✴️Функциональная грамотность

Торгонская Елена Борисовна

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению

диагностики читательской грамотности

обучающихся 5-х классов

Структура и общее содержание диагностической работы

Обучающимся предлагается прочитать текст и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а также с разными учебными предметами и личным опытом обучающегося. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов только один ответ, в других требуется дать свободный самостоятельно сформулированный краткий или развернутый ответ.

Время выполнения диагностической работы

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут БЕЗ учета организационной части.

Этапы проведения работы:

1. инструктаж учащихся

2. заполнение бланка (фамилия, имя, класс, школа)  

3. выполнение заданий – 45 мин.

По окончании учитель собирает работы.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

В тестах используются три типа заданий, известных форматов. Это задания с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов (обозначены буквой А); задания с кратким ответом (обозначены буквой В) - потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведённом для этого месте; задания с развёрнутым ответом (обозначены буквой С) - это задания, которые требуют записи развёрнутого ответа в свободной форме на отдельном листе.

Каждое правильно выполненное задание (задания части А) оценивается одним баллом. Задание считается выполненным верно, если участник диагностики выбрал (обвел) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а) указан номер неправильного ответа;

б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;

 в) номер ответа не указан.

Баллы за выполнение заданий проставляются проверяющим в работу обучающегося на полях около задания.  

Каждое правильно выполненное задание (задания части В) оценивается одним баллом. Ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается невыполненным и оценивается нулем баллов.

Каждое правильно выполненное задание (задания части С) оценивается двумя баллами.

Если ответ на задание отсутствует (место для ответа оставлено пустым, нет записей, пометок или рисунков), то в клетку ставится латинская буква «N». 

После завершения проверки и оценки работ обучающихся осуществляется ввод данных в электронные формы.  

Каждый вариант работы сопровождается рекомендациями для проверяющих по оцениванию выполнения работы. Они включают схемы оценивания каждого задания, отдельные комментарии и примеры.

Рекомендации по проведению диагностической работы

 для обучающихся 5-х классов

Специальной подготовки к выполнению диагностической работы не требуется. В процессе выполнения работы обучающиеся должны продемонстрировать то, чему они научились в школе. Обучающихся нужно проинформировать только о дате проведения работы и об изменении расписания уроков в день ее проведения.

 Проводить диагностику рекомендуется на 2 - 3 уроке.

 Диагностическая работа проводится на основе подготовленных рекомендаций для учителя.  

Рекомендации для учителя по проведению

диагностической работы

В процессе выполнения работы следует соблюдать следующие основные правила:  

1. Проведение работы осуществляется в соответствии с Порядком, приведенным ниже.

2. Работы раздаются обучающимся таким образом, чтобы у обучающихся, сидящих рядом, были разные варианты.

3. Работа выполняется непосредственно в текстах заданий, которые раздаются обучающимся, кроме части С (выполняется на отдельном подписанном листе). Не следует предлагать обучающимся сначала выполнить работу на черновике, а потом переписать ее на чистовик. Если по ходу работы необходимо сделать какие-либо записи, то предлагается это сделать в самой работе на полях или на любом свободном месте.

4. В процессе выполнения работы никто не должен помогать обучающимся выполнять задания. Если обучающийся затрудняется в выполнении того или иного задания, учитель может посоветовать ему перейти к следующему заданию.

 

Порядок проведения диагностической работы

1) Организационная часть

Перед началом выполнения работы учитель объясняет обучающимся цель работы, раздает варианты работы.

Ниже приводится примерный текст, с которым учитель обращается к обучающимся.

Ребята! Сегодня вы будете выполнять работу, цель которой – узнать, как вы умеете читать текст и выполнять задания на основе этого текста.  

На выполнение работы отводится 45 минут.  

Подпишите, пожалуйста, свои работы. Запишите номер (название) школы, класс, фамилию и имя.

В работе дана инструкция о том, как следует выполнять задания. Давайте вместе прочитаем инструкцию

Учитель читает инструкцию, а обучающиеся по своим вариантам следят за его чтением. Затем в случае необходимости учитель отвечает на вопросы.

2) Выполнение работы

А теперь приступайте к работе. На выполнение заданий у вас 45 минут. Внимательно читайте каждое задание и постарайтесь его выполнить как можно лучше. Пожалуйста, начинайте.

На доске фиксируется время начала работы и ее окончания.

Спустя 40 минут после начала работы (за 5 минут до конца работы) скажите:  

У вас осталось 5 минут. 

Просмотрите задания, которые вы еще не выполнили. Может быть, вы сможете выполнить некоторые из них в оставшееся время.

Когда время выполнения работы закончилось:

 

Время на выполнение работы закончилось. Остановитесь. Закройте работы и сдайте их.

Большое спасибо за работу!