные слова взрослым

Говорит нецензурные слова детям

Говорит нецензурные слова взрослым

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

15. Проявления физической агрессии

Замахивается,

Щипает, дергает за волосы

Бьет рукой

Бьет ногой

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 – не проявляется никогда,

1 – иногда наблюдается,

2 – наблюдается довольно часто,

3 – проявляется почти всегда,

4 – наблюдается постоянно.

Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности.

Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности ребенка.

Уровень 1 – от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

Уровень 2 – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень 3 – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психологопедагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень 4 – от 195 до 260 баллов. Психолого – педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.