Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный книголюб."

Ковторова Татьяна Ивановна

1 Пояснительная записка

2 Общая характеристика учебного курса

3 Направленность программы

4 Формы организации образовательного прцесса

5 Педагогическая целесообразность

6 Цель программы

7 Обучающие задачи

8 Воспитательные задачи

9 Развивающие задачи

10 Сроки реализации программы

11 Формы организации теоретических и практических занятий

12 Форма обучения

13 Режим занятий

14 Ожидаемый результат

15 Программные требования к умениям и навыкам

16 Учебный план

17 Содержание программы

18 Условия реализации программы

19 Список литературы

20 Цифровые образовательные ресурсы 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

районного методического

Объединения классных

руководителей

 « 29  » августа 2020г.

Руководитель ММО

______________ Л.С.Щедрова

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол №1

от « 29 » августа 2020 г.

                                  УТВЕРЖДАЮ

       Директор МБОУ «Хиславичская СШ»

         Приказ №78 от «29» августа 2020г.  

                       ___________ Е.И.Адашан

.

Программа

Объединения дополнительного образования

«Юный книголюб»

                                                     Руководитель:Т.И. Ковторова

2020 - 2021 учебный год

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами являются следующие умения:

- давать оценочную характеристику поступкам героев книг;

- эмоционально воспринимать текст;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения норм поведения в обществе.

Метапредметными результатами изучения рабочей программы является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, создавать презентации.

Познавательные УУД:

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- прогнозировать содержание книги для чтения. Использовать информацию из аппарата книги;

- пользоваться справочной литературой;

-ориентироваться в мире книг.

Коммуникативные УУД.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- выражать свое мнение о прочитанной книге. Аргументировать свою точку зрения;

- высказывать свое мнение об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

- участвовать в конкурсах чтецов, пробовать выполнять различные роли;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общении и выполнять данные правила.

В результате освоения рабочей программы «Юный книголюб» формируются следующие предметные умения:

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- соотносить автора, название и героев прочитанных книг.

2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

7 класс

п/п

Основное содержание

по темам

Количество часов

Виды  деятельности

1

Инструктаж по ТБ

1

Применять правила по ТБ на занятиях.

Вводное занятие  

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Труд писателя, стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Общение – беседа. Дискуссия о роли книги в современном обществе.

2

Знакомство с предложенным планом работы.

Обсуждение плана.

Корректировка плана.

4

 Чтение вслух. Рассуждения учащихся, аргументация  собственных примеров. Корректировка плана.

3

Стихи русских поэтов о тех, кто подарил нам жизнь.

8

Выразительное чтение стихотворений. Конкурс стихотворений. «Мама, милая мама…»/ из произведений русской литературы/. Подбор музыкального сопровождения. Выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средств языка. Устное рецензирование чтения учащихся. Коллективное создание рукописной книги «Моя семья».

4

Что рассказать могу о книге я…

6

Составление кроссвордов по заявленной теме. Работа со справочной литературой, словарем. Поиск сведений в Интернете. Нахождение самостоятельных ответов на вопросы. Участие в коллективном диалоге.  

5

Писатели-юбиляры 2020 года.

8

 Чтение вслух рассказов. Обсуждение проблемных вопросов.

 «Презентация «А мне нравится литературное произведение…». Чтение вслух отрывков из литературных произведений – юбиляров. Чтение по ролям. Выбор своей роли. Работа с текстом/интонация, ритм, жесты, мимика /. Репетиции. Выступление.

Оформление выставки.

6

Стихи и проза о родине, природе и о животных.

Выставка книг детских писателей. Библиотечные уроки. Чтение выбранной книги.

8

Оформление выставки. Выразительное чтение фрагментов рассказов, чтение стихотворений. Обсуждение произведений. Создание иллюстраций. Подготовка презентации. Защита презентации.

7

Писатели-юбиляры 2021 года.

6

Работа с фондом ИБЦ. Подбор материала в Интернете. Выступление перед аудиторией. Выразительное чтение отрывков из произведений. Оформление выставки.

8

  Тема войны в творчестве писателей.

14

Подбор и обсуждение материалов на тему «Поэты пишут о войне». Просмотр видеофильмов. Прослушивание актерского чтения стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Поиск в Интернете материала на заявленную тему.

9

Родной край - сердцу рай!

Рукописная книга «Моя малая родина-Хиславичи!».

Выставка. «Хиславичи в годы ВОВ», «Наши герои».

8

Подбор и обсуждение материалов на тему «Мой поселок». Создание рукописной книги. Участие в коллективном диалоге. Поиск в Интернете на заявленную тему».

Оформление выставки.

10

Итоги года.

2

Составление литературно-музыкальной композиции «Вас приглашаем в семью книголюбов!» Оформление выставки.

11

Летнее чтение.

1

Оценка своей работы. Обмен мнениями.

12

Я помогаю книгам.

2

Продуктивное сотрудничество. Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью.

3. Тематическое планирование

7 класс

№п/п

Тема

Количество часов

Вводное занятие

1

1

Книголюбов  дружная  семья

1

Знакомство с предложенным планом работы

4

2-3

Обсуждение представленного плана работы

2

4-5

Корректировка плана

2

Стихи русских поэтов о тех, кто подарил нам жизнь

8

6-7

Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений о маме

2

8-9

Подготовка к выразительному чтению

2

10-11

Коллективное создание рукописной книги «Моя семья»

2

12-13

Участие в конкурсе стихотворений «Мы любим Вас!»

2

Что рассказать могу о книге я…

6

14-15

Оформление рукописной книги

2

16-17

Создатели книг

2

18-19

Занятие – игра «Моё сказание о книге!»

2

Писатели-юбиляры 2020 года

8

20-21

«Библиотека от А до Я»

2

22-23

Презентация «Книги – юбиляры 2020года»  

2

24-25

Презентация «Писатели-юбиляры»

2

26-27

Оформление выставки

2

Стихи и проза о родине, природе и о животных

8

28-29

Чтение вслух понравившихся отрывков из произведений русских писателей

( В.Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского, С. Есенина, Ф.Тютчева,  Н. Рубцова, др.)

2

30-31

Выразительное чтение понравившихся отрывков

2

32-33

Подготовка презентации, защита

2

34-35

Выступление перед аудиторией

2

Писатели-юбиляры 2021 года

6

36-37

Презентация «Книги – юбиляры 2020года»  

2

38-39

Презентация «Писатели-юбиляры»

2

40-41

Оформление выставки

2

Тема войны в творчестве писателей

14

42-43

Чтение и обсуждение произведений А.Т.Твардовского, К.Симонова, С.Орлова, Ю.Друниной

2

44-45

Прослушивание стихотворений в актерском исполнении

2

46-47

Оформление выставки

2

48-49

Подготовка к выразительному чтению

2

50-51

Просмотр видеофильмов

2

52-53

Участие в конкурсе стихотворений

 « Поэты пишут о войне »

2

54-55

Акция «Читаем детям о войне»

2

Родной край – сердцу рай!

8

56-57

Подготовка презентации «Моя малая родина - Хиславичи»

2

58-59

Презентация

2

60-61

Оформление рукописной книги

2

62-63

Оформление выставки

2

Итоги

2

64

Подготовка к выступлению «Пополняйте семью книголюбов»

1

65

Праздничное выступление

1

66

Летнее чтение (рекомендации)

1

67-68

Я помогаю книгам

2

Итого:

68


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

районного методического

Объединения классных

руководителей

 «    » августа 2019 г.

Руководитель ММО

______________ Л.С.Щедрова

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол №

от «    » августа 2019 г.

                                  УТВЕРЖДАЮ

       Директор МБОУ «Хиславичская СШ»

         Приказ №99  от «30» августа 2019г.  

                       ___________ Е.И.Адашан

.

Программа

Объединения дополнительного образования

«Юный книголюб»

                                                     Руководитель:Т.И. Ковторова

2019 - 2020 учебный год

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами являются следующие умения:

- давать оценочную характеристику поступкам героев книг;

- эмоционально воспринимать текст;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения норм поведения в обществе.

Метапредметными результатами изучения рабочей программы является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, создавать презентации.

Познавательные УУД:

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- прогнозировать содержание книги для чтения. Использовать информацию из аппарата книги;

- пользоваться справочной литературой;

-ориентироваться в мире книг.

Коммуникативные УУД.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- выражать свое мнение о прочитанной книге. Аргументировать свою точку зрения;

- высказывать свое мнение об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

- участвовать в конкурсах чтецов, пробовать выполнять различные роли;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общении и выполнять данные правила.

В результате освоения рабочей программы «Юный книголюб» формируются следующие предметные умения:

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- соотносить автора, название и героев прочитанных книг.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной    деятельности учащихся

6 класс

п/п

Основное содержание

по темам

Количество часов

Виды  деятельности

1

Инструктаж по ТБ

1

Применять правила по ТБ на занятиях

Вводное занятие  

Мы – книголюбов дружная семья!

Общение – беседа. Дискуссия о роли книги в современном обществе

2

Знакомство с предложенным планом работы

Обсуждение плана.

Корректировка плана.

4

 Чтение вслух. Рассуждения учащихся, аргументация  собственных примеров. Корректировка плана.

3

Что рассказать могу о книге я…

Структурные элементы книги /обложка, титульный лист, форзац, оглавление.

Первые рукописные книги. Первопечатник Иван Федоров.

Создатели книги / автор, художник - оформитель, корректор, редактор/

6

Обсуждение материала о первых рукописных книгах. Составление кроссвордов по заявленной теме. Работа со справочной литературой, словарем. Определение значения незнакомых слов. Поиск сведений в Интернете. Участие в коллективном диалоге. Презентация «Моя книга вот такая…»

4

Волшебное царство книг.

Писатели о роли книги в современном обществе.

Сотрудничество с библиотекой для детей и юношества.

Библиотечный фонд. Библиотечный формуляр. Каталоги. Абонемент. Книгохранилище. Читальный зал.

Презентация новых книг, книг  - юбиляров. Литературные викторины /библиотека для детей и юношества

4

Чтение и обсуждение правил поведения в ИБЦ. Игровые виды деятельности. Нахождение самостоятельных ответов на вопросы. Решение кроссвордов. Работа с каталогом. Запись в библиотеку.

5

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

Книги о семье. Стихотворения. Рассказы. Пословицы,  Рукописная книга «Моя семья»

8

 Выразительное чтение стихотворений. Конкурс стихотворений. Подбор музыкального сопровождения Выявление художественно - значимых изобразительно – выразительных средств языка.  Устное рецензирование чтения учащихся. Коллективное создание рукописной книги «Моя семья»

6

На сцене с любимыми героями.

 Выбор и обсуждение произведений для сценической игры.

Афиша. Костюмы. Декорации.

12

Чтение вслух /былички из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»/ Чтение по ролям. Выбор своей роли.  Работа с текстом

 / интонация, ритм, жесты, мимика/. Репетиции. Выступление.

7

Книгочей – любитель чтения.

Поиски книги по каталогу. Работа с каталожной карточкой. Игра – презентация /Знакомство с новыми книгами/.

4

Посещение  центральной районной детской библиотеки. Участие в игре – презентации. Обсуждение произведений.  Участие в коллективном диалоге. Выполнение заданий литературной викторины.

8

  Стихи и проза о родине, природе и о животных.

Выставка книг детских писателей. Библиотечные уроки. Чтение выбранной книги.

8

Оформление выставки. Выразительное чтение фрагментов рассказов, чтение стихотворений. Обсуждение произведений. Создание иллюстраций. Подготовка презентации. Защита презентации.

9

Вы – наши защитники!

Рукописная книга «Защитникам Отечества посвящается». Выставка книг детских писателей.

Акция «Читаем детям о войне».

14

Подбор и обсуждение материалов на тему «Поэты пишут о войне». Создание рукописной книги. Прослушивание актерского чтения стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Поиск в Интернете материала на заявленную тему.

10

Итоги

3

Составление литературно-музыкальной композиции «Вас приглашаем в семью книголюбов!» Оформление выставки.

11

Летнее чтение

2

Оценка своей работы. Обмен мнениями.

12

Я помогаю книгам

2

Продуктивное сотрудничество. Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью

Календарно- тематическое планирование

6 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Кор-ка

Вводное занятие

1

1

Книголюбов  дружная  семья

1

Знакомство с предложенным планом работы

4

2-3

Обсуждение представленного плана работы

2

4-5

Корректировка плана

2

Что рассказать могу о книге я…

6

6-7

Оформление рукописной книги

2

8-9

Создатели книг

2

10-11

Занятие – игра «Моё сказание о книге!»

2

Волшебное царство книг

4

12-13

«Библиотека от А до Я» (ознакомительное занятие  в районной детской библиотеке )

2

14-15

Презентация «Книги – юбиляры 2019года»  (районная детская библиотека)

2

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

8

16-17

Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений о маме

2

18-19

Подготовка к выразительному чтению

2

20-21

Коллективное создание рукописной книги «Моя семья»

2

22-23

Участие в конкурсе стихотворений «Мы любим Вас!»

2

На сцене с любимыми героями

12

24-25

Выбор и обсуждение произведения для сценической игры (былички из рассказа И.С.Тургенева « Бежин луг»)

2

26-27

Чтение выбранного эпизода по ролям

2

28-29

Выбор своей роли.

2

30-31

Первая проба

2

32-33

Чтение своей роли наизусть.

2

34-35

Выступление

2

   Книгочей – любитель чтения

4

36-37

Участие в литературной викторине «Лукошко со сказками»  (районная детская библиотека)

2

38-39

Игра - презентация новых книг

2

Стихи и проза о родине, природе и о животных

8

40-41

Чтение вслух понравившихся отрывков из произведений русских писателей

( В.Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского, С. Есенина, Ф.Тютчева,  Н. Рубцова, др.)

2

42-43

Выразительное чтение понравившихся отрывков

2

44-45

Подготовка презентации, защита

2

46-47

Выступление перед аудиторией

2

      Вы – наши защитники

14

48-49

Чтение  и обсуждение произведений А.Твардовского, К.Симонова, С.Орлова, Ю. Друниной.

2

50-51

Прослушивание стихотворений в актерском исполнении

2

52-53

Оформление выставки

2

54-55

Подготовка к выразительному чтению

2

56-57

Создание рукописной книги

2

58-59

Участие в конкурсе стихотворений

 « Поэты пишут о войне »

2

60-61

Акция «Читаем детям о войне»

(место проведения-районная детская библиотека)

2

Итоги

3

62

Подготовка к выступлению « Пополняйте семью книголюбов»

2

63

Праздничное выступление

1

64-65

Летнее чтение (рекомендации)

2

67-68

Я помогаю книгам (ремонт ветхих изданий)

2

Итого

68



Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка - 8стр.
  2. Учебный (тематический) план – 3стр.
  3. Содержание учебного (тематического) плана –  4стр.
  4. Организационно-педагогические условия реализации Программы «Юный книголюб» - 1стр.
  5. Состав литературы, используемой при написании Программы «Юный книголюб» - 1стр.
  6. Диагностический инструментарий – 4стр.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа 

«Юный книголюб»

разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
  4. СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
  7. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  8. Устав образовательной организации.
  9. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". 

Общая характеристика учебного курса

Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим.

Книга – это путь к познанию вещей и явлений, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы.

Книга – это опыт поколений.

В последнее время снижается интерес к чтению, поэтому необходимо всячески способствовать пробуждению у учащихся интереса к художественному слову.

Направленность программы

 «Юный книголюб» по содержанию является социально-педагогической;

 Уровень освоения: базовый;

Формы организации образовательного процесса:

Групповая с делением на  подгруппы (лекции, беседы, практические работы, проектирование).

 По времени реализации: 1 год.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время«Юный книголюб» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Решаются задачи эмоционального, литературного, творческого, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-эстетического воспитания.

Новизна дополнительной образовательной программы «Юный книголюб» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социальных условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения.

Программа дополнительного образования направлена на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность

В программе на базе основных принципов педагогики сотворчества реализована концепция развития творческих способностей учащегося в процессе читательской деятельности. Особенностью рабочей программы является активное использование методов, стимулирование чтения (проблемно-поисковые задания, индивидуальные задания, исследования, наблюдения).

Программа подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

Цель программы

Содействие процессу образования и развития творческого потенциала учащихся, воспитание культуры чтения, коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, познавательной активности, духовно-нравственное воспитание посредством книги.

Обучающие задачи

1.Формировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения.

2.Способствовать овладению обучающихся развитию письменной и устной речи.

3. Формировать начальные навыки актерского мастерства.

Воспитательные задачи

1. Сформировать гражданскую позицию.

2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим доброжелательность, чувство товарищества, толерантность.

4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.

5. Расширять способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, понимать образный язык художественного произведения.  

Развивающие задачи

1. Развивать основные психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), навыки проектной, исследовательской деятельности, конструктивного общения и взаимодействия, умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать.

2. Развивать творческие способности каждого учащегося;

3. Развивать артистические способности.

4.Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через сценки, постановки.

5.Развивать навыки самоконтроля и самооценки деятельности.

Возраст детей

Программа адресована детям 7-15лет. Категория детей, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам дети могут быть зачислены в группу базового уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Сроки реализации программы

1.Программа рассчитана на 1 год обучения.

2.На полное освоение программы требуется 68 часов, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий и т.д.

3. Программа рассчитана с сентября по май.

Формы организации теоретических и практических  занятий:

- литературные игры;

- конкурсы-кроссворды;

- библиотечные уроки;

- путешествия по страницам книг;

- проекты;

- уроки-спектакли

-консультации;

-репетиции;

-обсуждения;

-экскурсии;

-круглый стол;

-выставки;

-творческая мастерская;

-беседа и т.д.     

Форма обучения:

–очно - дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения)

–групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, подгруппах численный состав группы –6 человек и деление на подгруппы).

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раз в неделю в среду и четверг по 40 минут;     

Ожидаемый (прогнозируемый) результат

Общение с книгой развивает память. Внимание, позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии с:

- формированием эстетического вкуса;

- художественным образованием и воспитанием детей;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, речи (диалога и  монолога);

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами являются следующие умения:

- давать оценочную характеристику поступкам героев книг;

- эмоционально воспринимать текст;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения норм поведения в обществе.

Метапредметные результаты

 Изучение данной программы - формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, создавать презентации.

Познавательные УУД:

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

-прогнозировать содержание книги для чтения. Использовать информацию из аппарата книги;

-пользоваться справочной литературой;

-ориентироваться в мире книг.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-выражать свое мнение о прочитанной книге. Аргументировать свою точку зрения;

-высказывать свое мнение об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

-участвовать в конкурсах чтецов, пробовать выполнять различные роли;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общении и выполнять данные правила.

В результате освоения рабочей программы «Юный книголюб» формируются следующие предметные умения:

-формировать потребность в систематическом чтении;

-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

-осознавать значимость чтения для личного развития;

-воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- соотносить автора, название и героев прочитанных книг.

К концу обучения, у обучающегося будет развита устойчивая потребность к самообразованию посредством книги.

Программные требования к умениям и навыкам

(результаты практической подготовки):

- выполнять творческие задания.

Личностные результаты:

-приобретение опыта чтения и осмысленной необходимости чтения книги;

-приобретение опыта эмоционально-ценностного, доброго отношения к окружающему миру, стремления развивать в себе чувства наблюдательности, чуткости, доброты, отзывчивости к людям и живой природе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные требования к уровню развития:

-сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

Метапредметные результаты:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового

 характера;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; способность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе.

Учебный план

№п/п

Дата

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля, аттестации

всего

теория

практика

Первое полугодие

Вводное занятие

1

1

Инструктаж по Т.Б.

Книголюбов дружная семья

1

1

беседа

Знакомство с  предложенным планом работы

4

2-3

Обсуждение представленного плана работы

2

1

1

обсуждение

4-5

Корректировка плана

2

1

1

корректировка

Стихи русских поэтов о тех, кто подарил нам жизнь

8

6-7

Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений о маме

2

1

1

обсуждение

8-9

Подготовка к выразительному чтению

2

1

1

самостоятельная работа

10-11

Коллективное создание рукописной книги «Моя семья»

2

1

1

творческая работа

12-13

Участие в конкурсе стихотворений «Мы любим Вас!»

2

1

1

конкурс

Что рассказать могу о книге я…

2

14-15

Оформление рукописной книги

2

2

коллективная работа

16-17

Создатели книг

2

2

викторина

18-19

Занятие-игра «Мое сказание о книги»

2

1

1

опрос

Писатели-юбиляры 2021 года

8

20-21

«Библиотека от А до Я»

2

1

1

беседа-урок

22-23

Презентация «Книги-юбиляры 2020 года»

2

1

1

презентация

24-25

Презентация «Писатели-юбиляры 2021 года»

2

1

1

презентация

26-27

Оформление выставки

2

1

1

выставка

Стихи и проза о родине, природе и о животных

8

28-29

Чтение вслух понравившихся отрывков из произведений русских писателей (В.Бианки,С.Есенина и др.)

2

1

1

конкурс

30-31

Выразительное чтение понравившихся отрывков

2

2

конкурс

32-33

Подготовка презентации, защита

2

1

1

презентация

34-35

Выступление перед аудиторией

2

1

1

выступление

Вторе полугодие

Писатели-юбиляры 2022 года

6

36-37

Презентация «Книги-юбиляры 2022 года»

2

1

1

презентация

38-39

Презентация «Писатели-юбиляры 2022 года»

2

1

1

презентация

40-41

Оформление выставки

2

1

1

выставка

Тема войны в творчестве писателей

14

42-43

Чтение и обсуждение произведений С.Орлова, А.Т.Твардовского и др.

2

1

1

конкурс

44-45

Прослушивание стихотворений в актерском исполнении

2

1

1

конкурс

46-47

Оформление выставки

2

1

1

выставка

48-49

Подготовка к выразительному чтению

2

1

1

урок

50-51

Просмотр видеофильмов

2

2

просмотр видеофильмов

52-53

Участие в конкурсе стихотворений «Поэты пишут о войне»

2

1

1

конкурс

54-55

Акция «Читаем детям о войне»

2

1

1

анкета

Родной край - сердцу рай!

8

56-57

Подготовка презентации «Моя малая родина-Хиславичи»

2

1

1

презентация

58-59

Презентация

2

2

презентация

60-61

Оформление рукописной книги

2

2

зачет

62-63

Оформление выставки

2

1

1

выставка

Итоги

2

64

Подготовка к выступлению «Пополняйте семью книголюбов»

1

1

анкетирование

65

Праздничное выступление

1

1

праздничное выступление

66

Летнее чтение

1

1

рекомендации

67-68

Я помогаю книгам

2

1

1

практическая работа

Итого:

68

31

37

  

Содержание программы

Тема1

Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по ТБ.(1ч)

Теория

Знакомство. Беседа о литературе, писателе и читателе, об отношении к чтению.

Тема2

Знакомство с предложенным планом работы (4)

Теория

Замечания по предложенному плану, пожелания.

Практика

Задания. Корректировка плана предложенного плана, согласно пожеланиям, замечаниям.

Тема3

Стихи русских поэтов о тех ,кто подарил нам жизнь(8)

Теория

Подбор произведений.

Практика

Чтение стихов о маме.

Прослушивание наиболее понравившегося отрывка из прочитанных произведений.

Тема4

Что рассказать могу о книге я(6)

Теория

Структурные элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление).

Создатели книг (автор, художник-оформитель, корректор, редактор).

Книги учебные, художественные справочники.

Правила поведения в библиотеке.

Практика

Практическая работа в библиотеке.

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

Чтение любимых книг.

Тема 5

Писатели-юбиляры 2021 года (8)

Теория

Знакомство с писателями:  С.Т.Аксакова (230лет со дня рождения),  Е.Л.Шварца (125 лет со дня рождения), Ф.М.Достоевского(200 лет со дня рождения), В.И.Даля(220 лет со дня рождения), Н.А.Некрасова(110 лет со дня рождения), Ю.В.Никулина(110 лет со дня рождения русского артиста) их творчеством, интересными фактами биографии.

Практика

Чтение понравившихся отрывков из произведений.

Поиск информации для презентации и выставки.

Презентация.

Оформление выставки «Писатели-юбиляры 2020 года».

Тема 6

Стихи проза о родине, природе и о животных (8)

Теория

Слушание стихотворений С.Есенина, И. Бунина, С.Михалкова, Б.Житкова др., обмен мнениями.

Обсуждение  наиболее понравившихся стихов.

Поиск информации.

Подготовка к презентации

Практика

Иллюстрирование стихов.

Презентация о любимом поэте. Защита.

Выступление перед аудиторией.

Тема 7

Писатели-юбиляры 2022 года (6)

Теория

Знакомство с писателями- юбилярами: А.Н.Толстой(140 лет со дня рождения), В.П.Катаева(125лет со дня рождения), К.И.Чуковского(140 лет со дня рождения), К.Г.Паустовского(130 лет со дня рождения) их творчеством, интересными фактами биографии.

Практика

Чтение понравившихся отрывков из произведений.

Презентация.

Оформление выставки «Писатели-юбиляры 2021» года.

Тема 8

Тема войны в творчестве писателей (14)

Теория

Знакомство с названиями произведений, где освящается данная тема.

Обсуждение произведений А.Т.Твардовского, К.Симонова, С.Орлова и др.

Подготовка к выразительному чтению выбранного произведения.

Просмотр видеофильмов о ВОВ «Сын полка»,  «Сильные духом крепче стены», «Один в поле не воин», «Истории ВОВ», «Дорогами мужества».

Практика

Участие в конкурсе стихотворений «Поэты пишут о войне».

Акция «Читаем детям о войне».

Тема 9

Родной край - сердцу рай! (8)

Теория

Сбор информации в интернете, справочниках, энциклопедиях, о интересных фактах нашего поселка, о знаменитых людях.

Поход в детскую библиотеку и школьный краеведческий музей для сбора информации.

Практика

Презентация о том, как создать рукописную книгу.

Оформление рукописной книги «Моя малая родина «Хиславичи!».

Оформление выставки «Родной край – сердцу рай».

Тема 10(2)

Итоги

Теория

Подготовка к выступлению.

Практика

Праздничное выступление.

Тема 11(1)

Летнее чтение (рекомендации) (1)

Теория

Ознакомить учащихся со списком произведений.        

Подобрать художественную литературу для летнего чтения по

возрастным категориям.

Тема 12(2)

Я помогаю книгам (1)

Теория

Ознакомить ребят со способами ремонта книг.

Практика

Ремонт ветхих изданий.

Условия реализации программы

        Материально-технические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы:

• Занятия проводятся в информационно -  библиотечном центре.

 •Перечень оборудования учебного помещения: столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

 • перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа-проектор, телевизор.

• перечень материалов, необходимых для занятий: бумага белая, ткани, нитки, клей, ножницы, скотч.

Информационно-методические условия

  • обеспечение программы методическими видами продукции: разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.);
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика исследовательской работы и т.д.

Список литературы для педагога

1. Б.С.Горбачевский В стране книголюбов: Научно - худож. лит-ра /М.: Дет. Лит.,1979-159с.,фотоил.

2. Библиотечно-библиографические знания-школьникам: Практ. Пособие/ Гос.респ. дет. б-ка РСФСР/ М.: изд-во «Кн. планета», 1989-216с.

 2. Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению. –М.: Вентана– Граф, 2011.(Электронная версия)

Цифровые образовательные ресурсы

Российский образовательный портал [Электронный ресурс]

- Режим доступа:  свободный

Все образование Интернета [Электронный ресурс]

- Режим доступа: свободный

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]

- Режим доступа: свободный

Лит. Рес.: Школа [Электронный ресурс]

- Режим доступа: свободный

При переходе к дистанционной форме обучения возможно воспользоваться: You Tube

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ      ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы необходимо  учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений.

Основными диагностическими «инструментами» являются: наблюдение за работой  ребёнка в процессе  изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений  в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Группа:7 -15 лет.

Школьники стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.

Познавательные и речевые  умения

Критерии усвоения программы.

Отношение к прочитанному

Критерии усвоения программы.

Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные  связи в сюжете: логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали. Адекватно воспринимать главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Проявлять внимание к языку произведения,  чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение), осознавать некоторые виды комического в произведениях.

Низкий уровень:

Пр. восприятии художественного произведения ребёнок устанавливает связи без проникновения в подтекст, не всегда видит следствия поступков, не понимает роли художественной детали. Пассивен при обсуждении книги. Затрудняется в связном  пересказе знакомых произведений, не использует различных образных выражений, фраз, близких к оригинальному тексту. Впервые услышанные произведения не пересказывает.

Средний уровень:

Ребёнок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, однако требует помощи взрослого при слушании и обсуждении познавательных книг, лирических стихов, басен и др. Участвует в обсуждении книги, но пользуется наводящими вопросами. Может с помощью взрослого пересказывать вновь услышанные произведения, но не всегда проявляет внимание к языку произведения, редко использует образные выражения.

Высокий уровень:

Ребёнок довольно точно устанавливает  при слушании литературного произведения многообразные  связи в сюжете. Адекватно воспринимает главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами, соотносит их с поведением своим и окружающих. Связно выражает в речи отношение к героям и событиям. Использует яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Хорошо чувствует комическое в произведении.

Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок.

Низкий уровень:

Эмоциональный отклик на произведение выражен слабо. Ребёнок пассивен в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Данным видам деятельности предпочитает другие. Затрудняется в объяснении и понимании мотивов, следствия и причин событий книги. Тяготения к общению с книгой в самостоятельной деятельности не испытывает.

Средний уровень:

Положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, но предпочитает другие виды деятельности. Эмоциональный отклик на поступки героев есть, однако недостаточно ярко выражен. Ребёнок не всегда правильно оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами морали.

С удовольствием участвует  в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок, но испытывает потребность в помощи сверстников и педагога. Обращается к книге в процессе самостоятельной деятельности.

Высокий уровень:

Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Испытывают интерес к книге в самостоятельной деятельности. Проявляют инициативу, предлагают взрослому прочитать книгу.