Эрхим Багша-2021

Ухинова Алтына Вячеславовна

Материалы к районном конкурсу "Эрхим багша".

Конкурсное испытание № 1. Проведение фрагмента урока "Магазинда. Дэлгуур":

- технологическая карта к уроку;

- презентация к уроку;

- аудиозапись к уроку.

Конкурсное испытание № 2. Подготовка и проведение обучающего интерактива для родителей по теме "Эхэ турэл хэлэн - эрдэм бэлигэй эхин":

- конспект мастер-класса;

- видео проведённого интерактива с родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АМАР САЙН!

Слайд 2

САМСА БЭЭЛЭЙ МАЛГАЙ Y МДЭН ГУТАЛ ДЭЛГ YY Р ДЭГЭЛ ойм h он

Слайд 4

ДЭЛГУУР

Слайд 5

Ноябриин арбан найман Классай ажал Магазинда . Дэл г YY р.л

Слайд 6

Прослушай, как произносятся следующие слова. Обрати внимание на произношение согласного звука «г». Намда хайша хэрэгтэй . Намда самса хэрэгтэй . Намда бумбэгэ хэрэгтэй . Намда хайша хэрэггуй . Намда самса хэрэггуй . Намда бумбэгэ хэрэггуй .

Слайд 7

Наймаашан Худалдан абагша

Слайд 8

6. Прослушай диалог и узнай, что купила Сэсэг . Сэсэг : Сайн Байна ! Наймаашан : Сайн ! Шамда юун хэрэгтэйб ? С: Намда самса хэрэгтэй Н: Ямар самса ? С: Улаан гу , али ягаан . Н: Энэ улаан самса . Харыш даа . С: Энэ гоё самса . Би абахамни . Н: Зай аба , аба . h айн самса. С: h айн даа! Прочитай диалог и скажи, какую рубашку она купила. П рочитайте диалог по ролям. Р азыграйте его.

Слайд 9

ДЭЛГУУР ДЭЛГУУР

Слайд 10

Дахин уулзатараа баяртай !



Предварительный просмотр:

МУ «КУРУМКАНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

МБОУ «МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА имени В.С.АНИЩЕНКО»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

по теме:

«МАГАЗИНДА.ДЭЛГУУР»

Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Могойтинская СОШ имени В.С.Анищенко»

2021 г.

Технологическая карта урока

Предмет

Бурятский язык

Класс

4

Тема урока

"Магазинда.Дэлгуур"

Дата

18.11.2021

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Интерактивная: урок-игра

Цель урока

Организация познавательной деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению лексических единиц по теме «Магазинда.Дэлгууртэ»

Задачи урока

  • формировать речевые компетенции через говорение, чтение, аудирование, письмо;
  • развивать умение строить речевое высказывание (монолог/диалог) в соответствии с задачами коммуникации: расспрашивать на бурятском языке об отсутствии/наличии предметов/товаров, употреблять в речи грамматическую конструкцию на бурятском языке шамда юун хэрэгтэйб?/намда ... хэрэгтэй ( что тебе надо ?/мне  надо...);
  • содействовать повышению уровня учебной мотивации на уроке через игровые, интерактивные методы обучения;
  • развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • воспитывать способность к сотрудничеству, развивать коммуникативные навыки.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: владение новыми лексическими единицами по теме "Магазинда.Дэлгуур", умение  строить монологическую/диалогическую речь с использованием новых слов по данной теме в соответствии с речевой ситуацией, чтение и письмо на бурятском языке в соответствии с грамматическими, орфоэпическими  нормами.  

Метапредметные:

- Познавательные УУД: умение формулировать познавательную цель; осуществлять поиск и выделение информации;

- Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать свою учебную деятельность, выполнять действия по алгоритму; осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;

Личностныеустойчивая мотивация и познавательный интерес к учебной деятельности, интерес к изучению бурятского языка, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, вежливости.

Оборудование

ноутбук, мультимедийное оборудование, проектор, экран, аудиодиск, раздаточный материал для игры, реквизит

УМК

учебник бурятского языка "Амар мэндэ-э!", авторы Г-Х.Ц. Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева  

Педагогические технологии

игровая технология, ИКТ- технологии, обучения в сотрудничестве

Методы обучения

беседа, работа в парах, проблемный, игровой

Этапы занятия

Цель этапа

                 Деятельность  учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный  этап

Сайн байна, ухибууд! Я очень рада вас видеть.

Давайте в начале урока подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.

Аюр хубуун бэрхэ даа!

Сашамнай оролдосотой!

Танямнай харюусалгатай!

Данил хубуун hубэлгэн!

Карина басаган тургэн!

Дианамнай солбон!

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

Получают положительный эмоциональный настрой.

 Регулятивные:

волевая саморегуляция, планируют необходимые действия

Личностные:

положительно относятся к учению;

Коммуникативные:

умение  настроиться на общение, сотрудничество

2. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке бурятского языка?

Правильно, бэрхэнууд! Мы проходили тему "Одежда. Хубсаhан".

А теперь, посмотрите, что вы видите на экране? (слайд). 

Малгай      Дэлгуур  

Самса      

Дэгэл

Бээлэй

Умдэн

Оймhон

Гутал

Молодцы! Мы повторили все изученные слова.

Отвечают на вопрос учителя.

Называют предметы одежды на бурятском языке, дополняют ответы друг друга.

Читают слова, отрабатывают навыки звукопроизношения бурятских слов.

Личностные: мотивация к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся умения.

Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу, умеют строить логическое рассуждение и делать выводы,

Регулятивные: планируют необходимые действия,  выстраивают алгоритм действий,

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

- Посмотрите на экран. А какое слово вам незнакомо? Может вы где- нибудь видели, слышали это слово?

Слайд ФОТО "Абсолют"

- Что здесь изображено?

- Да, это большой магазин. Вы были там?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Магазинда.Дэлгуур")

- Чему мы должны научиться?

-Да, правильно, сегодня мы с вами будем говорить про магазин. И узнаем новые слова, научимся говорить на бурятском языке, вести диалог с продавцом.

- Прочитаем еще раз это новое слово: Дэлгуур.

- Сколько слогов? Сколько букв? Какая гласная долгая?

Откройте тетради, запишите дату урока, тему

Ноябриин арбан найман

Магазинда.Дэлгуур.

Называют незнакомое слово

Высказывают мнения,

рассматривают фото

Формулируют  тему и цель занятия, планируют совместную деятельность.

Поиск, учебное исследование незнакомого слова (выполняют фонетический, орфоэпический, лексический, графический анализ слова)

Читают слово

Проговаривают по слогам

произносят долгую гласную УУ

записывают в тетрадь дату, тему урока

Личностные: мотивация к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся умения.

Регулятивные: развивать умение самостоятельно формулировать тему и учебную задачу урока

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи, обосновывают высказанное суждение.

4. Учебно-познавательная деятельность. Открытие новых знаний.

- А вам нравится ходить в магазин?

- Кто в вашей семье чаще всего покупает вещи, ходит в магазин?

- Да, нам в жизни нужно много вещей, одежды, продуктов питания и многое другое. Мы все необходимое покупаем в магазине. И поэтому важно научиться говорить на бурятском языке шамда юун хэрэгтэйб?/намда ... хэрэгтэй ( что тебе надо ?/мне  надо...)

- Предлагаю вам открыть учебник  на стр.77 (упр.1)

Задание: Прочитайте предложения. Обратите внимание на произношение согласного звука "Г"

Намда хайша хэрэгтэй/ Намда хайша хэрэггуй

Намда самса хэрэгтэй /Намда самса хэрэггуй

Намда бумбэгэ хэрэгтэй /Намда бумбэгэ хэрэггуй

- Заа, бэрхэнууд, молодцы!

- Я вам предлагаю работу по картине, это упр. 6 стр.79.

-Кого вы видите на картине? Что изображено? (басаган, наймаашан, худалдан абагша, самсанууд...) Где они находятся? (в магазине -дэлгууртэ)

 Задание: чтение по ролям диалога "Магазинда"

Новые слова: наймаашан, худалдан абагша Микроитог: Какие слова вы узнали сейчас? (дэлгуур, наймаашан, худалдан абагша)

-Бэрхэнууд!

Участвуют в практико-направленной беседе, рассказывают, кто в семье ходит в магазин, покупает вещи, продукты, как сами помогают родителям.

Читают предложения

Переводят высказывания

Описывают картину

Называют предметы

Работа в парах, читают по ролям

Записывают новые слова

 

Познавательные:  

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации,

Регулятивные: планировать пути достижения цели в совместной деятельности в группе, владеть основами самоконтроля, определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с установленными критериями.

Коммуникативные:

 -умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей, работать в группе

5. Физкультминутка

-Давайте сейчас сделаем физминутку.

Иишээ, тиишээ

Саашаа, наашаа

Доошоо, дээшээ

Шалаа гараа!

Выполняют упражнения физминутки

Закрепление знаний и творческое применение способов действий в новых ситуациях (интерактивная игра)

-А теперь предлагаю вам ролевую игру.

Вы будете в роли продавца/покупателя

В начале посмотрим алгоритм, согласно которому будем составлять диалог

1. Амаршалга    Слайд

2. Асуудал

3. Харюу

4. Хахасалга

Составьте диалог:

1 пара:

- Сайн байна! Намда самса хэрэгтэй?

- Сайн байн! Ямар самса?

- Улаан самса!

- hайн даа! Баяртай!

-Баяртай!

2 пара:

- Сайн байна! Намда малгай хэрэгтэй?

- Сайн байн! Ямар малгай?

- Сагаан малгай хэрэгтэй!

- hайн даа! Баяртай!

-Баяртай!

3 пара:

- Сайн байна! Намда бээлэй хэрэгтэй?

- Сайн байн! Ямар бээлэй?

- Ногоон бээлэй хэрэгтэй!

- hайн даа! Баяртай!

-Баяртай!

Вывод по игре:

-Вам понравилась игра?

-Какие новые слова мы узнали? Чему научились?

- Оцените, пожалуйста, свою работу.

- Бэрхэнууд! Молодцы! Мы научились использовать новые слова.

Если все сказали правильно – покажите 5 пальцев –табан, если были вопросы – 4 (дурбэн), если были затруднения – 3 (гурбан)

-Мне понравилось работать с вами, вы показали хорошие знания, все приняли активное участие.

Составляют, обсуждают  алгоритм

Сообща находят выход из проблемных ситуаций, распределяют задания в паре, выполняют задания игры.

Участвуют в диалоге

Называют новые слова, подводят итог игровой деятельности

Осуществляют самооценку своей деятельности на данном этапе урока

Познавательные:  

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации,

Регулятивные: планировать пути достижения цели в совместной деятельности в группе, владеть основами самоконтроля, определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с установленными критериями.

Коммуникативные:

 -умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей, умение работать в группе/паре

6. Рефлексия.

Подведение итогов.

- Ребята, скажите, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали?

-Что нового вы узнали?

- Вам было интересно? Вам понравилось?

- Оценки за урок получают:  

 

Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод: что нового узнали на уроке

Высказывают своё мнение.

Делятся впечатлениями от игры, осуществляют рефлексию.

Регулятивные: осуществлять оценку деятельности

Коммуникативные:

- умение строить высказывания; умение формулировать своё мнение и позицию

Познавательные:

- оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

-демонстрируют устойчивую мотивацию и  положительное отношение к учебной деятельности

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

-Ребята, я предлагаю вам выполнить домашнее задание разного уровня сложности: упр. 7 стр. 80-81. Дома вы выберете одно из заданий:

Задание базового уровня:

  • прочитать слова и словосочетания и перевести их с помощью словаря

Задание среднего уровня:

  • прочитать рассказ и определить последовательность частей текста

Задание повышенного уровня:

  • прочитать рассказ, определить последовательность частей текста и ответить на вопрос: Буряадууд ямар сай ууудаг бэ?

- Ребята, я благодарю вас за работу. Баяртай!

Получают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают в дневник упр. 7, стр 80-81

Регулятивные:  

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей



Предварительный просмотр:

Мастер класс для родительского интерактива

 «Эхэ турэл хэлэн – эрдэм бэлигэй эхин»

ФИО: Ухинова Алтына Вячеславовна

Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ «Могойтинская СОШ им. В.С. Анищенко»

1)Багша айлшадые амаршална. Эжы абанарые духэриг болохыень урина.

- Амар мэндэ, хундэтэ эхэ эсэгэнэр! Таанадтаа ехэ баяр хургэнэб.  Духэриг боложо зогсохыетнай уринаб. Заа, энэ духэригнай юундэ адли  гээшэб?

-  Алтан наранда

-  Газар дэлхэйдэ

- Гэрэй гуламтада

 -Буряад hэеы гэртэ

- Заа, хундэтэ эжынэр, зуб хэлэнэт.

- Буряад зондо hэеы гэр ехэ гунзэгы удха шанартай. Энэ манай гэр, гал гуламта, гэр булэ болоно. hанаат узэгты, манай гарнууд hэеы гэрэй хананууд шэнги байна. hэеы гэрэймнай бата бэхи байхын тула, бидэ, эхэ эсэгэнэр, хуугэдтээ тушэг тулгуури болохо ёhотойбди.     Урданай ёhо заншалнуудаа мартангуй дамжуулха уургэтэй болонобди.

- Буряад арадаймнай хумуужэлгын ёhо заншалнуудые энэ алтан абдар сооhоо абая.  

-7 (Эхэнэрэй долоон шанар)

  1. Оедол
  2. Эхэ эсэгэеэ гурбан зоолэноор ургэхэ
  3. Ухибуудээ hайнаар ундылгэхэ
  4. Гуламтаяа сэбэрээр байлгаха.
  5. Мал адууhаяа ажаллаха.
  6. Эдеэ амтатайгаар шанаха.
  7. Эрэ нухэроо, ороhон айлшадаа хундэлхэ.

Эрын юhэн эрдэм:

  1. Нарин урлал
  2. Агнуури
  3. hур харбалга
  4. Моришо хаба
  5. Ташуур
  6. Шудэр
  7. hээр  шаалга
  8. Дархалха
  9. Барилдаан

- Эжынэр басагадаа энэ долоон шэнжэдэ hургажа, эсэгэнэр хубуудээ эрын  9 эрдэмтэй болголхоёо оролдохо ёhотойбди.  Ухибуудые хумуужулгэ турэл буряад хэлэнтэймнай нягта холбоотой. Муноо уе сагта ухибууднай турэл хэлэеэ муу мэдэнэ. Турэл хэлэн дээрээ хоорэлдэхэдоо тулюур байна. Багаhаа хойшо яажа буряад хэлэеэ hонирхуулан узэхэ, мэдуулхэб гэжэ хамта оролдохо ёhотойбди.  

- Харагтыдаа, манай турэл хэлэмнай энэ зула мэтэ бадаржа байхынь тулоо, бидэ юу хэхэ ёhотойбди?

- Буряад хэлэн дээрээ гэртээ хоорэлдэхэ

- Еhо заншалаа сахижа, уг гарбалаа мэдэхэ

-Уури хуугэдтээ  буряад хэлэн дээрэ номуудые уншаха

- Наада наадажа, амтатай буряад эдеэгээ шанажа байха ёhотойбди!

- Арадай алтан абдар соомнай ямар заабари, hургаалнууд байнаб гэжэ харая.

1. Шагай (буряад арадай наадануудта ухибуудээ hургаха тухай хэлэнэ)

2. Хадаг (Буряад монгол зоной дээдын бэлэг, Будда бурханай hургаалай нангин hулдэ)

3. Буряад ном(Гэртээ ухибуудтээ буряад онтохонуудые, номудые уншажа байха тухай)

4. Уг гарбал (уг гарбалаа мэдэхэ еhотой)

5. Сагаан эдеэн (сагаан эдеэн буряад арадай эдеэн соо ехэ уури эзэлдэг, утха шанартай эдеэн гээшэ)

6. Буряад дэгэл (Хун ахатай, дэгэл захатай; Буряад заншалта хубсаhаяа мэдэхэ тухай хэлэнэ)

- Зуб хэлэнэт даа! Тиимын тулоо гэртээ турэл хэлэн дээрээ хоорэлдэхэ ёhотойбди, ёhо заншалаа сахижа, уг гарбалаа мэдэжэ, ури хуугэдтээ  буряад хэлэн дээрэ номуудые уншажа, наада наадажа, амтатай эдеэеэ шанажа байха ёhотойбди.

Иигэжэ гэр булэ соогоо ухибуудээрээ буряад хэлэндээрээ хоорэлдэжэ,  буряад хэлэеэ hэргээжэ, дээшэнь ургэхэ гээшэ, манай уялга болоно. Буряад хэлэн дээрээ ухибуудтэ номуудые уншажа байха гэжэ уреэгээд, таанадтаа буряад хэлэн дээрээ бэшэгдэhэн номуудые бэлэглэнэм.

-Ажалдаа амжалтатай элуур энхэ амгалан байдалтай буряад хэлэеэ дээрэ ургэжэ ябахыетная, болтогой!