Методическое обеспечение

Андреева Елена Александровна

Разработки занятий

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

ХV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

(РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ

H:\опыт Андреевой Е\фото с детьми\Андреева Е.А..jpg

Андреева Елена Александровна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединения: «Юный конструктор»

Образование: среднее специальное: Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», преподавание в начальных классах, учитель начальных классов, 2015г; Автономная некомерческая организация дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», оператор электронно-вычислительных машин, 2016г.

Стаж педагогической работы: 10 лет

Стаж работы в данном учреждении: 10 лет

Лянтор. 2019

Пояснительная записка

Методическая разработка занятия по теме  «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб». Занятие  составлено на основе модульной дополнительной общеобразовательной программы технической  направленности «Юный конструктор» (утверждена на заседании методического совета, протокол № 1 от 03.05.2018г., модуль 1, количество часов в неделю-4, в год-168 ч.). Занятие разработано для обучения в  объединении «Юный конструктор» в группе обучающихся младшей возрастной категории (5-8 лет) В группе 15 обучающихся от 5 до 8 лет. При планировании занятия учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Тема: «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб»

Цель: формирование представлений о способах работы с конструктором: о видах деталей; о способах соединения: о работе с технологической картой; о правилах безопасного поведения при работе с конструктором.

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей о роботах, робототехнике.
  2. Познакомить с историей развития робототехники в мировом сообществе и в частности в России.
  3. Познакомить детей с   основными деталями образовательного конструктора Технолаб, терминологией, правилами и техникой безопасности при работе с ним.
  4. Обучить правилам соединения деталей конструктора между собой и демонтажа конструкции.
  5. Научить детей работать с технологической картой.
  6. Инициировать творчество детей на построение моделей по собственному замыслу из деталей конструктора.
  7. Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление.
  8. Совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Оборудование: Мультимедиа система (ноутбук, проектор, интерактивная доска). Конструктор Технолаб (предварительный уровень).

Материал: раздаточный - набор необходимых деталей конструктора Технолаб (предварительный уровень) для каждого ребёнка, Д.А. Каширин, А.А. Каширина рабочая тетрадь для детей 5-8 лет

демонстрационный - презентация «Роботы», видеоролик о роботах и роботостроении.

        

Конспект занятия по конструированию роботов

с детьми 5-8 лет на тему:

Тема: «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб»

Цель: формирование представлений о способах работы с конструктором: о видах деталей; о способах соединения: о работе с технологической картой; о правилах безопасного поведения при работе с конструктором.

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей о роботах, робототехнике.
  2. Познакомить с историей развития робототехники в мировом сообществе и в частности в России.
  3. Познакомить детей с   основными деталями образовательного конструктора Технолаб, терминологией, правилами и техникой безопасности при работе с ним.
  4. Обучить правилам соединения деталей конструктора между собой и демонтажа конструкции.
  5. Научить детей работать с технологической картой.
  6. Инициировать творчество детей на построение моделей по собственному замыслу из деталей конструктора.
  7. Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление.
  8. Совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Оборудование: Мультимедиа система (ноутбук, проектор, интерактивная доска). Конструктор Технолаб (предварительный уровень).

Материал: раздаточный - набор необходимых деталей конструктора Технолаб (предварительный уровень) для каждого ребёнка, Д.А. Каширин, А.А. Каширина рабочая тетрадь для детей 5-8 лет

демонстрационный - презентация «Роботы», видеоролик о роботах и роботостроении.

Ход занятия

  1. Введение в игровую ситуацию.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет увлекательное путешествие в «Мир Технолаб». Вы знаете, что это за мир?

Дети: Дают ответы.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Педагог: Ответ на этот вопрос я дам вам чуть позже, а сейчас загадка.

Сам металлический,

Мозг электрический.

Дети: Робот.

Педагог: Правильно.

  1. Создание учебно-проблемной ситуации, постановка цели.

Педагог: А что такое робот и кто его создал, с какой целью?

Дети: Дают ответы.

Педагог: Робот — многоцелевая машина, отличающаяся от обычного автомата, гибкостью и универсальностью выполнения различных операций.

Создали роботов – люди, с одной целью – помогать им, освобождая от работ, связанных с опасностями для здоровья или с тяжелым физическим трудом, а также от простых монотонных операций, не требующих высокой квалификации.  А еще они могут защищать, развлекать и учить нас! Термин «робот» был впервые введен К. Чапеком в 1920 году, где роботом называли механических людей. А как вы думаете, кто и когда впервые изобрел робота?

Дети: Высказывают предположения.

Педагог: Самый  первый робот появился в СССР, а случилось это так: в 1937 году робот, похожий на человека и умеющий делать одно действие - поднимать руку, считался достаточно значимым событием, чтобы показать его на Всемирной выставке в Париже. Так и вошел в историю робот, созданный...15-летним подростком, Вадимом Мацкевичем. Он назвал его В2М, т.к. в его инициалах две буквы В и одна М.

Просмотр презентации «Роботы».

Педагог: А что же могут современные роботы?

Дети: Дают ответы.

Педагог: Посмотрите на следующие слайды, и попробуйте отгадать, в каких еще сферах жизни они трудятся?

Просмотр презентации «Роботы».

Дети: Роботы могут работать на производстве, заменяя людей на линии сборки, например, автомобилей, а могут полететь в космос – на Луну, Марс!

Педагог: Как называются такие роботы?

Дети: Луноходы, Марсоходы. А могут исследовать глубины океанов, морей, работать вместе с полицейскими, защищая их жизни, или перевозить тяжелые грузы, помогая военным!

Педагог: Да, сегодня роботы перестали быть чем-то необычным, они все больше заполняют нашу жизнь, проникая во все ее сферы. Наука не стоит на месте, благодаря усилиям ученых, которые совершенствуют технологии и внедряют инновационные методы. Роботы не только помогают человеку, но и становятся все больше похожи на него. Самые новейшие модели способны копировать движения человека и обладают определенными интеллектуальными способностями. Давайте посмотрим видео «10 самых современных роботов в мире».

Просмотр видео «10 самых современных роботов в мире».

Педагог: Какой робот вам понравился?

Дети: НАО Робот и АСИМО Робот, потому что они могут проявлять эмоции, узнавать людей и танцевать!

Педагог: Как вы думаете, какая страна является лидером в робототехнике?

Дети: Дают ответы.

Педагог: Япония – признанный лидер в области робототехнике в мире. Но Робототехника в России является одной из важнейших отраслей для будущего технологического и экономического развития страны. Роботы уже давно активно используются в российской промышленности, армии, МЧС и других силовых ведомствах, в научных исследованиях и в сфере образования. Россия является признанным мировым лидером в области разработки и производства боевых наземных роботов (первый в истории боевой робот — телетанк был разработан в СССР). Исторически Россия также является лидером в области космической робототехники (первый искусственный спутник и первый робот-планетоход также были созданы в СССР).

Однако потенциал применения роботов гораздо выше современных масштабов их использования. В России пока ещё очень мало роботов, рассчитанных на частного и коммерческого массового потребителя.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, с какой целью мы сегодня говорили о роботах?

Дети: Мы сегодня говорили о роботах, потому что мы их будем строить?!

Педагог: Правильно! А из чего? У нас есть такое оборудование?

Дети: Да! Конструктор!

Педагог: Правильно! И этот конструктор называется – образовательный робототехнический модуль Технолаб! Теперь вы понимаете, почему вам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир Технолаб! Мы будем учиться конструировать модели роботов различного назначения. Но сначала надо познакомиться с правилами техники безопасности при работе с конструктором и основными деталями конструктора.

Запрещается:

  1. Вскрывать самостоятельно батарейный блок.
  2. Помещать блок ЦМ-15 в воду.
  3. Брать детали в рот.
  4. Бросать детали в огонь.
  5. Бросать детали (особенно ЦМ-15, при сильном ударе может сломаться!)

Рекомендуется:

  1. При моделировании конструкции работать с конструктором только на столе.
  2. Перед началом работы с блоком ЦМ-15 необходимо разместить в него 2 аккумуляторные батареи типа ААА
    (пальчиковые батарейки).
  3. Для корректной работы блока ЦМ-15 необходимо правильно установить аккумуляторные батареи.
  4. Для запуска и остановки мотора в блоке ЦМ-15 нужно нажать красную кнопку.
  5. Все элементы конструктора хранить в контейнере.

Педагог: А теперь давайте познакомимся с правилами соединения деталей и их демонтажа. Основными элементами для крепления конструкции являются заклепки, а для разъединения элементов используется специальный элемент – разделитель.

Практический показ педагогом соединения деталей и их демонтажа.

  1. Самостоятельное применение нового знания. Подгрупповая работа.

Дети самостоятельно соединяют и разъединяют 2-3 пластины, используя короткие и длинные заклепки и разделитель.

Педагог: А теперь давайте познакомимся с основными элементами конструктора.

Основные элементы конструктора Технолаб.

Главная деталь конструктора – управляемый блок ЦМ-15 (батарейный блок с мотором) с пятью позициями вращения. Для запуска и остановки мотора в блоке ЦМ-15 нужно нажать красную кнопку.

Перфорированные пластины разных размеров.

Колеса                              Полусфера               Треугольная пластина    Пластина в форме дуги

уголки   шины         пластины с боковым креплением и другие.

Со всеми деталями познакомимся постепенно по мере конструирования роботов    различного назначения. А сейчас я предлагаю познакомиться с технологическими картами, которые представляют собой пошаговую инструкцию по конструированию определенного робота. Итак, внимание, откройте рабочую тетрадь на странице 15 -«Собери улитку». На странице 16 вы можете увидеть элементы и количество конструктора, необходимого для конструирования робота, а на странице 17 – пошаговую инструкцию. Шаг 1 – взять блок ЦМ-15 и повернуть его красной кнопкой вверх, четырьмя заклепками закрепить перфорированную пластину размером 5х7 и так далее.  

  1.  Самостоятельное применение нового знания. Индивидуальная работа.

Педагог: А сейчас, ребята, я предлагаю вам придумать и построить робота по собственному замыслу или с использованием технологической карты построить улитку.

Дети самостоятельно конструируют роботов по замыслу или с использованием технологической карты. Педагог оказывает  необходимую помощь.

  1. Фронтальная работа.

Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю презентовать вам свои работы.

Проходит коллективная оценка работы по вопросам: есть ли ошибки в постройке, нравится конструкция роботов.

  1. Рефлексия.

Педагог: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали, о чем говорили?

Дети: Мы говорили о роботах, робототехнике в мире и истории развития робототехники в России. Оказалось, что первого робота сконструировали в СССР в 1937 году. Его назвали В2М в честь изобретателя, которому было всего 15 лет. Познакомились с робототехническим конструктором Технолаб и построили первых роботов.

Педагог: Как вы думаете, важно ли для вас научиться строить роботов с использованием образовательного робототехнического конструктора нового поколения?

Дети: Дают ответы.

Педагог: Ребята, прежде чем расстаться, я предлагаю вам поиграть. Подойдите к интерактивной доске, что это за картинка?

Дети: Это роботы!

Педагог: Отлично! Обратите внимание на фон слайда, какой он?

Дети: Как светофор: красный – желтый – зеленый.

Педагог: Внимание, условие! Если вам было все понятно и легко, то возьмите робота и поместите его на зеленую полоску. Если были затруднения в работе, то возьмите робота и поместите его на желтую полоску. А если было трудно и непонятно, то возьмите робота и поместите его на красную полоску. Подумайте и сделайте свой выбор!

Дети формулируют самооценку конечного результата.

Педагог: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, получите титулы Профессора. Наше занятие закончилось. До свидания, до новых встреч!

                         


Предварительный просмотр: