Образовательная методика "Шесть кирпичиков"

Сасина Светлана Геннадьевна
Возможности применения методики «Шесть кирпичиков»
в развитии STEAM-навыков и компетенций у дошкольников.

Шесть кирпичиков - это концепция, которая в игровой форме вовлекает детей в развитие различных навыков, особенно важно в современном ребенке развить универсальные навыки -Softskills, которые помогут ребенку быть успешным. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем. К ним относится:

 

  • Коммуникабельность - когда ребенок легко общается со сверстниками и взрослыми;
  • Критическое мышление - ребенок имеет собственное мнение, а не "потому, что так надо";
  • Логическое мышление;
  • Эмоциональный интеллект;
  • Креативность, творческий подход;
  • Умение себя занять и развиваться самостоятельно
  • Правильная и грамотная речь;
  • Умение работать в команде.

Для того чтобы начать целенаправленную работу по формированию «мягких» навыков у воспитанников с помощью технологии «шесть кирпичиков» я определила и систематизировала временные отрезки, когда можно организовать короткие активности, направленные на достижение моей цели. Ежедневно во время утреннего круга я использую технологию для «разогрева» мозгов, и в основном подбираю игры на развитие эмоционального интеллекта, а также развития коммуникабельности.

Затем, перед началом образовательной деятельности использую для фокусировки внимания, здесь подбираю игры на развитие логического или критического мышления.

В любое свободное время дня кирпичики используются для развития креативности, творческого подхода, умения работать в команде и работать над правильной и грамотной речью.

 

А в конце дня с помощью кирпичиков помогаю детям отдохнуть и повеселиться, одновременно развивая умение себя занять и развиваться самостоятельно.

 
Игра «Попробуй, отгадай» 

 

Развитие ассоциативного мышления помогает развитию фантазии, творческому воображению, помогает детям уйти от сложившихся стереотипов. Игра обогащает детское воображение, насыщает новыми образами и понятиями. Развитие ассоциативного мышления помогает свободно придумать что-то новое, свое, необычное. Дети учатся общаться друг с другом в команде,  чувствуют ответственность друг за друга. Практикуют социальные навыки, такие как принимать идеи других, выражать сочувствие и выражать свои чувства.

Базовое упражнение. Дети делятся на группы  по 3–4 ребенка и выбирают водящего. Воспитатель шепчет водящему слово, например "дерево".  Вернувшись к своей группе, водящий быстро строит фигуру, описываемую услышанным словом, а остальные должны отгадать это слово. Группе не разрешается задавать вопросы, но можно называть предполагаемые слова. Когда слово будет отгадано, водящий сообщит об этом. Выберите нового водящего и повторите игру с новым словом. Продолжайте играть, пока каждый ребенок в группе не побывает в роли водящего.

Наводящие вопросы.  Как первая группа отгадала слово?  Как можно помочь следующему водящему от группы?

  

 

Игра «Кирпичная история» 

Чему учит. Развитие речи, развитие словесного творчества, расширение  запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Внимание.

Базовое упражнение. Дети раскладывают кирпичики в свободном порядке. Воспитатель читает короткий рассказ/ историю в которой упоминаются все кирпичные цвета. Каждый раз, когда дети слышат цвет, они должны взять кирпичик и переложить в линию по порядку в котором звучали цвета.

Вопросы. Сможете ли вы пересказать услышанную историю по своим кирпичикам?

Варианты игры. Начинаем с двух цветов, постепенно перейти к шести цветам. Пусть дети сами придумывают истории. Вместо того чтобы называть цвета, воспитатель может использовать слова ассоциации с этим цветом. Например, Перед тем как выйти играть на траву, Вика выпила стакан апельсинового сока и съела банан. Можно начать историю с тремя кирпичиками (цветами), а затем дети дополняют историю своими цветами.

 

Воспитатель читает историю, в которой указаны цвета. А затем просит поднять кирпичик определенного цвета, задавая вопросы по тексту. Например, Сегодня прошли соревнования по фигурному катанию. В оранжевом спортивном зале. На голубом льду, выступала пара фигуристов. Фигуристка была в желтом наряде, а ее партнер в синем. Они делали сложную программу под песню про оранжевое настроение. Про какое настроение пелось в песне? Каким цветом был спортивный зал?

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МДОАУ Детский сад Усть-Ивановка

Сасина Светлана Геннадьевна

Воспитатель

Мастер класс Методика «Шесть кирпичиков LEGO»

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающего пособия «Шесть кирпичиков LEGO » в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучить педагогов играм развивающего пособия «Шесть кирпичиков», которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.

2. Заинтересовать педагогов играми развивающего пособия «Шесть кирпичиков» для использования в своей работе.

  Современное образование требует от педагога гибкости и более основательной подготовки. Когда снижается детское внимание, воспитанники отвлекаются от процесса. Это может быть сигналом того, что им не интересно и пора менять деятельность. Поэтому очень важно сделать процесс обучения более динамичным и интересным. Одним из таких способов является методика "Шесть кирпичиков». 

Что такое "Шесть кирпичиков"? "Шесть кирпичиков" — это практическое учебное пособие - авторская методика, разработчиком является компания LEGO Foundation, организация занимается разработкой методик для преподавателей. Используется во многих странах мира, а так же  на международных конструкторских соревнований дошкольников, цель которого развитие интереса детей к изобретательству и техническому творчеству

Шесть кирпичиков - это концепция, которая в игровой форме вовлекает детей в развитие различных навыков. Как и в случае с любым навыком, чтобы развить его, нужно его исследовать, испытать и практиковать. Методика-6 кирпичиков дает детям такую возможность.

2 слайд

Пособие, представляет из себя, набор из 6 кирпичиков размером 2 на 4 гвоздика и окрашенных в шесть ярких стандартных цветов: зеленого, желтого, красного, оранжевого, синего, голубого.

Что позволяет эта методика:

- Работа с шестью кубиками реализует основной подход  LEGO –обучение через игру.

- Обеспечивает возможность проводить ежедневные быстрые активности, все активности длятся от 2 до 7 мину.

- Можно интегрировать все области развития.

- Еще одна концепция, это всестороннее практико-ориентированное обучение, единственное эта методика не касается конструирования в том плане, которому мы привыкли как к конструктору.

- Простое экономическое решение.

- Занятия с шестью кирпичиками позволяют детям совершать ошибки. Дети могут совершать ошибки и учиться на своих ошибках, экспериментировать без страха “ошибиться”. Таким образом, они становятся уверенными в себе.

КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШЕСТЬ КИРПИЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ?

- в конце дня, просто расслабиться и немного повеселиться.

-  с утра, чтобы подготовить  мозг к  обучению.

- сразу после перерыва, чтобы переориентировать внимание и успокоиться.

 - в качестве “мозгового перерыва” в течение дня или образовательной деятельности.

- в качестве “игры” в любой из областей обучения.

 в любое время в течение дня в качестве конкретного инструмента для развития важнейших навыков.

Методику можно использовать индивидуально, в парах, в малых и больших группах, разновозрастных группах. Дети с ограниченными возможностями и одаренные дети требуют особого внимания, можно  адаптировать шесть кирпичиков Lego, чтобы заниматься с такими детьми индивидуально. И расширять их  исключительные способности.

Как правило, 1 набор на ребенка, но можно объединяться в пары в группы и т.д. Кубиками легко хранить, например, в мешочке, или в коробке по цветам радуги.

Таким образом, 6 кирпичиков Lego, позволяют активно, ярко, ежедневно проводить активности для мозга.

Выполняя короткие увлекательные задания, дети будут развивать разнообразные навыки, в том числе развитие речи и коммуникативные навыки, навыки решения задач и сотрудничества.

Начинать работу следует с самых простых и коротких упражнений, используя не все детали, начинать с 2 кирпичиков, постепенно переходя к сложным играм. Каждая активность должна сопровождаться наводящими вопросами,  задавайте вопросы, требующие рассуждения, наподобие "что вы строите?" и "как вы пришли к этому решению?"

Все что я буду показывать, надо будет сразу отработать на практике, поэтому предлагаю взять себе по 1 набору. Оговорюсь, что не у всех у нас кирпичики Lego, мы их заменили на кирпичики другой фирмы, конечно качество уступает, но большинство игр можно играть и с этими кирпичиками.

ПРАКТИКА

С детьми начинаем с двух кубиков, как их можно соединить? За два гвоздика можно? За один, три соединить, четыре гвоздика разными способами, пять нельзя, шесть, семь нельзя и восемь.

2

Давайте теперь попробуем собрать кубик из кирпичиков, чтобы он не развалился и выполнить задания, показываем собранный кубик.

Здесь можно просто собрать кубик, а можно собрать его такой же, как у меня, по цветовой гамме.

Как можно поиграть с кубиком☹Слайд)

подбросить и поймать 3 раза,

поставить на голову встать и сесть

встать и дать пять другу

балансировать на 1 ноге и т.д.

кубик между коленями и пройти несколько шагов,

под подбородком повернуть голову в право, в лево.

- упражнение аэроплан, передаем в колонне кубики двумя руками. Это еще и физическое развитие, здоровьесберегающие упражнения, формирование правильной осанки.

Можно самые разные упражнения придумать (Фото с детьми) слайд и работать в группе.

3(Строим разное)

Продолжим, разберем кубики и положим в любом порядке. Следующее задание на развитие мышления. Я дам 15 сек., я говорю – вы собираете модель, используя все кубики: собираем самолет,(разбираем)

 пробуем собрать утку,

третье задание - пробуем сделать дерево. Начинаем ориентировать кубики в разных плоскостях.

4 (Самая высокая башня)

Упражнение «Башня» имеет несколько вариантов игры 1.направлено на:

Мы можем обращаться к ребенку: у тебя на столе кирпичики разного цвета,

1.поставь желтый кирпичик под оранжевый кирпичик, на оранжевый кирпичик ставим красный, пусть голубой кирпичик будет между синим и зеленым, а зеленый будет под желтым.

 Проверяем по цветам радуги и дальше с детьми отвечаем на вопросы Где находится жёлтый кирпичик? Желтый кирпичик находится под зеленым, нет над зеленым и т.д. отрабатываем предлоги.

Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай…….

Начинаем с 2 кирпичиков и продвигаемся до 6 с детьми.

Активность «Построй башню»

По разному строить башню: ставить на широкую сторону, ставить на узкую сторону (на ребро) и крестом, только одной рукой (левой, потом правой, только двумя пальцами). Строим командой на время у кого быстрее, держимся 1 рукой. Строим.

Можно устроить соревнование с детьми у кого выше получиться башня. С детьми можно обсудить устойчивость и равновесие. Почему башня не устойчивая? Да, у нее маленькое основание и нет скрепления, а теперь попробуем построить башню, скрепляя кубики и в основании у нас будет один кубик.

5

  И не нужно забывать о физической активности. С LEGO физкультминутка станет интереснее и оригинальнее. У детей улучшится настроение и самочувствие.

Синий цвет- покрутись,
Желтый - вокруг себя оглянись.
Красный - покажи всем самолетик,
Зеленый - погладь животик.
Голубой - подними руки вверх,
Оранжевый - покажи искренний смех.

6

Следующее упражнение «Спина к спине». Коллеги, повернитесь ко мне спиной. Я буду архитектором, а вы строители. Я озвучиваю вам инструкцию, а вы на слух выполняете. Выполняем.

7

Следующее упражнение на внимание, нам нужен лист бумаги, я показываю схему на 10 секунд. Вы пробуете повторить схему на листочке. Начинаем с детьми с двух кубиков, их можно положить рядом или акцентировать по углам и постепенно добавлять кубики. (Выполняем). Проверяем. Этом может быть и модель.

8

Разобьемся на пары у меня за ширмой модель, по одному от команды подходят смотрят модель и затем объясняют команде как это построить, но сами не строят. Один из каждой пары подходи, посмотреть, как устроена модель можно только 2 раза, чтобы уточнить ее устройство и запомнить подробности.

9

В завершение, хочу показать, как можно изучать ритм. Положение кубика можно прохлопывать с разным темпом или обозначать хлорок, стук или щелчок и т.д. Пробуем.

И так, коллеги, методика « 6 кирпичиков» развивает все познавательные процессы: пространственное мышления, зрительного внимания и памяти, логического мышления, развитие внимания, быстроту реакции.  Так же развивает моторику рук. Игр огромное количество,  все игры можно адаптировать и, разумеется, придумать собственные упражнения с учетом развития и интересов детей.

Теперь предлагаю вам оценить наш мастер класс. Рефлексия: возьмем красный, желтый и зеленый кирпичик. Зеленый – интересная методика, всё пригодится в дальнейшем, желтый - информацию переработаю и подумаю буду ли использовать, красный не пригодиться данная информация.

На этом хотелось бы закончить свой мастер-класс. Если есть вопросы, отвечу на них.

Следующее упражнение  «Змейка».

Мы можем предложить детям построить  двух разных  змеек (пробуем), чем они отличаются? Отвечаем, что (например) одна длиннее другой. Собирая змейку, змейку можно сделать какой? (извилистой, прямой, длинной, короткой)Расскажи мне про свою змейку, какая она? Из каких геометрических фигур сделаны? Какие присутствуют цвета?

Из скольких деталей  построена змейка? и т.д.

Следующее упражнение на  определить по тени, на что похожа тень и выложить на листок схему. Я вам покажу образцы: лошадка, змея (ложка. зубная щетка и т.д.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играем и развиваемся с игровой методикой «Шесть кирпичиков»

Слайд 2

«Построй и расскажи» Что можно сложить из 6 кирпичиков – сделать и рассказать. Собрать любое существо и рассказать про него: как оно называется? Какой звук издает существо? Как оно двигается? У него есть волшебная сила? «Угадай эмоцию» 1вариант: ведущий изображает эмоцию, остальным необходимо угадать эмоцию и вытащить кирпичик соответствующего цвета. 2 вариант; ведущий показывает на свой выбор кирпичик определенного цвета, остальным необходимо угадать и изобразить эмоцию.

Слайд 3

«Что я чувствую сегодня» Предложите ребенку выбрать кирпичик соответствующего цвета к его настроению. Предложите объяснить выбор и причину. «Размытое письмо» Детям сообщается, что получено письмо. Но почтальон, который его доставлял, попал под дождь, и из письма размылись некоторые слова. Следует дополнить историю, которая могла быть рассказана в этом письме.

Слайд 4

«Угадай эмоцию» 1вариант: ведущий изображает эмоцию, остальным необходимо угадать эмоцию и вытащить кирпичик соответствующего цвета. 2 вариант; ведущий показывает на свой выбор кирпичик определенного цвета, остальным необходимо угадать и изобразить эмоцию. «Эмоциональная сказка» Прочитать или рассказать отрывок из сказки. 1 вариант: предложить ребенку выбрать кирпичик соответствующего цвета эмоции героя сказки и изобразить эту эмоцию. 2 вариант: предложить выбрать кирпичик соответствующего цвета эмоции который он испытывает от отрывка сказки и изобразить ее.

Слайд 5

«Жили-были…» Дети становятся в круг, в центре которого стоит взрослый и читает небольшое стихотворение: -Жил (а) -был (а) маленький ( ая ) мальчик (девочка) . -Маленький ( ая ) мальчик (девочка) был (а) очень…показывает эмоциональный кирпичик. Дети должны передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние. «Эмоциональная сказка» Прочитать или рассказать отрывок из сказки. 1 вариант: предложить ребенку выбрать кирпичик соответствующего цвета эмоции героя сказки и изобразить эту эмоцию. 2 вариант: предложить выбрать кирпичик соответствующего цвета эмоции который он испытывает от отрывка сказки и изобразить ее.

Слайд 6

« Додумки » Начните строить что-то из двух-трех кирпичей и предложите ребенку достроить не говоря о своей задумке. После того как ребенок достроит, поделитесь с ним своей задумкой и порассуждайте с ним, почему он решил так завершить начатую постройку. «Кирпичный бой» Игроки расставляют на поле состоящее из квадратов с неповторяющимися картинками 10х10 свои кирпичи- и пытаютсяугадать расположение кирпичей противника. Побеждает тот, кто первым разгадает расположение всех кирпичиков второго игрока.

Слайд 7

«Кто больше» Предложить придумать варианты соединения двух кирпичиков. Задача игрока придумать наибольшее количество соединений. «Способ применения» Ведущий заранее строит из набора понятную только для него фигуру и просит остальных придумать различные способы использования этой модели

Слайд 8

«Построй башню» Предложить построить башню разными способами: ставить на широкую сторону, ставить на узкую сторону, только одной рукой (левой, потом правой, только двумя пальцами, только бельевой прищепкой. « Угадай эмоцию» 1вариант: ведущий изображает эмоцию, остальным необходимо угадать эмоцию и вытащить кирпичик соответствующего цвета. 2 вариант; ведущий показывает на свой выбор кирпичик определенного цвета, остальным необходимо угадать и изобразить эмоцию.

Слайд 9

«Кто это?/Что это?» Предложить ребенку карточку с черно-белым изображением абстрактной модели построенный из кирпичей (тень). Задача ребенка ответить на вопрос «Кто это?/Что это?» «Строим разное» Продолжим, разберем кубики и положим в любом порядке. Следующее задание на развитие мышления. Я дам 15 сек., я говорю – вы собираете модель, используя все кубики: собираем самолет, (разбираем)пробуем собрать утку,третье задание -пробуем сделать дерево. Начинаем ориентировать кубики в разных плоскостях.

Слайд 10

«Построй и расскажи» Что можно сложить из 6 кирпичиков – сделать и рассказать. Собрать любое существо и рассказать про него: как оно называется? Какой звук издает существо? Как оно двигается? У него есть волшебная сила? «Сделай кубик» Смастерить кубик из 6 кубиков, чтобы он не развалился: какие цвета сверху, какие цвета снизу, какие цвета посередине.

Слайд 11

«Составь узор» Дети самостоятельно составляют симметричные узоры из двух наборов - можно изображать бабочек, цветы и т. д. Можно предоставить детям готовые карточки с симметричным узором для самостоятельной деятельности. «Найди такую же» 1 вариант: Разместите один кубик на небольшом возвышении определенным образом. Остальные кубики расположите ниже, и только один из них положите так же, как первый. Попросите детей указать, какие кубики расположены одинаково. 2 вариант: Игрокам необходимо соотнести изображение на карточке с постройкой. Педагог предлагает: ребята посмотрите жители города прислали нам карточки с изображениями построек. Нам их нужно найти. Игроки по очереди достают карточку из коробочки, внимательно рассматривают, и ищем эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку

Слайд 12

«Найди ошибку» Это упражнение идеально подходит для работы в группах по двое. Один ребенок строитель, другой ищет ошибки. Строитель создает две очень похожие конструкции, которые отличаются некоторыми деталями. Задача «Искателя» -найти «ошибку» и исправить постройку таким образом, чтобы обе конструкции были одинаковы. «Повторяющиеся последовательности» Дети воспроизводят предложенную вами последовательность и смотрят, нельзя ли ее продолжить. (Воспитатель складывает начало повторяющейся последовательности, которую должны воспроизвести дети). Проделайте это 4–5 раз с разными повторяющимися последовательностями. Дополните повторяющиеся последовательности пустотами (например пробелами между буквами и словами на странице). Помогите детям обратить внимание на пустоты.

Слайд 13

« Надстраивание » Дети разбиваются на мелкие группы и получают по игральному дайсу . Игра начинается с того, что на стол кладется один кирпичик. Первый ребенок бросает игральный дайс . Если выпадает число два, ребенок выбирает некий кубик и прикрепляет его к двум выступам кубика, лежащего на столе (и так далее). Число пять непростое — ведь пять выступов закрыть нельзя. Наращивайте конструкцию. Старайтесь найти способы сохранить ее устойчивость « Играем!» Разбившись на мелкие группы, дети садятся за стол и раскладывают свои кубики у себя на коленях так, чтобы соседи их не видели. Когда водящий говорит "Играем!", каждый ребенок показывает по кубику. Если цвет кубика совпадает с цветом кубика у водящего, водящий забирает этот кубик себе. Сыграйте поочередно два круга, чтобы каждый ребенок дважды побыл водящим.

Слайд 14

«Рассказ историй» Разложить кирпичи перед ребенком. Предложить разложить их в той последовательности, в которой они встречались в рассказе. Затем попросить ребенка пересказать используя кирпичи как подсказки. «Назови и построй» Ведущий показывает по одному кирпичу и задаёт вопрос: На что похож этот кирпичик? Ребенок называет (на помидор, на огурец, на кирпичик, ящик, холодильник…) Когда ведущий вытащит все кирпичи предлагает построить из всех кирпичей постройку, придумать ей название и рассказать о ней.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: