Участие в методической работе ДОУ

Коростина Марина Леонидовна

Семинар-практикум для воспитателей «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №15 «ТЕРЕМОК» с. КУЯНОВО» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                             

Семинар - практикум

«Использование развивающих игр на основе

системно-деятельностного подхода»

Выполнила: воспитатель                                                                                                                                          

Коростина М.Л.

                                                                                                                           

   

                 

2019г

Семинар-практикум для воспитателей

 «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»

Уважаемые коллеги! Разрешите начать сегодняшний семинар не с теоретических выступлений по данной теме, а с прекрасных слов В.А. Сухомлинского  “Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности.”

Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии. 
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Поэтому обществом возлагаются особые надежды на дошкольное образование, так как во всем мире признано, что дошкольный возраст это золотой период развития личности. И те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в дошкольном детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

В настоящее время всё более актуально в образовательном процессе становится использование системно-деятельностного подхода, который формирует умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, педагог, тем самым, помогает ему быть успешным в школе, повышает его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Особую роль ФГОС ДО отводят игре. Ведь это не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. 

 «Научить ребенка учиться» так же помогают:

Экспериментально-исследовательская деятельность, которая помогает дошкольнику учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связи.

Игры-путешествия - ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, знакомится с их свойствами,  разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Игры с моделированием.  Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Мягкие модули могут превратиться в пароход, машину, самолет, бытовую технику, мебель и т.п., карандаш – может стать волшебной или дирижерской  палочкой.  Также к моделированию относятся игры с использованием модельных схем. «Что сначала, что потом?», «Откуда хлеб на стол пришел?» и т.п.

Художественное творчество, продуктивная деятельность, где ребенок учится, смешивая краски, получать новый цвет, решая проблемные вопросы.

Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни.

.        Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Так, например, чтобы дать ребенку знания об окружающем мире,  используем системно-деятельностный подход. В младшей  группе совместно с детьми, решить проблемную ситуацию: «Поможем кукле Оле навестить бабушку, отнести овощи и фрукты к празднику)

«Оденем куклу Олю» Игрушки: кукла, кукольная одежда и обувь. Взрослый «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ребенок, и говорит: «Оля, тебе пора навестить бабушку». Потом обращаясь к ребенку, взрослый продолжает: «Оля хочет сходить к бабушке. Ты проводишь  ее к бабушке?» После утвердительного ответа у ребенка спрашивают: «А что ты понесешь для бабушки?» Можно посоветовать ребенку  отнести овощи и фрукты к  празднику.  Ставим  задачу: закрепить понятия «овощи» и «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов. Чтобы разложить овощи и фрукты по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно  узнать, чем же они (овощи, фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи, мы рассматриваем овощи и фрукты, находим  их на картинках, затем загадываем загадки, и дети отгадывают  и показывают соответствующую картинку. Дети раскладывают овощи и фрукты по разным корзинам, узнают, что внутри у овощей и фруктов могут находиться семечки или косточки.

 «А что ты куколке наденешь?» Можно посоветовать ребенку подойти к окошку и посмотреть, какая погода на улице, чтобы лучше определиться с одеждой: «Подойти к окошку, посмотри какая погода? Тепло? На небе тучки есть? Дождик не идет? А теперь давай будем одевать Олю». Когда кукла одета, взрослый говорит: «Оля, какая ты нарядная!» В конце можно проверить, все ли пуговички у куколки застегнуты, поправить ей воротничок, посмотреть, не забыли одеть ей обувь. Взрослый говорит, обращаясь к кукле: «Теперь ты одета. Иди, Оля, сходи к бабушке. Но не забудь прийти вовремя домой — будем обедать (играть, …)».

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся на команды. Будет пять команд по образовательным областям.  

Каждой команде нужно создать игровую ситуацию с куклой Олей («Поможем кукле Оле навестить бабушку, отнести фрукты и овощи») , придумать мотивацию, проблемную ситуацию, детскую цель, выход из проблемной ситуации, анализ.

Образовательные области

Задачи

Речевое развитие

(развитие речи)

Закрепить название диких животных, их детенышей.

Познавательное развитие

(ФЭМП) 

Сравнивать группы предметов по количеству, обозначая словами результат  сравнения (один- много).

Художественно-эстетическое развитие

(лепка)

Закреплять у детей навыки лепки: ощипывание, скатывание (колбаска, шар), расплющивание.

Социально-коммуникативное развитие (безопасность)

 -обучение  детей соблюдать меры элементарных правил безопасности в лесу.

Физическое развитие

(физкультура)

Закреплять умения в ходьбе на носочка,  бегу друг за другом, врассыпную, перешагивать через препятствие.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, применение системно - деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

Уважаемые коллеги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме.

И вот на этой ноте, мне бы хотелось завершить наш семинар- практикум и пожелать вам «Успехов в нашей не простой работе».

C:\Users\Коростины\Desktop\Новая папка\WhatsApp Images\IMG-20191220-WA0012.jpg