РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению «Социокультурные истоки» 1 класса
Предварительный просмотр:
АПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2018 № 249
протокол педсовета № 1 от 31.08.2018
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно- нравственному направлению
«Социокультурные истоки»
1 класса
Учитель: Давыдова И.В
г. Нижневартовск
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук, основа данной программы заключается в социокультурном системном подходе в образовании.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «06 образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. 2 124-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ « О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2- ФЗ;
- ФГОС НОО;
- Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы (с изменениями в приложении от 20.10.2012г.; 24.11.2012г.; 23.02.2013г.);
Приказ «Об утверждении плана основных мероприятий в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа -Югры по проведению Года экологии в 2017 году в ХМАО-Югре» ( 14 июня 2016г. № 144);
- Приказ «Об утверждении плана мероприятий по воспитанию гражданственности и патриотизма у молодежи города Нижневартовска на 2016-2010 годы» ( от 04.07.2016 г №1008- р);
- Устав МБОУ «НШ №24» (Устав утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 30.04.2015 №702/36 - п).
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развить социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В 1995г. социокультурный системный подход признан эффективным ресурсом воспитания Российской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Цель курса «Истоки» в начальной школе — введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
— раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
2
- присоединение семьи к школе;
- формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами
сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе - внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом
преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год обучения | Наименование учебных курсов | Кол-во часов |
1 | Слово. Образ. Книга. | 33 |
2 | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | 34 |
3 | Вера. Надежда. Любовь. София. | 34 |
4 | Русские традиции Образа, Слова, Души. | 34 |
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»
Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. ниже):
- Слово. Образ. Книга.
- Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
- Вера. Надежда. Любовь. София.
- Русские традиции Образа, Слова, Души.
1 класс
АЗБУ1 | КА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧ | КО» |
СЛОВО | ОБРАЗ | КНИГА |
|
|
|
3
2 класс
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
РОДНОЙ ОЧАГ | РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ |
• Имя | • Нива и поле |
• Семья | • Лес |
• Род | • Река |
• Дом | • Море-океан |
• Деревня | • Путь-дорога |
• Город | |
ТРУД ЗЕМНОЙ | ТРУД ДУШИ |
• Сев и жатва | • Слово |
• Братья меньшие | • Сказка |
• Ткачихи-рукодельницы | • Песня |
• Мастера-плотники | • Праздник |
• Кузнецы-умельцы | • Книга |
• Ярмарка | • Икона |
• Храм |
3 класс
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
ВЕРА | НАДЕЖДА | ЛЮБОВЬ | СОФИЯ |
|
|
| • Ум да разум
|
4 класс
ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА
РОДНЫЕ ОБРАЗЫ | УМЕЛЫЕ ДЕЛА | ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА |
|
|
|
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 часа)
№ | По плану | По факту | Тема урока | Содержание | Активные формы обучения |
РОДНОЙ ОЧАГ | |||||
1 | 07.09 | Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя. | Работа в паре «Мой дом» Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | |
2 | 14.09 | Семья | Семья - любовь, забота, Согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» | |
3 | 21.09 | Семья | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» | |
4 | 28.09 | Род | Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре «Родовое дерево» | |
5 | 05.10 | Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» | |
6 | 12.10 | Дом | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» | |
7 | 19.10 | Деревня | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» |
8 | 26.10 | Город | Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Г ород» | ||
9 | 09.11 | Обобщающий Урок «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) | ||
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ | ||||||
10 | 16.11 | Нива и поле | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» | ||
11 | 23.11 | Нива и поле | Труд земной и труд души на ниве. «Нива- Божья ладонь». | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа» | ||
12 | 30.11 | Лес | Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | ||
13 | 07.12 | Река | Название реки. Ручей- Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода-Живая вода- Святая вода» | ||
14 | 14.12 | Река | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. | Ресурсный круг «Река» | ||
15 | 21.12 | Море-океан | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека» | ||
16 | 28.12 | Путь-дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | ||
17 | 18.01 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | ||
18 | 25.01 | Обобщающий урок «Родные просторы» | Родные просторы | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека» | ||
ТРУД ЗЕМНОЙ | ||||||
19 | 01.02 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. |
поговорки» | ||
20 | 08.02 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» | ||
21 | 15.02 | Ткачихи- рукодельницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи- рукодельницы» |
26
22 | 22.02 | Ткачихи- рукодельницы | Лён. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла» | |
23 | 01.03 | Мастера- плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера-плотники» | |
24 | 15.03 | Кузнецы- умельцы | Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. |
«Кузница» | |
25 | 22.03 | Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» | |
26 | 05.04 | Обобщающий урок «Труд земной» | Труд земной | 1. Работа в четвёрке «Труд земной и орудия труда» 2. Ресурсный круг «Ценности труда земного» | |
ТРУД ДУШИ | |||||
27 | 12.04 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. |
| |
28 | 19.04 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. |
герой» | |
29 | 26.04 | Песня | «Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. |
| |
30 | 17.05 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. |
| |
31 | 24.05 | Книга | Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | |
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четвёрке «Иконописный образ» | ||
33 | Храм | Храм - дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. |
«Храм души» (оценивающий тренинг)
| ||
34 | Обобщаю щий урок «Труд души» | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живём» | ||
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда. |
22.02