В ПОМОЩЬ КОЛЛЕГАМ

ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА МЕРКУЛОВА

Предварительный просмотр:

                   «Музыка на занятиях по развитию речи».

     У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало — звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь — это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Обратите внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код — азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то сакральным, личным, глубоким.

Музыка и музыкально-художественная деятельность — это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, возможно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.

     Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их.

     Например, ребенок 5-го года жизни, характеризуя произведение «Весело-грустно» Л. Бетховена, употребляет до одиннадцати прилагательных. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печалъное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное, игристое, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.

Музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Например, ребенок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

Содержание музыкального произведения — это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.

     По мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования (от экспозиции до развязки). Например, после того, как музыка закончилась, Настя первая вызвалась рассказать историю шмеля: «Шмель красивый, большой, у него пушистая мохнатая спинка, полосочки желтые и коричневые. Он торопится... он собирает себе в дорогу цветочный нектар... Шмель как будто чего-то боится... его хочет съесть птица... Но у него есть друзья, к которым он летал в гости. Шмель был у филина, белочки и зайчика... Во время опасности он вернулся к друзьям. Белочка спрятала его в дупле, а птица улетела. Шмель поблагодарил своего друга и заторопился домой с нектаром. Дома его ждут жена и дети, маленькие шмели. А своих друзей он пригласил в гости на нектар».

      Слушание музыки и музыкально-исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи — темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально-речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

     Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы.

     Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы.

     Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.

 Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями:

 - эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;

 - богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

инструментальные произведения;

 - особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;

 - наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;

 - наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;

 - наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);

 - длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7—10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми);

 - художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);

качественность аудиозаписи музыкального произведения.

   Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.

В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:

   Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!

Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.

   Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.

   Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).

   Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года.

   Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной,  грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.



Предварительный просмотр:

                       «Музыкальная деятельность на прогулке»

       Музыкальное искусство – это источник развития эмоциональной сферы дошкольника, возможность проявления его творческого потенциала, развития фантазии и воображения. Включение музыкального искусства в жизнь дошкольников – это необходимое условие развития гармоничной личности, обогащения духовной и нравственной культуры каждого ребенка.

Желательно, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала и в повседневной жизни ДОУ на протяжении  всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями.  Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Музыка оказывает сильное воздействие  во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.  

Благодаря современным технологиям (смартфоны, переносные плееры, планшеты и пр.), сегодня знакомые песни, разучиваемые на музыкальных занятиях можно слушать и во время прогулки. Наблюдая за птицами, можно вспомнить фольклор, в частности потешки: «Сорока - белобока», «Воробей», «Андрей - Воробей», «Маленькая птичка» Т. Попатенко. Изучая окружающий мир (явления природы) и рассматривая небо, солнце, можно вспомнить песни «Смотрит солнышко», игру «Солнышко у речки», «Светит, светит солнышко» и другие.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются  интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы. («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Песни, в которых есть сюжетная линия, можно интересно инсценировать, например «Пошла млада за водой» - русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.

На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).

Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. 

Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах, дети, объединившись, могут играть в оркестр, в концерт.

Музыкальный руководитель проводит с детьми на воздухе развлечения. Их элементы можно в дальнейшем использовать в играх.

Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой).

Воспитатель должен помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной   среды музыкального зала».

   С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) организация предметно-пространственной среды стала особо актуальной. В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить ребёнка проникаться настроением, мыслями, чувствами. Таким образом, стало необходимым обновление предметно-пространственной среды музыкального зала. В связи с этим, было решено обратиться к новым идеям и способам обучения, отвечающим требованиям ФГОС.

Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Лэпбук информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);  полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально); обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Для знакомства и последующего закрепления знаний детей о музыкальных инструментах был создан лэпбук «Путешествие в страну музыкальных инструментов».

В него вошли такие рубрики:

1. «В гости к струнным инструментам»

2. «В гости к клавишным инструментам»

3. «В гости к ударным инструментам»

4. «В гости к духовым инструментам» (В кармашках 1-4 находятся картинки инструментов по видам)

5. «Немного фактов!» - интересные факты связанные с музыкальными инструментами и играющими на них.

6. «Сказка о барабане и скрипке» - сказка, развивающая память ребенка с дополнительными вопросами по содержанию

7. «А знаете ли Вы?» - история мастера струнных инструментов А. Страдивари

8. «История музыкальных инструментов» - история появления музыкальных инструментов с первобытного времени

9. «Разгадай-ка» - загадки о музыкальных инструментах

10. «Давайте поиграем!» - дидактическая игра «Четвертый лишний»

Данная работа используется со второй младшей группы, где происходит изучение и  проговаривание названий инструментов. Дети более старшего возраста уже способны разделить музыкальные инструменты по группам, выделяя их признаки. Ребята с охотой играют в дидактическую игру, с интересом слушают сказки и истории, отвечают на вопросы по тексту.

Для поддержания  интереса детей к музыкальной и творческой деятельности, регулярно обновляются дидактические пособия, необходимые атрибуты и оборудование. Они доступны всем детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, эстетичны, привлекательны, просты в обращении.

Музыкальный зал оснащен проектором и методическим обеспечением для развития музыкальных способностей дошкольников, знакомства с творчеством композиторов, проведения презентаций для детей, педагогов, родителей на современном уровне.



Предварительный просмотр:

«Применение математики в досугах,

развлечениях, на музыкальных занятиях»

"Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришел к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и, что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства. "   Г. Нейгауз

С давних пор до нас дошел афоризм, что математика и музыка – сестры. А казалось бы, что общего между наукой, пользующейся строгой логикой доказательств при изучении природы и музыкой – одним из прекраснейших видов искусства, произведения которых создаются в порыве вдохновения?

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Пифагор, один из самых первых установил связь между музыкой и математикой. Он создал учение о звуке, изучал философскую математическую стороны звука, даже пытался связать музыку с астрономией. Используя особый инструмент – монохорд, Пифагор изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками. Пифагор развил учение о врачевании болезней при помощи музыки. Он считал, что определенные мелодии могут избавить человека от зависти, ревности, гордыни и других пороков.

Математика и музыка - два предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Казалось бы, искусство - весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика - самая абстрактная из наук, а музыка - наиболее отвлеченный вид искусства.

Как музыка влияет на развитие математических представлений у дошкольников?

Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук: музыку изучали наряду с другими, более «полезными» науками. Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.

У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга.

Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.

Музыка и математика - это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и не длящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. "Без числа нет различения и расчленения, а, следовательно, нет и разума”. В начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А. Ф. Лосев пишет, что музыка есть "выразительное, символическое конструирование числа и сознания. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно”.

А теперь давайте посмотрим, как мы, с вами развиваем математические способности на занятиях музыки.

1. Пение песен про числа, математику, часы и т. д.

Например: песня В, Шаинского «Дважды два - четыре»

2. С младшей группы дети знакомятся со звуками – длинными и короткими,

т. е. дети узнают, что звуки делятся.

А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса.

3. Слушая произведения разные по характеру, мы их сравниваем - здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.

4. Основой математических знаний является счет. Самый яркий пример образца счета в ряду художественных средств обучения, традиционно использовавшихся в педагогике, - считалки. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

5. При знакомстве с формой музыкального произведения используем схемы из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

6. Когда говорим о высоких и низких звуках, то формируется понятие «расстояние».

7. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя”, "Музыкальные птенчики” и т. п). Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра-танец "Мы вместе” и т. п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”).

8. Разучивание танцев идет под счет.

Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, две системы мышления, тесно связанные между собой:

• Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически.

• Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

Музыка помогает изучать математику. Детям, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.

А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».



Предварительный просмотр:

«Мотивация ребёнка к проявлению инициативы в музыкальной деятельности»

  В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях п. 3, утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

   Проявление инициативы - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.

   В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют несложные пляски, подбирают мелодии на металлофоне; организуют игры в театр, в концерты, где танцы, песни, музицирование занимают ведущее место.

Н.А Ветлугина определила формы проявления самостоятельной музыкальной деятельности детей:

- сюжетно-ролевые игры (напевание);

- самообучающие упражнения (один ребенок показывает другому как надо играть на музыкальных инструментах);

- в виде художественной самодеятельности, когда дети демонстрируют свои умения в исполнении знакомых  песен и танцевальных движений.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.

Музыкальный руководитель также принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Прежде всего он обеспечивает на музыкальных занятиях успешное овладение детьми навыками и умениями, необходимыми для музыкального творчества. Он должен не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на металлофоне и т. д.

     Немалое значение в формировании самостоятельной музыкальной деятельности имеет наличие предметной среды, стимулирующей эту деятельность. Это так называемые «музыкальные уголки», «зоны», «студии» и др. В таком «музыкальном уголке» уже в средней группе должны быть: детские музыкальные инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т.е. макеты, изготовленные воспитателями), музыкальные игрушки, настольно-печатные игровые пособия, кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей. Чтобы побудить воспитанника к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог может поговорить с ребенком о понравившихся ему  играх, танцах на праздниках и развлечениях, полюбившихся песнях.

В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, молоточки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - технические (магнитола, планшет, ноутбук), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, ноты-самоделки и т. д.).

В старшей группе педагог, тактично включаясь в музыкальную деятельность воспитанников, оказывает им необходимую помощь, напоминает и показывает приемы игры, исправляет неточности в танце, песне. Воспитатель активизирует малоактивных детей, побуждает проявлять самостоятельность и собственную инициативу, стараясь в то же время не навязывать готовых решений, пользуясь преимущественно советами, напоминаниями.

   В подготовительной группе самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников протекает активнее, чем в старшей. Ребенку 7-го г. жизни свойственна потребность в чем-то утвердиться, поделиться своим опытом с товарищами. Педагогу следует поощрять детей, которые инсценируют песни, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах. Воспитатель может принимать участие в игре, музицировании.

   Руководство должно быть очень незаметным («Послушайте песню, которую я люблю. А вы какую любите? Какой вам нравится танец? Хорошо бы поиграть в оркестр. А кто же будет дирижером?»). Особое внимание следует уделить детям, которые не проявляют особого интереса к самостоятельной музыкальной деятельности.

   В группе должны быть несколько металлофонов, бубнов, барабанов, колокольчиков, другие детские шумовые и ударные инструменты, а также различные атрибуты (ленточки, платочки, шапочки персонажей и др.), настольные музыкально-дидактические игры.

При планировании работы по музыкальной деятельности самостоятельная музыкальная деятельность также должна быть запланирована (планируется то, что может быть стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности - внесение пособий, книг, косвенное руководство).   В календарном плане воспитателя должны быть предусмотрены музыкально-дидактические игры, приемы стимулирования самостоятельной детской музыкальной деятельности. Например, педагог планирует спросить детей, какой танец, игра им понравились на занятии, на празднике, затем предложить им организовать игру в праздник, занятие или кукольный театр.



Предварительный просмотр:

«Роль музыкального фольклора в жизни

детей раннего возраста».

    Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый.
Приди, котик ночевать,
Мою Ирочку качать,
А уж я  тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кувшин молока да кусок пирога.

* * *

Ой, баюшки, баюшки, в огороде заюшки
Травушку щиплют, Марину забавляют.
И Марина умная да очень разумная.
Спи – усни, спи – усни.
Крепкий сон тебя возьми.

* * *

Тише, куры, не шумите
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Стал уж глазки закрывать.

А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Потягушеньки, потягушеньки,
Поперёк тостунушеньки.
А в ножки ходунушки,
А в руки хвотунушки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.

* * *

Тяги, тяги потягушеньки,
На Катю по растушеньки.
Расти, доченька, здоровая.
Как яблонька садовая!
На кота потягушки, на дитя порастушки,
А в ручки хватушки, а в роток говорунок,
А в головку разумок!

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Умывая малыша, напевайте ему ласково:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Очень легко потешкой остановить назревший конфликт, недоразумение:

На улице две курицы с петухом дерутся.
Две девицы-красавицы смотрят и смеются.

Когда ребёнок собирается на улицу:

Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки:
Это – с правой ножки,
Это с левой ножки.
Вот так хорошо.

Во время расчёсывания:

Чешу, чешу волосыньки,
Расчёсываю косоньки,
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса не путайся…
Дочка, маму слушайся.



Предварительный просмотр:

«Роль музыкальных занятий в формировании познавательной речи детей»

Один из способов развития познавательной  речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

Музыка как и речь имеет интонационную природу. Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Слушание музыки

Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. (в дальнейшем подробнее об этом). В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается, если:

- муз. произведения объединены общим рассказом

- муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий) и в заключении детям предложена музыкально- дидактическая игра «Узнай и назови произведение».

-муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.

Пение

Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!

Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.

Еще одно экслюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

-Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

- Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

- Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, собитий, явлений.

- Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

- Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

- развитие слухового внимания ;

-развитие фонематического чувства;

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

-развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

-развитие речевой моторики;

-развитие дыхания;

Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А момент голой дидактики, тренинга просто невозможен. Считаем, что значение музыкального воспитания в развитии речи детей недостаточно оценен и используется специалистами на практике.



Предварительный просмотр:

«Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.

Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским, («Времена года»), М.И Глинкой, («Жаворонок») Д. Кабалевским, («Клоуны») Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.

Ведь то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.

Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.

Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства.

Все виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом   является слушание музыки.

Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры, фольклора.  Слушая народную, музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель таких занятий с детьми (народной музыкой) не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников –это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки.

К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ёжка»; для детей старших и подготовительных групп, такие народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие.

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.  Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. 

Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому человеку. Ведь мы должны не только развить исполнительские качества. Мы стремимся к тому, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы дети стремились к добру, для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость маленького сердца.

Музыкально - ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь, традиции, события, происходящие в жизни людей.   В русских народных танцах дети черпают русский нрав, обычаи, дух свободы и творчества. 

Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Во всех танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца – это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, и культурные качества: любовь к своей стране, к родному дому, своей семье, детскому саду, родному городу. Дети всегда ждут в саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы, Пасхи. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

В своей работе с детьми я стремлюсь добиваться того, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр.

Используя музыку нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Воспитывая у детей любовь к природе, птицам, ко всему живому, мы проводим такие развлечения, как: «День птиц», «День цветов», «Природы жалобная книга», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Сторонушка родная». «Край родной навек любимый, где найдёшь ещё такой!» и другие.

Все народные песни, а также народные мелодии, используемые на занятиях   с детьми дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Мы всегда стремимся создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.

Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами невозможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье. Информация по этим и другим вопросам, предлагается родителям в родительских уголках, на сайте детского сада.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты учит их творчески преобразовывать окружающий мир.  

Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка. «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». (Р. Роллана)

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». (Платон.)