Гражданско-патриотическое воспитание по ФГОС

Сасина Светлана Геннадьевна

Материалы страницы предназначены для создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста.

Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение - первое звено системы образования, целью которого является формирование у дошкольников представлений об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

 Все дело в одной, в очень важной закономерности  нравственно-патриотического воспитания.  Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.  Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,  потому, что и человеком его надо воспитать». 
  В.А. Сухомлинский 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Есть в России три столицы – Москва, Питер, Луховицы

 В Московской области много интересных мест – Дмитров, Коломна, Сергиев Посад... и Луховицы. Луховицы всегда славились своими огурцами, а ещё тут памятник почтальону Печкину. И это ещё не всё!

Первое упоминание о поселении Глуховичи (а именно так изначально звучало название села, потому как находилось оно в глуши) встречается в церковных книгах в конце XVI века. До XIX века здесь жили пахари и бортники, особого развития села не было. Но в середине XIX века была проложена Московско-Рязанская железная дорога, вокруг которой начали строиться дома и появился пристанционный посёлок. Таким образом, село Луховицы оказалось к началу XX века в весьма выгодном положении. Село Луховицы стало волостным центром Зарайского уезда Рязанской губернии.

И только в 1957 году Луховицы получили статус города.

Согласно народному фольклору, в России три столицы: Москва, Питер и Луховицы. А все потому, что именно под Луховицами началось становление русского военного флота. Но не только флотом единым знамениты Луховицы.

Луховицы находятся неподалеку от села Дединово. Тут во времена царя Алексея Михайловича  (батюшки императора ПетраI) построен первый корабль русского флота «Орёл». Строительство в 1667 – 1669 г. корабля «Орёл» стало значимой вехой в истории и нынешнего Луховицкого района, и всей страны нашей – России. Эта веха определила начало развития корабельного дела в Российском государстве, начало создания русского военного флота. И именно в селе Дединово, где в то время жили искусные корабелы, умеющие строить большие лодки, струги, для плавания по Оке и Волге.

Здесь цесаревич Петр учился ходить под парусом, а став взрослым, продолжил дело отца и развил судовую верфь.

Памятник императору находится у входа в Луховицкий краеведческий музей, главным экспонатом которого является модель того самого «Орла».

Пётр изображён таким, каким его привыкли видеть потомки: уверенным и энергичным. Опершись сапогом на камень, он всматривается вдаль. За спиной развивается плащ, в руках великий самодержец держит свитки с чертежами и инструменты для строительства новых кораблей.

Луховицы – это столица российского авиастроения. Здесь находится крупнейший в России авиационный завод, на котором собирают знаменитые на весь мир самолеты МиГ-29.

Памятник – самолёт МиГ-23МЛ

МиГ-23 считается одним из символов Луховиц, так как именно здесь в послевоенные годы была открыта лётно-испытательная база, а позже филиал компании РСК «МиГ», которая специализируется на сборке самолётов, в том числе истребителей МиГ.

Подлинный истребитель был подарен городу в качестве памятника. Специально для него разбили парковую зону. МиГ словно взмывает в небо с бетонного постамента.

Ну, и самое главное! Луховицы являются главной «огуречной столицей» России. Выращивание огурцов в Луховицах – это особая религия и культ жизни местного населения. Город настолько знаменит своими вкусными огурцами, что здесь даже решили увековечить данный факт и поставили памятник «Огурцу-кормильцу»!На бочонке укреплена бронзовая доска в виде развёрнутого свитка. На нём надпись: «Огурцу-Кормильцу от благодарных луховичан».

Главный музей Луховиц был открыт в 1988 году и вскоре стал лучшим в районе. Специально для него было построено кирпичное здание с деревянными элементами декора. Особое внимание привлекает треугольная арка-шатёр, расположенная у входа. Она богато украшена резьбой в народной манере. Так же оформлены наличники и рамы слуховых окон.

В музее для посещения открыты следующие залы:

Историко-этнографический. Здесь туристы узнают о древней истории города, увидят артефакты эпохи неолита, образцы декоративно-прикладного искусства разных лет.

Зал Воинской Славы посвящён боевой истории Луховиц и представляет коллекции реликвий Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Малый музей «Огурец» расскажет о кормильце Луховиц, продемонстрирует статуэтки, картины, вышивку и прочие экспонаты, в которых нашёл отражение луховицкий огурец.

Уголок природы посвящён красоте и богатству флоры и фауны в окрестностях Луховиц и в Московской области в целом.

В музее хранится бесценная коллекция старинных документов, писем и фотографий. Отдельное внимание уделяется древним иконам и монетам. Главным экспонатом является модель первого корабля русского флота.

Лухломская роспись возникла в 20 веке в г. Луховицы.  Возглавлял это производство Александр Павелович Бузырихин. В 1973 г. в г. Луховицы построился сувенирный цех, в котором стали выпускаться Лухломские изделия. В 1978г. Лухлома стала участвовать в выставках и получила золотую и серебряную медаль.

Лухломская роспись похожа элементами на хохломскую: те же завитки, усики, ягодки, цветы, листики.

В росписи лухломские мастера используют больше цветов, чем в "хохломе" (белый, оранжевый, розовый). Лухломская роспись делается на деревянных,  керамических, стеклянных и даже металлических изделиях. Особенность "лухломы" заключается в том, что работа ведется по сырой осине. с последующей сушкой в опилках. В качестве основного мотива взят природно-цветочный орнамент. Лухломской росписью украшались ложки, кружки, солонки, пиалы, ведра, разделочные доски. Также изготовлялись металлические и фарфоровые изделия, украшенные "лухломой" -самовары, подносы, сервизы, настольные лампы.

Жители многих уголков Великой России гордятся тем, что имя Паустовского связано и с их землей. Гордятся этим и жители Луховицкого края. В начале июня 2002 г. в селе Подлесная Слобода Луховицкого района на здании церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы была открыта мемориальная доска, надпись на которой гласит: «В этом Храме в 1916 году венчался известный русский писатель К. Г. Паустовский»

Луховицкий мемориальный комплекс. Он считается самым большим в округе. Его главная часть – стела из гранита, на которой установлены статуи солдата и женщины-работницы тыла. Рядом аллея слава «Никто не забыт, ничто не забыто».

У подножия стелы – вечный огонь. Рядом на постаменте – два ангела, держащие венок в память павших.

Неподалеку разбит парк, в котором имеются большие поляны. Здесь - выставка военной техники – есть и танки, и самолеты.

Памятник Пушкину А.С.

Памятник поэту был торжественно открыт в октябре 1997 года. Скульптура Пушкина находится в прекрасном сквере, названном в честь поэта. Здесь проводят литературные вечера и отмечают Пушкинский день.

Стоит заметить, что луховицкий памятник Пушкину отличается от других. Скульптор Юрий Динеспоказал нам Пушкина с новой стороны: поэт словно остановился посреди прогулки, задумавшись о чём-то печальном.

Возможно, он вспомнил друзей-декабристов, доживающих свой век в ссылке. А может, со свойственной поэтам проницательностью, почувствовал приближение собственной гибели.

Памятник Есенину С. А.

Золотой осенью 2021 года в Луховицах был открыт памятник ещё одному поэту, который воспевал красоты России и российских глубинок — Сергею Есенину.

Бронзовый бюст поэта установили в сквере, названном в его честь. Автором проекта выступила скульптор Наталья Ручкина. Она изобразила Сергея Александровича в простой рубашке с расстёгнутым воротником.

Скульптура почтальона Печкина

Памятник ворчливому и в то же время добродушному почтальону был установлен в мае 2008 года у входа в здание Почты России.

Скульптор Полина Горбунова изобразила Печкина сидящим на велосипеде. Через плечо перекинута сумка, на руле сидит Галчонок. Компанию Печкину составляют Матроскин и Шарик.

Скульптура Айболита

Айболит «встречает» гостей у входа в детскую поликлинику. Старичок с по-настоящему живым и удивительно добрым лицом, сидит на скамейке, держа на коленях медицинский чемоданчик.

За его спиной возвышается арка из двух деревьев. На ветвях сидят обезьяны, бегемоты, волки, совы, белки и даже кит. Это одна из самых необычных и забавных скульптур городка Луховицы.

Парк им. И.Г. Воробьёва

Парк назван именем лётчика-испытателя Ивана Григорьевича Воробьёва. 24 января 1965 года он участвовал в испытаниях истребителя «МиГ-21ПФ». Испытания закончились трагедией: самолёт стал терять высоту, и лётчик не успел катапультироваться. Он погиб недалеко от Луховиц, день в день прожив 45 лет.

В центре парка установлена стела, посвящённая его памяти. Неравнодушные жители ежегодно приносят сюда свежие цветы и венки.

Голубые озера

Знаменитые Голубые озёра расположены на несколько километров севернее Луховиц. Это искусственные водоёмы, образовавшиеся в результате затопления старых карьеров. Озёра завоевали любовь туристов великолепными пейзажами, чистой водой и свежим воздухом. По кромке карьеров вырос сосновый лес.

Наиболее популярными развлечениями на озёрах являются лодочные прогулки, посещение вечеринок, а также эко-походы. В летнее время на берегах озёр образуются настоящие палаточные города. Голубые озёра популярны не только в Луховицах, но и во всём Подмосковье.



Предварительный просмотр:

Лосино-Петровский

Наш город называется Лосино-Петровский.А знаете ли вы, почему его так назвали? Название нашего города состоит из двух слов Лосино-Петровский.

Давным-давно, в  1708 году царь Пётр Первый издал указ о создании нашего города. Поэтому в названии нашего города есть имя Петра – Петровский, то есть город созданный Петром.

А  что означает слово Лосино? Может быть оно посвящено лосям, а может быть лосинам, которые любят носить девчонки? И всё это правда, и лоси и лосины имеют к этому отношение.

На территории нашего города во времена царя Петра Первого шили обмундирование(одежду)для военных. И одним из элементов этой одежды были брюки, которые шили из кожи лося, и поэтому были названы лосинами.

Вот такая интересная история названия у нашего города. Ребята, любите свой город, и делайте всё, чтобы он становился лучше.



Предварительный просмотр:

«Аракульские Шиханы»

Аракỳль – это озеро, его название в переводе с башкирского языка означает «озеро между гор». А слово «шихан» означает гору со скалой на вершине – видите, как на фотографии

Это скальный массив в Уральских горах на севере Челябинской области. Внешне они похожи на хребет огромного дракона или на Великую китайскую стену.

Шихан – одна из главных достопримечательностей Урала. Дорога к нему из Екатеринбурга или Челябинска занимает чуть больше часа и может стать замечательным маршрутом выходного дня для жителей этих городов.

Скальный массив Шиханов вытянулся с севера на юг почти на 2 километра. Если посмотреть на него сверху, он напоминает скелет гигантского дракона.

Подойти к Шиханам может только очень выносливый и храбрый человек, потому что дорога к нему занимает больше часа пешком по лесной, скалистой местности и всегда вверх. Самая высокая скала Шиханов высотой с восьмиэтажный дом.

Шиханы окружают 11 Челябинских озер: самое большое из них – озеро Аракỳль. Из-за обилия родников вода в озере чистая и прозрачная. В наши дни озеро стало популярным среди любителей отдыха и подводной охоты. Рядом с озером расположены заболачивающиеся озера Большой и Малый Каган.

Еще одна особенность Шихана – многочисленные каменные чаши на поверхности скал. Летом в некоторых из них можно даже искупаться. Есть несколько предположений их происхождения. Возможно, они образовались в результате разрушения горных пород из-за костров, которые наши предки разводили там в одном и том же месте, но для чего? Есть предположение что там приносили в жертву богамживотных, и это место былосвятилищем древних людей.



Предварительный просмотр:

Коломна – старинный город в Подмосковье.

Коломна – город, раскинувшийся на берегах трех рек и на перекрестке многих сухопутных путей. На протяжении веков за него сражались правители древнерусских княжеств, его разоряли, захватывали, но город всегда возрождался. Столетиями Коломна исправно защищала Москву от нападений врагов, подступающих к ней с юго-востока, а когда в этом отпала необходимость, добилась процветания благодаря выгодному месторасположению и коммерческой хватке местных купцов.

На территории Коломенского кремля и Посада в деревянных домах с резными окнами, в небольших усадьбах с мезонинами и яблоневыми садами по-прежнему проживают горожане. Исторический центр превращен в необитаемый музей архитектуры под открытым небом.

Коломенский кремль

Предпосылки для строительства каменного кремля в Коломне появились ещё в конце XV века, когда город охватил мощный пожар, уничтоживший город и часть укреплений. Однако осуществить идею решили лишь в 1521 году, когда Коломна была разрушена и разграблена войском хана Мехмеда I Гирея. В 1525 начались строительные работы, которые были завершены через 6 лет. Тогда Коломенский кремль считался одной из самых современных и мощных крепостей, высота его стен составляла от 18 до 21 м, а самая высокая башня достигала 35 м.

Музей «Коломенская пастила»

Как Тула известна своими пряниками, так и Коломна на весь мир славится своей пастилой. Если вы никогда не пробовали пастилу, то рекомендуем срочно это исправить, так как это сладость на протяжении 500 лет была одним из любимых лакомств на Руси, и остается ею до сих пор. Купить её можно и в магазине, но мы рекомендуем вам посетить музей «Коломенская пастила». Здесь вы не только отведаете пастилу такой, какой она должна быть, но и познакомитесь с процессом приготовления и богатой историей, которая, напомним, насчитывает больше пяти столетий.

Музей «Калачная»

Знали ли вы, что на Руси калачи были весьма доступным лакомством, и позволить его могли многие. Со временем калачи стали выпекать с ручкой из-за соображений гигиены, так как торговцы часто пренебрегали мытьем рук. Таким образом, мякоть съедали, а ручку отдавали нищим или просто выбрасывали. Отсюда и пошло выражение «дойти до ручки», то есть опуститься до того, чтобы подбирать еду с земли. Сейчас многие уже и не знают о происхождении этого выражения, но калачи так и продолжают выпекать с ручкой. Посмотреть на этот процесс и лично поучаствовать в приготовлении калача по старинному рецепту вы сможете в коломенском музее «Калачная».



Предварительный просмотр:

«Моя Родина – Россия»

Брейн – ринг

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству.

Задачи:

— способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к всенародным праздникам;

— создать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн), о празднике День России, о народных старинных традициях (игры, хороводы, забавы…)

— создать условия для развития творческих способностей детей, их физического, социально – коммуникативного, речевого и познавательного развития.

СЛАЙД 1

Ведущий 1: Добрый день, ребята. Все вы знаете, что 12 июня мы отмечали праздник День России.

День России – один из самых молодых и один из самых главных государственных праздников страны. Он начал отмечаться с 1994 года.

Вед.2     В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России. 

В декабре 2000 года этот праздник был переименован, теперь он называется День России.

Этот день стал  днём рождения нашей Родины.  А для вас прочтут стихотворения ребята старшей группы.

Стихотворение:

В детском садике узнали 
Мы прекрасные слова. 
Их впервые прочитали: 
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето. 
Станет солнечной листва. 
Озарятся новым светом 
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит. 
Льется с неба синева. 
Пусть всегда живут на свете 
Мама, Родина, Москва!
           

2

 Пусть солнце мирно светит в небесах,
Сегодня с Днем России поздравляем.
И будет много радости в глазах,
А легкий ветер флаги развевает.
Успех, удачу в жизни обретем,
Гордимся родиной своей по праву.
И говорим спасибо, что живем
Не зная войн, разрухи и пожаров.
© 
 

3

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
Мы в горе и счастье - с тобой!

Вед. 1  Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Стихотворение  «Что мы Родиной зовем».


Вед. 2 Сегодня мы хотим  предложить вам интересное занятие – игра брейн ринг некоторые из вас знают, что это такое другие познакомятся сегодня,  а игра наша посвящена «России».

В игре примут участие 3 команды: Встречайте наших участников (сидят впереди на первых рядах, выходят по 5 человек. (музыка): команда1 старшей группы,

(с флажками идут).

команда 2 старшей группы

и команда подготовительной группы.

(В зал входят команды участников игр, садятся за столы).

Вед 1:   Игра наша интеллектуальная и мы решила не обижать Вас легкими вопросами. Желаю вам быть внимательными, ловкими и находчивыми, потому что за каждый правильный ответ вы будете получать баллы.  А оценивать вас будет жюри(представляем жюри)

Вед. 1  А перед началом игры проведем жеребьевку и узнаем, кто будет отвечать первым. (Жеребьевка)

И так, мы начинаем нашу игру.

Вед. 2   Ребята! Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Какие это символы?   Есть они и у России. На этом этапе мы с вами вспомним все, что вы знаете о символах государства.

Предлагаю вам выполнить несколько заданий.

1 ринг «Символы Росии»

Вед 2.первый символ   «Флаг Росси»

Вопрос 1 команде : « Что такое флаг?»

Ответ: Флаг- полотнище правильной геометрической (прямоугольной) формы, имеющее какую-либо расцветку.

Вед. 1 Вопрос 2 команде: «Какие цвета есть  у Российского флага?»

Ответ: Белый - благородство;

             Синий - верность и честность;

              Красный – мужество, отвага, героизм, смелость.

Вед. 2 Вопрос 3 команде : « Где мы можем увидеть поднятый флаг?»

Ответ: Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы, общественный транспорт. Флаг- это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Задание собрать из полосок флаг России.

Все справились. Молодцы.

Вед. 1  Следующий символ « Герб России»

Вопрос 1 команде : Что такое герб?

Ответ: Герб –это отличительный знак, эмблема государства, города.

Вед 2 Вопрос 2 команде : Назовите, что изображено на гербе России?

Ответ: Герб России – это двуглавый орел на фоне красного цвета. Орел – символ вечности, уважения к своей стране. Две головы символизируют единство. Три короны – союз народов живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Вед 1 Вопрос 3 команде Вопрос: Где мы встречаемся с изображением герба?

Ответ: На паспорте, свидетельстве о рождении, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Задание: Из фрагментов составьте герб России (из заранее нарисованного на листе ватмана и разрезанного на фрагменты дети составляют герб)

Вед 2  « Гимн России»

Вопрос 1: « Что такое гимн России»

Ответ: Гимн – это торжественная песня или мелодия.

Вед 1 Вопрос 2: « Как  нужно слушать гимн?»

Ответ: Гимн слушают стоя, мужчины без головных уборов.

Вед. 2 Вопрос 3: « Где мы можем услышать гимн?»

Ответ: В особо торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах,  при подъеме государственного флага и во время спортивных соревнований.

Вопрос всем: « Кто знает автора современного гимна?»

Ответ: Автор современного гимна России – С. В. Михалков.

СЛАЙД 3

В: Наша игра посвящена России. И как настоящим патриотам своей страны я предлагаю всем вместе исполнить гимн РФ.

Звучит гимн, вносим флаг. Включается фрагмент гимна, дети встают, слушают, кто знает слова подпевает. Вносим флаг России( кто-то из взрослых или детей»)

Вед. 1:  Каждый истинный гражданин нашей огромной страны должен быть патриотом, т.е. сыном своей земли – именно так переводится это слово с греческого языка. Патриот любит свою Родину, свой народ и гордится им.

Вед. 2. Следующий раунд   «Вопрос - ответ»

Вед 2: В этом раунде командам по очереди нужно отвечать на мои вопросы о нашей стране, селе и области. Будьте внимательны и постарайтесь быстро, а главное правильно, ответить. За каждый правильный ответ команды получат по одному баллу.  Начинаем.

Вопросы все для 1, затем 2, затем все 3:

1 команда вед 1

Все сразу:

2 команда вед 2

3 команда вед. 1

1. Как называется наша страна?

1. Какая птица изображена на гербе России.

  1.  Назовите столицу нашей страны. Главный город

2.Кто является главой нашего государства?

  1. Как называется наша область?

2.Назовите Президента России. ( В.В. Путин)

Какой документ самый главный в России у каждого человека?

3.С какой страной граничит Амурская область?

3.Ребята, а как называются люди, живущие в России?

3.Как называется наше село?

4.Какие реки протекают в нашем селе?

4.Какое дерево называют русской красавицей? БЕРЁЗА

4.Назовите главный город Амурской области.

Вед. 2: Молодцы команды, здорово справились. Жури подводят итоги.  Мы переходим к следующему раунду.

 Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой звучащих  из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовления простых инструментов, и знал, как на нём играть. В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов.

Вед. 1.Сейчас вам нужно по очереди прослушать звуки музыкальных инструментов и отгадать, какой это инструмент.

(Звучат звуки и картинка для каждой команды)

Вед. 2: И с этим заданием все успешно справились. А сейчас переходим к следующему 3 раунду «Праздники России».

День России – это праздник свободы, мира и добра. Этот праздник символизирует единство всего нашего народа, а в ней проживает 100 наций и народностей. Мы гордимся достижениями нашей Родины, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой, охраняем, защищаем и, конечно, хотим жить в мире.

Вед. 1В нашей стране есть праздники и традиции, которые отмечают все граждане России. Командам нужно внимательно смотреть на экран и давать правильное название празднику.

На экране для команды детей представлены фото праздников.

Вед. 2: С этим заданием команды тоже успешно справились. Пока жюри подводит итоги, наши ребята из старшей группы исполнят стихотворения:

Сочкова Женя (Арина, Марк, Артем Т., )

 Марк

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Артем Т.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Арина М.

На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Лучики рассвета,
Рощица и речка,
Солнышко и лето.
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Родина моя.

 Вед 1  следующий Раунд «Черный ящик». Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Кроме гимна, герба и флага, есть еще негосударственные  символы России, которые прославили нашу страну.

Вед 2: Сейчас командам нужно по загадке отгадать, что же лежит в черном ящике и относится к символам России.

Внимание, первый вопрос для команды «1 старшей группы»:

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять..

Даже всех не сосчитать.

Д: Матрешка

 Правильно, это матрешка. Матрешка- символ дружбы и любви. Эту русскую красавицу в косынке и русском народном платье знают и любят во всем мире. 

Вед. 1: Молодцы! Следующий вопрос команде 2 . Будьте внимательны.

Наши русские зимы всегда славились своими сильными морозами, но на помощь человеку приходил следующий символ России, а какой отгадайте.

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы. Мы обуем … (валенки)

Валенки- теплый символ России, исконно русская обувь.

Вед. 2: Молодцы! Следующий вопрос команде . Будьте внимательны.

А сейчас мы познакомимся с последним «экспонатом»

выпускает жаркий пар

Древний чайник- (самовар)

Дети: Самовар.

Вед. 2: Самовар- это символ семейного благополучия. Во все времена самовар занимал почетное место в любом доме.

Самоварчик- так ласково звали его в прошлые времена, красавец, душа домашних чаепитий.

Жури подводит итоги.

Вед 1 Следующий Раунд «Русские народные сказки». «Русские народные сказки  – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. Сказки учат.   Не зря про сказку говорят «Сказка –ложь, да в ней намёк».

Сейчас каждой команде нужно собрать пазлы по русским народным сказкам и сказать название сказки.

Вед 2 Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою Россию, за её славную историю. Мы – единый, могучий русский народ. И у нас одно отечество – Россия

А сейчас я предлагаю всем встать, и все вместе станцевать в честь Росии.

(Флешмоб Алла Валентиновна)

Вед 1: Ребята, понравилась вам наша сегодняшняя игра?

Ответы детей.

Молодцы, вы показали сегодня свои знания о родине. И я с удовольствием передаю слово нашему жюри.

(Награждение команд).

Вед 2: Мы  вам желаем, чтобы вы росли, настоящими патриотами своей страны и прославили нашу Россию своим трудом и достижениями.



Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная  постановка «Дети войны – дети Победы»

Автор Сасина Светлана Геннадьевна

Воспитатель 1 категории

Цель: Создать условия для формирования патриотических качеств личности дошкольников – любви к Родине, уважение к подвигу своего народа через восприятие стихотворений, песен Великой Отечественной войны.

Задачи:

Закреплять знания детей о понятиях: «Великая Отечественная война», Участник Великой Отечественной войны», «Герой Великой Отечественной войны», «дети войны».

-Развивать интеллектуальные способности ребенка, любознательность, внимание.

– Продолжать работать над развитием связной речи, выразительного чтения, умения согласовывать слова с движениями.

-Воспитывать у дошкольников гордость за свою страну,

-Воспитывать у детей желание получать яркие впечатления от произведений литературно-музыкального наследия.

Музыкальный материал:

Песня: «День Победы»,автор музыки Д. Тухманова, сл. В. В. Харитонова.

Песня “Бессметный полк” слова и музыка О. Газманова

Музыка “Рио-Рита” автор музыки Энрике Сантеухини

Музыка «Встанем» Ярослав Дронов

Голос Левитана о начале Второй Мировой войны 

 

Звучит музыка Рио-Рита 

Оформление комната: стол, стулья, экран с панорамой комнаты. Посередине зала лежат игрушки мама танцует, в танце убирает игрушки. Под музыку выбегает девочка, девочка берет куклу и улыбаясь смотрит на маму. 

Мама Женя Снова дралась во дворе? 

Арина: Ага! мама, но я не плакала! Вырасту, выучусь на моряка! Я уже в ванной плавала. 

Мама: Боже, не девочка, а беда! Сил мох больше нет! 

Арина: Мама, а когда я вырасту? 

Мама: Вырастишь! Ешь кашу!

Вбегает мальчик с самолетом.

Кирилл Ч.: Мама, купи мне живого коня? 

Мама: Коня? Да что это делается? 

Арина (с куклой): Мама, а я красивая буду, когда вырасту? 

Мама: Конечно, ты у меня красавица!

 Кирилл Ч.: Мама, а в летчики примут меня? 

Мама: Примут…куда они денутся. Ведь ты из кого хочешь душу сумеешь вытрясти! 

Арина: на цыпочках подходит на середину зала. Мама, а правда что будет война, и я не успею вырасти? 

Кирилл Ч.: И я не успею вырасти??

 Звучит голос Левитана начало войны. Затем  грозная музыка. Голос немцев. Дети начинают суетиться. Автоматная очередь. Дети садятся. Закрывают уши. Падают на корточки на середине зала. Мама прикрывает детей. Выходят мальчики в военной форме. 

Никита: Дети войны – и веет холодом, 

Дети войны – и пахнет голодом…

Дети войны – и дыбом волосы–

На челках детских – седые полосы!

 

Артем Ш.  Земля омыта слезами детскими,

 Детьми советскими и не советскими!

 Какая разница, где был под немцами: 

В Дахау, Лидице или в Освенциме? 

Звучит песня «Дети войны», мама и дочка танцуют. В конце танца расходятся в разные стороны. 

Данила Спать легли однажды дети – 

Окна все затемнены. 

А проснулись на рассвете – 

В окнах свет — и нет войны! 

Смена действий, на экране современная квартира. Звучит песня «День победы». Мальчик уходит, появляется девочка.

 

Ангелина: Чудесное утро, я нежусь в кровати, 

Мама на кухне что-то печет,

 Котик мурлычет, свернувшись в клубочек,

 Слышу шаги, это папа идет. 

Папа Вова: Дочка, подъем! С добрым утром, малышка!

Быстро чисть зубы, мы ждем за столом

. Сегодня 9 мая, ты помнишь? 

Все вместе семьей на парад мы идем! 

Звучит минус Шаман Встанем. Девочка, Папа поднимают свечи. Выходит еще один мальчик со свечей, читает под музыку. Смена декораций на экране вечный огонь.

Артем С. Вспомним погибших, зажжем по ним свечи, 

Вспомним их подвиг, великий подъем!

 Гибли они за страну, чтобы дети 

Могли улыбаться и жить как живем.

Звучит песня О. Газманов «Бессмертный полк 1 куплет. Выходят дети с портретами ветеранов. 

 

Денис Не забывайте о войне.

Cвоим потомкам передайте

Как гибли прадеды в огне,

Вы подвиг предков не предайте.

Богдан Не забывайте обелиски

На месте подвигов былых.

Пускай война уже не близко,

Вы, всё же, помните о них.

Марк Не забывайте, в праздный час,

О тех, кто на войне остался.

Гордитесь теми, кто за Вас

В последний, смертный, бой поднялся.

Не забывайте никогда

Заплаченную ими цену.

Храните в памяти, тогда,

Не обесцените победу.   

                                       Илья    Пусть шепчут, в спину Вам, враги:

— Забудьте след былых времен…

Но прошлый опыт говорит:

— Забыл победу — побежден!

Не забывайте о войне.

Держите флаг победы выше.

Наказывает жизнь, вдвойне,

Победу и беду забывших.

Продолжение песни «Бессмертный полк», на экране портреты ветеранов. Выходят остальные дети с портретами ветеранов и флагами, проходят по залу кругом, выстраиваются по центру. Окончание песни.



Предварительный просмотр:

Образовательный семейный  маршрут

для совместной деятельности родителей с детьми

«День победы!!!»

Уважаемые родители!

          Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, который позволит вам в домашних условиях расширить и закрепить знания ваших детей о Великой Отечественной войне.

         История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая -День Победы! Великая Отечественная война – важное событие в истории нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек.  Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению,  её ветеранов остается с каждым годом все меньше.  Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы,  и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах и их мужестве. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы ,взрослые , должны сделать так , чтобы наши дети знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно предотвращено мудростью народа.» Предлагаю воспользоваться материалами данного  маршрута для воспитания любви к своей Родине,интереса к  истории своей страны, подвига своего народа.

Шаг 1. «Детям о Великой Отечественной войне»

Начните данный маршрут с рассказа об известных и значимых событиях войны. Ребёнка важно просветить, а не напугать. С помощью этих  рассказовв доступной форме расскажите своим детям о войне. В нем представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.  С. П. Флексеев «Победа будет за нами!» Расскажите  ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы!".http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-dlja-shkolnikov.html

http://clubdruzey.ru/meet/index.php?topic=372.0 Обсудите с ребёнком рассказ. Задайте вопросы по тексту.

Можно посмотреть подборку стихов к Дню Победы.

http://mamamozhetvse.ru/stixi-k-9-maya-dlya-doshkolnikov-36-luchshix.html

http://www.osminojek.ru/stixi-ko-dnyu-pobedy-dlya-detej/

http://allforchildren.ru/poetry/index_9m.php

Вы найдете стихи Е. Благининой «Шинель», В.Высотского «Советский воин» «Салют», Е.Трутнева «Победой кончилась война» М. Исаковского, С.Михалкова и другие стихи. Приятного прочтения.

Шаг 2. «Что такое война?»

Война пришла неожиданно на русские земли, когда, люди радовались наступлению весны, готовились к посевной, работали на заводах, строили планы на будущее. В один миг эту гармонию оборвал голос Левитана.

Прослушайте обращение Левитана 22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны.

https://www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg

22 июня 1941 года, ранним утром, фашисты напали на нашу Родину. Они сбросили бомбы на спящие города, разорили деревни, сожгли поля. Долгих 4 года длилась эта кровопролитная война. Весь наш народ поднялся на борьбу за Родину,

Посмотрите видео "Начало Великой Отечественной войны".

https://www.youtube.com/watch?v=amR5GvnhfPU

- Почему эту войну назвали Отечественной?

Каждый защищал свое Отечество. Поэтому эту войну и назвали Великой Отечественной войной. Наши солдаты готовы были встать на защиту своих родных и близких, Родины. Каждый день машины увозили солдат на фронт. Родные провожали их со слезами на глазах, но с верой в победу.

Объясните значение пословицы "Мир строит, а война разрушает".

Прослушайте песню "Священная война" https://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A

Шаг 3.Смотрим мультфильмы о войне.

Мультфильмы ребенок воспринимает и понимает лучше всего. С их помощью вы сможете рассказать и показать, что пережили наши дедушки и бабушки, какой была эта война и чем нам так дорог День Победы.

            Солдатская сказка

https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g

История фронтовика Петра и жука-носорога, который стал ему настоящим боевым товарищем. Странная компания, но что же делать, если именно жука подарил Петру маленький сынишка перед тем, как тот отправился воевать с фашистами. Жук, между прочим, оказался хорошим, надежным другом и даже однажды спас Петру жизнь.

Солдатская лампа

https://www.youtube.com/watch?v=uy0e_KOy1D8

Готовились как-то пионеры обычной школы ко Дню Победы. Каждый ученик принес в класс по одной вещи, связанной с событиями военных лет. Так в школе оказалась солдатская лампа, сделанная из простого патрона...

Воспоминание

https://www.youtube.com/watch?v=k62rH844Oc0

Бабушка провожает внучку в первый класс и невольно вспоминает свои школьные годы, которые пришлись на разгар войны. Этот мультфильм посвящен детям войны.

Скрипка пионера

https://www.youtube.com/watch?v=BUhPKaNmr7g

Это мультфильм не только о стойкости, патриотизме и силе духа, но и всепоглощающей силе искусства, перед которой не может устоять никто. Мелодия, которую наигрывает юный пионер на скрипке перед лицом своей гибели поднимает на борьбу с фашистами весь народ...

Легенда о старом маяке

https://www.youtube.com/watch?v=3PX4vb02jvc

Немцы захватили вход в бухту и старый маяк, и нет никакой возможности провести корабль с нашими десантниками в бухту без света этого маяка. Даже разведчики не могут на него пробраться. Но вот, в руки двух подростков попадает старинная карта с секретным ходом, ведущим прямиком на маяк...

Василек

https://www.youtube.com/watch?v=yG25otHpPXwОднажды Василек понимает, что не все люди вернулись с войны. Вот его дедушка,например, пропал, и никто не знает, что с ним случилось. Опечаленный, Василек пускается в путешествие на поиски пропавшего дедушки.

Шаг 4. «Подвиги наших солдат»

В боях Великой Отечественной войны были задействованы силы всех родов войск, о храбрости которых до сей поры ходят легенды.

Какие войска сражались за победу? (Морские войска, пехотинцы, авиация)

Одна, из самых страшных участей, досталась пехотным войскам нашей армии. Превозмогая голод, страх, холод, боль - они стояли до последнего за свою страну, свой город, дом, семью.

Посмотрите диафильм "Рассказы разведчика Жилкина"

http://allforchildren.ru/diafilm/diafilm286.php

 В часы затишья бойцы танцевали и пели врагам на зло. Так и появилась знаменитая песня «Катюша». Катюша, какое красивое и нежное имя, но оно наводило ужас на врага, ведь так назывались артиллерийские установки.

Прослушайте песню «Катюша»

https://www.youtube.com/watch?v=Mowe4ojo_iY

На водных просторах сражались наши моряки. Враги стремились захватить морские порты, но ничто не могло сломить дух наших славных воинов.

Говоря о героях Великой Отечественной войны, нельзя не вспомнить о летчиках, давших достойный отпор вражеской авиации. Но кем бы ты не был, и где бы ты не находился: на земле, на воде или в небе - никогда нельзя забывать о преданности и любви! Именно эти чувства поддерживали наших героев даже в самом жестоком бою!

Прочтите короткие рассказы о войне Василия Сухомлинского

http://pumbr.ru/6-rasskazov-kotorye-nauchat-detej-lyubit/

Шаг 5. «Дети войны»

Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Прочтите ребенку повесть В. Катаева "Сын полка" (в сокращении )

http://briefly.ru/kataev/syn_polka/

Посмотрите фильм "Маленькие герои большой войны".

https://www.youtube.com/watch?v=IF4sPzj3NEg

Их гнали фашисты по пыльным дорогам.

И в рабство везли их, как скот.

Кому-то из плена бежать удавалось.

И даже по несколько раз.

Как зрелые воины, дети сражались.

Кто шёл в партизаны из нас.

И горели лица их отвагой.

И глаза светились их огнём.

Прибавлялись годы на бумаге.

Детям были пули ни по чём.

Трудные задачи выполняя,

Шли они в разведку, рвались в бой,

Бой вели, наград не ожидая.

Был любой мальчишечка герой!

Посмотрите мультфильм "Партизанская снегурочка"

https://www.youtube.com/watch?v=ew3pMuU3H4c

Шаг 6. «Помним героев войны»

Чтобы мы помнили и гордились  людьми, отдавших за нас свою жизнь и кого нет с нами рядом был и создан «Бессмертный полк».  https://www.youtube.com/watch?v=hSz7KodTE3E

Прочтите рассказы Л Кассиля о подвигах советских воинов в годы войны:

http://ladoved.narod.ru/skazki/60.zashitniki/zashitniki.pdf

Посмотрите мультфильм "Солдатская сказка"

https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g

Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книгах, фотографии родственников.

Шаг 7 « Животные – герои Великой Отечественной войны»

Мало кто знает, что во времяВеликой̆ Отечественной̆ войны бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие. Лошади, собаки, кошки и голуби, как и люди, совершали подвиги. И гибли, как люди. Как и Герои Великой̆ Отечественной̆ войны, боевые животные спасли тысячи человечески жизней̆ и помогли приблизить долгожданный̆ День Победы.

Архивы великой̆ победы http://moyapobeda.ru/zhivotnye-prinimavshie-uchastie-v- velikoj-otechestvennoj-vojne.html

Шаг 8«Салют- символ победы»

Прослушайте речь Левитана о капитуляции Германии. 9 мая

https://www.youtube.com/watch?v=14mcZ_XY8xs

Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием.

Посмотрите мультфильм "Салют"

https://www.youtube.com/watch?v=wJcwxVU17YE

Парад победы 1945( под песню День Победы)

https://www.youtube.com/watch?v=OhGu6d-tk1c

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Предлагаю прослушать вместе с ребенком:

https://www.youtube.com/watch?v=NmCFq6e6VX0

Шаг 9. «Декоративно-прикладное искусство»

Предлагаю сделать поздравительную открытку своими руками:

https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68

https://www.youtube.com/watch?v=AZD_oG8r6P8

https://www.youtube.com/watch?v=bb8I1V1XGtY      

https://klimenko-nfdou62.edumsko.ru/folders/post/2237981

Военную технику можно изготовить из бросового материала. Попробуйте смастерить вот такой самолет

https://orloy-nfdou62.edumsko.ru/folders/post/2237987

Или танк на ваш выбор

https://martinova-nfdou62.edumsko.ru/folders/post/2237961

Как нарисовать салют нетрадиционными способами, вы  узнаете здесь

https://youtu.be/hCFFDcOpmZI 

Шаг 10. «Заучивание стихов о Великой Отечественной войны»

И в заключение выучите с ребенком стихотворение о дне победы на ваш выбор:

http://www.tvoyrebenok.ru/poem-9-may.shtml

Уважаемые родители! Наш образовательный маршрут завершён. Благодаря

интернет-ресурсам ваши дети получили новые знания!

Ждём ваших фотоотчётов!


Предварительный просмотр: