Взаимодействие с педагогами
Взаимодействие с педагогами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
«Игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
Воспитатель: Петренко И.Д.
п. Малиновский.
Развитие умственных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития. Основным методом развития дошкольника является проблемно - поисковый, а основная форма его организации - игра.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации детских исследований, сделать их полезными и безопасными для маленького исследователя и его окружения. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает! А при умелом педагогическом руководстве и продуманной организации - обучает прекрасно! Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов.
Далее представлены игровые упражнения для развития внимания, памяти, мышления дошкольников, которые можно применять воспитателям в педагогической практике.
Упражнение №1. «Кого не стало? »
На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.
Упражнение №2 «Кто лишний? »
На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.
Упражнение №3.
На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.
Упражнение №4.
На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.). Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.
При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.
Упражнение №5 «Что я назвала? »
Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)
Упражнение №6 «Повтори за мной»
Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.
Упражнение №7 «Машина клумба»
На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.
Аналогично работа проводится с другим цветом.
Упражнение №8 «Кто самый внимательный? »
Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.
Упражнение №9 «Какой предмет лишний? »
Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)
Упражнение №10 «Назови одним словом»
Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)
Упражнение№11 «Четвёртый лишний»
Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д)
При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)
Упражнение №12 «Найди меня»
На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.
Упражнение№13 «Чья тень? »
На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)
Упражнение№ 14 «Чего не хватает? »
Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.
Упражнение№15 «Какие предметы спрятались? »
Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.
Упражнение№16 «Собери картинку»
Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т. д.
Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:
- как ребёнок справляется с комбинированием
-как соотносит части и целое
-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом
Упражнение№17 «Загадки»
Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.
Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса? » (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»
(Консультация для педагогов)
Воспитатель: Петренко И.Д.
п. Малиновский
Следуя Концепции модернизации российского образования, определены главные установки по формированию ценностных ориентаций детей и их развитие в сложившихся социокультурных условиях, заключающихся в том, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, духовно нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, физически и психически здоровые».
Исходя из этих требований модель выпускника ДОУ выглядит следующим образом: наличие высокого уровня познавательного развития, обладание креативностью мышления, с высокой результативностью всех психических процессов.
Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.
Главная задача познавательного развития ребёнка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов - интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие умственных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития. Основным методом развития дошкольника является проблемно - поисковый, а основная форма его организации - игра. Форма работы для детей важнее, чем её содержание. Развитие познавательных способностей детей»
Ребенок по своей природе – исследователь, он постоянно вовлечен в исследовательский поиск. Это его естественное состояние: общаться с людьми, изучая их поведение, рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, беседовать с собакой или кошкой, разбирать игрушки, изучая их устройство. Без этих «несерьезных» занятий невозможно развитие любознательности, превращающейся позднее в познавательную потребность. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации детских исследований, сделать их полезными и безопасными для маленького исследователя и его окружения. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает! А при умелом педагогическом руководстве и продуманной организации - обучает прекрасно! Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов.
Подбирая развивающие игры для ребенка, помните, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?
Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать родители. То же самое эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и др.
Память - это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Развитие познавательных способностей дошкольников противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с наглядно – образной памятью в дошкольный период возникает и развивается память словесно - логическая. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребёнку.
Следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Смоляной бочок» и др. Читать сказку нужно неоднократно. Читая и разучивая с ребёнком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребёнка с временами года. Ребёнок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну – лето, лето – осень, а осень – зима. Обязательно нужно говорить с ребёнком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пушкина), весной (стихотворения Фета, Плещеева), летом и осенью (стихотворения Майкова). Также можно заучивать отрывки стихотворений К.Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; С.Михалкова «А что у вас?», С.Маршака «Пожар», «Багаж», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др. Обязательно читайте и постарайтесь запомнить отрывки из произведений К.Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница». Для пересказа можно использовать рассказы Е.Чарушина. В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку
Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, проводится игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приёмов в ходе занятия.
Организационная структура игрового познавательного занятия.
Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно – игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи.
В основной части происходит решение поставленной задачи.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно – игровой ситуации.
Большие возможности для познавательной деятельности ребёнка представляют конструкторы «Лего».
Активно используются в образовательном процессе цветные палочки Х. Кьюзенера. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения. Можно воспользоваться дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Л. В. Артёмовой, Л. А. Венгером, Б. Н. Никитиным.
Для включения ребёнка в проблемно-игровую ситуацию на занятиях можно активно использовать моделирование.
Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Работа с детьми в рамках совместной познавательной деятельности исключает специально организованные занятия. Активность детей вызывается воспитателем, который вовлекает их в познавательно – игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость ею.
Нужно строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес.
В качестве объекта познания можно взять примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей - рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребёнка, народные загадки (поэтический образ, загадки, придуманные детьми по определённым правилам (свой художественный образ).
Каждый ребенок уникален и не повторим. Задача воспитателя - помочь ребёнку раскрыть
таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой. Успех -самый
лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в своих силах и в
самом себе. Ребенок рождается для успеха!
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Приложение
Игры для развития восприятия.
Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»
Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 3-5-летнего возраста. Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной
величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.
Ребёнок должен определить на ощупь предметы, которые находятся внутри.
Для развития восприятия детей 3-5 лет можно предложить следующие задания:
Игра «СДЕЛАЙ ТАК»
По образцу построить такое же строение.
Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ».
Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.
Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».
На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.
Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.
Игры на развитие внимания.
Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»
Рекомендуется для развития зрительной памяти детей.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
а) увеличить количество игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.
Игра «ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ»
Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить
ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
А также для развития слуховой памяти можно проводить игру: «10 СЛОВ» Ребенку зачитываются 10слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Ребёнок должен воспроизвести не менее 5-6 слов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
«Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
Воспитатель: Петренко И.Д.
п. Малиновский.
К психическим познавательным процессам относятся:
восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чуств (участвуют разные анализаторы. Например: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора - вкус (кислое или сладкое), с помощью обонятельного - запах.
Внимание - это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.
Память - запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.
Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течение непродолжительного времени: купить продукты, сходить в школу к сыну и т.д.). Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.
Мышление - обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления - аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов);
- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений);
- словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений)
Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.
Речь-процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык-средство общения людей друг с другом.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.
Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д.
Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.