Открытый урок по физике 9 класс

Открытый урок по физике 9 класс. Величины, характеризующие колебательное движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc101 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt761.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:   физика.  Класс: 9

Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2010

Тема урока: Величины, характеризующие колебательное движение

Цель урока:  

  • ознакомление обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т,
  • умение  пользоваться ими для характеристики этих движений;
  • развитие умения рассуждать и делать выводы

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение; Развивающие: продолжить развивать представления о колебательном движении; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: продолжить  воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Необходимое оборудование:

  • два длинных нитяных маятника, один короткий;
  • презентация к уроку
  • карточки  для работы
  • Нить
  • Грузы

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Организация обучающихся на работу. Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание детей.

Включаются в деловой ритм урока, приветствуют учителя, настраиваются на работу

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения, самоопределение

2

Актуализация знаний  учащихся о колебательных движениях

Выявление уровня знаний о колебательных движениях  и определение типичных недостатков знаний. Работа со слайдом 2 Путаница

Дают определения понятиям

К: Умение полно и точно выражать свои мысли

Р: Опора на выполненное домашнее задание.  Коррекция, саморегуляция.

3

Мотивационный момент. Создание ситуации (опыт) из которой обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Постановка цели урока.

Внимание на парту.

Формулирует задание: с помощью данных предметов сделать нитяной маятник. Для этого разделимся на 2 группы.

Организация практической работы  с предложенным оборудованием: нить, грузы

В результате получаем два различных маятника (различны длины подвеса)

Подводит обучающегося к выводу: Вопрос:   чем отличаются ваши маятники?

Наводящим вопросом помогает установить зависимость: В связи с этим, как они колеблются?  Почему?

Работа в группах, изготовление нитяного маятника

Обучающиеся демонстрируют маятники (различной длины)

Экспериментируют, качая из стороны в сторону и т. п.  Каждая группа демонстрирует свой маятник.  Делают выводы.  Ответ: длина различная.

По-разному.

Возможно,  данный вывод обучающиеся сделают сами с предположением зависимости колебания от длины.

Л: смыслообразование

Р: целеполагание, прогнозирование, планирование работы,

К: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, работать в группе.

Познавательные:  Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Сравнение двух маятников. Формулирование проблемы.

Помогает сформулировать тему. При колебаниях тела от положения равновесия могут отклоняться на различные расстояния (> или <)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

(слайд 4)

Запишем в тетради тему сегодняшнего урока (ученики в тетради  записывают тему урока)  

Подводит к формулированию целей. Соответственно, зная тему, постарайтесь сформулировать цели урока (слайд 10) почему?

Формулируют тему

Делают записи темы в тетради.

Формулируют цели

Обосновывают выбор поставленных целей.

Изложение нового материала.

(Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала)

Постепенно излагает новый материал, опираясь на уже пройденное.  Давайте вспомним важный признак колебательного движения?

Задания группам: вычислить время одного полного колебания.

(слайд 11)

Таким образом, первой величиной является…

(слайд 11)

Что же такое период?

Сегодня мы даем точное определение:

Что теперь мы должны узнать о новой физ. величине?

Как вы думаете, какие единицы измерения у периода? Помогает назвать единицы измерения.

Наводящий вопрос

Что это? Промежуток времени, значит…

Молодцы! В системе СИ: 1[Т]=1[с].

Опыт:  (маятники  обучающихся) пробуем сами еще раз и приходим к выводу от чего же зависит колебание. Направляет на формулирование вывода.

Какая зависимость?

Сейчас вы видите перед собой задачники со справочным материалом . Предлагает работу в группах.

Ваше задание в тех же группах (на слайде)

Слайд 13. Подводит к введению новой величины.

Повторение. Периодичность.

(отвечают)

Период (ответ желающего: поднятая рука)

Запись в тетради: 1. Период (Т) – промежуток времени, за который тело совершает одно полное колебание.

Формулу, единицы измерения

(Возможно затруднение в ответе) Думают

Секунда

Еще раз один из обучающихся качает маятник длинный и короткий.  

Работа со справочником  в группе. Поиск информации.

Приводят примеры колебаний крыльев птиц (колибри, орла и т.п.), комара, мухи, стрекозы – одна группа. Вторая – колебания голосовых связок мужчин, женщин, детей.

П: поиск и выделение в уже пройденном необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Р: оценка – выделение и осознание того что знаем и что предстоит узнать, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера;

Таким образом, есть еще величина и это не период, которая характеризует колебание. Это число колебаний за одну секунд.  Может быть разным

В физике есть величина:

Частота (ν)- число колебаний за 1с.

В системе СИ какие единицы как вы думаете?

1[ν]=1[Гц]=1[ 1/c].  

Внимание: возвратимся к опытам с маятниками, только один возьмите с очень короткой нитью, а другой с длинной.

ОПЫТЫ ПОВТОРЯЕМ

Направляет деятельность на вывод зависимости.

Какой же из них совершит больше колебаний за равное время? (Ответ: короткий)

Значит, у какого маятника частота больше? (Ответ: у короткого)

Какая же зависимость между Т и ν ?  (Ответ: обратно-пропорциональная)

Т=1/ ν   и   ν=1 /Т  

c-1

Гц

Повторяют колебания нитяного маятника.

Наблюдают за колебаниями разных маятников, делают выводы, анализируют.

Короткий

У короткого

Размышляют.

(

Обратно-пропорциональная

Значит Т=1/ν

Л: смыслообразование, ориентация в соц. ролях и межличностных отношениях

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Организует контроль усвоения изученного. Какие же величины характеризуют колебательные движения?

Достигли ли мы целей урока.

 Давайте вспомним их (слайд 10)

Все ли цели мы достигли?

Рефлексия  Понравилось Вам сооружать маятники и работать с ними?

Оглашение оценок.

Учащиеся перечисляют изученные величины и единицы их измерения, каждый отвечает о достижении целей (или недостижении)

Смотрят слайд и вспоминают весь урок,

Л: смыслообразование

Р: пргнозирование, коррекция, оценка

К: разрешение конфликтов, умение полно выражать мысли

П: поиск информации, умение структурировать знания, рефлексия, контроль

Л: анализ, синтез

Подведение итогов урока

 Обратим внимание на слайд, откроем дневники. Дома: § 26, вопросы к параграфу, упр.24(2,4).

На столах у вас лежат цветные квадраты. Если вам понравился урок. То оставьте для меня зеленый, возникли трудности желтый, ничего не понятно – красный.

Записывают в дневники.


  1.  Установите штатив на краю стола.
  2. Закрепите нить в лапке штатива.
  1. Первый мятник - длина нити 20см
  2. Второй маятник – длина нити 50 см
  1. Отклоните груз на 15 см от положения равновесия и отпустите.
  2. Измерьте время 20 полных колебаний.
  3. Заполните таблицу

Маятник

Число колебаний

Время 20 колебаний

Время одного колебания

1

2

  1. Рассчитайте время одного колебания


Количество колебаний крыльев
насекомых и птиц в полете в одну секунду

Аисты

2

Бабочка

5 - 9

Вороны

3 - 4

Колибри

35 - 50

Комары

500 - 1000

Мухи комнатные

190 - 330

Пчелы с ношей

200 - 250

Шмель

130 - 240

Стрекозы

38 – 100

Воробьи

До 13

Саранча

20

Слепни

100

Количество колебаний голосовых связок  певцов и певиц в одну секунду

Голоса

Частотный диапазон, Гц

Бас

80-350

Баритон

100-400

Тенор

130-500

Контральто

170-780

Сопрано

250-1000

Колоратурное сопрано

260-1400


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знания, не рожденные опытом, матерью всей достоверности, бесплодны, и полны ошибок. Леонардо да Винчи

Слайд 2

Движение Равномерное Неравномерное Движение с ускорением Колебания Свободные колебания Вынужденные колебания Движение Колебания Неравномерное Свободные колебания Вынужденные колебания Движение с ускорением Равномерное

Слайд 3

С помощью предметов и материалов сделать нитяной маятник Нить Грузы Штативы

Слайд 4

Тема урока характеризующие колебательное движение Величины,

Слайд 5

Цели урока: Познакомиться с величинами, характеризующими колебательное движение; Применять при решении задач; Научиться пользоваться ими для характеристики колебательных движений ;

Слайд 6

Задание для групп Измерьте время одного полного колебания маятников

Слайд 7

ПЕРИОД ( Т ) – промежуток времени, за который совершается одно полное колебание Периодичность В системе СИ: Т = 1 [ с ] T=t/n Признак колебательного движения

Слайд 8

Задание для групп I группа: Число колебаний крыльев птиц и насекомых за 1 секунду (6 примеров) II группа: Число колебаний голосовых связок за 1 секунду ( взрослые, дети, м, ж)

Слайд 9

ЧАСТОТА ( ν - ню) – число колебаний за 1 секунду Рассматривая данные, мы увидели, что число колебаний за единицу времени может быть различным. Значит, должна существовать величина, характеризующая эти различия В системе СИ: ν = 1 [ Гц ], [c -1 ] ν =n/t

Слайд 10

Какая зависимость существует между периодом и частотой колебаний? ОБРАТНО – ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ зависимость: Чем больше период колебаний, тем меньше частота , и, наоборот, чем меньше период колебаний, тем больше частота . Запишем формулы T = 1 / ν ν = 1/Т

Слайд 11

Определить период и частоту колебаний материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц.

Слайд 12

Цели урока: Познакомиться с величинами, характеризующими колебательное движение; Применять при решении задач; Научиться пользоваться ими для характеристики колебательных движений ;

Слайд 13

Задание на дом § 26 вопросы к параграфу упр.24(2,4).