Определение личностных и метапредметных достижений учащихся

Определение личностных и метапредметных достижений учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика Н.В.Шайдуровой

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно

передавать

пространственное

положение

предмета и его частей

Части предмета  расположены, верно.

Правильно передаёт в рисунке

пространство (близкие предметы –ниже на бумаге, дальние-выше, передние--крупнее

равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей

предмета немного

искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно.

Отсутствие ориентировки

изображения.

Разработанность

содержания

изображения

Стремление к наиболее полному

раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность  самостоятельно дополнить

изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует

художественное

изображение лишь по

просьбе взрослого

Изображение не детализировано.

Отсутствует стремление к более полному раскрытию

замысла

Эмоциональность

созданного образа,

предмета, явления

Яркая  эмоциональная  выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной

выразительности

Изображение лишено

эмоциональной

выразительности

Самостоятельность

и оригинальность

замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно.

Замысел оригинальный. Задания выполняет

самостоятельно

Замысел не отличается

оригинальностью и

самостоятельностью.

Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный.

Ребёнок изображает

отдельные, не связанные между собой предметы.

Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности

Проявляет  инициативу и самостоятельность.

Умение отразить в

рисунке сюжет в

соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному

рассказу о нём

Не полное соответствие

изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения

изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития

воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и

дорисовывать штрихи до образа

Частичное экспериментирование.

Видит образ, но

дорисовывает только

до схематического

образа

Рисунки типичные:

одна и та же фигура,

предложенная для

рисования, превращается в

один и тот же элемент

изображения (круг –колесо)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 –15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень (14 -10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью учителя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень (9 -6 баллов): ребенок с помощью учителя  затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу вопределенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Для определения уровня художественно –творческого развития детям были предложены следующие задания:

 1. Дорисуй геометрическую фигуру           2. Нарисуй, какой хочешь узор

3. Весёлые картинки           4. Сказочная птица

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

          Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.

Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).

Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»

Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.

Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.

Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).

Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.

Предварительная работа: рассматривание открыток.

Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него.

Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.

Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Четвёртое задание «Сказочная птица»

Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции,

умение разрабатывать содержание изображения.

Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.



Предварительный просмотр:

Способы выявления и развития  у обучающихся способностей к разным видам деятельности

класс

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

1 класс

Мониторинг предшкольного образования.           Р.С. Немов( исследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия).

Тест школьной зрелости К.Йерасека.

Методика «Беседа  о школе» Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер

Диагностика- Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Тест креативности Торранса

Анкетирование «Отношение к
здоровью»

2 класс

Тест для определения уровня развития мышления «Четвертый лишний», тест на определение уровня развития внимания «Корректурная проба» тест Бурдона, «Опосредованное запоминание» Л.В.Выготский,А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев

Листы наблюдений за
формированием УУД,

Тест креативности Торранса

Диагностика отношения
ребенка к здоровью и
здоровому образу жизни

3класс

«10 слов» А.Р.Лури (диагностика памяти),

«Аналогии» (мышление), Таблицы Шульте

(внимание)

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

4 класс

10 слов» А.Р.Лурия (память),«Продолжи ряд» (мышление), «Красно-черные таблица» Горбов(внимание)

Психодиагностика творческого мышления Елены Туник

Тест «Способности школьника»

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

1класс

Беседы, занятия в учебном объединении «Мои первые проекты».

Беседы, игры, конкурсы литературная гостиная

Уроки здоровья, походы, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники

2 класс

Беседы, участие в конкурсе исследовательских проектов .Предметные олимпиады

Литературные викторины, наблюдения, инсценирование,выступления на праздниках, литературная гостиная

Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий

3-4 класс

Рефераты, презентации, тестирование, исследовательских проектов, предметные олимпиады

Конкурсы,занятие в кружке «Занимательная математика». Индивидуальные и групповые занятия, литературная гостиная

Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий

Используемая литература:

 1.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.

2. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов . Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития / сост.И.В.Возняк-Волгоград : Учитель, 2016.-83 с.



Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей обучающихся

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

Одним  из главных направлений  моей работы  – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть,еще не проявилась.

 Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с  психологом, учителями,  родителями.  

Учитывая возрастные особенности  учеников,  я строю свою работу поэтапно:

год

Этапы

Способы

Результат

2016-2017

1 класс

Диагностический этап

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).

Карта одарённого ребёнка

2017 – 2018

2 класс

Выделение группы детей со специальными способностями

Углубленная диагностика  с целью определения зоны  их ближайшего развития.

Подбор литературы по тематике;

создание банка информации по  работе  с  одаренными детьми;

подготовка  бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа с родителями.

составление планирования   ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Создание мини-проектов.

Проведение родительских собраний.

«Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».

«Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».

Анкетирование

2018 – 2019

3 класс

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися

  Составление планирования   ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Банка информации по  работе  с  одаренными детьми;

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

2019 – 2020

4 класс

Поддержка и стимулирование   одаренных детей

Поощрение их активности;  развитие стремления к  самообучению

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

Портфолио ученика

                                                                                                             Приложение 1.

Карта одарённого ребёнка

Класс___________

Ф.И.____________________________________

Возраст _____год __________месяц

Сведения о родителях.

(Ф.И.О.  отца, матери)

Результаты психологической диагностики

Результаты педагогической диагностики

Результаты социометрического исследования

Область одаренности

Признаки одаренности

Диагностика одаренности

Выводы и рекомендации

Анкетирование

Инструкция для родителей

  • Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
  • На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

  • Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
  • 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  • 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  • 3) петь, музицировать;
  • 4) заниматься физкультурой;
  • 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  • 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  • 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  • 8) играть с техническим конструктором;
  • 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
  • 10) самостоятельно рисовать;
  • 11) играть в спортивные, подвижные игры;
  • 12) руководить играми детей;
  • 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  • 14) ходить в магазин за продуктами;
  • 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  • 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  • 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  • 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  • 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  • 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
  • 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
  • 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  • 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  • 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  • 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  • 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  • 27) ухаживать за домашними растениями;
  • 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  • 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  • 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  • 31) участвовать в постановке спектаклей;
  • 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
  • 33) помогать другим людям;
  • 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  • 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

  • Дата ___________        Фамилия, имя_________________
  • Обработка результатов
  • Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
  • научная
  • творческая
  • спортивная