Работа с детьми с ОВЗ

Догадина Вероника Юрьевна

В последнее время увеличивается число детей с проблемами здоровья, появляются дети с ограниченными возможностями. И для таких детей очень важно построить учебный процесс таким образом, чтобы они не чувствовали себя обделенными. В данном материале представлена информация, которая может помочь сориентироваться в этом вопросе.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми,

имеющими   ограниченные возможности здоровья

    В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Это педагогическое понятие. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

Обучение детей с ОВЗ имеет свои особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты. В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Индивидуальный подход

     Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Организация учебного процесса связана с возможностями ребенка. Задание должно быть доступным, понятным, умеренно трудным. Учитель должен дать понять ученику, что, прилагая определенные усилия, можно добиться успеха. Главное в работе с детьми - индивидуальный подход.

Методические приемы

      Для учащихся с ОВЗ важно выстраивать ассоциативные цепочки, связанные с их жизненным опытом. В этом могут помочь элементы развивающего обучения. Например, при объяснении новой темы важно поэтапно объяснять новый материал, проговаривая его столько раз, сколько необходимо для понимания учеником темы урока. Здесь очень хорошо использовать наглядный материал, который поможет визуализировать тему. Работа на этапе закрепления новой темы подразумевает четкую инструкцию, которую ученик повторяет до полного осмысления задания. На этом этапе важно использовать упражнения с минимальным заполнением, с пропущенными словами, предложениями.

Основой для закрепления материала является повторение пройденного. В коррекционном обучении повторению принадлежит особая роль. Его надо проводить систематически, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. Очень важно заинтересовать учащегося, вызвать положительное отношение к учебной деятельности. Поэтому для детей с ОВЗ необходимо индивидуальное оценивание ответов: использование индивидуальной шкалы оценок, ежедневная оценка, разрешение переделать задание, с которым он не справился.

    Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.



Предварительный просмотр:

Русский язык

Задание 1:

Списать, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Выполнить разбор выделенных слов.

Осенн..я ноч.. тян..т..ся медленно (4). Каж..тся‚ ей (не)будет к..нца. Сон в такую ноч.. в п..латк.. крепкий но недолгий. Ты пр..сыпаеш..ся чере(с/з) каждые два часа и выход..ш.. взглянуть (на)небо. Смотр..ш.., не взош..л ли Сириус, не видно ли на в..стоке (3) п..лосы ра..света.

(С)каждым ч..сом ноч.. х..лодеет. (К)утру воздух обжигает лицо лё(х/г)ким морозом. Полы п..латки ч..ть-ч..ть провисают (2) и тр..ва седе..т от первого утренника.

Задание 2

Ответить на вопросы, выбрав верный вариант:

Тестирование:

  1. Какую синтаксическую роль выполняет обобщающее слово при однородных членах предложения?
  1. Подлежащее или дополнение;
  2. Подлежащее или сказуемое;
  3. Дополнение или обстоятельство;
  4. Ту же, что и однородные члены предложения.

  1. В каком слове (словах) на месте пропуска пишется буква О?
  1. свинц..м
  2. полотенц..м
  3. свеч..й
  4. рощ..й

  1. Укажите слово, в котором пишется Ь
  1. С…язвить

2) Двух…ярусный

3) Трёх…язычный

4) Пол…ю

  1. Укажите предложение, в котором между однородными членами не ставится запятая (знаки препинания опущены):
  1. Я защищаюсь книгами и от беды и от непогоды.
  2. Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех народов и времён.
  3. Книга без иллюстраций зато очень интересная.
  4. Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце.

  1. В каком слове пишется буква о ?
  1. печ..нка
  2. ч..рточка
  3. в..рстка
  4. ш..рох

  1. В окончании какого глагола пишется Е?
  1. забот...мся        2)    выздорове...шь
  2. прикле..м      4)     провер…шь  

  1. В каком слове пишется буква А?
  1. отр..сль
  2. подр..сли
  3. пр...снуться
  4. р...стовский

  1. Укажите слово, в котором после шипящего следует писать Ь.
  1. пустош...
  2. замуж...
  3. играть туш...
  4. грач...

Родной язык:

  1. Выберите ряд слов, в которых ударение падает на последний слог:
  1. банты, договоры
  2. квартал, жалюзи
  3. торты шарфы

  1. К какому пласту лексики относятся слова: невежа - невежда: зубы - зубья
  1. омонимы
  2. синонимы
  3. паронимы

  1. Выберите ряд слов, в которых правильно обозначены формы множественного числа Р.П.
  1. много носок, пара чулков
  2. группа болгаров, ящик помидоров
  3. рота солдат, коробка сапог

  1. Назовите ТИПЫ речи:
  1. повествование, развязка
  2. рассуждение, кульминация
  3. повествование, описание

  1. К какому пласту лексики относятся слова: гигантский, колоссальный?
  1. синонимы
  2. омонимы
  3. антонимы

Литература

  1. Укажите вариант, в котором названо имя первого баснописца:
  1. Крылов
  2. Дмитриев
  3. Лафонтен
  4. Эзоп

  1. Укажите первое произведение Льва Толстого
  1. "Севастопольские рассказы"
  2. "Казаки"
  3. "Детство"
  4. "Кавказский пленник"

  1. Назовите элементы композиции сказки
  1. зачин
  2. присказка
  3. концовка
  4. все ответы верны

  1. Какому событию посвятил М.Лермонтов стихотворение "Бородино"?
  1. Бородинскому сражению
  2. Войне с Наполеоном
  3. 25-летию Бородинской битвы
  4. Победе в Отечественной войне 1812 - 1814 годов

  1. Чей это портрет: " Одаренный необычайной силой, он работал за четверых ... Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж"?
  1. Илья Муромец - былинный богатырь
  2. Владимир Дубровский роман "Дубровский"
  3. Троекуров роман "Дубровский"
  4. Герасим рассказ "Муму"

  1. Укажите вариант, в котором правильно названы виды народных сказок
  1. волшебные, дидактические
  2. сказки о животных, философские
  3. сатирические, бытовые
  4. волшебные, бытовые

  1. Назовите признаки, отличающие литературную сказку от сказок УНТ:
  1. есть автор и неизменяемый текст
  2. точно указано место , где происходят события
  3. пишутся не только для чтения, но и для постановки на сцене
  4. все ответы верны

  1. Выберите вариант, в котором правильно названы жанры литературной сказки:
  1. волшебная, дидактическая
  2. философская, бытовая
  3. сказка о животных, бытовая
  4. сатирическая, философская

  1. Выберите вариант, в котором правильно названы жанры УНТ:
  1. сказки, пословицы, летописи
  2. рассказы, повести, романы
  3. заклички, потешки, приговорки
  4. пестушки, загадки, рассказы
  1. Назовите имя ученого, писателя, лингвиста, который был рожден в семье рыбака-помора, что не помешало ему стать выдающимся деятелем России 18 века
  1. Державин
  2. Ломоносов
  3. Пушкин
  4. Гоголь

  1. Назовите автора произведений "Уральские были", "Дорогое имячко", "Медной горы Хозяйка"
  1. Короленко
  2. Астафьев
  3. Бажов
  4. Бунин

  1. Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях – это ____________________________________________

  1. Элемент народной сказки, в котором рассказывается о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке – это ____________________________________________________________________________

  1. Назовите произведение Н.В.Гоголя, которое принесло ему известность. Пушкин о нем говорил: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». _____________________________________________________

  1. Перечислите роды литературы: ______________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

Что такое задержка психического развития?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.

Кто эти дети?

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №7»

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры

руководитель кафедры                

_______________ В.Ю.Догадина  

                                                                                               СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР

____________ Г. П. Евдокимова

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с ОВЗ

по предмету «Родной край»

7 класс

индивидуальное обучение на 2021-2022 учебный год

учитель Догадина В.Ю.

Уровень усвоения программы: базовый

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной край» составлена с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО ЗПР.

Пояснительная записка

На современном этапе образования, когда дефицит духовной культуры даёт знать о себе, возникает необходимость расширения гуманитарных знаний, введение новых дисциплин, направленных на воспитание гуманной личности. Ещё Сократ и Платон отмечали, что в обстановке хорошо поставленного учебного процесса дети не только получают знания, но и воспитываются нравственно. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности немыслимо без знания литературы и культуры родного края. Под словом патриотизм мы понимаем сегодня, прежде всего знание своих корней, т.е. своей истории и литературы.

Литература как вид искусства всегда составляла важный компонент духовного развития народа. Сибирская литература – неотъемлемая часть русской литературы, в силу исторических условий сложившаяся на основе фольклора как русских переселенцев из центральных областей России (казаков, раскольников, беглых крепостных), так и коренного населения края и уникально развивавшаяся из-за малонаселенности, отдаленности от центра, оторванности от него вследствие отсутствия надежных транспортных связей. Богата Сибирь не только историей и размерами, но и творчеством народа, населявшим её. Любовь к суровому и загадочному краю вызвала к жизни удивительные по силе и красоте песни и сказки, легенды и сказания.

Оставаясь в целом в русле общерусского литературного процесса, литература Сибири представляет собой вполне самостоятельное и самобытное явление. Поэтому очень важно создать условия для развития интереса учащихся с ЗПР к литературе вообще и литературному наследию родного края в частности. Будущее нации зависит от духовно-нравственного потенциала молодёжи. Литература родного края поможет стать детям добрее в помыслах и поступках, помешает торжеству зла, сбережёт живую душу ребенка.

Литература для изучения подобрана таким образом, чтобы познакомить учащихся с ЗПР с жанрами и произведениями, которые соответствуют психологическим особенностям данного возраста: фантастическая повесть, сказка, легенда, малые лирические жанры.

Программа составлена для реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта.

        Цели изучения учебного предмета «Родной край»:

  • Приобщение обучающихся с ЗПР к литературному наследию Сибири.
  • Пробуждение и углубление чувства любви к сибирской земле, её прошлому и настоящему.
  • Знакомство с литературно-краеведческим материалом, авторами-сибиряками и авторами, пишущими о Сибири.
  • Введение учащихся с ЗПР через так называемую «сибирскую литературу» в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
  • Обогащение опыта творческой деятельности.
  • Формирование грамотного читателя, любящего свой край.

        Задачи изучения учебного предмета «Родной край»:

  • научить учащихся с ЗПР чувствовать и понимать образный язык художественных произведений и различать выразительные средства, создающие художественный образ;
  • вырабатывать творческий подход к процессу познания, самостоятельность суждений и познавательную активность;
  • развивать навык и потребность к самостоятельному получению знаний;
  • развивать чувство гражданской ответственности и достоинства, гордости за свою «малую родину».

      Ученик должен знать:

  • биографические сведения о писателях Сибири;
  • содержание и композиционное своеобразие изучаемых произведений.
  • основные теоретические понятия, связанные с изучением образов героев произведений (герой литературный, имя героя, портрет, поступки, характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)

 Ученик должен уметь:

  • Выразительно читать произведения и отрывки из них, в том числе и наизусть;
  • Определять авторскую позицию в произведении;
  • самостоятельно называть характерные признаки различных жанров при чтении незнакомого текста;
  • самостоятельно осуществлять знакомство с писателем:
  • осознавать с помощью учителя отношение автора или народа к герою произведения;
  • строить свободное высказывание о том, чем и почему интересно данное произведение сибирской литературы;
  • использовать критическую и справочную литературу;
  • писать сочинение-миниатюру, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении
  • реализовывать творческие работы различного характера (например, сочинять сказки, стихотворения).

       Главная задача курса – донести до учащихся с ЗПР нравственную силу писателей Сибири, их поразительную способность влиять на людей, их верность родному краю.

        Основные формы организации учебных занятий:

  • лекция с элементами беседы (обзорный урок)
  • «пристальное чтение» конкретного литературного текста
  • эвристическая беседа
  • пересказ текста
  • анализ эпизодов


        Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;
  • самостоятельно подготовленные к уроку сообщения (доклады, письменные работы или рецензии на самостоятельно прочитанные произведения)
  • итоговый тест, включающий задания с выбором ответа/с кратким ответом,

Предполагаемые результаты

  • учащиеся познакомятся с творчеством сибирских писателей;
  • продолжится процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся;
  •  продолжится процесс формирования читательских ориентиров учащихся;
  • продолжится процесс углубления и расширения читательского кругозора учащихся.

Предметные результаты:

  • понимание учащимися с ЗПР ключевых проблем изученных произведений сибирских писателей XIX – XX веков, литературы народов Сибири;
  • понимание учащимися с ЗПР связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение учащихся с ЗПР к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры Сибири
  • формулирование учащимися с ЗПР собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание учащимися с ЗПР изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание русского слова и сибирского диалекта в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Основу предмета составляют тексты сибирских писателей, при этом для учащихся с ЗПР делается упор на текстуальное рассмотрение отобранных произведений. Следовательно, принцип текстоцентризма становится главным в изучении курса. Подготовка к занятию требует от учащихся с ЗПР работы с критической литературой и может носить исследовательский характер.

 В программе осуществлён принцип вариативности, предполагающий право выбора текста за учителем и учеником. В круг изучаемых писателей и поэтов в первую очередь включены произведения земляков-новосибирцев: В. Шамова, Ю.М. Магалифа, И. Ветлугина, Е.Стюарт, Т. Снежиной, А.Плитченко, Б.Богаткова, Г.Суворова и других, связавших свою жизнь с г. Новосибирск.

Знания, полученные учащимися с ЗПР, обогатят их представление о Сибирской литературе. Знакомство с творчеством писателей родного края и их произведениями поможет более эмоционально и сознательно воспринимать родную литературу в контексте мировой культуры и литературы. Чтение текстов сибирских писателей должно вызвать у учащихся с ЗПР чувство сопричастности родной земле, её природе, слову, воспевающему Сибирь.

Содержание учебного предмета

Имена поэтов и писателей на карте Новосибирска и Новосибирской области. История города Бердск. Из истории создания города на Оби. Владимир Шамов. Новосибирские сказки. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история». Биография писателя – сказочника Ю.М. Магалифа. повесть-сказка «Приключения Жакони». «Грустит село о городе, а город о селе». Стихотворения о городе Бердск. Чтение и анализ. Иван Ветлугин «Признание в любви». «Огонь - солдатских подвигов венец, Здесь с павшими общаются живые". Лирика о воинах-сибиряках. Проект "Нет, новое чудо грядущего дня не может начаться никак без меня!"

Тематическое планирование курса

Тема

Форма работы

1

Вводное занятие. Имена поэтов и писателей на карте Новосибирска и Новосибирской области.

Виртуальная экскурсия

2

История города Бердск.

Просмотр фильма

3

Из истории создания города на Оби. Владимир Шамов. Новосибирские сказки.

Самостоятельная работа

4

Владимир Шамов. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история».

Практическое занятие

5

Биография писателя – сказочника Ю.М. Магалифа. повесть-сказка «Приключения Жакони» 

Практическое занятие

6

«Грустит село о городе, а город о селе». Стихотворения о городе Бердске.

Конкурс чтецов

7

Чтение и анализ. Иван Ветлугин «Признание в любви».

Практическое занятие

8

«Огонь - солдатских подвигов венец, Здесь с павшими общаются живые". Лирика о воинах-сибиряках

Литературная гостиная

9

"Нет, новое чудо грядущего дня не может начаться никак без меня!"

Проектная деятельность

Список литературы

  1. Департамент культуры Новосибирской области. Новосибирская областная детская библиотека имени Горького. «С милым краем дышу заодно». Библиобиографический словарь (Новосибирские детские писатели), 2007г.
  2. Владимир Шамов. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история», «Новосибирские сказки»
  3. Иван Ветлугин «Признание в любви».
  4. С.М. Белоусов. «Вдоль по радуге или Приключение Печенюшкина». Повесть – сказка
  5. Ю.М. Магалиф «Приключения и подвиги генерала Картошкина: сказки»
  6. Ю.М. Магалиф «Приключение Жакони». Сказка
  7. Стихи, раскрывающие характер воина-сибиряка, его мужество и готовность к подвигу. Тема единства фронта и тыла в творчестве поэтов.
  8. К.Лисовский «Приезжайте… Увидите сами!», «Как только начну о Сибири», «Чуйский тракт», «Заветное слово» и другие (по выбору учителя и учащихся) А.Плитченко.Стихи по выбору
  9. Е.Стюарт «Золушки 40-х годов», «На путях», «Женщине» «Родина, далеки твои расстояния», «А ты простишь мне долгую отлучку?», «Скворцы» и другие по выбору.
  10. Б.Богатков.Стихи по выбору.
  11. Г.Суворов. Стихи по выбору.
  12. Т.Снежина «Если я умру раньше времени», «Позови меня с собой», «Звезда моя», «Перекрёсток», «После смерти», «Листопад» и др

                                          Литература для учителя
Окладников А.П. Открытие Сибири. Н.,1982.
Кузнецова Ф.С. История Сибири. Н., 1997.
Зуев А.С.Сибирь: вехи истории. Н., 1998.
Яновский Н. Писатели Сибири. М., 1988.
Мостков Ю. Портреты. Литературно-критические статьи. Н., 1981.
Перцовский В. Николай Самохин. Литературные портреты. Н., 1987.
Мостков Ю. Елизавета Стюарт. Литературные портреты. Н., 1982.
Толчёнова Н. Сибирский характер (по страницам книг Г.Маркова).
Андреева Т.Н. Современная поэзия (вторая половина XX в.). М., 2001.
Ломилина Н.М., Сигов В.К. Современная проза (60-80г) XX в. М., 2001.
Заволокин А. Земля нужна человеку. Сибирские огни. 1988. №8.
Мостков Ю.М. Писатели о себе. Н., 1973.