Мастер-класс

Крылова Инна Юрьевна

Мастер-класс "Пальчиковые игры как способ развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»

Слайд №1

Мастер- класс для воспитателей на тему:

«Пальчиковые игры как способ развития речи детей

 раннего дошкольного возраста»

                     Подготовила воспитатель: Крылова И.Ю.

Слайд №2

Цель мастер – класса:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми раннего возраста, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а также с этапами разучивания пальчиковых игр.

Слайд №3

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие

руки с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребёнок умнее…»

В. А Сухомлинский

Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Слайд №4

Изначально малышей нужно познакомить со своими пальчиками!!!

Слайд №5

Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Слайд №6

Пальчиковые игры бывают нескольких видов. Рассмотрим их.

Первый вид - пальчиковые игры с предметами. 

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием: массажных мячей, карандашей, напольных пазлов и т.д.  Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Слайд №7

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением

Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру, коллеги, мы сейчас с вами поиграем. «В гости к кошке».
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. 
(загибаем пальчики) 
Вот кулак, а вот ладошка. 
(Показать кулак и ладошку) 
На ладошку села кошка и крадется потихоньку, 
(По ладошке перебирая пальчиками 
продвигается другая ладошка) 
Может, мышка там живет? 
Кошка мышку стережет. Мяу! 
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, 
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки) 

Слайд №8

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. 

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире и т.д.  Одна из любимых игр у детей «Словарик движений» - эта игра вызывает у них положительный эмоциональный отклик. Предлагаю и вам со мной поиграть. Я вам буду называть слово, вы должны изобразить его при помощи движения рук, пальцев (лодочка, ножницы, цветок, два барана, гнездо с птенцами, ежик, ежик спит - ежик проснулся, ножки, ушки, петушок, домик, очки, цепь, кошечка сердится).

Слайд №9

Пальчиковые игры на основе сказок.

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Слайд №10

Следующий вид – это пальчиковые кинезиологические игры или по- другому их называют «гимнастика мозга»

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.

Слайд №11

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д.  Например:

Пальчиковая игра «Крышки»:

Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук):

смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

и пошли по переулку

на весёлую прогулку (пальчики шагают).

Слайд №12,13

В этом году провожу работу в творческой мастерской по коррекции нарушений мелкой моторики используя способ нетрадиционного рисования – каплеграфия (при помощи пипеток).

В своей работе я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от игровой деятельности и творческого процесса, от того, что он что-то сделал сам, учу тому, что любую игровую деятельность и любое действие можно сделать с интересом. 

Предлагаю вам, уважаемые педагоги поучаствовать в творческой деятельности (оформление готовых заготовок - аппликаций из ватных дисков при помощи каплеграфии).

Рефлексия

Воспитатель предлагает каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят:

Слайд №14

Творческих всем успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» Мастер – класс для педагогов « Пальчиковые игры как способ развития речи детей раннего дошкольного возраста» Автор: воспитатель группы раннего возраста «Капельки» Крылова Инна Юрьевна

Слайд 2

Цель мастер – класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми раннего возраста, пропаганда и распространение разновидностей форм работы. Задачи: 1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. 2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. 3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а также с этапами разучивания пальчиковых игр.

Слайд 3

Актуальность «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…» В. А Сухомлинский

Слайд 4

Знакомство с пальчиками!!!

Слайд 5

Этапы разучивания игр: Взрослый сначала показывает игру малышу сам. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Слайд 6

Первый вид - пальчиковые игры с предметами Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием: массажных мячей, карандашей, напольных пазлов , пластиковых пробок, силиконовых резиночек и т.д. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом. Карандаш в руках держу Поиграть я с ним хочу. Карандаш в ладони взяли И немного пошуршали.

Слайд 7

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру, коллеги, мы сейчас с вами поиграем. «В гости к кошке». 1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. (загибаем пальчики) Вот кулак, а вот ладошка. (Показать кулак и ладошку) На ладошку села кошка и крадется потихоньку , (По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка) Может, мышка там живет? Кошка мышку стережет. Мяу! (Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

Слайд 8

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции

Слайд 11

Самомассаж

Слайд 13

Творческих вам успехов!