1. Взаимодействие с родителями
Уважаемые родители! Эта информация для Вас! Хочу представить вашему вниманию полезные консультации, мастер - классы для развития маленьких математиков и шахматистов. Отвечу на ваши вопросы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Шахматы в дошкольном возрасте»
Шахматы — это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать
сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки
на несколько „ходов“ вперёд.
В.В.Путин
Шахматы – старинная, увлекательная и развивающая игра, она помогает в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность, что очень необходимо при дальнейшем обучении в школе.
Перед родителями часто возникают вопросы, постараемся на них ответить:
Когда же лучше начать заниматься с ребенком шахматами?
Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4-7 лет, в этом возрасте мозг ребенка работает на 100%, информация усваивается лучше, быстрее появляется способность к стратегическому анализу (многие чемпионы по шахматам начали обучаться именно в этом возрасте)
Чем полезны занятия шахматами для ребенка?
- Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы - мыслить самостоятельно.
- Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
- Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение шахматных задач и комбинаций.
- Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий - действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
- Познавательная - играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная - придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая - сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
С чего начать обучение шахматам:
У родителей есть два пути решения этого вопроса выбрать шахматный кружок или начать обучение в домашних условиях. В обоих случаях основной формой обучения будет - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "чемпиона", не принуждайте ребенка заниматься шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.
На мой взгляд, отдавать ребенка сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители. Даже если кажется, что вы далеки от шахмат
Первый шахматный урок
Самый важный первый урок, он должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок, прежде всего, ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями. В помощь себе можно купить учебник, посвященный детским шахматам. (обзор детских книг о шахматах и об обучении детей, вы можете найти у меня на страничке, а также во вкладке «Полезные ссылки: родители»)
Для начала приобретите шахматную доску и шахматы (вполне подойдет доска размером 26*26 см с хорошо различаемыми фигурами, как выбрать шахматы вы можете найти на моей страничке). На первом занятии расскажите ребенку сказку про короля, ферзя и их свиту, покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка. При обучении ребенка шахматам нужно правильно называть фигуры и шахматные термины.
Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, что такое шахматная доска, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки (их можно найти в учебнике или у меня на страничке во вкладке «Занимательные задания для дошколят по шахматам»). Цель задачек - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь, грозит ли ему там опасность
Первые уроки должны длиться не более 20-30 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно. Либо переключать ребенка с шахмат на логические и развивающие математические задания.
Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему, не следует это делать. Ребенок может привыкнуть к легким победам, тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.
Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы - это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.
Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы — это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.
Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, дети учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), могут изменить ход игры.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей.
Процесс обучения шахматам способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Давайте знакомиться, логические блоки Дьенеша.
Играем и развиваемся вместе!»
Хотя на первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических форм или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.
Логические блоки придумал и разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно и наглядно знакомят детей с формой, цветом и размером объектов. Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят, играя в совместные игры развить у своих детей логическое и аналитическое мышление, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму.
Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Набор можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей. Набор состоит из 48 геометрических фигур -блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется по форме, цвету и размеру: величине и толщине. Фигуры в наборе
- четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
- трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
- двух размеров (большие и маленькие фигуры);
- двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Как познакомить детей с логическими блоками Дьенеша?
Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. С данным пособием нужно играть вместе с ребенком!
Вначале нужно познакомиться! Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними, можно даже построить из блоков. Чуть позже можно предложить следующие задания на классификацию и группировку:
Игра «Найди фигуру»
Цель игры: закрепить цвет (форму, размер) фигур.
Задание для ребенка: найди все фигуры такого же цвета (формы, размера), как выложенный блок.
Ребенок выбирает фигуры по одному из заданных вами признаков. Например: все желтые или все треугольные, или все большие фигуры.
Затем можно эту игру разнообразить и усложнить.
Например: попросите малыша раздать блоки игрушкам: зайчонку все синие блоки, медвежонку - желтые, а лисичке – красные. Обсудите с ребенком полученный результат и обязательно похвалите его. Подобным образом группируем блоки по размеру, форме, толщине.
Также для знакомства с блоками, разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей с красочными заданиями.
- «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (от 2 до 3 лет)
- «Давайте вместе поиграем» (от 3до 7 лет)
- «Страна блоков и палочек»(от 4-7 лет)
- «Лепим нелепицы» (от 4 лет)
Игры «Найди фигуру» и альбомы помогают ребенку научиться выявлять и абстрагировать, классифицировать и обобщать свойства блоков.
Также для знакомства с блоками можно выполнять занимательные упражнения:
- «Что изменилось?»
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- «Волшебный мешочек»
Вариант 1: все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
Вариант 2: все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
- «Третий (четвертый) лишний»
Выложите три (четыре) фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
- «Игра наоборот»
Вариант 1: положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Вариант 2: положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
- «Продолжи ряд»
Вариант 1: выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
Вариант 2 (усложненный): выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая фигура отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
Вариант 3 (усложненный): выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
- «Найди пару»
Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
- «Клад»
Вариант 1: выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
Вариант 2: по аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
Вот только несколько игр в которые можно поиграть вместе с ребенком. В следующей консультации я расскажу вам как в игру с блоками вводить карточки обозначающие свойства блоков, и в какие игры можно поиграть.
Если эта информация была вам полезной, буду благодарна за отзыв, отвечу на вопросы
Елена
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка с нуля играть в шахматы?
Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами неспециалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры. В этой статье мы рассмотрим шахматную доску и шахматные фигуры. Но для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).
Легенда о появлении шахмат
В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.
Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей.
В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.
Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.
А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»
Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.
Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!
Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.
Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.
Основные элементы и правила игры
Шахматная доска
Покажите ребенку шахматную доску. Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.
Важно правильно расположить шахматную доску – справа должно быть белое поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.
Шахматные войска
У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.
Король
Ферзь
Ладья
Слон
Конь
Пешка
Предварительный просмотр:
Как научить играть ребенка в шахматы? (продолжение)
Необычные ходы в шахматах
Рокировка
Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.
Взятие на проходе
Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.
Какие цели преследуются в шахматной битве?
Задача каждого игрока – атаковать короля партнера. Атакой фигурой вражеского короля, от которой тот может защититься, называется шахом. Атака, от которой защиты нет, называется мат. В этом случае партия заканчивается, шахматист проиграл.
Как лучше играть в шахматы начинающим? Не зевать, внимательно смотреть на доску, думать над ходами соперника.
Советы по обучению шахматам с нуля
- Купите хороший учебник для детей по шахматам – например, В. Гришин «Малыши играют в шахматы», И. Сухин «Шахматы для самых маленьких», или любой другой самоучитель.
- Решайте простые шахматные задачи во время уроков шахмат.
- Сделайте обучение веселым – найдите или придумайте сказки про шахматы, рассказывайте их ребенку (например, удивительные приключения пешки).
- Включите в занятие интересный мультфильм или видеоурок по шахматам.
- Используйте творчество, чтобы заинтересовать ребенка шахматами – рисуйте шахматные картинки, лепите и вырезайте фигуры.
- Чаще играйте с ребенком, либо пусть он сражается с другими начинающими шахматистами.
- Делайте занятия шахматами интересными и познавательными для ребенка, и он непременно полюбит эту игру.