Курсы ФГОС

Торгонская Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1

1. Изучите содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021. Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС НОО 2009, ФГОС НОО 2021, ФГОС ООО 2010, ФГОС ООО 2021.

2. Оформите работу в виде таблицы.  

ФГОС НОО 2009/ 2021

Параметр сравнения

ФГОС 2009

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»)

- общие положения

- требования к структуре программ основного общего образования и их объему;

-  требования к условиям реализации программ основного общего образования;

- требования к результатам освоения программ основного общего образования

Сохранение методологической основы – системно-деятельностный подход

Срок получения НОО – 4 года - не установлено сокращение

Количество учебных занятий за 4 учебных года

2904 - 3345 часов.

Объем внеурочной деятельности за четыре года объем внеурочной деятельности за четыре года

Обучения до 1350 академических часов

Не уделено внимание: дистанционному обучению, функциональной грамотности, верифицированные образовательные ресурсы;

 учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность - понятия не разделены

Не является новым образовательным стандартом

• Это обновленный государственный образовательный стандарт

образца 2009 года

• Обновленный стандарт построен на той же методологической

основе – системно-деятельностном подходе

Срок получения НОО – не более 4 лет-может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам.

ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения)

Объем аудиторной работы

обучающихся

четыре учебных года

2954 - 3190 академических часов

Объем внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320 академических часов

ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ

В качестве общесистемных требований к реализации программы рассмотрены вопросы организации дистанционного образования.

Более детально расписаны требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования.

Введены понятия:

- верифицированные образовательные ресурсы;

- «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены)

Требования к структуре основной образовательной программы

Программа общего образования включает:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения

основной образовательной программы НОО

3. Система оценки достижения планируемых результатов

4. Программа формирования УУД

5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

6. Рабочая программа воспитания

7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

8. Программа коррекционной работы

9. Учебный план

10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.

11.Система условий реализации основной образовательной программы

По-новому представлен Содержательный раздел

программы начального общего образования:

- программу формирования универсальных учебных

действий у обучающихся при получении начального

общего образования;

-  программы отдельных учебных предметов, курсов и

курсов внеурочной деятельности;

- рабочую программу воспитания (в редакции, введенной в

действие с 8 января 2021 года приказом

Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года N 712.); 

- программу формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы.

Программа общего образования включает:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО

3. Система оценки достижения планируемых результатов

4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.

5. Программа формирования УУД

6. Рабочую программу воспитания

7. Учебный план

8. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности)

9. Характеристика условий реализации программы НОО в соответствие с требованиями ФГОС.

По-новому представлен Содержательный раздел

программы начального общего образования:

- рабочие программы учебных

предметов, учебных курсов (в том

числе внеурочной деятельности),

учебных модулей;

- программу формирования

универсальных учебных действий у

обучающихся;

- рабочую программу воспитания.

Требования к результатам обучения

Направления развития личности:

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Гражданско-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

ФГОС конкретизируют результаты освоения программ

Четкость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности.

Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков.

ФГОС ООО 2010/2021

Параметр сравнения

ФГОС 2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Детализированы требования к условиям реализации ООП:

Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

  Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам

  При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

  В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

 При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

  В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:  формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий

Требования к структуре основной образовательной программы

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает

- собственную образовательную программу,

- Учебный план, учитывая

Общий объем аудиторной работы за 5 лет: Количество учебных занятий за 5 лет

не менее 5267 часов

и не более 6020 часов.

Структура программы осталась той же:

программа основного (начального) общего образования включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Общий объем аудиторной работы за 5 лет ИЗМЕНЯЕТСЯ:

не менее 5058 академических часов

и не более 5549 академических часов

при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.

Вариативные сроки.

Требования к результатам обучения

  Стандарт устанавливает требования к результатам освоения

обучающимися основной образовательной программы основного

общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности, системы значимых социальных и

межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,

отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия

(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их

использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами

и сверстниками, построение индивидуальной образовательной

траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе

изучения учебного предмета умения, специфические для данной

предметной области, виды деятельности по получению нового

знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и

применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных

представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами

и приемами

Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС

сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода

Детализированы требования к результатам освоения ООП:

Требования к личностным результатам освоения программы основного
общего образования: включают:

  • осознание российской гражданской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • ценность самостоятельности и инициативы;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Личностные результаты представлены в соответствии с направлениями программы воспитания:

Гражданское

Патриотическое

Духовно-нравственное

Эстетическое

Физическое и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое

Экологическое

Ценности научного познания

Требования к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования

  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические (8)

Базовые исследовательские (7)

Работа с информацией (6)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение (8)

Совместная деятельность (7)

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация (5)

Самоконтроль (6)

Эмоциональный интеллект (4)

Принятие себя и других (5)

Требования к предметным результатам освоения программы основного
общего образования

  • освоение обучающимися научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
  • предпосылки научного типа мышления;
  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях обеспечивают возможность изучения учебных предметов по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий …

Включают способность:

  •  знать определение понятия,
  • знать и уметь доказывать свойства и признаки,
  • характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса,
  • использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (свободно оперировать понятиями),

решать задачи более высокого уровня сложности

Особенности требований к результатам освоения программы основного общего образования в ФГОС 2021

  • Деятельностная форма представления результатов по предметам по каждому году обучения (исключение – история)
  • Формулировка результатов в соответствии с программными документами в области социально-экономического развития страны
  • Предъявление требований к результатам в соответствии с гарантируемым минимумом содержания
  • Учет отечественной и мировой практики оценки достижения планируемых результатов как показателя качества общего образования (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ)
  • Усиление акцентов на результаты изучения на современном уровне явлений и процессов в современной России и мире в целом



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2: «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».  

 Проанализируйте видеоурок или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.        

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Литература

10 класс

Образ Платона Каратаева в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

1этап: Мотивационно-целевой.

 Приём: «Проблемный вопрос-аргументированный ответ», направляет учащихся на высказывание собственного мнения .

Учащимся предлагается проанализировать скрытые смыслы цитаты из романа.

Работают с учителем, отвечая на поставленные вопросы, высказывают предположения, приводят цитаты из романа.

Фронтальная. Постановка перед учащимися проблемного вопроса, требующего детального анализа организует их на самостоятельную познавательную работу.

фронтальная: учитель –класс,

учитель ученик

Фронтальная форма «Эвристическая беседа»

самоорганизация: выявлять  нравственные проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

владеть

способами

самоконт

роля,

 само

мотивации.

Диалог по вопросам

 умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход, задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи; групповая

работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в парах. Знания не даются в готовом виде.

Учитель через систему вопросов обозначает  проблему, ученики принимают проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью.

2этап: актуализации знаний.

Учитель проводит опрос для повторения ранее изученных понятий, используя работу с интерактивной доской для визуализации, направляет учащихся на высказывание собственного мнения.

Связь имени и фамилии Платона Каратаева с сюжетом и композицией романа. Проведение аналогии между Платоном романа,  «вечным» Платоном и Христом через любовь к жизни и людям.

Построение учащимися логических цепочек-ассоциаций связи имени и фамилии Каратаева с сюжетом романа и его героями.

Нахождение связи с античным философом Платоном и Иисусом,

выдвижение гипотез и их обоснование.

формулировать  выводы по результатам изученного  произведения Л. Н. Толстого.

использование проблемной и личностно-ориентированной технологии позволяет учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулирование учащимися того, что уже усвоено, формулировка собственного мнения

Диалог по вопросам

 умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.этап: Этап усложненного представления.

Учитель организует работу в парах по обсуждению опорных вопросов с последующим обоснованием своего выбора

Учащиеся дают характеристику Платону Каратаеву с точки зрения собирательного образа, характеризующего персонажей романа.

Проблемный вопрос. Составление кластера черт Каратаева.

Кем является Платон?

Связь с геометрией.

Платон как центр и ядро бесконечной вселенной.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют свои суждения, выражают эмоции.

Фронтальная форма работы (обсуждение)

Высказывание собственного мнения, умение делать выводы.

Анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты,

4этап: постановка учебного задания.

Философские взгляды Платона Каратаева.

- Найти в описании Платона Каратаева черты «вечного» Платона.

Учащимся предложены варианты работы на бумажном или электронном носителях.(Найти в тексте цитаты по опорным словам или гиперссылкам)

Работа в парах по заданному алгоритму. Цитируют строки романа, доказывают свою точку зрения, аргументируют ответы.

Фронтальная. Постановка перед учащимися проблемного задания, требующего детального анализа, организует их на самостоятельную познавательную работу.

фронтальная: учитель –класс,

учитель ученик, ученик-ученик.

Работа в парах.

Совместная работа по завершению выполнения задания и обсуждение работ

Диалог по вопросам

 умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

5этап:. Подведение итогов, рефлексия.

Отражение черт Каратаева в других героев романа. По каким признакам?

Проведение параллелей между Каратаевым, философом Платоном и Л.Н. Толстым.

Делают выводы, доказывают свою точку зрения.

Работают с учителем, отвечая на поставленные вопросы, высказывают предположения, приводят цитаты из романа.

Фронтальная.

фронтальная: учитель –класс,

учитель ученик

владеть

 способами

самоконт

роля,

само мотивации

 и рефлексии;

умение соотносить цели и результаты своей деятельности

       

Ссылки на уроки:

Урок по биологии https://disk.yandex.ru/d/Q6eoacMdw-OZEg/Biologia.mp4

Урок по физике https://disk.yandex.ru/d/Q6eoacMdw-OZEg/Fizika_7_moschnost.mp4

Урок по ОРКСЭ https://disk.yandex.ru/d/Q6eoacMdw-OZEg/ORKSE_Korneychik_mZ_23062016.mp4

Урок по литературе https://disk.yandex.ru/d/Q6eoacMdw-OZEg/Literatura_master_zvuk_15062016.mp4

Урок по ИЗО https://disk.yandex.ru/d/Q6eoacMdw-OZEg/IZO_fish_13102016-2.mp4



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 3.

Проанализируйте содержание и методический аппарат УМК, преимущественно используемые в образовательных организациях муниципалитета, субъекта Российской Федерации, в контексте требований примерной рабочей программы по предмету.

       

Задание № 1. Заполните таблицу.

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

Учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской в 2 частях, «Просвещение»

-   УМК  реализует требования ФГОС,

позволяет  использовать современные образовательные технологии,  применять разные методические  подходы и приёмы, помогает осуществить  переход «от   ретрансляции   знаний   к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию  своих возможностей, подготовке к  жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода  и придания образовательному процессу воспитательной функции;

- учебник реализует деятельностный подход, в частности это проявляется в системе практических заданий по русскому языку. Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно. Этот принцип реализован на всех этапах обучения;

- учебник формирует и развивает  навыки читательской грамотности;

- проблемный характер изложения содержания учебного материала в данном УМК наблюдается;

- в учебнике заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности;

- УМК частично отражает интересы и потребности современного ребёнка; в учебнике есть задания повышенной сложности, задания занимательного характера, есть материал для самостоятельного наблюдения;

- потенциал учебников содержит значительный материал для формирования базовых национальных ценностей, а также для воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и т. д.

- Реализация деятельностного подхода в теоретических заданиях УМК частичная. Чаще правила и понятия даются в готовом виде, не позволяя ученикам сделать это самостоятельно. Иногда встречаются наводящие вопросы, но затем выдается уже готовая орфограмма или понятие;

- достаточная часть заданий - задания репродуктивного характера, правила уже представлены в готовом виде, учащимся остаётся только их запомнить. К минусам можно отнести отсутствие тестовых заданий по типу ВПР, обобщающих таблиц, заданий «Проверь себя», «Оцени себя»;

- УМК имеет недостаточно заданий исследовательского характера;

- малый объем текстов литературных произведений, формирующих духовно-нравственные основы; сведения об истории русского языка и происхождении отдельных слов;

- содержание учебника не обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся.

Задание № 2.

Проанализируйте учебные задания (методический аппарат УМК) по выбранной теме, распределите учебные задания по видам формируемых метапредметных результатов.

Предмет: русский язык Класс: 5 УМК: Русский язык.5 класс. Уч.для общеобразоват.учреждений. В 2ч. Ч1. /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. М.:Просвещение.

Учебное задание

Метапредметные результаты

1.Рассмотрите схему. Подумайте, как связаны слова каждой группы с основным определением? Что такое текст? Приведите примеры к каждой группе.

 Работу над заданием можно  построить в паре, что даст возможность говорить о планировании метапредметных результатов 4-9.

Работу над заданием можно  построить в паре, что даст возможность говорить о планировании метапредметных результатов 4-9.

1. Базовые логические действия:

выявлять закономерности в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей.

2. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании.

3. Работа с информацией:

 выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах.

4. Общение: 

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.

5. Совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

6. Самоорганизация: 

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой).

7. Самоконтроль:

 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.

8. Эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других.

9. Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость.

2. Рассмотрите таблицу. Почему в неё включены только три падежа?  Приведите примеры на каждую группу.

Данное учебное задание  можно отработать как в паре, так и в группе.

1. Базовые логические действия:

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых   процессов;   делать   выводы   с   использованием   дедуктивных

 и   индуктивных   умозаключений,   умозаключений   по   аналогии,

 формулировать   гипотезы о взаимосвязях; 

2. Базовые исследовательские действия: формировать гипотезу об истинности собственных суждений  и   суждений других,   аргументировать свою   позицию,   мнение;

 составлять   алгоритм   действий   и   использовать   его   для   решения учебных задач;

3. Работа с информацией:

самостоятельно       выбирать     оптимальную       форму    представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать   решаемые   задачи   несложными   схемами,   диаграммами,     иной   графикой     и  их  комбинациями        в  зависимости     от коммуникативной установки;

4. Общение: 

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.

5. Совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

6. Самоорганизация: 

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой).

7. Самоконтроль:

 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.

8. Эмоциональный интеллект:

понимать   мотивы   и   намерения   другого   человека,   анализируя   речевую   ситуацию;

9. Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость.

3. Рассмотрите схему. Расскажите, на какие группы и подгруппы делятся звуки в русском языке. Подумайте, почему группы получили такое название. Приведите примеры на каждую группу и подгруппу.

Данное учебное задание  можно отработать как в паре, так и в группе.

1. Базовые логические действия:

делать   выводы   с   использованием   дедуктивных  и   индуктивных   умозаключений,   умозаключений   по   аналогии,  формулировать   гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно        выбирать     способ   решения     учебной     задачи  при    работе   с  разными    типами     текстов,   разными     единицами  языка,   сравнивая   варианты   решения   и   выбирая   оптимальный

 вариант   с   учётом самостоятельно   выделенных   критериев. 

2. Базовые исследовательские действия:

проводить      по  самостоятельно      составленному      плану    небольшое    исследование      по  установлению       особенностей      языковых

 единиц,     процессов,    причинно-следственных          связей   и  зависимостей объектов между   собой;

 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

3. Работа с информацией:

 самостоятельно       выбирать     оптимальную       форму    представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллю-

стрировать   решаемые   задачи   несложными   схемами,   диаграммами,     иной   графикой     и  их  комбинациями        в  зависимости     от

коммуникативной установки;

 оценивать      надёжность      информации       по   критериям,      предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

 эффективно запоминать и систематизировать   информацию.

4. Общение: 

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.

5. Совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

6. Самоорганизация: 

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой).

7. Самоконтроль:

 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.

8. Эмоциональный интеллект:

понимать   мотивы   и   намерения   другого   человека,   анализируя   речевую   ситуацию;

9. Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость.



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 4. 

Спроектируйте учебное занятие на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету.

Требования к содержанию учебного занятия:

  1. Цели и задачи учебного занятия.
  2. Планируемые результаты обучения.
  3. Краткое учебное содержание.
  4. Виды организации учебной деятельности.
  5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
  6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

Урок русского языка в 5 классе (УМК Т.А.Ладыженская)

Тема: Роль языка в жизни общества. Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы.

Цели

1. раскрыть учащимся функции языка в жизни человека, общества, показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение; познакомить с учебником, по которому они будут изучать язык.

2. развитие логического мышления.

3. воспитывать уважительное отношение к родному языку, гордость за него

Задачи учебного занятия:

Формировать представление об изучаемом предмете;

познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета;

начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Этапы

урока

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимодействия

Промежу

точный

контроль

1 . Мотивация (самоопределение)

к учебной

деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении языка, речи

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы

на рабочем месте,

демонстрируют

готовность

к уроку

Фронтальная

Листы

обратной

связи

2. Актуа-

лизация

знаний

и пробное

учебное

действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание

— Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы

и поговорки. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?

Работа в  группах над пословицами о языке, собранными

В. В. Далем.

Дидактическое задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

• Без языка и колокол нем.

• Живое слово дороже мертвой буквы.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• В чужой беседе всяк ума купит.

• Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

• На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся

Обсуждение результатов предыдущего этапа. Просмотр мультимедийной

Презентации «Роль языка в жизни общества».

- Умеете ли вы пользоваться родным языком - этим мощным

оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними.

Знакомство с учебными пособиями по предмету. Просмотр оглавления.

— Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым?

Обращает внимание на теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания, задачи, упражнения по раз-

витию речи и коммуникативных умений, материал для самостоятельных наблюдений и др.), на Приложение к учебнику

(словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора).

Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться.

Организует работу с § 3 «Читаем учебник»

Вспоминают по-

словицы о языке,

речи, слове, одну

записывают в тет-

радь. Задают во-

просы, отвечают

на вопросы других.

Смотрят презентацию; воспринимают на слух ин-

формацию, осваивают лингвистические термины.

Рассматривают учебник - обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками,

дифференцирующими материал

в учебнике

Группо-

вая

Устные

Ответы

Листы

обратной

связи

3. Целепо-

лагание

и постро-

ение про-

екта выхо-

да из за-

труднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

Формулирует цель учебной деятельности вместе сучащимися.

Упр. 3 позволит осмыслить значение ключевых слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам особенности устного и письменного общения

(упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения языка (упр. 6), обнаружить, что язык - средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Формулируют

цель учебной дея-

тельности в дна-

логе с учителем.

Выполняют уп-

ражнения, отве-

чают на вопросы

Индиви-

дуальная,

групповая

4. Творческая практи-ческая деятель-ность по реализации по-строенного проекта

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов.

- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас

выполненные упражнения?

- О какой стороне языка мы еще не говорили?

Объясняет важность орфографически грамотного письма.

Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать

русский язык?».

- Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня куль-туры письма — степень грамотности. Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

Фронтальная

Устные ответы

5. .Первичное закре-пление с коммен-тировани-ем во внеш-ней речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индиви-дуальная, групповая

Устные ответы

6. Само-стоятель-ная работа с само-проверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельно выполняют упражнения разного уровня сложности

Индиви-дуальная

Пись-менная работа

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Фрон-тальная

Оцени-вание работы учащихся на уроке.

Листы

обратной

связи

Диагностические материалы для оценивания результатов.

Игра «Лови ошибку».

Ученик 5 класса Ваня Ошибкин за лето кое-что подзабыл и допустил в своём ответе 5 ошибок…Помогите Ване разобраться, поймайте его ошибки и помогите их исправить.

-В русском языке три части речи: существительное, прилагательное и глагол. Самым главным из них является глагол, потому что он называет предмет и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? К глаголу относится прилагательное, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

5 ошибок – «5»

4 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Проверочная работа по теме "Роль языка в жизни общества"

Целевая аудитория: 5 класс

Цель: проверка усвоения материала по теме

Результаты деятельности обучающихся

Личностные:

- понимание языка как общественно значимой ценности; представление об общественной основе возникновения языка; понимание роли языка в развитии общества и отдельной личности;

- понимание значения родного языка в процессе получения школьного образования;

- воспитание чувства гордости за родной язык.

Предметные:

- представление языка о роли в жизни общества;

- представление об основных функциях языка;

- умение определять лексическое значение слов;

- понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа.

Регулятивные:

- формулирование и удержание учебной задачи;

- составление последовательности действий;

- самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- определение общих целей и пути их достижения;

- работа индивидуально, в паре и в группе;

- достаточный объём словарного запаса;

- осуществление самоконтроля.

Метапредметные:

- адекватное понимание информации письменного сообщения,

- владение ознакомительным видом чтения, умение озаглавливать текст;

- умение определять тему текста;

- умение сопоставлять речевые высказывания с содержанием текста и исключать «ненужное», выявлять противоречивую информацию;

- соотнесение конкретного примера с обобщённым понятием.

Описание. Проверочная работа с одиночным выбором ответа для текущего контроля с опорой на данный текст. Может использоваться в индивидуальной и групповой работе в классе и дома.

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Г; 4 – Б; 5 – Б

Проверочная работа № 2 по теме "Роль языка в жизни общества»

Примечание. Задания 1 - 5 выполняются с опорой на данный текст.

(1) Зачем нужен язык? (2) Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (3) Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. (4) Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить чувство, эмоции. (5) Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке. (По А. А. Леонтьеву)

1. Выберите заголовок к тексту

А. Сохраним язык для потомков.

Б. Язык как средство общения.

В. Роль языка в жизни общества.

Г. Языковые способности человека.

2. В каком предложении обозначена тема текста?​​​​​​​

А. В первом предложении

Б. Во втором предложении

В. В третьем предложении

Г. В четвёртом предложении

3. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

А. С помощью языка люди общаются друг с другом.

Б. С помощью языка люди выражают свои мысли и чувства.

В. Язык помогает сохранить коллективный опыт человечества.

Г. Человек может обходиться и без языка.

4. Какая функция языка прежде всего проявляется в процессе обучения, изучения наук?

А. Язык как средство общения.

Б. Язык как средство закрепления и сохранения опыта человеческой деятельности.

В. Язык как средство выражения мыслей и чувств.

Г. Другая функция, не названная здесь.

5. Какое высказывание о языке не соответствует теме текста?

А. Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М. А. Шолохов)

Б. Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. (Мишель де Монтень, франц. писатель и философ)

В. Русский язык – это поэзия. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков. (Проспер Мериме, франц. писатель)

Г. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В.Г. Короленко)



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5

«Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы».

        

1. 7 класс. Планируемые результаты: - Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.

- Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии.

- Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия. Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий. Склонять причастия.

- Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.

- Участвовать в диалоге на лингвистические темы.

- Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации.

- Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

  1. Признаки какой части речи вы видите на рисунке?
  2. Сформулируйте определение той части речи, которую вы определили по рисунку.
  3. Найдите признак, не соответствующий заявленной части речи.
  4. Какие из этих признаков относятся к разным частям речи. Назовите эти части речи и распределите признаки.
  5. Какие из данных признаков постоянные, а какие непостоянные?
  6. Составьте алгоритм морфологического разбора заявленной части речи, используя данные признаки.

2. 7 класс. Планируемые результаты: - Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.

- Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии.

- Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия. Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий. Склонять причастия.

- Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.

- Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени.

- Участвовать в диалоге на лингвистические темы.

- Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации.

- Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

- Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

 

1. От каких частей речи зависит написание орфограммы «Н-НН» ?

2. Назовите слова исключения, к какой части речи они относятся?

3. В какой части речи правописание «Н-НН» зависит от наличия или отсутствия приставки?

4. В какой части речи пишем столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано?

5. Чем причастие отличается от отглагольного прилагательного?

3. 5 класс. Планируемые результаты: - Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений.

- Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

- Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

- Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного).

- Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.

- Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов).

1.Рассмотрите рисунок, назовите месяц, число и день недели.

2. Какая температура была в этот день?

3. Какой день в этом месяце был самым жарким?

4.Соблюдают ли дети все правила поведения у воды?

5. Чем можно разнообразить свой досуг на отдыхе?

5. Составьте небольшой рассказ по данной иллюстрации, используя полученные данные.