ЦДО "Точка роста"

Гаврилюк Ирина Александровна
Информация по центру дополнительного образования "Точка роста"

Скачать:


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПИТЕРКА

ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

____________________________________________________________________

413320 с. Питерка, ул. Советская, 49; телефон: (8 84561) 2-12-61;  

E-mail: pit-school@yandex.ru. http//www.pit-school.my1.ru

                                                                                         

C:\Users\532B~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI34.880\IMG_3440.jpg C:\Users\532B~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI44.880\IMG_3437.jpg

               

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

                                         

«Беспилотные летательные аппараты»

Направленность: техническая

Срок реализации: 1 учебный год (9 месяцев).

Возраст детей: 10 - 15 лет.

Автор составитель: Гаврилюк

Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования

_________________________________________________________________

Программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897

с. Питерка, 2020 год


Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

В настоящее время рынок БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) – стал очень перспективной и быстроразвивающейся отраслью. Очень скоро БПЛА станут неотъемлемой частью повседневной жизни: мы будем использовать БПЛА не только в СМИ и развлекательной сферах, но и в инфраструктуре, страховании, сельском хозяйстве и обеспечении безопасности, появятся новые профессии, связанные с ростом рынка.

Направленность программы

Настоящая общеобразовательная общеразвивающая  программа  дополнительного  образования  детей  имеет техническую направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области конструирования, моделирования и беспилотной авиации,  программа  также  направлена  на  формирование  у  детей  знаний  и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (БАС).

Программа  позволяет  создавать  благоприятные  условия  для  развития технических способностей школьников.

Настоящая программа соответствует общекультурному уровню освоения и предполагает  удовлетворение  познавательного  интереса  обучающегося, расширение  его  информированности  в  области  беспилотных  летательных аппаратов  и  систем,  а  также  обогащение  навыками  общения  и  приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.

Новизна настоящей образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации.

Актуальность 

Современные тенденции развития роботизированных  комплексов  в  авиации  получили  реализацию  в  виде беспилотных авиационных систем (БАС).

В  настоящее  время  наблюдается  лавинообразный  рост  интереса  к

беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет тому  назад.  Развитие  современных  и  перспективных  технологий  позволяет сегодня  беспилотным  летательным  аппаратам  успешно  выполнять  такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами.

Благодаря  росту  возможностей  и  повышению  доступности  дронов,

потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая задача  курса  состоит  в  подготовке  специалистов  по  конструированию, программированию и эксплуатации БАС.

Настоящая  образовательная  программа  позволяет  не  только  обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить обучающихся к  планированию  и  организации  работы  над  разноуровневыми  техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве.

Отличительные особенности

К  основным  отличительным  особенностям  настоящей  программы можно отнести следующие пункты:

  • кейсовая система обучения;
  • проектная деятельность;
  • направленность на soft-skills;
  • игропрактика;
  • среда для развития разных ролей в команде;
  • сообщество практиков (возможность общаться с детьми из других квантумов, которые преуспели в практике своего направления);
  • направленность на развитие системного мышления;
  • рефлексия.

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что после ее освоения обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия, а также управление БПЛА. Использование различных инструментов развития soft-skills у детей (игропрактика, командная работа) в сочетании с развитием у них hard- компетенций (workshop, tutorial) позволит сформировать у ребенка целостную систему знаний, умений и навыков.

Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых soft-skills и hard-skills  по следующим направлениям: проектная  деятельность,  теория  решения  изобретательских  задач,  работа  в команде,  аэродинамика  и  конструирование  беспилотных  летательных аппаратов,  основы  радиоэлектроники  и  схемотехники,  программирование микроконтроллеров,  лётная  эксплуатация  БАС  (беспилотных  авиационных систем). Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и предпринимательской деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • сформировать у обучающихся устойчивые знания в области моделирования и конструирования БАС;
  • развить у обучающихся технологические навыки конструирования;
  • сформировать  у  обучающихся  навыки  современного  организационно - экономического  мышления,  обеспечивающих  социальную  адаптацию  в условиях рыночных отношений.

Развивающие задачи:

  • поддержать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности;
  • развить способность к самореализации и целеустремлённости;
  • сформировать техническое мышление и творческий подход к работе;
  • развить  навыки  научно-исследовательской,  инженерно-конструкторской  и проектной деятельности;
  • расширить ассоциативные возможности мышления.

Воспитательные задачи:

  • сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение к людям;
  • воспитать  трудолюбие,  развить  трудовые  умения  и  навыки,  расширить политехнический  кругозор  и  умение  планировать  работу  по  реализации замысла, предвидение результата и его достижение;
  • сформировать способности к продуктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.

Возраст и возрастные особенности детей

Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся среднего школьного возраста (10 – 15 лет). Особенностью детей этого возраста является то, что в этот период происходит главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Для возраста 10 – 15  лет характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Адресат программы - данная программа предназначена для детей возраста 12-15 лет.

Возрастные и психологические особенности детей и их учет в программе: в детское объединение принимаются все желающие, без ограничения и предварительного отбора. Важное значение при реализации программы имеет учет особенностей развития психики и познавательной деятельности подростков. Интенсивное развитие нервно - психической деятельности, высокая возбудимость, подвижность подростков и острое реагирование на внешние факторы воздействия сопровождаются быстрым утомлением, поэтому требуется особое отношение к их психике, умелое переключение с одного вида деятельности на другой. Важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера.

Только глубокое знание особенностей каждого ребенка создает условия для успешного проведения образовательной деятельности.

Объём программы: 36 академических часов.

Формы обучения и виды занятий. Занятия включают теоретическую и практическую        часть.         Важной        составляющей каждого занятия является самостоятельная        работа обучающихся над проектом        (мини-проектом).

Форма организации занятий: беседа; лекция; техническое соревнование; индивидуальная и групповая защита проектов; практическая работа.

Срок реализации программы –  1 учебный год (9 месяцев).

Режим занятий. Занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (продолжительность академического часа – 45 минут). Численный состав обучающихся по программе предусматривает 10-12 человек. Программа предусматривает очное обучение.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии - групповая,  индивидуальная,  индивидуально-групповая  и  фронтальная. 

Формы занятий: 

  • лекция-диалог с использованием метода «перевернутый класс» –  когда  обучающимся  предлагается  к  следующему  занятию ознакомиться с материалами (в т.ч. найденными самостоятельно) на  определенную  тему  для  обсуждения  в формате  диалога  на предстоящем занятии;
  • Workshop и Tutorial (практическое занятие – hard skills), что по сути является разновидностями мастер-классов, где обучающимся  предлагается  выполнить  определенную  работу, результатом которой является некоторый продукт (физический или виртуальный  результат).  Близкий  аналог  –  фронтальная форма  работы,  когда  обучающиеся  синхронно  работают  под контролем педагога;
  • конференции внутриквантумные и межквантумные, на которых обучающиеся делятся опытом друг с другом и рассказывают о собственных достижениях;
  • самостоятельная  работа,  когда  обучающиеся  выполняют индивидуальные  задания  в  течение  части  занятия  или нескольких занятий.
  • метод  кейсов  (case-study),  "мозговой  штурм"  (Brainstorming), метод задач (Problem-Based Learning) и метод проектов (Project- Based Learning). Пример: кейс – это конкретная задача («случай» – case, англ.), которую требуется решить, для этого в режиме «мозгового  штурма»  предлагаются  варианты  решения,  после этого варианты обсуждаются и выбирается один или несколько путей  решения,  после  чего  для  решения  кейса  формируются более  мелкие  задачи,  которые  объединяются  в  проект  и реализуются с применением метода командообразования.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

сформированность коммуникативной культуры обучающихся, внимание, уважение к людям;

развитие  трудолюбия,  трудовых  умений  и  навыков,  широкий политехнический кругозор;

сформированность  умения  планировать  работу  по  реализации замысла,  способность  предвидеть  результат  и  достигать  его,  при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

сформированность  способности  к  продуктивному  общению  и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

сформированность  у  обучающихся  самостоятельности  в  учебно- познавательной деятельности;

развитие способности к самореализации и целеустремлённости;

сформированность  у  обучающихся  технического  мышления  и творческого подхода к работе;

развитость навыков научно-исследовательской, инженерно- конструкторской и проектной деятельности у обучающихся;

развитые ассоциативные возможности мышления у обучающихся.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
  • умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно графическая или знаково-символическая);
  • умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • умение выслушивать собеседника и вести диалог;
  • способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
  • умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

 Предметные результаты:

приобретение  обучающимися  знаний  в  области  моделирования  и конструирования БАС;

занятия по настоящей программе помогут обучающимся сформировать технологические навыки;

сформированность навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающая социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

выполнение практических полётов (визуальных и с FPV);

практические работы по сборке, программированию и ремонту квадрокоптеров;

творческие задания (подготовка проектов и их презентация).

Способы определения результативности.

  • индивидуальная устная/письменная проверка;
  • фронтальный опрос, беседа;
  • контрольные упражнения и тестовые задания;
  • защита индивидуального или группового проекта;
  • выставка;
  • межгрупповые соревнования;
  • проведение промежуточного и итогового тестирования;

Итоговая оценка развития личностных качеств  воспитанника производится по трём уровням:

  • «высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
  • «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
  • «низкий»: изменения не замечены.

Результатом усвоения обучающимися Программы по каждому уровню Программы являются: устойчивый интерес к занятиям робототехникой, результаты достижений в массовых мероприятиях различного уровня.

                               


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план  

п/п

Наименование раздела или темы

Объем часов

Форма контроля/аттестации

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты

21

3

18

Практическая работа

1.1.

Вводная лекция о содержании курса

1

1

0

1.2.

Обучение навыкам пилотирования квадрокоптера

2

1

1

Учебные полёты

1.3.

Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания

2

1

1

1.4.

Сборка рамы квадрокоптера

4

0

4

1.5.

Основы настройки полетного контроллера с помощью компьютера. Настройка аппаратуры управления

2

0

2

1.6.

Инструктаж по технике безопасности полетов

1

1

0

1.7.

Первые учебные полеты «взлет/посадка»

2

0

2

Учебные полеты

1.8.

Полеты: «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций

4

0

4

Учебные полеты

1.9.

Выполнение полетов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу»

4

0

4

Учебные полеты

2.

Настройка, установка FPV – оборудования

6

1

2

Практическая работа

2.1.

Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка

1

1

0

Установка видеооборудования

2.2.

Установка и подключение радиоприемника и оборудования

2

0

2

2.3.

Пилотирование с использованием FPV – оборудования

3

0

3

Полеты «от первого лица»

3.

Работа в группах над инженерным проектом

7

3

4

Практическая работа

3.1.

Принципы создания инженерной проектной работы

3

1

2

Самостоятельная

подготовка групповых

инженерных проектов

3.2.

Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система»

3

1

2

3.3.

Подготовка презентации собственной проектной работы

1

1

0

Самостоятельно

4.

Итоговый контроль

1

0

1

Защита проекта

4.1.

Презентация и защита группой собственного инженерного проекта

1

0

1

Итого:

36

7

29


Календарный учебный график на 2020-/2021 учебный год

Период обучения — сентябрь-май.

Количество учебных недель — 36.

Количество часов — 36 часов                    

Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут) в 3 группах.

месяц

число

Время проведения занятий

Форма занятия

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты

21

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

инстуктаж

учебные полёты

беседа

беседа

инструктаж

учебные полёты

учебные полёты

учебные полёты

практическая работа

учебные полёты

самостоятельная работа

1.1

сентябрь

01.09.-04.09

13.40

беседа

Вводная лекция о содержании курса

1

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

1.2

сентябрь

07.09.- 18.09.

13.40

учебные полёты

Обучение навыкам пилотирования квадрокоптера

2

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

1.3

сентябрь

21.09.-

02.10.

13.40

беседа

Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания

2

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

1.4

сентябрь-октябрь

05.10.- 30.10.

13.40

беседа

Сборка рамы квадрокоптера

4

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

1.5

ноябрь

02.11.- 13.11.

13.40

Основы настройки полетного контроллера с помощью компьютера. Настройка аппаратуры управления

2

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

1.6

ноябрь

16.11.-20.11.

13.40

беседа

Инструктаж по технике безопасности полетов

1

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

1.7

ноябрь-декабрь

23.11.- 04.12.

13.40

учебные полёты

Первые учебные полеты «взлет/посадка»

2

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

1.8

декабрь-январь

07.12.-01.01.

13.40

учебные полёты

Полеты: «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций

4

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

1.9

январь

04.01.-29.01.

13.40

учебные полёты

Выполнение полетов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу»

4

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

2

Настройка, установка FPV – оборудования

6

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

2.1

февраль

01.02.-05.02.

13.40

установка видеооборудования

Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка

1

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

2.2

февраль

08.02.-19.02.

13.40

Установка и подключение радиоприемника и оборудования

2

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

2.3

февраль-март

22.02.-12.03.

полеты «от первого лица»

Пилотирование с использованием FPV – оборудования

3

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

3

Работа в группах над инженерным проектом

7

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

3.1

март-апрель

15.03.-02.04.

13.40

самостоятельная

подготовка групповых

инженерных проектов

Принципы создания инженерной проектной работы

3

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

3.2

апрель

05.04.-23.04

13.40

Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система»

3

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

3.3

апрель

26.04.-30.04.

13.40

самостоятельная работа

Подготовка презентации собственной проектной работы

1

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

4

Защита проекта

1

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

Итоговый контроль

4.1

май

03.05.-07.05.

13.40

защита проекта

презентация и защита группой собственного инженерного проекта

1

ЦДО «Точка роста»                                                                                    

Всего

36


Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение дополнительной  общеобразовательной  общеразвивающей  программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Беспилотные летательные аппараты» разработана в соответствии следующих документов:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • Приказ от 09.11.2018 № 196 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ  МО  Саратовской  области  от  21.05.2019  №1077  «Обутверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» с изменениями от 14.02.2020 г, от 12.08.2020 г.;
  • СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  •  Постановление Главного Государственного Санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 года №41 «Об утверждение СанПиН 3.1/2.4 3598 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • Устав МОУ «СОШ с.Питерка».

Основной формой обучения является учебное занятие. При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой.

Для достижения результатов работы требуется большая вариативность подходов и постоянного творчества.

Приемы и методы обучения

Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях используются следующие методы обучения:

– репродуктивный (педагог сам объясняет материал);

– объяснительно-иллюстративный;

– проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

– поисковый;

-   взаимообучение;

– эвристический (изложение педагога + творческий поиск детей).

На занятиях используются следующие методы воспитания:

  1. Общие методы воспитания:
  • рассказ на этическую тему;
  • пример;
  • этическая беседа;
  • игра-тренинг и другие

2. Методы организации деятельности:

- игра;

– поручение;

– упражнение;

– коллективная творческая деятельность

- проект.

  1. Методы стимулирования:

– поощрение;

– одобрение;

– награждение.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

Материально-технические условия реализации программы

Раздел

или тема

программы

Формы

занятий

Приёмы и методы

организации

образовательного

процесса

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

Теория мультироторных

систем.

Основы управления.

Полёты на симуляторе

Лекция,

дискуссия

практическое

занятие

Беседа по теме занятия,

индивидуальная работа

с ПО

Записи в тетрадях,

справочный

материал из ПО для полетов

Интерактивная

доска, ноутбук с

ПО, RC-пульт

Полёт на

симуляторе без

ошибок

пилотирования

Сборка и

настройка

квадрокоптера.

Учебные полёты

Лекция,

дискуссия,

практическое

занятие, workshop

Работа в группах,

индивидуальная работа

с ПО

Инструкция по

сборке, справочный

материал из ПО для полетов

Интерактивная

доска, ноутбук с

ПО,

квадрокоптер,

RC-пульт

Тестовые полёты

на

собственноручно

собранном

квадрокоптере

Настройка,

установка FPV

– оборудования

Лекция,

дискуссия,

практическое

занятие, workshop

Работа в группах,

индивидуальная работа

с ПО

Справочный

материал из ПО для полетов

Интерактивная

доска, ноутбук с

ПО,

квадрокоптер,

очки для FPV-

полетов, FPV-

модуль

Выполнение

полётов с FPV-

оборудованием

Работа в группах

над инженерным

проектом.

Метод задач,

метод кейсов,

работа в группах

Работа в группах

Записи в тетрадях

Ноутбук,

интерактивная

доска

Защита проекта

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

п/п

Наименование

Назначение/краткое описание функционала оборудования

Стоимость

Количество

Итого

1

Учебное (обязательное) оборудование

1.1

Основной набор (рама, запчасти, моторы, пропеллеры, регуляторы, полетный контроллер,

радиоаппаратура, зарядка, аккумуляторы)

Набор для сборки квадрокоптера

1.2

Комплект для FPV-полетов (камера, видеопередатчик, видеоприемник, антенны,

мониторчик, батарейки.)

Комплект для полетов от первого лица

1.3

Комплект для изучения основ радиоэлектроники и

программирования микроконтроллеров (бортовой

компьютер, радиомодем, видеокамера, электроника,

ПО)

Комплект для программирования коптера

1.4

Квадрокоптер

Коптер для начального

знакомства, отработки азов пилотирования

1.5

Квадрокоптер с фотокамерой на

гиростабилизированном подвесе

Коптер для обучение аэросъёмке, настройке и обслуживанию БАС

1.6

Фотокамера

Фотокамера для установки на

конвертоплан

1.7

Ручка для 3D-печати

Знакомство с принципами 3D-печати

2

Компьютерное оборудование

2.1

Ноутбук

Работа с ПО БПЛА

2.2

Мышь

Работа с ПК и/или ноутбуком

2.3

Тележка для зарядки и хранения ноутбуков

Тумба для хранения и зарядки

ноутбуков

2.4

МФУ

Многофункциональное устройство

2.5

Сетевой удлинитель

Сетевой удлинитель

3

Презентационное оборудование

3.1

LED панель

подача информационного

материала

3.2

Настенное крепление

крепление LED панели

4

Расходные материалы и запасные части

Методичекое обеспечение программы

Раздел

или тема

программы

Формы

занятий

Приёмы и методы

организации

образовательного

процесса

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

Теория мультироторных

систем.

Основы управления.

Полёты на симуляторе

Лекция,

дискуссия

практическое

занятие

Беседа по теме занятия,

индивидуальная работа

с ПО

Записи в тетрадях,

справочный

материал из ПО для полетов

Интерактивная

доска, ноутбук с

ПО, RC-пульт

Полёт на

симуляторе без

ошибок

пилотирования

Сборка и

настройка

квадрокоптера.

Учебные полёты

Лекция,

дискуссия,

практическое

занятие, workshop

Работа в группах,

индивидуальная работа

с ПО

Инструкция по

сборке, справочный

материал из ПО для полетов

Интерактивная

доска, ноутбук с

ПО,

квадрокоптер,

RC-пульт

Тестовые полёты

на

собственноручно

собранном

квадрокоптере

Настройка,

установка FPV

– оборудования

Лекция,

дискуссия,

практическое

занятие, workshop

Работа в группах,

индивидуальная работа

с ПО

Справочный

материал из ПО для полетов

Интерактивная

доска, ноутбук с

ПО,

квадрокоптер,

очки для FPV-

полетов, FPV-

модуль

Выполнение

полётов с FPV-

оборудованием

Работа в группах

над инженерным

проектом.

Метод задач,

метод кейсов,

работа в группах

Работа в группах

Записи в тетрадях

Ноутбук,

интерактивная

доска

Защита проекта

Кадровое обеспечение

Специалист

Квалификация

Количество

Функция

1.

педагог-

-

1

организация и

дополнительного

проведение

образования

занятий

Формы аттестации и оценочные материалы

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы

Подведение итогов реализуется в рамках следующих мероприятий: тестирование по программированию, защита результатов, групповые соревнования.

Формы демонстрации результатов обучения

Представление результатов образовательной деятельности пройдет в форме публичной презентации командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд.

Формы диагностики результатов обучения:  беседа, тестирование, опрос.

Правила выбора темы проекта

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям  найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективностькаждого способа.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для педагога.

Правило  3. Тема  должна  быть  оригинальной  с  элементами  неожиданности,  необычности.  Оригинальность  следует  понимать,  как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.  Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у школьника ограниченна.

Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило  6. Сочетание  желаний  и  возможностей.  Выбирая  тему,  педагог  должен  учесть  наличие  требуемых  средств  и  материалов  – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Примерные темы проектов:

1.Моделирование квадрокоптера.

2.Проектирование полета над трассой с препятствиями.

3.Программирование автономного взлета и посадки квадрокоптера.

4.Видео нарезка полетов .

5.Организация гонки квадрокоптеров.

6.Применение квадрокоптеров.

7.Проектирование квадрокоптера-траспортировщика.

8.Автономный полет по заданной траектории.

9.Создание помощника для преподавателя на контрольных работах.

10.Квадрокоптер – лучший друг.

Список литературы

Список литературы для преподавателя

  1. Бреннан К. Креативное программирование / К. Бреннан, К. Болкх, М. Чунг. — Гарвардская Высшая школа образования, 2017.
  2. Бриггс Джейсон. Python для детей. Самоучитель по программированию / Джейсон Бриггс. — МИФ. Детство, 2018. — 320 с.
  3. Гин   А.А.   Приёмы   педагогической   техники:   свобода   выбора,

открытость, деятельность, обратная связь, идеальность: Пособие для учителей / А.А. Гин. — Гомель: ИПП «Сож», 1999. — 88 с.

  1. Лутц М. Программирование на Python. Т. 1 / М. Лутц. — М.: Символ, 2016. — 992 c.
  2. Лутц, М. Программирование на Python. Т. 2 / М. Лутц. — М.: Символ, 2016. — 992 c.
  3. Понфиленок О.В. Клевер. Конструирование и программирование квадрокоптеров / О.В. Понфиленок, А.И. Шлыков, А.А. Коригодский.— Москва, 2016.
  4. Федеральный  закон  "Об  образовании  в  Российской  Федерации"  от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Интернет-ресурсы

  1. https://dlcdn.ryzerobotics.com/downloads/tello/0222/Tello+Scratch+Readme.pdf.
  2. https://github.com/dji-sdk/Tello-Python.

Список литературы для обучающихся

  1. Лутц, М. Программирование на Python. Т. 1 / М. Лутц. — М.: Символ, 2016. — 992 c.
  2. Лутц, М. Программирование на Python. Т. 2 / М. Лутц. — М.: Символ, 2016. — 992 c.
  3. Понфиленок, О.В. Клевер. Конструирование и программирование квадрокоптеров / О.В. Понфиленок, А.И. Шлыков, А.А. Коригодский. — Москва, 2016.

Список литературы для родителей

  1. Лутц, М. Программирование на Python. Т. 1 / М. Лутц. — М.: Символ, 2016. — 992 c.
  2. Лутц, М. Программирование на Python. Т. 2 / М. Лутц. — М.: Символ, 2016. — 992 c.
  3. Понфиленок О.В. Клевер. Конструирование и программирование квадрокоптеров / О.В. Понфиленок, А.И. Шлыков, А.А. Коригодский. — Москва, 2016.

Приложение 1

ТЕСТ

«БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ»

1.Что такое Квадрокоптер?

  1. это беспилотный летательный аппарат

  1. обычно управляется пультом дистанционного управления с земли

  1. имеет один мотор с двумя пропеллерами

  1. имеет четыре мотора (или меньше) с четырьмя пропеллерами

  1. В Российском законодательстве

установлена максимальная масса квадрокоптера не требующего специального разрешения на полеты:

1) до 250 грамм        2) до 500 грамм

  1. до 1000 грамм   4) _____________

  1. На картинке представлен квадрокоптер и схематично показано направление вращения винтов. Укажи верное направление движения «вперед» квадрокоптера:

1) 1        2)2        3)3

  1. Что такое электронный регулятор оборотов?

  1. устройство для управления оборотами электродвигателя, применяемое на радиоуправляемых моделях с электрической силовой установкой

  1. устройство для управления оборотов резиномоторного двигателя

  1. устройство для управления оборотами сервомашинки

  1. Kv-rating показывает:

  1. сколько оборотов совершит двигатель за одну минуту (RPM) при определенном напряжении

  1. емкость батареи питания квадрокоптера

  1. скорость движения квадрокоптера по прямой

  1. Расшифруй надпись: Turnigy Multistar 5130-350ю

  1. это двигатель с высотой 51мм, диаметром статора 30 мм и KV 350
  2. это двигатель с диаметром статора 51 мм, высотой 30 мм и KV 350
  3. это двигатель с диаметром ротора 51 мм, высотой 30 мм и KV 350

  1. Расшифруй надпись: Scorpion M-2205-2350KV

  1. это двигатель с диаметром статора22 мм, высотой 5 мм и KV 2350
  2. это двигатель с диаметром ротора 22 мм, высотой 5 мм и KV 2350
  3. это двигатель с высотой 22мм, диаметром статора 5 мм и KV 2350

  1. Чем лучше использование бесколлекторного двигателя?

  1. лучшее соотношение масса/мощность, лучшее КПД

2) легче        3) компактнее

  1. меньше греются           5) практически не создают помех

  1. Параметр указывающий, на сколько поднялся бы пропеллер за один оборот вокруг своей оси с данным наклоном лопасти, если бы он двигался в плотном веществе, называется:

1) Scrutch        2) Pitch        3) Patch

  1. Расшифруй цифровое обозначение пропеллера размером 10х4,5:

  1. Первая цифра в маркировке обозначает шаг винта в дюймах, а вторая – диаметр винта

  1. Первая цифра в маркировке обозначает диаметр винта в дюймах, а вторая – диаметр отверстия под ось мотора

  1. Первая цифра в маркировке обозначает диаметр винта в дюймах, а вторая – шаг винта

  1. Посмотри на рисунок и укажи, каким словом отмечен тангаж:

  1. Roll

  1. Pitch

  1. Yaw

  1. Посмотри на рисунок и укажи, каким словом отмечен крен:

1) Roll        2) Pitch        3) Yaw

  1. Посмотри на рисунок и укажи, каким словом обозначается рыскание:

1) Roll        2) Pitch        3) Yaw

  1. Как расшифровывается аббревиатура FPV?

1) носимая камера        2) полеты без управления        3) вид от первого лица

  1. Полётный контроллер  это:

  1. электронное устройство, управляющее положением камеры для записи видео

  1. электронное устройство, управляющее полётом летательного аппарата.

  1. электронное устройство для связи через спутник

  1. Что такое процедуры ARM и DISARM? Как они выполняются?

ARM – это _______________________________________________

DISARM - это _____________________________________________

  1. Что делать если квадрокоптер ударился о землю и потерял управление?

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

  1. Что обязательно нужно проверить ПЕРЕД вылетом?

  1. Затянутость гаек пропеллеров и отсутствие болтающихся проводов

  1. Заряд аккумуляторов и правильность установки пропеллеров

  1. Крепление и целостность защит пропеллеров

  1. Что НЕЛЬЗЯ делать во время полета?
  1. Стоять сбоку от зоны полётов

  1. Двигать стиками в крайние положения
  2. Медленно летать
  3. Летать выше собственного роста

  1. Что делать сразу после приземления?

  1. Сфотографировать на телефон

  1. Выключить пульт

  1. Подойти к коптеру и отключить его LiPo аккумулятор

  1. Disarm и проверить газ



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПИТЕРКА

ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________________

413320 с. Питерка ул.Советская, 49 ; телефон: (8 84561) 2-12-61;

E-mail: pit-school@yandex.ru. http//www. pit-school.my1.ru

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ______2020 года протокол №____

председатель

____________А.А. Захарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по технологии   SCRATCH

Уровень основного общего образования ( дополнительное образование

10-14 лет )

Срок освоения программы – 1 год (2020-2021 учебный год)

Количество часов – 68 (2 часа в неделю, 2 группы )

Учитель: Гаврилюк Ирина Александровна

Программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897

с. Питерка 2020 год

   Рабочая программа курса дополнительного образования «Программирование в среде Scratch» разработана на основе программы курса по выбору «Творческие задания в среде программирования Скретч», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс» М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

   Программа реализует  общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся.

    Основной целью реализации программы является обучение программированию через создание творческих проектов по информатике. Курс развивает творческие способности учащихся, а также закладывает пропедевтику наиболее значимых тем курса информатики и позволяет успешно готовиться к участию в олимпиадах по математике и информатике.

Цели и задачи программы:

  • формирование у  обучающихся базовых представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма;
  • изучение основных базовых алгоритмических конструкций;
  • знакомство с понятием переменной и команды присваивания;
  • овладение навыками алгоритмизации задачи;
  • овладение понятиями класс, объект, обработка событий;
  • освоение основных этапов решения задачи;
  • формирование навыков разработки, тестирования и отладки несложных программ;
  • знакомство с понятием проекта, его структуры, дизайна и разработки;
  • освоение навыков планирования проекта, умение работать в группе;
  • выработка навыков работы в сети для обмена материалами работы;
  • предоставление возможности самовыражения в компьютерном творчестве.

Общая характеристика курса

Можно ли научиться программировать играя? Оказывается, можно. Американские ученые задумывая новую учебную среду для обучения школьников программированию, стремились к тому, чтобы она была понятна любому ребенку, умеющему читать.

Назначение «Scratch» в переводе с английского имеет несколько значений. Это и царапина, которую оставляет Котенок – символ программы, и каракули, символизирующие первый, еще неуклюжий самостоятельный опыт, и линия старта. Со Скретчем удобно стартовать. Сами разработчики характеризуют программу так: «Скретч предлагает низкий пол (легко начать), высокий потолок (возможность создавать сложные проекты) и широкие стены (поддержка большого многообразия проектов)».

Подобно тому, как дети, только-только начинающие говорить, учатся складывать из отдельных слов фразы, и Скретч обучает из отдельных кирпичиков-команд собирать целые программы.

Скретч приятен «на ощупь». Его блоки, легко соединяемые друг с другом и так же легко, если надо, разбираемые, сделаны явно из пластичных материалов. Они могут многократно растягиваться и снова ужиматься без намека на изнашиваемость. Скретч зовет к экспериментам! При этом важной особенностью этой среды является то, что в ней принципиально невозможно создать неработающую программу.

В Скретче можно сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманные персонажи, создавать презентации, игры, в том числе интерактивные, исследовать параметрические зависимости.

Поскольку любой персонаж в среде Скретч может выполнять параллельно несколько действий – двигаться, поворачиваться, изменять цвет, форму и т.д., юные скретчисты учатся мыслить любое сложное действие как совокупность простых. В результате они не только осваивают базовые концепции программирования (циклы, ветвления, логические операторы, случайные числа, переменные, массивы), которые пригодятся им при изучении более сложных языков, но и знакомятся с полным циклом решения задач, начиная с этапа описания идеи и заканчивая тестированием и отладкой программы.

Скретч легко перекидывает мостик между программированием и другими школьными науками. Так возникают межпредметные проекты. Они могут сделать наглядными понятия отрицательных чисел и координат или, например, уравнения плоских фигур, изучаемых на уроках геометрии. В них оживут исторические события и географические карты. А тесты по любым предметам сделают процесс обучения веселым и азартным.

Скретч – свободно распространяемая программа. Она одинаково устанавливается в Windows, в Macintosh, в Ubuntu.

Скретч создали американцы Митч Резник и Алан Кей. На русский язык программа переведена доцентом Нижегородского университета Евгением Патаракиным.

Форма реализации курса – внеурочная деятельность.

Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

   В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие следующие ууд :

Предметные

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Личностные

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Полученные навыки работы в Scratch будут полезны в практической деятельности: помогут школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, будут применяться при создании и исследовании компьютерных моделей по школьным дисциплинам, помогут при изучении таких школьных дисциплин, как «Математика», «Музыка», «Изобразительное искусство», а также для более серьезного изучения программирования в старших классах.

        Работа с Интернет-сообществом скретчеров позволит освоить навыки информационной деятельности в глобальной сети: размещение своих проектов на сайте, обмен идеями с пользователями интернет-сообщества, овладение культурой общения на форуме.

Содержание учебного курса

Знакомство со средой Scratch (2 часа)

Ознакомление с учебной  средой программирования Скретч. Элементы окна среды программирования. Спрайты. Хранилище спрайтов. Понятие команды. Разновидности команд. Структура и составляющие скриптов - программ, записанных языком Скретч. Понятие анимации. Команды  движения и вида. Анимация движением и изменением вида спрайта.

Создание самого простого проекта, его выполнения и сохранения. Хранилище проектов.  Создание и редактирование скриптов. Перемещение и удаление спрайтов.

Ученик описывает:

  • интерфейс среды программирования Скретч;
  • понятие программного проекта;
  • методику создания, сохранения и выполнения проекта;
  • понятие спрайта, как управляемого графического объекта;
  • понятие скрипта, как программы управления спрайтом;
  • понятие события;
  • методику редактирования скриптов;
  • понятие команды;
  • понятие стека, как последовательности команд;
  • понятие команд управления, вида и движения;
  • общую структуру Скретч-проекта;

 приводит примеры:

  • команд в языке программирования Скретч;

 умеет:

  • открывать среду программирования;
  • создавать новый проект, открывать и хранить проекты;
  • запускать разработанный Скретч-проект;
  • пользоваться элементами интерфейса среды программирования;
  • открывать и закрывать окна инструментов, которые есть в среде программирования Скретч;
  • перемещать, открывать и удалять спрайты;
  • редактировать скрипты за предоставленным образцом
  • реализовать самые простые алгоритмы перемещения спрайтов в виде скриптов среды программирования Скретч;

 понимает:

  • содержание скриптов, записанных языком программирования Скретч та суть событий, которые происходят во время выполнения скрипта.

Управление спрайтами. Координатная плоскость (2 ч.)

Создание спрайтов, изменение их характеристик (вида, размещения).  Графический редактор Скретч. Понятие о событиях, их активизации и обработке. Понятие сцены, налаживания вида сцены. Обработка событий сцены

Ученик описывает:

  • процесс создания спрайтов;
  • назначение элементов управления спрайтов;
  • процесс добавления спрайта;
  • процесс активации события и ее обработки;

 называет:

  • параметры спрайта;

 умеет:

  • создавать и редактировать спрайты
  • называть спрайт, задавать ему место на сцене;
  • налаживать сцену

Навигация в среде Scratch. Управление командами (24 ч.)

Величины и работа с ними

Понятие переменной и константы.  Создание переменных. Предоставление переменным значений, пересмотр значений переменных. Команды предоставления переменных значений. Использование переменных

Ученик описывает:

  • понятие переменной, ее имени и значения;
  • понятие константы;
  • правила создания переменные;
  • использование команд предоставления значений;
  • способы пересмотра значений переменных;

  называет:

  • параметры спрайтов и Сцены;
  • датчики среды программирования Скретч;

 умеет:

  •  создавать переменные;
  • использовать датчики для предоставления значений переменным и управления параметрами спрайтов и сцены;
  • предоставлять переменным значений параметров спрайтов и участков сцены, других переменных;
  • передавать командам управления значения переменные, параметры спрайтов и сцены;
  • осуществлять обмен значениями между двумя переменными;
  • руководить отображением значений переменных;
  • использовать слайдеры для предоставления переменным значений

Арифметические операции и выражения 

Понятие операции и выражения.  Арифметические операции . Основные правила построения, вычисления и использования выражений. Присвоение значений выражений переменным. Понятие локальной и глобальной переменной. Генератор псевдослучайных чисел

Ученик описывает:

  •  понятие операции и операнда;
  • способы использования операций в программе;
  • понятие выражения;
  • приоритет операций и порядок вычисления значений выражений;
  • порядок записи выражений;
  • назначение генератора псевдослучайных чисел;

приводит примеры:

  • арифметических выражений;

умеет:

  •  записывать языком программирования Скретч арифметические выражения;
  • использовать в выражениях переменные пользователя и ссылки на атрибуты спрайтов и сцены;
  • придавать значение выражений переменным;
  • использовать генератор псевдослучайных чисел;

Команды ветвления

 Понятие условия. Формулировка условий. Операции сравнения. Простые и составлены условия. Алгоритмическая конструкция ветвления. Команды ветвления Если..., Если...Иначе.... Выполнение скриптов с ветвлениями. Вложенные команды ветвления

Ученик описывает:

  • понятие условия, значений «истинность»  и «ложь»;
  • использование логических операций И, Или, Не;
  • порядок записи составных условий;
  • алгоритмические конструкции ветвлений разных видов,  их обозначения на блок-схемах;
  •  создание команд ветвления разных видов;
  • создание вложенных ветвлений;

умеет:

  •  записывать языком программирование Скретч простые и составные логические выражения;
  • конструировать алгоритмы с разными видами ветвлений и строить соответствующие блок-схемы;
  • создавать скрипты с простыми и вложенными ветвлениями;
  • создавать проекты, которые требуют проверки соответствия параметров спрайта или среды определенной величине;
  • создавать проекты, которые предусматривают выбор варианта поведения спрайта в зависимости от выполнения определенного условия;
  • анализировать ход выполнения скриптов, которые имеют команды ветвления

Команды повторения

Команда повторения и ее разновидности: циклы с известным количеством повторений, циклы с предусловием и постусловием.  Команды повторения в Скретче: Повторить..., Всегда если..., Повторять пока... . Вложенные циклы. Операторы прерывания циклов.

Ученик описывает:

  • разные виды команд повторения и способ их изображения на блок-схеме;
  • порядок выбора оптимальной для данного случая команды повторения;
  • порядок использования разных команд повторения;

 объясняет:

  • отличие между командами повторений с предусловием, постусловием и известным количеством повторений;

 умеет:

  • составлять скрипты, в которых используются конструкции повторения;
  • использовать циклы для создания анимации;
  • использовать вложенные циклы

 Обмен сообщениями между скриптами

Понятие сообщения. Передача сообщения, запуск скриптов при условии получения сообщения вызова.  Обмен данными между скриптами.

Ученик описывает:

  •  понятие сообщения;
  • команды передачи сообщения и запуска скриптов при условии получения сообщения;
  • принцип обмена данными между скриптами;

 объясняет отличие:

  • между командами передачи сообщения разных видов;

 умеет:

  • вызывать запуск скриптов передачей им сообщений;
  • передавать между скриптами значение параметру;
  • применять вызовы скриптов во время создания проектов, в которых многократно выполняются одинаковые последовательности команд;

Программируемое построение графических изображений 

Команды рисования.  Создание проектов с программируемым построением изображений на сцене путем перемещением спрайтов.  Использование команды Штамп.

Ученик описывает:

  •  способ программируемого построения изображений;
  • команды рисования в Скретче;

 объясняет отличие:

  • между программируемым рисованием и построением изображения в графическом редакторе;

умеет:

  • создавать скрипты для построения изображений;
  • использовать команду Штамп;
  • передавать между скриптами значение параметра.

 

Списки 

Понятие списка. Создание списков. Понятие индекса, как номера элемента списка. Предоставление значений элементам списка и отображения его содержания. Поиск необходимых данных в списке. Вычисление итоговых показателей для списка. Вычисление   итоговых  показателей  для элементов списка, которые отвечают определенным критериям. Алгоритмы сортировки списков.

Ученик описывает:

  • понятие списка, как одномерного массива;
  • правила создание списков в Скретче;
  • понятие индекса элемента списка и порядок обращения к элементу списка за его индексом;
  • правила введение/выведение значений элементов списка;
  • алгоритм поиска необходимых данных в списке;
  • алгоритмы вычисления итоговых показателей для списка и для тех его элементов, которые отвечают заданным критериям;

 умеет:

  • создавать в Скретч-проектах списки (одномерные массивы);
  • предоставлять и считывать значение элементов списка;
  • реализовать в Скретч алгоритмы поиска данных в списке, которые удовлетворяют определенному условию;  вычисление итоговых показателей для всего списка и для тех его элементов, которые отвечают заданным критериям;
  • реализовать самые простые алгоритмы упорядочивания элементов списка;

Создание игры (1 ч.)

Разработка и создание небольшой программы с использованием заранее подготовленных материалов. Тестирование и отладка проекта. Защита проекта

Ученик описывает:

  • понятие игры;
  • понятие отладки проекта.

 умеет:

  • разрабатывать и создавать простейшую логическую игру;
  • проводить тестирование игры с последующим исправлением допущенных логических неточностей.
  • представлять публично проект.

Создание тестов (1 ч.)

Разработка и создание теста с использованием заранее подготовленных материалов. Тестирование и отладка проекта. Защита проекта

Ученик описывает:

  • понятие игры;
  • понятие отладки проекта.

 умеет:

  • разрабатывать и создавать простейшую логическую игру;
  • проводить тестирование игры с последующим исправлением допущенных логических неточностей.
  • представлять публично проект.

Публикация проектов (2 ч.)

Использование заимствованных кодов и объектов, авторские права. Правила работы в сети. Дизайн проекта. Работа со звуком. Основные этапы  разработки проекта.

Ученик описывает:

  • понятие авторского права;
  • правила работы в сети;
  • правила публикации проектов в сети;
  • этапы разработки проекта.

 умеет:

  • разрабатывать дизайн проекта;
  • публиковать проект в сети;
  • оформлять проект звуковым сопровождением;
  • вести работу в соответствии с этапами разработки проекта.

Резерв (2 ч.)

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Знакомство со средой Scratch

4

2

Управление спрайтами. Координатная плоскость

4

3

Навигация в среде Scratch. Управление командами

48

4

Создание игры

2

5

Создание тестов

2

6

Публикация проектов

4

7

Резерв

4

Итого:

68

№  занятия

Тема занятия

Дата

проведения занятия

1

Знакомство со средой Scratch. Понятие спрайта и объекта. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

2

2

Знакомство со средой Scratch. Пользуемся помощью Интернета. Поиск, импорт и редакция спрайтов.

2

3

Управление спрайтами: команды «Идти», «Повернуться на угол», «Опустить перо», «Поднять перо», «Очистить»

2

4

Координатная плоскость. Точка отсчета, оси координат, единица измерения расстояния, абсцисса и ордината

2

5

Навигация в среде Scratch. Определение координат спрайта. Команда « Идти в точку с заданными координатами»

2

6

Создание проекта «Кругосветное путешествие Магеллана». Команда «Плыть в точку с заданными координатами»

2

7

Создание проекта «Кругосветное путешествие Магеллана». Команда «Плыть в точку с заданными координатами». Режим презентации

2

8

Понятие цикла. Команда Повторить. Рисование узоров и орнаментов

2

9

Конструкция «Всегда». Создание проектов. Команда «Если край, оттолкнуться»

2

10

Ориентация по компасу. Управление курсором движения. Команда «Повернуть в направлении».

2

11

Спрайты меняют костюмы. Анимация. Создание проектов «Девочка, прыгающая через скакалку» и «Бегущий человек»

2

12

Создание мультипликационного сюжета «Кот и птичка»

2

13

Соблюдение условий. Сенсоры. Блок Если. Управляемый стрелками спрайт

2

14

Создание коллекции игр: «Лабиринт»

2

15

Создание коллекции игр: «Кружащийся котенок»

2

16

Пополнение коллекции игр: «Опасный лабиринт»

2

17

Составные условия. Проекты «Хождение по коридору», «Слепой кот», «Тренажер памяти»

2

18

Датчик случайных чисел. Проекты «Разноцветный экран», «Хаотичное движение», «Кошки-мышки», «Вырастим цветник»

2

19

Циклы с условием. Проект «Будильник»

2

20

Запуск спрайтов с помощью мыши и клавиатуры. Проекты «Переодевалки» и «Дюймовочка»

2

21

Самоуправление спрайтов. Обмен сигналами. Блоки Передать сообщение и Когда я получу сообщение. Проекты «Лампа» и «Диалог»

2

22

Доработка проектов «Магеллан», «Лабиринт»

2

23

Датчики. Проекты «Котенок-обжора», «Презентация»

2

24

Переменные. Их создание. Использование счетчиков. Проект «Голодный кот»

2

25

Ввод переменных. Проект «Цветы». Доработка проекта «Лабиринт» - запоминание имени лучшего игрока

2

26

Ввод переменных с помощью рычажка. Проекты «Цветы» (вариант 2), «Правильные многоугольники»

2

27

Список как упорядоченный набор однотипной информации. Создание списков. Добавление и удаление элементов. Проекты «Гадание», «Назойливый собеседник»

2

28

Поиграем со словами. Строковые константы и переменные. Операции со строками

2

29

Создание игры «Угадай слово»

2

30

Создание тестов – с выбором ответа и без

2

31

32

Создание проектов по собственному замыслу. Регистрация в Скретч-сообществе. Публикация проектов в сети

2

33

34

Повторение.

Создание и защита итогового проекта

2