Внеурочная деятельность

Шмило Ксения Владимировна

В рамках неурочной деятельности на базе Кушнурской школы осуществляет свою работу кружок "Мы - Нижегородцы", в котором занимаются ребята младшего звена: 1-4 класс.

Представляем Вашему вниманию программу  и аннатацию кружка "Мы - Нижегородцы".

Данная программа является комплексной программой, которая сочетает в себе культурологическую, краеведческую, патриотическую и духовно-нравственную направленности.

Данная программа ориентируется на концепцию духовно – нравственного развития, базовыми национальными ценностями которой являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество.

 

 

Победители Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины»

Автор работы: Жарков дмитрий (3 класс)

Научный руководитель: Шмило Ксения Владимировна

Ссылка на электронную книгу: https://www.storyjumper.com/book/read/119066632/61...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программе «Мы – нижегородцы!»

Срок реализации 2020-2024 учебный год

Данная программа является комплексной программой, которая сочетает в себе культурологическую, краеведческую, патриотическую и духовно-нравственную направленности.

Данная программа ориентируется на концепцию духовно – нравственного развития, базовыми национальными ценностями которой являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество.

Программа дополнительного образования «Мы – нижегородцы!» составлена на основе литературного краеведения, обеспечивает при соблюдении необходимых условий формирование всех приведенных духовно – нравственных ценностей у младших школьников.

Программа «Мы – нижегородцы!» рассчитана на 4 года и носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – модифицированная;

По уровню освоения – базовый уровень.

Цель программы:

  • духовно – нравственное развитие личности;
  • патриотическое воспитание младшего школьника как результат этических норм, воспринятых в процессе изучения литературных текстов краеведческой направленности.

Ценностный смысл понятий «нравственность», «духовно – нравственное развитие» в данной дополнительной образовательной программе принимается как толкование этих понятий в соответствии с Концепцией духовно – нравственного развития и социализацией личности гражданин России ФГОС.

Основные учебно-воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Мы – нижегородцы!»:

Обучающие:

  • познакомиться с различными природными материалами и их свойствами;
  • познакомиться с различными элементами нижегородских росписей;
  • познакомиться с историей и традициями родного края;
  • познакомиться со стихотворениями нижегородских авторов;
  • научиться расписывать различные игрушки: матрешки, ложки, пасхальные яйца;
  • научиться создавать различные поделки из глины и пластилина;
  • совершить виртуально-образовательное  путешествие по Нижегородской земле;

Воспитательные:

  • формировать духовно – нравственные качества младшего школьника;
  • формировать творческую личность в процессе осуществления познавательной, трудовой, эстетической, спортивно – оздоровительной и других видов внеурочной деятельности;
  • формировать потребность к духовно – нравственному совершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
  • воспитывать положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе реализации дополнительной образовательной программы;
  • воспитывать бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;
  • воспитывать патриотическое отношение к своей малой родине.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;
  • развивать воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;
  • формировать представления о достопримечательностях Нижегородского края;
  • формировать историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;
  • развивать эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья.

В реализации программы участвуют дети в возрасте от 7-11 лет.

Набор детей осуществляется в свободной форме, по желанию. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний Набор производится начиная с сентября текущего года. Минимальное количество обучающихся в группе 12-15 человек.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 160 (40 – первый учебный год, 40 – второй учебный год, 40 – третий учебный год, 40 – четвертый учебный год).

Из расчета 1 час в неделю.

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Концепция развития дополнительного образования детей (учреждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (учреждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;



Предварительный просмотр:

Администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кушнурская основная школа

ПРИНЯТО                                                          УТВЕРЖДАЮ

решением педсовета                                          И.о. директора    

Протокол № 10                                                МБОУ Кушнурская ОШ                                                

От  « 28 » августа 2019 г.                               ____________С.И. Бахтина

                                                                             Приказ № 143 от  28.08.2019 г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)

программа

« Мы – нижегородцы!»

Возрастной диапазон: 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 года

 

Программу составила

педагог дополнительного

образования

Шмило К. В.

Кушнур

2020 год


Оглавление

Пояснительная записка …………………………..………………………………

Рабочая программа……………………………………...……………………… 14

Учебно-тематический план 1 год обучения…………………...……………….14

Содержание программы 1 год обучения……………………...........…………..15

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения……….....…………16

Учебно-тематический план 2 год обучения……………………………...…….18

Содержание программы 2 год обучения………………………………...……..19

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения………….…………21

Учебно-тематический план 3 год обучения……………………………...…….22

Содержание программы 3 год обучения………………………………...……..22

Календарно-тематическое планирование 3 год обучения……………….……24

Учебно-тематический план 4 год обучения……………………………...…….25

Содержание программы 4 год обучения…………………………….…………26

Календарно-тематическое планирование 4 год обучения……….……………27

Методическое обеспечение разделов рабочей программы…………….……..29

План воспитательной работы кружка…………………………………………..35

Список литературы……………………………………………………...……….35


Пояснительная записка

Данная программа является комплексной программой, которая сочетает в себе  культурологическую, краеведческую, патриотическую и духовно-нравственную направленности.

Уже в младшем школьном возрасте духовно – личностного становления обнаруживаются симптомы меркантилизации ценностной сферы развивающейся личности ребенка в связи с проявлениями тенденции негативной национально – культурной самоидентификации. В этой связи актуализируется задача ориентации учащихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей и традиций.  ФГОС определяет в качестве приоритетной задачи современного образования становление личности, в процессе духовно – нравственного развития национальные российские ценности, общечеловеческие ценности в формировании идентичности гражданина России.

В Концепции духовно – нравственного развития приводится перечень базовых национальных ценностей: патриотизм как традиционный источник нравственности (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству), социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство), гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания), семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода), труд и творчество (творчество и созидание, целе-устремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость), наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание), традиционные российские религии ( представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира), искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие), природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля), человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Программа дополнительного образования «Мы – нижегородцы!» составлена на основе литературного краеведения, обеспечивает при соблюдении необходимых условий формирование всех приведенных духовно – нравственных ценностей у младших школьников.

Программа «Мы – нижегородцы!» рассчитана на 4 года и носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – модифицированная;

По уровню освоения – базовый уровень.

Новизна программы заключается в объединении следующих направлений: истории родного края, краеведения, экологии, а также знакомство с такими важными составляющими, как традиции и культура Нижегородской области. Также при реализации программы тесно переплетаются теоретические и практические занятия. Это позволит в большей мере углубиться в изучении представленного вопроса.

Актуальность программы заключается в формировании у обучающихся устойчивого интереса к истории родного края, знакомство с традициями, умение применить полученные знания на практике. Также важным аспектом является приобщение подрастающего поколения к краеведению, а также формирование бережного отношения к культуре и экологии своей Родины.

Педагогическая целесообразность заключается в использовании современных образовательных технологий, в формировании у обучающихся личных качеств, необходимых в любом виде деятельности: обучении, целеполагании,  наблюдательности, усидчивости, образности мышления и в умении рационально использовать свое учебное и свободное время. Важным моментом является приобретение навыков исследовательской деятельности, формирование эстетических качеств, патриотизма и любви к своей Родине.

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Концепция развития дополнительного образования детей (учреждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (учреждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Цель программы:

  • духовно – нравственное развитие личности;
  • патриотическое воспитание младшего школьника как результат этических норм, воспринятых в процессе изучения литературных текстов краеведческой направленности.

Ценностный смысл понятий «нравственность», «духовно – нравственное развитие» в данной дополнительной образовательной программе принимается как толкование этих понятий в соответствии с Концепцией духовно – нравственного развития и социализацией личности гражданин России ФГОС.

Основные учебно-воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Мы – нижегородцы!»:

Обучающие:

  • познакомиться с различными природными материалами и их свойствами;
  • познакомиться с различными элементами нижегородских росписей;
  • познакомиться с историей и традициями родного края;
  • познакомиться со стихотворениями нижегородских авторов;
  • научиться расписывать различные игрушки: матрешки, ложки, пасхальные яйца;
  • научиться создавать различные поделки из глины и пластилина;
  • совершить виртуально-образовательное  путешествие по Нижегородской земле;

Воспитательные:

  • формировать духовно – нравственные качества младшего школьника;
  • формировать творческую личность в процессе осуществления познавательной, трудовой, эстетической, спортивно – оздоровительной и других видов внеурочной деятельности;
  • формировать потребность к духовно – нравственному совершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
  • воспитывать положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе реализации дополнительной образовательной программы;
  • воспитывать бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;
  • воспитывать патриотическое отношение к своей малой родине.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;
  • развивать воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;
  • формировать представления о достопримечательностях Нижегородского края;
  • формировать историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;
  • развивать эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья.

Отличительной особенностью данной программы является объединение двух образовательных компонентов: теории  и практики. Благодаря чему обучающиеся смогут получить исчерпывающий материал по истории, краеведению родного края, а также смогут освоить традиционные народные промыслы.

В реализации программы участвуют дети в возрасте от 7-11 лет.

Набор детей осуществляется в свободной форме, по желанию. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний Набор производится начиная с сентября текущего года. Минимальное количество обучающихся в группе 12-15 человек.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 160 (40 – первый учебный год, 40 – второй учебный год, 40 – третий учебный год, 40 – четвертый учебный год).

Из расчета 1 час в неделю.

Ведущие принципы и подходы программы дополнительного образования

Принцип интеграции, который подразумевает несколько аспектов:

  • Интеграция организации образовательного процесса в учебной и внеурочной деятельности;
  • Интеграция задач литературного слушания, чтения, краеведения, духовно – нравственного становления личности как приобщение к духовно – нравственным ценностям через чтение краеведческого материала о малой родине;
  • Интеграция различных форм деятельности – творческой, художественно – эстетической, исследовательской, проектной – как условия формирования позитивной мотивации и познавательного интереса на основе использования современных образовательных технологий и предупреждения перегрузки учащихся;
  • Интеграция результативности развития и воспитания, позволяющая в полной мере использовать эмоциональное воздействие на ребенка, органически соединять логические и эмоциональные начала для успешного овладения способом действия в учебной или жизненной ситуации.

Таким образом, организованная реализация принципа интеграции позволяет обращаться к духовному миру ученика, воздействовать на душу ребенка, на формирование и проявление у него гуманных чувств сопереживания, сострадания, сочувствия.

Освоение ребенком своеобразия родного края осуществляется разными способами:

  • По перцептивному каналу через восприятие информации в процессе наблюдений в природе, музее, через использование демонстрационных пособий, видеофильмов, телепрограмм, мультимедиопродукции;
  • По практическому каналу через непосредственное практическое взаимодействие с объектами природы, этнографии, декоративно – прикладного искусства, экспериментирование, создание собственного продукта – игрушек, предметов домашнего обихода, иллюстраций, макетов, презентаций, календарей.
  • По когнитивному каналу через анализ вербальной информации (литературных текстов), рефлексивную деятельность (анализ собственных ощущений и достижений), моделирование и планирование;
  • По коммуникативному каналу через виртуальное и непосредственное творческое общение со сверстниками, родственниками, работниками музея, интересными людьми.

Краеведческий принцип в отборе содержания программы обеспечивает реализацию идей Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России, становление идеалов и патриотического сознания юных нижегородцев, способствует развитию познавательного интереса, любознательности учащихся по отношению к своей малой родине и гордости за ее историю, традиции, достижения науки, техники и культуры, фольклорное творчество.

Расширение представлений о богатстве фольклорно – лингвистического творчества и декоративно – прикладного искусства нижегородцев формирует знания о традициях разных народов нашего края, о нравственных идеалах и ценностных установках у учащихся в рамках программы по дополнительному образованию «Мы – нижегородцы!». Фольклор активизирует познавательный интерес младших школьников, служит источником формирования у них этнической гордости, является способом сохранения и передачи народного мастерства и традиций будущим поколениям. В деятельности учащихся работа с фольклорным материалом носит исследовательский, практический или занимательный характер.

Принцип наглядности обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах, явлениях и событиях в природе и обществе на территории нашей области, способствует формированию познавательного и читательского интереса. Реализация данного принципа также осуществляется на основе содержания учебных пособий «Нижегородская сторона». Большое эмоциональное воздействие на личность ученика оказывает демонстрация натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, в ходе просмотра видео – и кинофильмов, мультимедийных программ.

Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся. В соответствии с этим принципом содержание, методы и формы работы должны быть адекватными психофизиологическими возможностями ребёнка данного этапа развития. Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся определяет такую особенность организации курса, как знакомство с родным краем, на основе восприятия окружающей действительности. В соответствии с этим принципом задания учащимся планируются в дифференцированной форме по объёму, степени самостоятельности, степени творчества. Различные аспекты курса получают постепенное развитие в ходе освоения программы дополнительного образования по возрастающей степени сложности.

Принцип экологизации. Ребёнок в процессе изучения родного края учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать её, учится понимать, что всё в мире природы и в обществе имеет своё предназначение, в том числе и он сам. Предназначение человека характеризуют такие общечеловеческие ценности, как доброта, справедливость, честность, трудолюбие, ответственность и другие. В организации образовательного процесса нельзя пренебрегать принципом экологизации как основополагающим принципом здоровьесберегающих технологий.

Деятельностный подход способствует успешной реализации всех названных выше ведущих принципов и подразумевает создание условий для активности детей, направленной на реальное восприятие и преобразование объектов, предметов изучения.

Формы, методы, технологии реализации направлений программы дополнительного образования «Мы – нижегородцы!»

Важную роль в формировании духовно – нравственных и патриотических качеств младших школьников в соответствии с обозначенными во ФГОС направлениями дополнительного образования на основе использования краеведческого материала играет выбор видов форм, методов и приёмов воспитания, создания условий для их оптимизации. При организации учебной  деятельности используются современные технологии и подходы – ИКТ, гуманно – личностный подход, коммуникативно – деятельностный. При этом приоритеты отдаются активным методам работы: практическим, игровым, исследовательским, проектным, творческим.

Форма организации занятий:

- индивидуальная (взаимодействие педагога с одним учащимся);

- групповая (учащиеся работают в группах);

- коллективная;

- фронтальная (работа преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами).

В дополнительном образовании каждая деятельность программирует получение соответствующих результатов:

  • Познавательная деятельность порождает знания;
  • Ориентационная – ценностные эталоны;
  • Художественные – произведения искусства и представления о них;
  • Проектная деятельность направлена на исследование и создание эталона идеальной действительности, которая даёт импульс для внутренней активности и дальнейшего развития учащихся.

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «Мы – нижегородцы!» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции на основе восприятия произведения;
  • эмпатия: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного: умение воспринимать красоту природы, бережное отношение ко всему живому; чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребность в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
  • этические чувства, как регуляторы морального поведения (совесть, вина, стыд и др.)
  • выражение своего отношения к родному краю, его ценностям в конкретных поступках;
  • работа с различными материалами с применением мотивов и элементов народного творчества Нижегородской области;
  • соблюдение правил поведения в музеях и театрах;
  • проявление толерантности по отношению к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений.


МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «Мы – нижегородцы!» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом, умение корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

• умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

• использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

• извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

• переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

• умение пользоваться словарями, справочниками;

• осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе - моделирования;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения;

• знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

• знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;

Коммуникативные УУД:

• оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

• высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «Мы – нижегородцы!» являются сформированность следующих умений:

• умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

• самостоятельно осваивание незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• деление текста на части, составление простого и сложного плана;

• самостоятельное формулирование главной мысли текста;

• нахождение в тексте материала для характеристики героя

  • подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

• самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою), обобщенный образ нижегородца-патриота;

• составление устных и письменных описаний;

• по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;

• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• определение жанра рассказа, повести, пьесы, басни, былины, оды, поэмы по определённым признакам;

• умение видеть языковые средства, использованные автором;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Определение результативности реализации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.

Первый уровень усвоение младшими школьниками базовых знаний предметного и нравственного характера.

  • имеют представление о духовно – нравственных ценностях и проявляют потребность к своему духовно – нравственному самосовершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
  • имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
  • получают представление об истории малой родины из литературных произведений нижегородских авторов, о примерах патриотизма нижегородцев.

Второй уровень приобретение опыта позитивного отношения к базовым знаниям предметного и нравственного характера в процессе контролируемой деятельности.

  • способны эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, сопереживать;
  • осуществляют преобразующую и созидательную деятельность в природе и социальной сфере под руководством и контролем взрослых;
  • упражняются в овладении ценностными ориентациями – общечеловеческими ценностями (семья, труд, знания, культура, дружба, человек), национальными, семейными, духовными ценностями; проявлении патриотического отношения к природе, малой родине;
  • знают достопримечательности родного края и славные имена земляков разных эпох;
  • ощущают потребность и проявляют начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности, предлагаемых в пособиях для учащихся.

Третий уровень самостоятельное творческое применение базовых ценностей - коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий и предметных знаний в организации межличностных отношений с людьми разного возраста, гуманного отношения ко всему живому, отношения к малой и большой Родине, объективной оценки поступков и уровня компетентности других людей и своих собственных.


  • гордятся своей принадлежностью к Нижегородчине, чтят память о героизме нижегородцев разных времен, проявляют бережное отношение к природе и этнокультурному наследию;
  • проявляют активность, творческое отношение и ответственность в выполнении заданий по различным направлениям, связанной с осознанием значимости малой родины для судьбы России;
  • уважительно относятся к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений;
  • владеют навыками культурного поведения;
  • умеют организовать свой досуг и досуг своих товарищей в различных видах деятельности на основе содержания литературного краеведения ( в том числе в подготовке различных праздников, конкурсов).
  • заботятся о своем здоровье.

Рабочая программа

Учебно-тематический план

1 год обучения

 п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Нижегородская народная игрушка из природных материалов ( 40 часов)

1-2

Экскурсия в природу: Заготовка природных материалов-травы, соломы, листьев, веток, желудей, ягод шиповника, рябины и боярышника, мха, камней(гальки), ракушек. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н.Венецкая, Л. Данилинина, А. Ибряева, В.Осиной

2

3-4

Изготовление кукол из травы с помощью технологической карты. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н.Венецкая, Л. Данилинина, А. Ибряева, В.Осина, Н.Тихомировой, М.Сорокина

2

5-6

Изготовление кукол из соломы с помощью технологической карты. Игра в куклы на заданные ситуации. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов  Н.Тихомировой, М.Сорокина, В. Стукачева, Н. Худякова

2

7

Старт проекта « Панно из листьев» для украшения игрового уголка или создание игрушки из листьев и ягод. Экскурсия в музей истории художественных промыслов.

1

8

Моделирование игрушек из ракушек. Стихи Н. Худякова, Н. Тихомировой

1

9

Праздник « Это Родина моя» : стихи о природе нижегородских авторов  Н. Худякова, Н. Тихомировой, М. Сорокина, В. Стукачева

1

Нижегородская народная игрушка из бумаги ( часов)

10-11

Знакомство с элементами  хохломской росписи. Стихи Н.Худякова, В.Аветисяна, Ю. Андрианова, В. Шамшурина

2

12-13

Знакомство с элементами городецкой росписи. Рисование и раскрашивание элементов нижегородских росписей  в альбоме для последующего изготовления счетного материала. Стихи Ю. Андрианова

2

14

Творческая работа по созданию объемных художественных элементов нижегородских росписей

1

15

Мини-исследование росписей (совместно с родителями).  «Солнечные краски Нижегородчины» .Стихи И. Князевой

1

16-17

Елочные бумажные и картонные игрушки. Стихи И.Князевой

2

Нижегородская народная игрушка из дерева (часов)

18

Экскурсия на фабрику в г. Семенов. Стихи Н.Худякова

1

19

Слушание и заучивание стихов о матрешке, о хохломе. Цвета хохломы. Игра « Да-нет» на узнавание предметов с хохломской росписью

1

20-21

Расписывание счетного материала: матрешка семеновская. Сочинение двустиший о матрешке

2

22-23

Расписывание счетного материала: матрешка полхов-майданская. Разучивание движений для танца матрешек

2

24-25

Расписывание счетного материала: пасхальное яйцо. Стихи о Пасхе

2

26-27

Расписывание счетного материала: хохломская ложка

2

28

Ярмарка деревянных расписных изделий

1

Нижегородская народная игрушка из глины (часов)

29

Мастер-класс глиняных дел умельцев. Слушание сказок «Жучок», «Колобок»

1

30-32

По выбору: конь глиняный расписной    или петушок глиняный расписной. Сказка «Почему петухи рано спать ложатся»

3

33-34

Копилка «свинья, кошка) или свистульки по выбору.  «Сказка о глиняном Иванушке», « о глиняном человечке»

2

35-36

Форма для печатного пряника; изготовление печатного пряника из глины. Слушание сказок « Сказка о городецком прянике» , « Заря-заряница». Игры в группах и парах самодельными игрушками

2

37-38

Глиняная посуда: солонка, чашка, ваза, горшок. Слушание сказки « Как солдат богатея проучил»

2

39-40

Праздник « Мы - наследники нижегородских левшей»

2

Содержание программы

1 год обучения

Практическая деятельность ( индивидуальная. Групповая, семейная)

Литературный материал раздела.

Нижегородская народная игрушка из разных материалов (9 занятий)

Экскурсия в природу, в музей. Заготовка природных материалов: травы, соломы, листьев, веток, желудей, ягод шиповника, рябины и боярышника, мха, камней, ракушек; изготовление кукол из травы, соломы.

«Найдёшь ли краше и мудрее». Стихи о природе и её явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н. Венецкова, Л. Данилина, А. Ибряева, В Карпочева, М. Сорокина, В.Стукачёва, Н.Худякова, Н. Тихомировой, В.Осиной.

Нижегородская народная игрушка из бумаги (8 занятий)

Знакомство с элементами городецкой и хохломской росписи; рисование и раскрашивание элементов нижегородских росписей в альбоме;

Ёлочные бумажные и картонные игрушки.

«Найдёшь ли краше и мудрее». Стихи И. Князевой, н. Худякова, В.Авитесяна, Ю. Адрианова, В. Шамшурина

Нижегородская народная игрушка из дерева (11 занятий)

Заочная экскурсия на фабрику в г. Семёнов. Расписывание счётного материала: матрёшка семёновская, полхов – майданская, пасхальное яйцо, хохломская ложка. Ярмарка изделий.

«Нижегородские левши», «Народные традиции нижегородцев». Стихи о матрёшке. Хохломской росписи, о Пасхе

Нижегородская народная игрушка из глины. пластилина (12 занятий)

Мастер- класс глиняных дел умельцев;

Глиняная кукольная посуда; конь расписной, петушок расписной; копилка (свинья, кошка), свистульки, форма для печатного пряника. Изготовление печатного пряника из глины.

Праздник 2Мы – наследники нижегородских левшей».

«Были и небывальщина» Сказки: «Колобок», «Сказка о глиняном Иванушке», «О глиняном человечке», «Почему петухи рано спать ложатся», «Заря – заряница», «Пропала у мужика овца», «Жучок», «Как солдат богатея проучил», «Сказка о городецком прянике»

Календарно-тематический план

1 год обучения

 п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1-2

Экскурсия в природу: Заготовка природных материалов-травы, соломы, листьев, веток, желудей, ягод шиповника, рябины и боярышника, мха, камней(гальки), ракушек. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н.Венецкая, Л. Данилинина, А. Ибряева, В.Осина

2

3-4

Изготовление кукол из травы с помощью технологической карты. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н.Венецкая, Л. Данилинина, А. Ибряева, В.Осина, Н.Тихомировой, М.Сорокина

2

5-6

Изготовление кукол из соломы с помощью технологической карты. Игра в куклы на заданные ситуации. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов  Н.Тихомировой, М.Сорокина, В. Стукачева, Н. Худякова

2

7

Старт проекта « Панно из листьев» для украшения игрового уголка или создание игрушки из листьев и ягод. Экскурсия в музей истории художественных промыслов.

1

8

Моделирование игрушек из ракушек. Стихи Н. Худякова, Н. Тихомировой

1

9

Праздник « Это Родина моя» : стихи о природе нижегородских авторов  Н. Худякова, Н. Тихомировой, М. Сорокина, В. Стукачева

1

10-11

Знакомство с элементами  хохломской росписи. Стихи Н.Худякова, В.Аветисяна, Ю. Андрианова, В. Шамшурина

2

12-13

Знакомство с элементами городецкой росписи. Рисование и раскрашивание элементов нижегородских росписей  в альбоме для последующего изготовления счетного материала. Стихи Ю. Андрианова

2

14

Творческая работа по созданию объемных художественных элементов нижегородских росписей

1

15

Мини-исследование росписей (совместно с родителями).  «Солнечные краски Нижегородчины» .Стихи И. Князевой

1

16-17

Елочные бумажные и картонные игрушки. Стихи И.Князевой

2

18

Экскурсия на фабрику в г. Семенов. Стихи Н.Худякова

1

19

Слушание и заучивание стихов о матрешке, о хохломе. Цвета хохломы. Игра « Да-нет» на узнавание предметов с хохломской росписью

1

20-21

Расписывание счетного материала: матрешка семеновская. Сочинение двустиший о матрешке

2

22-23

Расписывание счетного материала6 матрешка полхов-майданская. Разучивание движений для танца матрешек

2

24-25

Расписывание счетного материала: пасхальное яйцо. Стихи о Пасхе

2

26-27

Расписывание счетного материала: хохломская ложка

2

28

Ярмарка деревянных расписных изделий

1

29

Мастер-класс глиняных дел умельцев. Слушание сказок «Жучок», «Колобок»

1

30-32

По выбору: конь глиняный расписной    или петушок глиняный расписной. Сказка «Почему петухи рано спать ложатся»

3

33-34

Копилка «свинья, кошка) или свистульки по выбору.  «Сказка о глиняном Иванушке», « о глиняном человечке»

2

35-36

Форма для печатного пряника; изготовление печатного пряника из глины. Слушание сказок « Сказка о городецком прянике» , « Заря-заряница». Игры в группах и парах самодельными игрушками

2

37-38

Глиняная посуда: солонка, чашка, ваза, горшок. Слушание сказки « Как солдат богатея проучил»

2

39-40

Праздник « Мы - наследники нижегородских левшей»

2

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела

1

2

Мы и наши соседи

1

3

Картины родной природы. Весна красна

1

4

Картины родной природы. Вспомним лето

1

5

Секрет золотой хохломы

1

6

Картины родной природы. Богатства золотой осени

1

7

Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени

1

8

Городецкие сюжеты

1

9

Народные забавы юных нижегородцев

1

10

Картины родной природы. Зимние пейзажи.

1

11

Как аукнется , так и откликнется

1

12

Всяк своего счастья кузнец

1

13

Друг познается в беде

1

14

На языке- мед, а под сердцем -лед

1

15

Чужой хлеб всегда вкусен

1

16-17

Авторские сказки с. Афоньшина

2

18

Итоговый  урок. Лисьи проделки

1

19-20

Наш город- Нижний Новгород

2

21-22

Нижний Новгород-центр Нижегородской области и Поволжья

2

23

Символы Нижнего Новгорода

1

24-25

Нижегородский кремль. Путешествие

2

26

Нижний Новгород-богатый торговый город

1

27-28

Религии и храмы Нижнего  Новгорода

2

29-30

Музеи

2

31

Театральный Нижний

1

32-33

Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода

2

34

Нижегородский транспорт

1

35

Традиции Юных нижегородцев

1

36

Прекрасное радом

1

37

Советы на лето

1

38

Проверяю себя. Тест

1

39-40

Путешествие по своему поселению

2

Содержание программы

2 год обучения (40 часов)

Найдешь ли краше и мудрее 

Первоначальные знания о нашей малой родине:

Нижегородская область на карте. Природа, население, районы и районные центры.

Картины родной природы в стихах нижегородских поэтов.

Л.Калинина. Нижегородская глубинка...

Н. Ланутин. Родимая сторонка.

Н. Худяков. Осень. Прощальный вальс. Осень-чародейка. С любовью пишут мастера. Весна на реке. Березка.

Ю. Адрианов. Камин. Рябина. Городецкая роспись. Кони.

А. Лкжин. Рябина.

В. Карпочев. Ели. Солнечный зайчик. Разговор о зиме.

М. Кириллова. А в лесах семеновских...

О. Шиморина. Словно манная крупа...

М.Тимонин. Весенний сон.

А.Люкин. Утро. Рябина.

Н.Лапутин. Березка. На опушке у дорожки...

А.Погодин. Рожь

М.Шестериков. Грибы и шишки.

Это опасно. Научно-познавательные рассказы и зарисовки о ядовитых растениях нашего края.

По II. Лапутину. Белена черная. Болиголов крапчатый. Борщевик. Кувшинка. Купальница. Купена. Ландыш майский и др.

Были и небывальщина 

Устное народное творчество нижегородского края:

Заклички.

Волшебные сказки. Золотое колечко. Василиса Прекрасная. Из сумки два. Полыгало. Бесталанный сын. Про богатыря Зореньку, о его братьях и о трех царевнах. Про соловушку.

Бытовые сказки. Сказка про Шиму. Стеклянная гора. Машенька. Про Иванушку.

Сказки о животных. Лиса-повитуха. Лиса и гуси. Лиса и козел. Петух да собака.

Авторские сказки:

С. Афонышш. Как у филина уши выросли. Откуда у дятла красные шапки.

В Оке и Волге отражаясь…

Главный город нижегородского края в стихах и песнях нижегородских авторов:

Д.Бирман. Наш город

А.Чеменева. Нижний Новгород

Ю.Адрианов. Старый дом - нижегородец

Символы Нижнего Новгорода: герб, флаг.

По С.Афонышшу. Сказ о яростном олене

Достопримечательности современной Нижегородский кремль.

Ю.Адрианов. Вечный огонь...

В. Половинкин. Товарищи, помните...

Нижегородская ярмарка.

М.Шевцова. Нижегородская ярмарка.

Религии и храмы.

Музеи.

Театральный Нижний.

Центральные площади, улицы и набережные Нижнего.

Ю.Адрианов. Нижегородский откос.

Л. Блюмин. От площади до площади... Знаете ли вы, что...

Транспорт Нижнего Новгорода.

Ю. Адрианов. Нижегородский трамвай

Экскурсии: 1. Достопримечательности Нижнего Новгорода

2. Нижегородский Кремль.

Нижегородские левши 

Художественные росписи: хохломская, городецкая, полхов-майданская.

В. Шамшурин. Полх-Майдан.

Это опасно. Полезные советы на лето о ядовитых растениях нашего края.

Традиции юных нижегородцев 

Сюжетные детские игры Нижегородской области: «Свивон», «Биляша», «Почта».

Календарно-тематический план

2 год обучения

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1.

Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела

1

2

Мы и наши соседи

1

3

Картины родной природы. Весна красна

1

4

Картины родной природы. Вспомним лето

1

5

Секрет золотой хохломы

1

6

Картины родной природы. Богатства золотой осени

1

7

Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени

1

8

Городецкие сюжеты

1

9

Народные забавы юных нижегородцев

1

10

Картины родной природы. Зимние пейзажи.

1

11

Как аукнется , так и откликнется

1

12

Всяк своего счастья кузнец

1

13

Друг познается в беде

1

14

На языке- мед, а под сердцем -лед

1

15

Чужой хлеб всегда вкусен

1

16-17

Авторские сказки с. Афоньшина

2

18

Итоговый  урок. Лисьи проделки

1

19-20

Наш город- Нижний Новгород

2

21-22

Нижний Новгород-центр Нижегородской области и Поволжья

2

23

Символы Нижнего Новгорода

1

24-25

Нижегородский кремль. Путешествие

2

26

Нижний Новгород-богатый торговый город

1

27-28

Религии и храмы Нижнего  Новгорода

2

29-30

Музеи

2

31

Театральный Нижний

1

32-33

Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода

2

34

Нижегородский транспорт

1

35

Традиции Юных нижегородцев

1

36

Прекрасное радом

1

37

Советы на лето

1

38

Проверяю себя. Тест

1

39-40

Путешествие по своему поселению

2

Учебно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Нижегородье - жемчужина России

1

2

Истоки душевной красоты нижегородцев

1

3

Природу-мать умей уважать

1

4-5

Неподражаемый юмор нижегородцев

2

6-7

Природу-мать умей воспевать

2

8-10

Наша сила и слава – в памяти о прошлом

3

11

Человек – это звучит гордо!

1

12-13

Народные песни Нижегородчины

2

14-15

Ума за деньги не купишь

2

16-17

О глупом и коварном волке

2

18-19

Жадность до добра не доводит

2

20

Нижегородские левши

1

21-22

Народные традиции нижегородцев

2

23

Итоговый урок

1

24-25

Легенды о Нижнем Новгороде. Утренник «Путешествие в прошлое»

2

26-27

Появление славян у Дятловых гор

2

28

Основатель Нижнего Новгорода

1

29

Восславление основателя Нижнего Новгорода

1

30

Решение об основании Нижнего Новгорода

2

31

Основание Нижнего Новгорода

1

32-33

Как строился Нижний Новгород

2

34

Обобщающий урок

1

35

Нижегородские левши

1

36-37

Нижегородские народные традиции

2

38

Это интересно

1

39

Обобщение изученного о родном крае

1

40

Праздник «Люблю тебя, мой край родной»

1

 


Содержание программы

3 год обучения (40 часов)

Найдешь ли краше и мудрее 

Взаимодействие природы и человека в стихах нижегородских поэтов и писателей:

В. Карпочев. Среднерусская полоса. Н. Рачков. Родное. М. Тимонин. Три стихотворения. Г.Серебряков. Дорога на Болдино. Н.Худяков. Осень.

В.Автономов. Росою ли, солнцем умытая... С.Жуков. Суглинком полевых дорог... А.Люкин. Человек.

И.Симаненков. Загрустило поле в тишине... А.Чеботарев. Волга! Волга! Б.Пильник. Чай.

Ю.Адрианов. Сяду у обочины. У стен Китеж-града.

Это полезно; Научно-познавательные рассказы и зарисовки о лекарственных растениях нашего края.

По Н.М. Лапутину. Растения лечат. Аптека под ногами. Доктор поневоле. Василек синий. Зверобой продырявленный. Калган. Лесная, целебная. Чай с поляны. Зелёная Золушка. Непризнанный сорняк. Золотое ожерелье. Колючий лекарь. Ромашка. Чистотел. Пустырник.

Были и небывальщина 

Устное народное творчество нижегородского края: Колыбельные песни.

Солдатские песни. Не кукуй-ка ты, моя кукушечка. Ой да ты, калинушка. Как под деревом развестным. Вниз по Волге-реке. Долина моя, долинушка.

Нижегородские, народные сказки. Ель (в сопоставлении со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»). Как барин в котле женился. Про солдата и царицу Екатерину. Дочь-семилетка. Сказка о лисе и волке. Волк-раскачня. Сказка о жильце. Авторские сказки:

М.Горышй. Случай с Евсейкой. Самовар А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

В Оке и Волге отражаясь... 

М.Уразов. Мой город.

Ю. Паркаев. Песня про Нижний Новгород.

Ю.Адрианов. Ода первому венцу. Щит солнца сквозь сумерки алые...

Старый Нижний.

Предание об основании Нижнего Новгорода.

Повествование о великом князе Юрии Всеволодовиче.

Летопись о жизни благоверного князя Георгии Всеволодовиче

А.С.Гациский. Гимн основателю Нижнего Новгорода великому князю

Георгию Всеволодовичу.

В.С.Лихачев. Гимн в честь святого благоверного великого князя Георгия

Всеволодовича.

По А.Еремину. Город земли Низовской (отрывок из повести «Волжская

крепость»)

А.Навроцкий. Из волжских преданий

А.Акчурин. Почайна.

Легенды о Дятловых горах.

Речка Почайна.

Мастер-чародей.

Произведения научно-познавательного характера. Откуда пошла нижегородская земля? Строительство Нижегородского кремля. Зарисовки о домашнем обиходе Нижегородской старины.

Экскурсии: 1 .Государственный историко-архитектурный музей-заповедник (или местный краеведческий музей). 2.Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Нижегородские левши 

Изделия из металла: мастерство павловских умельцев, казаковская филигрань. Каменные фигурки. Лозоплетение.

Народные традиции нижегородцев 

Национальные традиции. Кулинарные традиции. Народные гуляний

Календарно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1

Нижегородье - жемчужина России

1

2

Истоки душевной красоты нижегородцев

1

3

Природу-мать умей уважать

1

4-5

Неподражаемый юмор нижегородцев

2

6-7

Природу-мать умей воспевать

2

8-10

Наша сила и слава – в памяти о прошлом

3

11

Человек – это звучит гордо!

1

12-13

Народные песни Нижегородчины

2

14-15

Ума за деньги не купишь

2

16-17

О глупом и коварном волке

2

18-19

Жадность до добра не доводит

2

20

Нижегородские левши

1

21-22

Народные традиции нижегородцев

2

23

Итоговый урок

1

24-25

Легенды о Нижнем Новгороде. Утренник «Путешествие в прошлое»

2

26-27

Появление славян у Дятловых гор

2

28

Основатель Нижнего Новгорода

1

29

Восславление основателя Нижнего Новгорода

1

30

Решение об основании Нижнего Новгорода

1

31

Основание Нижнего Новгорода

1

32-33

Как строился Нижний Новгород

2

34

Обобщающий урок

1

35

Нижегородские левши

1

36-37

Нижегородские народные традиции

2

38

Это интересно

1

39

Обобщение изученного о родном крае

1

40

Праздник «Люблю тебя, мой край родной»

1

Учебно-тематический план

4 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1-2

Гнездо моё - Нижегородье

2

3

Матерь человечья

1

4

Ветви дерева России

1

5-6

Взглядом пьешь и от счастья поешь

2

7

Чтобы совесть была чиста

1

8-9

Предания о Светлояре

2

10-11

Легенды о граде Китеже

2

12

Стихи о Светлояре

1

13

Нижегородские левши

1

14-15

Былины об Илье Муромце

2

16-17

Нижегородские загадки

2

18-19

О счастье, дружбе и порядочности

2

20

Смелость и находчивость любую силу одолеют

1

21

Счастье легким не бывает

1

22

Обобщающий урок

1

23-24

О, Нижний Новгород, ты град героев!

2

25

Великое имя России

1

26-27

Покровитель и молитвенник земли Русской

2

28-29

Нижегородское ополчение

2

30

Гордый сокол России

1

31

Будущего главные создатели

1

32

Нижегородские левши

1

33

Родина-мать зовет

1

34

Идет война народная: на переднем крае

1

35

Идет война народная: подвиги женщин на фронте и в тылу

1

36

Идет война народная: дети военной поры

1

37

Через года, через века – помните!

1

38

Урок-встреча с ветеранами ВОВ

1

39

Обобщающий урок-игра

1

40

Урок-экскурсия по родному краю

1

Содержание программы

4 год обучения

Найдешь ли краше и мудрее 

Взаимоотношения человека и природы в стихах нижегородских поэтов

и писателей

Ю.Адрианов. Багровая вечерняя луна. Матерь человечья. От Орла и до

Калуги. Нижегородье

В.Васильев. Родине

Ю. Копылов. Краю отчему

Н. Наталушко. Родное

И. Трубин. Голубушка-любушка. Мухомор. Необычный разговор.

Русская метелица. Простите, чибисы. Берёзовое блюдце.

Были и небывальщина 

Устное народное творчество нижегородского края:

Загадки.

Нижегородские народные скажи: Три брата — Утренник, Вечерник,

Полуночник. Семен Счастливый. Палица - тристопудовица.

Предания:.

Озеро — святыня. О Светлояре. Град невидимый. О граде Китеже. Как увидеть Китеж? Град Китеж-подводный. В город тот ход имеется. Про град Китеж.

Былины: Детство. Детство (отрывок). Исцеление (отрывок). Илья Муромец и Батый (отрывок). Последнее побоище с татарами.

В Оке и Волге отражаясь... 

Литературно-исторические произведения, отражающие неординарность, столичность и значимость Нижегородчины в становлении российской государственности: А. Гавришев. Ода Нижнему Новгороду. В. Каныгин. Песня о родном городе.

Ю.Адрианов. Смерть Александра Невского. Баллада о медном колечке. Я - нижегородец. Волжская столица. Фрески Феофана Грека. Светлояр. Накануне воззвания. Слово о площади Минина. А.Фигарев. Я родниковую струю... В. Кельдюшкин. Отошло торопливое лето... А.Зарубин. Дятловы горы. М.Шестериков. Земляки. Солдатская вдова. В.Костылев. Воззвание Минина. Дмитрий Михайлович Пожарский. Спасение России.

Н.Кончаловская. Не забудет наш народ доблесть русских воевод. Духовные, ратные и трудовые подвиги ни.жегородиев: Житие святого князя Александра Невского. Александр Невский и Городец. Великое княжество Нижегородское. Житие преподобного Серафима Саровского. В.Чкалов. Приключения в воздухе.

В.Лукин. Атака и только атака! Летать смело и умело. Василевский гипюр.

Дорога в бессмертие. Н.Лапутин. Герой с нами. И.Князева. Отец. Ветлужанки. Нам честь Отчизны дорога. Все для фронта, все для победы. К.Чеблукова. Он охранял небо над городом. А.Белова. Утраченное детство. Н.Синицын. В первые дни войны... Ю.Исаев. На фронт меня не взяли... О.Горюнова. Я и мои подружки...

Л.Милов. На небе облаков мазки...

Алые погоны.

Горьковчане - фронту (хроника военных лет)

Самые мирные профессии. Долгожданный доктор.

Д.Бирман. В безликой серости мелькающих вождей...

Это интересно: Старинные города и посады Нижегородского Поволжья.

История происхождения некоторых географических названий (Балахна,

Городец, Лысково, Васильсурск, Макарьев, Керженец, Кстово, Дивеево,

Кулебаки, Сокольское, Линда, Келя, Ветлута).

Достопримечательности своего района, населенного пункта.

Экскурсии: 1.Нижегородский государственный художественный музей

Нижегородские левши 

Шахунское ткачество. Строчевышивальный промысел. Кружева.

Народные традиции нижегородцев 

Православные, мусульманские и иудейские религиозные праздники. Нижегородская кухня. В.Карпочев. Колокола. Н.Ершов. Церковный звон. В.Быстрое. На открытии церкви...

Календарно-тематический план

4 год обучения

Тема занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1-2

Гнездо моё - Нижегородье

2

3

Матерь человечья

1

4

Ветви дерева России

1

5-6

Взглядом пьешь и от счастья поешь

2

7

Чтобы совесть была чиста

1

8-9

Предания о Светлояре

2

10-11

Легенды о граде Китеже

2

12

Стихи о Светлояре

1

13

Нижегородские левши

1

14-15

Былины об Илье Муромце

2

16-17

Нижегородские загадки

2

18-19

О счастье, дружбе и порядочности

2

20

Смелость и находчивость любую силу одолеют

1

21

Счастье легким не бывает

1

22

Обобщающий урок

1

23-24

О, Нижний Новгород, ты град героев!

2

25

Великое имя России

1

26-27

Покровитель и молитвенник земли Русской

2

28-29

Нижегородское ополчение

2

30

Гордый сокол России

1

31

Будущего главные создатели

1

32

Нижегородские левши

1

33

Родина-мать зовет

1

34

Идет война народная: на переднем крае

2

35

Идет война народная: подвиги женщин на фронте и в тылу

1

36

Идет война народная: дети военной поры

1

37

Через года, через века – помните!

1

38

Урок-встреча с ветеранами ВОВ

1

39

Обобщающий урок-игра

1

40

Урок-экскурсия по родному краю

1

Методическое обеспечение разделов рабочей программы 1 год обучения


Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Нижегородская народная игрушка из разных материалов

Беседы, коллективная игра, практические занятия, экскурсии

Речевая и поведенческая практика, экскурсия в лес

Технологическая карта, плакаты, таблицы

Презентация

сюжетно-ролевая игра, стихи о природе, проигрывание ситуаций, творческая работа

Нижегородская народная игрушка из бумаги

Рассказ-беседа, практические занятия

Диалоги, изучение правил опрятности, правил техники безопасности с ножницами

Таблицы, плакаты

Презентация

Нижегородская народная игрушка из дерева

Познавательные беседы, практические занятия

Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные

Плакаты, таблицы

Просмотр мультфильмов

Обсуждение с родителями, конкурсы рисунков, ярмарка деревянных изделий

Нижегородская народная игрушка из глины

Теория и практика-познавательные беседы, практические занятия по теме, творческие мастерские, мини-проекты, беседы-размышления

Вводная беседа, игры, беседы-размышления, ролевые игры, мини-выступления, работа в группах, сбор информации, анализ информации, презентация, умение публичного выступления, защита продукта проекта

работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями.

Медиамультипроектор, справочная литература, учебная презентация, просмотр видеофрагментов

Наблюдение за работой в группе, умение отвечать на вопросы, умение высказывать свои предположения, проявление творчества, умение вести дискуссии, диалоги, умение отсеивать лишнее, овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов, умение презентовать свои достижения, взаимодействия со сверстниками

Методическое обеспечение программы 2 класс

Раздел, темы

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

НАЙДЕШЬ ЛИ КРАШЕ И МУДРЕЕ

Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела.

Лекция.

Рассказ – беседа.

Презентация.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Подведение итогов.

Мы и наши соседи.

Сообщения.

Рассказ – беседа.

Презентация.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Совместное обсуждение.

Картины родной природы. Весна красна



Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации ,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Мини – сочинение.

Картины родной природы. Вспомним лето.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации ,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Иллюстрация.

Картины родной природы. Богатства осени.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации ,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Творческая работа по теме.

Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации ,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Иллюстрация.

Картины родной природы. Зимние пейзажи.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации ,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Иллюстрация.

Прекрасное рядом.

Практическое занятие.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации ,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Сочинение.

Путешествие по своему поселению.

Экскурсия,

рассказ .

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Презентация.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Совместное обсуждение.

Были и небывальщины

Как аукнется ,так и откликнется

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Всяк своего счастья кузнец

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Друг познается в беде

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

На языке мед , а под сердцем - лед.

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Чужой хлеб всегда вкусен.

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Авторские сказки

С. Афоньшина

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Итоговый урок. Лисьи проделки.

Практическое занятие

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Подведение итогов


В ОКЕ И ВОЛГЕ ОТРАЖАЯСЬ……

Наш город – Нижний Новгород

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Нижний Новгород – центр Нижегородской области и Поволжья

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Символы Нижнего Новгорода

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Нижегородский Кремль. Путешествие

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Нижний Новгород – богатый торговый город

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды


Религия и храмы Нижнего Новгорода.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Музеи.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Театральный Нижний.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Нижегородский транспорт.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

НИЖЕГОРОДСКИЕ ЛЕВШИ

Секрет золотой хохломы

Лекция , практическая работы

Презентация

Мультимедийный проектор, компьютер.

Изготовление поделки.

Городские сюжеты

Презентация

Мультимедийный проектор, компьютер.

Изготовление поделки.

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ НИЖЕГОРОДЦЕВ

Народные забавы юных нижегородцев.

Практическая работа.

Знакомство с правилами подвижных игр.

Спортивный инвентарь, площадка.

Веселые старты.

Традиции юных нижегородце.

Практическое занятие.

Презентация.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Подведение итогов.

Методическое обеспечение разделов рабочей программы 3 класс.


Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Найдёшь ли краше и мудрее

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Мозговой штурм

Презентация, плакаты, гербарии.

Викторина «Лекарственные растения».





Проект: «Нижегородская народная песня».

Были и небывальщины

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Прием «Да-нет», выделение общего

Презентация, сборники произведений.

В Оке и Волге отражаясь

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Мини-исследование

Презентация, литературные произведения по темам.

Конкурс рисунков.

Нижегородские левши

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Работа по домашнему заданию, презентация «Как подготовить презентацию», анализ собственного опыта.

Конкурс поделок.

Народные традиции нижегородцев

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями, методика проведения диалога и дискуссии

Инсценирование русских народных праздников.

План воспитательной работы кружка

на 2020-2021 учебный год

Воспитательная работа

Культурно-массовая работа

Методическая работа

1.Проведение инструктажей:

- по правилам пожаробезопасности,

- по правилам электробезопасности,

- по правилам поведения в кабинете и на занятиях.

2. Беседы о здоровом образе жизни.

3. подготовка к конкурсу «Новогодний сувенир». История елочной игрушки.

4. «Школа хороших манер» (воспитательное мероприятие)

1.Игры на знакомство, на сплочение коллектива

2.Организационная встреча с родителями

3.Игра «Путешествие по морю любимых занятий»

4. Экскурсия в парк за природным материалом

5. Сбор материала по теме «С чего начинается Родина», «Творчество, традиции, современность»

6. Коллективный проект «Новогоднее украшение кабинета»

1. Составление рабочей программы (календарно-тематического плана) объединения.

2.Работа по комплектованию микрогрупп

3. Проведение мониторинга в объединении

4. Разработка программы по самообразованию «Система оценки реализации дополнительной общеобразовательной программы»

5. Анализ работы за 2019-2020 учебный год

Литература

Научно – методическая

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.Сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников» Н.Новгород Нижегородский институт развития образования 2011 год.

3.Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы – нижегородцы!» В.Ф.Одеговой, доцента кафедры начального образования ГОУ ДПОН


  1. В трёх веках русской истории: к 110 – летию НГИАМЗ: сборник статей. – Н.Новгород, 2006 год
  2. Горячев В.А. Древний городец – Малый Китеж/ В.А. Горячев – М., 1993.
  3. Живихина И.Б. Нижегородские промыслы /И.Б. Живихина/ – Н .Новгород. 2007 год
  4. Забияко А.П. История древнерусской культуры /А.П.Забияко.– М.. 1995 г
  5. Иванова С.Ф. Введение во храм слова /С.Ф. Ивыанова/ М., 2006
  6. История нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона – Н. Новгород
  7. Макаров И.А. Жизнь Купецкая/ И.А. Макаров, Н.М. Синицына - Н.Новгород, 2008
  8. Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки ( 1817 – 1917)

9.Шангина И.И.Русские традиционные праздники СПб., 2008

10.Федоров В.Д. История Нижегородской области


Художественная

1.Афоньшин С.В. Городецкий пряник. Сказы и сказки Нижегородского края /С.В. Афоньшин – Н.Новгород. 1995

2. Адрианов Ю.А. Светорусье / Ю.А. Адрианов – Н.Новгород. 1991 год

3. Болдинское Братство: стихи российских поэтов – гостей Пушкинского праздника / сост. Ю. Адрианов – Н.Новгород. 1999г.

4.Былины. Сказания о богатырях земли русской – М., 2007

5. Ветеран, живущий рядом: материалы соц. Проекта «Ветеран, живущий рядом, посвящённого 60 – летию Победы в ВО войне / Нижегородская областная детская библиотека.

6. Герои Советского Союза – горьковчане. – Горький, 1985.

7. Град Китеж / сост. В.Н. Морохин. – Горький, 1989.

8. Ерёмин а. Волжская крепость: повесть /А.Еремин. – Горький, 1974

9. Жития святых для детей / сост. Протоиерей В.Ильенко – М., 2007

10. Жили - были сказочники6 сказки родного края / сост. В.н. Морохин. – Н. Новгород, 1990.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ САД - ЗЕЛЕНОЕ СЕРДЦЕ СЕЛА

Жарков Дмитрий Сергеевич

3 класс, МБОУ Кушнурская ОШ, Нижегородская область, село Кушнур

Научный руководитель: Шмило Ксения Владимировна

                                          Дорога в школу лежит через школьный сад. Так        

                                          называется зеленый островок, разделенный на несколько  D:\КСЮША\Работа\КСШ\2020-2021 учебный год\Фото\Лагерь сток\ШСП\IMG_20211018_120424.jpg

                                          частей узкими тропинками, заросший густым кустарником.

                                          Летом этого года школьный сад претерпел большие

                                          изменения: волонтеры школы, педагоги, выпускники  

                                          жители и гости нашего села занимались его расчисткой, а  

                                          затем и благоустройством. Работа кипела дружно и          

                                          слаженно, привлекая все новых помощников. Таким

                                          образом, представители разных поколений объединились,

                                          чтобы помочь «зеленому сердцу», отодвинув в сторону  

                                          свои первостепенные дела.

                                         

Цель работы: определение значимости школьного сада – зелёного сердца села для жителей разных поколений.

Мы предположили, что возможно, это место так важно для окружающих, так как оно тесно связано с их биографией. В ходе реализации проекта мы провели опросы, изучили материалы школьного музея и организовали интересную поисковую работу.

Вместе с учительницей, Зверевой Татьяной Александровной обратились за информацией к Киселеву Владимиру Николаевичу, сыну Киселева Николая Дмитриевича, руководившего школой в далекие 50-е годы прошлого столетия. В фотоархиве семьи Киселевых оказались редкие снимки, на которых запечатлены моменты посадки первых яблонь и кустарников в 1959 году. Данные работы проводились под руководством учителя биологии, Киселевой Лидии Дмитриевны, сестры Николая Дмитриевича.

Из материалов школьного музея мы выяснили, что о модернизации сада стали задумываться еще 10 лет тому назад. В работе «Молодежный мониторинг природных объектов» 2011 годауказано, что:

- сад заложен в конце 50-х годов прошлого столетия. Изначально здесь были посажены плодово – ягодные растения и кустарники, за которыми ухаживали учащиеся школы. Позже по периметру сада сформировался дендрологический отдел. В течение многих лет весенний яблоневый цвет вызывал восхищение жителей и приезжих, а богатый осенний урожай являлся неотъемлемой частью школьного питания.

- В 70 – е годы ХХ века, из – за сильных морозов, многие плодово – ягодные деревья погибли. В 80 – е годы была предпринята попытка обновления сада, но территория уже не охранялась, и многие яблони были выкопаны населением для собственных нужд.

- Общее экологическое состояние сада – удовлетворительное. Исследуемая территория благоприятна для посадки плодово – ягодных пород (недаром яблони существуют и все еще плодоносят более полувека); при соблюдении агротехник и повышении экологической культуры населения можно восстановить сад.

Таким образом, с течением времени из охраняемой зоны школьный сад перешел в общедоступный природный объект. В той же работе отмечено, что он – любимое место отдыха местных жителей. Поэтому постепенно силами школьного сообщества и местных жителей здесь начинает формироваться спортивная зона.

К работе прилагаются воспоминания очевидцев разных возрастов. Из них становится ясно, что:

- В то время в местных огородах сортовые яблони были редкостью, поэтомусад был недоступной для всех территорией.  Его охранял сторож с большой собакой.

- Учителя водили своих учеников в школьный сад на экскурсии, рассказывали о сортах яблонь и их различиях, проводили уроки рисования.

- Каждую весну у яблонь окапывали приствольные круги, убирали старые и сухие ветки. Окапывать яблони нужно в радиусе кроны и лопату втыкать в землю вдоль, а не поперек корней, чтобы не повредить корневую систему. Междурядья сада обкашивали вручную техслужащие и учителя школы.

- Каждый год 1 сентября в классы в больших ведрах яблоки приносили и каждому ученику кучками раскладывали на парты. И это были самые ценные подарки!

- В1964 году сад пришлось спасать от зайцев: ученики под руководством учителя биологии всю зиму и весну обвязывали стволы деревьев веточками, чтобы зайцы не смогли погрызть деревья.

Эту информацию подтверждает и моя бабушка, Морозова Алевтина Анатольевна, которая более 50 лет работает в школе.

Представители более молодого поколения (такие как мама -Жаркова Н.В.) вспоминают игры в «Лапту» или «Вышибалы», душистую дикую землянику и цветочные поляны в летний период; снежные крепости зимой.

Памятными для многих являются фотографии выпускников и учащихся школы на фоне цветущих нарядных яблонь и белоствольных берёз.

В 2021 году наша Кушнурская школа приняла результативное участие во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» и реализовала проект «Школьный сад - Перезагрузка».Результат налицо: обновлен видовой состав, проведены природоохранные действия, оформлены спортивная зона и зона отдыха, установлены информационные баннеры.

Таким образом, мы выяснили, что со школьным садом у жителей селасвязаны теплые, добрые моменты из жизни, поэтому он так значим для каждого. Кроме того, сад ассоциируется с людьми, которых очень уважают и ценят, несмотря на то, что некоторых уже нет в живых.

Значимость сада лично я смог проследить не только в отзывах жителей Кушнура, которые родились и выросли в разное время, но и из интервью разных поколений своей семьи.

 Теперь школьный сад стал частью моей биографии, и я горжусь, что смог внести свой вклад в его сохранение и преобразование!