Доклады, выступления, статьи

Хаптаева Наталия Николаевна

Доклады, презентации, статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorov_sberegayushchim_tehnologii.pptx1.99 МБ
Файл moy_doklad_po_obzh.docx0 байтов
Файл doklad_.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в первой младшей группе «Ландыши» МБ ДОУ №27 « Сэсэг » Воспитатель: Хаптаева Н.Н.

Слайд 2

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения) Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. З адачи здоровьесбережения сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Слайд 3

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Коррекционные технологии . Технологии сохранения и стимулирования: динамические паузы, п одвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, б одрящая гимнастика Технологии обучения здоровому образу жизни: у тренняя гимнастика, ф изкультурные занятия, точечный массаж, п роблемно – игровые и коммуникативные игры Коррекционные технологии: а ртикуляционная гимнастика, с казкотерапия, ц ветотерапия , Арт –терапия, Су- Джок терапия, му зыкотерапия.

Слайд 4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Гимнастика пальчиковая: Способствует овладению навыкам мелкой моторики, п омогает развивать речь, п овышает работоспособность коры головного мозга, р азвивает психические способности: мышление, память, воображение, с нимает тревожность. Дыхательная гимнастика: Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, с пособствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения . Повышает общую сопротивляемость организма. Гимнастика для глаз: Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, у крепляет мышцы глаз, улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях) Релаксация Учит детей расслабляться Способствует концентрации внимания Помогает снять напряжение Снимает возбуждение Музыкотерапия: Повышает иммунитет детей, с нимает напряжение и раздражительность Снимает головную боль, в осстанавливает спокойное дыхание

Слайд 5

Тренажер «Палки» По мнению специалистов, главное достоинство данного снаряда состоит в симметричности упражнений, за счет чего достигается одинаковая нагрузка на левую и правую стороны тела. Немаловажно, что гимнастические палочки подходят для упражнений на свежем воздухе и в помещении – дома либо в спортзале. С ними могут заниматься как дети, так и взрослые, главное, чтобы было достаточно свободного пространства.

Слайд 6

Ходьба по массажным коврикам Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.

Слайд 7

Задачи массажных дорожек Закаливание организма. Профилактика и коррекция плоскостопия. Развитие чувства равновесия и координации движений. Сенсорное развитие. Сохранение и укрепление здоровья детей.

Слайд 9

Так же ходим после сна

Слайд 10

«Моталки» Это дидактическое пособие способствует развитию мелкой моторики, координации движения кисти и пальцев рук, так же на развитие внимания и скорости, терпению и воображению. Чувство совершенности, закреплению успеха.

Слайд 11

«Ползание» Во время ползания укрепляются мышцы спины и осанка в целом. Поза на четвереньках идеальна для тренировки мыщц спины, живота, шеи, стоп. Чем дольше малыш ползает, тем лучше он подготавливает себя к вертикальному положению для ходьбы, а также обеспечивает себе отличную профилактику боли в спине. Ползая, ребенок тренирует свое равновесие и координацию. Другими словами, он учится безопасно перемещать себя в пространстве, чтобы не сбивать углы и не врезаться в стены как в положении на четвереньках, так и позже, при хотьбе . Чем больше малыш ползает, в частности по разным неровным поверхностям и преодолевая препятствия, тем больше уверенности в своих силах и способностях он приобретает. Умение управлять своим телом и способность преодолевать небольшие препятствия в окружающей среде напрямую связано с чувством уверенности в себе в более старшем возрасте. Движения по диагонали при ползании, когда вперед идет противоположная нога и рука, активно развивает способности к письму, умственные способности, а также способность рассуждать логически. Ползание также помогает в своевременном развитии речи. В позе на четвереньках подбородок и шея находятся в положении 90 градусов по отношению друг к другу, и язык в это время занимает свое правильное место. Это дает возможность укрепляться мышцам языка и челюсти, а также челюстному суставу, что очень важно для способности четко говорить. Вот сколько всего важного и нужного скрывается за таким занятием, как ползание.

Слайд 12

Ходьба по линии Ходьба по воображаемой линии, по канату или по ниточке. Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Процессе этих упражнений ребёнок погружается в атмосферу сотрудничества с другими детьми, а также связывает в единое целое свой головной мозг и тело . Ходьба с книгой на голове (или любым другим предметом). Это упражнение способствует выработке правильной осанки, с ровной спиной и гордо поднятой головой.

Слайд 13

Спасибо за внимание! Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ 27/2 «Сэсэг»

Выполнила: Хаптаева Наталья Николаевна

Как показывает практика, наиболее эффективным, универсальным методом закрепления знаний и умений, является дидактическая игра.

Через живопись можно наглядно показать быт Бурятского народа и рассказать легенды

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области национальной культуры. Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к нацональной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.

Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо качественное взаимодействие этих двух структур. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие. Также оно предполагает взаимное желание родителей и педагогов поддерживать связь друг с другом. Перед нами, воспитателями, стоит задача постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также постоянно совершенствовать средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Методика работы ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.

В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором. Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры необходимо использовать следующие направления:

1. Окружение ребенка предметами национального характера. Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной специфики предполагает наличие: «Мини-музея национальной культуры», центра национальной культуры в группе, экологической тропы на территории детского сада. В мини-музее интерьер составляют подлинные предметы быта, которые используются как наглядные пособия в процессе проведения работы по ознакомлению детей с культурой народа. Здесь также имеется материал для познавательного развития: предметы декоративно-прикладного искусства, игры, произведения писателей, художников – все то, что имеет отношение к краеведческой работе. Первые посещения «мини-музея» начинаются со знакомства с предметами быта, их названиями, со способом действия с ними. Причем если детям младшего возраста даются только названия предметов старины и демонстрируется их функциональное использование, то к детям старшего возраста обозначается преемственность с современными аналогами. Организация таких занятий предполагает развитие познавательной активность детей.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно данное направление способствует более детальным наблюдениям за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

4. Ознакомление детей с народным изобразительным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства:

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыку.

Таким образом, для эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, необходимо соблюдение следующих условий:

- определение базовых направлений в работе с детьми;

- использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством;

- включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы;

- использование разнообразных технологий при организации деятельности детей с применением различных средств: общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно- прикладное искусство, живопись; музыка и др.;

- совместная деятельность родителей и педагогов по данному направлению.

  1. Актуальность

В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям.

Воспитание гражданина и патриота  не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Необходимость приобщения подрастающего поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: истоки наши в прошлом, сегодня творит завтра

Развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.

Мы  знаем, что  ребенка воспитывает все,  что его окружает.  В том числе и  предметно-развивающая среда. Поэтому особо внимание уделяется  организации образовательного  пространства. Последнее десятилетие в дошкольном образовании   широко развиваются инновационные технологии. Музейная педагогика одна из них.

Мы  решаем задачу  приобщения детей к национальным традициям и народной культуре  через использование музейного пространства.

  1. Цели и задачи

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувство любви к своей родине.

Задачи: познакомить детей  с народными  промыслами,  рассказать о древних  ремеслах, быте , традициях Руси,  вызвать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные  культурные ценности

Решаем   дополнительные задачи:

Создание условий для самостоятельного отражения детьми в обыденной жизни полученных знаний и умений.

Помимо основных  задач, которые всем и так понятны, мы ставим перед собой  и дополнительные. Это: развитие навыков общения, визуальной грамотности (смотреть и видеть, выделять главное, замечать детали).

Отражение полученных знаний в жизни, прикладное использование музейных предметов.

Формирование навыков взаимного общения по поводу музейных экспонатов

Развитие навыка визуальной грамотности:  смотреть и видеть,  выделять главное в предмете, замечать детали.

  1.  Как мы это решаем?  

Сегодня не удивить наличием мини-музеев  дошкольных учреждениях.  

Наш музей «Живая Русь: вот она какая – сторона родная», который включает в себя  разнообразные тематические мини-музее групп.

У нас наличие нескольких экспозиций в группах ( мы называем их мини-музеями).  

Есть мини-музеи в группах с пополняемыми экспозициями  «Деревянные шедевры»,  Музей «Деревянные шедевры»  расширяет кругозор детей, формирует  представления о культурах не только своей страны, но и разных народов. Учит бережно относиться к прошлому человечества. Акцент делаем на   изделиях русских мастеров.

Особый интерес вызывает у детей экспозиция мини-музея «Серебряный перезвон». Музей постоянно пополняется. Дети вместе с родителями, когда путешествуют по городам России,  обязательно привозят в музей интересные колокольчики, сами много рассказывают о том, что узнали, что увидели. Представленные колокольчики здесь самые разнообразные, интересные, оригинальные.

   «Народные промыслы – народные шедевры» знакомит с народным искусством»,   «В гостях у сказки», «Народные инструменты». И конечно же -  «Русская Матрешка», первая кукла-игрушка в жизни, самая красивая и дорогая.

Есть  сменные экспозиции «Подкова на счастье», «Куклы Неваляшки»,  

есть передвижные «Игрушки-забавы»,  «Русские валенки»  ,

 Какая работа по созданию мини-музеев предшествовала,  я много говорить об этом  не буду. Это и сбор материалов, и обсуждение с детьми, и подбор и оформление места, и размещение экспозиции. Тем более, что во всех садах подобная работа ведется.  

Формы работы с использованием музейного пространства  у нас самые разнообразные.

Проводятся экскурсии по мини-музеям с педагогом и с детьми. Особо внимание уделяется рассматриванию отдельных предметов и вещей, рассказ, беседа, чтению воспоминаний людей.  Постепенно в старшем возрасте дети берут на себя роль экскурсоводов.

Достойное место в работе дошкольных учреждений заняла проектная деятельность. У нас в детском саду был большой общесадовский проект «Что за прелесть эти валенки». Сначала оформили выставку, потом

В одной группе был оформлен мини-музей «Русские валенки», который потом перенесли в помещение холла,

Валенки для этого музея собирали всем садом. Активно участвовали в этом и родители.

Провели игровое развлечение совместно с родителями на основе фольклорного материала «Валенки, валенки….» во всех возрастных группах. Дети узнали много нового и интересного о быте и праздниках русского народа в зимнее время года.

При ознакомлении с народным искусством постоянно проводим занятия с использованием материалов из музеев. Это и ознакомление с народными промыслами (дымка, гжель, хохлома, городец), это и цикл занятий «Моя родина».   Знания, полученные на занятиях, находят свое отражение в художественном творчестве детей.

Материалы мини-музея используем в календарных народных праздниках.  «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Весенняя ярмарка».

Стало нашей традицией в день музеев в мае организовывать музейные часы. Дети разных возрастных групп в течение нескольких дней ходят к друг другу в мини-музеи, проводят экскурсии, организовывают интерактивные игры, викторины, познавательные игры.

В процессе этих дней происходит взаимообщение по поводу музейных предметов, воспитанники узнают для себя много нового, закрепляют пройденное, пробуют себя в роли работников музея.

В старших группах организуется сюжетно-ролевая игра «Наш музей»

Есть такая форма использования музейного пространства для формирования у детей представлений о жизни  и трудовой деятельности предков своей страны, как включение отдельного музейного предмета в образовательную деятельность.

Происходит знакомство с отдельными предметами музея в рамках тематических недель.  

Например. «Знакомство со свойствами предметов. Металл» Даем представление о подкове, ее назначении.  Параллельно знакомим с профессией кузнеца. Дети лепят, раскрашивают подкову, делают аппликацию, создают объемную подкову из бросового материала. На досугах показывают инсценировку «Во кузнице…».

Многие предметы мини-музеев имеют прикладное назначение: не просто лежат на полках, а  активно используются в детской деятельности. Дети слышали оркестр колокольчиков (музей «Серебряный перезвон»), оркестр ложкарей (музей «Народные промыслы -народные шедевры»).

В гости к малышам приходят матрешки из музея «Наша первая кукла Матрешка »,  потом традиционно проводится   развлечение  «Русская Матрешка».

В группах старшего возраста используем такие приемы  работы для создания мотивационного интереса к музея, как появление новых предметов в музее ( потом начинаем подробно изучать, что это такое, так было со шкатулками), вдруг сидят незнакомые персонажи (домовенок), это дает повод узнать об обычаях, преданиях Руси.

В подготовительной группе используем метод познавательных игр. В мини-музее на полке лежит конверт, в котором в образной форме предлагаются  задания для детей, вопросы, незаконченная информация.  Это стимулирует детей к тому, что они начинают искать ответы на вопросы не только опираясь на музей своей группы, но и черпая информацию  из других источников  (дома, музеи других групп). Дети проявляют активность, самостоятельность в поисках ответов на вопросы.

В октябре 2015 года в нашем учреждении прошел тематический день музейной программы «Русь ремесленная. Русь мастеровая». В этот день дети всех возрастных групп были охвачены разными формами работы: экскурсии по музеям, творческая мастерская, интерактивная познавательная игра,  фольклорные развлечения, сюжетно-ролевые игры «Магазин сувениров», игры-путешествия.

Мы вам предлагаем посмотреть ролик – итог проведения этого дня и показатель нашей работы.