Краеведческий уголок

Шмило Ксения Владимировна

В данном разделе собраны краеведческие матриалы, которые были разработаны педагогами и учениками нашей школы.

Данные материалы активно используются при изучении краеведческого компонента предметной области "Окружающий мир" в 1-4 классах.

 

Разделы и содержание краеведческих страничек: 

Работы, в которых рассказывается о жемчужинке нашего края - нашей реке Рутке

- "Водные ресурсы и человек. Проблемы родного края". Авторы: Старикова Н.И., Зверева Т.А., Зверева К.В., Зверев С.В.

- "Рутка - колыбель родного края". Авторы: Старикова Н.И., Зверева Т.А., Зверева К.В., Зверев С.В.

 

Заповедные места нашего края

- "Килемарский заказник"

 

Водные богатства нашего края

- "Исчезнувшее озеро Кукун-пуэ: легенды и реальность". Авторы: Старикова Н.И., Зверева Т.А., Зверева К.В., Зверев С.В.

- Проект "Вед-шенца  - водное око земли". Авторы: Киселева Е.К.,Зверева Т.А., Сапарова Т.И.

- Проект "Холодинские родники". Авторы: Старикова Н.И., Зверева Т.А., Зверева К.В., Зверев С.В., Титова Л.Ю., Титов А.С.

- "Родник Гусев Утин". Авторы: Старикова Н.И., Зверева Т.А.

- "Водные объекты Кушнурской сельской администрации. Характеристика и описание". Авторы: Старикова Н.И., Зеврева Т.А.

 

История родного села

- "Моя милая малая Русь" Авторы: Титова Л.Ю., Титов А.С.

- "Улицы родного села". Автор: Белоусова А.С.

- " Аптека под ногами" Автор: Одегова В.Ф.

 

 

Диагностические материалы:

- Диагностические материалы по изучение краеведения в 1 классе

- Диагностические материалы по изучение краеведения в 2 классе

- Диагностические материалы по изучение краеведения в 3 классе

- Диагностические материалы по изучение краеведения в 4 классе

- Анкета "Мое исследование"

- Анкета "Мои исследовательские планы"

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Кушнурская СОШ представляет экологический проект

Слайд 2

Кушнурская сельская администрация Цель проекта: определение воздействия хозяйственной деятельности человека на сохранение качества пресной воды

Слайд 3

Река Рудка Длина- 153 км Падение и уклон реки- 0,71 м/км Количество притоков- 15 Левый приток р.Волги.

Слайд 4

От истока до устья На мосту у д.1-е Гусево Близ села Три Рутки

Слайд 5

Немного истории

Слайд 6

Связь поколений – связь времён

Слайд 7

Отряд особого назначения

Слайд 8

Исследовательская деятельность Родники и их свойства Качество питьевой воды Метод биоиндикации Падение и уклон реки Интенсивность запаха воды Состояние воды в реке

Слайд 9

Антропогенное воздействие на состояние грунтовых вод

Слайд 10

Наши достижения

Слайд 12

О, человек! Не убивай меня! Ты сам не знаешь истины глубинной: Я повторяю – мы едины! И с гибелью моей – не уберечь тебя! Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кушнурская сельская администрация

Слайд 3

В. Кральков "Летний пейзаж"

Слайд 4

У истоков легенд и сказаний

Слайд 5

Озеро Красное

Слайд 6

Водоем сегодня

Слайд 7

Я сберегу вас! Сберегу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Килемарский заказник. Килемарский лесной заказник был организован 24 августа 1987 г. Общая площадь заказника 37 тысяч гектаров. Значение заказника: республиканское, научное (ландшафтное, зоологические, ботаническое), средоообразующее, водоохранное, ресурсоохранное

Слайд 2

Килемарский заказник единственная в Нижегородской области территория, где возможно восстановление эталонного участка южной тайги. Это типичный участок тайги в ее современном, измененном вырубками состоянии, включающий климаксовые пихтово-еловые леса с дубравными элементами (около 7 га). Эти растительные группировки помогают понять исторические процессы формирования растительного покрова Нижегородской области и европейской части России. На территории заказника встречаются участки пойменных дубрав, которые заслуживают охраны как эталоны данного типа растительности, причем дуб здесь находится на северной границе ареала.

Слайд 3

В заказнике отмечен ряд редких видов растений: башмачок настоящий, внесенный в Красную Книгу России; лунник оживающий, лишайник – лобария легочная, нимфейник щитолистный, цицербита уральская, зеленчук желтый, плаун-баранец, кубышка желтая, кувшинка чисто-белая, купальница европейская, медуница неясная, хохлатка плотная, купена душистая, ветреница лютиковая Цицервига Уральская

Слайд 4

Растения заказника

Слайд 5

Позвоночные животные встречаются в сочетании северо-восточного происхождения (кедровка, вьюрок, глухая кукушка, длиннохвостая неясыть, воробьиный сыч, снегирь, сибирский углозуб) и западного (желтогорлая мышь, черный дрозд, зеленушка). В Килемарском лесничестве гнездится сапсан, филин, скопа. Встречаются редкие виды бабочек: Мнемозина, махаон. Отмечены такие животные, которые нуждаются в охране: барсук, двухцветный кожан, лесной нетопырь, рыжая вечерница, усатая ночница, длиннохвостая неясыть, воробьиный сыч, болотная сова, глухая кукушка, выдра, белка-летяга, бурундук.

Слайд 6

Животные заказника

Слайд 7

На территории заказника разрешается: - рубки главного пользования, - рубки ухода и санитарные рубки, - сенокошение, - любительский лов рыбы, - сбор ягод и грибов. На территории заказника запрещается: - охота, - применение пестицидов, - химический уход, - посещение и захламление территории, - сбор растений, - выпас скота.

Слайд 8

В лесах первый ярус древостоя представлен елью европейской, пихтой сибирской, березой и осиной, в том числе осиной исполинской, представляющей большой научный интерес. Возраст ели и пихты составляет 100 – 150 лет. Второй ярус образован липой с примесью рябины и вяза. Подлесок представлен жимолостью лесной, бересклетом юородавчатым, малиной обыкновенной, черемухой обыкновенной, крушиной ломкой. В травостое встречаются как виды характерные для хвойных лесов (кислица, черника, линнея северная, грушанковые и др.) так и растения дубрав (сныть, копытень европейский, медуница неясная, звездчатка ланцетовидная, фиалка удивительная и др.). Отмечен таежный вид – воронец красноплодный. Кроме широкотравных раменей встречаются ельники приручьевой, сфагновый, брусничник. Небольшую площадь занимают боры – черничники, брусничники, беломошники. Отдельные экземпляры дуба возрастом 2-- - 250 лет встречаются по ручьям – притокам реки Илемши.

Слайд 9

Популяция сибирского углозуба – вторая в Нижегородской области и шестнадцатая в Европе. Гнездится филин, ставший крайне редким во всем центре Европейской части России. На реке Юронга в гнездовой период была неоднократно отмечена скопа, занесенная в Красную Книгу. Состояние заказника в целом удовлетворительное. Необходимость взятия под охрану данной территории – угроза гибели в результате сплошных рубок леса. В заказнике выделены особо ценные участки с заповедным режимом охраны в некоторых кварталах. Охрана заказника возложена на Килемарское лесничество Шарангского района и Большепольское лесничество Воскресенского района.

Слайд 10

Мост заказника

Слайд 11

Озеро

Слайд 12

КОНЕЦ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Кушнурская СОШ Шарангский район "Исчезнувшее озеро Кукун-пуэ: легенды и реальность" Авторы: Зверева Ксения Зверев Сергей Руководитель: Старикова Нина Ивановна Зверева Татьяна Александровна 2010 год

Слайд 2

Малая родина - село Кушнур

Слайд 3

105 км. – Шахунья 307 км. – Н.Новгород 126 км. – Йошкар-Ола 27 км.- Шаранга 103 км. – Урень Важнейшие ориентиры

Слайд 4

деревня Рудинская - Рудино - Кушнур – «высокое поле». Куш – холм, нур – поле. 18 век появление русских переселенцев из Вятской губернии Наш адрес в 1 8 веке выглядел бы так: Вятская губерния, Яранский уезд, Юкшумская волость, Село Рудино (Кушнур) Реки - колыбели цивилизации

Слайд 6

История заселения края Поч.Рудино Мари Мари Мари Русские переселенцы

Слайд 7

ветряные мельницы -44 водяные мельницы -8 маслобойные заводы -12 маслодельные заводы -12 овины -116 кузницы -19 кирпичные дома -47 фермы КРС, телятники овчарни, свинофермы Вывоз: Ввоз: хлеб ткани суконные шерсть, ситец мочало льносемена обувь льноволокно (длинное и короткое) посуду кожи скобяные изделия животное и растительное масло гвозди веревку (льняную и мочальную) ремесленные изделия Хозяйство и торговля

Слайд 8

Улицы родного села

Слайд 9

Месторасположение исчезнувшего озера

Слайд 10

У истоков легенд и сказаний

Слайд 11

Озеро Красное

Слайд 12

Водоем сегодня

Слайд 13

Вед - шенца "око" земли

Слайд 14

Из рассказов старожилов

Слайд 15

Марийские священные рощи

Слайд 16

Пруд Кукун-пуэ

Слайд 17

Прибрежная растительноть

Слайд 19

Практическая работа. На сегодняшний день нами проведена такая практическая работа: Сбор информации через изучение архивов Шарангского районного краеведческого музея, семейного архива учителей-краеведов В.И.Старикова, Н.И.Стариковой. Опрос местных жителей. Сбор фотоматериалов, отражающих проблемы данного природного объекта. Изучение литературы по данной теме. Организация экологического рейда по очистке прибрежной территории пруда Кукун-пуэ. Очистка целебного родника. Обращение в Кушнурский сельский совет Шарангского района Нижегородской области с ходатайством о присвоении статуса памятника природным объектам липа и родник; и оказания содействия в очистке водоёма и прилегающей к липе и роднику территории. По данному вопросу получили согласие Сельского Совета


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родник  Гусев  Утин7Изображение 135

«Венок из разнотравья»                               Родник «Гусев Утин»

    На берегах р. Рутки

Родник Гусев Утин расположен на территории Кушнурской сельской администрации Шарангского района Нижегородской области в 300-х метрах от автодороги Шаранга – Кушнур на правом берегу реки Рутки в сторону деревни  Первое Гусево.

В середине 17 века в лесном массиве, расположенном по берегам реки Рутки, появились первые поселенцы.

На реке в ту пору гнездилось много диких гусей и уток. Мудрые предки дали меткое название роднику Гусев Утин.

До середины ХХ столетия берег в этом месте был высоким и крутым. Струя водотока располагалась на высоте около одного метра от уреза воды реки. Сейчас же вода вытекает очень низко, поэтому ее можно зачерпнуть только кружкой.

Вода не имеет запаха, мягкая, при кипячении не дает накипи, осадка при хранении не образуется. Обладает высокими питьевыми качествами, относится к гидрокарбонатному классу.

По берегу реки растут заросли ольхи, ивы. На заливных лугах пестреет разнотравье. Из лекарственных растений здесь можно встретить мать и мачеху, валериану лекарственную,  зверобой продырявленный, землянику, тысячелистник. Из редких растений – купальницу.    



Предварительный просмотр:

Родник  Гусев  Утин

«Венок из разнотравья»                               Родник «Гусев Утин»

    На берегах р. Рутки

Родник Гусев Утин расположен на территории Кушнурской сельской администрации Шарангского района Нижегородской области в 300-х метрах от автодороги Шаранга – Кушнур на правом берегу реки Рутки в сторону деревни  Первое Гусево.

В середине 17 века в лесном массиве, расположенном по берегам реки Рутки, появились первые поселенцы.

На реке в ту пору гнездилось много диких гусей и уток. Мудрые предки дали меткое название роднику Гусев Утин.

До середины ХХ столетия берег в этом месте был высоким и крутым. Струя водотока располагалась на высоте около одного метра от уреза воды реки. Сейчас же вода вытекает очень низко, поэтому ее можно зачерпнуть только кружкой.

Вода не имеет запаха, мягкая, при кипячении не дает накипи, осадка при хранении не образуется. Обладает высокими питьевыми качествами, относится к гидрокарбонатному классу.

По берегу реки растут заросли ольхи, ивы. На заливных лугах пестреет разнотравье. Из лекарственных растений здесь можно встретить мать и мачеху, валериану лекарственную,  зверобой продырявленный, землянику, тысячелистник. Из редких растений – купальницу.    

Холодинские родники

             

Бобровые отметины                            Холодинский родник первый

Почему именно Холодинские родники привлекли наше внимание? Наверное потому, что они находятся на реке Рутке, неподалеку от деревни Первое Гусево.

Если двигаться по реке Рутке от моста в деревне Первое Гусево вверх по течению, то на расстоянии около 2 км по левому берегу Рутки у подножия Холодинских гор мы и обнаружим наши родники.

Святой Брат Егор Пуртовский

(Куклин Егор Степанович)

 Егор Пуртовский значился в числе первых поселенцев починка Пуртов.

       Внучка, Царегородцева Нина  Ильинична 1920г.р.  

   поделилась с нами своими  воспоминаниями о деде.

      Жил он, в специально построенной избушке  

   «маленькой  кельюшке, одно оконце которой выходило    

   на дорогу,   другое на реку». Небольшие сенки вели в  

   комнату, на   стенах которой висело множество икон,  

   под  каждой –  лампада.      

      Все свободное время проводил Егор в молитвах.    

    Кроватью служил деревянный топчан.  

    «Спал Егор головой на кирпиче или полене, ноги на  

    подушке, шапка чугунная», обладал даром исцеления,                                                                                ясновидения.

            Многим страждущим помог старец. Любил он родную реку, признавал только ключевую воду, использовал ее для исцеления.

         Возможно, брал он эту воду из находящихся поблизости Холодинских родников.

(На фотографии внучка Брата Егора Пуртовского Царегородцева Н.И.)

Нестеревский пруд

Примером тому служит пруд, созданный по инициативе Соколова Н. Я. Эстафету по сохранению плотины и обогащению видовой фауны пруда подхватила группа учащихся нашей школы под руководством Киселева О.Н.. Зимой мы делаем лунки, держим несколько прорубей для предотвращения замора водной фауны. Отслеживаем  сброс сточных, хозяйственно-бытовых вод, навозной жижи и других ТБО. Большой вред прудам наносят стиральные порошки, которые не утилизируются водными организмами. Бесхозные захоронения животных вблизи водоемов могут стать источниками возбудителей инфекционных заболеваний. Большая беда – несанкционированные свалки.

Совместными усилиями школьников – борцов за чистоту окружающей среды, общественности, экологической службы района свалка на берегу р.Кушнурки у деревни Нестерка, склад минеральных удобрений ликвидированы, территории окультурены. Проводятся акции по очистке и облагораживанию близлежащих водоемов и родников.                                                         Киселев Олег Николаевич

Река Рутка

В 12 км от истока реки Рутки                  Вблизи села Три Рутки,

 около д. Первое Гусево                            недалеко от устья р. Рутки

 Географическое положение реки Рудки.

Река Рудка берет свое начало в 800 м к югу от села Большая Рудка. И как большинство рек Заволжья течет на юг, долина ее имеет меридиональную ориентацию.

Ее протяженность в пределах Кушнурской сельской администрации около 15 км, в пределах Шарангского района около 30 км. Ширина в межень от 3 до 12 м, глубина 0,3-1 м, в омутах - более 2 м. принимает притоки: Шелганка, Важнегур, Козлянка, Кушнурка, Олянгур, Куганка. Является левым притоком реки Волги, впадает в  нее у поселка Озерный (напротив Козьмодемьянска), проделав путь более 100 км.

3. Происхождение названия реки.

На картах Республики Марий-Эл разных выпусков обращает на себя внимание двоякое название наименований одной и той же реки: у истоков в Нижегородской области – Рудка, а в Республике Марий-Эл – Рутка. Где же истина? А истина в том, что слово это пишется с буквой «Д» - Рудка, так как это слово произошло от слова руда с помощью суффикса «К» - и несколько изменило свое значение, то есть имеет отношение к РУДЕ. О какой руде идет речь?

Примерно в 5 км севернее от  трассы Й-Ола – Козьмодемьянск в районе реки Рудки расположился лесоучасток «Три Рутки». Откуда же взялись три реки с одинаковым названием? Видимо, в данном случае речь идет о 3-х руслах, соединившихся в одном месте. Да, такое место здесь есть: в Рудку впадает два притока: Катажья и Железная, что имеет значение для лесосплава: уровень воды поднимается. Река Железная яркое свидетельство тому, что в долине этой речушки явно имеется железная руда. Летом в тех местах, где вода стоит, не протекает – заметны лужицы с красноватой водой, покрытые тонкой пленкой. Окислившись, руда придает воде характерный цвет и свойства. И получается, что Рудка  - Ырдэ – Рдэ – это река со ржавой водой.

Река Рутка

 Характеристика реки.

Питание река имеет смешанное: 80% - снеговое, и подпитывается за счет подземных и дождевых вод, что составляет соответственно 15 – 20%  и  5- 15%  от общего количества поступающей в нее воды.

Уровень воды в течение года значительно колеблется. Резкий подъем уровня воды в реке наблюдается в период весеннего снеготаяния, который продолжается от 1 до 1,5 месяцев и достигает от 3 до 7 метров над меженью в разные годы. Пик половодья приходится на конец апреля и начало мая. В июле – августе питание река получает за счет подземных вод, поэтому уровень воды наиболее низок – летняя межень.

Ледостав длится до 170 дней. Толщина льда не превышает 50-75 сантиметров, но в суровые малоснежные зимы может увеличиваться до 1метра и более. Падение реки невелико, высота истока 172 метра, высота устья 63 метра, уклон около 3 метров на километр. Падение  и уклон реки незначительны, поэтому течение реки спокойное, медленное.

На основании вышесказанного делаем вывод, что для крупных гидротехнических сооружений река не пригодна. Но можно использовать её для мелких стационарных электростанций, которые могут обеспечить электрической энергией одно или несколько хозяйств, для строительства водяных мельниц. Предлагаем создание небольших водохранилищ для выращивания ценных видов рыб, водоплавающих птиц, но с современными очистными сооружениями. Бассейн реки можно использовать в рекреационных целях.

Река Рутка

 

 

 Растительный и животный мир реки.

Богат и разнообразен растительный и животный мир реки Рудки. Вдоль побережья реки обильно растут водные растения: ольха, ива, черемуха, из травянистых встречаются заросли рогоза, осоки, омежника. Для их жизни имеются благоприятные условия: хорошо прогрета солнечными лучами вода, насыщена кислородом и освещена солнцем. Травянистые растения имеют жесткие листья и ползучие корневища, которые удерживают растения за дно и участвуют в питании и дыхании.

На поверхности реки растут плавающие растения: водокрас лягушачий (показатель высокого качества воды), водяной орех (чилим), папоротник сальвиния пузырчатка обыкновенная. Кувшинка белая имеет крупные листья, которые плавают на воде, а толстое корневище ее лежит на дне. Рано утром ее цветки всплывают на поверхность и раскрываются, а к вечеру закрываются и снова прячутся под водой. На прибрежных цветущих растениях встречается много стрекоз, которые то стремительно летят куда-то, то парят на одном месте. Такие полеты еще называют танцами. На поверхности воды бегают водомерки, жуки – вертячки. Они имеют специальные приспособления для передвижения по воде: у водомерки на лапках есть подушечки из густых волос, покрытых жиром. Насекомые, которых много над поверхностью водоема – это лакомство для лягушек,  устраивающих целые концерты перед ясной погодой. Кроме лягушек много пауков, насекомых и их личинок. В реке водятся рыбы: щука, налим,  сорожка, окунь, линь, пескарь, ерш, уклейка, карась (серебристый). Раки, которые длительное время отсутствовали в реке из-за ее загрязненности. По водным растениям медленно передвигаются прудовики и лужанки, а по дну - перловицы и беззубки. Встречаются крупные животные: ондатры, бобры, обладающие ценным мехом, мускусная крыса, европейская норка. Из птиц – утки, гуси.

  Инсерт – это интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Это маркировка текста значками по мере ть его чтения. Во время чтения текста дети делают на полях пометки, а потом заполняют таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Пометы могут бы следующие:

+  - то, что ученик уже знал по данной теме

-   - то, что для ребенка является новым,

?  - то, что непонятно, или хотелось бы получить более подробный ответ. Этот прием работает на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы учащиеся еще раз возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. «Инсерт» и таблица – это путь от «старого» знания к «новому». Графическая форма помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои суждения. Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим личным опытом.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Таблица вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. ТРКМ ориентирова на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся надо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Начнем с простых приемов.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

На стадии рефлексии после изучения текста учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова, затем  дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав самые интересные, которые можно задать всему классу. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы – обмена мнениями, исследований, дискуссий.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…? Что…? Когда…? Может…?

Будет…? Как звали…? Было ли…?

Согласны ли…? Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…? Что…? Когда…? Может…?

Будет…? Как звали…? Было ли…?

Согласны ли…? Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шарангский район МОУ Кушнурская средняя Общеобразовательная школа «Край, навек любимый!» Моя милая малая Русь… Работу выполнил: Титов Алексей 10 класс Руководители: Старикова Нина Ивановна Мерсиков Александр Николаевич Титова Любовь Юрьевна 2009 год

Слайд 2

1762-1764гг. – починок Рудинский 1889 г. Село Рудинское Марийское название села Кушнур – «высокое поле» Добро пожаловать!

Слайд 3

Село Кушнур Географические координаты: 57 град. 0 мин. 30 сек. с.ш. и 46 град. 43 мин. 40 сек. в.д. С Севера на юг протянулся на 1 км.250м. C запада на восток на 500м. Геологический возраст 210 – 220 млн. лет. Пермская система Палеозойской эры (установлено в результате исследований НГПУ) Кушнур на карте России Кушнур

Слайд 4

105 км. – Шахунья 307 км. – Н.Новгород 126 км. – Йошкар-Ола 27 км.- Шаранга 103 км. – Урень Географическое положение села

Слайд 5

Мари Мари Мари Русские переселенцы Поч.Рудино История заселения края

Слайд 6

Реки - колыбели мировых цивилизаций. 1762 – 1764гг - продвижение племён мари по руслу реки Рутки. деревня Рудинская - Рудино - Кушнур – «высокое поле». Куш – холм, нур – поле. 19 век появление русских переселенцев из Вятской губернии Мой адрес в 19 веке выглядел бы так: Вятская губерния, Яранский уезд, Юкшумская волость, Село Рудино (Кушнур)

Слайд 7

Агроклиматический район – Умеренно –холодный,подрайон – умеренно - влажный Сумма активных температур– 1900 градусов С Вегетационный период – 125 -130 дней. Осадков выпадает – 550-600 мм. ГТК – 1,2 – 1,4 Ботанико-географический район – темнохвойные леса,Уренско-Шахунский елово-пихтовый подрайон Кушнур Природные условия

Слайд 8

Дерново-подзолистые, в понижениях дерново-глееватые почвы. Территория Кушнурской сельской администрации находится в умеренно-холодном агроклиматическом районе в умеренно-влажном подрайоне. Карта почв с.Кушнур

Слайд 9

ветряные мельницы -44 водяные мельницы -8 маслобойные заводы -12 маслодельные заводы -12 овины -116 кузницы -19 кирпичные дома -47 фермы КРС, телятники овчарни, свинофермы 1930 год 15 деревень Вывоз: Ввоз: хлеб ткани суконные шерсть, ситец мочало льносемена обувь льноволокно (длинное и короткое) посуду кожи скобяные изделия животное и растительное масло гвозди веревку (льняную и мочальную) ремесленные изделия Хозяйство и торговля

Слайд 10

ул. Центральная Дом культуры Магазины Магазины Медпункт Информационный центр Сельская администрация Школа Знакомьтесь, это Кушнур

Слайд 11

1970 год- построено здание сельской администрации 1932 - открытие сельской библиотеки 2008 - открытие информационного центра

Слайд 12

Как было им тяжко когда-то На долгой жестокой войне, Но долг свой исполнили свято Не дали погибнуть стране Была Великая война

Слайд 13

На фронт ушло – 660 человек, погибло – 377 человек Никто не забыт, ничто не забыто

Слайд 14

1892 - построена Зосимо - Савватеевская церковь 1889 - открытие прихода прихожане: православные русские - 2895 крещёные черемисы - 589 Дом культуры Медпункт Страницы истории Кушнурской школы

Слайд 15

1892 - открытие церковно-приходской школы в селе Рудино XIX век - открытие школ в Вятской губернии

Слайд 16

Дом писаря Баранова Демида Демидовича Здание бывшей волостной управы

Слайд 17

Начало XX века - открытие трехклассной начальной школы 1933 - семилетняя школа колхозной молодежи

Слайд 18

1962 - открытие восьмилетней школы

Слайд 19

1990 – 2009 Кушнурская средняя общеобразовательная школа Нам 117 лет!

Слайд 20

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ЗЕМЛИ КУШНУРСКОЙ: Рогожников Андрей Михайлович – Герой Советского Союза Ермолин Иван Ильич – генерал армии Торощин Павел Васильевич - главнокомандующий Ленинградским военным округом Куклин Анатолий Н. – закончил военную академию Мертвищев Дмитрий Иванович – подполковник Советской Армии Попенов Иван Кузьмич – полковник Советской Армии Селезнев Николай Ильич – старший лейтенант запаса, бывший директор школы. Ярополов Николай Николаевич – профессор Академии наук СССР. Ярополова Александра Николаевна – врач (г. Рига) Кузнецов Сергей Васильевич - управляющий госбанком в городе Советске. Анцыгин Алексей Ивонович – заслуженный врач-хирург Шарангской районной больницы. Чиркова Зоя – врач (г. Казань) Заслуженные труженики сельского хозяйства: Суркин Леонид Семёнович – Орден Трудовой Славы Мертвищев Виталий Иванович – Орден «Знак почёта» Стариков Владимир Иванович – «Медаль Ушакова» Торощин Анатолий Иванович – заместитель председателя Шарангского райисполкома Куклин Михаил Дмитриевич – секретарь Шарангского РК КПСС Шестаков Иван Иванович – заведующий отделом пропаганды и агитации Шагангского РК КПСС Стариков Вячеслав Иванович – заведующий отделом пропаганды и агитации Шарангского РК КПСС, директор школы, учитель-краевед, ветеран труда. Ярополов Михаил Александрович – секретарь РК ВЛКСМ, РК КПСС Лютин Николай Иванович - зав. Шарангского РОНО Дегтерева Евгения Ильинична – инспектор Шарангского РОНО Турлова Ольга Семеновна – инспекрор шарангского РОНО Киселева Мария Григорьевна – зам. Управления Шарангского Госбанка Цепелев Александр Модестович – инспектор Шарангского Госстраха Шестаков Галик Николаевич – директор школы, совхоза, зам председателя Шрангского райисполкома Ефремов Александр Леонидович – директор школы Киселев Петр Григорьевич - директор Кушнурской, Роженцовской школ Старикова Нина Григорьевна - директор Кушнурской школы Киселев Николай Дмитриевич - директор Кушнурской школы Стариков Иван Ильич – председатель колхоза «Удрник» Киселев Виктор Григорьевич - председатель колхоза «Ударник» Лежнина (Шпиллер) Людмила Николаевна – зам директора Кушнурской школы Ефремова (Старикова) Калерия Ивановна – учитель-методист школы, учитель высшей категории, отличник образования ветеран труда Старикова Ангелина Ивановна – отличник образования, ветеран труда, директор Большерудкинской школы Антонова Муза Петровна – геолог Чирков Геннадий Иосифович – геолог Мертвищев Валентин Иванович – геолог Аганин Афанасий Иванович – летчик Моисеев Анатолий – летчик-штурман Черепанов Иван Иванович – штурман Стариков Владимир Вячеславович – борт-инженер Выпускники школы – участники освоения целины Кузьминых Василий Андреевич Стариков Вячеслав Иванович Стариков Юрий Иванович Стариков Николай Иванович Шабалин Василий Васильевич Торощин Иван Михайлович Ермолин Леонид Кузьмич и Ермолин Анатолий Владимирович, Ермолина (Старикова) Ираида Ивановна - участники строительства Куйбышевской ГЭС Казакова Зоя – участница строительства ж/д Сталино-Абакан Торощин Александр Михайлович – участник строительства ж/д БАМ Мокеров Борис Иванович – ветеран труда, председатель Кушнуского с/совета Ермолина Анна Федоровна ветеран труда, председатель Кушнуского с/совета Стариков Владимир Иванович и многие другие ветеран труда, директор совхоза «Кушнурский». Ветераны, награждённые медалями за доблестный труд: Киселёва Зинаида Романовна Киселёва Любовь Михайловна Пачина Зинаида Ивановна ( в годы Великой Отечественной Войны) Куклина Агния Петровна Чеснокова Зоя Михайловна Ермолина Анна Фёдорвна ( 3-я медалями за доблестный труд) Мертвищев Геннадий Васильевич Киселёв Леонид Петрович Халтурина Тамара Ивановна Сапаров Василий Петрович Сапарова Татьяна Ивановна Рогожников Николай Анатольёвич Ураков Михаил Александрович Киселёва Нина Ивановна Чеснокова Надежда Геннадьевна Стариков Вячеслав Иванович Старикова Нина Ивановна Воины – интернационалисты: Анашкин Александр Юрьевич Беркела Иван Юрьевич Зыков Николай Васильевич Мягчилов Александр Лучшие учителя России (Обладатели президентского гранта ПНПО «Образование») Титова Любовь Юрьевна – завуч Кушнурской средней школы, учитель истории и краеведения , 2006 год Ермолина Галина Васильевна- социальный педагог, учитель физической культуры, 2007 год Малошта Елена Леонидовна – директор Кушнурской средней школы, учитель математики, 2008 год Старикова Нина Ивановна – учитель географии, музыки, 2008 год Обладатель гранта губернатора Зверева Татьяна Александровна – заместитель директора по воспитательной работе Кушнурской средней школы, учитель начальных классов, 2007 год

Слайд 21

До новых встреч !!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Улицы родного села» Конкурс «Юный экскурсовод» МОУ Кушнурская СОШ Экскурсию проводит: Белоусова Анастасия, 8 класс

Слайд 2

Добро пожаловать! Welcome!

Слайд 3

Кушнур

Слайд 4

ул. Центральная Дом культуры Магазины Магазины Медпункт Информационный центр Сельская администрация Школа

Слайд 5

1892 - построена Зосимо - Савватеевская церковь 1889 - открытие прихода прихожане: православные русские - 2895 крещёные черемисы - 589 Дом культуры Медпункт

Слайд 6

XIX век - открытие школ в Вятской губернии 1892 - открытие церковно-приходской школы в селе Рудино

Слайд 7

Начало XX века - открытие трехклассной начальной школы 1933 - открыта семилетняя школа колхозной молодежи Здание церк.-прих. школы

Слайд 8

Здание Волостной управы Юкшумская волость (с. Юкшум) Юкшумская волость (с. Рудино) Шарангская волость (с. Шаранга) Кундышская волость (с. Корляки)

Слайд 10

Дом писаря Баранова Демида Демидовича 1962 - открытие восьмилетней школы

Слайд 11

Кушнурская средняя общеобразовательная школа

Слайд 12

1970 - построен дом культуры

Слайд 13

1970

Слайд 14

1932 - открытие сельской библиотеки 2008 - открытие информационного центра

Слайд 15

9 мая 1984

Слайд 16

До новых встреч ! ! !


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «Моя малая родина»

Цель диагностики: выявление уровня знаний и представлений обучающихся, полученных на экскурсии по селу Кушнур.

1. Как называется населенный пункт, в котором ты живешь?

2. Запиши названия улиц твоего населенного пункта.

3. Запиши название улицы и номера дома, где ты живешь.

4. Как называется районный центр в нашей местности?

5. В каком регионе нашей страны находится поселок Шаранга?

6. Как называется страна, где ты живешь?

7. Что значит Россия для нас с вами?

8. Как ты понимаешь выражение «Моя малая родина»?

Проект «Моя семья»

Цель диагностики: систематизация представлений обучающихся о своей семье.

1. Как тебя зовут?

Фамилия

Имя

Отчество

2. Что такое Фамилия?

3. Как тебя будут называть, когда ты вырастешь? Почему так?

4. Объясни значение своего имени?

5. Что такое семья? Кого из близких людей ты считаешь своей семьей?

6. Расскажи о своей семье и ее традициях.



Предварительный просмотр:

Проект «Родное село»

Цель диагностики: систематизация представлений обучающихся о своем селе.

1. Как называется твое родное село?

2. Люди каких национальностей проживают в селе Кушнур?
3. Что означает название села Кушнур в переводе с марийского языка?

4. Чем село отличается от деревни?

5. Каково прежнее название села Кушнур, указанное на старинных картах нашей местности и в исторических источниках?

6. Каковы занятия людей, населяющих территорию Кушнурской сельской администрации в прошлом и в настоящее время?

Проект «Красная книга»

Цель диагностики: формирование представлений учащихся о Красной книге, как о государственном документе. Сбор материалов для создания Красной книги Шарангского района.

1. Что такое «Красная книга»?

2. Где можно найти  информацию об исчезающих видах животных и растений нашей местности?

3. Расскажите об исчезающих и нуждающихся в защите видах растений и животных нашего края (1-2 примера с подробным описанием)



Предварительный просмотр:

Проект  «Река Рутка - колыбель родного края»

Цель: углубить знания учащихся о реке, протекающей на территории Кушнурской сельской администрации.

1. Месторасположение реки Рутки (где протекает, исток, устье реки).

2. Какие притоки у реки на территории Кушнурской сельской администрации? 

3. Почему так называется река? 

4. Что можно сказать о чистоте воды в реке?

5. Описать растительный и животный мир реки и прибрежной зоны.

6. Хозяйственное значение реки на территории администрации.



Предварительный просмотр:

Родной край – часть большой страны

Вопросы и задания к урокам

Урок 1. Тема: Наш край. Географическое положение, границы, столица

1. В какой части Шарангского района располагается ваш населенный пункт?

2. На каком расстоянии располагается ваш населенный пункт от центра области, административного района?

3. О каких населенных пунктах Шарангского района вы часто слышите от своих родителей, друзей, в передачах  местного телевидения? Расскажите об одном из них, определив его географическое положение на территории района.

Урок 2. Тема: Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность?

1. В чем проявляются различия в рельефе восточной и западной частей района. Свой ответ аргументируйте.

2. На какой форме рельефа расположена ваша местность, какова её абсолютная высота?

3. На физической карте района найдите места с самыми высокими  и низкими  абсолютными высотами. Где они расположены?

Урок 3. Тема: Юные экологи бьют тревогу. БУНТ (большая уборка нашей территории) – экологическая акции

1. Практическая работа: высадка саженцев в школьном саду.

Урок 4. Тема: Водоёмы нашего края. Значение водоемов

1. Назовите основные источники питания рек района.

2. Расскажите о роли водоемов в жизни человека.

Урок 5. Тема: Река Рутка - колыбель родного края

1. Месторасположение реки Рутки ( где протекает, исток, устье реки).

2. Какие притоки у реки на территории Кушнурской сельской администрации?

3. Почему так называется река?

4. Что можно сказать о чистоте воды в реке?

5. Описать растительный и животный мир реки и прибрежной зоны.

6. Хозяйственное значение реки на территории администрации.

Урок 6. Тема: Полезные ископаемые. Охрана полезных ископаемых

1. Как вы представляете себе мир без полезных ископаемых?

2. С разработкой месторождений каких полезных ископаемых могут быть связаны перспективы социально-экономического развития района?

Урок 10. Тема: Леса, луга и пресные водоемы нашего края

1. В какой природной зоне расположен ваш район?

2. Какая растительность преобладает на территории вашего района?

3. Перечислите функции леса и объясните сущность каждой их них.

4. Почему животный мир района богат и разнообразен?

5. Назовите лесных птиц и млекопитающих животных.

6. Назовите околоводных животных и обитателей водоемов.

7. Назовите птиц населенных пунктов.

8. Какие животные района занесены в Красную книгу России?

Урок 13. Тема: Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс Шарангского района, Кушнурской сельской администрации

1. Какими предприятиями представлена промышленность района. Какую продукцию они выпускают?

2. Какие сельскохозяйственные культуры возделывают на полях района? Почему?



Предварительный просмотр:

Анкета «Мое исследование»

  1. С чего началось ваше исследование?_______________________
  2. Какая возникла проблема?_________________________________
  3. На какие вопросы вы начали искать ответы?__________________
  4. Какая возникла гипотеза?__________________________________
  5. Какие способы вы выбрали для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос,  проверить гипотезу?___________________
  6. В какой последовательности работали с источником информации?_____________________________________________
  7. Как собирали материал? Как фиксировали? Какими источниками информации пользовались?__________________________________
  8. Как готовились к докладу?____________________________________

Спасибо за участие в анкетировании



Предварительный просмотр:

Анкета мои исследовательские планы

1. Какую тему вы выберете для нового исследования?_______________________________________________

2. С чего начнёте свою работу?____________________________________

  1. На какие вопросы будете искать ответы?_________________________
  2. Есть ли у вас уже какие – то гипотезы?___________________________
  3. Какими способами воспользуетесь, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?______________________________________
  4. В какой последовательности вы будете использовать источники информации? С каким источником предпочтёте работать в первую очередь? Во вторую?_________________________________________
  5. Как будете фиксировать полученный результат?__________________
  6. Как будете готовиться к предъявлению своей работы?_____________

Спасибо за участие в анкетировании!