Представление опыта работы

Андреева Елена Александровна

Приказы о выступлениях на семинарах, августовских конференциях

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Наименование практики. Образовательная робототехника как средство развития общенаучных и технологических компетенций конструирования и проектирования у детей 5-11 лет.
  2. Место реализации практики и целевая аудитория. Данная практика реализовывалась в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества» (г.Лянтор), МАУДО «ЦДТ».  Адрес: 628433, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, г.п. Белый Яр,  ул. Лесная, 8 – б; г. Лянтор, 6 мкр., строение 50. Адрес электронной почты: rcdt61@mail.ru. Практика реализовывалась с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста (5-7 лет).
  3. Актуальность практики. Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Современный ребенок, в большинстве случаев, видит, играет и получает уже готовые предметы: игры, игрушки, предметы быта и т. д. И многие из них даже не задумываются, из чего эти предметы сделаны, как и где их производят. В наше время взрослые делают детей «истинными потребителями», не предоставляя им возможность самим создавать вокруг себя свой мини-мир. Мир, в котором ребенка должны окружать конкретно ему необходимые, им самим созданные вещи. Идя на поводу у ребенка родители покупают детям, не достигшим школьного возраста, «гаджеты»: игровые приставки, планшеты, телефоны и т. д. Сами взрослые отдают предпочтение работе, интернету и телевидению, отодвинув общение друг с другом и с детьми. Конечно, это касается не всех семей. Однако, дети большую части времени, находясь дома, предоставлены сами себе: в лучшем случае они рисуют или играют в игрушки, в худшем – сидят за «гаджетами».

        Исходя из вышесказанного, можно понять, почему современные дошкольники и младшие школьники имеют слабо развитые: воображение, логическое и творческое мышление, мелкую моторику; они не усидчивы и не внимательны. Детям не предоставляется возможность творить, создавать, достигать каких-то своих целей опытническим путем, методом проб и ошибок.

        А ведь современным детям предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. На данном этапе развития страны наиболее востребованными  являются профессии, связанные с программированием, конструированием,  инженерным делом. На заседании Совета по науке и образованию В.В. Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. Очевидно, что современное образование немыслимо без робототехники. Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. В связи с тем, что использование в будущем роботов в быту и на производстве потребует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехникой, становится необходимым вести популяризацию профессий, связанных с их обслуживанием: программиста,  инженера, мастера по наладке компьютеров и т.д. То есть, развивать у обучающихся общенаучные и технологические компетенции, то есть, инженерное мышление.

        По Т.В. Кудрявцеву инженерное мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии.

        Актуальность выбранной темы определяется необходимостью вести пропедевтическую работу в техническом направлении для создания базы, позволяющей совершить плавный переход к обучению в начальной школе, затем к дисциплинам среднего звена (информатике, физике, биологии, технологии, геометрии). В связи с особенностями градообразующих предприятий города Лянтор, проблемой являются: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов; недостаток видов деятельности, обеспечивающих формирование у воспитанников инженерных навыков и опыта программирования. Еще одной проблемой является отсутствие опыта, программы, обеспечивающей формирование у детей технических навыков в области программирования и инженерного дела.

  1. Инновационный характер практики. Новизна заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников и младших школьников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Нестандартность, оригинальность заключается в интегрировании различных общеобразовательных предметов:
  • Естественные науки: изучение процесса передачи движения и преобразования энергии, ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса, понимание того, что трение влияет на движение модели.
  • Технология (проектирование): создание и программирование действующих моделей, интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей, использование программного обеспечения для обработки информации, умение работать с цифровыми инструментами и технологическими системами, сборка, программирование и испытание моделей.
  • Математика: измерение времени, расстояния, использование чисел для задания звуков и продолжительности работы мотора, при измерениях и при оценке качественных параметров, установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния, между положением модели и показаниями датчика наклона, использование таблиц для отображения и анализа данных, построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам, программирование заданного поведения модели.
  • Развитие речи: общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов, подготовка и проведение демонстрации модели, описание логической последовательности событий, оформление визуальными и звуковыми эффектами, применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.
  1. Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.

Цель: способствовать формированию у обучающихся общенаучных и технологических навыков конструирования и проектирования, приемов сборки и программирования робототехнических средств.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся первичное представление о робототехнике, её значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
  • приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
  • сформировать у обучающихся представление об основных приемах сборки и программирования робототехнических средств в средах: LEGOWedo, LEGO DigitalDesigner,  Технолаб.
  • научить обучающихся применять на практике приемы сборки и программирования робототехнических средств;
  • способствовать развитию мелкой моторики, творческой инициативы, самостоятельности, способности логически мыслить, анализировать;
  • организовать условия для формирования у обучающихся  навыков самостоятельной деятельности, умений работать в коллективе.
  1. Содержание практики. Востребованность развития широкого кругозора воспитанников и формирования предпосылок основ технологического (инженерного) мышления способствовали разработке программы «Основы робототехники» по развитию конструктивного мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами робототехники. Модульная дополнительная общеобразовательная программа «Основы робототехники» имеет техническую направленность, разработана на основе книг для учителя по работе с конструкторами Перворобот LEGO® WeDo”. Технолаб.  Программа         разработана        в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.

Опираясь на стратегию развития инженерного мышления, которая включает в себя: проблемную ситуацию, конструирование (последовательное построение конструкции), инженерные и конструктивно-технические знания (знания о единстве конструирования и конструкции), осознали необходимость разработки модулей программы: «Конструирование», «Решение прикладных задач».

  • Модуль I. Конструирование – 68ч/2 часа в неделю. Основной предметной областью данного модуля является  познание в области естественно – научных и технических представлений  о роботах, их происхождении, предназначении и видах, правилах робототехники, особенностях конструирования, приемах сборки и программирования.
  • Модуль 2. Решение прикладных задач – 100 ч/2часа в неделю. Основной предметной областью является естественно - научное представление и развитие технологических компетенций. Модуль направлен на развитие творческой фантазии детей. Они конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу.

Отличительная особенность данной образовательной программы в том, что она сочетает в себе основы  программирования и составления программ в различных средах: LEGOWedo, LEGO DigitalDesigner,  Технолаб.  

Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на детей 5-11 лет. Занятия проводятся в группах согласно  расписания 2 раза в неделю по 2 часа (168 час.), из них – 2 часа отводится на индивидуальную работу.

Образовательная робототехника занимает особое место – это навыки XXI века в чистом виде. Здесь все, что связано с программированием, моделированием, конструированием, решением проблем. И во главе всего – проектная деятельность: работа в команде, поиск оптимальных решений, навыки отстаивания собственных идей и умение быть лидером, коллегой. Огромное разнообразие технических средств даёт возможность сделать игру, познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Одной из таких новинок являются наборы LEGO WeDo, Технолаб, которые включают в себя конструктор и программное приложение к нему. Данные конструкторы-это не игра в прямом смысле. Это, скорее, обучение с удовольствием – совсем другой, более высокий уровень мотивации к получению знаний, который ведет к успешной учебе и осмысленному познавательному процессу. Данные конструкторы позволяют детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и предоставляют им инструкции, инструментарии и задания для интегрированных проектов. Обучающиеся  собирают и программируют модели, используют их для выполнения задач. Работая индивидуально, парами или в командах, проводят исследования, обсуждают идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo включает в себя  158 элементов (включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния), позволяющие сделать модель более маневренной и «умной». Через USB LEGO-коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo™. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора, комплект содержит 12 заданий. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. В процессе работы с данным конструктором особое внимание уделяю формированию представления детей о взаимосвязи программирования и механизмов движения. Что происходит после запуска и остановки цикла программы? Как изменить  значение входных параметров программы?  Какие функции выполняют блоки программы?  Дети знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами, исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Изучают  принцип действия рычагов и кулачков, знакомятся с основными видами движения.

Данный конструктор раскрывает перед детьми понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятиях «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «нищу». На занятии «Рычащий лев» ученики программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется и датчик расстояния обнаруживает приближение земли. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» воспитанники используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.

Программное обеспечение Технолаб – это базовые робототехнические наборы, предназначенные для группового и индивидуального применения. Рекомендации содержат руководства по сборке не менее 25 различных моделей на базе базового набора, поясняющие теоретические материалы. При организации и проведении занятий с данным конструктором использую систему формирования творческого конструирования, состоящую из трех частей: экспериментирование с материалом вне постановки каких-либо задач — вначале с деталями конструктора, а затем с набором блоков разной конфигурации, составленных педагогом из этих деталей; решение проблемных задач на развитие воображения: достраивание блоков-каркасов разной конфигурации,  в форме загадок типа: «Это недостроенная фигура, подумай и скажи, что я начал строить и   дострой», на формирование обобщенных способов конструирования (использование умения экспериментировать с новым материалом): новые образы строятся способом «опредмечивания» (создание новых целостностей на одной основе) или способом «включения» (использование заданной основы в качестве детали разных ценностей); организация конструирования по собственному замыслу. Новизна тематики и содержание конструкции — в богатстве замыслов и оригинальности способов их реализации, в умственной активности детей, которые проявляются в поисках разных вариантов решения.

При знакомстве детей с конструктором стараюсь повторить и закрепить знания тех геометрических фигур, которые содержатся в данном конструкторе. Даю детям самим попробовать соединить разные детали конструктора, обсудить, как они соединяются, создать несколько несложных плоскостных фигур. Обучаю пользоваться схемами-подсказками. Эти задания всегда совместные, дети сами объединяются в группы по 2-4 человека. После завершения работы обсуждаем конструкции, дети показывают, что у них получилось.

Далее, когда дети уже овладели плоскостным строительством, предлагаю из простых геометрических фигур сделать объемные (например, из шести квадратов сделать куб, из квадрата и четырех треугольников - четырехугольную призму). Фигуры создаются по образцу, по схеме, по словесной инструкции.

На третьем этапе задания усложняются. Из уже известных нам объемных фигур (куб, призма), предлагаю детям создать простые постройки / конструкции по теме. Например, построить теремок (героя выбираем по своей тематике, например, мышка-норушка, лягушка-квакушка и другие герои сказки «Теремок»).

На следующем этапе занятий усложняю задачу, предложив детям создать более сложные постройки / конструкции, объединенные общей темой. Например, сложная техника,  детский сад, школа, многоэтажный дом. Все зависит от задумки ребенка. На этом этапе конструирования дети учатся строить многоуровневые постройки, путем присоединения нескольких заготовок.

На заключительном этапе (самом сложном и, в то же время, самом интересном) дети получают возможность самостоятельно создавать постройки / конструкции. Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Конечно, в помощь детям предлагаю ранее изученные схемы, рисунки готовых построек и тематические картинки. К этому этапу практически все дети способны к конструированию по замыслу. Теперь главная задача - научить их реализовывать общий замысел группы.

Большое внимание уделяю развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые. Все вышеперечисленные  конструкторы и программное обеспечение к ним предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте.

  1. Средства и способы реализации практики. Изначально занятия строились таким образом, что руководящая роль была у меня, как педагога, так как для детей данного возраста, никогда не занимавшихся робототехникой, очень сложно понять принцип работы с конструкторами.  По мере изучения детьми технических терминов, схем и принципов сборки деталей, ведущая роль передавалась обучающимся. Опыт показал, что на первом этапе работы с любым из конструкторов, в каждой группе необходимо было выделить лидеров, «сильных» детей. Это позволяло ненавязчиво, но грамотно разделить детей на группы для дальнейшей более сложной работы.

С самых первых занятий мотивирую детей на небольшие эксперименты с мощностью мотора, со временем ожидания, с различными звуками, которые возможно вставить в программу (хруст, который производит крокодил при пережевывании пищи, рычание и храп льва, чириканье птичек). Главное в этом способе работы это – мотивация детей на дальнейшее экспериментирование. Данный способ позволяет уделять больше времени возможностям интерактивных конструкторов, чтобы в дальнейшем пробудить интерес к созданию своих моделей и программ к ним.

Интерактивный конструктор не желательно рассматривать очень узко, например, только как конструирование, т.к. данное оборудование универсально: например, изучая животных в образовательной области «Познавательное развитие» дети знакомятся со строением тела, повадками, голосами животных и создание моделей животных с помощью конструктора поможет детям закрепить полученные ранее знания.

Практическое знакомство обучающихся с конструкторами: LEGOWedo, LEGO Digital Designer,  Технолаб и обучение способам действия с ними осуществляется посредством различных методов и приемов. Мною используются методы обучения, которые обеспечивают продуктивное научно-техническое образование. Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся: познавать окружающий мир (когнитивные); создавать при этом образовательную продукцию (креативные); организовывать образовательный процесс (оргдеятельностные).

Использование совокупности данных методов позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать) образовательный процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с поставленной в программе целью. Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью использования данных методов является познание объекта. Метод эвристических вопросов предполагает - для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте, задавать следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как? Метод сравнения применяется мною для сравнения разных версий моделей с созданными аналогами. Метод эвристического наблюдения помогает научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют обучающиеся, от того, что они думают. Таким образом, происходит поиск фактов, отличие их от не фактов, что важно для инженера-робототехника. Метод конструирования понятий начинается с актуализации уже имеющихся представлений обучающихся. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии,  помогаю достроить их до некоторых культурных форм. Результатом является коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия. Креативные методы обучения ориентированы на создание обучающимися личного образовательного продукта – совершенного робота, путем проб, ошибок, накопленных знаний и поиском оптимального решения проблемы. Метод контроля в научно-техническом обучении - образовательный продукт юного конструктора и программиста оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем больше оптимальных конструкторских идей выдумывают обучающиеся, тем выше оценка продуктивности его образования. Метод рефлексии помогает обучающимся формулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу. Метод самооценки вытекает из методов рефлексии, носит количественный и качественный характер, отражает полноту достижения обучающимся цели.

Реализация  программы способствует включению детей в активный познавательный процесс. Именно он дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Сначала дети рассматривают основные компоненты конструктора, вертушки, датчики, моторчик; закрепляют представления о величине деталей, цвете, размере и количестве креплений, знакомятся со схемами и овладевают технологией конструирования. Затем делаю основной акцент на развитие логико-математических  представлений через работу по алгоритму. Дети учатся  выбирать и отсчитывать предметы по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей.

Самым интересным для ребят является программирование заданного поведения модели с использованием ноутбука. Конечно, дети овладевают только азами создания такого алгоритма, но с удовольствием излагают мысли, отстаивают  свою точку зрения, учатся анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. В качестве самоконтроля после сборки  модели дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение её конструкции. То есть если модель собрана неверно, она не сможет выполнять запрограммированные действия. Такие ситуации учат  не отчаиваться, признавать и  терпеливо исправлять свои ошибки.

        На занятиях ребята с удовольствием просматривают  фрагменты Лего-мультфильмов,  обучающие презентации,  изучают образцы деталей, схемы и экспериментируют с возможными способами соединения. С интересом слушают истории и рассказы, отгадывают загадки, рассуждают, решают проблемные ситуации.  По окончании конструктивной деятельности дети обыгрывают постройки и конструкции, придумывают сюжеты, моделируют ситуации. Свои знания и впечатления ребята раскрывают в новых моделях  и рисунках. Не секрет, что в совместной деятельности дети и родители лучше узнают друг друга. Родители не только становятся нашими союзниками, но и инициируют новые формы организации совместной деятельности.

  1. Данные о результативности.
  • Объемные показатели. За период реализации практики обучение прошли 131 обучающихся 5-11 лет (2018г.-48, 2019г.-83). Из них: дошкольники-107ч., младшие школьники-24 ч. Осуществлялось взаимодействие с социальными партнерами: Д/С «Светлячок», Д/С «Елочка», Д/С «Теремок», Д/С «Ромашка».
  • Организационно-содержательные показатели. На первом этапе работы (сентябрь) и на завершающем (май) - осуществляется педагогическая диагностика подготовленности ребенка к занятиям робототехникой и уровня усвоения материала по следующим показателям: дошкольный возраст (5-7 лет): узнавание деталей по технологической карте, воспроизведение конструкции по схематическому изображению, конструирование по готовой графической модели, конструирование по замыслу.  Младший школьный возраст (8-11лет): узнавание деталей по изображению, воспроизведение конструкции по схеме-развертке, составление схем предметов с различных позиций, конструирование по замыслу.

Уровни усвоения материала представлены далее (Приложении 1.)

  • Показатели эффектов. На последнем, завершающем этапе я провела анализ и обобщение результатов  деятельности. Основными показателями успешности детей в овладении конструктивными действиями при использовании LEGO WeDo, Технолаб явились показатели, заявленные в результатах  диагностики (Приложение 2).

Сравнительный анализ позволил выявить положительную динамику в овладении детьми  конструктивными действиями при использовании технологии  LEGO-конструирования и робототехники. Такой достаточно весомый результат позволяет высоко оценить эффективность использования заявленной технологии в образовательном процессе дополнительного образования (Приложение 3).

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и, в то же время, находить различия в них в зависимости от практического использования. Таким образом,  наряду с общими признаками, дети увидят и различия в них, т.е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются в том, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков - является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.

  • Риски. Самый частый контраргумент внедрению робототехники —это  финансирование. Традиционно считается, что это дорогое удовольствие и по оборудованию, и по зарплате для квалифицированных педагогов. В нашем случае - это недостаточность оснащения оборудованием для занятий на более сложном уровне. Те дети, которые освоили имеющиеся в наличии конструкторы, не смогут пройти следующий уровень сложности у нас в Центре. В перспективе планируется закупка более сложных конструкторов, поэтому данный вопрос будет снят. А в целом, рисков по внедрению данной практики в учебный процесс нет.
  1. Возможность использования представленных материалов в опыте работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Практическая значимость данного опыта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов  образовательных организаций дополнительного образования. Использование программы «Основы робототехники» открывает педагогам новые возможности для развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Современные интерактивные и коммуникативные средства эффективно интегрируются в различные образовательные области дополнительного образования и обеспечивают, при правильном использовании, развитие:
  • социальных навыков – умение моделировать поведение других детей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях;
  • наглядно-образного и абстрактного мышления;
  • способности к планированию. Поставив перед собой цель по созданию новой, или усовершенствованию знакомой модели ребенок учится действовать, как по имеющимся инструкциям, так и по схемам, разработанным самим;
  • способности к оценке. Ребенок получает возможность сравнивать свою модель с моделями других детей, а значит, способен оценить уровень сложности, внешние эстетические качества, рациональности модели, ребенок может сделать вывод о своих знаниях и умениях;
  • мелкой моторики рук.

Таким образом, работая с конструкторами LEGOWedo, LEGO DigitalDesigner,  Технолаб, обучающиеся  знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.

  1. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии) - Нет

Приложение 1

Уровни усвоения материала.

Дошкольный возраст (5-7 лет)

Низкий: правильно выбирает не более 1 детали; не узнает деталь без подсказки; ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга; воспроизводит по схеме только отдельные детали конструкции; использует все детали, в том числе лишние, нуждается в помощи взрослого; замысел не устойчив, тема меняется в процессе практических действий; тематические зарисовки будущей конструкции неопределенны, создаваемые конструкции нечетки по содержанию, объяснить их смысл и способы построения ребенок не может.

Средний: узнает 2-3 детали правильно, остальные с помощью педагога; пытается читать схему «на глаз», но допускает неточности и ошибки, исправляет их при словесной помощи педагога; тему постройки определяет заранее; использует схематический рисунок для обозначения частей предмета и удержания смысла; схему не детализирует и не разбивает конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб.

Высокий: узнает 4-5 деталей, определяет их правильно и без помощи педагога, действует самостоятельного и практически без ошибок размещает предметы относительно друг друга; может самостоятельно и безошибочно «читать» схему «на глаз»; недостающую деталь заменяет правильно; воспроизводит конструкцию точно по схеме; самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях, может рассказать о способах сооружения постройки и ее особенностях, объяснить свой интерес.

Младший школьный возраст (8-11лет).

Низкий: не узнает детали по их изображениям на схемах-развертках; дополняет их случайно выбранными фигурками; помощь педагога использует во всем; допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке; не принимает условленную пространственную позицию: при изображении предмета путает «вид сверху» при изображении верхней части схемы, представленной как «вид сбоку»; самостоятельно придумывает схему конструирования, предварительную схематичную зарисовку не использует; осуществляет поиск конструктивного решения с опорой на практические действия с материалом.

Средний: узнает на развертках 2-3 детали и находит недостающую фигурку для развертки; использует помощь педагога; допускает ошибки, но самостоятельно их исправляет; при самостоятельном выполнении задания допускает ошибки, которые исправляет с помощью взрослого; самостоятельно находит схему конструирования, использует общую схему предмета; способы конструктивного решения находит в практическом поиске.

Высокий: узнает на схемах-развертках все детали и правильно дополняет эти схемы недостающими элементами; воспроизводит конструкцию правильно и без помощи со стороны; умеет занять разные позиции по отношению к объекту изображения; самостоятельно создает развернутые замыслы конструкций; использует в работе расчлененную схему предмета.

 Приложение 2.

Дошкольный возраст (5-7 лет)

Н-низкий; С-средний; В-высокий

ФИ ребенка

Ознакомление со свойствами строительного материала

Конструирование по готовой графической модели

Конструирование по замыслу

узнавание деталей по технологической карте

воспроизведение конструкции по схематическому изображению

I полуг.

II полуг.

I полуг.

II полуг.

I полуг.

II полуг.

I полуг.

II полуг.

А. Саид

Н

С

Н

С

С

В

Н

С

Г. Михаил

Н

В

Н

С

Н

С

Н

В

Г. Варвара

С

В

С

В

С

В

С

В

З. Ярослав

Н

В

Н

С

Н

В

Н

С

И. Никита

Н

В

Н

В

Н

С

Н

В

И. Ибрагим

Н

В

Н

С

Н

В

Н

С

И. Регина

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

М. Ахмед

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

П. Дмитрий

С

В

С

В

С

В

С

В

Р. Абдулло

С

В

С

В

С

В

С

В

Т. Тимур

С

В

С

В

Н

С

С

В

Э. Эмир

С

В

С

В

С

В

С

В

Д. Сино

Н

С

Н

В

Н

С

Н

С

И. Расул

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

И. Шамсидин

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

М. Артём

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

С. Кубахан

Н

В

Н

В

С

В

Н

В

С. Хузайфа

Н

В

Н

С

Н

В

Н

В

С. Владислав

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

П. Артемий

Н

С

Н

С

С

В

Н

С

Ч. Аллаяр

Н

В

Н

В

Н

В

Н

С

Ш. Сино

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Ш. Андрей

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Ш. Демид

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

А. Глеб

С

В

С

В

С

В

С

В

А. Ислам

С

В

С

С

С

В

С

В

Б. Никита

С

В

С

С

С

В

С

В

Б. Никита  

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

С

Б. Владимир

С

С

Н

С

С

С

С

С

Д. Джалал

С

С

Н

С

С

С

С

С

К. Артём

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

К. Владик

С

В

С

В

С

В

С

В

К. Александр

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Л. Леонид

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Р. Мусо

Н

С

Н

С

С

В

Н

В

С. Константин

Н

С

С

В

Н

С

Н

В

А. Мухаммад

Н

С

Н

С

Н

С

Н

В

А. Абдулла

Н

С

Н

С

С

В

Н

С

А. Валид

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Б. Артём

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Д. Рустам

С

В

С

В

С

В

С

В

Д. Азамат

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Д. Анис

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

М. Тимур

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

С

М. Алисамид

С

В

Н

В

С

В

С

В

О. Александр

С

В

Н

В

С

В

С

В

П. Роберт

Н

В

Н

В

С

В

Н

В

У. Комил

Н

В

Н

В

С

В

Н

В

Б. Далер

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

В. Егор

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Г. Иван

С

В

С

В

С

В

С

В

И. Матвей

С

С

Н

С

С

С

С

С

К. Тимур

С

С

Н

С

С

Н

С

С

К. Игнат

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

М. Егор

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

С. Али

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

С. Юсуф

Н

В

Н

Н

Н

В

Н

В

С. Мухаммад

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

С.Султонмурод

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Т. Владислав

С

В

С

В

С

В

С

В

А. Мирсаит

С

С

Н

С

С

С

С

С

Г. Мухамед

С

С

Н

С

С

С

С

С

Г. Ильяс

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Г. Егор

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

К. Тимур

Н

В

Н

В

С

В

Н

В

М. Антон

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

М. Фазиль

Н

С

Н

Н

Н

Н

Н

С

С. Ильхам

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

С. Роман

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Т. Заур

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

О. Сарвиноз

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

И. Орхан  

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Г. Камиль

С

В

Н

В

С

В

С

В

М. Никита

С

В

Н

В

С

В

С

В

И. Регина

Н

С

Н

С

Н

С

Н

В

М. Алексей

Н

С

Н

С

Н

С

Н

В

П. Даниил

Н

В

Н

В

Н

В

В

В

Р. Абдулвахид

Н

В

Н

Н

Н

В

Н

В

Т. Тагир

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Д. Эмир

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

Д. Серафим

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

М. Расул

Н

В

Н

Н

Н

В

Н

В

Р.Шамсидин

Н

С

Н

С

Н

С

В

С

ИТОГО

Н-61

С-22

В-0

Н-2

С-41

В-42

Н-70

С-13

В-0

Н-4

С-45

В-34

Н-54

С-29

В-0

Н-3

С-37

В-53

Н-59

С-22

В-2

Н-0

С-39

В-44

Младший школьный возраст (8-11лет).

ФИ ребенка

Ознакомление со свойствами строительного материала

составление схем предметов с различных позиций

конструирование по замыслу

узнавание деталей по изображению

воспроизведение конструкции по схеме-развертке

I полуг.

II полуг.

I полуг.

II полуг.

I полуг.

II полуг.

I полуг.

II полуг.

А. Богдан

Н

С

С

В

Н

В

Н

С

Б. Николай

Н

В

Н

С

Н

В

Н

С

В. Альфред

Н

В

Н

С

С

В

С

В

К. Кирилл

Н

В

Н

В

С

С

С

С

К. Кирилл

С

В

Н

В

С

С

С

С

К. Руслан

С

В

Н

В

Н

В

Н

В

Л. Эмиль

С

С

Н

В

Н

В

Н

В

М. Азамат

Н

С

Н

С

Н

В

Н

В

Н. Максим

Н

В

Н

С

Н

В

Н

В

О. Валерий

Н

В

Н

С

Н

С

Н

С

П. Артём

Н

В

В

В

В

С

Н

С

Р. Юсуф

Н

В

Н

С

С

В

Н

С

С. Леонид

Н

С

Н

В

С

С

Н

В

С. Максим

Н

С

Н

В

С

С

Н

С

Ш. Иван

Н

С

В

В

В

В

В

В

Л. Егор

Н

С

Н

С

Н

В

С

В

М. Александр

Н

В

Н

С

С

В

С

В

Д. Матвей

С

В

С

В

Н

В

Н

В

Т. Хайбулла

С

В

Н

С

Н

С

Н

В

К. Павел

Н

В

Н

С

Н

С

Н

В

Е. Антон

Н

С

Н

В

Н

С

Н

С

М. Артур

В

В

В

В

В

В

В

В

И. Андрей

Н

С

Н

В

Н

С

Н

С

А. Николай

Н

В

Н

В

Н

В

Н

С

ИТОГО

Н-18

С-5

В-1

Н-0

С-9

В-15

Н-19

С-2

В-3

Н-0

С-10

В-14

Н-14

С-7

В-3

Н-0

С-10

В-14

Н-17

С-5

В-2

Н-0

С-11

В-13

Приложение 3.

Сравнительный анализ уровня овладения детьми  конструктивными действиями при использовании технологии  LEGO-конструирования и робототехники.

Дошкольный возраст (5-7 лет)

Младший школьный возраст (8-11лет).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: