Тема самообразования и материал по теме

Масленникова Светлана Алексеевна

Тема: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Воспитателя МАДОУ №15 «Югорка»

Масленниковой Светланы Алексеевны

На 2020-2021 учебный год

Тема: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии математических представлений детей через игровую деятельность.

Задачи:

- Изучение методической литературы по данной теме;

- Применить полученные знания в работе с детьми;

- Обобщить опыт работы по данной теме.

Литература:

  1. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез, 2016 г.;
  2. З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб:

«Детство-Пресс», 2010 г.;

  1. Л.А. Чилинрова, Б.В. Спиридонова «Играя, учимся математике». – М.:2005 г.;
  2. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000 г.;
  3. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике». - М.:1996 г.;
  4. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 2005 г.

Актуальность

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Перспективный план работы по самообразованию

Этапы

Сроки

Форма работы

Теоретический этап

сентябрь

- Изучение методической литературы, интернет – ресурсов

- Изучение работы педагогов ДОУ

Практический этап

Организационно-методическая работа

в течение года

- Обогащение предметно – развивающей среды по математике

октябрь

- Составление перспективного плана работы с детьми по теме

ноябрь

- Подготовка презентаций по данной тематике

- Разработка конспектов занятий, развлечений для детей

декабрь

- Оформление картотеки математических игр

Работа с детьми

в течение года

- Проведение ООД с использованием игрового занимательного материала

- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью дидактического материала

- Беседы: «Где мы встречаем цифры?», «По дороге в детский сад», «Когда это бывает?» (части суток)

- Математические загадки

ноябрь

- Математическое развлечение «Игры с лисой»

декабрь

- Развлечение в форме соревнований для детей «Страна Сообразилия»

февраль

- Дидактическая игра «Сложи узор»

март

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

апрель

- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

Работа с родителями

в течение года

- Консультации: «Веселая математика дома», «Развитие математических способностей у дошкольников», «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»

- Буклет «Математические игры с ребенком дома»

- Привлечение родителей к изготовлению математической игры своими руками

Мастер-класс «Интерактивные дидактические игры в развитии у детей математических способностей»

Заключительный этап

Трансляция опыта работы

в течение года

- Консультация для педагогов «Роль дидактической игры в формировании математических представлений детей»

апрель

- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

май

- Анализ работы по самообразованию



Предварительный просмотр:

Картотека «Математические загадки для детей»

Подготовила воспитатель С.А. Масленникова

Математические загадки в стихах помогут научить счету. Ребенок учится воспринимать и запоминать на слух, мыслительные процессы ведут к развитию памяти. Дети легко обучаются в игровой форме, а применение веселых математических загадок позволяет заинтересовать ребенка и вовлечь его в занятия.

Счёт

Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей? (4 карандаша)

Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата? (4 угла)

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (2 карандаша)

В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4 окна)

Скоро праздник. Новый Год, 
Встанем в дружный хоровод. 
Звонко песенку споем, 
Всех поздравим с этим днем. 
Приготовим всем подарки, 
Этот праздник очень яркий. 
Кате, Маше и Аленке 
Мы подарим по Буренке, 
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше. 
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке. 
Ну а Танечке – Танюше –
Бурый мишка в сером плюше. 

Вы, друзья, гостей считайте 
Имена их называйте. (7)

Расставил Андрюшка 
В два ряда игрушки. 
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? (6 игрушек)

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!» (6 рукавиц)

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай! (9 чаек)


Мы с мамой в зоопарке были, 
Зверей с руки весь день кормили. 
Верблюда, зебру, кенгуру 
И длиннохвостую лису. 
Большого серого слона 
Увидеть я едва смогла. 
Скажите мне скорей, друзья, 
Каких зверей видала я? 
А если их вы счесть смогли, 
Вы просто чудо! Молодцы! (5 зверей)

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей. (6 зверей)
(Б.Заходер)

На базаре добрый ёжик 
Накупил семье сапожек. 
Сапожки по ножке – себе, 
Поменьше немного – жене. 
С пряжками – сыну, 
С застёжками – дочке. 
И всё уложил в мешочке. 
Сколько в семье у ёжика ножек? 
И сколько купили сапожек?  (8)

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4 жука)

В снег упал Серёжка, 
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (5 ребят)

Как под ёлкой встали в круг 
Зайка, белка и барсук, 
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот. 
А последним встал медведь, 
Сколько всех зверей? Ответь!  (10 зверей)

Сложение

У пеструшки пять цыплят.

У крякушки пять утят.

- Пять плюс пять,-

Спросил Николка,-

Это ж вместе будет сколько? (10 цыплят)

Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. 
Малыш!
Сколько их? 
Сообразишь? (4 мяча)

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (4 кошечки)

Квочка решила

Цыплят посчитать.

Три петушка,

Да курочек пять.

А сколько их вместе?

Трудно узнать.

Она до пяти лишь

Умела считать. (8 цыплят)

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10 орешков)

Три зайчонка, пять ежат 
Ходят вместе в детский сад. 
Посчитать мы вас попросим, 
Сколько малышей в саду? ( 8 малышей)

У нашей кошки пять котят, 
В лукошке рядышком сидят. 
А у соседской кошки – три! 
Такие милые, смотри! 
Помогите сосчитать, 
Сколько будет три и пять? (8 котят)

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели 
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их? (7 яблок)

Три зайчонка, пять ежат 
Ходят вместе в детский сад. 
Посчитать мы вас попросим, 
Сколько малышей в саду? (8 малышей)

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?  (3 петуха)

Три цыпленка стоят 

На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде 
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей: 
Сколько будет цыплят 
У наседки моей? (5 цыплят)

Четыре гусёнка и двое утят 
В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей – 
Сколько всего в воде малышей? (6 малышей)

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша. 
Кто тут сможет посчитать, 
Сколько будет два и пять? (7 цветочков)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок ?  (10 морковок)

Вычитание

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры? (1 мандарин)

Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? (1 голубь)

Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок? (1 сорока)

В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько стало голосов? (2 голоса)

Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Училось сорок? (3 сороки)

На тарелочке семь слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил? (3 сливы)

В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4 ягоды)

Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж? (2 гриба)
 

Начинаем отнимать.

Кренделечков было пять,

А теперь осталась пара.

Сколько съела их Тамара? (3 кренделечка)

 

Пять пирожков лежало в миске. 
Два пирожка взяла Лариска, 
Еще один стащила киска. 
А сколько же осталось в миске? (2 пирожка)

Семь гусей пустились в путь. 
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (5 гусей)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?  (5 медвежат)

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (2 дочки)

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2 груши)

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (6 конфет)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Хитрые задачи

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат? (ни одного)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет? (ни одного)

По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут? (ни одного)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Мегион Детский сад №15 «Югорка»

Консультация для родителей

по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП)

в подготовительной к школе группе

Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

Воспитатель:

Масленникова С.А.

Задачи:

  1. Показать родителям актуальность работы по данному направлению.

  2. Научить родителей использовать рекомендованные игры и упражнения в домашних условиях.

Ход консультации:

Воспитатель:- Уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на консультацию. Тема моей консультации "Занятие по формированию элементарных математических представлений как одно из средств к подготовке детей к школе"

При обследовании детей было выявлено, что многие дети не в полном объеме усваивают программу подготовительной группы по ФЭМП.

Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка и подготовки его к школе.

Последний год обучения в детском саду имеет особую значимость:

  • систематизируются знания детей, приобретённые ими в предыдущих группах;
  • дети готовятся к поступлению в школу.

Существует связь между программой подготовительной к школе группы и программой первого класса.

Программные задачи        подготовительной        к школе группы перекликаются с некоторыми программными задачами первого класса:

  • Принцип образования натурального ряда чисел.
  • Усвоение порядкового и количественного значения чисел.
  • Усвоение элементарных вычислительных приёмов.
  • Логический анализ текста задач и количественных отношений.
  • Умение найти необходимое арифметическое действие для решения задач.
  • Самостоятельное составление задач по числовому примеру.
  • Измерение различных величин в связи с изучением протяжённости, пространственных и временных отношений и др.

Одной из наиболее актуальных и важных задач является составление и решение задач. Задача – это маленький рассказ. Наши дети имеют различные нарушения речи и поэтому с трудом составляют задачи: не могут правильно построить фразу, возникают трудности при формулировке вопросов. Умение детей правильно составлять задачи, умение точно формулировать вопросы, способствует дальнейшему успешному обучению в школе. Когда дети составляют задачи, важно, чтобы они использовали качественный и глагольный словарь. Для того чтобы правильно решить задачу, нужно знать состав числа из двух меньших.

Знание состава числа из двух меньших чисел в пределах десяти имеет практическое значение для подготовки к вычислительной деятельности.

С этой задачей в основном дети справляются, но необходимо постоянно закреплять состав чисел.

Ещё одной актуальной задачей является ориентировка во времени:

  • Последовательность дней недели.
  • Последовательность частей суток.
  • Последовательность времён года.
  • Последовательность месяцев года.

К сожалению, дети не знают последовательности частей суток, дней недели, времён года и   особенно месяцев года! Дети, как правило, такой материал осваивают на уровне механического запоминания без чувственного понимания их последовательности.

Воспитатель:- Сегодня вы увидите небольшую часть занятия по формированию элементарных математических представлений. Внимательно слушайте ответы ваших детей. После каждого выполненного задания делайте для себя пометку, на сколько именно ваш ребёнок справился с данным заданием.

ЗАДАЧА №1

Закрепить знание последовательности дней недели.

Игра с мячом

(Воспитатель кидает мяч детям, задаёт вопрос. Дети отвечают)

Воспитатель:- Какой день недели наступает после четверга? После вторника?

  • Какой день идёт перед вторником? Перед понедельником?

  • Как называется третий день недели?

  • Какой день стоит между четвергом и субботой?

  • Назовите по- порядку дни недели, начиная со среды.

  • Назовите выходные дни.

  • Назовите рабочие дни.

ЗАДАЧА №2

Закрепить представления о частях суток.

(На столе лежат картинки с изображением частей суток)

Воспитатель:- Дети, назовите какие части суток вы знаете?

  • Ребята, перед вами лежат картинки с изображением частей суток.

  • Разложите картинки в правильной последовательности, начиная с вечера.

  • Какое время суток бывает между утром и вечером? Между днём и ночью?

  • Какое время суток наступает после вечера? Дня? Утра? Ночи?

ЗАДАЧА №3

Закрепить знание последовательности времён года. (На столе лежат картинки с изображением времён года) Воспитатель:- Ребята, назовите времена года.

  • Разложите картинки с временами года по - порядку, начиная с лета.

  • Какое время года наступает после весны? Зимы? Осени?

  • Какое время года между зимой и летом? Между осенью и весной?

ЗАДАЧА №4

Закрепить названия месяцев по временам года, знание последовательности месяцев года.

(Игра с палочкой- выручалочкой)

Воспитатель:- Ребята, сколько месяцев в каждом времени года?- Назовите месяцы зимы? Весны? Лета? Осени?

  • Сколько всего месяцев в году?

  • Кто может перечислить все месяцы в году?

ЗАДАЧА №5

Закрепить знание о составе чисел первого десятка из двух меньших. Игра "Засели домик"

Воспитатель:- Ребята, у каждого из вас числовые домики. В каждом домике живёт число. Ваша задача заселить этажи дома.

  • Скажите, их каких двух меньших чисел состоит число 5? 6? и т.д.

ЗАДАЧА №6

Закрепить представление о структуре задачи. Продолжать учить детей самостоятельно составлять задачи по сюжетным картинкам. Закреплять навык использования математических терминологий. Продолжать учить детей давать полный развёрнутый ответ на вопрос задачи.

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы вспомним из каких двух частей состоит задача. И что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

  • Итак, из каких двух частей состоит задача?

  • Что такое условие?

  • Что такое вопрос?

-С какого слова начинается вопрос задачи?

  • Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Дети, перед вами лежат картинки. Что вы видите на картинках?

-Придумайте задачи к этим картинкам.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель:- Итак, уважаемые родители! Испытывали ли трудности ваши дети при выполнении заданий? Какие?

(Ответы родителей)

Воспитатель:- Значит, мы с вами можем сделать вывод, что дети не совсем усвоили задачи подготовительной группы.

Мы на занятиях работаем над этими задачами, а вы, уважаемые родители, должны помочь в решении данных проблем.

Далее, вы можете познакомиться с дидактическими играми на выставке, которую я вам приготовила.

Итог:

Воспитатель:- Уважаемые родители! Скоро заканчивается учебный год, но дети нуждаются в подготовке к школе. Летом обязательно используйте рекомендованные игры и упражнения, с которыми сегодня я вас познакомила.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ:

  • Для закрепления состава числа из двух меньших чисел можно поиграть в игру «Засели в домик соседей»
  • Для составления и решения задач можно использовать задачи-иллюстрации, по числовому примеру, задачи-драматизации.
  • Для закрепления ориентировки во времени можно использовать словесные игровые упражнения: «Дни недели», «Продолжи», «Скажи наоборот». При знакомстве с названием и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку «12 месяцев» С.Я. Маршака.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинар практикуме по формированию элементарных математических представлений у детей .

Тема: «Величина»

Подготовила воспитатель С.А. Масленникова

Дорогие коллеги, я хочу представить вам задачи по величине, которые должны быть сформированы в подготовительной к школе группе:

  • Закрепление умения считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Закрепление умения делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Формирование первоначальных измерительных умений.
  • Закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
  • Закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • Формирование представлений о весе предметов и способах его измерения.
  • Закрепление умения сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях.
  • Знакомство с весами.
  • Развитие представлений о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Далее я предлагаю Вам просмотреть фрагмент занятия по решению такой задачи, как -Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).

Игровое упражнение «Поможем Незнайке разделить лист бумаги».

У детей листы бумаги квадратной формы. Воспитатель выкладывает на интерактивной доске квадрат и спрашивает: «На какую фигуру похожи листы бумаги?»

Незнайка просит детей помочь разделить лист бумаги между ним и Карандашом на равные прямоугольники. Воспитатель уточняет, как это можно сделать. (Сложить лист бумаги пополам, совместить противоположные стороны и углы, сделать сгиб и разрезать по нему.)

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось? Они одинаковые по величине? Как это проверить? (Наложением одной части на другую.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или половина? Что меньше: половина или целое? Что можно сказать о величине половины и одной второй?»

Затем Незнайка спрашивает у детей: «Как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет четверо?»

Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы квадратной формы. Затем уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна четвертая или целое?»

«А как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет восемь?» – опять спрашивает Незнайка.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы прямоугольной формы.

После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна восьмая или целое? Что больше: одна четвертая или одна восьмая?» (В соответствии с ответом дети показывают части прямоугольника.)

Спасибо за внимание!