Инклюзивное образование в ДОУ
ЧТО ТАКОЕ ИНКЛЮЗИЯ И КАК ЕЕ ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в ДОУ.
Консультация для родителей
Тьютор Александрова Л.Ю.
Что такое инклюзия? Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс
увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь,
имеющих трудности в физическом развитии.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный
государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ
Министерства образования и науки России от No 1155). Где
говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников
дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к которым относятся
также дети с задержкой психического развития (далее ЗПР - особый тип
аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического
развития ребенка).
По классификации к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые
дети с умственной отсталостью).
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с
особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся
сверстников в пределах одной группы по разным образовательным
маршрутам.
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок.
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет.
Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки
социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки
особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного
труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с
окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья
которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения.
Данные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается
в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной,
стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором
собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические,
интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.
Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная
адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в
обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно
отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных
заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной
жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности,
вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь
учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к
изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует
недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это
реагирует.
Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем
детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за
сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от
нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как -
не знаем. Неуютно признаваться в своей необразованности, а уж перед
«инвалидом», «неполноценным»— и подавно, гораздо проще заклеймить -
«таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым
продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого
социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а
именно особенных детей и особенных людей.
«Ведь только родители особенных детей могут понять, какое это счастье -
здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных».
Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями
развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для
наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт
совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при
осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе,
приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему
миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт
характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем
воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского
сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на
стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах
коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей
способностей, необходимых для общения.
Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.
• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как
обычные.
• Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того,
чтобы жить полной жизнью.
• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся
важными для окружающих.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
• Каждый человек способен чувствовать и думать .
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений .
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут .
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Ключевые принципы инклюзивного образования:
· дети посещают совместно детский сад, группу;
. все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на
место в детском саду;
· все дети участвуют во всех мероприятиях сада ;
· инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в
отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве
быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;
Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по
множеству причин:
1. инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью
отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать
многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их
изменить.
2. инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети
могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
3. инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в
атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости,
сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые
получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в
которой ценятся межличностные отношения.
Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным
общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с
проблемами в развитии, как полноценных членов общества.