КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА МЕРКУЛОВА

Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

«Путешествие в мир звуков»

Обучающие задачи:

  • учить детей внимательно слушать музыку, соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх;
  • учить детей различать шумовые и музыкальные звуки, способствовать усвоению этих понятий, используя игровые приемы;
  • знакомить детей со свойствами и возможностями  музыкальных и шумовых звуков.
  • способствовать формированию у детей познавательного интереса;
  • закреплять понятия: оркестр, дирижер;
  • учить детей играть на шумовых инструментах;
  • обучать игре в оркестре;
  • закреплять навык пения без напряжения:

Развивающие задачи: 

  • развивать слуховое внимание, музыкальную память;
  • развивать тембровый слух путем дифференцировки звуков на шумовые и музыкальные;
  • сoвершенствовать у детей чувство ритма, упражнять в вocпроизведении нeсложных ритмичecких рисунков;
  • развивать способности к импровизационному творчеству;
  • формировать певческий голос.

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей интерес к музыкальному искусству, элементарному музицированию через вовлечение детей в активную музыкальную деятельность;
  • воспитывать желание играть в оркестре, согласовывать свои действия с действиями партнера;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • записи шумовых звуков;
  • записи фрагментов звучания музыкальных инструментов;
  • магнитная доска;
  • схемы-изображения музыкальных и шумовых звуков;
  • схема ритмического рисунка попевки;
  • предметы для шумового оркестра: бокалы – 2 шт., стакан с ложкой, тёрка металлическая, п/э  пакет, пластмассовые баночки с крупой, деревянные ложки, крышки металлические от кастрюль;
  • карточки с изображением музыкальных инструментов  (фортепиано, скрипка, балалайка, гитара, гармонь, труба);
  • комплект карточек на каждого ребёнка для игры «Различи звук».

Ход занятия

1.Организационный этап

         Звучит песня «Доброе утро». Дети забегают в зал и становятся в круг.

Муз.рук.: Ребята, сегодня музыкальный зал приветствует вас  весёлой песенкой. А как мы  обычно приветствуем друг друга?     Предполагаемые ответы детей. 

Совершенно верно, здороваемся.

Ведь недаром придумано

Просто и мудро.

При встрече здороваться

Или говорить «Доброе утро!»

Давайте и мы скажем  друг другу и гостям, которые сегодня пришли к нам «Доброе утро», но сначала сделаем это тихо…

А теперь громко…

А сейчас скажите это грустно…

А сейчас радостно и весело…

Я предлагаю  такое настроение оставить всем на весь день,  а начать нашу встречу хочу  с весёлой разминки.

                                     Разминка-танец «На носок, на носок».

                                            (слова и музыка Л. Тарлычевой)

                   Все движения дети выполняют в соответствии с текстом.

1. На носок, на носок,

    Каблучками топнем,

    Поворот,  поворот,

    И три раза хлопнем.

    Шаг назад, шаг вперед,

   Дали руку другу,

    И пойдем, и пойдем

    Все пойдем по кругу.

Проигрыш: Идут по кругу, взявшись за руки.

2. Топ да топ, топ да топ -

    Топают сапожки.

    Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп –

    Хлопают ладошки.

   Покачали головой,

   Дали руку другу.

   Вместе весело пошли

   По большому кругу.

Проигрыш: Идут по кругу, взявшись за руки.

3. А теперь все в кружок

   Дружно соберёмся

   Подмигнём все разок,

   Да и разойдёмся.

   Раз хлопок, два хлопок,

   Дали руку другу.

   И опять пошли гулять

   По большому кругу.

Проигрыш: Идут по кругу, взявшись за руки.

Муз.рук.:  Молодцы! Теперь мы получили ещё и заряд бодрости на весь день. Присаживайтесь на стулья.        Дети садятся.

2. Мотивационно - ориентировочный этап.

Муз.рук.:  Ребята, сегодня мы  совершим путешествие в  удивительный мир. А вот мир чего, я хочу, чтобы вы догадались сами.   Этот мир невозможно  потрогать руками,  положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом, но при этом жители этого мира везде вокруг нас. Они шуршат, стучат, звенят, поют, трещат, булькают, скрипят. Что это за жители такие?   Предполагаемые ответы детей.

 Правильно, это мир звуков. И прежде чем мы начнём наше путешествие, я хочу  попросить вас быть очень внимательными и активными, потому что в конце путешествия вас ждут необычные подарки тоже связанные со звуком.  Ну что, вы готовы?

Тогда начнём.

           

3. Практический этап.

Муз.рук.:  Как я уже говорила раньше этот мир нельзя увидеть, поэтому, чтобы в него попасть, нам надо научиться хорошо его слышать. А для этого я предлагаю начать с массажа тех частей тела, которые отвечают за слух. Массаж чего мы будем делать?

Ответы детей. (Массаж ушей). Совершенно верно!

            Массаж ушных раковин.

Муз.рук.:  Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали горячими.

Правую ладошку положите на правое ушко, левую ладошку на левое ушко.

Потрите ушки. Делаем это очень бережно.

Возьмите за мочки уха и аккуратно потяните их вниз 3 раза - один, два, три.

Возьмите середину ушной раковины и потяните ушки в стороны - один, два, три.

Возьмите верхний край, потяните вверх 3 раза - один, два, три.

Пощипайте ушки снизу вверх, затем сверху вниз.

Муз.рук.:  Молодцы!  Теперь ваши ушки точно готовы слушать, а главное услышать, ведь…       Много разных звуков окружает нас,

       Даже если тихо,  кажется сейчас.

       Ранним, ранним утром всюду тишина,

       Но её послушай,  звуками полна.

А давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.

Закройте на минуту глаза и прислушайтесь к миру вокруг нас.

                              Минута тишины, дети закрывают глаза, слушают.

Муз.рук.:   Как вы  думаете, этот мир молчаливый или нет?  А что вы услышали?

      Предполагаемые ответы детей.  (Шаги, разговоры людей, щебет птиц, шум с улицы).

Мы все время что-то слышим, потому что мир вокруг нас звучащий.

То и дело лезут в уши,

Всюду звуки нам слышны.

Потому что мы с рождения

Звуками окружены.

Каждый звук – кусочек мира.

В каждом звуке – целый мир.

В звуках вся моя квартира,

В звуках тысячи квартир.

В звуках улица большая

И огромная страна.

Звукам нет конца и края,

Звуками вся жизнь полна!

Скажите, какие звуки можно слышать на улице? А какие дома? Предполагаемые ответы детей. Верно! Педагог добавляет то, что не сказали дети.  Нас окружает много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, журчание воды, бегущей из крана, ворчание закипающего чайника, звуки работающих приборов и механизмов, звуки природы и т.д. И сейчас, ребята, я  с вами поиграю - буду включать вам разные звуки (фонограммы различных шумов), а вы их угадывать.

                         Музыкально-дидактическая игра «Эти разные шумы»  

Муз.рук.:   Ребята, запомните, все эти звуки, в том числе и голоса природы, которые вы слышали можно назвать шумом или шумовыми звуками и обозначить вот таким знаком.                  

                             Прикрепляю к магнитной доске картинку  «шума».

Кстати, я знаю  очень интересную историю, которая произошла на кухне. Сейчас я вам её расскажу и даже покажу, как всё происходило.

   Вывозит стол. На нём  лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т.д.  

Сказка «Чей голос лучше».

-  Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас  просто волшебный голос» - сказали  маленькие хрустальные рюмочки. И они зазвенели… 
(Звон бокалов)

 - У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились. 
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. 
(Бренчание маленькой ложечки в стакане) 

- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)

- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета)

- Разве это музыка? – Закричали баночки  с крупами. Тебя же почти не слышно!

Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Шум крупы в банке)                     - А мы тоже можем громко играть! – сказали большие крышки от кастрюль. Послушайте нас!  - И они громко зазвонили, как колокол. (Удары крышек)

 - Голос громкий, но не очень приятный, - сказали деревянные ложки. Наш голос самый красивый! - И они ритмично застучали. (Стук  ложек)

Вот и до сих пор посуда спорит между собой, чей голос лучше.

Муз.рук.:   А как вы думаете, почему звук у этих предметов разный? Ответы детей.  (Потому что они сделаны из разного материала). Давайте по очереди назовём, из чего они сделаны.

Ребята, а вы считаете, в этой истории нужно выяснять и спорить, чей голос лучше? Или каждый звук по- своему  хорош?    

                                         Предполагаемые ответы детей.

А я считаю, что у этих предметов хоть и разное звучание, но оно у каждого своё, не похожее на других.

И чтобы посуда наконец перестала спорить, а у этой истории  был хороший конец, я предлагаю объединить все эти предметы в кухонный  шумовой оркестр. Ребята, вы согласны? Ответы детей. Тогда каждый из вас сейчас получит по шумовому инструменту и станет необычным музыкантом.

                                       Муз. рук. раздаёт  шумовые инструменты.

Муз.рук.:   Так, музыканты на месте, инструменты тоже, а кого же  ещё не хватает нашему оркестру?

                                          Предполагаемые ответы детей.

       Если дети затрудняются с ответом, предложить отгадать им загадку.

Муз.рук.:  Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.

                   Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.

                   Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

                   С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……  (Дирижёр)              

Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами. 

Вашим дирижёром буду я, поэтому все внимательно смотрим на меня.

                                                 Шумовой оркестр.

Муз.рук.: Какой замечательный у нас получился кухонный оркестр! И я ещё раз вам хочу напомнить, что звуки, которые вы издавали кухонными предметами, называются шумовыми.

А теперь давайте всё аккуратно положим на стол, и вернёмся на стулья.

                                                            Дети садятся.

Муз.рук.: Сейчас я попрошу вас ещё раз закрыть  глаза и послушать. Играю на пианино. Что  вы слышали сейчас? Предполагаемые ответы детей.  Это  тоже  звуки, но какие? Шумовые?  Ответы детей.  Эти звуки музыкальные, поэтому я предлагаю изобразить их таким знаком – «нота».

                                   Прикрепляю к магнитной доске картинку  «ноты».

А с помощью чего мы можем извлечь музыкальные звуки? Ответы детей.

(С помощью музыкальных инструментов).

А какие музыкальные инструменты вы знаете?

Предполагаемые ответы детей.  И вы знаете, как они звучат? Ответы детей.

Тогда я сейчас предлагаю проверить себя и приглашаю поиграть в музыкальную угадайку. На доске находятся карточки с изображением инструментов.  Показываю картинки.  Сейчас вы услышите звучание этих музыкальных инструментов. Ваша задача – узнать инструмент, а потом показать, как он выглядит.  Готовы? Сядьте ровно и слушайте внимательно.

                                        Игра на развитие тембрового слуха

                                        «Узнай, какой инструмент звучит».

Дети прослушивают голоса музыкальных инструментов. Угадав инструмент на слух, вызванный  ребёнок подходит к карточкам, изображающим музыкальные инструменты, и показывает  всем детям правильный ответ.

Муз.рук.: Вам понравилось звучание этих инструментов?  Ответы детей. 

А знаете ли вы, что наш голос тоже музыкальный инструмент и более того это самый совершенный инструмент, который может и говорить, и петь, и кричать, и шептать, и свистеть, и бормотать, и вскрикивать. А вы хотите узнать, как это происходит?

 Показать изображение голосовых связок.  У нас с вами есть голосовые связки, которые находятся в гортани. Они похожи на струны, и когда мы поем, они начинают колебаться и получается звук. Наши связки очень нежные и хрупкие, поэтому, детям, нельзя громко кричать особенно на улице в холодное время года.

А перед пением желательно связки «разогревать», т.е. распеваться. Сегодня я хочу предложить вам с помощью голоса изобразить завывание ветра на звук «У».

                                   Голосовое упражнение «Завывание ветра».

Муз.рук.: Молодцы! Связки разогрели, теперь можно и петь. Давайте ещё раз уточним, что пение человека относится к музыкальным звукам. А чтобы эти звуки были красивыми, а вам  во время пения было легче дышать, надо проверить, как вы сидите – спина прямая, голова немного приподнята, руки свободно лежат на коленях. Давайте все вместе вслух скажем правило: «Сяду прямо,  не согнусь и за пение возьмусь».

Песню, ребята, мы будем петь ту, которую мы готовили к Женскому празднику. Называется она «8 Марта».

                                                             Песня «8 Марта».

Муз.рук.: Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним, какие бывают музыкальные звуки.  Ответы детей.  Если дети затрудняются с ответом,  проиграть  на фортепиано низкие звуки и  высокие,  затем  громкие и тихие.

Еще звуки бывают долгие и короткие, а чередование долгих и коротких звуков называется ритмом. Благодаря ритму можно пропеть мелодию даже на одной ноте.

Посмотрите на эту схему.   Показываю схему ритмического рисунка попевки «Василёк».

Здесь 2 коротких звука чередуются с одним длинным. Попробуйте прохлопать этот ритм.

                                 Дети по схеме «читают»  ритмический рисунок.

Муз.рук.: А теперь послушайте, как это можно спеть.

     Музыкальный руководитель исполняет  на одной ноте металлофона мелодию песни «Василек».

Василёк, василёк,        

Мой любимый цветок!

       

   Затем музыкальный руководитель предлагает повторить детям  попевку.

Муз.рук.: А  ещё благодаря ритму можно выполнять движения или танцевать. И сейчас мы с вами разучим  ритмическое упражнение  «Руки и голова», где вам помогут запомнить нужный музыкальный ритм ваши собственные руки, т.е. ваши движения руками  будут совпадать с ритмом мелодии.

В качестве мелодии для упражнения можно использовать напев русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

                   Метроритмическое упражнение «Руки и голова» .

     Рука правая у нас пальчики сжимает,

(Правая рука вытянута вперед, сжимает и разжимает пальцы).

  Этой ручке точно в такт голова кивает.

(Одновременно в такт с рукой голова делает наклон вправо).

     Рука левая у нас пальчики сжимает,

(Левая рука вытянута вперед, сжимает и разжимает пальцы).

  Этой ручке точно в такт голова кивает.

(Голова делает наклон влево в такт с левой рукой).

       Две руки теперь у нас пальчики сжимают,

(Обе руки, вытянутые вперед, сжимают и разжимают пальцы).

И обеим ручкам  в такт голова кивает.

(Голова делает наклоны попеременно то влево, то вправо).

Муз.рук.: Молодцы, ребята, отлично справляетесь с заданиями. Ещё раз напомню вам, что звуки, извлекаемые голосом или на музыкальных инструментах, называются музыкальными.

И в заключение нашего путешествия по миру звуков я хочу провести с вами небольшую викторину «Различи звуки».

                                                   

                                                      Игра «Различи звуки»

Детям раздаются по 2 карточки с изображением «ноты» и с изображением  «шума».

Муз.рук.:  Сейчас будут звучать различные звуки. Если вы услышите музыкальный звук, то поднимите карточку с изображением  «ноты», а если услышите шумовой звук – поднимите карточку с изображением «шума».

4. Оценочный этап.

Муз.рук.:  Умники! Все справились и с этим заданием! Я рада, что вы научились слушать, слышать и понимать этот удивительный мир звуков. Ну что ж,  наше путешествие подходит к концу. Давайте ещё раз вспомним, какие бывают звуки?  Ответы детей.

(Шумовые и музыкальные). Что относится к шумовым звукам? (Шумы, голоса природы).

А к музыкальным? (Пение человека, игра на музыкальных инструментах)

Шумовые звуки можно пропеть?  Ответы детей. Совершенно верно, шумовые звуки нельзя пропеть голосом или сыграть на музыкальном инструменте, а музыкальные звуки можно. Какими бывают музыкальные звуки?  Ответы детей. (Громкими и тихими, низкими и высокими, долгими и короткими)

Муз.рук.:  Ребята, вы сегодня были очень активны, внимательны, все старались, задания выполняли правильно и поэтому, как я вам  и обещала,  вручаю своеобразные шумовые инструменты. Как вы думаете, на какие детские музыкальные инструменты они похожи? Предполагаемые ответы детей.  Правильно, на маракасы. Только  в ваших маракасах вместо пластиковых шариков вкусные конфетки.  Угощайтесь на здоровье!

                                                            Раздача угощений.

Муз.рук.:  А теперь вам пора возвращаться в свою группу, но я обещаю, что мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране звуков. До свидания!

                                                                Дети уходят.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации по

музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Чудо-свистулька»

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями звучания свистульки.
  2. Учить определять на слух звучание свистульки.
  3. Развивать звуковысотный слух.
  4. Познакомить с историей происхождения свистульки-птички.

Материал: 

Свистульки-птички (глиняные, деревянные); мультимедийная презентация об истории происхождения свистульки

Развитие ситуации

Звучит в записи пение птиц, дети спокойно заходят в зал.

Муз. рук.:  Птицы — это песня и полет. Это голоса наших лесов. Пение птиц звучит на нашей Земле круглый год. Их голоса слышны днем и ночью.

                                      Включает запись звучания свистульки.

Интересно, что это за птичка поет свою песенку? Ответы детей. 

А как вы думаете, похоже звучание свистульки на пение птиц? Ответы детей. 

Свистулька — древнейший русский народный духовой инструмент! О происхождении этого чуда я вам сейчас расскажу.

            Рассказ сопровождается показом мультимедийной презентации.

Свистульки были известны еще в глубокой древности. В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины. Взгляните на эти две свистульки. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая — из глины? Почему вы так решили?  Ответы детей.

Свистульки еще использовали как магический инструмент для вызывания ветра, дождя в летнюю жару. А еще для призыва весны и солнечного тепла. Этот обряд так и назывался — «свистопляска».

Длинными холодными месяцами женщины деревни собирались по большим избам, ставили перед собой корзину с глиной, а потом не спеша, за разговорами да песнями лепили свистульки.

Их лепят и по сей день, выполняя на них разнообразные рисунки и узоры, а свистульки стали веселой игрушкой, забавой для детей. Птица — наиболее распространенная свистулька —  символизирует собой народное представление о счастье. А роспись на свистульках носит знаки солнца — круги, кресты, ромбы.

Лепить свистульки учат и детей. Но свистульки изготавливают не только из глины и дерева, но и из фарфора. В настоящее время свистулька используется как народная игрушка и как духовой музыкальный инструмент.

Появление в доме сказочно красивой свистульки вряд ли останется незаметным. Насыщенные, привлекательные цвета, интересная форма, приятный нежный звук. Услышать свистульку можно в современных народных музыкальных коллективах.

Птица-свиристелка —

 Звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори,

Что там у тебя внутри?

Верь, не верь ли, мой хороший,

А внутри-то ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего!

А что же за дыхание остается в свистульке, ребята?

Дети. Это дыхание людей, которые дуют в отверстие, чтобы получился звук.

Муз. рук.: Можно назвать свистульку духовым инструментом? Ответы детей.

Совершенно верно, чтобы получить звук, в свистульку нужно дуть, именно поэтому она и называется духовым инструментом.  Берет в руки свистульку-птичку.

Птичку в руки я беру,

Тихо дую в нее: «Ту-у-у!»    Играет на свистульке.

Это птичка не простая,

А из глины, расписная.

Предлагаю вам, ребята, взять этих птичек-свистулек, поиграть на них и исследовать звучание каждой птички-свистульки.

Дети исследуют звучание свистулек, делятся на две подгруппы в соответствии с тем, какой звук издает свистулька — низкий или высокий.

Муз. рук.: Ребята, а как вы думаете, как можно поиграть со свистульками в двух подгруппах?

Дети. У кого свистулька издает низкий звук — это будут мамы-птички, у кого высокий — дети.

Муз. рук.: Мы с вами поиграем. Мама будет говорить своему птенцу, а птенчик будет отвечать своей маме, только вы будете беседовать между собой не словами, а игрой на свистульках, которую придумаете сами. Таким образом у вас получится диалог двух птичек. А потом вы нам расскажете, о чем птички между собой беседовали.

Проводится «диалог» со свистульками. После выполнения творческого задания дети присаживаются около музыкального руководителя, в руках у каждого ребенка своя свистулька.

Муз. рук.: Предлагаю вам, ребята, послушать русскую народную мелодию «Пироги» и на слух определить, что звучит на фоне этой русской народной мелодии — свистулька или пение птиц?

Детям слушают музыку и подыгрывают на своих свистульках во время звучания проигрыша русской народной песни «Пироги».

Муз. рук.: Еще веселей и задорней у нас прозвучала русская народная песня

«Пироги» благодаря вам и, конечно, нашим духовым русским народным

инструментам — птичкам-свистулькам.

Дети кладут свистульки на столик, музыкальный руководитель снова включает запись пения птиц.

Муз. рук.: Птицы — дети воздуха. Они могут подняться выше облаков, перелететь через море. Птицы — дети радуги. Перо их переливается всеми цветами. Птицы — это наши друзья! Присаживайтесь на ковер, я расскажу вам сказку.

                                     Звучит спокойная русская народная музыка.

                                                  Сказка «Чудо-свистулька»

Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.

Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.

Тогда я не пойду на праздник весны, — расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит пряник.

Мама улыбнулась и хитро спросила:

—        А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?

«Цвинь-цвинь!» — звонко пропела синичка на подоконнике.

—Хорошо, — согласился мальчик, - все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.

На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему румяного «жаворонка» из теста.

Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.

У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.

На празднике было весело. Все дети надевали своих «жаворонков» на палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку. Потом «жаворонков» съедали, но не целиком. Головку «жаворонка» надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие.

Мальчик оставил для своей мамы половину «жаворонка». Когда «жаворонки» были съедены, а живые птички были выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен, хороводов.

Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.

«Цвинь, цвинь», — вилась над ним синичка.

— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.

Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая птичка синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха. Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.

Вечером он рассказал маме:  

- Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это. Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.

А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.

Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.

Синичка оплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.

Беседа по вопросам

Как вы понимаете такие слова: добром за добро?

А как бы вы поступили на месте мальчика?

А вы бы хотели, чтобы птицы, как свистульки, пели и радовали нас своими песнями?

А как нужно поступать, чтобы птички нас могли радовать своим пением?



Предварительный просмотр:

Конспект тематического музыкального занятия «Лесные жители»

средняя логопедическая группа

Цели:   1. Воспитывать любовь к природе.

2. Закреплять знания детей о диких животных и птицах посредством музыки и движений.

Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей ритмично двигаться под музыку, следить за осанкой; передавать характерными движениями образ диких животных и птиц.
  2. Развивать чувство ритма.
  3. Закреплять умение различать характер музыки.
  4. Работать над эмоциональным исполнением песни, чёткостью произнесения текста.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку дети друг за другом входят в зал и становятся в круг.

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ладошки - хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки - топ-топ-топ   (топают)

Здравствуйте, щёчки — плюх-плюх-плюх (шлёпают ладонями по щёчкам)

Розовые щёчки - плюх-плюх-плюх    (шлёпают ладонями по щёчкам)

Здравствуйте, губки (изображают поцелуй губками)

Здравствуйте, зубки (стучат зубами)

Здравствуйте, мой носик - пип-пип-пип (указательным пальцем по носу)

Здравствуйте, гости, всем привет (кланяются)

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы на занятии вспомним с

вами лесных жителей, их повадки, голоса и попробуем изобразить это в

движении. А кто мне скажет, как называются животные, которые живут в

лесу? (Дикие)

Мы сейчас отправимся в лес и посмотрим, кто же из диких животных

встретиться нам на пути. Я напомню, что шагать мы должны дружно, чётко и

весело.

                 Музыкально - игровая гимнастика.

1.        Все по лесу мы пойдём        Ритмичная ходьба друг за другом по кругу
И зверюшек там найдём.

Мы немножко пошагаем, Кого встретим - угадаем.

2.        Вот вдруг встретили мы мишек, Ходьба на внешней стороне стопы.
Прогуляться мишки вышли.

Бурые, мохнатые Мишки косолапые.

3.        Лиса рыжая идёт,      Идут кокетливо, игриво, как лиса.
Песню весело поёт.

Лиса, Лиса, Лисонька, Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля.

4.        Раз, два, три, четыре, пять,   Прыжки на месте на двух ногах.
Вышли зайки погулять.

Зайки начали скакать, Как бы зайкам не устать.

5.        Налетели птички,        Бег по кругу, взмахивая руками-«крылъями».
Птички - невелички.

Всё летали да летали -Крыльями махали.

6.        На дорожку сели,        Присаживаются на корточки,
Зёрнышек поели.              стучат указательными пальцами по полу.
Клю-клю, клю-клю,

Как я зернышки люблю.

7.        Перышки почистим,    Поочередно отряхивают руки, правой рукой - левую,
Чтобы были чище.        а левой рукой - правую.

Вот так и вот так, Чтобы были чище.

8.        Прыгаем по веткам,        Прыгают на двух ногах, взмахивая руками.
Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок -

Прыгаем по веткам.

М.Р. (Говорком.) Тут лисичка прибежала и всех птичек распугала. Дети-«птички» улетают, лисичка (игрушку держит воспитатель) догоняет.

М.Р. Улетали - улетали

И немножечко устали.

Давайте отдохнём и восстановим дыхание. Вдыхаем носом, выдыхаем через рот, губы трубочкой. Молодцы!

(Подходит к декорации дерево, под которым лежат деревянные палочки и конверт). Ребята, я вижу под деревом какие-то палочки, а сними рядом письмо. Давайте посмотрим от кого оно?   (Открывает письмо и достаёт оттуда картинку с изображением дятла)   Смотрите, это письмо лесная птица нам прислала. (Показывает картинку) Вы не узнаёте её? Правильно, дятел.

Только письмо от него написано не как обычно буквами, а музыкальными знаками. (Показывает детям, они отвечают, что это ноты). Давайте попробуем расшифровать его, простучав определённый ритм деревянными палочками. Я буду стучать, а вы повторяйте за мной.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Дятел»

М.Р. Ребята, я поняла, что написано в письме. В нём дятел обращается к нам

за помощью. Оказывается, в лесу ещё не проснулось солнце, давайте

поможем лесным жителям и нарисуем из наших палочек солнышко.

Дети выкладывают на полу солнце, приставляя к жёлтому кругу из картона

деревянные палочки.

Пока дети выкладывают солнце, М.Р. включает кассету «Звуки природы» -

лес и приглашает детей сесть на стулья возле пианино.

М.Р. Молодцы! Какое красивое солнце у вас получилось. Я думаю, лесные

жители вам будут очень благодарны. Ребята, какие звуки вы слышите, чьи голоса?   {Ответы детей)

А кто из вас знает, что такое лес?   (Ответы детей) Я вам хочу предложить игру «Угадай-ка», из которой вы узнаете, какие дикие животные и птицы живут в лесу.

   Слушание пьес из цикла Е. Тиличеевой «В лесу».

Дети слушают и узнают названия пьес, а с помощью наводящих вопросов характеризуют музыку.

М.Р. Ребята, а теперь давайте вспомним песню, которую мы пели на прошлых занятиях. (Играю вступление к «Лесной песенке») Кто мне ответит, как она называется? (Ответы детей) Правильно, она так и называется «Лесная песенка». Но перед тем как начать пение, нам нужно сделать разминку для нашего горлышка. А разминка будет такая.

                 Разминка для голосового аппарата.

Пошла Маша в лес, нашла цветы и понюхала их (глубокий вдох через нос, выдох через рот). По дороге она встретила медведя (порычали как медведи). А затем не заметила и наступила на мышь, мышь тоненьким голосом запищала - пи-пи-пи. Так Маша шла долго-долго, а потом заблудилась и начала звать на помощь: «А-У! А-У!» Дети пропевают приёмом глиссандо от низкого звука «А» к высокому «У»)

М.Р. Ну а теперь давайте исполним нашу «Лесную песенку». Кто ещё не запомнил куплет, можете подпевать припев. Посмотрели на меня, сели ровно, плечики расправили.

                 Исполняется «Лесная песенка» 

                      музыка Н. Лукониной, слова Л. Чадовой.

М.Р. А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Но прежде чем мы поиграем с вами, я хочу загадать вам загадку.

На шесте дворец, во дворце певец,

А зовут его ... (скворец).

А как называются домики для скворцов? (Скворечники) Вот мы сейчас и построим скворечник для нашей игры.

              (Устанавливают стулья полукругом в углу зала)

Ну а теперь нам надо выбрать кота.   (Считалкой выбирается кот) Кота выбрали, скворечник готов, кого не хватает?   (Скворцов). Полетели скворцы!      (Дети на лёгком беге заводят круг)

           Игра «Скворушки»

После игры дети подходят к муз. руководителю.

М.Р. На этом наше музыкальное занятие сегодня закончилось. Чему оно было посвящено? (Ответы детей) А с каким настроением вы уходите? (Ответы детей)Тогда. давайте попрощаемся друг с другом.

                          Музыкальное прощание. 

М.Р. До свиданья, дети!     Дети:  До свиданья!

До свиданья, гости! М.Р. До свиданья!

        Дети под музыку выходят из зала.



Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия

в 1 младшей группе «Кошка в гостях у ребят»

Цели:   1.Обогащать слуховой опыт детей.

2.        Развивать эмоциональную отзывчивость,
чувство ритма, восприятие музыки.

3.        Заинтересовывать детей действиями педагога
с мягкой игрушкой.

Программное содержание:

  1. Развивать координацию движений.
  2. Стимулировать подпевание повторяющихся слов.
  3. Приобщать детей к понятным им элементарным игровым действиям.
  4. Побуждать детей выполнять несложные плясовые движения под весёлую музыку.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель собирает детей вокруг себя и просит показать ножки.

М.Р. Ребята, а как же ваши ножки умеют шагать?

                      Ритмическое упражнение «Наши ножки».

По ровненькой дорожке    Дети идут друг за другом,

Шагают наши ножки.

Шагают наши ножки,

Совсем не устают.

Вот деточки попляшут    Делают «пружинку»

И ручками помашут,      Делают руками «фонарики»

Покружатся на месте,     Кружатся

Присядут, отдохнут        Приседают

М.Р. (обращает внимание малышей на кошку, заранее поставленную на окно) Посмотрите, на окошко села беленькая кошка. Кошка в гости к нам пришла, смотрит на ребят она. Ребятки, давайте познакомимся с кошкой. Позовем ее к нам. Дети. Кис-кис-кис!

       Песня «Кис-кис-кис!»

1.        Киска, киска, кис-кис-кис,

С нами рядышком садись! Хлопают по коленям.
Убери царапки        Грозят пальчиком

В мягонькие лапки.

2.        Киска, киска, кис-кис-кис,

С нами рядышком садись!    Хлопают по коленям.

На тебе в ладошке        Соединяют ладошки — «дают молоко»

Молочка немножко.

М.Р. берет кошку и обыгрывает стихотворение

  • Кошка, как тебя зовут?
  • Мяу!
  • Стережешь ты мышку тут?
  • Мяу!
  • Кошка, хочешь молочка?
  • Мяу!
  • А в товарищи щенка?

—        Фррр...

М.Р. Ребятки, кошка не хочет дружить со щенком? Не хочет! Фыркает. А с ребятками

хочет кошечка дружить?

Кошка. Мяу!

М.Р. Ребятки, а вы знаете, что у кошки острые коготки? Покажите, как кошка царапается.

(Дети показывают.) Ребятки, кошке нравится, когда ее гладят? Ответы детей. 

 Хотите ее погладить по мягкой шерстке?

Дети гладят кошку.

 М.Р. Давайте с вами повнимательней рассмотрим кошечку, что у неё ещё есть?

Дети рассматривают игрушку. М.Р. пропевает потешку «Киска» (музыка и слова Д. Кострабы), а дети делают движения, соответствующие тексту потешки.

  Потешка «Киска»

Есть у киски глазки      Показывают на свои глаза.

Есть у киски ушки    Приставляют ладошки к голове и шевелят ими, как ушками.

Есть у киски лапки,      Сжимают и разжимают кулачки, пальчики врозь-

Мягкие подушки.        «кошка выпускает коготки».

Киска, киска, не сердись     Грозят пальчиком.

Не царапай деток,

Брысь!        Один раз звонко хлопают в ладоши.

М.Р. Ребята, а кошечка пришла к нам не пустая, она принесла нам платочки и хочет с ними поиграть. Посмотрите, какие они красивые!

   Игра «Прятки с платочками»

Пока играет музыка, дети пляшут с платочками. С окончанием музыки дети прячут

лица за платочки.

Воспитатель: (с кошкой в руках ходит по залу, ищет детей)

Я по залу хожу, никого не нахожу. С началом музыки дети открывают лица и пляшут.

М.Р. Какую интересную игру придумала для нас кошечка! Давайте мы её за это научим танцевать?    (Дети соглашаются)

                    Плясовая под русскую нар. песню «Заинька»

1-й куплет

Свои ручки раскрываем        Дети идут хороводным шагом

И плясать всех приглашаю,

Веселятся малыши,

Все румяны, хороши!

2-й куплет

Детки будут все плясать,        Дети выполняют «топотушки».

Каблучками в такт стучать,

Не хотят они стоять,

А желают танцевать. 3-й куплет

Все в присядочку пустились,    Дети выполняют «пружинку»

Даже гости удивились,

Расплясалась детвора,

Отдыхать давно пора. 4-й куплет

Закружились на дорожке        Дети кружатся на месте.

Наши ребятишки-крошки.

Пляшут, пляшут, а потом

Все на стульчики бегом        Бегут на стульчики и садятся.

М.Р. Наигралась, натанцевалась киска, кушать захотела. Чем мы покормим кошечку?

Дети отвечают и подставляют ладошки, как будто дают молока) М.Р. Покушала она и легла спать.

(Дети под колыбельную песню показывают как спят - ладошки к щечке, глаза закрыты) М.Р. А теперь, ребята, давайте на цьшочках, чтобы не разбудить кошечку, пойдём к себе в группу.  Пусть кошка поспит.

Дети уходят.



Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Веселые нотки здоровья»

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.

Программные задачи:

Образовательные:

- обогащать музыкальные впечатления детей;

- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением;

-учить детей согласовывать движения с пением;

- учить ориентироваться в пространстве

Развивающие:

- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.);

- развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики, соотносить движение с текстом в речевых играх, самомассаже;

- развивать ритмический слух, певческие навыки

Воспитательные :

- воспитывать умение общаться через песню и танец;

-воспитывать любовь к музыке, к совместному творчеству, к коллективным играм

      Оздоровительные:

- укреплять физическое и психическое здоровье с помощью валеологических распевок, музыкально- ритмических упражнений.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко!             Давайте пожелаем всем «Доброго утра»

   Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

                                            «Доброе утро».

1. Доброе утро!                     Разводят руки в стороны

    Улыбнись скорее!            Улыбаются друг другу.

    И сегодня весь день       Хлопают в ладоши.

    Будет веселее.                

2. Мы погладим лобик,     Выполняют движения по тексту.

    Носик, и щечки.

    Будем мы красивыми,         «Фонарики»

     Как в саду цветочки!            

3. Разотрем ладошки             Движения по тексту.

    Сильнее, сильнее!

    А теперь похлопаем

    Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем

    И здоровье сбережем.

    Улыбнемся снова,                 Улыбаются друг другу.

    Будьте все здоровы!              Разводят руки в стороны.

Муз. рук.: Замечательно! Ребята,  вы наверно помните, что в нашем саду проходила неделя здоровья. Вы узнали много интересного о здоровом  образе жизни, о здоровом питании. А вы знаете, что и музыка может быть целебной. И сегодня я приглашаю вас в гости в волшебный замок к Царице Целебной Музыки. А у неё, как у любой царицы  есть помощницы -  это весёлые нотки здоровья, они расскажут, как музыка помогает нам укреплять своё здоровье. Живут они здесь, на нотном стане. Открывает ноты. Ой, а нотный стан пуст, где же нотки? Посмотрите, вот послание от Царицы Музыки. Давайте посмотрим, что там написано.  Читает. А здесь  задания для поиска каждой нотки.

              «Чтоб секрет здоровья вам узнать - надо нотки все собрать,

                Путь нелегкий предстоит, вам массаж не повредит».

Ну, что ж, ребята, тогда  в путь. Я предлагаю вам выполнить вот такой массаж.

                        Комплекс игрового массажа «Дружок».

                                    Дети стоят парами по кругу.

1. У меня такие руки! Гладят руки.

    По-смо-три!

    Звонко хлопают в ладоши.   Хлопают

    Раз, два, три!

    Твои руки тоже        Гладят по рукам друг друга.

    На мои похожи,      

               Хорошо с тобой, дружок,    Кружатся «лодочкой».

               Покружись со мной разок.

2. У меня такие щечки!          Гладят свои щечки.

    По-смо-три!

    Пощипаю их немножко.   Легко щиплют щечки.

    Раз, два, три!

    Твои щечки тоже          Растирают щечки друг друга.

    На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,     Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок.

3. У меня такие ушки!     Mассируют мочки ушей.

    По-смо-три!

    Разотру их потихоньку.    Растирают

    Раз, два, три!

    Твои ушки тоже,      Теребят ушки друг друга.

    На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,      Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок.    

Муз. рук.: Почувствовали, как по телу разливается тепло? Значит, вы массаж сделали правильно.      Смотрите, и первая нотка возвращается на нотный стан.

Ребятки, а чтобы к нам вернулась следующая нотка, вам надо присесть на стулья. Сейчас мы послушаем песню о Здоровом питании. Если вы будете внимательно слушать, то узнаете много интересного из неё, а потом расскажете мне. Хорошо?

                     Прослушивание «Песни о здоровом питании».

 Муз. рук.:  Ребята, скажите, какие же продукты надо чаще употреблять в пищу? А какие блюда считаются полезными? Ответы детей. 

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными, и я поняла, что теперь вы знаете, как надо правильно питаться.

  Вот и вторая нота возвращается на нотный стан.

Муз. рук.: Следующее задание:  «Чтобы следующая нотка появилась, нужно разогреть и размять свой язычок».

                Комплекс артикуляционной гимнастики «Язычок».

1.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

2. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым.

3.«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

4. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

            Зубы верхние – смотри:

             Чищу «чашкой» изнутри.

Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зубы) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

5.«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

 Зубы нижние – смотри:

             Чищу «горкой» изнутри.

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Муз. рук.: Ребята, а вот и третья нотка! Мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку. А как вы думаете, где ее искать, для чего мы с вами разминали язычки? Ответы детей. Четвертая нотка живёт в песне.

Я предлагаю исполнить вам песенку, которую мы учим с вами к Новогоднему празднику. Это всем известная песня «В лесу родилась ёлочка». Но прежде чем ее исполнить, нам необходимо во-первых вспомнить правило при пении: «Ноги вместе, спинки прямо, чтобы песенка звучала» А во-вторых, разогреть наши голосовые связки, подготовить наши голоса к пению. И так, приготовились.

                                           Распевание.

Муз. рук.:  Сначала мы будем отрывисто пропевать на слог «ля», а потом плавно на слог «ма».

Муз. рук.:  А теперь, давайте споем нашу новогоднюю песенку.

                          Песня  «В лесу родилась ёлочка»

Муз. рук.: Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!

                          А вот и четвёртая нотка вернулась на нотный стан.

Муз. рук.: Следующее задание от Царицы музыки : «Выполнить музыкально-игровую гимнастику».

Для выполнения этого задания вам нужно стать в круг и выбрать 4 ведущих.

                 Музыкально – игровая гимнастика «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине стоит ребенок, исполнявший роль мыла. Дети двигаются маршевым  шагом вокруг него и поют:

«Ровным кругом друг за другом

  Будем весело шагать,

  Что нам Мыло здесь покажет,

  То и будем выполнять!».

Ребенок-мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения.

Затем игра повторяется, соответствующие движения показывают мочалка, зубная щетка, расчёска.

Муз. рук.: Как вы замечательно выполняли все движения. А ведь движение - это тоже здоровье! И пятая нотка находит своё место на нотном стане.

А вот и следующее задание от царицы музыки: «Чтобы нотку отыскать - надо музыкантами стать»

Муз. рук.: Ну, что ж, хорошо. Нам под силу это задание?  Ответ детей.

                                   Оркестр «озорная полька»

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Замечательно получилось. Вот и шестая нотка!

Ребята, а у Царицы музыки к нам вопрос: «Может ли нотка прятаться в весёлом танце?» Ответ детей.

Муз. рук.: Проверим? Читает последнее задание.

 Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать!

            Коммуникативный танец «Если утром дети умываются»

                    под одноимённую песню из м/ф «Маша и медведь».

Муз. рук.: Посмотрите, последняя нотка вернулась на нотный стан. Царица музыки поделилась своим секретом! Давайте вместе прочитаем, кто нам сегодня помогал укреплять здоровье.

                               Дети читают слово на нотках «МУЗЫКА!».

Правильно, музыка нам помогала укреплять здоровье!

Муз. рук.: Вот и подошло к концу наше занятие. И прежде, чем мы скажем до свидания друг другу, я предлагаю вам вспомнить и поделиться тем, что больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии. Присаживайтесь на стулья, вы будете передавать этот скрипичный ключ по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями.

Дети передают «скрипичный ключ» и говорят, что кому запомнилось, понравилось на занятии.

Муз. рук.: Ну, а теперь, я прощаюсь с вами и говорю до свидания!

                                                       Дети уходят из зала.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект  тематического занятия по  музыкальной деятельности

 в подготовительной к школе группе

    Тема: «Знакомство с жанрами музыкального русского фольклора»

Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ г. Мценска «Детский сад №7» Е.В. Меркулова  

   

Обучающие задачи:

  • упражнять в воспроизведении несложных ритмических рисунков;
  • формировать  вокально-певческие навыки;
  • знакомить с приёмами игры на ложках;
  • учить двигаться в соответствии с характером музыки простым хороводным шагом, мелким шагом на носках;

Развивающие задачи: 

  • развивать у детей координацию движений и чувство ритма;
  • развивать слуховую память и внимание;
  • развивать мышление и образное восприятие музыки;
  • развивать певческое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные: 

  • воспитывать духовные и нравственно-патриотические чувства дошкольников через музыкальный и устный фольклор;
  • приобщать к народному искусству;
  • вызвать положительные эмоции,  связанные с новыми впечатлениями;
  • воспитывать культуру общения, коммуникативные качества.

Дидактические материалы и оборудование:

  • схема-изображение ритмического рисунка;
  • музыкальный центр;
  • записи музыкальных произведений;
  • магнитная доска:
  • деревянные ложки;
  • электронное фортепиано;
  • стилизованные платки для танца

Ход занятия

1. Организационный этап

Дети входят в зал под русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько».

Муз. рук.: - Здравствуйте, гости званные и желанные! Я очень рада видеть вас в добром здравии и хорошем настроении.

2. Мотивационно - ориентировочный этап

Муз. рук. : - Вы заметили, что в зал вы зашли под русскую народную песню? Посмотрите, и как я принарядилась, вас дожидаясь. И это не случайно… Сегодня я приглашаю вас на  зимние посиделки с играми и танцами, песнями и закличками, сечками и загадками, из которых можно узнать о быте, народных традициях и обычаях русского народа.

У меня для каждого из вас найдется и местечко, и приветливое словечко.

И теперь, по старинному обычаю, нужно в круг встать и закличку сказать.

Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Падай, падай, белый снег.
Радуй, радуй всюду всех.
Падай, падай на село,
На гусиное крыло,
Поле белым укрывай -
Будет летом каравай.

Падай, падай, белый снег.
Радуй, радуй всюду всех.

3. Практический этап

Муз. рук.: - А теперь посидим рядком, да поговорим ладком. Вспомним обычаи старины далекой. В долгие зимние вечера собирались люди вместе песни попеть, шутки услышать, поиграть,  да и сказки рассказать,  называли  это посиделки! Посиделки начинались с распевок.

И с одной из них я вас познакомлю.

  • Пение

На дворе февраль - последний зимний месяц, поэтому распевка называется «Перед весной».

Вот уж зимушка проходит,

белоснежная проходит,

Люли, люли проходит,

Люли, люли проходит,

- Какая по характеру распевка -  радостная или грустная? А по звучанию - плавная, напевная или резкая, отрывистая? (предполагаемые ответы детей).

.Давайте попробуем спеть первую фразу на одном дыхании, как будто ниточку тянем. (Разучивание распевки).

- А ещё на посиделках играли на народных инструментах. Какие народные инструменты вы знаете? (предполагаемые ответы детей).

 Я сегодня принесла вам необычный музыкальный инструмент в этом красивом ларце. А  какой -  вы узнаете из загадки.

  • Загадывание загадки

 Две подружки расписные,

Деревянные, резные,

Помогают кушать кашу,

С ними танец русский спляшем

Веселей притопнем ножкой.

Звонко в такт ударят….. ЛОЖКИ

(Муз.рук. достаёт из шкатулки ложки)

Муз.рук.: - Деревянные ложки были не только незаменимым кухонным предметом, которым ели щи да кашу, но и интересным  музыкальным инструментом. Такой старинный музыкальный инструмент издавал мелодичный чистый звук. Давайте послушаем,  как красива русская песня в сопровождении игры на ложках.  

  • Слушание 

(Прослушивание русской народной песни «Во кузнице»,  с сопровождением игрой на ложках).

Муз. рук.: - Вот теперь  настало время познакомиться с ними ближе и научиться на них играть.

Разбирайте, дети, ложки

В сказочной цветной одежке.

(Музыкальный руководитель  раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Муз.рук.: - Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается красивый звук. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Сейчас мы научимся простым приёмам игры на ложках.

  • Игра на ложках

(Дети играют на ложках под авторскую аранжировку А.Н. Осипова «Смоленский гусачок»)

  • Танцевальное творчество

Муз.рук.:   - Ой, ребята засиделись мы с вами. Пора и поплясать. Я предлагаю вам научится некоторым элементам русской народной пляски. (Разучивание с детьми хороводного шага и мелкого шага на носочках).

Чтобы танец наш был ярким и интересным, мы будем использовать в нём русские расписные платки.

(Пляска детей под русскую народную мелодии «Там за речкой»)

 4. Рефлексия. Подведение итогов

Муз. рук.: - А ещё на посиделках играли в весёлые народные игры. Поиграем, ребята?

Предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый бубен». Под музыку вы передаёте бубен по кругу. Как только музыка обрывается, тот, у кого в руках остался бубен, выходит в центр круга и либо поёт распевку, либо танцует, либо играет на ложках.

  • Игра «Весёлый бубен»

(Организация игры)

Муз.рук.: - Вы ребята молодцы,

Все старались от души!

Пели и играли,

Красиво танцевали.

Посиделкам тут конец.

А кто пришёл к нам - молодец!

- Доброго всем здоровьица (поклон). Беритесь за руки и хороводным шагом вернёмся в группу. (Под фонограмму дети хороводным шагом взявшись за руки выходят из музыкального зала)