Родителям

Сафонова Мария Викторовна

Уважаемые родители!

 

      На этой страничке Вы найдёте интересную информацию по вопросам воспитания и развития Ваших детей.

          Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения.  Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.
       У каждого из Вас порой возникают вопросы, Вы ищите выход из сложившейся ситуации, но не всегда находите подходящий. Хотите, чтобы Вам помогли, но не знаете к кому обратиться.
Я  надеюсь, что эта страничка заинтересует Вас и станет необходимым гидом по наиболее актуальным вопросам, станет помощником для тех, кому не безразлично будущее своих детей.

ПОМНИТЕ:

Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.

• Ваш ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

• Ваш ребенок не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

• Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели СВОИ силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, какой он есть.

• Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«В семье пополнение. Первая помощь при детской ревности»

детская ревность, детская ревность детей, детская ревность советы психолога, консультация психолога для родителей

Педагог-психолог  

МБДОУ «Детский сад «Паровозик»

Сафонова Мария Викторовна

г. Мичуринск

Счастливая супружеская пара после рождения своего первенца окружает его заботой и любовью. Всеобщее внимание, гордые взгляды взрослых на достижения малыша, придают ему уверенности. Он растет быстро, понимая, что является общим любимцем. Родители с ним играют, в определенные моменты балуют, часто позволяют даже манипулировать собой и уступают определенными своими принципами. Это ли не лучший период детства.

Со временем, у друзей рождаются братик или сестричка, и сам ребенок начинает просить маму и папу родить ему, чтобы было с кем играть ...

Ребенок с нетерпением ждет с родителями это событие, слушает мамин животик, разговаривает с малышом и вот наступает тот волнующий момент, когда в семье раздается еще один детский голосок. Озабоченные взрослые начинают чрезмерно беспокоиться о новом малыше. Именно в этот момент у первенца начинают зарождаться зернышки ревности. Понятно, что младший ребенок требует больше внимания и заботы, но старшему трудно это принять. Ведь до этого момента первенцу принадлежало все: и свободное время родителей, и любовь, а здесь нужно сразу повзрослеть и в некоторые моменты отойти на второй план.

http://babyzzz.ru/wp-content/uploads/2019/06/post_5d136b16f3d9d.jpg

Именно второстепенные роли начинают вызывать ревность у ребенка. Он перестает слушать взрослых, постоянно капризничает, могут возникнуть проблемы в детском саду или школе. Часто обвиняет родителей, в том, что они больше любят младшего. Трудно и взрослым найти золотую середину во взаимоотношениях. Ведь они не перестали любить старшего ребенка, просто теперь у них двое детей и нужно учиться все делить между ними обоими.

Итак, с чего начать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с ревностью:

  1. Желательно, еще до рождения малыша проводить беседы с ребенком, рассказывая, как он сможет играть с малышом, когда тот подрастет, какие преимущества дает ему то, что он старше.
  2. При первой встрече, в роддоме, можно старшему ребенку дать подарок от имени младшего, это поможет начать общение детей с положительных моментов.
  3. Старшему ребенку нужно признание его значимости, поэтому нужно постоянно хвалить его за помощь маме в уходе за младшим и о выполнении поручений.
  4. Стоит ввести правило: время старшего ребенка, это период, когда мама откладывает все дела и играет, гуляет только с первенцем (и никаких телефонных разговоров или просмотра социальных сетей). Это время где главную роль играет ребенок и его интересы. Причем на этом стоит акцентировать внимание: «Это только наше время, когда мы можем делать то, что хочется тебе ...».
  5. В вечернее время родители могут уделять время обоим детям, пока мама с меньшим, папа играет или смотрит мультфильмы со старшим.
  6. Можно перед сном рассказывать ребенку о том, как он был маленьким, что делал, как взрослые радовались его рождению. Сейчас, ребенок может считать, что его не любили и не ухаживали, как сейчас за малышом. Проводя такую ​​параллель, взрослые помогают эмоционально приблизиться деткам друг к другу.
  7. Если родители имеют братьев или сестер, то вместе с ребенком могут вспомнить, как чувствовали себя сами в подобных ситуациях.
  8. Никогда не сравнивайте детей между собой, это негативно влияет не только на самооценку, но и на взаимоотношения между ними.
  9. Даря комплимент одному, нужно найти за что можно похвалить другого ребенка, чтобы не обострять чувство конкуренции.
  10. Хорошая традиция и у родителей близнецов - покупать игрушку сразу обоим детям. Но если же разница в возрасте большая, и старшему ребенку не интересно то, чем играет малыш, то можно купить подарок в соответствии с интересами - книгу, настольную игру и тому подобное. Следует избегать ситуации, когда одного ребенка «обидели» подарком, он  долго может держать эту обиду.

Родителям следует прививать детям понимание, что они всегда будут опорой друг для друга, независимо от обстоятельств. Обычно с ревностью трудно бороться, но своим понимающим, любящим отношением взрослые могут облегчить этот период для обоих детей.

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/3/3/a/33ac3fd2cc81bd6d4edc1d50b9656a27.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

Сафонова М.В.

Г. Мичуринск

 Причины возникновения истерики у детей можно посмотреть в консультации «Почему возникают истерики»

Основной возраст проявления истерики у детей находится в промежутке между 1,5 и 4 годами. Некоторым мамам приходится наблюдать часами нервные капризы своих детей, а есть такие дети, которые достаточно быстро успокаиваются. Такие истерические всплески детей сопровождаются визгами, криками, бросанием различных предметов и другими действиями.

Причин такого поведения детей может быть много, но в основном, истерика у ребенка - это протест на отказ родителей выполнить требования малыша или нежелание ребенка делать то, что предлагает взрослый (мама, папа, бабушка или дедушка). Капризы ребенка могут быть вызваны и каким-либо заболеванием, поэтому в таких случаях родителям нужно быть очень осторожными. А теперь попробуем разобраться, какие есть способы

Чтобы прекратить истерику у ребенка родители могут попробовать предпринять такие шаги:

  1. Отвлекающий маневр

Одно дело, когда малыш немного покапризничал и успокоился. А вот, как прекратить истерику у ребенка, если такое действие затянулось на долгое время. В таких случаях надо прибегать к мудрым маневрам. Попробуйте отвлечь ребенка, предложив пойти на улицу вместе с вами, при этом пообещав, что вы возьмете какую-то музыкальную игрушку: дудочку, барабан и др. Музыкальные звуки хорошо успокаивают психику детей. Хорошо будет, если вместе с ребенком вы займетесь рисованием или другим творчеством.

От того, каким тоном вы обратитесь к малышу с просьбой прекратить истерику, зависит его реакция. Запомните, спокойный, уравновешенный голос звучит убедительнее и вызывает положительную реакцию у ребенка, чем громкое и грозное требование, например: «Замолчи!» и др.

  1. Не обращаем внимания

Очень действенным методом прекращения истерического поведения ребенка является то, что вы просто не будете обращать никакого внимания на эти эмоции в течение 5 - 10 минут. Вам надо набраться терпения и не общаться с ребенком в это время. Эффект от таких действий принесет результат, учитывая то, что игра на публику со стороны малыша закончена. А детям доставляет удовольствие во время истерик наблюдение за «зрителями», поэтому они могут манипулировать Вами. Конечно, после успокоения, маме лучше сразу попробовать поговорить с малышом. Ведь спокойный разговор с обсуждением поведения ребенка и объяснением, что так вести себя нельзя и почему, принесет положительный результат.

  1. Строгие методы.

Если истерика у ребенка затягивается, и все ваши уговоры не помогают, попробуйте отвести его в комнату и оставить наедине с собой. В таком случае вы обязаны проверить, что малыш находится в полной безопасности и не сможет нанести себе вред.

Есть еще один, может быть не слишком удачный, но действенный способ для прекращения истерики у ребенка. Просто повторите его поведение. Ребенок посмотрит со стороны на себя, и, возможно, успокоится. Для этого вам нужно будет повторить его крик, плач и так далее.

  1. Проявите фантазию

По своему опыту могу предложить такой метод. Включите музыку, если вы находитесь дома, начните танцевать, петь, делать то, что вы раньше не делали. Подключите свое творческое мышление и помогите малышу перефокусировать внимание с истерики на интересное занятие.

  1. Возможно, нужен врач?

Бывают случаи, когда дети в истерике краснеют, задыхаются и ведут себя вообще неадекватно. Здесь надо проследить за ребенком. При частых повторениях такого поведения лучше обратиться за помощью врача.

  1. Другие случаи.

Бывают и такие случаи, что вы уже не знаете, как прекратить истерику у ребенка. Ведь при виде, когда малыш бьется головой об стенку или пол - мало кого приведет в восторг. Но на самом деле, ничего страшного в этом нет. Детям нравится притворяться. Поверьте, себе ребенок никакого вреда не нанесет, поскольку дети имеют прекрасное чувство самосохранения. Поэтому, просто не обращайте внимание на такое ​​истерическое поведение. Но при этом ребенок должен быть в поле вашего зрения.

  1. Когда закончилось терпение.

Советую не допускать с вашей стороны никаких проявлений агрессивного поведения на незнание как прекратить истерику у ребенка. Надо понимать, что ваша задача - успокоить ребенка, сделав все возможное для этого.

Никаких угроз, а тем более физического насилия, не допустимо. Хотя многие мамочки, да и отцы нормально относятся к шлепкам по мягкому месту. Запомните, рукой шлепать малыша нельзя!

Важно показать ребенку, что такое поведение сильно огорчает Вас. Для этого есть слова. Поверьте, что беседа с ребенком и объяснение, почему так надо себя вести, а не иначе - это лучше шлепков. Кроме того, не забывайте после успокоения малыша и воспитательной беседы, похвалить его за то, что он все понял. А так же не забудьте обнять, поцеловать ваше чадо.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://s1.1zoom.ru/b5050/417/John_Wilhelm_If_436661_1920x1200.jpg

Педагог-психолог

Сафонова Мария Викторовна

г. Мичуринск

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1598635390_65032_yedah.jpg

Ребенок обманывает. Обманывает сознательно, систематически, вдохновенно. Вы понимаете это, но не придаете должного значения. И напрасно. Сейчас еще есть время разобраться в ситуации, но завтра может быть поздно, и ситуация, на которую вы можете повлиять сегодня, завтра может стать вам неподконтрольной. Нередко в детской лжи есть четкая цель, она соответствует психологическим потребностям ребенка. Интерпретируя мир, дети учатся понимать его закономерности и нюансы. Изменяя реальность, они бессознательно защищают себя от конфликтов и тревожных ситуаций. Однако родителей должно насторожить, если ложь вошла в привычку.

Неправда дошкольников - скорее фантазии, чем преднамеренный обман. Они уже способны представить то, чего на самом деле не было, но еще не осознают, что, говоря неправду, нарушают моральные нормы. У детей дошкольного возраста происходит становление образного мышления, и оно требует тренировки. Поэтому маленькие дети любят выдавать желаемое за действительное, мысленно создают себе ситуации, которые являются для них привлекательными. То есть, они не имеют сознательной цели скрыть правду.

Ребенок может говорить неправду, чтобы обратить на себя внимание взрослых. Мы постоянно заняты, мало времени проводим с детьми, зато немедленно реагируем на их негативные поступки. Ребенок, сказавший неправду, станет объектом внимания родителей на весь вечер. Вы не допускаете, что он, возможно, только этого и хотел - чтобы его, наконец, заметили.

Иногда дошкольник приписывает себе что-то хорошее, чтобы его похвалили. Так делают дети, которые чувствуют, что не оправдывают ожиданий родителей. Говорить неправду начинает ребенок, чьи родители предъявляют к нему различные требования: мама не разрешает иметь друга, папа - другого, а бабушка позволяет все. Как тут не запутаться? Если ребенок дошкольного возраста привирает сверстникам, он хочет создать себе ореол успешности. Такая ложь говорит о неуверенности в себе, желании самоутвердиться в кругу ровесников.

От 6 до 12 лет в детском сознании появляется граница между реальным и вымышленным. С 8 - 9 лет дети начинают понимать, что говорить неправду плохо не потому, что говорить неправду плохо не потому, что ложь не нравится взрослым, а потому, что на лжеца нельзя положиться, ему не доверяют, с ним не хотят дружить. И, тем не менее, есть причины, которые заставляют идти на обман.

Они так же хотят признания сверстников и боятся наказания родителей. В эти годы вся жизнь ребенка крутится вокруг успеваемости в учебе. Это настолько важно, что дети готовы идти на обман оценками, лишь бы не оказаться в глазах окружающих неудачниками.

Появляется и новая причина лжи - подражание родителям. Если мама говорит по телефону, что папы нет дома, хотя на самом деле он здесь, или учит сына: «Давай скажем, что мы забыли ...» - ребенок усваивает такие модели поведения.

Подросток уже способен осознавать, что случится, если его ложь будет раскрыта. Он сознательно делает выбор: я знаю, что могу потерять уважение и доверие других, но ...

Какие же причины заставляют его рисковать репутацией? Он защищает свой внутренний мир от бестактного вмешательства взрослых.

Повзрослев, дети не хотят, чтобы мы видели их переживания, расспрашивали о заветных тайнах. У детей подросткового возраста ложь нередко является формой бунта против педагогов или родителей, миру взрослых в целом.

Если мы не помогли им в детстве создать зону доверия и зону успешности, они и дальше будут кормить баснями своих друзей. Восхваление у такого подростка может превратиться в черту характера. В этом возрасте остро воспринимается двойная мораль. Взрослый становится объектом внимательного наблюдения и оценки, и если мы считаем приемлемым для себя в каких-то ситуациях кривить душой, а от подростка требуем правдивости, - он кипит от возмущения. И легко обманывает нас. Схема взаимоотношений, когда взрослый руководит жизнью ребенка, больше не пройдет.

Пришло время общаться на равных, уважать в ребенке человека. Прежде всего, уважать в подростке его внутренний мир. Да, это ваш ребенок, но уже взрослый настолько, чтобы иметь свои тайны. Не надо без разрешения трогать ее вещи, без стука входить в его комнату.

А вообще, причину детских обманов надо искать в семье, в отношении родителей и других родственников к ребенку и друг к другу, в требованиях, ожиданиях от ребенка. Иногда дети просто берут пример с взрослых. Если маме можно обманывать, то почему я должен говорить правду? Я тоже взрослый.

Застенчивые и замкнутые дети будут тщательно оберегать свои тайны. Другие - открытые и уверенные в себе - обманывать родителей будут меньше, но все равно у ребенка должно быть какое-то свое пространство, свои тайны. Он просто говорит - это моя тайна, или тайна друга. И не стоит его расспрашивать (за исключением случаев, когда надо помочь разобраться в ситуации). Чтобы ваш ребенок не врал, и не было других негативных форм поведения, в семье должны воцариться доверие и партнерские отношения.

ребенок обманывает, ребенок обманывает родителей, почему ребенок обманывает

Если он в чем-то ошибся, не стоит его бездумно наказывать за ошибки. Просто сядьте вместе и проанализируйте их с позиции дружбы, опыта старшего. Спросите ребенка: «Почему ты ошибся? Какие ты из этого сделаешь выводы?» И старайтесь избегать нотаций: «А я тебе говорила», «Я так и знала», «А это потому, что ты меня не слушал» и другие. После доверительной беседы ошибка ребенка станет для него ценным даром опыта. И в дальнейшем он будет пытаться избежать такой ошибки. К тому же, в случае такого дружественного анализа неудач ребенка, ни его самоценность, ни самооценка не страдают.


Как предотвратить детский обман?

Памятка для родителей

Уже после трех лет детям просто необходимо, чтобы взрослые замечали и оценивали все их достижения. Чаще хвалите своего ребенка, уверяйте в своей любви.

Договоритесь в семье об одинаковых требованиях. Ребенок должен четко знать, что можно, а чего нет.

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя со сверстниками, ему нужна зона успешности, в которой он бы превосходил друзей. Что у вашего ребенка получается лучше? Может, записать его в студию танца, или в музыкальную школу?

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или неразрешенными они были. Если эти чувства появились, следовательно, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в его неприятие.

Будьте верны своему слову, обещаниям. Даже если есть объективные причины, и через какие-то обстоятельства вы не сумели сдержать свое обещание, не считайте недостойным для себя объяснить ребенку причину, по которой обманули его.

Будьте откровенны с ребенком. В построении правильных и честных отношений крайне важно желание ребенка быть с вами откровенным. Это желание можно и нужно стимулировать.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Оценивайте последствия. Когда ребенок впервые говорит неправду, необходимо объяснить ему последствия этого поступка. Сделайте это без посторонних. Помощь необходима, она позволит ребенку понять, что он не один в мире, каждый поступок имеет свой ​​отзыв - положительный или отрицательный. Такое объяснение поможет ему научиться думать о будущем. Давайте возможность ребенку самому решать последствия его действий или бездействия. Только тогда он будет взрослеть, становиться «сознательным».

Наказывайте ребенка, оставляя без хорошего, а не делайте ему плохо.

Умейте прощать. Если вы ввели дома «статусные» отношения, без скидки на возраст, вы рискуете воспитать замкнутого и робкого человека. Ведь, провинившись, ребенок думает прежде всего, что его ждет неотвратимое и строгое наказание. Чувство самосохранения и желание его избежать становится определяющим фактором в поведении. И здесь ко лжи - только один шаг.

Поощряйте честность. Не оставляйте незамеченным момент, когда ваш ребенок признался вам в чем-то. Поверьте, что такие моменты в жизни ребенка очень важны. Ведь он делает свой ​​выбор. Не забудьте объяснить, в чем его ошибка, но сместите акцент на момент истины - на то, что вы гордитесь тем, что ваш ребенок растет честным человеком.

Подавайте собственный пример. Помните: ваш ребенок - это в большой степени ваш отпечаток. Вы воспитываете нечестного человека тогда, когда допускаете возможность соврать в присутствии ребенка. Иногда в этой лжи ребенку отводится определенная, пусть на первый взгляд невинная, ложь. (Например: «Подойди к телефону и отвечай, что мамы нет дома»). Этим вы закладываете фундамент для будущей лжи. Воспринимайте ребенка безусловно. Любите его не за то, что она красивый, умный, способный, хорошо учится, помогает. Любите его просто за то, что он есть. Не избегайте шансов дать ему это почувствовать. Повторяйте чаще заветные слова: «Я тебя очень, очень люблю»!!!

Полезные советы родителям

  • Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: что нравится в школе, чего боится больше всего (разочаровать вас, сделать ошибку, не получить желаемого результата).
  • Развивайте его познавательные интересы, его потребности в интеллектуальной активности. Расскажите ребенку, что оценка, которую он получает не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знания останутся.
  • Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на оценке, а на полученных знаниях. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.
  • Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать все новых и новых знаний.
  • Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретную задачу, то это будет побуждать его к деятельности.
  • Поощряйте ребенка, даже если результат не будет виден сразу.
  • Будьте своему ребенку другом и советчиком.




Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как преодолеть речевой негативизм?»

https://solnyshko4.hmansy.prosadiki.ru/media/2021/12/07/1307748947/i.jpg

Педагог-психолог Сафонова М.В.

Г. Мичуринск

Консультация «Как преодолеть речевой негативизм?»

Речевой негативизм – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь.

Существуют довольно простые способы преодоления речевого негативизма, которые сможет применить любой родитель для помощи своему ребёнку.

  1.  Говорить короткими фразами (не более 4 слов, без сложных конструкций, с интонацией завершённости (фразу «На улице тепло, и потому мы пойдём гулять» разбейте на две самостоятельные части: «На улице тепло. Мы пойдём гулять.»);
  2. Чётко и плавно произносить все слова во фразе, не произносить слова по слогам;
  3. Говорить, чуть преувеличивая интонацию, чуть больше радости, чуть больше удивления и т. д.;
  4. Слова стараться использовать короткие, доступные к пониманию и повторению, желательно 1-2 слога, без стечения согласных: не «стаканчик», а «чашка». Хотя исходить нужно из возможностей ребёнка. Поэтому иногда можно дать несколько разных слов, чтобы ребёнок выбрал какое-то одно, удобное ему;
  5. Не пользоваться «детскими» словами. Если ребёнок машину называет «би-би», мы радуемся и повторяем за ним «Да! Машина». Предметы называем словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов – это удлиняет и усложняет слово, а в дальнейшем мешает усвоению норм русского языка;
  6. Одобрять любые речевые проявления – не важно, как звучит слово, сколько в нём осталось слогов, как искажаются звуки, главное, чтобы было слово. Словом специалисты называют звуковой комплекс, всегда обозначающий один и тот же предмет или понятие. Например, «па» - слово, обозначающее «спать», «паа» - «купаться». Но если звуковой комплекс «па» применяется для обозначения понятий «купаться», «пойдём», «стол», «посмотри» и т. д. – увы, это не слово;
  7. Не просить ребёнка «скажи» и «повтори», заменяйте эти слова чем угодно («Угадай кто это?», «Я забыла что это, помоги мне»);
  8. Не заниматься, а играть. Будет лучше, если ребёнок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Поэтому занятия не по расписанию два раза в неделю, а круглосуточно, в любую секунду – увидели на улице жука – выучили слово «жук». Обучают не занятия с картинками, а жизнь;
  9. Говорить, глядя в лицо ребёнку. Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, В, М, С) можно увидеть, и это поможет ему правильнее произносить новое слово;
  10. Говорить лучше о предметах и ситуациях, которые есть здесь и сейчас. Из фразы «Убирай игрушки, мой руки, нужно покушать и потом пойдём гулять» - ребёнок услышит и поймёт только про игрушки;
  11. Предмет в руках ребёнка помогает быстрее усвоить новое слово. Даже если он ломает машинку – он не просто её ломает, он её анализирует, и сейчас, пожертвовав одной машинкой, можно выучить новые слова.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уважаемые мамы и папы!

Поступления в школу является очень важным событием в жизни ребёнка. Для успешного обучения и личностного развития дошкольника важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы.

Хорошо подготовить детей к обучению в школе - это значит, как думают некоторые  родители, научить детей читать, писать. Но это не так! Чтению и письму их будут обучать в школе учителя – специалисты знающие методику. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

Психологическая готовность к школе это характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.

Начнем с главного, психологическая готовность к обучению в школе состоит:

  • интеллектуальной готовности (развитие        памяти,        мелкая        моторика, словарный запас, умение анализировать и обобщать, способность к самостоятельному обучению, ориентироваться во времени, пространстве, окружении);
  • коммуникативной         или социальной готовности (потребность в общении, уметь находить место в коллективе сверстников, подчиняться правилам сверстников или взрослого, или умение руководить, понимать что не все зависит от желаний);
  • эмоционально-волевой готовности (умение управлять своим поведением и поступками, выполнять правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО»);
  • мотивационно-личностной готовности (ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней, его никто не пугает «школьными страшилками»).

Так много показателей и все для одного маленького ребенка, давайте попробуем поговорить об этих «готовностях» простыми словами, что же должен был делать ребёнок до поступления в первый класс. Все просто - ИГРАТЬ! 

Сейчас разберемся, в какие игры, чем нужно было заниматься малышу, и для чего все это нужно.

Игры и умения, формирующие интеллектуальную готовность:

Учить стихотворения и пересказывать вслух,        получать ответы на все  «почемучки». Фантазировать и, конечно же придумывать новое. Много говорить и использовать большой запас слов. Уметь и учиться самостоятельно анализировать, рассуждать, обобщать предметы, ориентироваться во времени (утро-обед- вечер-ночь).

Знать где располагается вверх-низ-право-лево и т.д.

Игры для развитие мелкой моторики:

  • занятия с пластилином, тестом, "волшебным" песком, глиной;
  • рисование различными инструментами (пальчиками, карандашом, кистью, мелом и т.д.);
  • аппликации, работа с ножницами и клеем;
  • игры с конструктором, мозаикой, пазлами;
  • пальчиковый театр и гимнастика, театр теней;
  • штриховка фигур, дорисовывание предметов, разукрашивание картинок.

А шнурки ваш ребёнок умеете завязывать, а застегивать пуговицы, а самостоятельно переодеться и одеться? Это тоже немаловажные факторы готовности к школе, к новой ответственной жизни, будущего школьника.

Что формирует коммуникативную или социальную готовность:

Ваш ребенок умеет подчиняться правилам игры в группе сверстников, а может самостоятельно играть и устанавливать правила? А как он взаимодействует с другими взрослыми, понимает, что есть правила, общепринятые нормы и ценности, принятые в обществе, которые необходимо выполнять?

Ваш ребёнок умеет сопереживать, быть отзывчивым, готовым прийти на помощь, желает играть с ровесниками, или другими ребятами. Знает правила безопасного поведения, а что можно делать и чего нельзя делать в быту, обществе и на природе?

Ответив на эти вопросы, вы поймете, насколько ваш ребенок ГОТОВ взаимодействовать с внешним миром, или в этом вопросе ему нужна ПОМОЩЬ взрослых, родителей.

Что формирует эмоционально-волевую готовность:

Она заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т.д. В школе придётся слушать учителя, не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.

Произвольность в поведении ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения задания взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе, способность подчинить «ХОЧУ» и

«НАДО».

Что формирует мотивационно-личностную готовность (или проще говоря, желание учиться и быть хорошим учащимся):

Спросите своего ребенка: «А ты хочешь идти в школу?», «А зачем?». И вот в ответе ребенка заложен ведущий мотив, т.е. с каким желанием малыш пойдет, и захочет ли приобретать новые знания, может, ответ «зачем», будет – ИГРАТЬ! И тут вариант только один, действительно играть, во все игры, которые необходимы для развития, для того чтобы перерасти игровой мотив и самостоятельно перейти на новый - учебный.

Заставить ребенка ходить в школу, возможно, но привить желание учиться самостоятельно и успешно, процесс не простой, и зависит от мотивации первоклассника.

Не нужно пугать будущего первоклассника предстоящей учебой и теми трудностями, которые могут сопровождать обучение. Конечно, практически любому родителю хочется, чтобы ребёнок получал пятёрки, но не надо постоянно говорить о том, что вы всегда учились на «4» и «5», и вы были таким успешным в школе.

 Если вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка, то постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

  1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
  2. Есть ли у ребенка друзья?
  3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
  4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
  5. Есть ли у ребенка любимые игры, книги, мультфильмы?


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

(советы родителям будущих первоклассников)

Педагог-психолог:

МБДОУ «Детский сад «Паровозик»

Сафонова М.В.

2023 г.



Предварительный просмотр:

На то, насколько успешно ребенок адаптируется к школе, указывают некоторые факторы:

  • личные характеристики и особенности поведе- ния малыша;
  • уровень подготовки к школе, причем в этом слу- чае учитываются не только знания и интеллекту- альный потенциал, но и степень физической и пси- хологической готовности;
  • посещение ребенком детского сада;
  • особенности взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми, его социальные навыки, умение ре- шать конфликты, работать в команде и т. д.

Когда адаптация        первоклассника        к        шко- ле проходит правильно?

В случае нормального привыкания детей к новым условиям, у них отмечается бодрость, хорошее настроение, новые друзья в коллективе, они хотят учиться и узнавать что-то новое. Учитель в этой ситуации воспринимается как друг и наставник. Ре- бенок нормально переносит новый режим дня и

без особых проблем делает домашние задания.

При успешной адаптации первоклассник адекватно воспринимает критику со стороны учителя и

не провоцирует конфликты в классе.

Помогите своему ребенку адаптироваться в школе

Когда уместна тревога?


Памятка родителям первоклассника

  1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоя- тельность, так и те, которые устанавливают то- тальный контроль за всей его деятельностью.

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - говорит уста- лая мама, приходя с работы поздним вечером. Услы- шав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубо- кое равнодушие к своим нуждам.

«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выво- ду, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблю- дать за его работой, быть готовым помочь, но не вме- шиваться без его просьбы. После выполнения зада- ния спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

  1. За уроки нужно садиться через час-полтора по- сле возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
  2. Между выполнением уроков следует делать пе- рерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.

  1. Чередуйте устные и письменные задания. Начи- найте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
  2. Очень важно приучить ребенка к самоконтро- лю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и ис- правил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
  3. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувство- вать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за

ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь непра- вильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

  1. Встречая ребенка из школы, постарай- тесь усилить в нем положительные впе- чатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
  2. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как ре- шать такие сложные задачи?»
  3. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уве- ренность в его возможностях. С такой под- держкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
  4. Перед сном шепните ребенку на ушко:

«Я так счастлива, что ты у меня есть!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие внимания и памяти детей дошкольного возраста Педагог-психолог: Сафонова М.В .

Слайд 2

Что такое память? Память – это сложный психический процесс, направленный на получение и сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. Любое действие – это сигнал поступающий в мозг. Проще говоря память – запоминание, сохранение информации, с последующим его воспроизведением.

Слайд 3

Существует разделение памяти на три вида: Мгновенную- непосредственный отпечаток информации, воспринимаемой анализаторами; кратковременную -материал запоминается быстро но не надолго; долговременную - надолго запоминается то, что хорошо понятно.

Слайд 4

Виды памяти Двигательная - запоминаются действия, движения и их системы (практические и трудовые навыки, навыки ходьбы, письма и т.д. ); Эмоциональная - лучше сохраняются пережитые чувства; Образная : зрительная - образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету; слуховая - звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя; вкусовая; обонятельная ; Словесно-логическая- запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части.

Слайд 5

Все мы разные! В зависимости от ведущих анализаторов люди делятся на несколько типов: аудиал - лучше всего воспринимает информацию на слух, обычно такие люди любят музыку; в изуал -лучше воспринимает информацию если она поступает в письменном виде. Не выносит, когда в доме беспорядок; кинестетик - у них часто возникают проблемы с изучением точных наук: цифры не потрогаешь, значит непонятно. Для кинестетиков важен комфорт: уютная одежда, сытый желудок, теплая ванна и т.д.; с мешанный тип

Слайд 6

В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда ребенок прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания. Но преобладает наглядно- образная память, начинает развиваться словесно-логическая память. Любое запоминание всегда начинается с восприятия и запечатления. Но многое из того, что мы воспринимаем, мы запечатлеваем непроизвольно. Так, например, предметы, которые мы видим каждый день, но которые не вызывают нашего интереса , мы не стремимся запомнить , и они очень плохо откладываются в нашей памяти.

Слайд 7

Активному запоминанию способствует заинтересованность в данном материале, понимание этой информации, сосредоточенность и свобода от посторонних мыслей. Ну и, конечно же, запомнить необходимые сведения ребёнку помогут различные приёмы запоминания : смысловое соотнесение - («Угадай о чем или о ком говорю», «подбери пару»); группировка - («Найди лишнее»); классификация , схематизация- (« Фигуры –помощницы »); соотнесение с раннее известным- («Найди пару», «Чего не хватает?», «Вспомни по схеме?»)

Слайд 8

Ребёнок лучше запоминает предметы, действия и т.д в случаях: Когда он их называет. Звуковая сторона – например потешки , считалки, стихотворения,. Возможность произнесения новых звукосочетаний, своеобразная игра слов и звука. Литературные произведения . Сопереживание герою и мысленному участию с ним. Картинки – помогают закрепить представления об уже известных им предметах, расширяют кругозор, знакомят с новыми предметами, явлениями, действиями. (упр. на запоминание «сравни картинки», «недостающая картинка » и др .

Слайд 9

Маленькие советы для большого дела Развивая память ребёнка, старайтесь привлекать все органы чувств - не только зрение и слух, но и осязание обоняние , память, вкус. Любое интеллектуальное упражнение усиливает питание мозга и повышает общий тон его деятельности. Развивая память, мы развиваем и другие познавательные процессы, такие как мышление, восприятие, ощущение. Всё что хорошо для здоровья человека, хорошо и для памяти . Сюда относятся правильное питание, определённая физическая нагрузка, полноценный отдых, сон и т.д. Для ребёнка также крайне важен режим дня : когда взрослый организует его жизнь, помогает ему выполнять одни и те же действия в одно и то же время.

Слайд 11

Будем внимательными! Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное -возникает само собой, без усилия воли; произвольное – требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо; послепроизвольное – возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение. Одно из важных качеств внимания- его устойчивость - способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности.

Слайд 12

Причины рассеянного внимания у дошкольников Если ребёнок очень впечатлителен , а иногда и творческая личность. Находясь под впечатлением увиденного или услышанного, надолго остаётся «в плену» у этих воспоминаний. Это мешает дошкольнику переключить своё внимание на другую деятельность. Такая рассеянность часто встречается у гениальных людей, представителях науки – они могут забывать о малозначащих для них мелочах жизни, потому как поглощены своими мыслями. Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребёнка сосредоточится на чём-то одном, это обусловлено особенностями их нервной системы.

Слайд 13

Существует ряд причин, которые усиливают возможность ребёнка быть рассеянными : Здоровье дошкольника – следствие нарушения правильного дыхания, а значит снабжения мозга кислородом (аденоиды затрудняют дыхание через нос, ребёнок дышит ртом, что сказывается на его работоспособности. Лёгкое и быстро проявляющееся переутомление детей, которое наступает при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточных отдых.

Слайд 14

Третья причина кроется в ошибках воспитания - освобождение ребёнка от всех его обязанностей и одновременное выполнение всех прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов, виды деятельности не соответствующие запросам ребёнка могут вызвать быстрое утомление и отключение внимания у ребёнка.

Слайд 15

По данным психологов на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трёх основных аттенционных умений – способности внимания : Принимать постепенно усложняющиеся инструкции. Уметь удерживать инструкцию, и контролировать её реализацию на протяжении занятия или любой другой деятельности. Приобретение навыков самоконтроля. Таким о бразом, внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти и мышления . Внимание требуется для того, чтобы добиться успеха в игре, спорте и любом другом деле.

Слайд 16

Игры «пятиминутки» «Знакомая буква» «Да и нет не говори» «Четвёртый лишний» «Что за чем» или «Запомни порядок» «Лабиринт» «Перепутанные линии» «На что похоже» «Спрятанная фигура» «Ухо, рот, нос» «Разрезная картинка» «Найди сходство и отличие» «Чего не стало» «Бывает не бывает» «Скажи наоборот» «Я знаю пять имён…» «Рифмованные слова» И многие другие, которые можно придумать и самим по аналогии знакомых игр .

Слайд 18

Что не так?


Предварительный просмотр: