3.3. Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса , выборе образовательных технологий , методик обучения

Курникова Светлана Михайловна

Тема самообразования на 2019-2023 учебный год: " Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО"  . С целью реализации применяю современные технологии:

- ИКТ,

- проектной и исследовательской деятельности,

- проблемного обучения,

- технологию АМО,

- развития критического мышления (ТРКМ),

Приемы формирующего оценивания

Приемы технологии ИСУД 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание в начальной школе.

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.
Сегодня в одном классе обучаются дети с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через 
дифференцированное обучение

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток.

Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу. Нужно отметить несовершенство системы контроля и оценивания успешности школьников. Ни для кого не секрет, что официально обучение в первом классе строится на принципах безотметочного обучения. И осуществляется это с целью обеспечения более комфортной адаптации к школе первоклассников. Вместо отметок учителя «выставляют» первоклассникам то ли разноцветные кружочки, то ли рожицы с разным настроением, то ли геометрические фигурки с разным значением…, а сам ребёнок «остаётся не у дел». Ну а со второго класса начинается настоящая школа с оценками и отметками по пятибалльной шкале, причём, нормы и критерии оценивания, как правило, остаются прежними, из прошлого века. Тогда-то и начинаются настоящие проблемы. Во первых, интерес к школе падает, во-вторых, ребёнок старается заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям, в третьих, появляются обиды, страхи. Избежать многих стрессовых ситуаций не только для учеников, но и для педагогов можно при альтернативной системе контроля и оценивания. Но исторически сложившаяся оценочная система баллами мешает развитию личности учащихся. В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Происходит смена парадигмы оценивания – от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения», «развивающего оценивания». Все чаще звучат высказывания о том, что всякое оценивание в целях контроля, мониторинга или для осуществления ранжирования результатов (для последующего отбора) не поддерживает ученика, а зачастую отрицательно влияет на процесс обучения. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям? В чём состоит сущность, и каким должны быть способы и формы педагогического оценивания, чтобы они решали все, противоречия, связанные с контролем и оценкой действий учащихся? Должна быть специальная система оценивания, предусматривающая вариативность начального образования. Различают два вида оценивания: формирующее и итоговое. Оценивание, осуществляемое до начала и в ходе проекта, называется формирующим оцениванием. Формирующее оценивание обеспечивает учащимся обратную связь по поводу их успехов в процессе обучения. Итоговое оценивание осуществляется в конце проекта и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям, проверять понимание и поощрять метапознание, демонстрировать понимание и навыки, отслеживать прогресс.

Формирующее оценивание- оценивание для развития

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости.

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы

5)Заполнение таблицы  показателей правильности выполнения заданий

6) Заполнение листа индивидуальных достижений

7)Заполнение диагностических карт

8) Заполнение оценочных листов

9)Составление недельных отчётов

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку

Навыки

1 этап

2 этап

Прирост за год

1

Списывание

2

Определение частей речи

3

Выделение грамматической основы

4

Нахождение корня слова

5

Нахождение проверочных слов

показателей правильного выполнения заданий по математике

Навыки

1 этап

2 этап

Прирост за год

1

Запись условия задачи

2

Решение задачи

3

Ответ задачи

4

Решение табличных случаев сложения

5

Решение табличных случаев

вычитания

6

Решение уравнений

7

Геометрические фигуры и тела

8

Сравнение чисел

9

Сравнение выражений

Недельный отчёт

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

да

нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (а) устное сообщение

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

.

Лист самооценки выполнения домашнего задания

да

нет

1. Я сделал домашнее задание.

2. Я сразу понял, что требуется сделать.

3. У меня не возникало трудностей при выполнении

4. Я выполнил все грамматические задания.

5. Я выделил орфограммы.

6.Я проверил свою работу, исправил ошибки.

7.Я работу выполнил старательно, аккуратно

8.Я выполнил работу над ошибками

Лист самооценки работы в группе

да

нет

1. Я был активен в группе.

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы.

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Некоторые  педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе: 

- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием  «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

-  прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

- прием «умные вопросы»  (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.

Использованная литература:

1.Фишман И.С, Голуб Г.Б, «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся

2.Пинская М.А., «Формирующее оценивание: оценивание в классе



Предварительный просмотр:

Приложение к АООП НОО

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Развитие речи»

для обучающихся в общеобразовательном учреждении в  условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО

(вариант 5-2)

1-4 классы

Автор: учитель начальных классов Курникова С.М.

2021-2022 учебный год

г. Нижневартовск.

1. Пояснительная записка

Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) и разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
  3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286- 15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
  5. Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;
  6. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.2).
  7. АООП НОО учащихся с ТНР МБОУ СШ № 43 города Нижневартовска

Несформированность всех компонентов речи у обучающихся с ТНР является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

  1. Общая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.2)

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) характеризуется более поздним, по сравнению с нормой, развитием речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается.

Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим. Обучающиеся с ТНР (вариант 5.2), находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются использованием, хотя и постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов, не способны дифференцированно обозначать названия предметов, действий, отдельных признаков.

Отличительной чертой речевого развития обучающихся с ТНР этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Произношение детей характеризуется недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза). Наблюдаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение пользоваться способами словообразования.

Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ТНР характеризуется следующими проявлениями: - нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа; - ограниченным словарным запасом; - наличием многочисленных словесных замен; - бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений - связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Таким образом, у детей с ТНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ТНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ТНР (как первичного дефекта).

  1. Цели и задачи программы

Главной целью программы «Развитие речи» является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств как базы для успешного усвоения общеобразовательных программ и социализации у обучающихся с ТНР.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
  • формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
  • практическое        овладение        основными        морфологическими        закономерностями грамматического строя речи;
  • практическое        овладение        моделями        различных        синтаксических        конструкций  предложений;
  • усвоение        лексико-грамматического        материала        для        овладения        программным  материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.

1.4 Принципы построения программы

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно- воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно- воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

  1. Общая характеристика курса «Развитие речи»

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Русский язык» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На занятиях по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они учатся наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.

Коррекционно–развивающая работа обеспечивает специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.

  1. Описание места курса в учебном плане.

Курс «Развитие речи» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционного курса. Он является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования общеучебных универсальных действий.

Занятия проводятся в 1-4 классах.

Классы

Кол-во часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

1

2

32

64

2

2

33

66

3

4

33

132

4

4

33

132

ИТОГО на уровне начального общего образования

394

  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, поэтому коррекционно- логопедические занятия способствуют формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе коррекционно-логопедического обучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Коррекционно-логопедические занятия являются для учащихся основой для успешного освоения основной общеобразовательной программы, способствуют достижению не только предметных, но и метапредметметных и личностных результатов.

Основной целевой установкой для курса «Развитие речи» является формирование полноценной речевой деятельности, а также создание предпосылок для освоения предметных результатов обучения. На уроках по развитию речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.

Немалую роль играет система упражнений по формированию планирующей и регулирующей функциями речи, что позволяет осуществить достижение личностных и метапредметных результатов обучения и перенести их в сферу обучения в целом.

  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Целостное восприятие окружающего мира.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
  6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
  6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».
  11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».
  13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
  14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя),
  15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
  16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
  17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты освоения программы

по «Развитию речи»

Языковые

  • Умение различать на слух и в самостоятельной речи грамматические формы слова.
  • Знание названий окружающих предметов, их качеств, повседневных действий. Умение их употреблять в составе собственного высказывания.
  • Умение образовывать новые слова суффиксальным способом (изученные формы).
  • Умение выражать пространственные отношения предметов с помощью изученных предложно-падежных конструкций.
  • Практическое        осознание        взаимосвязи        между        морфемами        в        составе        слова        

и           изменением смысла слова.

  • Умение осознанно грамматически правильно строить предложения из 3-4-х слов.

Коммуникативные

  • Умение вслушиваться в обращенную речь, понимать инструкции и небольшие связные высказывания.
  • Умение корригировать свою деятельность в соответствии с указаниями педагога или замечаниями соучеников.
  • Умение точно отвечать на вопросы (простая форма).
  • Умение обратиться к взрослому или ребенку с просьбой или вопросом для удовлетворения своих потребностей.

  1. Основное содержание программы «Развитие речи»

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа  над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:

  • формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;
  • обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования; - формирование представлений об обобщенном лексико- грамматическом значении слова;
  • уточнение значений слов;
  • развитие лексической системности;
  • расширение и закрепление связей слова с другими словами;
  • обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.

Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.

Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:

  • формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
  • формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;
  • формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
  • формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.

Примерная тематика для развития речи:

  1. класс - «Наш класс», «Наша школа», «Осень», «Наш город (село)», «Зима», «Моя семья», «Наш дом», «Весна», «Лето».
  2. класс - «Окружающая природа», «Вспомним лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Скоро лето».
  3. класс - «Космос и Земля», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Земля», «Вода»,

«Формы поверхности», «Наш край», «Человек и общество», «Устное народное творчество».

  1. класс - «Единство человека и природы», «Организм человека, охрана его здоровья»,

«Восприятие окружающего мира», «Человек и история», «Российская история», «Древняя Русь», «Московское царство», «Российская империя», «Российское государство», «Как мы понимаем друг друга»

Класс

Характеристика деятельности обучающихся

Формирование лексико-

грамматической стороны речи

Развитие связной речи

1

Знать        строение        артикуляционного

аппарата;        акустико-артикуляционные

Знать общее понятие о тексте: тема

текста; заглавие текста; опорные слова;

различия и сходства звуков; значение правильного        дыхания;                основные грамматические термины: слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные звуки,        твердые                и        мягкие        согласные звуки, называть положение звука в слове, обозначать звук буквой; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

определять место ударения в слове. Знать        основные        грамматические термины:                речь,                предложение, словосочетание, слово,

отличать на слух выразительную речь от невыразительной;

уметь пользоваться дыханием и голосом

в процессе речи.

вычленять в тексте опорные слова; составлять простые предложения на заданную тему;

давать ответы на вопросы;

пересказывать небольшие тексты с опорой на вопросы, картинки.

2

Знать значения многих лексических единиц; правила связи слов в предложении; основные грамматические термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая;

быстро        находить        нужное        слово, наиболее точно выражающее мысль; находить многозначные слова в тексте, объяснять их значение;

выделять слова в переносном значении; пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; интонационно оформлять высказывание;

редактировать предложения.

Знать основные признаки текста; виды текстов;

выразительно читать текст;

определить основную мысль текста; выделять в тексте опорные слова делить текст на части;

составлять        план        текста; восстанавливать деформированные предложения;

сочинять тексты описательного характера;

писать творческое изложение.

3

Знать основные качества речи; основные правила общения; стили речи; изобразительно-выразительные средства языка;

уметь инсценировать диалог;

составлять        диалог        по        аналогии        с данным;

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

выделять        в        тексте        синонимы, антонимы,

устанавливать их роль в тексте;

устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении

Знать типы текстов; виды текста; составлять текст по заданной теме; осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение; пользоваться различными частями речи при составлении предложения; анализировать речь (на уровне текста, предложения); составлять текст на определенную тему; грамматически правильно связывать слова в предложении; использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций; выразительно  читать предложения, разные по  цели высказывания и интонации.

4

Знать        лексические,        грамматические

Знать тематические интонационные средства связи, особенности построения стихотворного произведения, виды стихотворных произведений, стили речи; составлять текст-диалог, текст- монолог;

редактировать простое и сложное предложение: заменять неудачно употребленные слова;

распространять предложения;

анализировать        и        редактировать сочинения;

анализировать        художественное произведение;

составлять        отзыв        о        произведениях художественной литературы

средства связи; виды плана;

основные элементы композиции;

определять        стилистическую

принадлежность        текстов,        составлять

текст в заданном стиле;

определять        стиль        речи        с        учетом

лексических особенностей текста;

составлять        художественное

повествование с элементами описания;

определять средства связи предложений

в тексте;

определять элементы в данном тексте.

  1. Тематическое планирование курса

  1. 1 класс

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1.

Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь

1

2.

Техника речи: дыхание

1

3.

Техника речи: голос

1

4.

Техника речи: дикция. Скороговорки

1

5.

Звуки речи

1

6.

Буквы

1

7.

Звуки речи и буквы

1

8.

Звуки речи: гласные и согласные

1

9.

Алфавит

1

10.

Твердые и мягкие согласные звуки

1

11.

Звонкие и глухие согласные звуки

1

12.

Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных

1

13.

Закрепление изученного

1

14.

Деление слов на слоги

1

15.

Деление слов на слоги. Ударение

1

16.

Ударение. Перенос слов

1

17.

Закрепление изученного

1

18.

Слово, его значение. Толковый словарь

1

19.

Прямое и переносное значение слова.

1

20.

Многозначные слова

1

21.

Слова приветствия и прощания

1

22.

Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение

1

23.

Закрепление изученного

1

24.

Слова-предметы

2

25.

Слова-признаки

2

26.

Слова-действия

2

27.

Омонимы.

1

28.

Синонимы.

1

29.

Антонимы

1

30.

Тематические группы слов.

1

31.

Закрепление пройденного

1

32.

Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение»

1

33.

Вычленение, подсчет слов в предложении

2

34.

Составление предложения по заданной картинке

2

35.

Закрепление пройденного

1

36.

Общее понятие о тексте

1

37.

Тема текста

1

38.

Главная мысль текста

1

39.

Опорные слова в тексте

1

40.

Заглавие текста

1

41.

Составление небольшого рассказа по сюжетным картинкам

2

42.

Составление предложений на заданную тему по опорным словам

2

43.

Составление предложений – полных ответов на вопросы к тексту

2

44.

Составление предложений - кратких ответов на вопросы к тексту

2

45.

Деление сплошного текста на предложения

1

46.

Пересказ с опорой на вопросы

1

47.

Пересказ по сюжетным картинкам

1

48.

Восстановление деформированного текста по серии картинок

2

49.

Составление рассказа-описания по картинке

2

50.

Составление рассказа –описания о домашнем любимце

2

51.

Обобщение пройденного материала за год

2

52.

Итого

64

  1. класс

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

1.

Слово. Повторение изученного в 1 классе.

1

2.

Определение лексического значения слов.

2

3.

Прямое и переносное значение слова.

2

4.

Многозначные слова.

2

5.

Синонимы.

2

6.

Пословицы и поговорки.

2

7.

Загадка. Обучение сочинению загадок.

2

8.

Считалки. Обучение сочинению считалок.

2

9.

Предложение и словосочетание. Их отличие.

2

10.

Знаки препинания в конце предложения.

2

11.

Текст. Признаки текста.

2

12.

Текст. Тема текста.

2

13.

Текст. Основная мысль текста.

2

14.

Текст. Опорные слова.

2

15.

Абзац. Связь предложений в тексте.

2

16.

Части текста. Опорные слова.

2

17.

Деление текста на части.

2

18.

План текста.

2

19.

Виды плана. Составление планов разных видов.

2

20.

Составление плана текста с обозначенными частями.

2

21.

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

2

22.

Текст-описание. Характерные признаки текста- описания. Схема построения

2

описания.

23.

Сочинение – описание по готовому началу, коллективно составленному плану

и опорным словам.

2

24.

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста- рассуждения. Схема

построения рассуждения.

2

25.

Выразительное чтение. Интонация.

2

26.

Анализ текста.

Редактирование текста-описания.

2

27.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста.

2

28.

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному

плану.

2

29.

Сочинение сказки.

1

30.

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их

устранения.

2

31.

Работа        с        деформированным        текстом.        Грамматическое        оформление

предложений с повторяющимися словами.

2

32.

Изложение-повествование по памяти.

2

33.

Сочинение - сравнительное описание.

2

34.

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

2

35.

Итого

66

  1. класс

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

1.

Речь. Средства выразительности устной речи (темп, громкость, мимика,

жесты). Мои воспоминания о лете. Беседа.

2

2.

Основные правила общения. Требования к речи.

2

3.

Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

2

4.

Слово. Его значение.

2

5.

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с

кроссвордами.

2

6.

Обобщение

1

7.

 Прогулка по осеннему парку. Умение давать распространенные ответы

2

8.

Ранняя осень, золотая   осень, поздняя   осень.   Составление   и   запись

предложений на основе наблюдений.

2

9.

Изложение «Пришла осень».

3

10.

Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте.

3

11.

Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в тексте.

3

12.

Употребление синонимов в речи.

2

13.

Омонимы.

3

14.

Образные слова и выражения. Загадки.

2

15.

Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

3

16.

Крылатые слова и выражения.

3

17.

Обобщение

1

18.

Устаревшие и новые слова.

2

19.

Возникновение слов, происхождение некоторых топонимов и антропонимов.

1

20.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

2

21.

Виды предложений по интонации.

2

22.

Члены предложения.

2

23.

Связь слов в словосочетании, предложении.

2

24.

Выделение признаков связного текста.

2

25.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

2

26.

Мой город. Расширение предложений за счет вопросов

2

27.

Мой город. Изложение.

2

28.

Обобщение

1

29.

  Зима (природные явления) Беседа по картине.

2

30.

Зимний пейзаж.

(письменная работа с опорой на картинку и текст)

Работа по распространению предложений. Изложение «Снег идет».

3

31.

Здоровье зимой. Составление текста из деформированных предложений

2

32.

Забавы зимой. Работа над связным высказыванием по опорным словам.

Устное сочинение по картинкам

2

33.

Новый год. История праздника Распространение предложений.

2

34.

Письмо Деду Морозу (письменная работа) Обобщение.

2

35.

Обобщение

1

36.

Каникулы. Самый интересный день каникул.

2

37.

Стили речи: разговорный и книжный.

2

38.

Разговорный стиль. Диалог.

2

39.

Диалог и монолог.

2

40.

Художественный стиль. Общее понятие.

2

41.

Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану,

опорным словам.

2

42.

Обобщение

1

43.

Устное сочинение по серии картинок. Деление текста на части.

3

44.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

3

45.

Изобразительно- выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

3

46.

Изобразительно- выразительные средства языка. Олицетворение.

3

47.

Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна».

3

48.

Изложение-повествование   на   основе   слухового   восприятия   текста   по

обобщенным вопросам, опорным словам.

2

49.

Обобщение

1

50.

Мамы всякие важны, мамы всякие нужны.

2

51.

Праздник 8 Марта.

Написание письма-поздравления.

2

52.

Выходной день в моей семье.

2

53.

Люби книгу!

Сочинение с элементами рассуждения.  Мой любимый герой.

3

54.

Обобщение

1

55.

Научный стиль речи. Научные слова.

2

56.

Как написать письмо.

2

57.

Идет весна. Беседа.

2

58.

Сочинение по картине И. Левитана «Весна. Большая вода.»

2

59.

Изложение        описание        на        основе        зрительного        восприятия        текста        по

коллективно составленному плану, опорным словам

3

60.

Творческое редактирование текста.

2

61.

Повторение

3

62.

Обобщение за год

3

63.

Итого

132

  1. класс

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

1.

Повторение изученного. Текст, его виды и средства связи в нем.

3

2.

Повторение изученного. Стили языка.

3

3.

Речь как средство воздействия на другого человека.

3

4.

Культура речи. Техника речи.

3

5.

Разговорный стиль языка. Диалог.

3

6.

Выразительное чтение. Интонация.

3

7.

Речевой этикет.

3

8.

Обобщение

2

9.

Драматическая импровизация.

3

10.

Художественные произведения. Стихи и проза

4

11.

Стихи.        Особенности        построения        стихотворного        произведения.        Виды стихотворных произведений.

4

12.

Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным.

Жанры прозаических произведений.

4

13.

Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

3

14.

Обобщение

2

15.

Пословицы. Поговорки. Афоризмы.

4

16.

Сочинение по пословице.

3

17.

Композиция текста. Основные элементы композиции.

4

18.

Композиция текста. Средства соединения предложений и частей в тексте.

4

19.

Сочинение сказки по готовому началу.

4

20.

Научный стиль. Заимствованные слова.

4

21.

Обобщение

2

22.

Простое и сложное предложение.

4

23.

Предложение со сравнительным оборотом.

4

24.

Однородные члены предложения.

4

25.

Коллективное сочинение – повествование по серии картинок, опорным словам.

3

26.

Незаменимые помощники-словари.

4

27.

Размышления «Почемучек». Сочинение-рассуждение.

3

28.

Творческие текстовые упражнения.

5

29.

Сочинение по картине.

3

30.

Обобщение

2

31.

Газетные жанры (корреспонденция, репортаж, интервью)

4

32.

Официально-деловой стиль.

4

33.

Повторение и обобщение о стилях языка.

3

34.

Коллективное        сочинение-повествование        по        сюжетной        картине,        плану, опорным словам.

2

35.

Анализ и редактирование сочинений.

4

36.

Анализ художественного произведения.

4

37.

Составление отзыва о произведениях художественной литературы.

4

38.

Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие»

2

39.

Обобщение

2

40.

Повторение

3

41.

Итого

132



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 43»

Морозова И.Ю.

«___» сентября 2021 г.

План

коррекционной работы с учеником 3А класса МБОУ «СШ № 43»

____________________________________________________

на период I учебной четверти 2021 – 202 учебного года.

обучающийся

Учитель предметник Курникова С.М.

Роспись родителя

Математика

Вид работы

сроки

Отметка о выполнении

Тема: Повторение

Нумерация. Письменные приемы сложения, вычитания, в пределах 100;

Тема: Сложение и вычитание.

Решение примеров столбиком ( с переходом через 10)

Порядок выполнения действий.

Сентябрь (2 раза в неделю)

Октябрь (2 раза в неделю)

Тема: Решение задач на нахождение ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ

Решение задач

Октябрь

Тема: Величины

Сравнение величин.  

ежеурочно

Выполнение заданий на нахождение периметра и площади фигур.

2 раза в неделю

Логопед

Логопедические занятия.-  среда , 12.15.

Цель: Звукопостановка и профилактика, коррекция  дисграфии.

Психолог

Коррекционно-психологические занятия  - четверг - 12.15

Направление работы:  социальная адаптация, развитие коммуникативных навыков.

Социальный педагог

Индивидуальные беседы с мамой несовершеннолетнего и ребенком о трудностях в обучении. ( по необходимости, по запросу)

Систематический контроль успеваемости и посещаемости обучающегося - ежедневно

Вовлечение обучающегося во внеурочную деятельность школы

Рекомендации родителям

1. Занятия по тестам-тренажёрам, памяткам, схемам

2. Ежедневная работа над ошибками в тетради.

3. Контроль выполнения домашних заданий.

4. Выполнение рекомендаций специалистов (логопед, психолог, социальный педагог)

Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 43»

Морозова И.Ю.

«___» ноября 2020 г.

План

коррекционной работы с учеником 4Б класса МБОУ «СШ № 43»

ООООООО

на период II учебной четверти 2020 – 2021 учебного года.

обучающийся

Учитель предметник Курникова С.М.

Роспись родителя

Русский язык

Вид работы

сроки

Отметка о выполнении

Тема: предложение и словосочетание

Разбор предложения по членам предложения. Части речи.

октябрь

12.11 – «3»

Тема: правописание безударной гласной ( проверяемой)

23.11 – «2»

Разноуровневые задания

ежеурочно

26.11 – «3»

Развитие речи

Построение грамматических конструкций ( 2 раза в неделю, в рамках индивидуальных занятий по развитию речи)

07.12 – «2»

Логопед

Логопедические занятия.-  среда , 12.15.

Цель: Звукопостановка и профилактика, коррекция  дисграфии.

Психолог

Коррекционно-психологические занятия  - четверг - 12.15

Направление работы:  социальная адаптация, развитие коммуникативных навыков.

Социальный педагог

Индивидуальные беседы с мамой несовершеннолетнего и ребенком о трудностях в обучении. ( по необходимости, по запросу)

Систематический контроль успеваемости и посещаемости обучающегося - ежедневно

Вовлечение обучающегося во внеурочную деятельность школы

Рекомендации родителям

1. Занятия по тестам-тренажёрам, памяткам, схемам

2. Письмо с комментированием

3. Ежедневная работа над ошибками в тетради.

4. Контроль выполнения домашних заданий.

5.  Выполнение рекомендаций специалистов (логопед, психолог, социальный педагог)

Коррекционо-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.

Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

4 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

 расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

 развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебнопознавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);

 улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

 совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);

 улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;

  развитие самоконтроля при оценке полученного результата.

Личностные результаты освоения по учебному предмету «Математика» могут проявляться:

 в принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

 в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах);

 в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);  в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

 в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);

 в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций).

Метапредметные результаты освоения по учебному предмету «Математика»

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

  кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);

 осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п.);

  сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);

  обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

 понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом);

  различать способы и результат действия (складывать или вычитать);

 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

 осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

 адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

 Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– задать вопрос учителю при не усвоении материала урока или его фрагмента;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и профессии. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться правильно считать, решать задачи. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.

Они обозначаются в АООП как:

 формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;

 исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры

Решение об итогах освоения программы и переводе в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов

Содержание учебного предмета ( математика)  

1

Числа и величины

На начало обучения в 4 классе

На конец 1 полугодия

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта.

Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин.

Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).

Соотношения между единицами измерения однородных величин.

Сравнение и упорядочение однородных величин.

Были выявлены  пробелы в усвоении материала 1-3 класса

Динамика незначительная. Тема : Сравнение  многозначных чисел  - усвоена.

Испытывает  затруднения при работе с неоднородными величинами.

2

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий.

Таблица сложения.

Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Были выделены пробелы в усвоении материала 1-3 класса.

Таблица умножения не усвоена

Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления не усвоены

Динамика незначительная.

Считает с помощью, ошибки допускает при вычислениях с переходом через разряд.

3

Элементы алгебраической пропедевтики.

Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a · b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0

Испытывает трудности.

Динамика незначительная.

4

Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Испытывает трудности

Тема не усвоена.

5

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие  расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Испытывает трудности при решении задач изученных видов. Самостоятельно задачи не решает. К доске выходить отказывается.

Испытывает трудности при решении задач изученных видов. Самостоятельно задачи не решает. К доске выходить отказывается.

Содержание учебного предмета ( математика)  

На начало обучения в 4 классе

На конец 1 полугодия

1

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Были выявлены  пробелы в усвоении материала 1-3 класса

Самостоятельно не определяет. При работе с текстом испытывает затруднения.

2

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Были выявлены  пробелы в усвоении материала 1-3 класса

Алгоритм разбора предложения  не освоил.

3

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а. но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами ит а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки  препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Испытывает затруднения при записи предложений с однородными членами.

4

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем, иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Были выявлены  пробелы в усвоении материала 1-3 класса

Испытывает затруднения

5

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Были выявлены  пробелы в усвоении материала 1-3 класса

Испытывает затруднения

6

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Были выявлены  пробелы в усвоении материала 1-3 класса

Испытывает затруднения

7

Имя существительное

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в

Были выявлены  пробелы в усвоении материала 1-3 класса

Испытывает трудности

Динамика незначительная.

Выводы: динамика незначительна.

В течение второй четверти ____________ посещал занятия педагога-психолога и логопедические занятия. Без принуждения, по напоминанию. Этот факт могу отметить как положительную динамику. Ранее _______________ отвергал какую–либо помощь.

Учитель проводил дополнительные тренировочные групповые занятия (упражнения)  по сложным пройденным темам.  Еженедельно после уроков по понедельникам и вторникам. В составе группы ____________и обучающиеся класса, которым необходимы были разъяснения. Данные занятия исключительно по желанию детей и  согласия родителей.

Могу отметить такие положительные моменты, как изменения в коммуникации.__________ стал более открытым. Стал задавать вопросы уточняющего характера. Выходит к доске, если уверен . Реже стал отказываться от работы на доске, но все же предпочитает сидеть один и работать исключительно на месте.

Есть динамика по английскому языку  - выполняет задания на уроке, ранее – просто сидел.

По русскому языку  - уменьшилось количество ошибок по сравнению с первой четверть. В итоговой работе нет ошибок на оформление предложения, на правописание имен собственных. Меньше ошибок на пропуски.

Очень переживает неудачи. Демонстрирует, но не так бурно как ранее.  

Отрицательные моменты: в течение четверти достаточно много пропусков. Все по заявлению. Из итоговых работ выполнил только работу по русскому языку. На остальных контрольных отсутствовал по заявлению матери. По какой причине – неизвестно.

Перспективы:

Низкая учебно-познавательная активность .Несформированнос ть основных учебных умений. Слабая обучаемость.  

Ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; выработка навыка самоконтроля;

формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

 - использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

 - разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия

Цель коррекционно-развивающих занятий   - коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы средствами изучаемого программного материала.