Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Крупина Наталья Александровна
Здесь вы найдёте материал, который поможет вам подготовиться к урокам русского языка и литературы, к ЕГЭ и ГИА. Вы сможете найти здесь дополнительную информацию по предмету, которая пригодится вам для создания собственных проектов и презентаций. https://vpr-ege.ru/oge/russkij-yazyk

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vks_oge_ege_-_211.docx22.19 КБ
PDF icon izmeneniya_v_ege-2022_po_russkomu_yazyku.pdf1002.4 КБ
PDF icon rus-demo2022.pdf642.14 КБ
Файл predmetnyy_modul_shsu.pptx128.19 КБ
Файл tekst_1.docx21.67 КБ
Файл ssylka_kim_ege_2022.docx11.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Биология/химия

18.10.2021

химия

15.00

https://youtu.be/6B2FQOoNUFs 

18.10.2021

биология

16.00

https://youtu.be/Ce6qBsrbosQ 

25.10.2021

химия

15.00

https://youtu.be/JRICsk7sR7U 

25.10.2021

биология

16.00

https://youtu.be/xjvFeaKf8ZA 

01.11.2021

химия

15.00

https://youtu.be/ZVfz3ZLsg20 

01.11.2021

биология

16.00

https://youtu.be/yf_NtPPmOYw 

08.11.2021

химия

15.00

https://youtu.be/EihklPYxZgg 

08.11.2021

биология

16.00

https://youtu.be/p1B0b1DYicA 

15.11.2021

химия

15.00

https://youtu.be/Smi_r1pR4F4 

15.11.2021

биология

16.00

https://youtu.be/3-sYzrWGZUU 

22.11.2021

химия

15.00

https://youtu.be/h6aUGw-Hmu0 

22.11.2021.

биология

16.00

https://youtu.be/19N6BCriO14 

29.11.2021

химия

15.00

https://youtu.be/5lfLPLAtunw 

29.11.2021

биология

16.00

https://youtu.be/E29M9jbn8bc 

06.12.2021

химия

15.00

https://youtu.be/LqfixCwmXbc 

06.12.2021

биология

16.00

https://youtu.be/H1dGCiG5wMs 

13.12.2021

химия

15.00

https://youtu.be/63I8XNI5mBo 

13.12.2021

биология

16.00

https://youtu.be/lRo1j74vMTA 

20.12.2021

химия

15.00

https://youtu.be/eMlPkn2-n0s 

20.12.2021

биология

16.00

https://youtu.be/9AsvlcYvGTw 

Русский язык /Математика/Физика

26.10.2021

Русский язык

15.30

https://youtu.be/KTEC7xeGfe4 

02.11.2021

Физика

14.00

https://youtu.be/I198sTnjips 

09.11.2021

Математика

14.00

https://youtu.be/e17tOG1pZfM 

09.11.2021

Русский язык

15.30

https://youtu.be/N4ldUduHx_k 

16.11.2021

Физика

14.00

https://youtu.be/nQaeRjRbhz4 

23.11.2021

Математика

14.00

https://youtu.be/iMLRtUzYi0E 

23.11.2021

Русский язык

15.30

https://youtu.be/M_9m-eYH7jk 

30.11.2021

Физика

14.00

https://youtu.be/LBYX-_hMWME 

07.12.2021

Математика

14.00

https://youtu.be/Y1Fo9rSpSGg 

07.12.2021

Русский язык

15.30

https://youtu.be/4nZvJI-H6TQ 

14.12.2021

Физика

14.00

https://youtu.be/PqZrFv7JMhs 

21.12.2021

Математика

14.00

https://youtu.be/Wcrzba74D_U 

География/обществознание

21.10.2021

обществознание

16.00

https://youtu.be/7lLXfD29tH8 

21.10.2021.

география

15.00

https://youtu.be/d4pdXylfNlo 

11.11.2021

обществознание

16.00

https://youtu.be/ESSerfXrqEA 

11.11.2021

география

15.00

https://youtu.be/GYtjxR-z7Rw 

25.11.2021

обществознание

16.00

https://youtu.be/p7oMSYnLK1k 

25.11.2021

география

15.00

https://youtu.be/jvAimkVq4dg 

09.12.2021

обществознание

16.00

https://youtu.be/E-jf02AWKgA 

09.12.2021

география

15.00

https://youtu.be/lUv_LMjc_nw 

23.12.2021

обществознание

16.00

https://youtu.be/XMBd32lS2uw 

23.12.2021

география

15.00

https://youtu.be/BiW3F0JPQKw 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ и выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2

Задание из демоверсии ЕГЭ: Прочитайте текст и выполните задание 1. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию , экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову) Это местоимение надо вставить; в данном случае текст приводится уже в полном виде в целях сосредоточения внимания именно на стилистическом анализе текста.

Слайд 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины ( экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста ( культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др . ). К о м м е н т а р и й: Слова экология, агроэкология, гидроэкология действительно являются терминами. Слова культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир действительно отражают проблематику текста (Что характерно для современной экологии как науки? Как соотносятся экология культуры и экология природы? Какова роль языка в развитии культуры?). Вывод – в данном варианте ответа дана верная характеристика текста. 2) Использование метафор (… между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира ); антонимов ( свой - чужой ), сравнения ( Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. ) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

Слайд 4

К о м м е н т а р и й: Выражения «пропасть между экологией природы и экологией культуры» (= гипотетическая разниц между объектами интереса экологии природы и экологии культуры сравнивается с пропастью) , «ключ к пониманию духовного мира» (язык как средство закрепления достижений культуры сравнивается с ключом) действительно являются метафорами. Слова свой – чужой действительно являются антонимами. В предложении Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка действительно есть сравнение всего живого на Земле и живой нации. Эти средства выразительности (как и любые другие) действительно способствуют эмоциональности, выразительности изложения (вместо абстрактной «разницы» мы мысленно видим вполне себе реальную пропасть; вместо абстрактного «языка вообще» - реальный ключ), помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям (если язык – это ключ, то автор, скорее всего, положительно оценивает роль языка, так как открытие ключом чего бы то ни было в большинстве случаев хорошо, потому что позволяет воспользоваться тем, что было «скрыто»). Вывод – в данном варианте ответа дана верная характеристика текста.

Слайд 5

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные ( взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже ( между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.). К о м м е н т а р и й: Слова взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения действительно являются отглагольными именами существительными. Конструкции между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира действительно содержат имена существительные в родительном падеже. Отглагольные имена существительные действительно характерны для письменной речи. Вывод – в данном варианте ответа дана верная характеристика текста.

Слайд 6

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова. К о м м е н т а р и й: В тексте действительно есть предложения с однородными членами ( биология и химия, астрономия и космология, математика и философия и под.), инверсией ( Активно формируется в наши дни экология культуры. – ср. то же предложение с прямым порядком слов Экология культуры активно формируется в наши дни ), вводными словами ( конечно , скажем и др.). Все эти синтаксические средствами (как и любые другие изменения обычной синтаксической организации текста) повышают выразительность текста (всё необычное автоматически привлекает внимание). Вывод – в данном варианте ответа дана верная характеристика текста.

Слайд 7

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции. К о м м е н т а р и й: В этом тексте нет инструкций (ни «чётких», ни «нечётких»). Цель автора – привлечь читателя к теме экологии культуры, для чего он, собственно, и использует средства выразительности. Поэтому текст не относится к научному стилю речи. Вывод – в данном варианте ответа дана неверная характеристика текста.

Слайд 8

Текст 1. Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине. В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро. Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны. В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Всё дело в норме — в гармонии.

Слайд 9

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания. 2) Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты – делают рассуждение логичным, последовательным. 3) В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на отношение к высказыванию ( конечно, безусловно ), а также подчинительным предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. 4) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения её участников. 5) Основой приведённого текста является письменная речь, об этом свидетельствует и употребление книжных слов: пуристы, новаторы, консерваторы .

Слайд 10

Текст 2. Начало XX века обозначило собой наступление эры телевидения. И поэтому нужна была телебашня. Первая башня была построена в 1922 году. В 50-е годы, когда в стране началось бурное развитие телевидения, эта башня уже не справлялась с передачей телесигнала. И в 1967 году была возведена новая телебашня в Останкино. Сегодня с Останкинской телебашни осуществляют вещание 20 радио и 20 телевизионных передатчиков. С башни сигнал принимают 8 спутников «Орбита», которые помогают донести новости для всех зрителей в стране. Телебашня является одним из самых интересных туристических объектов Москвы. На Останкинской телебашне семь уровней. На разных уровнях высоты (147, 269, 350 м) находятся смотровые площадки. С площадок можно увидеть всю Москву и даже ближайшее Подмосковье. Часть пола изготовлена из особо прочного стекла — во время экскурсии возникает ощущение свободного «парения» в воздухе. Под смотровой площадкой на седьмом уровне расположен ресторанный комплекс «Седьмое небо». Столики в залах стоят на круговой платформе со стеклянными ограждениями. Платформа медленно вращается, и посетители получают дополнительную возможность любоваться прекрасным видом столицы. Высота телебашни — 540 метров. В Европе и Азии Останкинская башня остается самой высокой. Она входит в Международную Федерацию высотных башен.

Слайд 11

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Использование числительных придает тексту достоверность, написание числительных цифрами характерно для публицистического стиля. 2) Основной функцией приведенного текста является информирование. 3) Наряду с общеупотребительной лексикой используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста ( вещание, телесигнал ), что проявляет такие особенности текста публицистического стиля, как субъективность и непринужденность. 4) Цель текста — представить в образной форме проблему с целью эстетического воздействия. 5) Текст событийный, его речевая особенность — большое количество глаголов и кратких причастий ( построена, началось, возведена ) и цепочечное развитие действия.

Слайд 12

Текст 3 Несколько слов необходимо сказать по поводу ведущей современной теории образования Вселенной — теории большого взрыва. В возникновении гипотезы большого взрыва нет ничего удивительного. Если вы, читатель, откроете вступление к книге «Большой взрыв» профессора физики Техасского университета Д. Шама , то найдете абзац, в котором профессор пишет: «…возникла потребность в книгах, которые давали бы ответы на вопросы, возникающие при попытке непосвящённых понять эту странную Вселенную, в которой мы появились по воле случая». А сам Джозеф Силк в предисловии пишет: «…десятки миллиардов галактик, подобных нашей, разбросаны по всей наблюдаемой Вселенной». То есть галактики случайным образом разбросаны по всей Вселенной и постоянно разлетаются — удаляются друг от друга. Значит, это могло быть вызвано только изначальным большим взрывом — вот основная логическая посылка к созданию этой теории. Вселенная имеет глобально упорядоченную информационно-энергетическую структуру пчелиных сот и продолжает выращивать эти соты строго упорядоченным способом. Допустить возможность создания глобального порядка во Вселенной взрывом — это всё равно что допустить возможность изготовления космического корабля с помощью взрыва авиационного завода.

Слайд 13

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: теория, гипотеза, структура . 2) В тексте прослеживается общественно-политическая лексика, характерная для публицистического стиля. 3) Морфологическим признаком текста является употребление кратких страдательных причастий и ослабление значения лица (с целью обобщения не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я»). 4) Для текста характерна функция воздействия на читателя через художественный образ. 5) На синтаксическом уровне характерно широкое распространение безличных предложений.

Слайд 14

Тренируемся в определении стиля текста и отдельных его элементов 1. Определите стилистическую принадлежность текстов 1) Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром. 2) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон. 3) Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

Слайд 15

Тренируемся в определении стиля текста и отдельных его элементов 2. Замените выражения официально-делового стиля нейтральным синонимом: безотлагательно , вышеизложенное , настоящим уведомляем , препровождаем , проживать , предоставить жилплощадь , устроить приём , осуществлять руководство , отдать распоряжение , недовыполнение плана ; 3. Замените нейтральные выражения официально-деловыми: занятия по расписанию , из-за болезни , решили на собрании , дали отпуск , помогли , участвовал , просьба , сообщить , в прошедшем году , в настоящем месяце , поблагодарить.

Слайд 16

Тренируемся в определении стиля текста и отдельных его элементов Найдите разговорные элементы в следующих фразах : 1) Софья втюрилась в Молчалина. 2) Ещё немного и Фамусов отколошматил бы Чацкого. 3) Чацкий втемяшил себе в голову, что он любит Софью. 4) Когда Чацкий увидел Софью, он обалдел: до того она была хороша. 5) Татьяна накатала Онегину длинное письмо. 6) Ларины из деревни подались в Петербург. 7) У Ольги всегда были ухажёры. 8) Онегин приударивал за светскими дамочками. 9) Мцыри хотел удрать домой. Найдите немотивированные высокие слова в разговорных фразах : 1) У меня что-то ручка не функционирует. 2) 1 сентября для детей наступит эра учёбы. 3) В нашем зелёном массиве так много грибов и ягод. 4) На зелёных насаждениях появились первые листочки. 5) Из вышеизложенного описания мы узнаём обстановку в доме Собакевича.

Слайд 17

Тренируемся в определении стиля текста и отдельных его элементов 6. Из данных ниже предложений выпишите: 1) синонимы: - Я ж тебе рассказывал, малыш. Ты, правда, совсем ещё крохой был, позабыл, наверное? Прекрасен был этот день безудержного веселья: никогда не забыть радость льдистого мороженого, катания на качелях до упаду и тёплого весеннего ветра . 2) контекстуальные синонимы: - Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе, и баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком. - Кое-кто, может, и нарушал неписаные законы фронтовой взаимовыручки, но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.

Слайд 18

Тренируемся в определении стиля текста и отдельных его элементов 6. Из данных ниже предложений выпишите: 3) антонимы: - Днём хоронились, а ночью рыли землянки, варили картошку. - Есть в жизни каждого человека минуты, когда всё идёт, и то, что вчера не получалось, сегодня получается безо всяких усилий . 4) контекстуальные антонимы: - Познавательные способности человека могут как усиливаться за счёт того, что сейчас человек перерабатывает огромные объёмы визуальной информации, так и снижаться, ведь от традиционной линейной грамотности мы уходим в сторону грамотности визуальной. - Когда человек с головой уходит в интернет-общение, грань между компьютерным и настоящим мирами становится весьма зыбкой.

Слайд 19

Тренируемся в определении стиля текста и отдельных его элементов 6. Из данных ниже предложений выпишите: 5) устойчивые обороты / фразеологизмы: - Стряпать люблю, только надоело голову ломать из чего. Огонь на той стороне реки сослужил мне неоценимую службу . 6) диалектное(- ые ) слово(-а) / диалектизм(-ы): - Кроме горницы в хозяйском доме были ещё сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длину, да внизу, под поветью, двор с разными хлевами. - Там тебя, племянушка , будет берёзка в глаза стегать – ты её ленточкой-то и перевяжи. - Из этого кочета прок будет; ты его, этого кочета, береги, — опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего по парнóму навозу петуха.

Слайд 20

Тренируемся в определении стиля текста и отдельных его элементов 6. Из данных ниже предложений выпишите: 7) разговорное(- ые ) и просторечное(- ые ) слово(-а): - Погорельцам помогали все – одёжей и деньгами, о харчах не говоря. - Вот так молодец: назначил драку, а сам утёк! Я ему – всего лишь шуточку, а он мне – в лоб, и квиты ? 8) книжное(- ые ) слово(-а): - После Второй мировой войны, по мнению многих международных экспертов и политологов, к великим державам относятся страны так называемой Большой семёрки. - Идея воздвигнуть столь грандиозное сооружение пришла в голову Ивану Григорьевичу не случайно. Хватит витать в облаках, грезить о несбыточном – пора заняться решением неотложных практических дел . 9) профессионализм(-ы): - Несмотря на сложный рельеф трассы, целая группа велосипедистов смогла уже в середине заезда уйти в отрыв. - Дождь заливал лобовое стекло, дворники помогали мало. А когда переднее колесо с шипением лопнуло, напоровшись на невесть откуда взявшийся гвоздь, мы совсем приуныли, но, к счастью, у водителя оказалась новенькая запаска.

Слайд 21

Н и НН Навстречу ему поднимался поезд телег с ране(1) ыми во вчерашнем деле солдатами. Телеги, в которых находились ране(2) ые , прыгали по наброса (3) ым в виде мостовой камням на крутом подъёме. Солдаты, обвяза (4) ые тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуре (5) ыми бровями, молча сидели в телегах.

Слайд 22

Н и НН Было безветре (1)о, пахло началом зимы, топта (2) ым листом клёна, талым снегом, свежеиспечё (3) ым ржа(4) ым хлебом; недавно краше(5) ые скамейки в парке добавляли в эту гамму тёплых ароматов химический запах масля(6)ой краски.

Слайд 23

Н и НН Илья Андреич , весёлый, румя (1) ый , с трясущимися щеками, подкатил по зеленям к оставле (2)ому ему лазу, влез на свою лошадь и въехал в опушку кустов. Подле него стоял его камердинер, стари(3) ый , но отяжелевший ездок, Семён Чекмарь. Шагов на сто подальше стоял Митька, отчая(4) ый ездок и страстный охотник. Глаза Ильи Андреича особе(5)о блестели, и он, укута (6) ый в шубку, имел вид ребёнка, которого собрали гулять.

Слайд 24

Н и НН Куинджи до невозможности утомлён был даже милыми, доброжелательными, преда (1) ейшими друзьями. А из этих, бывало, некоторые влетали к нему соверше (2)о расстрое (3) ые : забыть не могут – после бессо (4) ых ночей и созерцания – его картин. Не для красоты рассказа, исти (5) ая правда: были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или незаконче (6) ый этюдик его работы.

Слайд 25

Н и НН За счита (1) ые дни купле(2)о всё, чем были заполне (3)ы магазины подарков: румя (4) ые куклы, фигурки дикови (5) ых животных, стекля(6) ые вазы, золочё (7) ые пудре(8) ицы , инкрустирова (9) ые перламутром и бронзой шкатулки.

Слайд 26

Н и НН Над койкой, застеле (1)ой шерстя(2) ым одеялом, висела картина, изображавшая ветря (3) ую мельницу под соломе(4)ой крышей.

Слайд 27

Н и НН Ваня узнавал старые места: лесные заброше (1) ые дороги, уводившие в заросли оси(2) ика , и муравьи(3) ые тропы на песча (4) ых полянках.

Слайд 28

Н и НН Пусты(1)ы и печальны Карпаты в осе(2) ий ветре(3) ый вечер; широкий поток воды беше (4)о мчался, взбивая по камням жёлтую пену и бросая её на влажный каменистый песок.

Слайд 29

Н и НН Утверждали ещё, что в Петербурге было отыска (1)о какое-то громадное противогосударстве (2) ое общество. Как нарочно, в то же самое время в Москве была арестова (3)а поэма нашего достопочте (4)ого Степана Трофимовича, написа (5) ая им ещё лет шесть назад в Берлине.

Слайд 30

Н и НН Когда-то зелёная крыша, давно не краше(1) ая , краснела от ржавчины, и несколько листов были задра (2)ы кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)ы тёсом. Листве(4) ица , которая была посаже (5)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(6) ое крестьянское стадо.

Слайд 31

Средства связи предложений в тексте Лексические Слова одной тематической группы — это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия . П. Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно. Родовидовые слов — слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое . П. Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

Слайд 32

Средства связи предложений в тексте Лексические 3) Лексический повтор — повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя . П.

Слайд 33

Средства связи предложений в тексте Лексические 4) Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем и общим значением. П. Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Слайд 34

Средства связи предложений в тексте Лексические 5) Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. П. Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ 6) Контекстные синонимы — слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию ). П. Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Слайд 35

Средства связи предложений в тексте Лексические 7) Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу . П. Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ ... 8) Контекстные антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте . П. Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Слайд 36

Средства связи предложений в тексте Морфологические Связь при помощи местоимений — это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. П. 1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

Слайд 37

Средства связи предложений в тексте Морфологические 2) Связь при помощи наречий — это связь, особенности которой зависят от значения наречия . П. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт . Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете.

Слайд 38

Средства связи предложений в тексте Морфологические 3) Связь при помощи союзов — самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза. П. Так было всегда... Или это мне так казалось.. .

Слайд 39

Средства связи предложений в тексте Морфологические 3) Связь при помощи частиц П. Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

Слайд 40

Средства связи предложений в тексте Морфологические 4 ) Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных: если это существительное — числе и падеже если прилагательное — роде, числе и падеже если местоимение — роде, числе и падеже в зависимости от разряда если глагол в лице (роде), числе, времени Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами П. Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе . Обратите внимание: в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах; «форм слов» — и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

Слайд 41

Средства связи предложений в тексте Синтаксические средства 1 ) Вводные слова П. Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой — он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Слайд 42

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий 1) вылин .. вший , обеспоко .. нный 2) обещ .. нный , огнедыш .. щий 3) немысл ..мое (дело), застрел.. шь 4) измуч .. нный , (птица) щебеч ..т 5) (они) противореч ..т, (они) тащ .. т 6 ) замеч .. нный , смерка .. тся 7) (тени) мерещ .. тся , (печка) топ.. тся 8) (родители) отпуст ..т, (друзья) выруч ..т 9) движ .. мый , (крот) ро ..т 10) свер .. вший (накануне), наруш .. вший (права ) 11) накач … нный (мяч), выкач … нная (бочка)

Слайд 43

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий 1) дремл .. щий , (он) обижа ..т 2) кача .. щий , скуча .. щий 3)(он) терп ..т, завис.. щий 4) (кактус) кол.. тся , (он) засоря ..т 5) ма .. щийся , завива .. мый 6) зате ..ла, выздоров .. ть 7) отча .. ться , разве..в 8) (друг) уступ..т , (слово) молв .. тся 9) (учитель) провер ..т, ляж .. шь (пораньше) 10) пен.. щееся , разбавл .. нный 11) зижд … щийся , выгул… нный (пёсик)

Слайд 44

Гласные в корнях с чередованием, проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными 1) наклониться, соприкосновение, усмирить 2) разгорается, приращение, блистать 3) пробираться, вытереть (руки), просвещение 4) понимание, плавучий, творение 5) замирая (от страха), заря, нагромождение 6) заклинать, усложнять, полагать 7) профориентация, доброта, ветеран 8) загляденье, примерять (галстук), полевая (кухня) 9) внимательный, дипломат, президент 10) города, насмехаться, скрипучая

Слайд 45

Лексические нормы Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит дифференциация, разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.

Слайд 46

Лексические нормы Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Когда я писал этот рассказ, я всё время старался сохранить ощущение холодного ветра с ночных гор, это было как бы основным лейтмотивом рассказа.

Слайд 47

Лексические нормы Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Орешник почти отпылил , а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья

Слайд 48

Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов четверть(финал) соревнований к абель(кран), кресло(кровать), премьер(министр), генерал(лейтенант), лорд(канцлер ), социал(демократия), тонно (километр), человеко(день), ( гипер )звук, ( интер )национальный , (инфра)красный , (контр)предложение (пресс)центр , (пресс)папье, ( блок)диаграмма , (блок)система, (блок)пост; Вытащить билет (на)удачу



Предварительный просмотр:

Текст 1.

  Одно из привычных наших чувств – зависть. Мелкое, негодное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь развитым самолюбием. Оно предполагает большую слабость: завидуем другому,  у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Бессильны получить. Потому и завидуем.

   И напрасно подчас завидуем по пословице: «В чужих руках ломоть больше кажется». А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и больше.

  Да уж где нам! Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у наших соседей всё есть, и всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обделил, - кто?

   Долго, мучительно и бессильно завидовали мы Западной Европе, её широкому просвещению, ее гордым правам. Теперь завидуем столь же мучительно, - и неужели столь же бессильно?-японцам: их скороспелой, но очевидной культурности, их подготовленности…

   Завидно. Да кто же мешает нам самим завести всё такое и даже лучшее. Чиновник, что ли? Да чиновник – то откуда взялся? Не уроженцами же луны комплектуются кадры нашего многочисленного чиновничества. Чиновник – плоть от плоти и кость от кости нашей.

   Зависть – плод слабости и несвободы. Сильные и свободные не завидуют. И потому, если мы хотим вести существование, достойное сильного европейского народа, то нам надо перестать завидовать. Надо понять, что мы сильны. Сильнее всякого чиновника.

   Силен тот, кто хочет быть сильным. И кто имеет силу и сознает ее, тот легко скует свое счастье. А завидовать не надо никому, - уже потому, что зависть – один из худших грехов, и ведет к греху еще противнейшему, - унынию.

   Унылые вопли, так же, как и преждевременные дифирамбы, недостойны серьезного и уважающего себя общества.

                                                                                                (По Ф. Сологубу)

Сочинение ученика 10 класса.

Что такое зависть? Какие люди склонны к чувству зависти? Именно об этом размышляет Федор Сологуб, поднимая проблему зависти.

   В первой части текста писатель рассказывает, что зависть - это один из худших грехов, это плод слабости и несвободы. Мы завидовали Европе: ее просвещению и правам граждан. Завидуем японцам: их культурности и подготовленности. А что мешает нам завести все то же, что и у них? Мы не хотим стараться, трудиться, чтобы стать такими же или даже лучше.

   Далее Ф. Сологуб рассуждает о том, что силен тот, кто хочет быть сильным и стремиться к этому. У кого есть сила и кто осознает ее, тот легко «скуёт своё счастье». Сильные и свободные не завидуют. Для того чтобы стать достойнее, сильнее европейского народа, нужно перестать завидовать. Надо понять, что мы не хуже, чем они.

   Оба примера дополняют друг друга, доказывая, что зависть портит человека, заставляет его надеяться на что-то, но при этом ничего не делать.

   По мнению автора, зависть – это негодное чувство, присущее только слабому человеку. Люди сильные не завидуют. Сологуб убеждает нас, что нужно серьезно работать.

   Я согласен с мнением автора. Каждый из нас может добиться того, чего очень сильно хочет. Нужно лишь перестать смотреть на других и усердно работать. Говоря о проблеме зависти, я могу привести пример из произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Грушницкий всегда завидовал  Печорину во всём: положению в обществе, его благородному происхождению, популярности, отношению дам. Грушницкий пытался подражать Печорину, но это было совсем жалко. В итоге из-за зависти сослуживцы поссорились и даже стреляли друг в друга. Этим примером я хотел сказать, что зависть очень плохо влияет на человека, она портит его изнутри.

   Таким образом, можно сказать, что зависть – чувство, неприемлемое для уважающего себя человека. Оно делает нас слабее, приводит к унынию, поэтому люди не должны поддаваться этому противному чувству.

Текст 2.

Авдотья Ивановна Сицкая прожила всю молодость свою в одном не близком от Москвы губернском городе. Этот город, несмотря на своё отдаление от обеих столиц, щеголял всегда своим европейским просвещением, а также безусловной любовью к Западу, потому что все жители его чрезвычайно любили говорить разом на двух языках, на плохом русском и на дурном французском.

    Пока муж госпожи Сицкой был жив, она не могла никак вырваться из своего северо-

восточного края и взглянуть на свет божий, который, как известно, светит только на

Западе. Этот камчадал, то есть муж её, стоял на том, что русский дворянин должен жить в России и ездить для своей потехи за границу только в таком случае, когда это не может расстроить его домашних дел.

   Как ни восставала бедная Сицкая против такой вопиющей несправедливости, как ни доказывала текстами из Бальзака и Жоржа Санда, что жена вовсе не обязана повиноваться мужу, однако должна была покориться этой ненавистной грубой силе.

    На сорок восьмом году своей страдальческой жизни сделалась она свободною: муж её умер, оставив ей в пожизненное владение шестьсот душ крестьян и тысяч пятьдесят наличными деньгами. Неутешная вдова уничтожила пашню, посадила крестьян на оброк и отправилась за границу- сначала тосковать на берегах Рейна, а затем порассеять свою тоску в Париже. Она прожила в нём два года, и, действительно, тоска её рассеялась, но вместе с тоскою рассеялись и все наличные её деньги, так что надобно было, хотя бы на время, возвратиться опять в Россию.

(М.Н.Загоскин)

Сочинение ученика 11 класса.

Нет ни одного человека, который не хотел бы быть свободным. Именно проблему свободы человека поднимает в тексте русский писатель Михаил Николаевич Загоскин.

     Раскрывая проблему свободы человека, автор приводит пример взаимоотношений дворянской семьи, - мужа и жены. Мужчина ограничивает свободу жены, не отпуская её за границу, обосновывая это тем, что «русский дворянин должен жить в России и ездить для своей потехи за границу только в таком случае, когда это не может расстроить его домашних дел». Авдотья Ивановна, будучи зависимой, пыталась доказать свою точку зрения, обращаясь к текстам Бальзака и Жоржа, что жена вовсе не обязана повиноваться мужу, однако не могла поступить иначе, сталкиваясь с грубой силой. Стоит отметить, что мужчина, применивший грубую силу по отношению к женщине, никогда не сможет считать себя свободным человеком, ведь это признак слабости и трусости. Этот пример показывает нам, что человек, ограничивающий свободу другого человека, никогда не сможет считаться свободным.

     Противоположным примером является жизнь Авдотьи Ивановны после смерти мужа. Казалось бы, теперь женщина считается свободной. Она наконец-то может позволить себе путешествия в Париж, но, оказавшись там, понимает, что мечты о свободе и реальная свобода – абсолютно разные состояния. Также вскоре у неё кончаются деньги, и женщина вынуждена вернуться на Родину. Этим примером автор говорит о том, что человек, который долгое время находился в зависимости, не может считаться свободным.

     Сравнивая эти примеры, автор показывает нам последствия ограниченной свободы личности. Человек, который прожил большую часть жизни в зависимости, вряд ли сможет распорядиться своей свободой.

     Автор убеждает нас в том, что свобода – это признак независимости и правильного выбора, именно поэтому свободный человек всегда поступает так, как сам считает нужным, понимая всю ответственность. Но при этом важно не ограничивать свободу окружающих людей.

     Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что свобода – это самостоятельность личности, выражающаяся в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Аргументируя свою точку зрения, хочу обратиться к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этой повести главный герой Пётр Гринёв в любой ситуации полагается лишь на себя, не нарушая границу свободы других людей. В отличие от Швабрина, который хотел добиться любви Маши Мироновой силой, Гринёв оставляет ей свободу выбора, основанную на любви и доверии. Вот что значит свободный человек.

     Анализируя вышенаписанное, можно сделать вывод, что свободный человек может считаться свободным тогда, когда он не будет ограничивать свободу других людей и будет в состоянии отвечать за свои поступки.

Сочинение ученицы 11 класса.

             Свобода является главной ценностью человека. Именно поэтому подневольные всегда стремились заполучить её, а самым страшным наказанием в современном мире считается лишение человека свободы пожизненно. Эта тема является довольно актуальной как в наши дни, так и в прежние времена, продолжая стоять остро. Ей посвящено множество произведений, одно из таких было написано М.Загоскиным. В нём писатель поднимает проблему несвободы и её последствий.

        Так, в произведении автор описывает жизнь дворянки Авдотьи Ивановны. Стремясь познать «европейское просвещение», Сицкая хотела путешествовать, посетить Европу, «вырваться из своего северо-восточного края», но муж ограничивал её в этом желании, убеждённый, что настоящий дворянин должен проживать на территории своей страны, а на западе ему нечего делать. Он ограничивал свободу жены, применяя порой «грубую силу» – побои.

        После смерти мужа, как показывает Загоскин, Сицкая наконец освободилась от его гнёта. Женщина почувствовала себя свободной, осуществила свою мечту. Казалось бы, она добилась того, чего желала, но всё сложилось не так, как ей хотелось: не понимая, как управлять хозяйством, оставленным ей покойным мужем, Авдотья Ивановна попусту растратила все средства и разорила хозяйство.

        Эти два примера объединяются причинно-следственной связью: муж удерживал жену силой, ограничивал в действиях и желаниях, а после его смерти она, став свободной, не смогла распоряжаться своей вольностью, за чем последовало обнищание дворянки.

        Автор считает, что окружение человека запретам, влияет на его дальнейшую жизнь: он совершенно не представляет её без контроля со стороны другого, не знает, как поступить в той или иной ситуации, поэтому, освобождаясь от несвободы, ведёт себя неразумно, а это поведение влечёт за собой негативные последствия.

        Я полностью согласна с автором, потому что несвобода превращает человека в совершенно беспомощного и неспособного отвечать за свои поступки, поведение или финансы.

        Ярким примером, аргументирующим приведённый довод, может являться пьеса А.Островского «Гроза». Главный герой Тихон Кабанов, будучи уже взрослым и женатым мужчиной, беспрекословно подчиняется приказам матери, контролирующей каждый его шаг. Отправившись в город по её наставлению, Тихон вырывается из-под опеки, теряет голову от приобретённой свободы и, не зная, как контролировать самого себя, ведь ранее этим занималась его мать, тратит все деньги на развлечения и гуляния, возвращаясь ни с чем. Этот пример показывает, как беспомощен человек, который жил под запретами, а после вырвался на свободу.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что неволя влияет на людей, формирует модель поведения, делая их неспособными к самоконтролю и правильному восприятию мира без привычных ограничений.

Текст 3.

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника перекричать, испугать обвинениями — это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно в случае необходимости признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д. Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведётся умелыми и умными спорщиками.

 (По Д.Лихачёву)

Сочинение ученицы 10 класса.

Как ведет спор умный и вежливый спорщик? Такой вопрос в своем тексте задает известнейший русский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В самом начале текста автор утверждает, что в споре сразу же обнаруживаются интеллигентность, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. По мнению Дмитрия Лихачева, если в споре человек заботится только о победе над противником, не умеет выслушивать своего противника, - это пустой человек, и спор его пустой.

Умный и вежливый спорщик прежде всего внимательно выслушивает своего противника и задает ему дополнительные вопросы.

Так, например, по мнению автора, внимательно выслушивая противника и переспрашивая, спорящий достигает нескольких целей: противник не сможет сказать, что его неправильно поняли; спорящий, внимательно слушая мнение противника, завоевывает симпатию наблюдающих за спором; спорящий выигрывает время для уточнения своих позиций в споре. Но, к примеру, возражая, никогда не следует обвинять противника, пытаться проникнуть в мотивы его убеждений и отклоняться в сторону от темы.

Данными примерами, построенными на основе противопоставления, Дмитрий Лихачев старается показать нам, как достойно вести себя в споре.

Дмитрий Сергеевич рекомендует особо остановиться на том, чтобы доводить спор до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания его правоты. По мнению автора, нет ничего красивее в споре, как спокойно признавать правоту противника. Однако человек не должен уступать оппоненту из трусости, из карьерных соображений или чтобы ему понравиться.

По мнению Дмитрия Лихачева, умный и вежливый спорщик всегда выслушивает своего противника, задает дополнительные вопросы и обязательно доводит спор до конца. Также автор подчеркивает, что следить за спором умных и вежливых спорщиков – большое удовольствие.

Я согласна с мнением Дмитрия Сергеевича Лихачева. Я считаю, что спор – это искусство. Искусство вести спор заключается в умении правильно выбирать тон дискуссии, внимательно слушать собеседника и спокойно, в случае необходимости, признавать его правоту. Это подвластно только умным и вежливым спорщикам.

Рассуждая над данной проблемой, не могу не вспомнить спор между Чацким и Фамусовым в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой Чацкий доказывает отцу своей возлюбленной, что отношения между дворянством и престолом неправильные. Однако Фамусов придерживается консервативных взглядов, а Чацкий – обладатель гибкого ума, направленного на построение нового мира, поэтому спор не заканчивается достойно.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что умный и вежливый спорщик должен внимательно выслушивать противника, спокойно признавать свое поражение в споре или достойно, не злорадствуя, опровергнуть тезис оппонента. Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором умных и вежливых людей.



Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/d/5D9czajzWjhE7g