Воздух вокруг нас

Воздух вокруг нас

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цели: формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о значении воздуха для практических целей человека.

Материалы и оборудование: бумажный кораблик, веер, воздушные шары для каждого ребенка,  листок бумаги, камушек, иллюстрации.

Ход занятия

- Дети, сегодня мы с вами продолжаем  знакомство с воздухом.

 

Загадки о воздухе

• Чем мы дышим?

Что мы не видим? (Воздух)

• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

- Правильно, дети, это воздух. Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только мы, но  и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.

Воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но мы его чувствуем.

 

Опыт №1

 

- Если подуть на ладошку, то можно  воздух  почувствовать. 

- Вы  чувствуете воздух? 

- Если  помахать  веером, то тоже можно почувствовать   воздух. Вот так помашите веером. 

- Чувствуете что-то легкое?  Это  и есть воздух.

 

Опыт №2

 

- Воздухом  можно надувать воздушный шарик.

Посмотрите, у меня есть воздушный шарик. Что внутри его?

(Предположение детей)

- Внутри шарика воздух, он не виден. Но можно увидеть, как воздух выходит из шарика. Надуйте  шарик и зажмите его. Каких размеров стал шарик?  (Ответы детей)

Воздух занял все место в шарике. А теперь разожмите шарик и выпустите из него воздух. Воздушный шарик сдулся. Почему?

 (Ответы детей). 

- В нем нет воздуха.

Мы с вами заполнили шарик воздухом, а потом выпустили его.

Летом, люди  используют такой «запертый» воздух! На речке – это надувные матрасы, у детей спасательные нарукавники и даже спасательные круги.

 

Опыт №3

- Посмотрите, у меня в руках листок бумаги  и камушек. Я одновременно выпускаю их из рук. Что быстрее упадет? Проверим. Видите, камушек упал быстрее, чем бумага.

- Кто знает, почему бумага падает дольше, чем камень? Что мешает упасть бумаги?

- Конечно, воздух. Бумага опирается на воздух и задерживается в падении.

Воздух везде вокруг нас, и он может помогать людям.

Например, воздух надувает паруса  (педагог показывает иллюстрацию), ведь ветер -  это тот же воздух, и кораблик движется.

Ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается, помогает людям молоть муку (педагог показывает иллюстрацию).

- Скажите дети, как вы думаете, почему птички летают и не падают? Предположение детей (У них есть крылья).

- Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух, отталкиваются  от него и летят (педагог показывает иллюстрацию).

- Так же и самолеты – у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят (педагог показывает иллюстрацию).

Если бы не было воздуха, то птицы и самолеты не могли бы летать.

 

Опыт №4

- Дети, посмотрите, что у меня в стакане?

(Предположение детей - Воздух)

- А как показать, что в стакане есть воздух? Кто знает?

- Вспомните, как мы с вами выпускали воздух в тазик с водой?

Ответы детей. (Нужно опустить стакан в воду)

- Правильно. А как  следует опустить стакан в воду?

- Нужно опустить стакан вверх дном.

Педагог переворачивает стакан и опускает в аквариум.

- Что же мы видим, дети? Стакан пустой! Кто говорил, что в стакане ничего нет? Если в нем ничего нет, что же тогда водичку не пускает?

Ответы детей - Воздух. 

- Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан. Мы даже можем опустить в воду кораблик и сделать так, что он будет под водой.

Педагог опускает на воду маленький бумажный кораблик и накрывает его стаканом. Опускает стакан под воду, кораблик под водой, но плавает под стаканом.

- Так что же есть везде, даже в пустом стакане, только его не видно?

С нами рядом  каждый  час,

Но не видим он для нас?  (Воздух)

-Правильно, дети!

Пословицы и поговорки о воздухе

•В запас воздухом не надышишься.

•Нам победа, как воздух нудна.

•Воздух сколько не глотай, сыт не будешь.

•Воздух – символ свободы.

•Держаться за воздух.

Послушайте  дети стихотворение

«Пахнет в воздухе дождем»

Пахнет в воздухе дождем!

Как хочу я босиком

Пробежаться по траве,

Улыбаясь детворе.

Ветерок меня подхватит,

Развевая мое платье.

Полечу я в небеса,

Вновь поверив в чудеса.

Сверху мир, как на ладошке!

Я в небесное окошко

Выгляну и улыбнусь,

И по радуге спущусь!

Воздух нежится грозой…

Воздух нежится грозой,

В облаках - дождинки,

Небо брызнуло слезой -

Слезками, слезинкой.

Славный праздничный салют

Молнии и грома!

Пусть потоки переждут,

Дав дойти до дома.

Мчится ветер-ураган,

Зонтики срывает.

Дождь в награду Богом дан -

Даже дети знают.

 

Рефлексия.