Открытый урок по физике 7 класс

Открытый урок по физике 7 класс. Барометр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_moy_vosstanovlen.docx35.24 КБ
Файл barometr_-_kopiya.pptx495.99 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 7-м классе "Измерение атмосферного давления. Барометр анероид"

Цели урока:

  • Образовательная:
    1) раскрыть явления, подтверждающие существование атмосферного давления;
    2) объяснить, что причиной увеличения атмосферного давления с уменьшением высоты
    является сила притяжения к Земле;
    3) познакомить учащихся с примером определения атмосферного давления, раскрыть физическое содержание опыта Торричелли;
    4) изучить работу и устройство барометра-анероида;
    5) научить определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида.
  • Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес 
    к физике и технике.
  • Воспитательная: воспитать у учащихся необходимость заботиться о чистоте атмосферного воздуха
    и соблюдать правила охраны природы. В связи с тем, что жизнь человека протекает на поверхности Земли 
    в нижних слоях атмосферы, то каждый человек должен уметь определять значение атмосферного давления, 
    так как у многих от его изменения зависит изменение кровяного давления.

Основные знания и умения:

  1. Знать значение нормального атмосферного давления.
  2. Уметь определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида.

Оборудование:  барометр-анероид.

Демонстрации:  работа барометра.

Мотивация познавательной деятельности учащихся.

Атмосферное давление является одним из основных факторов, определяющих состояние погоды и климата, поэтому знания об атмосферном давлении необходимы в прогнозировании погоды. Большое практическое значение имеет умение измерить атмосферное давление. Эти знания необходимы в медицине, в технологических процессах и жизнедеятельности живых организмов.

Межпредметные связи:

  • с математикой (работа со степенями, задача на математические действия);
  • с историей (история открытия атмосферного давления, факты из жизни Торричелли);
  • с биологией (атмосферное давление и жизнедеятельность организмов);
  • с географией (давление на различных высотах на Земле).

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята.  У нас сегодня на уроке гости, повернитесь поздоровайтесь с ними!

Сценка:

Стук в дверь. Заходит опоздавший ученик.

- Елена Владимировна! Елена Владимировна! Там такое случилось!

- Да что опять у тебя Илья случилось?

- К нам театр приехал! Слайд2

Девочки показывают миниатюру к пословице: Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Дети отгадывают, называют пословицу.

Учитель. - Давайте пословица будет, нашим девизом урока.

I. Целеполагание и мотивация.

Постановка проблемы Слайд3

Учитель. - Сегодня на уроке мы поработаем  с литературным произведением

М. Горького «Песнь о буревестнике».  Приложение 1.Посмотрим отрывок из мультфильма. Дома вы его прочитали, Скажите какие физические явления, связанные с атмосферным давлением используются в тексте.

Ответы:

Ученик.  - Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

Ученик. - Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Учитель. - Посмотрим отрывок  Слайд4

  - Название птицы используемой в произведении как то связано с изменением атмосферного давления ?

Сообщение о птице буревестник Толстолуцкая Ксения.

Учитель. - Итак  Буревестник птица предсказывающая бурю. В прогнозе погоды мы часто слышим: Атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст. Каким с способом его измеряют? Сформулируйте тему урока!

Ученик. -  Приборы для измерения атмосферного давления. Слайд 5

Учитель.  -Поставим цель нашего урока:

Ученик. -Для решения многих практических задач необходимо измерять давление. Для этого используют различные приборы и устройства.

 Ученик.- Познакомиться с устройством и работай барометра анероида (Слайд6)

II. Актуализация знаний.

Учитель. - Повторим понятия, которые понадобятся на уроке:

Фронтальный опрос: (5 мин.)

– Что такое давление? (Давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей на тело к площади этой поверхности
p = F/S)

– В каких единицах выражается давление в СИ? (1 Па = 1Н/1 м2)

– От чего зависит давление, оказываемое жидкостями и газами? (От рода вещества и высоты столба; формула p = ρgh)

– Что называется атмосферой? (Атмосфера – воздушная оболочка Земли)

– Что называется атмосферным давлением? (Атмосферное давление – давление атмосферы или воздушной оболочки Земли)

– Почему существует воздушная оболочка Земли? (На молекулы воздуха действует сила тяжести. Чтобы выйти за пределы притяжения Земли, необходимо развить очень большую скорость – 11,2 км/с. Скорость большинства молекул значительно меньше)

Проверка домашнего задания упр 21(1,4) у доски двое учеников.

III.Изучение нового материала.

Учитель. - Если к трубке с ртутью, использовавшейся в опыте Торричелли, прикрепить вертикальную шкалу, то получится простейший прибор - ртутный барометр.

( слайд 7)

 Работа с учебником( 5 минут)

Прочитайте внимательно параграф 45стр 133-134.

- расскажите принцип действия и устройство барометра (слайд8) у доски 1 ученик.

Физкультминутка:

Учитель.  Устали? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Индийские йоги считают, что правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Положите руки на диафрагму(грудь)  и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Учитель. Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?

-При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие.

-При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится  больше,  чем атмосферное. Воздух выходит наружу.

-Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? НЕТ! А ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! Почему же мы не ощущаем этого веса.

-Садитесь! Давайте определим с какой силой атмосферное давление давит на нас.

Практическая работа  Слайд10-11 (Приложение 2)

Выводы по практической работе.

Учитель. - Предстоит ли нам быть раздавленными атмосферным давлением.

Ученик. Давление распределено по всей площади тела, и внутри тела существует давление, уравновешивающее атмосферное.

Решение задач.

Задачник 6.22

Тренажёр стр 62. №3

V. Закрепление материала.

 Тест (Приложение 3)

VI. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается. Давайте ответим на вопрос:

Что тебе понравилось на уроке? Строим диаграмму настроения.

  • Понравилось слушать;
  • Понравились опыты;
  • Понравилось работать на интерактивной доске;
  • Хочу, чтобы уроки всегда проходили так!
  • Ничего не понравилось.

 Домашнее задание : § 42, 43; упр.19(1, 2).

Приложение 1

Максим Горький

ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, - чуткий демон, - он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!

Ветер воет... Гром грохочет...

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

- Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

- Пусть сильнее грянет буря!.. 

Приложение2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ ДАВЛЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА СВОЕ ТЕЛО»

Цель работы: экспериментально определять силу атмосферного давления на своё тело.

Оборудование:барометр, весы напольные, ростомер.

Ход работы:

  1. По барометру определите атмосферное давление  (Па).
  2. Измерьте свой рост и массу тела .
  3. Вычислите площадь поверхности своего тела по эмпирической формуле, которая применяется в медицине:

  1. Определите силу давления атмосферы на свое тело по формуле:

  1. Результаты измерений и вычислений занесите в отчетную таблицу:

, Па

, м

, кг

, м

, Н

  1. Обобщите результаты своей работы. Сделайте вывод по проделанной работе.

Приложение 3: 1. При температуре 0°С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объемом 1м3 равна 1,29 кг. Чему равен вес этого воздуха?

1.  1300 г

2.  13Н

3.  13 Па 

4.  13 кг

2. Чему  равно нормальное атмосферное давление?

1.   760 мм. рт. ст.

2.   740 мм. рт. ст.

3.   750 мм. рт. ст.

4.   780 мм. рт.  ст.

3.Чему равен 1 мм. рт. ст?

1.   13,33  Па

2.   133,3 Па

3.   10,13 Па
4.   1013 Па

4. Кто из ученых первым измерил атмосферное давление?

1.    Ньютон

2.    Максвелл

3.    Торричелли

4.      Паскаль

5. Какой прибор служит для измерения атмосферного давления

1.   Амперметр

2.   Динамометр

3.   Барометр

4.   Термометр




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа 26.02.2019г.

Слайд 2

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ. АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Слайд 3

Цель нашего урока Для решения многих практических задач необходимо измерять давление. Для этого используют различные приборы и устройства. Вы узнаете : Что такое барометр –анероид. Как работает манометр. Определите силу атмосферного давления на свое тело. Вспомните: Что такое атмосферное давление? Как можно измерить атмосферное давление?

Слайд 4

Ртутный барометр Если к трубке с ртутью, использовавшейся в опыте Торричелли, прикрепить вертикальную шкалу, то получится простейший прибор - ртутный барометр. Ртутные барометры наиболее точные приборы, ими оборудованы метеорологические станции ? ?

Слайд 5

Барометр-анероид безжидкостный

Слайд 6

Барометр-анероид ? 758 мм. рт. ст. ? 729 мм. рт. ст.

Слайд 7

Практическая работа: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ ДАВЛЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА СВОЕ ТЕЛО» Цель работы: экспериментально определять силу атмосферного давления на своё тело. Оборудование: барометр.

Слайд 8

Практическая работа: Ход работы: По барометру определите атмосферное давление (Па). Запишите площадь поверхности своего тела. Определите силу давления атмосферы на свое тело по формуле: Определите силу давления ученицы 7 класса массой 60 кг., по формуле F = mg . Результаты измерений и вычислений занесите в отчетную таблицу: Р атм , Па S , м F атм , H F уч

Слайд 9

Наши задачи ЗАДАЧНИК № 6.22 ? При повышении давления – вправо, при понижении - влево

Слайд 10

Смотрим и думаем ТРЕНАЖЕР с.62 № 3 ? вправо ? влево

Слайд 13

Итоги урока Домашнее задание: У: § 45-46 упр 22