Инновационная/экспериментальная деятельность

Хаптаева Наталия Николаевна

Инновационная/экспериментальная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика наглядных методов и их классификация

Наглядные методы обучения используют и в школах, и в ВУЗах, и для обучения дошкольников. Все наглядные методы обучения принято делить на три большие группы:

Метод наблюдения — когда источником знаний становятся наблюдения: за явлениями, предметами, действиями. При использовании этого метода урок удобнее строить в форме путешествия, экскурсии, прогулки, посещения музея, кинотеатра, театра, библиотеки и пр. То есть, лучше выбирать такие формы урока, которые дают возможность учащимся осуществить реальное наблюдение за развитием действия, явления.

Иллюстративные — это использование различного рода иллюстраций: фотографий, картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц и пр. Данный метод рекомендуется использовать на всех занятиях.

Демонстрационные объединяют все виды демонстрации наглядного материала на уроке: видеосюжетов, кинофильмов, демонстрации приборов, опытов, технических установок.

Использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.

Правила использования наглядных методов в педагогике.

Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:

Содержание наглядных пособий должно отвечать возрастным особенностям школьников.

Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.

Демонстрируемые предметы (картины, схемы) должны быть видны всем учащимся. Для демонстрации предметов маленьких размеров уместно использовать проекции, оптическое увеличение. Или можно вызывать учеников поочередно к демонстрационному столу. Обычно это практикуется при демонстрации химических и физических опытов.

Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.

Все наглядные материалы должны соответствовать теме занятия.

Это краткий обзор наглядных методов. Важно то, что каждое занятие должно содержать в себе этапы работы с наглядными и техническими пособиями, потому что это не только привносит разнообразие в ход занятия, но и повышает заинтересованность  к данной теме, их мотивацию к учебе. 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад No27 "Сэсэг"

Открытое занятие во второй младшей группе

Конспект по ОБЖ младшей группе

на тему: «Спички - детям не игрушка»

Воспитатель: Хаптаева Н.Н.

                                             Улан-Удэ

                                                2021

Описание материала: 

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) «Спички – детям не игрушка».

Интеграция образовательных областей: 

«Социально-коммуникативное» развитие,

«Познавательное развитие» развитие,

 «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность представляют спички.
Задачи: 
Образовательные: Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту.
Развивающие: Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Воспитательные: Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

Демонстрационный материал: коробок спичек, домик кошки, игрушка кошка, силуэты зверей, атрибуты.

Предварительная работа:
1. Чтение и показ иллюстраций потешки «Кошкин дом»
2. Разучивание ролей
3. Изготовление атрибутов.

4. Изготовление листовки.

Ход НОД:

(Полукругом стоят стульчики, напротив домик кошки)

Дети заходят в группу (Приветствие! здравствуйте Ладошки …)  и садятся на стульчики.

Воспитатель: (звучит музыка)

- Закрывайте, детки, глазки и окажемся мы в сказке.
Воспитатель:
- Бим - бом, бим - бом!

На дворе высокий дом.
Ставни в нём резные, окна расписные.
Кто же в домике живет?

Кто гостей в том доме ждёт?
Загляну-ко  я в окошко,
А живёт в том доме - кошка. (
достаю игрушку кошку)

Кошка та играть любила
И со спичками шутила,
Но не знала тётя кошка
Спички кошкам - не игрушка.
Вот однажды их взяла,
Потихонечку зажгла.
Побежал огонь по палке
И добрался он до лапки.
Больно стало тёте кошке
Спичку бросила в окошко. (
огонь)

Огонёчек не дремал, по карнизу побежал.-(огонь)
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом. (
огонь)

Тили – бом, тили - бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Идет дым столбом!

Кошка: 

- Ой, спасите, помогите!
Воспитатель: 

-  Бим - бом, бим -бом!
(Роли исполняют дети)
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом
-А собачка с веничком,
-Серый заинька с листом
Заливают кошкин дом.
Заливали дружно враз и огонь погас.
Кошка: 

- Ой, спасибо вам, друзья,
С домиком осталась я!  
( Дети встают со стульчиков)

Физминутка: «Зарядка юных пожарников»

Пусть мы маленького роста

Только рост тут не причём.

Мы всегда готовы взрослым

Помогать в борьбе с огнём.

Воспитатель:

Показ опыта, как потушить огонь.

3 свечки, песок, мокрая тряпочка и вода.

Вывод: курочка с ведром
             Заливает кошкин дом (вода)
            -А собачка с веничком, (песком)
            -Серый заинька с листом (мокрой тряпочкой)
             Потушили кошкин дом.

Воспитатель: 

- Дети, а кошечка мне говорит, что она не знает, почему загорелся ее домик?

-А вы, дети, знаете почему? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему спички нельзя трогать детям?  (
ответы детей)
- Дети, а если бросить горящую спичку на пол, что может случиться?
(ответы детей)
- Правильно, может загореться ковёр, мебель, занавески, одежда, могут пострадать люди. Вот оказывается какая беда может случиться от одной спички.
-Спички детям брать нельзя – это не игрушка.
-А ещё спичками можно обжечь пальчики, и будет очень больно.

-Дети скажите, а кто помогал кошечке тушить пожар? (ответы детей)

-А давайте подумаем почему огонь погас? (ответы детей)

-А сейчас я вам открою секрет почему зверята смогли потушить огонь.

(показываю опыт со спичками и водой, песком и мокрым полотенцем).

-Дети, а теперь как вы думаете почему зверята смогли потушить огонь?

Воспитатель, обращаясь к кошке: 

                            - Кошечка, ты все поняла?  (кошка кивает головой)
                            -Вы запомните, друзья,
                             Со спичками играть нельзя.
                             В руки спички не берите
                             С ними, дети, не шутите.

Дидактическая игра

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете всегда ли огонь бывает злым?

                          Или есть добрый огонь?

- Давайте посмотрим картинки с огнем, давайте посмотрим и скажем, где огонь добрый, а где злой!  Хорошо!  - Молодцы вы справились с заданием.

-У нас есть еще такие листовки, «Правила безопасности для взрослых»,

давайте мы их подарим нашим взрослым гостям, чтоб взрослые тоже соблюдали правила безопасности. (дети раздают воспитателям листовки)

(Дети садятся на стульчики)

Вы сегодня, малыши, занимались от души.
Кошка вас благодарит, всем спасибо говорит.
И за это она, детки, угощает вас конфеткой.
И останется сейчас погостить она у вас.

-А наше занятие подошло концу всем спасибо, что пришли к нам в гости!



Предварительный просмотр:

Как показывает практика, наиболее эффективным, универсальным методом закрепления знаний и умений, является дидактическая игра.

Чтобы помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об историческом прошлом жизни людей, населяющих республику Бурятия : бурят, русских, эвенков, был разработан комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста. Все они входят в целостный педагогический процесс детского сада.

Содержание дидактических игр.

Раздел 1. Народная игрушка

Дети сравнивают игрушки по внешнему виду, материалу, из которого они изготовлены, составляют описательные рассказы, играют с игрушкой.

*

«Четвертый лишний»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов. Закрепить представления о народной игрушке.

Материал. Карточки с изображением четырех игрушек, одна из которых изготовлена из другого материала. Например: 3 соломенных куклы, одна глиняная. Фишки, ленточки.

Игровые правила. Быстро найти лишнюю игрушку и закрыть ее фишкой.

«Из чего сделана игрушка?»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о материале, из которого мастерили куклы (соломенные, тряпичные, их названия.

Материал. Куклы или их фотографии. Карточки с изображением материала, из которого их мастерили (солома, лоскуты ткани, трава, зола, крупа, цветные нити и т. д.). Вместо карточек можно приготовить настоящий материал.

Игровые правила. Подобрать нужный материал для изготовления куклы.

«О чем рассказывает игрушка?»

Дидактическая задача. Закрепить представления детей о народных игрушках : внешнем виде, материале, способе изготовления. Развивать связную речь, умение слушать товарища, дополнять его рассказ. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию.

Материал. Игрушки, бусины.

Игровые правила. Дети по очереди вынимают из сундучка по одной игрушке, показывают остальным, рассказывают о ней все, что знают и видят. Остальные игроки дополняют.

Раздел 2. Жилище.

Закрепление представления о материале, из которого построено жилище, о внутреннем устройстве и убранстве.

Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр

«Найди отличия»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать строения, замечать украшающие элементы здания. Развивать наблюдательность, внимание.

Материал. Парные карты с изображением архитектурных построек, отличающиеся друг от друга мелкими деталями. Фишки.

Игровые правила. Дети сравнивают изображения, находят отличия.

«Отгадай-ка»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о жилище эвенковбурят и русских. Упражнять детей в составлении описательного рассказа о предмете, не глядя на него, выделяя существенные признаки. Узнавать предмет по описанию.

Материал. Макеты чума, юрты, избы. Камешек.

Игровые правила. Рассказывать о предмете надо так, чтобы игроки не сразу догадались, о каком жилище идет речь.

«Сравни дома»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать строения, замечать сходство и различия построек. Развивать мышление.

Материал. Парные карточки с изображение разных жилищ: изба – чум, юрта – изба, чум – юрта. Можно использовать макеты или изображение домов в компьютере. Фишки.

Игровые правила. Назвать как можно больше сходств и отличий.

«Придумай рассказ»

Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель: предметные картинки, изображение людей, домашних животных. Закрепить знания об устройстве жилья, надворных постройках бурят, русских, эвенков.

Материал. 3 рамочки, которые располагаются на доске или фланелеграфе, между ними стрелки. Набор картинок: дети, одетые в национальные костюмы, юрта, изба, чум, колодец, коновязь, очаг, печь и другие предметы жилья и надворные постройки. Можно использовать компьютер.

Игровые правила. Дети составляют рассказы, используя наглядные модели.

«Путешествие по родному селу (городу)»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания о некоторых достопримечательностях родного села или города, о транспорте, труде жителей. Воспитывать любовь к малой Родине, желание узнать о нем как можно больше.

Материал: Фотографии.

Игровые правила: по сигналу находят необходимые фотографии, составляют рассказы.

Раздел 3. Предметы быта, орудия труда.

Содержанием игр является ознакомление с бытом, трудом, материалами и инструментами – с процессом изготовления вещей. Ремесла.

«Кому что нужно для работы»

Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с традиционным бытом и трудом бурятского, эвенкийского и русского народа. Закрепить знания о назначении предметов обихода, орудий труда. Развивать внимание, сообразительность, активность и самостоятельность.

Материал. Камешек или фишка.

Игровые правила. Назвать орудие, предмет, который понадобится для выполнения трудового действия. ( Например: стирка белья - ведро, корыто, стиральная доска, мыло и т. д).

Отвечать после того, как получишь камешек. Повторять сказанное нельзя.

«Что лишнее?»

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении классифицировать предметы по принадлежности к культуре народов : бурят, эвенков, русских. Развивать внимание, умение доказать правильность своего решения.

Материал. Карточки на каждого играющего с изображением предметов быта, одежды эвенкийского, бурятского и русского народов. Фишки.

Игровые правила. Участники игры закрывают фишкой предмет, который не имеет отношения ко всем остальным, изображенным на карточке.

«Новоселье кукол»

Дидактическая задача. Пополнять активный словарь детей названиями предметов быта (чугунок, лукошко, котел, ухват, рушник и т. д.). Упражнять в составлении описательных рассказов по картинкам. Воспитывать интерес к истории народов Бурятии.

Материал. Куклы в национальных костюмах: эвенкийском, бурятском, русском. Карточки с изображением жилья, предметов быта.

Игровые правила. Игра с подгруппой детей. Кто быстрее и правильно подберет карточки для куклы, тот и выигрывает.

Усложнения. Составляют описательные рассказы о изображенных предметах.

«Наоборот»

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы быта по времени их изготовления: старинные, современные. Воспитывать интерес к вещам и предметам старины.

Материал. Мяч.

Игровые правила. Воспитатель называет старинный предмет быта, и бросает мяч игроку. Тот называет современный предмет или бытовой прибор Отвечает тот, кому ведущий бросит мяч. Если игрок затрудняется ответить, ударяет мяч о пол и бросает его ведущему.

«Дело мастера боится»

Дидактическая задача. Конкретизировать представления детей о традиционных ремеслах наших предков: гончар, кузнец, чеканщик, печник, плотник, ткачиха. Расширять представление о орудиях труда этих мастеров.

Материал. Карточки с изображением предметов и орудий труда.

Игровые правила. Разделить детей на команды : печники, гончары, чеканщики, плотники, ткачи. По сигналу дети ищут карточки с изображением нужных им инструментов, материалов, готовых изделий. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстро, без ошибок. В конце игры все команды рассказывают о своем выборе.

«Угадай, о ком рассказ»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о характерных промыслах коренных жителей Бурятии : охота, рыболовство, животноводство и т. д. Упражнять в составлении рассказа по картине, выделяя существенные признаки, действия с предметами.

Материал. Сюжетные картинки.

Игровые правила. Рассказать о человеке так, чтобы остальные догадались, о ком идет речь.

«Небылицы»

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Материал. Рассказы – небылицы.

Игровые правила. Кто заметит небылицу в рассказе воспитателя, должен доказать, почему так не бывает. Примерные рассказы«В юрте у реки поселилась семья эвенков…»

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Знакомство с орнаментальным искусством бурятрусских и эвенков: стилевые особенности узоров, цветовая гамма, композиционное решение ( предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, вышивка, чеканка, гобелены).

Какой элемент лишний?

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление детей об основных элементах русских, бурятских, эвенкийских узоров. Учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память. Вызвать интерес к узорной деятельности.

Материал. Карточки с изображением 4-5 элементов. Фишки.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстрее закроет фишками элементы, не соответствующие данному ряду, и сможет объяснить свой выбор.

Мозаика «Составь узор»

Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, форме на разнообразных геометрических фигурах в стиле эвенкийских, бурятских и русских узоров. Развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные формы, элементы узора.

Игровые правила. Из отдельных элементов составить на выбранном силуэте декоративную композицию, в соответствии с правилами и традициями народного узора.

«Найди ошибку»

Дидактическая задача. Закрепить представление о эвенкийских, бурятских и русских узорах. Учит анализировать, находить изменения в узоре. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Материал. Карточки с нарисованными эвенкийскими, бурятскимирусскими узорами с допущенной ошибкой: нарушение ритма узора, чередования по форме и цвету, использование элементов не соответствующих данному народному узору.

Игровые правила. Найти элементы, не свойственные данному узору, ошибки в построении узора.

Раздел 5. Народный костюм

В этом разделе дети закрепляют знания о национальной одежде: особенности внешнего вида, цвет, материал, украшающие детали.

Мозаика «Украсим одежду»

Дидактическая задача. Расширять и углублять представления детей о традициях украшения одежды эвенков, бурят и русских. Упражнять в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая ритм, симметрию, чередование элементов.

Материал. Белые плоскостные силуэты одежды, наборы элементов узора.

Игровые правила. Составить узор на выбранном силуэте в соответствии с традициями народов.

«Кто перепутал одежду?»

Дидактическая задача. Закрепить представление детей о бурятской, русской и эвенкийской одежде. Учить анализировать, находить ошибки в одежде. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Материал. Плоскостные куклы, наборы одежды. Этот материал можно приготовить совместно с детьми (нарисовать кукол и одежду к ним).

Игровые правила. Найти ошибку в одежде, исправить ее.

 



Предварительный просмотр:

МБДОУ 27/2 «Сэсэг»

Выполнила: Хаптаева Наталья Николаевна

Как показывает практика, наиболее эффективным, универсальным методом закрепления знаний и умений, является дидактическая игра.

Через живопись можно наглядно показать быт Бурятского народа и рассказать легенды

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области национальной культуры. Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к нацональной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.

Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо качественное взаимодействие этих двух структур. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие. Также оно предполагает взаимное желание родителей и педагогов поддерживать связь друг с другом. Перед нами, воспитателями, стоит задача постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также постоянно совершенствовать средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Методика работы ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.

В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором. Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры необходимо использовать следующие направления:

1. Окружение ребенка предметами национального характера. Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной специфики предполагает наличие: «Мини-музея национальной культуры», центра национальной культуры в группе, экологической тропы на территории детского сада. В мини-музее интерьер составляют подлинные предметы быта, которые используются как наглядные пособия в процессе проведения работы по ознакомлению детей с культурой народа. Здесь также имеется материал для познавательного развития: предметы декоративно-прикладного искусства, игры, произведения писателей, художников – все то, что имеет отношение к краеведческой работе. Первые посещения «мини-музея» начинаются со знакомства с предметами быта, их названиями, со способом действия с ними. Причем если детям младшего возраста даются только названия предметов старины и демонстрируется их функциональное использование, то к детям старшего возраста обозначается преемственность с современными аналогами. Организация таких занятий предполагает развитие познавательной активность детей.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно данное направление способствует более детальным наблюдениям за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

4. Ознакомление детей с народным изобразительным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства:

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыку.

Таким образом, для эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, необходимо соблюдение следующих условий:

- определение базовых направлений в работе с детьми;

- использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством;

- включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы;

- использование разнообразных технологий при организации деятельности детей с применением различных средств: общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно- прикладное искусство, живопись; музыка и др.;

- совместная деятельность родителей и педагогов по данному направлению.

  1. Актуальность

В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям.

Воспитание гражданина и патриота  не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Необходимость приобщения подрастающего поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: истоки наши в прошлом, сегодня творит завтра

Развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.

Мы  знаем, что  ребенка воспитывает все,  что его окружает.  В том числе и  предметно-развивающая среда. Поэтому особо внимание уделяется  организации образовательного  пространства. Последнее десятилетие в дошкольном образовании   широко развиваются инновационные технологии. Музейная педагогика одна из них.

Мы  решаем задачу  приобщения детей к национальным традициям и народной культуре  через использование музейного пространства.

  1. Цели и задачи

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувство любви к своей родине.

Задачи: познакомить детей  с народными  промыслами,  рассказать о древних  ремеслах, быте , традициях Руси,  вызвать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные  культурные ценности

Решаем   дополнительные задачи:

Создание условий для самостоятельного отражения детьми в обыденной жизни полученных знаний и умений.

Помимо основных  задач, которые всем и так понятны, мы ставим перед собой  и дополнительные. Это: развитие навыков общения, визуальной грамотности (смотреть и видеть, выделять главное, замечать детали).

Отражение полученных знаний в жизни, прикладное использование музейных предметов.

Формирование навыков взаимного общения по поводу музейных экспонатов

Развитие навыка визуальной грамотности:  смотреть и видеть,  выделять главное в предмете, замечать детали.

  1.  Как мы это решаем?  

Сегодня не удивить наличием мини-музеев  дошкольных учреждениях.  

Наш музей «Живая Русь: вот она какая – сторона родная», который включает в себя  разнообразные тематические мини-музее групп.

У нас наличие нескольких экспозиций в группах ( мы называем их мини-музеями).  

Есть мини-музеи в группах с пополняемыми экспозициями  «Деревянные шедевры»,  Музей «Деревянные шедевры»  расширяет кругозор детей, формирует  представления о культурах не только своей страны, но и разных народов. Учит бережно относиться к прошлому человечества. Акцент делаем на   изделиях русских мастеров.

Особый интерес вызывает у детей экспозиция мини-музея «Серебряный перезвон». Музей постоянно пополняется. Дети вместе с родителями, когда путешествуют по городам России,  обязательно привозят в музей интересные колокольчики, сами много рассказывают о том, что узнали, что увидели. Представленные колокольчики здесь самые разнообразные, интересные, оригинальные.

   «Народные промыслы – народные шедевры» знакомит с народным искусством»,   «В гостях у сказки», «Народные инструменты». И конечно же -  «Русская Матрешка», первая кукла-игрушка в жизни, самая красивая и дорогая.

Есть  сменные экспозиции «Подкова на счастье», «Куклы Неваляшки»,  

есть передвижные «Игрушки-забавы»,  «Русские валенки»  ,

 Какая работа по созданию мини-музеев предшествовала,  я много говорить об этом  не буду. Это и сбор материалов, и обсуждение с детьми, и подбор и оформление места, и размещение экспозиции. Тем более, что во всех садах подобная работа ведется.  

Формы работы с использованием музейного пространства  у нас самые разнообразные.

Проводятся экскурсии по мини-музеям с педагогом и с детьми. Особо внимание уделяется рассматриванию отдельных предметов и вещей, рассказ, беседа, чтению воспоминаний людей.  Постепенно в старшем возрасте дети берут на себя роль экскурсоводов.

Достойное место в работе дошкольных учреждений заняла проектная деятельность. У нас в детском саду был большой общесадовский проект «Что за прелесть эти валенки». Сначала оформили выставку, потом

В одной группе был оформлен мини-музей «Русские валенки», который потом перенесли в помещение холла,

Валенки для этого музея собирали всем садом. Активно участвовали в этом и родители.

Провели игровое развлечение совместно с родителями на основе фольклорного материала «Валенки, валенки….» во всех возрастных группах. Дети узнали много нового и интересного о быте и праздниках русского народа в зимнее время года.

При ознакомлении с народным искусством постоянно проводим занятия с использованием материалов из музеев. Это и ознакомление с народными промыслами (дымка, гжель, хохлома, городец), это и цикл занятий «Моя родина».   Знания, полученные на занятиях, находят свое отражение в художественном творчестве детей.

Материалы мини-музея используем в календарных народных праздниках.  «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Весенняя ярмарка».

Стало нашей традицией в день музеев в мае организовывать музейные часы. Дети разных возрастных групп в течение нескольких дней ходят к друг другу в мини-музеи, проводят экскурсии, организовывают интерактивные игры, викторины, познавательные игры.

В процессе этих дней происходит взаимообщение по поводу музейных предметов, воспитанники узнают для себя много нового, закрепляют пройденное, пробуют себя в роли работников музея.

В старших группах организуется сюжетно-ролевая игра «Наш музей»

Есть такая форма использования музейного пространства для формирования у детей представлений о жизни  и трудовой деятельности предков своей страны, как включение отдельного музейного предмета в образовательную деятельность.

Происходит знакомство с отдельными предметами музея в рамках тематических недель.  

Например. «Знакомство со свойствами предметов. Металл» Даем представление о подкове, ее назначении.  Параллельно знакомим с профессией кузнеца. Дети лепят, раскрашивают подкову, делают аппликацию, создают объемную подкову из бросового материала. На досугах показывают инсценировку «Во кузнице…».

Многие предметы мини-музеев имеют прикладное назначение: не просто лежат на полках, а  активно используются в детской деятельности. Дети слышали оркестр колокольчиков (музей «Серебряный перезвон»), оркестр ложкарей (музей «Народные промыслы -народные шедевры»).

В гости к малышам приходят матрешки из музея «Наша первая кукла Матрешка »,  потом традиционно проводится   развлечение  «Русская Матрешка».

В группах старшего возраста используем такие приемы  работы для создания мотивационного интереса к музея, как появление новых предметов в музее ( потом начинаем подробно изучать, что это такое, так было со шкатулками), вдруг сидят незнакомые персонажи (домовенок), это дает повод узнать об обычаях, преданиях Руси.

В подготовительной группе используем метод познавательных игр. В мини-музее на полке лежит конверт, в котором в образной форме предлагаются  задания для детей, вопросы, незаконченная информация.  Это стимулирует детей к тому, что они начинают искать ответы на вопросы не только опираясь на музей своей группы, но и черпая информацию  из других источников  (дома, музеи других групп). Дети проявляют активность, самостоятельность в поисках ответов на вопросы.

В октябре 2015 года в нашем учреждении прошел тематический день музейной программы «Русь ремесленная. Русь мастеровая». В этот день дети всех возрастных групп были охвачены разными формами работы: экскурсии по музеям, творческая мастерская, интерактивная познавательная игра,  фольклорные развлечения, сюжетно-ролевые игры «Магазин сувениров», игры-путешествия.

Мы вам предлагаем посмотреть ролик – итог проведения этого дня и показатель нашей работы.