выступление на РМО библиотекарей
Доклады и сопровождающие презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_raboty.docx | 30.49 КБ |
aktivnye_formy_raboty.pptx | 1.63 МБ |
obzor_knig.docx | 21.08 КБ |
obzor_populyarnyh_knig.pptx | 1.28 МБ |
prikaz_rmo.docx | 90.68 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд. «Активные формы работы с детьми по воспитанию творческого читателя в условиях школьной библиотеки»
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.
В.А. Сухомлинский
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость и средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети.
Работая в среднем и старшем звене, основной целью деятельности библиотекаря может быть: формирование у школьников интереса и личностно мотивированного отношения к чтению художественной литературы, преодоление разрыва между изучением литературы под руководством преподавателя, самостоятельным чтением ученика и деятельностью библиотекаря. Всё это должно способствовать воспитанию читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души - патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины, усвоит важнейшие нравственные ценности.
(2 слайд). Таким образом, в своей работе библиотекарь может наметить следующие основные задачи:
• воспитание любви к чтению и изучению литературы;
• формирование потребности читать настоящую литературу;
• воспитание литературного вкуса;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
• создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
• становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности — основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Привитие ребёнку основных нравственных и культурных ценностей идёт от семьи. Поэтому важным является возрождение традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Реализовать эту задачу помогают тематические внеклассные мероприятия, которые проводятся в форме конкурсов, викторин с привлечением родителей учащихся (конкурс «Презентация любимой книги нашей семьи» - 5 класс, викторина «Знатоки Пушкина» - 6 класс, презентация «Наш семейный читательский клуб» - 7 класс, читательская конференция с родителями «Прочитай книгу — загляни в историю» - 8 класс, проектная работа «Читающая семья 21 века» - 9 класс, литературный вечер «Персонажи любимых романов» - 10-11 класс и др.).
Для учащихся 5-6 классов характерен «наивный реализм» как способ восприятия искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и логической фрагментарности в непосредственном читательском восприятии, трудности постижения художественной формы. Основной целью работы в этих классах - развитие познавательного интереса учащихся посредством поиска «своей» книги, которая, впечатлила бы, увлекла, перенесла в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. Работа проходит во время уроков внеклассного чтения в форме защиты книги, где ученик должен поделиться впечатлениями о прочитанном, обосновать свой выбор, определить нравственные, духовные ценности, которые, как он считает, отражены в прочитанном им произведении. Такая работа позволяет выявить умение учащихся понимать литературный текст, правильно истолковывать задумку автора, анализировать прочитанное, тем самым подводя учащихся к навыкам постижения художественной формы произведения. (3 слайд). Кроме того, к каждому уроку внеклассного чтения ребята заполняют специальный бланк, который помогает библиотекарю мотивировать их к чтению, а также проконтролировать работу каждого.
Дата начала чтения книги:_________________ Автор:________________________________ Название книги:_______________________ | |
Сведения об авторе:_ | Краткое содержание:____ |
Чему учит эта книга:__ | Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:____________ |
Главные герои:_____ | Характеристика одного из героев:______ |
Значение каких неизвестных слов и выражений ты узнал из книги?______ Дата окончания чтения книги:________________ Фамилия и имя ученика:__________________ Класс:________________ |
(4 слайд). Читательский дневник.
Эту форму работы также можно применить для учащихся 5-6 классов. Ведение «Читательского дневника» приводит учащихся к некоторому соревнованию: кто больше книг прочитал за отведенный период времени, кто лучше оформил свой дневник и т. д. Самых лучших читателей награждаем призами и грамотами.
(5 слайд). Такая форма работы в 5—6 классах — это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, литературные игры (кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.
Читательский дневник, дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX в. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы.
( 6 слайд). Творческий потенциал наиболее ярко раскрывается у учащихся 7-8 классов, где идёт интенсивное развитие читательского воображения, переосмысление произведения собственными этическими проблемами. Ребята пишут сочинения-рассуждения на интересующую их тему, подкрепляя свои мысли примерами из литературных произведений, прочитанных ими самостоятельно. Так, при изучении в 8 классе творчества И.Бунина, Куприна ученица поделилась своими мыслями о предназначении женщины, проанализировав этот образ на примере произведений писателей 20 века.
Активизировать читательскую самостоятельность в этом возрасте помогают групповые задания, где выявляются возможности поисково-исследовательской деятельности учащихся, происходит обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения при обсуждении той или иной проблемы, отражённой в произведении. Такой вид работы можно проводить как при изучении программного произведения, так и на уроках внеклассного чтения при знакомстве с дополнительной литературой.
Работая в 9-11 классах, необходимо совершенствовать читательские умения и художественную восприимчивость учащихся. Это период ценностных ориентации, эстетических и нравственных воззрений, пробуждение активности мысли, чувства, формирование навыков самостоятельного общения с произведениями искусства. Реализовать свои умения и навыки, а также продолжить развитие познавательного интереса помогут учащимся проектные работы, рефераты, отзывы, рецензии, разработки презентаций с использованием ИКТ, уроки-семинары, уроки-концерты. В такой работе на первое место ставятся проблемы личности в обществе, вопросы нравственности и духовности, гражданственности и культуры. Использование других видов искусства, межпредметных связей позволит расширить кругозор учащихся, воспитать эстетический вкус, предоставит возможности для самореализации и самообразования подрастающего поколения.
(7 слайд). Развитию читательской самостоятельности способствуют такие приёмы, как беседы, диспуты, обзоры, интервью, композиции, экскурсии, проведение литературных игр, олимпиад, организация праздников, спектаклей, создание стендов «Книга ищет читателей», «Золотая полка книг», стенгазеты «Что и как мы читаем», иллюстраций к любимым произведениям «Смотрите, что мы читаем» и многое другое. Всё это позволяет формировать культурную, творческую личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно жить, думать, чувствовать, творить и совершать открытия.
Клуб семейного чтения.
(8 слайд). Занятия проводятся по мере возникновения интереса к прочтению той или иной книги. Можно занятия проводить два раза в год, 1 раз в четверть. Собирается группа ребят и родителей в уютной обстановке, заранее готовятся литературные игры, кроссворды. Родители рассказывают свои детские впечатления о прочитанных книгах, читают наиболее интересные отрывки из произведений. Неформальная обстановка, единение мира взрослых и детей, творческая атмосфера создают самое главное, без чего не возникнет желание читать – любопытство и интерес. Некоторые книги были предложены родителями, ведь известно, что книга, с интересом прочитанная в детстве запоминается на всю жизнь.
Стенд «Я советую прочитать»
(9 слайд). В классе можно оформить сменный стенд «Я советую прочитать», где ребята могут высказываться об интересных книжных открытиях, оформлять выставку рисунков по прочитанным произведениям.
Литературное творчество.
(10 слайд). Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Учащемуся предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев произведений, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных произведений. Разыгрывая сценки, ребята знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.
Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.
(11 слайд). Назову возможные формы драматизаций:
- Пальчиковый театр; это для младших
- Кукольный театр; это для младших
- Театр теней; это интересно для среднего звена
- Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; это для младших, можно рассказы и произведения
- Музыкальные инсценировки сказок и рассказов; это для младших
- Спектакли по собственным сценариям; это интересно для среднего звена
- Драматизация сказок. это интересно для среднего звена, только не сказки…
Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы. Именно такой вид деятельности очень интересен ребятам. Применяя различные формы драматизации, можно проводить один раз в четверть творческое выступление детей перед родителями класса. Очень часто в таких инсценировках принимают участием самих родители.
Внеклассное чтение.
(12,13 слайд). Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника. В старших классах на уроки пришла так называемая «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.
Уроки-игры, семинары, конференции, концерты проводить в параллельных классах. Вот что помогает тщательнее готовиться, сплачивает класс.
14 слайд. Литературные гостиные.
15 слайд. Цветы и порох.
16 слайд. Северное сияние.
17 слайд. Конкурс стихотворений на тему русский язык.
18 слайд. Поклонимся великим тем годам.
19 слайд. Литературная гостиная 5-11 классы.
20 слайд. Литературная гостиная 1-4 классы.
(21 слайд.) «…Привейте человеку вкус к чтению
и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…».
Джон Хершел
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
основные задачи: воспитание любви к чтению и изучению литературы; формирование потребности читать настоящую литературу; воспитание литературного вкуса; развитие творческих способностей детей; формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать; создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи; становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности — основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Дата начала чтения книги:___________________________________________ Автор:___________________________________________________________ Название книги:___________________________________________________ Сведения об авторе: Краткое содержание: Чему учит эта книга: Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего: Главные герои: Характеристика одного из героев: Значение каких неизвестных слов и выражений ты узнал из книги?________ Дата окончания чтения книги:________________________________________ Фамилия и имя ученика:_____________________________________________ Класс:________________
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК в 5—6 классах — это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, литературные игры (кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК 7-8 классов -пишут сочинения-рассуждения на интересующую их тему, подкрепляя свои мысли примерами из литературных произведений, прочитанных ими самостоятельно. в 9-11 классах - проектные работы, рефераты, отзывы, рецензии, разработки презентаций с использованием ИКТ, уроки-семинары, уроки-концерты.
приёмы читательской самостоятельности беседы диспуты обзоры интервью композиции экскурсии проведение литературных игр, олимпиад организация праздников, спектакле создание стендов «Книга ищет читателей», «Золотая полка книг» стенгазеты «Что и как мы читаем», иллюстрации к любимым произведениям «Смотрите, что мы читаем»
клуб семейного чтения
Стенд «Я советую прочитать»
Литературное творчество
Литературное творчество Пальчиковый театр ( это для младших) Кукольный театр (это для младших) Театр теней (это для среднего звена) Костюмированные представления по известным рассказам и произведениям Музыкальные инсценировки сказок и рассказов Спектакли по собственным сценариям (для среднего звена) Драматизация произведений
"ГЕРОИ РОССИИ" Устный журнал (слайдовая презентация) «Герои России»
Внеклассное чтение
год класс название 2005 8-11 Литературно-музыкальная гостиная «Цветы и порох». 2006 1-7 Конкурс стихов «Северное сияние», посвящённое 75-летию ХМАО. 2007 1-11 Конкурс чтецов, посвящённый русском языку. 2010 5-11 Патриотические чтения «Поклонимся великим тем годам». 30.03.2010. в 16-00 актовый зал 2011 1-4 Литературная гостиная юбиляров – поэтов. 2011 5-11 Литературная гостиная юбиляров – поэтов. Литературные гостиные
Литературно-музыкальная гостиная «Цветы и порох» 8-11 классы 30 марта 2005 года после 6-го урока в актовом зале
конкурс стихотворений, посвящённый 75-летию ХМАО для 1-8 классов "Северное сияние" 13 апреля 2006 года, в 15-00.
Сошина Катя – 3-а кл. победитель конкурса Топчий Дарья – 10-а кл. – победитель конкурса КОНКУРС ЧТЕЦОВ, ПОСВЯЩЁННЫЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 29 марта 2007 год
«поклонимся великим тем годам» патриотические чтения 30.03.2010. в 16-00 актовый зал
Литературная гостиная 2011 год
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ 2011 год
«…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…». Джон Хершел
Предварительный просмотр:
ОБЗОР книг
10 популярных книг отечественных писателей последнего 10-летия
(2010-2020)
Современная российская литература существенно отличается от произведений, изданных 30-40 лет назад. Многие темы уже избиты, удивить читателя все сложнее. Большой популярностью стали пользоваться книги о саморазвитии и личностном росте. Романы и детективы по прежнему популярны, но количество книг в этом жанре настолько большое, что выделить наиболее интересное произведение порой не возможно.
Мы подобрали наиболее интересные книги, написанные российскими писателями за последние 10 лет.
Михаил Шишкин. Письмовник. М.: АСТ, Астрель, 2010
Вовка и Сашка любят друг друга, и нет в мире ничего важнее, чище и прекраснее их любви. Вовку забирают в армию, они с Сашкой начинают писать друг другу письма, а потом Вовка погибает, но парадоксальным образом их переписка не прерывается. Роман Михаила Шишкина — лучший в русской литературе ХХI века опыт осмысления войны и любви, которая сильнее смерти, а также силы и бессилия слова перед лицом реальной жизни.
Евгений Водолазкин. Лавр. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2012
Своим мудрым и многослойным «Лавром» Евгений Водолазкин возвращает русское Средневековье (и — шире — русскую традицию в целом) в пространство актуальной словесности. Юноша Арсений становится невольным виновником смерти своей возлюбленной и их нерожденного сына и за это возлагает на себя пожизненное бремя: ему предстоит странствовать по миру, охваченному чумой и эсхатологическими ожиданиями, сохраняя любимую в своем сердце. Путь целителя, юродивого, паломника, монаха — герой Водолазкина проживает сразу несколько жизней, наглядно демонстрируя читателю условность и относительность такой категории, как время.
Захар Прилепин. Обитель. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014
Соловецкий лагерь в самом большом и важном романе Захара Прилепина становится моделью России в миниатюре: здесь собраны представители всех видов и типов обитателей империи — от жуликов до аристократов и от священников до разнообразных «инородцев». По форме — сложносочиненный и полифоничный плутовской роман в жутких лагерных декорациях, по смыслу — одно из самых ярких, горьких и парадоксальных высказываний о российской истории и современности.
Гузель Яхина. Зулейха открывает глаза. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015
Роман, разом перевернувший отечественные представления о так называемой женской литературе, о взгляде на прошлое и о механизмах писательского успеха (после выхода «Зулейхи» никому не известная дебютантка превратилась в звезду российской словесности). История молодой женщины из патриархальной татарской деревни, вместе с другими жертвами репрессий угнанной в Сибирь, в исполнении Яхиной становится волнующим гимном женской стойкости и праву на персональное счастье посреди глобального ада.
Алексей Иванов. Тобол. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016–2017
С большим запасом лучший исторический эпос десятилетия и один из лучших исторических романов в истории русской литературы в целом. Воссозданная Ивановым Сибирь Петровской эпохи становится в «Тоболе» пространством интриг, головокружительных приключений, свершений, подвигов, открытий и колдовства. Отдельно примечательно, что за прошедшие с его выхода годы роман стал атрибутом сибирской идентичности и одним из локальных сувениров — наравне с кедровыми орехами и вареньем из шишек.
Дмитрий Быков. Июнь. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017
Роман-триптих, объединенный общей темой: близкой и неотвратимой войной (вынесенный в заголовок июнь — это июнь 1941-го), которую все герои так или иначе ждут, притягивают и призывают. Не опускаясь до прямых аллюзий и подмигивания, Дмитрий Быков, тем не менее, из аутентичного исторического материала ухитряется вылепить роман редкой эмоциональной силы и едва ли не болезненной актуальности.
Виктор Пелевин. iPhuck 10. М.: Эксмо, 2017
Изменение гендерных ролей, сексуализация гаджетов, искусственный интеллект, современное искусство — в своем лучшем романе прошедшего десятилетия Виктор Пелевин собирает все самые важные тенденции дня сегодняшнего, продлевает их в будущее и доводит до логического предела. Увлекательный ментальный эксперимент, отлитый ко всему прочему в форму детектива с тремя последовательными фальшивыми концовками.
Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017
Уникальный случай в отечественной практике, когда читательская любовь опередила профессиональное признание: «Петровы в гриппе и вокруг него» сначала стали хитом в виде электронной толстожурнальной публикации и только потом попали на орбиту литературных премий, издательств и критики. История обычной на первый взгляд екатеринбургской семьи, накануне Нового года подхватившей особо зловредный вирус, оборачивается причудливой сказкой — смешной и страшноватой, рассказанной уникальным, ни на что не похожим языком.
Владимир Медведев. Заххок. М.: ArsisBooks, 2017
Выдающийся и редкий в русскоязычном литературном пространстве образец постколониальной прозы. В своем мрачном, масштабном и полифоничном романе Владимир Медведев описывает гражданскую войну в Таджикистане после распада СССР, умело балансируя при этом на грани журналистской точности и высокой философской притчи.
Дмитрий Глуховский. Текст. М.: АСТ, 2017
Семь лет назад на дискотеке двадцатилетнему Илье менты подкинули наркотики. За студента филфака некому оказалось вписаться, он отмотал срок по полной, и вот наконец возвращается с зоны в родную Лобню — в полную пустоту. На время покинув нишу фантастики, Дмитрий Глуховский обращается к самой живой, горячей современности со всеми ее неприглядными атрибутами: полицейским произволом, коррупцией, социальным расслоением, — и возносит материал теленовостей до уровня подлинной и высокой человеческой трагедии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Шишкин «Письмовник» Вовка и Сашка любят друг друга, и нет в мире ничего важнее, чище и прекраснее их любви. Вовку забирают в армию, они с Сашкой начинают писать друг другу письма, а потом Вовка погибает, но парадоксальным образом их переписка не прерывается. Роман Михаила Шишкина — лучший в русской литературе ХХI века опыт осмысления войны и любви, которая сильнее смерти, а также силы и бессилия слова перед лицом реальной жизни.
Евгений Водолазкин «Лавр» Своим мудрым и многослойным «Лавром» Евгений Водолазкин возвращает русское Средневековье (и — шире — русскую традицию в целом) в пространство актуальной словесности. Юноша Арсений становится невольным виновником смерти своей возлюбленной и их нерожденного сына и за это возлагает на себя пожизненное бремя: ему предстоит странствовать по миру, охваченному чумой и эсхатологическими ожиданиями, сохраняя любимую в своем сердце. Путь целителя, юродивого, паломника, монаха — герой Водолазкина проживает сразу несколько жизней, наглядно демонстрируя читателю условность и относительность такой категории, как время.
Захар Прилепин «Обитель» Соловецкий лагерь в самом большом и важном романе Захара Прилепина становится моделью России в миниатюре: здесь собраны представители всех видов и типов обитателей империи — от жуликов до аристократов и от священников до разнообразных «инородцев». По форме — сложносочиненный и полифоничный плутовской роман в жутких лагерных декорациях, по смыслу — одно из самых ярких, горьких и парадоксальных высказываний о российской истории и современности.
Гузель Яхина « Зулейха открывает глаза» Роман , разом перевернувший отечественные представления о так называемой женской литературе, о взгляде на прошлое и о механизмах писательского успеха (после выхода « Зулейхи » никому не известная дебютантка превратилась в звезду российской словесности). История молодой женщины из патриархальной татарской деревни, вместе с другими жертвами репрессий угнанной в Сибирь, в исполнении Яхиной становится волнующим гимном женской стойкости и праву на персональное счастье посреди глобального ада.
Алексей Иванов «Тобол» С большим запасом лучший исторический эпос десятилетия и один из лучших исторических романов в истории русской литературы в целом. Воссозданная Ивановым Сибирь Петровской эпохи становится в «Тоболе» пространством интриг, головокружительных приключений, свершений, подвигов, открытий и колдовства. Отдельно примечательно, что за прошедшие с его выхода годы роман стал атрибутом сибирской идентичности и одним из локальных сувениров — наравне с кедровыми орехами и вареньем из шишек.
Дмитрий Быков «Июнь» Роман-триптих , объединенный общей темой: близкой и неотвратимой войной (вынесенный в заголовок июнь — это июнь 1941-го), которую все герои так или иначе ждут, притягивают и призывают. Не опускаясь до прямых аллюзий и подмигивания, Дмитрий Быков, тем не менее, из аутентичного исторического материала ухитряется вылепить роман редкой эмоциональной силы и едва ли не болезненной актуальности.
Виктор Пелевин « iPhuck 10» Изменение гендерных ролей, сексуализация гаджетов , искусственный интеллект, современное искусство — в своем лучшем романе прошедшего десятилетия Виктор Пелевин собирает все самые важные тенденции дня сегодняшнего, продлевает их в будущее и доводит до логического предела. Увлекательный ментальный эксперимент, отлитый ко всему прочему в форму детектива с тремя последовательными фальшивыми концовками.
Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него» Уникальный случай в отечественной практике, когда читательская любовь опередила профессиональное признание: «Петровы в гриппе и вокруг него» сначала стали хитом в виде электронной толстожурнальной публикации и только потом попали на орбиту литературных премий, издательств и критики. История обычной на первый взгляд екатеринбургской семьи, накануне Нового года подхватившей особо зловредный вирус, оборачивается причудливой сказкой — смешной и страшноватой, рассказанной уникальным, ни на что не похожим языком.
Владимир Медведев « Заххок » Выдающийся и редкий в русскоязычном литературном пространстве образец постколониальной прозы. В своем мрачном, масштабном и полифоничном романе Владимир Медведев описывает гражданскую войну в Таджикистане после распада СССР, умело балансируя при этом на грани журналистской точности и высокой философской притчи.
Дмитрий Глуховский «Текст» Семь лет назад на дискотеке двадцатилетнему Илье менты подкинули наркотики. За студента филфака некому оказалось вписаться, он отмотал срок по полной, и вот наконец возвращается с зоны в родную Лобню — в полную пустоту. На время покинув нишу фантастики, Дмитрий Глуховский обращается к самой живой, горячей современности со всеми ее неприглядными атрибутами: полицейским произволом, коррупцией, социальным расслоением, — и возносит материал теленовостей до уровня подлинной и высокой человеческой трагедии.
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
П Р И К А З
от 23.03.2021 №249
г. Нижневартовск
О проведении районной читательской конференции |
На основании плана работы управления образования молодежной политики администрации района на 2021 год,
Приказываю:
1. Утвердить план работы районной читательской конференции «Лаборатория души» в рамках заседания районного методического объединения библиотекарей по теме: «Проведение библиотечных массовых мероприятий в дистанционном режиме» согласно приложению.
2. Директору муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр» Н.П. Сорокиной организовать проведение читательской конференции «Лаборатория души» в рамках заседания районного методического объединения библиотекарей 26 марта 2021 года в дистанционном режиме.
3. Руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений создать условия и обеспечить участие библиотекарей и учащихся в работе районной читательской конференции.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника отдела общего образования управления образования и молодежной политики администрации района О.В. Елфимову.
Начальник управления М.В. Любомирская
План
проведения заседания районной читательской конференции
«Лаборатория души» в рамках заседания методического объединения
библиотекарей по теме:
«Проведение библиотечных массовых мероприятий в дистанционном режиме»
Дата проведения: 26 марта 2021 года
Место проведения: в дистанционном режиме
№ п/п | Время | Содержание | Ответственный |
1 | 09.00-09.15 | Открытие заседания районного методического объединения. Итоги инвентаризации учебных фондов 2020 г. Итоги заказа учебной литературы на 2021-2022уч.г. | Горелова Е.В., библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», руководитель районного методического объединения Шмигельская В.А., методист муници-пального автономного учреждения до-полнительного образования «Спектр» |
2 | 09.15-09.30 | Специфика организации массовых мероприятий в дистанционном режиме | Шмигельская В.А., методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр» |
3 | 09.30-09.45 | Виртуальное пространство школьной библиотеки как ресурс повышения информационно-образовательной среды школы. | Горелова Е.В., библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», руководитель районного методического объединения. |
5 | 10.00-10.15 | Открытие читательской конференции «Лаборатория души» | Горелова Е.В., библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» |
6 | 10.15-10.25 | Секция «Пропущенные страницы» Северный орнамент. Природа севера | Скиндерева Алена, учащаяся 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1» |
7 | 10.25-10.40 | Экология в художественных произведениях | Пилипенко Екатерина, учащаяся 7класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» |
10.40-10.50 | Эрнест Сетон-Томпсон: в гармонии с природой | Давыдова Рената, учащаяся 4 класса муниципального бюджетного общеобра-зовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа» | |
10.50-11.00 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе. | Рахматуллин Тимур, учащийся 5 класса муниципального бюджетного общеобра-зовательного учреждения «Новоаганская общеобразовательная средняя школа им. маршала Советского Союза Г.К. Жукова» | |
11.00-11.10 | Природа родного края в творчестве Б.Д. Боровинского | Резник Маргарита, учащаяся 3 класса муниципального бюджетного общеобра-зовательного учреждения «Покурская общеобразовательная средняя школа» | |
11.10-11.25 | Особенности мультимедийной энциклопедии «Эра Самотлора» | Ганиева Камила, ученица 10 класса муниципального бюджетного общеобра-зовательного учреждения «Новоаганская общеобразовательная средняя школа им. маршала Советского Союза Г.К. Жукова» | |
11.25-11.50 | Секция «Книга. Библиотека. Общество» Обзор 10 популярных книг отечественных писателей последнего 10-летия. | Храмкова О.А., библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ваховская общеобразовательная средняя школа» | |
11.50-12.00 | «Мальчику в полосатой пижаме» Джона Бойна -15 лет | Горелова Е.В., библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» | |
12.00-12.15 | 190 «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя | Танцюра Ж.А. библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа» | |
12.15-12.30 | Закрытие конференции | Горелова Е.В., библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» | |
12.30-13.00 | Школа молодого библиотекаря. Основные показатели библиотечной работы. | Горелова Е.В., библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», руководитель районного методического объединения. Шмигельская В.А., методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр». | |
13.00-13.10 | Разное. Подведение итогов работы районного методического объединения | Горелова Е.В., библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», руководитель районного методического объединения. Шмигельская В.А., методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр». |
СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ПРИКАЗА
О ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА
Название проекта приказа «О проведении районной читательской конференции»
ФИО, должность лица, ответственного за подготовку проекта, № телефона: В.А. Шмигельская, методист МАУ ДО «Спектр», 41 07 82______
Согласование проекта приказа:
Должность | ФИО, визирующего проект | Замечание, подпись, дата |
Начальник управления правового обеспечения и организации местного самоуправления администрации района | А.Н. Колокольцев | |
Начальник отдела общего образования | О.В. Елфимова |
Приказ разослать:
1. Делопроизводство – 1 экз. | 3. МБОУ района - 1 экз. |
2. МАУ ДО «Спектр» - 1 экз. |
Ознакомление с приказом:
ФИО ответственного исполнителя | Должность | Подпись, дата |
Сорокина Н.П. | Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр» |
Контроль:
Дата исполнения приказа: 26.03.2021 | Дата поступления информации о снятии с контроля: 30.03.2021 | Снято с контроля: _______ _______________________ /виза руководителя, дата/ |
Начальник управления М.В. Любомирская