Участие в методической работе ДОУ
Семинар-практикум для воспитателей «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №15 «ТЕРЕМОК» с. КУЯНОВО» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Семинар - практикум
«Использование развивающих игр на основе
системно-деятельностного подхода»
Выполнила: воспитатель
Коростина М.Л.
2019г
Семинар-практикум для воспитателей
«Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Уважаемые коллеги! Разрешите начать сегодняшний семинар не с теоретических выступлений по данной теме, а с прекрасных слов В.А. Сухомлинского “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности.”
Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Поэтому обществом возлагаются особые надежды на дошкольное образование, так как во всем мире признано, что дошкольный возраст это золотой период развития личности. И те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в дошкольном детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
В настоящее время всё более актуально в образовательном процессе становится использование системно-деятельностного подхода, который формирует умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Научив ребенка – дошкольника самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, педагог, тем самым, помогает ему быть успешным в школе, повышает его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Особую роль ФГОС ДО отводят игре. Ведь это не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
«Научить ребенка учиться» так же помогают:
Экспериментально-исследовательская деятельность, которая помогает дошкольнику учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связи.
Игры-путешествия - ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, знакомится с их свойствами, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Игры с моделированием. Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Мягкие модули могут превратиться в пароход, машину, самолет, бытовую технику, мебель и т.п., карандаш – может стать волшебной или дирижерской палочкой. Также к моделированию относятся игры с использованием модельных схем. «Что сначала, что потом?», «Откуда хлеб на стол пришел?» и т.п.
Художественное творчество, продуктивная деятельность, где ребенок учится, смешивая краски, получать новый цвет, решая проблемные вопросы.
Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни.
. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Так, например, чтобы дать ребенку знания об окружающем мире, используем системно-деятельностный подход. В младшей группе совместно с детьми, решить проблемную ситуацию: «Поможем кукле Оле навестить бабушку, отнести овощи и фрукты к празднику)
«Оденем куклу Олю» Игрушки: кукла, кукольная одежда и обувь. Взрослый «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ребенок, и говорит: «Оля, тебе пора навестить бабушку». Потом обращаясь к ребенку, взрослый продолжает: «Оля хочет сходить к бабушке. Ты проводишь ее к бабушке?» После утвердительного ответа у ребенка спрашивают: «А что ты понесешь для бабушки?» Можно посоветовать ребенку отнести овощи и фрукты к празднику. Ставим задачу: закрепить понятия «овощи» и «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов. Чтобы разложить овощи и фрукты по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно узнать, чем же они (овощи, фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи, мы рассматриваем овощи и фрукты, находим их на картинках, затем загадываем загадки, и дети отгадывают и показывают соответствующую картинку. Дети раскладывают овощи и фрукты по разным корзинам, узнают, что внутри у овощей и фруктов могут находиться семечки или косточки.
«А что ты куколке наденешь?» Можно посоветовать ребенку подойти к окошку и посмотреть, какая погода на улице, чтобы лучше определиться с одеждой: «Подойти к окошку, посмотри какая погода? Тепло? На небе тучки есть? Дождик не идет? А теперь давай будем одевать Олю». Когда кукла одета, взрослый говорит: «Оля, какая ты нарядная!» В конце можно проверить, все ли пуговички у куколки застегнуты, поправить ей воротничок, посмотреть, не забыли одеть ей обувь. Взрослый говорит, обращаясь к кукле: «Теперь ты одета. Иди, Оля, сходи к бабушке. Но не забудь прийти вовремя домой — будем обедать (играть, …)».
Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся на команды. Будет пять команд по образовательным областям.
Каждой команде нужно создать игровую ситуацию с куклой Олей («Поможем кукле Оле навестить бабушку, отнести фрукты и овощи») , придумать мотивацию, проблемную ситуацию, детскую цель, выход из проблемной ситуации, анализ.
Образовательные области | Задачи |
Речевое развитие (развитие речи) | Закрепить название диких животных, их детенышей. |
Познавательное развитие (ФЭМП) | Сравнивать группы предметов по количеству, обозначая словами результат сравнения (один- много). |
Художественно-эстетическое развитие (лепка) | Закреплять у детей навыки лепки: ощипывание, скатывание (колбаска, шар), расплющивание. |
Социально-коммуникативное развитие (безопасность) | -обучение детей соблюдать меры элементарных правил безопасности в лесу. |
Физическое развитие (физкультура) | Закреплять умения в ходьбе на носочка, бегу друг за другом, врассыпную, перешагивать через препятствие. |
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, применение системно - деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
Уважаемые коллеги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме.
И вот на этой ноте, мне бы хотелось завершить наш семинар- практикум и пожелать вам «Успехов в нашей не простой работе».