Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я тебе буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый тебе предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назови предметы которые ты запомнил. Порядок значения не имеет.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
Развитие мышления
«Разложи картинки». Ребенку предлагается серия картинок, которые необходимо разложить по хронологии событий и составить полноценный, развернутый рассказ.
«Закончи слово». Взрослый называет слог, а ребенок называет как можно больше слов по начатому слогу.
«Творческий подход». Ребенку называют или показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Игры на развитие познавательных процессов у детей 3-4 лет.
воспитатель: Петренко И.Д.
Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг
У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.
Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. И, что немаловажно, в данной системе обучения - обучения через игру - не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью.
От родителей требуется одно - запомнить, что ИГРА - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.
Игры и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время.
Развитие восприятия.
«Перевертыши».
Взрослый рисует геометрические фигуры: квадрат, треугольник и т.д. Ребенок должен превратить их в любой рисунок.
«Узнай форму».
Ребенок должен узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
«Найди отличия».
Ребенок учится находить отличия в похожих предметах.
«О чем я говорю?».
Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, и наоборот.
«Какое время года?».
Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
«Угадай предмет».
Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие внимания.
«Не пропусти».
Взрослый задает тему, например «Посуда», и называет предметы. Ребенок должен похлопать, когда услышит названия посуды.
«Волшебное слово».
Взрослый показывает упражнения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».
«Будь внимателен».
Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
Развитие памяти.
«Назови, что ты видишь».
Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция:
- Я назову несколько слов, а ты их запомни: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
- мальчик устал
- девочка плачет
- папа читает
- мама готовит
- бабушка отдыхает
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов Развитие восприятия Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Учите ребенка:
Игры, способствующие развитию внимания.
Подготовила воспитатель МАДОУ д/с «Улыбка» п.Малиновский: Петренко Ирина Дометьевна Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов Развитие мышления Мышление - способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение и общение. Что делать родителям?
Игры, способствующие развитию памяти.
Подготовила воспитатель МАДОУ д/с «Улыбка» п.Малиновский: Петренко Ирина Дометьевна | Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов Развитие внимания Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Рекомендации родителям по развитию процессов внимания Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.
Подготовила воспитатель МАДОУ д/с «Улыбка» п.Малиновский: Петренко Ирина Дометьевна Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов Развитие памяти Память - способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений. Как помочь ребенку развить память?
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
Подготовила воспитатель МАДОУ д/с «Улыбка» п.Малиновский: Петренко Ирина Дометьевна |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
Тема: «Играя, обучаем»
Консультация для родителей детей 3-4 лет.
Воспитатель: Петренко И.Д.
п. Малиновский.
Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что является основным?
- Во-первых, для детей 3 лет ведущей деятельностью является игра. Только играя, малыш может полностью погрузиться в обучающий процесс и прочно усвоить необходимые знания.
- Во-вторых, все занятия с ребёнком должны носить системный характер. Ежедневные задания планируются заранее, усложняются по мере их усвоения.
- В-третьих, деятельность ребёнка должна постоянно меняться – чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями и заданиями творческого характера.
Каковы правила организации обучения дошкольника дома?
Интерес у детей можно развить, если проводить работу при помощи новых и ярких предметов. Однако нужно помнить, что данный интерес может как быстро возникнуть, так и пропасть.
Чтобы упражнения, проводимые дома, давали максимальную эффективность, родители должны знать 3 простых правила:
- Игрушки и предметы, используемые при обучении, не рекомендуется использовать в повседневной жизни. Это необходимо для того, чтобы у них не пропал интерес к данным предметам.
- Во время обучения на столе не должно находиться посторонних предметов, все ненужное следует убрать с поля зрения детей. Это важное условие для того, чтобы их внимание удерживать в нужном русле.
- Не следует преувеличивать время занятий с детьми. Занятие должен быть коротким и несложным. Это необходимо для того, чтобы кроха приучался начатое дело доводить до конца.
Для того, чтобы развивающие занятия для детей 3-4 лет дали результаты, они должны быть регулярными.
- Психологи рекомендуют утро или после дневного сна. Нужно стараться, чтобы занятия становились частью режима дня.
- Многие родители задаются вопросом, сколько времени следует заниматься с крохой. Структура головного мозга, развитие самоконтроля малыша 3-4 лет позволяют ему выдерживать 15 минутные занятия.
- Первые занятия обычно не превышают 10 минут, начинать необходимо с малого. Как только малыш адаптируется, можно потихоньку увеличивать время, сначала до 15 минут. Если он спокойно выдерживает его и после этого остается бодр и весел, то можно попробовать увеличить до 20 минут.
Всестороннее развитие дошкольника способствует формированию необходимых навыков, умений и умственных способностей.
Логика и внимание, память.
Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:
- Разложите на столе перед ребёнком 5-6 игрушек. Предложите малышу внимательно их рассмотреть. После этого попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. Пусть кроха вспомнит и назовёт игрушку, которой не хватает. Если ребёнок легко справляется с заданием, то усложните упражнения, убирая по две игрушки или увеличив их общее количество.
- Нарисуйте и вырежьте паровозик. Вагоны паровозика — различные геометрические фигуры, идущие в определённой последовательности. Например: круг, за ним следует квадрат, потом прямоугольник и т. п. Предложите малышу продолжить логическую цепочку, выстраивая вагончики в установленном вами порядке.
- Подготовьте картинки зверей, геометрических фигур или сказочных героев. Есть одно условие - у каждой картинки должна быть пара. Пусть малыш разложит картинки и подберёт к каждой пару.
- Предложите крохе разгадать стишки — загадки. Вы читаете загадку, а малыш говорит рифмующийся со стихом ответ.
Математика
В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 5, отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.
- Дайте ребёнку карандаши и цифровую раскраску. Пусть малыш раскрашивает картинку по цифрам, обозначающим определённый цвет. При этом попросите его вслух проговаривать цвета и цифры, помогайте крохе если это необходимо.
- Положите перед малышом игрушки и предложите вместе посчитать сколько их. Убирайте и прибавляйте игрушки, изменяя общее количество.
- Предложите крохе посчитать предметы выборочно. Например, можно посчитать только яблоки на картинке или только животных среди общего количества игрушек.
- Подготовьте картинки, на которых изображены предметы разного размера. Пусть дошкольник назовёт самый большой предмет и самый маленький. Попросите разложить картинки по признаку: от большего - к меньшему и наоборот.
Развитие речи
Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения "я" и "мы", может рассказать что нарисовано на картинке.
- Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
- Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
- "Как говорят животные". Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
- Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.
Окружающий мир
Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток.
- Гуляя с малышом по парку обращайте его внимание на все окружающие явления: пение птиц, шорох листьев под ногами, шершавость коры у деревьев, аромат цветов. Учите ребёнка бережно относится к природе: чтобы ощутить аромат цветка, его необязательно срывать - можно к нему наклонится, мусор следует выкидывать в урну, нельзя топтать газоны и т. д.
- Покажите дошкольнику различных животных и попросите назвать какие из них домашние, а какие дикие. После этого пусть малыш скажет названия детёнышей этих животных.
- Покажите крохе картинки, на которых изображены разные времена года и разное время суток. Пусть назовёт их и пояснит, по каким признакам он определил то или иное время суток или время года.
Творчество
В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.
- Займитесь с ребёнком рисованием, лепкой из пластилина или солёного теста, аппликацией.
- Домашний кукольный театр помогает развивать воображение ребёнка. Покажите малышу сказку, а затем предложите поменяться ролями. Займите место зрителя, а ребёнку отведите роль режиссёра и кукловода.
- Предложите ребёнку поиграть в ролевую игру и разыграть сюжет какой-нибудь детской сказки. Необязательно чётко следовать сценарию, импровизируйте вместе с малышом, привлекайте в неё новых героев. У вас может получиться своя особенная и неповторимая сказка.
Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность - следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
Тема: «Развивающие игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
Консультация для родителей
Воспитатель: Петренко И.Д.
п. Малиновский.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитие ощущений и восприятий.
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.
В первые годы жизни уровень развития восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими. Развитие восприятие определяется тремя параметрами перцептивными действиями сенсорными эталонами и действиями соотнесения.
Формирование сенсорного опыта имеет важнейшее значение для развития ребёнка, вопросы рациональных способов овладения общечеловеческим опытом остаются открытыми и сейчас, на современном этапе.
Изучение вопросов сенсорного развития и воспитания детей педагогами, психологами показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом и овладения способами обследования предметов. Сенсорное восприятие и должно быть направлено на обеспечение этих задач.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения, воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.
Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, любая изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития, то есть когда мы учим детей рисовать, конструировать и т.д., то нужно оценивать результаты этого обучения не только по качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели при этом дети. Например, можно научить ребенка строить из кубиков красивый дом, но педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребенок ничего не приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития.
Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить,
строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т.д.
В связи с этим, продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети получают некоторые навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие при этом остается фактически на прежнем уровне; в другом случае они наряду с умениями рисовать, конструировать и т.д. получают умения воспринимать, сравнивать, обобщать. И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем в первом случае.
Итак, наибольший эффект для сенсорного развития младших дошкольников может дать продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции.
Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д.
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы - сенсорные, так и более сложные - мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Интерес ребенка 3-го года жизни к игре во многом определяется яркостью, эмоциональностью, новизной игрушек и дидактических пособий. В связи с этим надо иметь для организованных игр и занятий специальные комплекты игрового материала (по числу детей), которые не находятся в группе в постоянном пользовании детей, а хранятся в игротеке детского сада (в педагогическом кабинете) и приносятся в день проведения игры. В этом случае даже знакомые игрушки дети воспринимают с интересом (удобно, что этими материалами могут пользоваться и другие группы детского сада).
В процессе сенсорного развития важно учитывать, что познавательные возможности ребенка трех лет еще не велики, не совершенны. Поэтому необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам предметами и в первую очередь с теми, с которыми дети сталкиваются в жизни.
Этому способствуют специальные развивающие игры:
Величина
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине.
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.
Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.
ПОРУЧЕНИЯ
Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:
- Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;
- Покатай матрешку в большой машине;
- Поставь маленькую собаку возле матрешки;
- Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;
- Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
- Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
- Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.
Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Цель: Та же.
Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.
Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.
Форма
КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме.
Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».
Цвет
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.
После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.
СЛОЖИ МАТРЕШКУ
Цель: развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению свойств предметов (величина, форма, цвет).
Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.
Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.
Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй,
Все подружки-невелички. Нас скорее собирай –
Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,
Никому не усидеть! Мы не будем закрываться!
(С. Рещикова)
Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д.
Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет. Играть, а не учиться.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.
Часто родители недооценивают место игры в жизни ребёнка. На самом деле для ребёнка игра – это большое серьезное дело. Игра сама по себе важна не только потому, что ребёнок интересно проводит время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребёнка, развивается его эмоционально-волевая сфера. Именно в игре дети учатся. Первое знакомство с окружающим миром, первые навыки рисования, счета и чтения должны войти в мир познания ребёнка через игру и соответствующие возрасту ребёнка виды деятельности в тесном сотрудничестве и диалоге с взрослым.
Чтобы правильно организовать игру с ребёнком, необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности своего ребёнка и знать некоторые возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
К концу младшего дошкольного возраста проявляется потребность ребёнка в познавательном общении с взрослыми. Развивается интерес детей к общению со сверстниками.
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности, но не всё им доступно и понятно, они задают большое количество вопросов. Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели.
Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас ребёнка.
У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка.
На четвертом году жизни года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал с взрослым. Возможны два варианта:
- если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами;
- если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего. В этом случае раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
Таким образом, уровень развития ребёнка определяется уровнем развития его игровой деятельности. Игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Именно в игре развиваются восприятие, воображение, внимание, речь, мышление. В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире.
Взрослые забывают, что игра – это процесс, она не ориентирована на результат. Именно процессуальная сторона игровой деятельности необходима для развития ребёнка, а вовсе не результат игры. Когда ребёнок собирает матрёшку, конструирует из кубиков, соотносит по признакам предметы или фигуры – он открывает для себя много нового, постигает закономерности, мыслит. Если взрослые искусственно ориентируют ребёнка на результат деятельности, они ломают важные психологические преобразования, происходящие только в дошкольном возрасте и только в игре.
В игре формируется одно из важнейших свойств мышления - креативность.
Часто родители отмечают, что ребёнок реагирует негативно уже на саму просьбу «давай заниматься», отказывается от выполнения заданий, уходит в сторону, говорит «не хочу, не буду» и т.д. Когда ребёнку предлагается сосредоточиться на чем-то или выполнить несколько монотонных действий, он начинает отвлекаться, крутиться, задавать посторонние вопросы. А если у него что-то не получается, ребёнок злится, расстраивается и теряет интерес к развивающим занятиям.
Родители жалуются на поведение ребёнка, непослушание, упрямство, негативизм, нежелание заниматься, а это в ряде случаев объясняются тем, что ребёнок не умеет играть, не знает, как обращаться с игрушками.
Причины негативного отношения ребёнка к заданиям.
1. Например, предлагаемые задания слишком сложны для ребёнка. На самом деле, ребёнок не включается в задание потому, что ему непонятно, с чего начать и как организовать игру. То, что взрослому кажется простым, элементарным, ребёнку может быть трудно или вообще недоступно. Если задания и игры подобраны правильно, ребёнок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы довести дело до конца.
2. Недостаточность эмоционального контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком, обусловленная непоследовательностью воспитания, применяемыми мерами наказания. Родители, контролируя деятельность ребёнка, порицают или хвалят его в связи с его заслугами, оценивают его деятельность, ожидая результатов, тем самым формируя у него представление о себе, как неуспешном, отвергнутом. Это в конечном итоге может привести к невротическим проявлениям, раздражительности, агрессии ребёнка, негативизму, а впоследствии это скажется на нежелании учиться и овладевать новыми познаниями.
Как правильно родителям построить занятия с детьми.
Дети очень любят познавать мир и играть, и занятия должны быть построены таким образом, чтобы им было интересно и весело. Именно игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт и развить его способности.
Обязательно учитывайте возраст ребёнка. В 3-4 года не спешите учить своего ребёнка читать и писать. Двигайтесь постепенно и последовательно.
Приучайте ребёнка к занятиям постепенно. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если всё будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. В норме ребёнок 3-4-х лет при правильной организации процесса и адаптации к занятиям может продуктивно заниматься 15-30 минут.
Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребёнка. Обязательно хвалите и поощряйте его.
При выборе времени занятий важно учесть, чтобы ребёнок был бодр, активен и сыт. Понаблюдайте за ребёнком, когда он наиболее расположен к занятиям. Чаще всего это утро или время после обеденного сна и прогулки. Старайтесь, чтобы время было одно и то же, а занятия стали частью режима.
Место для занятий должно быть удобно как для ребёнка, так и для родителя. Оптимальный вариант – специальный детский столик и стульчик. Если ребёнок непоседлив, придвиньте один край стола к стене и сядьте с другой стороны, оградив ребёнка от посторонних отвлекающих стимулов.
Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним, учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка.
Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.
Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.
Познавательные игры для детей 3-4 лет.
Всестороннее развитие малыша подразумевает его знакомство с природными явлениями, процессами и изменениями, которые происходят вокруг него. Особенно важно в этом возрасте научить ребенка замечать и восхищаться разнообразием форм и буйством красок природы.
1. «Разложи по цвету». Для игровых действий необходимо подготовить предметы и фигуры различных цветов. Задание малыша заключается в их сортировке по цвету.
2. «Что в сумочке?». В небольшой мешочек нужно поместить предметы, отличающиеся по форме и размеру, разные на ощупь. Ребенок, закрыв глаза, должен попытаться определить, что именно попалось ему в руки.
В дошкольном возрасте пока рано посвящать малыша в проблемы экологического характера, но прививать ему любовь к природе, учить ухаживать за ней, формировать чувство ответственности и сострадания – самое время. Увеличить багаж знаний дошкольника в этом направлении помогут экологические игры для детей 3-4 лет:
1. «Угадай, что съел». В игре задействуется вкусовой анализатор, закрепляются понятия фрукты-овощи, что где растет. Предварительно на мелкие кусочки нарезаются фрукты или овощи, затем ребенку закрывают глаза и дают пробовать, кроха должен угадать, что съел.
2. «Кто, где живет?». Вариаций этой забавы множество – можно использовать лабиринты, по которым малыш должен привести животного в его обитель, можно – планшет с вращающейся стрелкой посередине. Цель игровых действий сводится к закреплению материала о местах проживания разных зверей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
«Развитие познавательных процессов
у детей 3-4 лет»
Консультация для родителей
Воспитатель: Петренко И.Д.
п. Малиновский.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности). Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.
Речь.
У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Восприятие.
Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например, трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Воображение.
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Ребенка можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.
Внимание.
Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в само приказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля. И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.
Мышление.
В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления. В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой задачи). Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми. Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
Память.
Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется. Движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов (дети танцуют и размахивают платочками). До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить вспомнить. Не овладевает он и теми способами, приёмами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности. Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок, выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала. Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.
![Описание: C:\Users\Анна\Desktop\Documents\картинки\images[11].jpg](/sites/default/files/docpreview_image/2021/09/28/buklet_igry_na_razvitie_poznavatelnyh_protsessov_detey_3-4_let.doc_image1.jpg)