РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы здоровой жизни» 1 класса

Давыдова Ирина Владимировна

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Основы здоровой жизни» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе:

- примерной программы по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности  (Методические рекомендации   к учебным пособиям М.В.Мурковой, Э.Н.Аюбова, Д.З.Прищепова, Н.В.Твердохлебова «Основы безопасной деятельности» для 1-4 классов. Внеурочная деятельность,ФГОС. Издательство «Русское слово», 2016г.);

- авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова)   // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2007,

           - учебное пособие для 3-4 классов, Самкова В.А. «Наш чистый дом» – М.: Русское слово, 2017;

           - Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. – М..: Русское слово, 2015.

      Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья, сохранению жизни. И учить вести здоровый образ жизни и сохранять свою и чужую жизнь надо начинать в детстве.  

 Необходимость данной программы вызвана и  тем, что отсутствие культуры питания, самосохранения, соблюдения правил общественной жизнедеятельности у детей ведёт к ухудшению их здоровья, травмированию.   Культура питания – это основа здорового образа жизни.  Культура ведения дома – основа здоровой и крепкой семьи. Основы безопасности жизнедеятельности – культура сосуществования и социального поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zdorovoy_zhizni_pt.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

утвержденной приказом по школе

от 31.08.20_ № 249

протокол педсовета № 1 от 31.08.20_

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по социальному направлению

«Основы здоровой жизни»

1 класса

Учитель:

Давыдова И.В

                                                            г. Нижневартовск

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

1. Планируемые результаты изучения программы

2.Содержание программы

3. Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Основы здоровой жизни» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе:

- примерной программы по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности  (Методические рекомендации   к учебным пособиям М.В.Мурковой, Э.Н.Аюбова, Д.З.Прищепова, Н.В.Твердохлебова «Основы безопасной деятельности» для 1-4 классов. Внеурочная деятельность,ФГОС. Издательство «Русское слово», 2016г.);

- авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова)   // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2007,

           - учебное пособие для 3-4 классов, Самкова В.А. «Наш чистый дом» – М.: Русское слово, 2017;

           - Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. – М..: Русское слово, 2015.

      Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья, сохранению жизни. И учить вести здоровый образ жизни и сохранять свою и чужую жизнь надо начинать в детстве.  

 Необходимость данной программы вызвана и  тем, что отсутствие культуры питания, самосохранения, соблюдения правил общественной жизнедеятельности у детей ведёт к ухудшению их здоровья, травмированию.   Культура питания – это основа здорового образа жизни.  Культура ведения дома – основа здоровой и крепкой семьи. Основы безопасности жизнедеятельности – культура сосуществования и социального поведения в обществе.

          Цель программы:

  • формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
  • формирование социально культурного поведения и  жизненного   опыта школьника;
  • осознание необходимости применять полученные знания о сохранении жизни в стандартной и  нестандартной ситуации.

  Задачи:

- развитие  представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

-  формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

- прививать обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;

- развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

- воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы;

- формировать важнейшие качества современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие.

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с безопасностью и   здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

 - развитие представления о правилах этикета,   осознание   того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры    личности.

         Развивающие задачи  (через проектную деятельность в том числе):

- развитие   интереса к познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности, самоконтроля, стрессоустойчивости и самосохранения;

- развитие коммуникативности;

- развитие творческих способностей.

1. Планируемые результаты освоения  программы

Должны знать:

- основы здорового питания;

-основы соблюдения безопасного жилища;

-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление  здоровья. Как ухаживать за своим телом;

-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

-правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

-правила безопасного поведения в лесу, в поле;

-возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила -поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды.

- правила -поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье;

 -Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

- какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Основы здорового питания.

Всегда ли нужно верить рекламе?  Вредные и полезные привычки в питании.  

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Значение жидкости для организма человека.

 Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Каша в русском фольклоре (проект-газета).

 Молочные продукты и их важность в питании школьника..

II. Наш чистый дом.

Бытовые отходы  моего города. Как сделать город чище?

III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 
Чрезвычайные ситуации 
      
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения 
      
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
      Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

IV.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 
Болезни, их причины и связь с образом жизни 
      
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
      Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
      Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
      Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами 
      
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

V. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 
Безопасное поведение на воде 
      
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
      Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
      Уроки плавания:
      — подготовительные упражнения для освоения в воде;
      — техника спортивного плавания «кроль на груди».
Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения 
      
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
      Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
      Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
      Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
      Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Безопасное поведение на дорогах 
      
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
      Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
      Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
      Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

        Для объективности оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности используются следующие формы контроля:

 — выполнение практических работ,

— самостоятельные работы,

— творческие письменные работы (сообщения, проекты, исследования).

3.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Характеристика деятельности

Занятие по плану

Занятие по факту

  1. 7

Наиболее безопасный путь в школу и из школы

Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу.

04.09

  1. 8

Сигналы регулирования дорожного движения.

Обобщить знания о светофорах и их сигналах.

11.09

  1. 9

Сигналы регулирования дорожного движения

Ознакомить с сигналами регулирования. Повторять правила дорожного движения.

18.09

  1. 10

Виды перекрёстков

Ознакомить с разными видами перекрёстков. Повторить изученные правила дорожного движения.

25.09

  1. 11

Знакомство с дорожными знаками.

Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход».

02.10

Вредные и полезные привычки в питании.

Закреплять понятие «здоровое питание».  Ознакомить с опасностями самоотравления.

09.10

Вредные и полезные привычки в питании.

Ознакомить обучающихся с важностью молочных продуктов для питания школьника.

16.10

Бытовые отходы.

Ознакомить обучающихся с опасностью различных  отходов дома и в городе в частности. Обучение эко-сбережению.

23.10

      Что такое                

безопасность?

Ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения.  (Электричество, бытовая химия, выход из квартиры, лифт).

30.10

Что такое

безопасность?

Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения. (Электричество, бытовая химия, выход из квартиры, лифт).

13.11

Город, посёлок, микрорайон, где мы живём

Обобщить знания о населённых пунктах. Ввести термин «улица». Учить предвидеть опасные ситуации на дороге.

20.11

  1. 4

Что такое чрезвычайная ситуация

Ознакомить с понятиями «чрезвычайная ситуация» (ЧС). Видами ЧС.

27.11

  1. 5

Безопасность на улице

Ознакомить с правилами безопасности на улице. Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. Поведение на остановке.

04.12

  1. 13

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Объяснить учащимся термины: одностороннее и двустороннее движение.(посадка в транспорт, проездной билет, валидатор, выход из транспорта).

11.12

  1. 14

Будь внимательным и осторожным

Повторить и закрепить знания. Полученные на предыдущих уроках.

18.12

  1. 15

Движение группами

Ознакомить с особенностями движения группами. С правилами движения по загородной дороге.

25.12

  1. 16

Особенностями движения по мокрой и скользкой дороге

Изучить особенности движения автомобилей по мокрой и скользкой дороге.

15.01

  1. 17

Где можно и где нельзя играть

Понять. Что игры на проезжей части опасны, определить наиболее безопасные места для игр.

22.01

  1. 18

Практическое занятие «Улицы города».

Ознакомить с улицами города. Определить улицы с односторонним и двусторонним движением.

29.01

  1. 19

Знакомство с транспортом города.

Ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками. Обозначающими остановку транспорта.

05.02

  1. 20

Правила поведения в транспорте.

Ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте и правилами пользования общественным транспортом.

12.02

  1. 21

Встреча с работником ГИБДД.

Повторить правила дорожного движения. Проанализировать случаи. Происшедшие с детьми.

19.02

  1. 22

Обобщающий урок по теме «Улица полна неожиданностей».

Обобщить знания по правилам дорожного движения.

26.02

  1. 23

Практическое занятие «Виды перекрестков».

Обобщить знания по теме «Перекрестков».

05.03

  1. 24

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний период

Актуализировать знания детей о водоёмах. Ознакомить с правилами поведения у воды в осеннее и зимнее время года.

12.03

  1. 25

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах

Составить правила поведения у водоёма в летнее время.

19.03

  1. 26

Основные спасательные средства.

Ознакомить с основными спасательными средствами. Повторить правила безопасного поведения у водоёмов.

26.03

  1. 27

Основные спасательные средства.

Учить предвидеть опасности дома. Видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при общении с ними.

09.04

  1. 28

Какие опасности нас окружают

Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности.

16.04

Основные правила пожарной безопасности

Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности.

23.04

  1. 32

Детские шалости с огнём

Разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей. Повторить правила пожарной безопасности. Изучить правила действия при пожаре.

30.04

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте

Познакомить с правилами поведения при возникновении пожара дома. В школе, в транспорте.

07.05

Как действовать при возникновении пожара

Обобщить полученные   знания.

14.05

  1. 34

Обобщающий урок

Урок - викторина

21.05