Выступления

Магидова Ирина Александровна

Выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 24 «Семицветик» города Дубны Московской области

 «Особенности организации закаливания воспитанников в группе раннего возраста»

Подготовил и провёл:

воспитатель первой

квалификационной категории

Магидова Ирина Александровна

г. Дубна. 2018 г.

Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

Детей надо обязательно закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.

Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.

Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это, прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции.

Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые все время росли в «тепличных» условиях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливайте постепенно.

Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.

По-разному следует подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.

Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используют прогулки, игры. Нужно приучать малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепет снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае нужно посоветоваться с врачом.

Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом – душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой – обливание ног.

Закаливание - это целая система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных метеорологических условий: холода, тепла, пониженного атмосферного давления.

Закаливание – это тренировка приспособительных возможностей организма с помощью естественных природных факторов: воды, воздуха, солнца. Закаливаться каким-либо одним фактором трудно. При закаливании на человека действуют различные факторы. Закаливаться можно не только солнцем, воздухом и водой, но и словом и даже пищей (закаливающие диеты, лекарственные травы и т. П.)Закаливание оказывает общеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ. Организм ребенка получает возможность лучше приспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном и систематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла, повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивность раздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организма ребенка к низкой температуре. Начинать закаливание можно с любого возраста. Но чем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасно выглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон.

Правила проведения закаливающих мероприятий

1. Закаливание следует начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка.

2. Постепенно наращивать интенсивность закаливающих мероприятий.

3. Систематичность - закаливание проводится во все времена года.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка, его возраст, физическое развитие, состояние здоровья, перенесенные заболевания, особенности нервной системы.

5. Начинать закаливание можно в любое время года, но более предпочтительным является теплое время.

6. Закаливание следует проводить только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. Не надо бояться, если при закаливании у ребенка возникнет парадоксальная реакция, вместо ожидаемого улучшения самочувствия отмечается его ухудшение. Это так проявляется его индивидуальная реакция. В данном случае надо перейти к более легким нагрузкам или другому способу закаливания.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие проводятся на протяжении всей жизни и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, рациональную одежду. Регулярное проветривание в комнате, соответствующий возрасту температурный режим в помещении.

Специальные. К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением. Гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, бассейн.

Виды закаливания.

Существуют следующие виды закаливания: воздухом, водой, солнцем. Для закаливания используются различные виды гимнастики, массажа, рефлексотерапия, баня, сауна и др.

Закаливание воздухом.

Это наиболее доступный и действенный метод закаливания. Воздух - среда, постоянно окружающая человека. Закаливающее действие воздухом связано, прежде всего, с разницей температуры между ним и поверхностью тела ребенка. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка. Оно повышает потребление кислорода, способствует улучшению функционирования ЦНС, нормализации сна и аппетита. Закаливание воздухом включает в себя оптимальный температурный режим помещения, использование рациональной одежды, воздушные ванны, сон на свежем воздухе, повышение устойчивости к сквознякам.

Воздушные ванны в холодное время года проводятся в комнате (комнатные воздушные ванны, в теплое время года - на свежем воздухе. Продолжительность воздушной ванны увеличивается с 3-4 минут до 1 часа. Воздушные ванны проводятся через 1-1,5 часа после еды в местах, недоступных прямым солнечным лучам. Воздушные ванны дети дошкольного возраста проводят сначала в трусах и майках, носках и сандалиях. Через две недели старшим детям можно закаливаться только в трусах и сандалиях или босиком. После прогулки руки и ноги ребенка должны оставаться теплыми.

Закаливание водой.

Вода - общепризнанное средство закаливания. Из всех закаливающих методов закаливание водой является самым мощным и быстрым средством. Главная функция - укрепление тела -достигается холодными ваннами, купаниями. В последнее время все шире вводятся контрастные методы закаливания: контрастный душ, влажные обтирания. Умывание. Новорожденных рекомендуют умывать настоями трав, обладающих антисептическим, противовоспалительным действием (ромашка, шалфей, календула, череда, мать-и-мачеха). Дети старше 3-х лет моются водопроводной водой, в которую травы добавляются лишь по необходимости в период дефицита витаминов, после простудных заболеваний).

Обтирание сухим полотенцем проводится перед началом влажных обтираний, как предварительная процедура. Обтирание ребенка сухой рукавицей внимает психологическое напряжение, подготавливает ребенка к проведению влажных процедур, создает положительный эмоциональный настрой. Порядок обтирания: сначала обтирают верхние конечности от пальцев к плечу, затем ноги: от стопы к бедру, затем грудь, живот и спину. Длительность одной процедуры 1- 2 минуты.

Обтирание влажным полотенцем - самое нежное из всех водных процедур. Общее влажное обтирание здоровым детям можно проводить, начиная с 3-месячного возраста. Ослабленным детям полезно начинать с сухих обтираний куском фланели. Через 1-2 недели можно перейти к влажным обтираниям варежкой из мягкой ткани, смоченной водой. Обтирание лучше делать утром после сна. Сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот, спину. Обтирание лучше делать утром после сна. Продолжительность процедуры 3-4 минуты. После обтирания мать растирает кожу ребенка сухим полотенцем до появления умеренного покраснения. Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет составляет +32°С, 5-6 лет до +30°С, 6-7 лет +28°С. Через каждые 2 недели ее снижают на 1°С и доводят до +22°С летом и +25°С зимой для детей 3-4 лет, до +20°С и +24°С для детей 5-6 лет, до +18°С и +22°С для детей 6-7 лет. После окончания процедуры ребенок должен быть тепло одет.

Солнечные ванны принимают на открытой местности, при этом происходит одновременное воздействие прямых и рассеянных солнечных лучей. Продолжительность солнечных ванн для детей раннего возраста увеличивается с 2 до 18, для детей дошкольного возраста - с 4 до 33 минут. Не рекомендуется проводить солнечные ванны при температуре воздуха +12°С и выше +27°С. Наиболее целесообразно проводить солнечные ванны с 9 до 12 часов, начиная их не менее чем через 1,5 часа после еды, и заканчивают не позднее чем через 0,5 часа до еды. Голову необходимо защищать от прямых солнечных лучей.

Порядок проведения солнечных ванн:

1) подготовительная световоздушная ванна в тени 10-20 минут;

2) солнечная ванна;

3) водная процедура / умывание, душ, купание/;

4) отдых в тени.

Постепенность усиления закаливающего воздействия достигается и подбором одежды: сначала надевают рубашку с коротким рукавом, через 2-3 дня - майку, через 2-3 дня оставляют в одних трусах.

Помните! Начинать закаливание можно в любом возрасте, однако, чем раньше вы это сделаете, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закалять ребенка надо систематически. Строго выполнять все основные правила проведения закаливания. Не отменяйте закаливание при легком недомогании. Лучше замените, сильную более слабой процедурой, например обливание обтиранием. Старайтесь проводить закаливание так, чтобы оно доставляло ребенку удовольствие. Приступая к закаливанию, каждый раз обращайте внимание на состояние нервной системы ребенка. Если он слишком легко возбудим, быстро утомляется, ему показаны успокаивающие процедуры.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 24 «Семицветик» города Дубны Московской области

 «Сенсорная книга, как инструмент формирования интеллектуального развития детей раннего возраста»

Подготовил и провёл:

воспитатель первой

квалификационной категории

Магидова Ирина Александровна

г. Дубна. 2020 г.

Сенсорная развивающая книга «Волшебная книга» для детей раннего возраста.

Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, через процессы ощущения и восприятия, которые лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Всем хорошо известно значение книг в жизни человека и дошкольника в частности. Дети очень любят слушать книги и рассматривать картинки. В наше время также нашли широкое распространение сенсорные развивающие книжки. Они включают в себя три элемента: книгу, дидактическую игру и пособие для сенсорного развития ребенка.

Цель моей «Волшебной книги»: закрепление знаний детей о цвете, форме, размере.

С помощью моей книги решаются следующие задачи:

• Развивать внимание, воображение, мышление, память, наблюдательность и речь ребенка.

• Формировать умение различать основные цвета.

• Закреплять знания детей о форме предмета (круг, квадрат, треугольник).

• Закреплять понятия большой - маленький, длинный – короткий.

Закреплять понятия: мягкий, жесткий, шершавый, гладкий.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Моя книга состоит из следующих игр и заданий:

Игра «Найди пару».

Ребенку необходимо установить взаимосвязь предметов и с помощью шнурков соединить пары предметов. В данном случае это замок и ключ; краски и кисть.

Игра «Помоги Кате собрать пирамидку».

Все детали пирамидки на липучках, которые ребенок может самостоятельно, как разобрать, так и собрать пирамидку. Все части пирамидки основных цветов. В ходе игры взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

Назови все цвета, из которых состоит пирамидка.

Какой формы ее части?

Игра «Помоги Маше сорвать яблоки».

В данной игре можно задать ребенку следующие вопросы:

Какого цвета яблоки?

Сколько яблок один или много?

Яблоки, какие круглые или квадратные?

А что еще здесь круглое? (солнце)

Игра «Помоги Саше найти все круглое, треугольное и квадратное».

Ребенку дается задание помочь Саше найти все круглое (треугольное, квадратное). В ходе игры вы можете прочитать стихотворение о каждой геометрической фигуре:

Посмотрите - ка вокруг!

Пальчиком рисуем круг.

Куклы были вместе в ряд,

А теперь в кругу сидят

Треугольник - три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых -

Треугольник – «остроносый».

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире.

Игра «Геометрические фигуры».

В данной игре ребенку предлагается найти круги, квадраты и треугольники, из которых состоят домик и девочка. У домика окна на липучках, ребенок при желании может поменять фигуры местами. В игре можно задать дополнительные вопросы:

А что здесь круглое?

А что здесь красное?

А какого цвета большой треугольник?

А какого цвета маленький квадрат? и т. д.

Травка представлена в виде молнии, которую ребенок с легкостью сможет расстегнуть и застегнуть.

Игра «Посади бабочку на свой цветок».

В игре предлагается ребенку посадить бабочку на цветок, соответствующий цвету бабочки. Стебель у цветов сделан из молнии. Все молнии также основных цветов.

Сенсорная развивающая книга «Волшебная книга» для детей раннего возраста

     

Изготовить данную книгу очень просто, Вам понадобится:

- плотный картон;

- тонкий картон;

- самоклеящаяся пленка;

- ножницы;

- линейка;

- ткань ярких цветов (синяя, красная, желтая и зеленая);

- молнии разного цвета (синяя, красная, желтая и зеленая);

- гофрированная бумага;

- цветные картинки, с изображением круглых, квадратных и треугольных предметов;

- картинки бабочки и цветы синего, красного, желтого и зеленого цветов;

- липучки;

- потолочный клей;

- картинки девочки и мальчик;

- 2 шнурка разного цвета.

Вам необходимо скрепить картон в виде книги, обклеить самоклеящийся пленкой. Далее рисуем и вырезаем на гофрированной бумаге краски и кисть, замок и ключ; а также цветочки и 2 солнышка; яблочки и все вырезаем. К яблочкам приклеиваем липучки (предварительно яблочки приклейте на картон, т. к. бумага мягкая). Затем склейте краски и кисть, замок и ключ. Готово, отложите. Возьмите плотный картон и нарисуйте пирамидку, вырежьте все детали отдельно, а затем обклейте тканью каждую деталь (промазывайте только внутренние края деталей, подгибая ткань). После того как все детали готовы приклейте на внутреннюю часть обычный картон, а затем липучку. Далее нарисуйте из плотного картона дерево и траву, обклейте тканью и сразу приклейте на страничку книги, при необходимости можно положить на поделку толстую книгу, чтобы все детали приклеились. Берем плотный картон и рисуем на нем детали домка и девочки, обклеиваем. Окошки у домика круг и квадрат нужно приклеить на тонкий картон, а только потом приклеиваем липучку. На травку приклеиваем молнию. На следующей страничке приклеиваем сначала молнии, а затем цветы. Берем бабочки и приклеиваем липучки, не забывая про цветы. Дополняем остальные странички не достающими деталями. Дайте клею просохнуть. Наша книга готова!


Предварительный просмотр: