Педагогам

Сафонова Мария Викторовна

На этой странице много полезной информации для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://arbooz.org/wp-content/uploads/sites/22/2015/11/6_1.jpg

Педагог-психолог

Сафонова Мария Викторовна

г. Мичуринск

консультация для педагогов, консультации для педагогов доу

Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравилась, которой отдавался без остатка, без которой не представлял своей жизни, теперь не радует, а раздражает, общение с детьми вызывает негативные эмоции. В голове живет только одна мысль: поскорее закончился бы рабочий день! Дома тоже ничего не хочется, даже общаться с близкими ... Многие, наверное, находились в подобном состоянии. Психологи назвали его синдром эмоционального выгорания.

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. 

Синдром эмоционального выгорания - это опасное профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников. Известный американский психолог Кристина Маслач, которая одна из первых начала исследовать эту проблему, утверждала, что эмоциональное выгорание - это плата за сочувствие.

Профессия педагога отличается рядом специфических особенностей, главной из которых является безусловное общение с детьми, а также волевой стимул, который постоянно побуждает к практической педагогической деятельности. Образовательная деятельность не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, но требует творчества, активного функционирования сознания, постоянной работы над собой, совершенствования и пополнения знаний, что часто приводит к эмоциональному перенапряжению.

Поэтому главными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов являются:

  • Стресс, вызванный большим количеством требований;
  • Неспокойная обстановка на работе, требующей устойчивого внимания и напряжения;
  • Не всегда разумная организация рабочего времени и труда;
  • Невнимание к своему физическому здоровью.

Учитывая, что психологическое переутомление педагога приводит к снижению качества образовательного процесса, ухудшению психологического климата в группе, а, следовательно, и эмоционального состояния детей, очень важно заранее предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания. Поэтому психолог в детском саду регулярно проводит работу, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания. Это позволяет педагогам совершенствовать коммуникативные умения, научиться дискутировать, доказывать правильность своей точки зрения и принимать без обид и взаимных претензий точку зрения оппонента. А еще - педагоги учатся определять свое эмоциональное состояние, овладевают техниками релаксации и техниками, которые позволяют быстро взять себя в руки в стрессовой ситуации. 

Некоторые практические психологи, однако, признаются в том, что с педагогическим коллективом работать сложно, ведь педагоги не всегда охотно идут на контакт, с осторожностью соглашаются на участие в работе тренингов на семинарах-практикумах.



Предварительный просмотр:

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/60857/pub_597af41a256d5cd10fc573e8_597af52c256d5cd10fc573eb/scale_1200

Педагог-психолог

Сафонова Мария Викторовна

г. Мичуринск

Цель тренинга:

  • ознакомить педагогов с термином «гиперактивность»;
  • определить основные причины гиперактивности у детей, отработать навыки эффективного взаимодействия с детьми и их родителями;
  • познакомить педагогов с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития гиперактивных детей.

Задача:

  • подвести педагогов к глубокому пониманию психологических особенностей гиперактивных детей;
  • познакомить с причинами и видами гиперактивного поведения;
  • подготовить к внедрению активных форм работы с гиперактивными детьми;
  • усилить потребность в психологических знаниях и желание использовать их в своей работе;
  • способствовать эффективному взаимодействию всех участников учебно-воспитательного процесса.

Ход тренинга психолога с педагогами детского сада

Занятие №1

  1. Упражнение «Приветствие»

Цель: создать условия для эффективного сотрудничества; способствовать сплоченности коллектива.

Психолог. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Согласитесь, если к вам в группу придет тихий, спокойный, послушный и умный ребенок, то вас, как минимум, это насторожит! Сразу начинаешь думать: «Ой, с ним что-то не так ...». Но нормально, когда ребенок 24 часа в сутки прыгает на глазах у своих родителей? Где граница между нормой и «перебором»?

Сегодня на нашем психологическом тренинге попробуем выяснить это и понять, что мы, как педагоги, должны делать с такими детьми.

Но для начала давайте поздороваемся. (Участники по очереди здороваются и рассказывают о своем любимом занятии.)

  1. Правила работы группы

Цель: обсудить и принять общие правила в группе.

Психолог. Каждый участник называет одно или несколько условий сотрудничества, которые будут нужны именно ему для эффективной работы в группе при взаимодействии с другими ее членами. Далее происходит принятие общих правил для всех участников, обсуждение их и запись на плакате «Правила группы».

  • Называть друг друга только по имени.
  • Один говорит - все слушают.
  • Быть активными.
  • Работать здесь и сейчас.
  1. Ожидание

Цель: определить ожидания от работы на тренинге.

Участники на стикерах пишут свои ожидания. После этого прикрепляют их на доску. Желающие участники семинара обсуждают свои ожидания.

  1. Информационное сообщение «Что такое гиперактивность?»

Этих детей называют по-разному - гиперактивными, импульсивными, расторможенными.

Можно привести еще ряд медицинских диагнозов, которые им ставили на всех этапах развития детской психиатрии. Сейчас эксперты остановились на понятии «гиперактивный - синдром дефицита внимания» (СДВГ), синоним «гиперкинетическое расстройство, ММД-малая мозговая дисфункция».

Но, в конце концов, разве суть в тех этикетках, которые можно прилепить к этим малышам? Безусловно нет, важнее понимание таких детей - их общих особенностей и неповторимых индивидуальностей, их стремление к личностному росту и самореализации. В то же время нужно знать и угрозы, опасности, которые могут навредить их полноценному развитию.

Мы должны понимать этих детей, знать их особенности, чтобы помочь им ... Но прежде всего, пожалуй, должны верить в них, верить, что они, как и каждый ребенок, приносят с собой в этот мир что-то уникальное, важное и ценное, что своей жизнью они призваны сделать мир лучше ... А для того, чтобы выполнить свою миссию: дети нуждаются в любви и мудром воспитании, поддержке и помощи со стороны взрослых.

Видимо, все хотя бы частично знакомы с такими детьми благодаря известным персонажам детского мультфильма - Пете Пяточкину и Маше из популярного мультфильма «Маша и медведь» у них присутствуют типичные признаки этого расстройства - они гиперактивные, находятся в непрерывном движении. Именно чрезмерная активность Пети и Маши создает разные проблемы вокруг них. У Пети также присутствует и импульсивность, характерная для детей с СДВГ, видя на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, и не оглядываясь по сторонам, несмотря на опасность и пренебрегая правилами поведения на дороге, перебегает улицу. А еще мы имеем возможность наблюдать проблемы со вниманием. Мультсериалы точно указывает на то, что может помочь Пете и Маше - мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении и понимании.

Впрочем, к сожалению, в жизни изменения настают не так быстро, как в мультфильме, и становятся следствием длительного, последовательного воспитания.

В мультфильме Петя Пяточкин и Маша - позитивные персонажи, которые вызывает симпатию. И это правда, ибо гиперактивные дети имеют много позитивных черт, как Петя и Маша, часто бывают искренние, непосредственные, доброжелательные, энергичные. Впрочем, в их поведении есть много такого, что создает проблемы для окружающих и для них самих, именно через эти особенности поведения такие дети часто сталкиваются с негативными реакциями, отторжением, осуждением, непониманием.

Гиперактивность - органическое поражение мозга, а не, согласно распространенным мифам, плохое воспитание, главным проявлением которого является нарушение способности контролировать и регулировать свое поведение, проявляющееся моторной подвижностью, нарушением внимания и импульсивностью. Суждение о том, что эта активность является отклонением, делается на основе наблюдения за детьми того же возраста, за их поведением и интеллектуальным развитием.

Гиперактивность указывает на превышение нормы. Такой диагноз ставят неврологи, если эти проявления наблюдаются в течение длительного периода в различных сферах жизни ребенка: дома, в детском саду, в больнице. Вовремя пролеченные дети до 12 лет ничем не отличаются от своих сверстников.

Психолог: 

  • Понятие «гиперактивности» мы выяснили. А вы хотели бы узнать, как выглядит гиперактивный ребенок? Тогда предлагаю всем вместе создать «Портрет гиперактивного ребенка».
  1. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

Цель: определить психологические черты гиперактивных и просто активных детей, разграничить их.

Оборудование: два набора частиц тела человека, разрезанных таким образом, чтобы складывались, как пазл. На каждой частице выписан один признак гиперактивного или просто активного ребенка.

Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа самостоятельно составляет портрет ребенка, выбирая только его характерные особенности (для первой группы - задача составить портрет просто активного ребенка, а для второй - гиперактивного).

Предложенные ответы для гиперактивного ребенка:

  • проявляет признаки беспокойства;
  • легко отвлекается на посторонние раздражители;
  • постоянно переключается с одного вида деятельности на другой;
  • в разговоре часто перебивает;
  • нередко теряет вещи;
  • постоянно затрагивает других;
  • создает конфликтные ситуации ...

Предложенные ответы для активного ребенка:

  • большую часть дня «не сидит на месте»,
  • предпочитает подвижные игры  пассивным;
  • быстро и много говорит, задает кучу вопросов;
  • активность, но не везде: например, непоседливость и суетливость дома, но спокойствие - в садике, среди малознакомых людей;
  • ребенок не агрессивен, но случайно или в запале конфликта может и поколотить «коллегу из песочницы», но сам редко провоцирует скандал.

Психолог. Взгляните на эти портреты. Что мы видим? Гиперактивный ребенок - это обычный ребенок, довольно симпатичный, милый мальчик, но с признаками гиперактивности. Почему же так случилось? Что могло привести к тому, что ребенок стал гиперактивным? Определим это и разместим на макете «психологического дерева». Каково ваше мнение, коллеги?

Ответы коллег:

  • Органические повреждения мозга.
  • Перинатальная патология.
  • Генетический фактор.
  • Пищевой фактор.
  • Социальные факторы.
  • Экологические факторы.
  1. Мини-лекция «Причины гиперактивности»

Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной  до сих пор не существует.

  1. Наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена. Родители этих детей часто болеют алкоголизмом, асоциальными психопатиями и аффективными расстройствами. Мальчики чаще, чем девочки - 4:1. Преимущественно эти дети светловолосые, голубоглазые.
  2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.
  3. Беременность и роды: в группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.
  4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное. С взглядом на то, что экология и темп современной жизни не слишком хорошие, не удивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма сегодняшнего дня.
  5. Дефицит макро и микроэлементов: недостаточность цинка, магния, витамина В1 и В2, дефицит основных жирных кислот в организме. Симптомами дефицита является постоянное чувство жажды, сухие волосы, сухость кожи, частое мочеиспускание.
  6. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве.

Обсуждение «Какие проблемы могут возникнуть в жизни гиперактивного ребенка»

Психолог: Мы всегда концентрируемся на том, сколько проблем приносят такие дети воспитателям, педагогам, родителям, другим детям и тому подобное ... А вот какие проблемы могут возникнуть у них самих?

Ответы коллег:

- По моему мнению, у таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах.

- Я думаю, что у гиперактивного ребенка будут в дальнейшем трудности в школьном обучении.

- Могу сказать, что у таких детей неадекватная самооценка.

- Хочу сказать о том, что у гиперактивной личности есть проблемы во взаимоотношениях с другими.

  1. Упражнение «Запрещенное движение»

Цель: способствовать развитию быстроты реакции, эмоциональному подъему, сплоченности.

Участники стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается одно движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто его повторит, - выбывает из игры.

Вместо показа движения можно называть цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры 3. Когда участники ее услышат, они должны хлопать в ладони (или кружиться на месте).

  1. Информационный блок «Как помочь гиперактивному ребенку?»

Цель: создать условия для обмена опытом в работе с детьми и их семьями.

Психолог. Такой маленький ребенок, а проблем вон сколько. Кто, по вашему мнению, может помочь этому ребенку?

Ответы коллег:

  • Родители.
  • Воспитатели.
  • Учителя.
  • Медицинские работники.
  • Психологи.

Такое сотрудничество многих людей называют «мультимодальным». Именно оно позволяет достигать определенных результатов.

Перед занятием желательно провести индивидуальную беседу, обсудив правила поведения, за выполнение которых ребенок получит награду.

Пригодятся упражнения на развитие дальновидности, формирование психоэмоциональной стойкости при неудачах, поднятие самооценки.

Следовательно, не нужно подавлять активность таких детей! Поскольку энергия, которая не имеет выхода, будет накапливаться внутри ребенка и когда-нибудь «взорвется». Нужно направить ее в позитивное русло. Работа с такими детьми проводится совместно с психологом, воспитателями и родителями. Ибо один в поле - не воин!

Гиперактивные дети могут быть талантливы и успешны! Как показывают исследования, гиперактивные дети имеют, как правило, более высокий уровень интеллекта, чем другие дети. И очень часто выявляется, что ребенок, который не может усидеть с книгой в руках более 10 минут, за это короткое время успевает запомнить большой объем материала.

Такие дети имеют редкую особенность выражать свои чувства и поэтому часто становятся талантливыми актерами, танцорами и спортсменами. Считают, что гиперактивность наблюдалась у многих известных людей прошлых лет,  Моцарта, А. Македонского, Авраама Линкольна, Бернарда Шоу, Пушкина, Достоевского, Ньютона, Эйнштейна, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и .т.д.

Советы воспитателям по работе с гиперактивными детьми

  • Поддерживать ребенка, быть терпеливыми.
  • Не сравнивать его с другими, а только с самим собой.
  • Давать короткие, четкие инструкции.
  • Повторять задачу спокойным тоном, не делать замечаний слишком часто.
  • Использовать зрительный, тактильный контакт, хвалить ребенка, когда сидит спокойно.
  • Менять виды деятельности, давать возможность двигаться.
  • Создавать ситуации успеха, поддерживать тесный контакт с родителями.

Всем известно, что гиперактивный ребенок слишком подвижен, возбужден, непоседлив, поэтому он быстро устает, становится невнимательным, растерянным и нервным. Восстановить его «энергетические силы» поможет следующее упражнение, которое называется «Очищение сознания». Ребенку предлагают в течение определенного времени сконцентрировать внимание на каком-то конкретном предмете. В нашем случае это цветные палочки. Возьмите их, и держите перед собой и в течение 30 секунд смотрите на них. Постарайтесь ни о чем не думать. Специалисты считают, что таким образом ребенок отвлекается от того, что его беспокоит и угнетает. Сознание очищенно и можно снова приниматься за работу. А какую форму работы могут нам предложить коллеги? (Каждый специалист рассказывает о конкретной форме работы и сопровождает практическим показом.)

Формы работы:

  1. Вывод, Рефлексия

Психолог. Гиперактивность - это не страшная болезнь, а небольшое отклонение от нормы, и при этом махать на нее рукой, мол, сама пройдет, - тоже не выход. К сожалению, не всегда проходит. Такой ребенок может столкнуться с проблемами в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, удержать его под заботливым маминым крылом также вряд ли удастся.

Важно полноценное развитие гиперактивных детей, потому что их будущая самореализация - под угрозой. Мы должны научиться понимать их и опыт семей, в которых они воспитываются, чтобы поддержать и помочь, чтобы, в конце концов, такие дети могли найти себя в этом мире, и чтобы их жизнь изменилась в самом глубоком смысле этого слова ...

Психолог. Наша встреча завершается. Давайте вспомним ожидания, оправдались ли они? (Обсуждение).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

по организации уголка психологической разгрузки

в группе детского сада.

Подготовила: Сафонова М.В.

Уголок психологической разгрузки в условиях группового помещения детского сада – является адаптированным вариантом и не требует особых материальных затрат и приобретения дорогостоящего оборудования.

При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.

Желательно, что бы дизайн уголка соответствовал и дополнял общее оформление группы.

Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.

Назначение уголка психологической разгрузки:

  • Зона психологической разгрузки;
  • Обучение социально приемлемым способам поведения;
  • Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);
  • Обучение общению, решению конфликтов;
  • Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;
  • Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Уголок психологической разгрузки можно разделить на несколько зон.

  1. Стенд «Здравствуй, я пришел» и/или «мое настроение». Для стенда можно использовать магнитную доску, коврограф или обычные демонстрационные панели и наборы смайликов или пиктограмм. Фотографии детей с утра развернуты, и каждый ребенок, придя в детский сад, поворачивает свою фотографию, как бы сообщая: «я пришел». Здесь же можно добавить смайлик: «Я пришел вот с таким настроением». В течение дня, настроение меняется, и ребенок может в любой момент сообщить об этом с помощью смайлика или пиктограммы.
  2. Место для уединения: палатка, шатер, шторы над креслом или диванчиком, ширма. Эти предметы дают возможность отделить от общей группы маленькое пространство, где малыши могут помечтать, посекретничать, посмотреть картинки – главное, побыть в одиночестве. Здесь должно быть тепло и уютно: мягкий коврик, подушки, игрушки, книжки, мягкие кубики – все должно быть для успокоения и релаксации.
  3. Место для снятия стресса и вывода эмоций: стол или стульчики возле шкафа с полками, ковер возле низкого стеллажа. Детскую мебель нужно подбирать очень тщательно. Самое главное, чтобы здесь было большое количество специальных особенных предметов. Атрибутика должна быть в свободном доступе для ребенка, а само место должно быть удобным и привычным. Антистрессовая зона требует особого внимания.

Примерный перечень материалов для уголка психологической разгрузки

в группе детского сада:

  1. Уголок для уединения позволяет «спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть семейный альбом (палатка, шатер, мягкая мебель …)

  1. Оборудование:
  • фотоальбомы (семейные, групповые фото, фотографии эмоций (грусть, радость, гнев, удивление, обида, страх, скука, интерес, восхищение, отвращение, удовольствие, стыд и т.д.);
  • стимулы для развития слухового, тактильного, зрительного, обонятельного анализаторов («музыка ветра», различные виды покрытий, песок, вода, фонтанчики, камни, цветы, с ароматы и т.д.);
  • наличие игрушек, предметов, мебели для регуляции двигательной активности детей (подушки, мячи, кресло, обруч, мягкие игрушки и т.д.).
  • наличие картотеки с упражнениями по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и играми, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и коммуникативной сфер.
  • для обучения агрессивных детей способам управления гневом в приемлемой форме (помогает справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть энергию) - боксерская груша, стаканчик для крика, куклы Би-ба-бо, мишени…
  • для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции – аудиозаписи различных видов шумов, музыки для отдыха и релаксации, световые лампы, световые клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка), мешочки настроений, коробочки добрых дел.
  • для обучения детей бесконфликтному общению – дидактическая игра «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др., Коврик дружбы, Подушка примирения, Варежки примирения, Доска настроений.
  • для повышения самооценки тревожных, не уверенных в себе детей – подиум, медали, сонные подушки.
  • для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям (развитие ловкости, эмоциональной отзывчивости, умения действовать в команде) – «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик», «Коврик дружбы».
  • уголок рисования (воспитание эстетических чувств, возможность показать свои чувства на бумаге) - свободный доступ, образцы работ, мольберт, и др.

Назначение

Средства

Релаксация

Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий (семейные фото, фото группы и т.д.)

«Стул для размышлений» (для того чтобы ребёнок смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра для любого возраста.

«Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова).

Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках

Обучение способам приемлемого выражения агрессии

Боксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки», мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать «агрессивный коврик».

«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/коробку).

«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).

Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение

Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т.д.) для отдыха.

Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.

Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.

Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки).

«Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).

«Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.

Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения

«Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями), «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).

Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».

«Доска настроений» (например, в виде светофора с кармашками-эмотиконами, выражающими разные настроения — веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек).

Снижение уровня тревожности, повышение самооценки

Подиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке.

Стенд «Герой дня», куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем-то положительным сегодня (в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять «героев» стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний.

«Почётный стул» — альтернатива подиуму (при нехватке пространства), для которого используется «волшебный стул» — достаточно набросить покрывало.

Обучение навыкам сотрудничества в коллективе

 Игры «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».

Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение

«Выставка рисунков» (дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску).

Примеры игр с использованием материалов психологического уголка.

  1. Игры с клубочками.

Цель: успокоить расшалившихся детей.

  1. Игра «Мешочки настроений».

Цель: научить детей, в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

  1. Игра «Коробочка примирения».

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

  1. Игра «Подушка примирения».

Цель: научить разным способам примирения после ссоры.

  1. Игра «Перчатки – мирилки»

Цель: научить разным способам примирения после ссоры.

  1. Пособие «Горячие ножки».

Цель: снятие напряженности, агрессии, тревожности.

  1. Пособие «Стаканчики для крика».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

  1. Игра «Каскад желаний».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

  1. Игра «Мыльные пузыри».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

  1. Игра «Гвозди – перевёртыши».

Цель: снятие напряженности, агрессии, тревожности.

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковременное пребывание в этом месте улучшает эмоциональное состояние. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания.

Современные дошкольники загружены сейчас не меньше взрослых. В процессе роста и развития им приходиться получать и перерабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика не выдерживает такой нагрузки - ребенок начинает капризничать. А уж, если это происходит в детском коллективе - неминуемо возникает «цепная реакция». Вот почему важно, чтобы у детей в детском саду было личное пространство, место уединения, где они могли бы восстановиться и прийти в себя.



Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЮ, ЕСЛИ В ГРУППЕ ПОЯВИЛСЯ РЕБЁНОК С АУТИЗМОМ

Аутизм у детей. Признаки аутизма и лечение в Санкт-Петербурге СПб

  •  «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).
  • «Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».
  • «Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».
  • В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
  • Аутизм встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Характерные черты нормативно-развивающегося ребенка дошкольного возраста:

  • постоянно задает вопросы
  • залезает на горку, наверх дивана
  • любит играть на детской площадке, когда там много детей
  • активно привлекает детей в свою игру
  • любит кошек
  • разбирает вещи по частям
  • разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми
  • любит разноцветную одежду
  • любит громкую музыку
  • любит играть на барабанах или стучать
  • требует новых игрушек
  • постоянно переставляет игрушки и вещи в комнате
  • пьет из разных чашек

Характерные черты ребенка с аутизмом:Руководитель лаборатории исследований аутизма МГППУ Татьяна ...

  • не смотрит в глаза, он не играет со сверстниками
  • не испытывает радость
  • не нуждается в контакте с окружающими
  • не разговаривает с окружающими
  • повторяет одни и те же слова или предложения
  • выполняет одни и те же механические движения
  • играет только с определенными игрушками
  • использует постоянные ритуалы
  • играет с мелкими игрушками
  • выстраивает предметы в ряд
  • общается только с одним членом семьи
  • общается с одним выбранным взрослым
  • избирателен в еде
  • предпочитает одежду одного цвета
  • делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами)
  • постоянно намеренно соблюдает определенные правила
  • сопротивляется переменам
  • выполняет действия в определенном порядке
  • совершает действия, приносящие вред ему самому
  • боится громких звуков, закрывает уши руками
  • избегает яркого света
  • нюхает предметы, в том числе и несъедобные
  • избегает двигательной активности
  • не переносит прикосновения к себе
  • боится испачкаться
  • быстро утомляется
  • хаотично передвигается по помещению
  • не любит телесный контакт
  • избирателен в одежде
  • часто ходит босиком
  • плохо спит
  • играет один
  • фантазирует


ГРУППЫ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с ранним детским аутизмом.

I ГРУППА (наиболее тяжелая форма аутизма)

  • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
  • реакция на внешние раздражители слабые;
  • может присутствовать мутизм;
  • типична мимическая маска глубокого покоя;
  • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
  • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА 

  • присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
  • в речи преобладают однотипные штампы-команды;
  • возможно выполнение просьб матери;
  • чрезмерная привязанность к матери;
  • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
  • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
  • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
  • ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА 

  • способность выразить свои потребности посредством речи;
  • конфликтность;
  • поглощенность одним и тем же занятием;
  • большой словарный запас "книжного характера";
  • парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
  • наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

IV ГРУППА (наиболее благоприятная в плане коррекции)

  • способность к общению;
  • интеллектуальные функции сохранны;
  • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • присутствие ритуальных форм поведения;
  • круг общения ограничен близкими взрослыми;Портал ГБУЗ СК Городская детская больница города Пятигорск Аутизм
  • трудности в усвоении двигательных навыков.

Помните, необходимы общие усилия!!! 

  • Педагога-психолога
  • Учителя-логопеда
  • Учителя-дефектолога
  • Невролога о Психиатра
  • Воспитателей
  • Родителей

КОМПЛЕКСНАЯ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

1. Психологическая коррекция:

  • Установление контакта со взрослыми;
  • Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
  • Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и со сверстниками;
  • Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.

2. Педагогическая коррекция:

  • Формирование навыков самообслуживания.
  • Пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития внимания, моторики, восприятия, речи, формирование навыков изобразительной деятельности).
  • Медикаментозная коррекция.
  • Поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.

Рекомендации воспитателям.

  • Верить в свои силы и запастись терпением;
  • Обратиться за помощью к специалистам, которым Вы доверяете. Это могут быть психологи, дефектологи, врачи и другие;
  • Образовательная работа должна быть особенно интенсивной на начальных этапах, поэтому не теряйте времени и начинайте занятия;
  • Коррекционная работа не должна ограничиваться только плановыми занятиями. Целый день Вы можете обучать, направлять ребенка;
  • Детям с аутизмом трудно приспосабливаться к меняющимся условиям, поэтому постарайтесь сделать их максимально одинаковыми в группе, и поговорите с родителями, чтобы и дома были максимально приближенные к садиковским условия.

Рекомендации по взаимодействию с детьми с аутизмом:

  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь определенного РЕЖИМА ДНЯ (шаблоны расписаний и планшеты вы можете найти здесь: http://pecs.in.ua/shablonyi-osnovyi-pod-raspisaniya/ ).Лечение аутизма | Для детей "V"
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».  Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка. 

КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ:

  • использовать наглядные средства обучения: доносить информацию через схемы, наглядные картинки (в этом вам помогут карточки PECS, которые можно скачать бесплатно здесь: http://pecs.in.ua/kartochki-pecs-skachat/,  https://drive.google.com/file/d/1EvUkKRJf71iOL4rLe9KWDBz3Ueuv2GkX/view );  
  • избегать переутомления;
  • четко организовывать пространство;
  • использовать подписанные системы хранения (подписывать предметы, которыми пользуется ребенок);
  • обращаться к ребенку по имени;
  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
  • осваивать деятельность частями, этапами, порциями, эпизодами, а затем объединять в целое;
  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
  • постоянно развивать крупную и мелкую моторику

Игровые приемы в работе с ребенком с аутизмом:

  • хороводные игры
  • игры с правилами
  • пускание мыльных пузырей
  • игры с водой
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Был детский аутизм, а дальше? - РООИ «Перспектива»