5. Из практики работы

Новикова Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Тема: Применение мини- роботов «Умная пчелка» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

(слайд 1) Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание и образование детей сегодня   невозможно представить без использования технических и компьютерных средств. В дошкольных образовательных учреждениях использование технических средств строго нормировано. Но дома… гаджеты служат средством развлечения, отвлечения и очень редко развития.

(слайд 2) Альтернатива компьютерным играм - программируемый напольный мини-робот «Умная пчела» прекрасно подходит для применения в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он прост в управлении и имеет эстетичный, дружелюбный дизайн, в виде пчелки со сложенными крыльями.  

(слайд 3) На брюшке и спинке мини- робота расположены кнопки управления. На брюшке расположены кнопки включения и звука, а на  спинке кнопки для задания направления движения, сброса ранее введенной информации, пауза и начало движения. «Умная пчела» обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы.

 С помощью данного устройства дети могут с легкостью приступить к изучению основ программирования, научиться структурированной деятельности, выявлению причинно- следственных связей, развивать воображение задавая мини- роботу определенный алгоритм движения.

 При грамотной организации детской деятельности и соблюдении методических рекомендаций при помощи «Умной пчелы» возможно решить много задач, таких как:

развитие логического мышления у дошкольников;

развитие умения составлять алгоритмы действий;

развитие пространственной ориентации дошкольников;

закрепление умения считать;

освоение правил дорожного движения;

формирование речи детей;

развитие мелкой моторики;

умение работать в паре;

развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе;

а также мини- робот выступает одним из средств приобщения детей дошкольного возраста к основам информационно-коммуникативных технологий.

Знакомство с мини- роботом мы начали в январе этого года со сказки, в которой рассказали детям о любопытной пчелке Полосатике, жившей в улье, но мечтающей о путешествиях. О том, где она побывала до прибытия к нам в детский сад и что еще хотела бы узнать. Занятия с мини- роботом проходят во второй половине дня в режимных моментах 2 раза в неделю, подгруппами. Пчелки прибавлялись, поддерживая интерес детей (одна любила изучать правила дорожного движения, другая мир животных и т.д.) Играя, дети изучали возможность управления пчелой. Когда начальные навыки программирования были освоены детьми, мы постепенно ввели работу с пчелами в непосредственную  образовательную деятельность познавательного характера,

(слайд 4) Для работы с мини- роботом применяют коврики с разнообразной тематикой они делают игры сложнее и разнообразнее. Детским садом приобретены коврики: «Форма и цвет», «На берегу моря», «Ферма», «Остров сокровищ», «Змеи и лестницы»

Готовые коврики затратны по стоимости, имеют ограничение в тематике и не всегда качественное изображение. Применяя их в работе, мы не могли реализовать все образовательные задачи детей старшего дошкольного возраста. Эта проблема натолкнула нас на разработку многофункциональных ковриков со сменяемыми картинками.

(слайд 5) Это ватман в размере 60 на 75 сантиметров. Он расчерчен на квадраты, сторона которых 15 см, что соответствует 1 шагу умный пчелы. К нему прилагаются серии картинок. Дополнительно к ним пошиты чехлы из полиэтилена, так как умная пчела не может двигаться если перед ней есть преграда, чехол помогает выровнить поверхность тематического коврика. Это помогло нам расширить применение мини- робота в познавательной деятельности.

Менять содержимое вы можете в зависимости от поставленной задачи, например,: запрограммировать «пчелу», чтобы она собрала рыб обитающих в реках и озерах нашей местности, или же животных обитающих на Северном полюсе; отправить путешествовать пчелу по изображениям определенных предметов. С помощью пчелы возможно также закреплять знания детей о шахматных фигурах и многое другое

Во время  обучения программированию пчёл мы столкнулись также и с некоторыми проблемами. Например, чтобы сменить направление, нужно развернуть пчелу это отдельное действие, но она не делает шаг в заданном направлении предлагаю посмотреть видео.

Коментарий к видео

Решением было предложение детям самим превратиться в пчелу, чтобы понять, как в дальнейшем нужно поступать во время составления алгоритма действий мини- робота. До этого было создано дидактическое пособие. Оно состоит на 9 квадратов и в комплект к нему ободок «пчелка». Это пособие способствует формированию у детей понимания как правильно запрограммировать пчелу с места расположения пчелы, не по отношению ребенка к игровому коврику.

Для того чтобы познакомить детей с правилами движения пчелы нами были разработаны аналогичные большим – индивидуальные мини- коврики. На них дети учились управлять пчелкой с помощью ее подружек божьих коровок. Также велась работа по записыванию алгоритма движения в табличку- схему и движению по алгоритму.  

На городском методического объединения продемонстрировали составление алгоритма и навыки управления пчелой. (видео с пояснением)

Применение в работе с детьми мини- роботов «Умная пчелка» помогает нам разнообразить познавательную деятельность детей, реализовывать все образовательные задачи основной образовательной программы старшего дошкольного возраста



Предварительный просмотр:

Тема: Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста через применение игровых технологий

      Новикова Елена Анатольевна

     слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться опытом работы по формированию предпосылок функциональной математической грамотности детей дошкольного возраста через создание учебных проблемных ситуаций с применением игровых технологий Дьенеша, Кюизенера, Воскобовича, Никитина

слайд 2,3  Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в детском саду, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. !!!!!!  Трудно предположить, что ребёнок, у которого недостаточно сформирован интерес к занятиям в детском саду, будет активно работать на уроке в школе. Дети должны отправиться в школу, имея за плечами определенный багаж знаний по математике, и уметь применять полученные знания в жизни.

слайд 4

Работая с детьми, я обратила внимание, на то, что когда дети играют в игры с математическим содержанием или находят выход из проблемной ситуации, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, решения без труда определяют форму, цвет и размер. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки и при необходимости применяет их для проблемных ситуаций. Математические игры- способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и развивают творческие способности, они направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Проблемные учебные ситуации- инициируют практическую деятельность детей, мотивируют их на познавательную активную деятельность

слайд 5

Математические пособия в своей работе применяем более 5 лет, наработан богатый сопровождающий материал позволяющий детям не только усвоить математические понятия, но и научиться их применять в созданной учебной проблемной ситуации. Самой увлекательной для себя и детей, я считаю развивающую методику обучения Золтона Дьенеша. Логические блоки напоминающие на первый взгляд геометрический конструктор.

слайд 6

Знакомиться с блоками начинаем во второй младшей группе с помощью самых простых игр: «Найди все фигуры-блоки как эта» (по цвету, размеру, форме), «Цепочка», «Второй ряд», «Раздели фигуры». Строительство по образцу в альбомах «Блоки Дьенеша для малышей» и «Лепим нелепицы»

слайд 7

В средней группе задания для детей усложняются, дети учатся соотносить блоки и карточки- символы отображающие их свойства. Помогая сказочным героям решить проблемные ситуации дети развивают умения выявлять и абстрагировать свойства, сравнивать блоки по их свойствам, классифицировать и обобщать, развивают способности к логическим действиям и операциям.

В течении года задания усложняются по направлениям:

- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к трем свойствам блоков (цвет, размер, величина);

- от умения оперировать карточками символами, отображающими свойства блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточками, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;

слайд 8

Работа с блоками Дьенеша сопровождается красочными альбомами -заданиями для каждого возраста, с заданиями разной сложности. В процессе работы мы придумываем свои карточки-задания для поддержания интереса детей и для применения игр в самостоятельной деятельности детей.

Слайд 9

В старшем дошкольном возрасте работа с блоками продолжается и интерес к ним становится даже больше. Работа ведется по тем же четырем группам, но задания усложняются и становятся для детей только интересней:

-оперируя тремя свойствами блоков, дети легко их запоминают и изменяют в соответствии с заданием, отмечая изменения карточками- символами обозначающими свойства или их отрицание;

-от умения работать со свойствами одного блока, дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточками-символами в которых указаны 3 свойства блоков;

- дети учатся находить способ решать задачи и обозначать свое решение, предлагать путь решения проблемной ситуации, находить верное решение обосновывать его.

Интерес детей подтверждается тем, что дети придумывают свои задания, в нашей группе пользуется успехом игра «Загадки с блоками», «Лабиринт превращений», «В поисках сокровищ»

слайд 10

Совместно с блоками дети знакомятся с цветными палочками Кюизенера. На ознакомительном этапе дети упражняются в группировке палочек по разным признакам, сооружая из них постройки осваивают комплектацию палочек их цвета и соотношение по размеру. Учатся располагать палочки в определенном порядке сопровождая действия стихами, от самой маленькой до большой, и от большой до самой маленькой, дети узнают что элементы одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот. Альбомы помогают разнообразить самостоятельную творческую деятельность детей.

слайд 11

При выполнении игр-конструирования «Пирамидки и лесенки»- дети не только устанавливают взаимосвязь длины палочки и ее цвета, но и знакомятся с порядковым счетом. Соотношение порядкового счета и цвета палочек закрепляется с помощью стихотворения «Мы по лесенке шагаем..»

   Изучение понятий «высокий - низкий», «широкий – узкий», «длинный короткий»- дети осваивают, группируя палочки по разным признакам в процессе сооружения построек решая проблемную задачу. Работа дополняется играми на развитие у детей количественных представлений. В новых играх и упражнениях мы помогаем детям соотнести цвет палочки и её числовое обозначение.  Количественные отношения цветных палочек дети устанавливают экспериментальным путем формируют начальные представления о составе числа, числовой прямой.

слайд 12

В старшем дошкольном возрасте дети учатся измерениям с помощью палочек Кюизенера находить связь между длинной предмета, размером мерки и результатом измерения, учатся понимать поставленную задачу решать ее, доказывать свое решение экспериментальным путем, что важно для формирования предпосылок функциональной математической грамотности

Закрепляя состав числа при конструировании «числовых ковриков» дети знакомятся с математическими действиями (сложение и вычитание), развивают количественные представления. Учатся решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

слайд 13   Развивающие игры Воскобовича совершенствуют память, воображение, восприятие, внимание, логическое и творческое мышление, речь. Игры систематизированы и на основе их создана технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3 – 7 лет, которая называется «Сказочные лабиринты игры». Игры сопровождаются книгами с занимательными историями

слайд 14

Знакомство с играми Воскобовича мы начали с самого простого, двухцветного квадрата, который изготовили совместно с родителями Квадрат Воскобовича» - игра – головоломка, в процессе которой дети осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм.  Знакомясь со сказочными героями (мамой Трапецией, папой Прямоугольником, дедушкой Четырёхугольником), дети путешествовали с «Волшебным квадратом» по сказке, преодолевали вместе с ними совсем не сказочные препятствия, добивались успеха.

продолжая работу по данному направлению дети познакомились с четырехцветным квадратом и новыми героями гномами Двин, Дван, Трин которые предлагали детям вернуть цвет геометрическим фигурам по схемам, эта игровая деятельность требует интеллектуальных и волевых усилий. Дети уже сами придумывают и складывают свои фигуры, дают им названия.

В процессе игровой деятельности у детей развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности.

слайд 15

В средней группе дети знакомятся со сказками из серии «Легенды фиолетового леса». Каждая глава сказки- это чудесные превращения и приключения малыша Гео, козни Низримки Всюся и одновременно занимательные вопросы, проблемные задачи, упражнения на моделирование и преобразование предметов.  В игре «Прозрачный квадрат» дети знакомятся с эталонами формы и величины, соотношениями целого и части, пространственными отношениями предметов. Обыкновенные прозрачные пластинки с геометрическими формами становятся «Нетающими льдинками озера Айс». Участвуя в приключениях мальчика Гео, дети воплощают сказочные образы в предметные формы.

слайд 16

Интересной и новой для детей стала игра «Геоконт» («Чудесная поляна»). С помощью волшебных ниточек – резинок дети выполняют задания Паука Юка. На первом этапе знаком ства с этой игрой, дети конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в исходное положение).

В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» (задание, вопрос, задача). Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка (паутинка). Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.

Показателем знаний детей для меня является уровень понимания - это умение ребенка  объяснить, определить признаки предмета,  попробовать сформулировать по-другому, как ребенок понимает поставленные задачи и  использует свои знания на практике (решает математические задачи). К концу дошкольного образования мои воспитанники осваивают эти  умения и навыки играя в игры



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления

 Основы робототехники в дошкольном учреждении

как средство повышения качества образования

подготовила воспитатель МАДОУ «Сказка»

Новикова Елена Анатольевна

Слайд 1. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности –это главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – робототехнике. Робототехника, строясь на интегративных принципах, позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Робототехника - универсальный инструмент для дополнительного образования дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Робототехника как нельзя лучше этому способствует.

Слайд 2 Основы робототехники - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов роботов,

имеющих модульную структуру и обладающих микропроцессорами.


        В нашем саду работа по освоению воспитанниками основ робототехники ведется в двух направлениях:

1. Основы программирования с применением мини-роботов Bee- Bot «Умная пчела» и «РобоМышь»

2. Конструирование с применением Lego- конструкторов

 Работа в этом направлении ведется с 2018 года, когда было закуплено оборудование представленное на слайде слайд 3 и 4 мини роботы двух видов и тематические коврики к ним, а для легоконструирования наборы лего представленные на слайде

В детском саду работу по освоению мини-роботов «Умная пчела», «Робомышь» и конструкторов Lego начала творческая группа педагогов в которую вошли воспитатели и старшие воспитатели ДОУ. Были изучены методические рекомендации по применению, составлены программы использования Bee- bot в познавательном развитии детей. Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров, владения современными педагогическими технологиями и их применения в профессиональной деятельности, поэтому педагоги прошли курсы повышения квалификации (слайд 5). В рамках самообразования проходили всевозможные вебинары и семинары на образовательных порталах, которые представлены на слайде слайды 6 и 7 

Полученные знания педагоги ДОУ применяют на практике в работе с детьми. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагоги находят новые пути применения оборудования. (Слайд 8) Так в старшей группе воспитатели изготовили универсальный коврик для применения би-ботов «Умная пчела» и «РобоМышь» и дополнительный иллюстративный материал к ним, что позволило расширить область применения би-ботов. Была изготовлена для детей таблица для составления алгоритма движения би-бота. В своей деятельности я применяю Умных пчел в познавательном развитии. Так у нас в группе появились пчелка- математик, пчелка- исследователь и пчелка шахматистка. В рамках муниципального конкурса «Педагог цифрового века» мной продемонстрировано занятие по обучению детей игре в шахматы с применением би-ботов. Используя универсальный коврик, пчелка- речевичок способствует повышению интереса детей к чтению сказок и рассказов, самостоятельному составлению загадок. Данный опыт работы «Формирование читательской грамотности посредством игровых технологий» Самодин Анастасия Николаевна представила на городском семинаре по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. 

(Слайд 9) Новыми наработками в дошкольном учреждении воспитатели делятся друг с другом на мастер- классах, проводят мероприятия и мастер- классы для родителей, законных представителей воспитанников, на итоговых педагогических советах представляют результаты деятельности за учебный год.

(Слайд 10) За первые два года применения би-ботов и конструкторов Lego собраны картотеки игр, конспекты занятий с применением би-ботов, разработаны программы дополнительного образования дошкольников.

(слайд 11) Получив положительный результат деятельности педагоги представляют свой опыт работы для педагогов города. Проводились мастер-классы «Игры с мини роботами», «Ранее программирование». Педагоги принимали участие в городских методических объединениях с проведением открытых занятий по познавательному развитию. Один педагог участвовал в кадровой школе педагогов дополнительного образования, один педагог совместно со студенткой Когалымского политехнического колледжа отделение «Дошкольное образование» продемонстрировал опыт работы в Международной научно-практической конференции «Реализация инновационной политики. Опыт. Практики. Тенденции», я представляла свой опыт работы на совещании заместителей дошкольных образовательных организаций города «Лучшие практики реализации ФГОС ДО».

Слайд14 Так же опыт транслируется в печатных изданиях. Статья «Применение мини-роботов Bee-bot «Умная пчела» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста» вошла в сборник Лучших практик 2020, в газете Когалымский Вестник вышло несколько статей с представлением опыта работы. Также педагоги распространяют свой опыт в сетевых изданиях.

(Слайд 15)  В реализации программ, разработанным педагогами МАДОУ «Сказка», задействованы 9 групп старшего дошкольного возраста (7 по би-ботам и 2 по Lego конструированию) и 14 педагогов.

Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития говорит о результативности деятельности педагога и повышении качества образования (слайд 16 - 21) На данных слайдах представлены участие детей и педагогов в конкурсах различного уровня.

В нашем саду в перспективе планируется приобрести новые конструкторы Lego с механическим и компьютерным программированием. Организация и проведение конкурсов между воспитанниками ДОО города в данном направлении.

 Из проблем, с которыми мы столкнулись в своей деятельности это отсутствие методической литературы по работе с би-ботами и обучающих курсов, методическая разработка рассказывает только о функциональных способностях би-ботов. Недостаточное количество или отсутствие конкурсных мероприятий в городе, где дети могли бы показать свои возможности.

Рефлексия.

-Уважаемые коллеги, какие трудности вы испытываете по введению основ робототехники в детском саду?

-Уважаемые коллеги, обратите внимание на слайд. (на слайде Пчела и поле для программирования). Как вы думаете сколько ходов нужно сделать пчелке чтоб достичь отмеченной цели? (2 человека). Как бы вы запрограммировали ее? (ответы)

Педагог: Запрограммировать пчелку можно по-разному, есть большое количество вариантов, это дает детям возможность находить разные пути решения задач и доказывать свое решение; учит думать, логически мыслить, составлять всевозможные алгоритмы движений, что им пригодиться в дальнейшем при обучении в школе. Основы робототехники у детей дошкольного возраста расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют усилить мотивацию ребёнка, способствуют обучению детей новейшим образовательным технологиям, знакомят их с возможностями и навыками компьютерных технологий.

  А теперь посмотрите, как пчелку запрограммировала я. (по щелчку пчелка доходит до определенной точки – выходит слайд «С новым учебным годом!»)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика

образовательной деятельности и подготовки воспитанников,

выражающая степень их соответствия федеральному

государственному образовательному стандарту ДО,

и (или) потребностям

физического или юридического лица, в интересах которого

осуществляется образовательная деятельность, в том числе

степень достижения планируемых результатов

образовательной программы

Качество условий – кадровые, развивающая среда, образовательная деятельность, материально-технические и т.д.



Предварительный просмотр:

Слайд 1                  Тема: «Гидропонное выращивание микрозелени

в условиях дошкольного учреждения»

Слайд 2 Огород на подоконнике в детском саду — это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, благодаря которому происходит развитие любознательности и наблюдательности у детей дошкольного возраста. Он способствует формированию представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Включение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивает интерес к познавательно-исследовательской работе. Воспитание любви к природе - основная задача взрослых; кроме того, наша задача в дошкольном учреждении - поддерживать и развивать интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

К сожалению, чаще всего воспитанники не имеют возможности долгосрочно наблюдать и фиксировать рост и развитие растения – весной мы их высаживаем, а  летом, когда происходит самый пик роста и изменения растений – наши воспитанники уезжают в отпуска.

Слайд 3 Мы долго думали, как решить эту проблему. Поэтому, весной 2022 года наш огород на окне стал «космическим».

Слайд 4Для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста были закуплены базовые наборы детских проращивателей -космогрядка. Принцип работы «космогрядки» базируется на методе гидропоника - это выращивание на воде. Процесс идет естественно, как при выращивании растений в почве, потому что в нем участвуют свет, тепло, вода и воздух.

Базовый набор проращивателя состоит из емкости для жидкости, корзинки для семян со сменным дном, лукового модуля и крышки. Набор можно использовать несколько раз, что очень экологино.

Слайд 5 К набору прилагается руководство по управлению-инструкция, методическое пособие - рекомендации по использованию проращивателей для дошкольных учреждений и атлас технологических карт гидропонного выращивания микрозелени в базовом проращивателе. Эта методическая «шпаргалка» помогает организовать работу педагогам, узнать о новом методе.

Слайд 6 Для детей знакомство с проращивателем начинается встречей с Викки – космонавтом-исследователем и ее космическими друзьями Ростиком и Марсой. Вместе с героями дети проходят 4 основные миссии по выращиванию микрозелени, проращиванию лука, выращиванию зелени для питомцев и приготовлению вкусного и полезного завтрака. Слайд 7 Для каждой миссии подготовлен свой бортовой журнал исследователя. Кроме того, наши воспитанники могут увидеть результаты работы детей со всех уголков страны, пройдя по куар коду на странице бортового журнала.  

Слайд 8 Мы с юными исследователями приняли участие в нескольких миссиях, зафиксировали опыт и получили реальный результат. В группах детского сада воспитанники и педагоги дружно выращивали дайкон, кресс-салат, лук, горох и участвовали в миссии «Вкусный и полезный завтрак». В комплекте идут темы примерных занятий, разработанные на целый учебный год.

Слайд 9Однако, «космогрядки» - это не только современная версия огорода на окне, но и возможность узнать о новых профессиях: агроном, ситифермер и космобиолог. Но профессию проще понять и представить на конкретном примере. И у нас в городе есть такие люди.

Слайд 10 В рамках онлайн экскурсии мы с ребятами познакомились с городской фермой «Зеленка» и ее руководителями Евгением и Данилом. Благодаря видеконференции ребятам продемонстрировали установку по выращиванию микрозелени, разнообразные растения.

После онлайн знакомства Евгений пришел к нам в гости, представил детям профессию ситифермера на личном примере. Вместе с детьми он провел мастер класс по выращиванию микро-зелени Рукколы, рассказал, в чем отличие процесса его работы от наших «космогрядок».  Уже через 10 дней у каждого в группе была своя грядка микрозелени и домой ребята унесли «собственноручно» выращенный урожай. Реальный и полезный результат за такой короткий срок!

Благодаря опыту работы можно отметить, что выращивание микрозелени образовательно, увлекательно и полезно для знакомства детей с окружающим миром. Технологии меняются, и мы тоже можем стать частью современного «фермерства».  Еще в комплекте идет вкусный результат, который содержит так необходимые на севере витамины, органические кислоты, биологически активные соединения.