Конкурс профессионального мастерства "Учитель года 2023"

Торгонская Елена Борисовна

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. 

В условиях государственной политики в сфере образования и непрерывного совершенствования качества перед каждым учителем встаёт проблема, как повысить мотивацию каждого ученика для успешного освоения им учебной программы. В современных реалиях необходимо внедрять новые методы обучения и воспитания, такие образовательные технологии, которые обеспечат освоение обучающимися базовых умений и навыков и позволят им уверенно чувствовать себя в быстро развивающемся мире. 

Важная тенденция, которая будет только усиливаться со временем — это изменение роли учителя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь он становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс. На плечи учителя ложатся такие задачи:

  • Вовлекать учеников в обучение;

  • Поддерживать мотивацию;

  • Придумывать и режиссировать интерактивные проекты;

  • Учить мыслить и критически воспринимать информацию.

Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Важной тенденцией становится всеобщая цифровизация, то есть использование информационных технологий в образовательном пространстве. Приоритет современного образования – сделать цифровые технологии доступными для каждого ученика и создание безопасной цифровой среды для учащихся.

Реализуя информационные технологии можно заметить, что они гармонично могут сочетаться с технологиями критического мышления, проблемным обучением, дифференцированным и личностно-ориентированным подходом, с проектной и игровой деятельностью. Успешно реализуется и формирование читательской грамотности, базового навыка функциональной грамотности.

Для повышения мотивации обучающихся актуально использование информационных технологий с привлечением инструментария сервисов Гугл, виртуальных досок, образовательных платформ, различных программ, активизирующих интерес и позволяющих вовлечь в учебный процесс даже слабых учеников с низкой мотивацией (Вордволл, Джойтека, Лённинг.ап, Падлет, Пликерс - возможность проверки знаний учащихся в форме тестирования с использованием компьютерной программы). ИКТ позволяют ребенку успешно проявить себя, так как многие дети очень уверенно чувствуют себя в Интернет-пространстве. Результативно использование ИКТ и при подготовке к экзаменам. Например, при подготовке к Итоговому собеседованию я предложила ребятам отработать задание 3 (описание фотографии) в Гугл презентации. Дети получили ссылку на общую презентацию, у каждого был свой слайд. Данный вид работы показал свою эффективность при апробации ИС. Дети успешно прошли испытание. показав лучшие результаты по сравнению с другими классами. Использование такого вида работ также повышает мотивацию, так как совместные формы работы позволяют ребятам не только отрабатывать тот или иной навык, но и получать дополнительную информацию, потому что они видят в реальном времени работу одноклассников. Формы совместной работы можно также использовать на виртуальных досках - это могут быть написания сочинений или проведение проверочных работ, составление кластеров и таблиц. 

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, появляется уверенность в своих силах. 

 

На уроках русского языка и литературы также способствует повышению мотивации и созданию благоприятного психологического климата использование проектной технологии, так как русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы. 

 

Детям интересны проекты вне зависимости от возраста. С одинаковым увлечением ребята принимают участие в таком виде деятельности как в 6 классе при оформлении “Рождественских журналов”, куда включают информацию о традициях празднования Рождества и впечатления о прочитанных “рождественских” рассказах. дополняя страницы иллюстрациями и собственными рисунками, так и в 11 классе, готовясь к представлению творчества поэтов Серебряного века и устраивая настоящие театральные представления. Высокий уровень мотивации проявляется в проектной деятельности, когда дети сами проявляют инициативу при создании такого проектного продукта, как буктрейлер к прочитанной книге.

Формирование навыков читательской грамотности реализуются при создании словарей к изученным произведениям, составление маршрута героя или маршрута его жизненного пути.

  Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, дает учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Увлечь предметом, вызвать интерес, заставить самостоятельно искать информацию — это очень сложная задача, учитывая переполненность нашей жизни потоками информации, где старые методы ведения урока оказываются неэффективными.

А ещё более важная задача современного педагога – научить детей критическому мышлению. Раньше основным источником были книги, сейчас книги отходят на второй план под натиском различного мультимедиа. Научить перепроверять информацию, выбирать достоверные источники, искать факты, а не эмоциональные реакции – развить критическое мышление становится также актуально, как научить читать и писать.

Используя на уроках наряду с ИКТ приемы технологий критического мышления и проблемного обучения, можно убедиться, что это позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес к предмету, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, дает детям ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. Приемы данных технологий учат детей работать с информацией, видеть главное, вычленять частное, и на уроках русского языка и литературы, где приходится работать с большими текстами в высокой степени результативны.

Работа с систематизацией материала и логическими цепочками, творческие работы и проведение дискуссий, составление кластеров и таблиц, ведение бортовых журналов, фишбоун, бинарные оппозиции помогают ученику работать с большими объемами информации, анализировать текст, сформировать собственную позицию, развить навыки работы с источниками и справочниками.  Самое главное – самостоятельно добывать знания, готовить себя к продуктивному решению жизненных проблем в современном, постоянно меняющемся мире. 

В результате обучающиеся успешно проходят итоговую аттестацию, с желанием участвуют в предметных олимпиадах, занимают призовые места.

В качестве проблемных ситуаций на уроке использую:

- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

- поиск истины (способа, приема, правила решения);

- различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- противоречия практической деятельности.

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.

 

Современных образовательных технологий много, но хочу отметить, что возможность комбинирования технологий также имеет немаловажное значение для педагога –  можно свободно чувствовать себя, используя разные технологии, адаптируя их в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon методическая мастерская1.54 МБ

Предварительный просмотр: