В копилку учителю

Догадина Вероника Юрьевна

Здесь представлен материал, который может помочь учителю сориентироваться в огромном потоке информации для формирования собственного взгляда на урок и способов преподавания; создать лучшие условия ученику по усвоению им содержания образования и разностороннему развитию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика подготовки учителя к уроку. Планирование урока.

Один из этапов подготовки учителя к уроку - тематическое планирование. Краткое содержание учебных тем дается в программе предмета. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. При тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти наиболее адекватные методы закрепления знаний, умений и навыков. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учителю должно быть заранее известно, какой урок имеет более выраженное теоретическое содержание, на каком уроке лучше провести самостоятельную работу или упражнения, какой урок посвятить отработке определенных навыков и т. д. Тематическое планирование обычно включает следующие пункты: название темы каждого урока; образовательные, воспитательные и коррекционные цели и задачи; основное содержание материала; способы изложения; возможные наблюдения; использование наглядных пособий, технических средств обучения; предполагаемые формы контроля усвоения материала; календарные сроки проведения уроков. Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, помогает и облегчает подготовку учителя к каждому уроку.

Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. В поурочном планировании прежде всего уточняется тема и содержание материала; ставятся конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи; определяется тип и структура урока. Ход урока планируется исходя из его этапов и структурных элементов.

План урока включает следующие пункты: дата, название темы; цели и задачи урока; оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); анализ результатов урока (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом. В плане урока точно обозначаются примеры, задания, работа с текстами, виды объяснения, самостоятельные работы и т. п. Указывается время в минутах на каждый вид учебной работы. Рекомендуется в плане отдельно выделить текст, который пишется на доске. На основе плана пишется конспект урока. Для этого составляются тезисы урока в виде краткой записи действий учителя, содержания и форм проведения учебной работы. Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные узловые моменты в содержании и методах проведения учебного занятия.  



Предварительный просмотр:

Методы, развивающие творческие способности учащихся

Учитель должен направлять свои усилия на организацию творческой деятельности учащегося для развития творческих способностей в процессе всей работы над проектом. Активные методы обучения и игровые методы позволяют формировать креативность учащихся.

Метод проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты.

Метод ролевых игр, метод случайных ассоциаций и ситуаций, метод доказательств, сравнения. анализа. проектов; решение проблемных ситуаций, предположение. опровержение, метод несоответствия.

Метод, позволяющий развивать творческие способности учащихся, развивать их воображение и ассоциативное мышление - это предметное рисование как способ проникновения в текст, когда учащиеся, изучая произведения малых жанров (например, лирику) выходят на тему и идею произведения через картинно - образный ряд (когда в каждой картине стихотворения выделяются образы, цвета, запахи, линии). а в конце урока учащиеся встраивают свою собственную картину в ткань произведения. 

Методика «Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам» дает возможность детям реализовать свой творческий потенциал, развить ассоциативную память, логическое мышление, связную речь, научиться прислушиваться к звукам окружающего мира, улавливать нюансы. Музыкальные отрывки и шумы вместе составляют некую историю, которую должны представить в своем воображении учащиеся и записать в виде небольшого сочинения. На уроке учащиеся прослушивают музыкальную историю, интерпретируют ее, выделяют сюжетно-композиционные части и изменение эмоциональности и настроения.

Проект. Типология проектов.

Одним из самых у потребительных слов сегодня в учительской среде является слово «проект».

Проекты существовали всегда, но как термин это слово появилось в конце 19-го века. У истоков теоретического обоснования метода проектов в педагогии стоял Дж. Дьюн.
Проект - это, по сути дела,  специальное задание.
Проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета или иного продукта. Проект существует для того, чтобы создавать что-то новое. Как только это новое становится реальностью, проект прекращает свое существование. Проекты выполняются в различных сферах жизнедеятельности человека.
Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Метод проектов целесообразно применять в учебном процессе, если:
- существует значимая проблема, требующая решения;
-  есть значимость результата (теоретическая  или  практическая);
- предполагается самостоятельная деятельность уч-ся;
- используются исследовательские методы:
• формулировка задач;
• выдвижение гипотез их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов представления результатов;
• сбор данных, их систематизация и анализ;
• выводы.
Метод проектов нужен в системе образовательного процесса, для того чтобы научить учащихся:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- ориентироваться в информационном пространстве;
-  делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные аргументированные решения;
- работать в команде;
- деятельности.
Проекты бывают разные по содержанию, доминирующей в ней деятельности, продолжительности разработки, количеству участников и т. д.:

По основному виду деятельности учащихся

По способу организации

По способу реализации

Исследовательские

Прикладные

(практико-ориентированные)

Индивидуальные

Групповые

монопроект

(в рамках одной области знаний)

межпредметный

(в двух и более областях знаний)

Творческое развитие ребёнка должно осуществляться не только в стенах школы, но и в семье. Поэтому необходима большая работа с родителями. И конечно, главный источник творчества - это наша собственная личность. Для того чтобы воспитать творческого ученика, нужно постоянно заботится о том, чтобы самому не утратить любознательность, энергичность.



Предварительный просмотр:

Приемы работы по развитию связной речи

Одна из особенностей применения методов обучения связной речи — их сочетание с таким дидактическим средством, как текст-образец, т.к основная задача работы по развитию связной речи — научить школьников создавать текст. Используя репродуктивный метод в форме рассказа, учитель-словесник передает необходимую информацию в готовом виде, например, об особенностях доклада, реферата, при этом предъявляет текст-образец и сам анализирует его особенности; используя продуктивный метод в форме рассказа или беседы, учитель помогает учащимся самим сделать выводы, развить некоторые выдвинутые им положения в процессе анализа текста.

Вторая особенность методов обучения связной речи — в большом удельном весе практических работ (речевых задач), которые используются для того, чтобы учащиеся овладели определенными умениями.

К основным приемам обучения связной речи, широко практикуемым учителями разных предметов, относятся:

- анализ текста (параграфа, статьи учебника и т. д.);

- анализ (обсуждение) устных высказываний учащихся;

- слово учителя;

- составление плана (наброски плана), рабочих материалов;

- речевые задачи (упражнения).

Применяя эти приемы обучения, преподаватель, как правило, одновременно учит школьников определенным способам речевой деятельности, которыми дети будут пользоваться, создавая текст (речевое произведение), а также воспринимая его (на слух или зрительно). Иными словами, ученики овладевают приемами обучения как способами деятельности, например, приемами анализа текста (устного и письменного), приемами подготовки и планирования высказывания и т. д.

Анализ текста проводится для того, чтобы ученики уяснили, о чем и как говорится в тексте, содержание которого им предстоит усвоить и воспроизвести. Осмысление содержания и структуры текста — условие его успешного воспроизведения. Поэтому в процессе анализа текста ставятся вопросы, которые помогают определить основную мысль автора, выделить в тексте главное, основное, установить последовательность развертывания событий, причинно-следственную связь фактов и явлений, структуру текстов, особенности его языкового оформления.

Для языкового анализа выделяются слова, словосочетания и предложения:

а) несущие значительную смысловую нагрузку в передаче содержания текста (термины»

б) помогающие «организовать» высказывание (начальное предложение, способы развертывания мысли, «переходы» от одной мысли к другой и т. д.);

в) затрудняющие в чем-либо учащихся (произношение, правописание и употребление слов, построение предложений).

Анализ содержания, структуры и языкового оформления исходного текста, как правило, завершается составлением его плана.

Анализ, обсуждение высказываний учащихся. В процессе обсуждения устных высказываний ученики усваивают требования, которые предъявляются к публичным выступлениям, и привыкают критично относиться к своей речи. Кроме того, участвуя в беседе-обсуждении, ученики учатся слушать, делать наброски и выступать в условиях, близких к тем, которые существуют в жизни, Организуя обсуждение, учитель-предметник должен учитывать программные требования к развитию связной речи. Не меньшее значение имеет четкая организация обсуждения. На первых порах, когда важно научить детей слушать высказывание товарища, каждый ряд (или каждая колонка) получает предварительно задание. например, одни ученики в основном следят за тем, как, насколько полно говорящий раскрывает тему высказывания, другие—за языковым оформлением излагаемого (в частности, за правильностью и точностью речи), третьи — за тем, как выступающий использует определенные средства звуковой выразительности речи.



Предварительный просмотр:

Современный урок русского языка

Современный урок русского языка – это, прежде всего, высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность учащегося, формируется гуманистическое мировоззрение школьника на основе овладения им оптимальным объёмом знаний науки о языке, развития всего комплекса умений (учебно-языковых, нормативных, коммуникативных и правописных) и творческого применения приобретённых знаний и умений.

Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.

По новым образовательным стандартам на современном уроке ученики должны самостоятельно добывать знания. Приветствуется работа в парах, в группах. Чем меньше говорит учитель, а больше - ученики, тем лучше. 

Требования к современному уроку

  • Творческое и точное выполнение программно-методических требований к уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение особенностей урока.
  • Учет реальных учебных возможностей учащихся разных классов, целенаправленная ликвидация пробелов в знаниях.
  • Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития, выделение доминирующих задач урока.
  • Соответствие и соподчинение учебного материала к уроку, его основной дидактической цели.
  • Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решения поставленных задач и экономного использования времени.
  • Концентрация внимания учащихся на научных понятиях, теоретических положениях законов, ведущих идеях. Выделение главного, существенного, обеспечение связи содержания урока с жизнью.
  • Обеспечение практической направленности учебного процесса. Создание реальных возможностей применения полученных знаний и умений.
  • Расширение арсенала выбора методов, преимущественно за счет активных, интенсивных методов, обоснованность сочетания использованных методов обучения.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  • Осуществление дифференцированного подхода в обучении.
  • Достаточный объем материала на уроке.
  • Рациональное использование учебного времени.
  • Знание учителем материала урока и предмета в целом.
  • Воспитание интереса к предмету.
  • Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения учиться.
  • Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.
  • Своевременность и всесторонность проверки знаний учащихся.