Рабочая программа по факультативному курсу «Умелец»

Давыдова Ирина Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по декоративно – прикладному искусству.  Декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

 Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

 

 Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelets.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по факультативному курсу

 «Умелец»

во 2 классе

2017-2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по декоративно – прикладному искусству.  Декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

 Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

 Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

.

Актуальность

  Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений  декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Способы освоения содержания программы:

  занимательный способ (формирование интереса к деятельности);

  репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

 Обучающие:

  закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,

 знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения,  декоративно - прикладного искусства

  знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами модульного оригами и квиллинга

-формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой из предложенных тем.

  обучать различным приемам работы с бумагой

  формировать умения следовать устным инструкциям

 совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов

  приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

 Развивающие:

  пробуждать любознательность в области  декоративно-прикладного искусства,

  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения

  развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей

  развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер

  развивать пространственное воображение.

 Воспитывающие:

  осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

 добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

  формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

В программу включены следующие разделы:

 Работа с природными материалами.

Работа с бумагой.

Изонить

Лепка из солёного теста

Пластилинография

Изонить

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа «Умелец» предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной .

Учебно-тематический план

Название  тем и разделов

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Беседа о декоративно-прикладном искусстве

1

1

________

Работа с природным материалом

6

________

6

2

«Осенние фантазии»

1

1

3

«Превращение засушенных листьев»

1

1

4

«Мозаика из яичной скорлупы»

1

1

5

«Панно из семян и крупы»

1

1

6

Композиция из ракушек

1

1

7

Рамка из ракушек

1

1

Работа с бумагой

11

1

10

8

Волшебный мир оригами

1

1

9

Цветочные композиции

1

1

10-12

Модульное оригами «Лебедь»

3

3

13

Рельеф из бумаги «Подарочек»

1

1

14

Волшебный квиллинг

1

1

15

Узоры из бумажных лент

1

1

16-17

Папье -маше

2

2

18

Коллаж

1

1

изонить

6

1

5

19

Волшебная нить

1

1

20

«Кленовый лист

1

1

21

«Мячик»

1

1

22

«Снеговик»

1

1

23

«Одуванчики на лугу»

1

1

24

«Девочка в сарафане

1

1

Лепка из соленого теста

2

________

2

25

«Корзина с фруктами

1

1

26

Панно «Мухомор»

1

1

Пластилинография

5

5

27

«Подводный мир»

1

1

28

«Космические дали»

1

1

29

«Замок доброго волшебника»

1

1

30

Во саду ли в огороде

1

1

31

Домашние животные

1

1

32-34

Аппликация из различного по фактуре материла

3

3

Итого:

34

3

31

Содержание предмета

 2 класс (34 учебных часа)

Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.

 Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.

 Работа с природными материалами.

Занятие  2: «Осенние фантазии»

 Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.

Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.

Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.

Материал: шишки, коренья, скорлупа орехов.

Занятие3:. Превращение засушенных листьев

 Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.

Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.

Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.

Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.

Занятие 4. Мозаика из яичной скорлупы.

 Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.

Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.

Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.

Материал: скорлупа, клей, картон.

Занятие 5: Панно из семян и крупы

Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем различной крупой. Последовательно ведем работу.

Задача: формировать умение  аккуратно   работать с крупой, развивать творческое мышление.

Материал: Крупа(манная, гречневая, пшено, рис), семечки.

Занятие 6: Композиция из ракушек «Кораблик»

Задача: формировать  умения с различным видом материала, развивать воображение.

Материал: Морские ракушки, клей ПВА, картон

Занятие 7:   «Рамка  из ракушек»

Задача: развивать фантазию, творческое мышление, самостоятельность в работе.

Работа с бумагой

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Занятие 8:  « Волшебный  мир оригами»

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения темы.

Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.

Задача: Научить различным приемам работ с бумагой, базовым формам оригами.

Материал: бумага, ножницы.

Занятие 9 : « Цветочные композиции»

Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Задача: учить создавать  композицию из отдельных деталей используя умения  работы в технике оригами.

Материал: Цветная бумага, ножницы, клей пва.

Занятие 10 : Модульное оригами «Лебедь»

Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием семетричности. Применение в практической работе теоретических знаний.

Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

Занятие  11: «Лебедь»

Задача: продолжить  работу используя модули.

Занятие 12: «Лебедь»

Задача: научить самостоятельно работать в коллективе и работу доводить до конца.

Занятие 13 : Рельеф из бумаги. Конструирование. «Подарочек»

 Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.

Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.

Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.

Материал: бумага, ножницы, картон, клей.

Занятие 14: Волшебный квиллинг

Цель -– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задача:  Ознакомить детей  с основными понятиями и базовыми формами квиллинга : капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник.

Материал: бумага цветная, ножницы, клей.

Занятие 15: « Узоры из бумажных лент»

Цель: формировать умения в технике квиллинга.

Задача: решение композиции, воспитывать навыки аккуратной работы.

Занятие 16 : Папье-маше.

 Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.

Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.

Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.

Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.

Занятие 17: папье-маше. Продолжение изготовление предмета декора (вазы, тарелки)

Занятие 18: . Коллаж. Коллективная работа.

Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.

Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.

Задача: Решение композиции плаката.

Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.

Изонить

Занятие  19: «Волшебная нить»

  Цель:   формирование  у школьников практических навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса.

Задача:  Ознакомить с техникой изонити, изображение углов, моделирован ие  с их использованием образов.

 расширять и углублять  знания и умения, полученные на уроках математики, изобразительного искусства, технологии.

Материал: нитки, цветной картон,карандаш, игла, шило.

Занятие20: «Кленовй лист»

Задача: Продолжить обучение изображение углов.

Материал: нитки, цветной картон,карандаш, игла, шило.

Занятие21: «Мячик»

Задача: Научить детей выполнять окружности в технике изонити.

Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями

Материал: нитки, цветной картон,карандаш, игла, шило, трафарет окружности.

Занятие22 « Снеговик»

Задача:  Создать образ снеговика из разных по величине окружностей.

Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити.

Занятие23 « Одуванчики на лугу»

Задача: научить детей создавать сюжетные композиции используя разные по величине окружности и углы.

Занятие24 «Девочка в сарафане»

Задача: Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей.

Развивать умение подбирать цвет нитей.

Лепка из соленого теста

Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.

 Цель:  развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Занятие 25 : «Корзина  с фруктами»

Задача: научить работать с соленым тестом, воспитывать аккуратность, фантазию.

Материал: соленое тесто, картон.

Занятие 26 :  Панно «Мухомор»

Задача: Закрепить  умение работать с соленым тестом, доводить работу до конца работая в коллективе.

Материал: соленое тесто, картон.

 

 Пластилинография

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых,  полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Цель: Развитие ручной умелости у детей школьного  возраста посредством пластилинографии.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 Задачи:

 - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

 - Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

 - Учить работать на заданном пространстве.

Занятие27:  Панно «Подводный мир»

Задача: Познакомить с жизнью подводного мира, научить работать с пластилином.

Материал: наглядный материал, набор пластилина, стеки.

Занятие28:  Панно «Космические дали»

Задача: формирование умения работать в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры.

Материал: пластилин, картон, стеки.

Занятие29: панно « Замок доброго волшебника»

Задача: продолжать развивать умения школьников лепную картину на плоскости.

Учить украшать сказочное здание башенками, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами

Материал: пластилин картон, стеки, наглядное пособие.

Занятие30 : Панно« Во саду ли в огороде»

Задача: развивать у школьников эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.

Материал: набор пластилина, стека, салфетка для рук, картон.

Занятие 31: панно «  Домашние животные»

Задача: Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобьеме.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Материал: пластилин, стеки, картон.

 Занятие 32-34 «Аппликация из различных по фактуре материалов»

Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.

Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.

Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.

Предполагаемые результаты:

 По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства;
  • Уметь стилизовать природные формы;
  • Работать с нужными инструментами и приспособлениями;
  • Работать с различными материалами и в разных техниках;
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи;
  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.;
  • Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов;
  • Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства;
  • Лепить разными способами;
  • Трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
  • Уметь применять полученные знания на практике.

Формы подведения итогов:

 • Составление альбома лучших работ.

 • Проведение выставок работ учащихся:

 – в классе,

 – в школе,

 – в  библиотеке.

Список литературы:

Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский Дром Оникс», 2000.

Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

 Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.

 Пластелиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006

 Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005

 Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004

 Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

 Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

Соленое тесто. Большая книга поделок/М.: Изд-во Эксмо, 2004.-224 с., ил.