Методические и иные разработки

 Личиева Диана Вахаевна

Предварительный просмотр:

Личиева Диана

Конспект НОД на тему: «ориентировка во времени» во второй младшей группе.

Цель: учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Задачи:1) образовательные: продолжать формировать умение различать части суток: день-ночь, утро, вечер, закреплять названия геометрических фигур, (квадрат)  цветов.

2) развивающие: расширять представления детей об окружающем мире, его объектах и явлениях.

3) воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Части суток».
Беседы с детьми в утреннее и вечернее время. Наблюдение за погодой в утреннее время и вечернее. Знакомство с геометрической фигурой: квадрат. Дидактические игры «что за цвет»

Материал и оборудование: игрушка Ёжик,  мольберт, картинки: утро, день, вечер, ночь. 4 цветных квадрата, клей, шаблон часов.

Ход НОД:

  1. Вводная часть. В: здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

- (Вдруг раздаётся пыхтение и топот лапок).
- Ой! Ребята, слышите? Кто-то ходит у нас за дверью. Пойду, посмотрю – кто там. (Приносит из-за двери игрушечного ёжика).
- Посмотрите! Кто это к нам с вами пришёл в гости? (Ёжик)
- Давайте с ним поздороваемся! Здравствуй Ёжик. А почему ты такой не весёлый?
Ёжик: сегодня, когда я отправился к вам в гости, моя мама сказала мне, что будет ждать меня обратно домой днём. А когда это будет, я не знаю. Как же я узнаю, когда мне нужно будет возвращаться домой в лес, к моей маме?
Воспитатель: не печалься, Ёжик. Наши ребята, очень хорошо знают, когда наступает день. Они тебе помогут. Поможем ребята, Ёжику?

2. Основная часть. Воспитатель: сейчас мы с ребятами вспомним, когда бывает утро, день, вечер и ночь. Поиграем в игру.
Игра «Когда это бывает»
- Давайте рассмотрим картинки на мольберте.
1 Картинка: Солнце просыпается, в небо поднимается. Когда это бывает? (Утром). Правильно, ребята. А вы утром, что делаете? (Просыпаемся, умываемся, идём в детский сад)
Ёжик: а я утром ещё зарядку для лапок делаю!
Воспитатель: утром мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку.

- Ребята найдите у себя на картинке – утро и покажите Ёжику.
2 Картинка: Солнышко проснулось, детям улыбнулось.

В: посмотрите, какое красивое солнышко, оно светит ярко, день наступил. Когда солнышко светит ярко? (Днём). Посмотрите, на картинке дети играют на прогулке, и солнышко светит им ярко, ярко. Когда это бывает? (днём). А мы с вами, когда гуляем? (Днём)
- Ребята, найдите день у себя на картинке и покажите Ёжику.

  В: Ёжик, теперь ты понял, когда наступает день?
Ёжик: Солнышко светит ярко, все гуляют – это бывает днём. Правильно?
Воспитатель: Да. Но бывает не только утро и день. Давайте посмотрим на мои картинки и скажем, что ещё бывает.
3 Картинка: Небо потемнело, солнышко спать захотело. Глазки солнце закрывает, когда это бывает? (Вечером)
- Когда солнышко уходит домой? (Вечером)
- А, вы, ребятки, когда из садика домой уходите? (Вечером)
- Найдите вечер у себя на картинке и покажите Ёжику.
- А что ребята, бывает дальше? Что бывает после вечера?
4 Картинка: - посмотрите, месяц на небе, звёздочки светят.

Когда это бывает? (Ночью).
- Что мы делаем ночью? (Спим)
- Ёжик, а ты когда спишь?
Ёжик: ночью сплю.
Воспитатель: Найдите ночь на своей картинке и покажите Ёжику.
В: мы с вами рассмотрели все картинки про утро, день, вечер, ночь.  давайте ещё раз напомним Ёжику, что делают ребята и зверята утром, днём, вечером и ночью.

 (Утром – просыпаемся, делаем зарядку, умываемся. Днём – гуляем, кушаем суп. Вечером – уходим из детского сада домой, играем с мамой, смотрим телевизор. Ночью – спим)

В: а теперь расставьте картинки по порядку: начиная с утра.

Физкультминутка:

Петушок стоит на ножке

И клюет в саду горошки.

- Ой, устала ножка,

Похожу немножко.

В: Воспитатель: теперь давайте покажем Ежику как мы загадки отгадывать умеем. Тогда слушайте! Нужно отгадать, когда это бывает: днем или ночью. Если это происходит днем, то вы хлопаете в ладоши, если ночью, то топайте.

1. К нам в окошко луна глядит,

Малым деткам спать не велит (ночью)

2. Солнце спряталось давно,

В доме тихо и темно (ночью).

3. Раз, два, три, четы, пять!

Собираемся гулять! (днем)

4. Час обеда подошел,

Сели дети все за стол (днем).

5. Петушок в саду поет, солнце красное встает, Все ребята просыпаются, в детский садик собираются. (Утро)

6. Солнце в небе ярко светит

 На прогулку вышли дети

Все играют и поют,

Очень весело живут! (День)

7.  В небе звездочки горят,

малыши устали

Мамы детям говорят,

чтоб они поспали (Ночь)
В: молодцы ребята. Ёжик ты всё запомнил?
Ёжик: всё запомнил. Теперь я знаю, когда бывает день.

В: - а сейчас мы с вами сделаем часы своими руками для Ежика, чтобы он больше не опаздывал и мог по ним ориентироваться во времени. Часы будут не простые, они будут показывать части суток: утро, день, вечер, ночь.

В: ребята, посмотрите, что у вас на столах? (Квадраты) 

В: А почему они называются квадратами, кто помнит? (Прямые углы и все стороны равны) 

Воспитатель: Назовите, какого цвета квадраты?

Воспитатель: Желтый, белый, синий, черный. Эти квадраты нужно наклеить на наши часы, как вы думаете, каким цветом можно обозначить утро? Чтобы часы заработали, надо правильно наклеить эти квадраты на часы. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить утро?

Воспитатель: Белым, солнышко встает, все становится светлым. Возьмем первый белый квадрат и приклеим его в верхний левый угол. (работа детей)

Воспитатель: Каким цветом можно обозначить день?

Воспитатель: днем солнечно, светло-светло. Давайте с вами возьмем желтый квадрат и наклеим его на наши часы под белым квадратом. (работа детей)

Воспитатель: Каким цветом можно обозначить вечер?

Воспитатель: Вечер, мы обозначим, синим цветом. Наклеим квадрат в нижнем правом углу. (работа детей)

Воспитатель: Каким цветом можно обозначить ночь?

Воспитатель: ночью темно, так что ночь мы обозначим черным цветом. Давайте, с вами возьмем черный квадрат и наклеим его на наши часы, над синим квадратом. (работа детей)

Воспитатель: вот и готовы наши часы. Теперь Ежик по ним сможет определять, когда утро, день, вечер и ночь.  С помощью стрелочки они будут показывать, когда у нас утро, день, вечер или ночь.

  1. Заключительная часть.  В: Ёжик, а ты все понял? Нет больше вопросов?

Ежик: ребята, большое спасибо вам!!! Теперь то я точно знаю, что такое день, и что такое ночь. Вы очень мне помогли!!! СПАСИБО!

-До свидания Ёжик!!!!!

В: Ребята, большое спасибо вам! На этом наше занятие закончилось. Мы еще много дел сегодня с вами переделаем, и все это мы будем с вами делать днем.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

ФИО участника: Личиева Диана

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: «Лесной Мишка, проказница мышка»

Возрастная группа: вторая младшая

Цель занятия: Познакомить детей с латышкой сказкой ««Лесной Мишка, проказница мышка»

Задачи занятия:

Образовательные: обогатить понимание детьми эмоций радости и злости (рассерженности) посредством знакомства с ситуациями их возникновения;

Развивающие: развивать умение входить в образ, представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом;

Воспитательные: воспитывать умение помогать другим, сочувствие и сопереживание к животным.

Дополнительные задачи:

Дидактическая:

Игровая: помощь кукле Насте

Словарная работа: активизация и уточнение словаря «животные»

Планируемые результаты занятия: дети познакомились со сказкой, имеют элементарное представление о животных, умеют входить в образ, представлять его, сочувствовать героям из сказки.

Подготовительная работа: чтение сказок с участием Медведя, обыгрывание сказок, беседа о лесных животных.

Материалы и оборудование: кукла Настя, смарт доска, книга со сказками, звук плача ребенка, картинка медведя

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап.

Организовать и замотивировать детей к предстоящей совместной деятельности

Воспитатель: Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте, ребята!

Словесный

Дети здороваются.

Дети заинтересованы на предстоящую деятельность.

2.

Основной этап.

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации и донесение до детей суть проблемы.

В: ой, ребята, вы это слышите?

Кажется кто – то плачет, это же наша Настя

- давайте, узнаем, почему она плачет?

- Настенька, что случилось, почему ты плачешь?

В: я плачу, потому что хочу послушать новую сказку, но читать я не умею, да и друзья мои тоже.

В: ребята, что же делать? Может,  я расскажу   новую сказку, а вы ребята мне поможете?

Словесный, игровой.

Отвечают на вопрос воспитателя, думают на проблемной и предлагают решения проблемы.

Дети готовы к предстоящей деятельности; проявляют инициативу и любознательность.

2.2.

Этап восприятия материала.

Актуализация знаний детей по сказкам и введение нового материала.

В: но, чтобы узнать о ком будет наша сказка, нужно отгадать загадку:

Неуклюжий, косолапый,

Когда спит, сосёт он лапу,

Ест малину, любит мёд,

Он в берлоге живёт.

В: кто же это?

Правильно, Мишка! (показ мишки)

В: а какие сказки вы знаете с участием Медведя? (три медведя, Маша и медведь)

В: Ребята, мишка — это лесное животное? Как вы считаете?

А какой он, расскажите? (лохматый, усатый, косолапый)

Какого цвета у него шерсть?

В: чем он питается? (медом, малиной, мясом)

В: а где он обитает? (в лесу)

Правильно! Он обитает в лесу, так как медведь – это дикое животное, а еще зимой медведи уходят в спячку и просыпаются только весной.

Словесный, игровой, наглядный.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Участвуют в беседе, вспоминают прошлый материал.

2.3.

Этап практического решения проблемы.

Решают проблему, посредством решения вопросов.

В: А теперь Настенька садись по удобнее и слушай внимательно:

Лесной Мишка всю зиму сладко спал в своей берлоге. Покажите, какой Мишка – большой или маленький?

(Дети показывают руками большого Мишку)

Воспитатель: Покажите, как спал Мишка?

(Дети показывают, как спал Мишка: складывают руки под щеку, закрывают глаза)

Воспитатель: А снились ему лето и мед. Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Покажите, какая была Мышка - маленькая или большая?

(Дети показывают руками маленькую Мышку)

Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу, заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой и поймал Проказницу. Медведь сказал: «Мое ухо – нора для тебя, ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!» Медведь рассердился

Воспитатель: Покажите, как рассердился Медведь?

(Дети показывают, как рассердился Медведь)

Воспитатель: Кто может сказать, как Медведь произнес: «Вот раздавлю тебя сейчас!»

(Трое детей повторяют слова Медведя низким грубым голосом, остальные в конце аплодируют им)

А каким голосом говорит Медведь?

Дети: Грубым, низким.

Воспитатель: «Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Мышка-Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь

Воспитатель: Кто может сказать так же, как Мышка, - тонким и жалобным голосом?

(Трое детей по очереди тоненьким жалобным голосом повторяют слова Мышки, остальные в конце аплодируют им)

Воспитатель: Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил. Прошло немного времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу

Воспитатель: Кто хочет показать, как Медведь вылез из берлоги и побрел по лесу?

(Трое детей по очереди имитируют движения медведя, остальные аплодируют им)

Воспитатель: ...Да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Попал Лесной Мишка в беду! Медвежий рев разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки и побежала посмотреть: почему Медведь так ревет?

Воспитатель: Смотрит, а ее силач-сосед сидит в ловушке. Мышка перегрызла петлю и освободила Медведя. Медведь обрадовался освобождению?

Воспитатель: Покажите все вместе, как обрадовался Мишка.

(Все дети показывают радость Мишки)

Воспитатель: С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе. Мишка и Мышка подружились.

Словесный, практический, наглядный.

Дети отвечают на вопросы, демонстрируют умение решать логические задачи и проблемные ситуации

Слушают сказку. Участвуют в рассказе.

3.

Заключительный этап.

Рефлексия данного занятия итог.

В: Настенька, тебе понравилась новая сказка?

В: ребята, о чем была эта сказка?

Почему Мишка сначала рассердился на Мышку?

А почему они подружились?

А вы дружные ребята?

Игровой, словесный

Дети делятся впечатлениями.

Дети решили проблему Насти и познакомили ее с новой сказкой.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

ФИО участника: Личиева Диана.

Образовательная область: Речевое развитие.

Тема занятия: «У страха глаза велики»

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной сказкой «У страха глаза велики»

Задачи занятия:

Образовательные: обогащение и активизация словаря, продолжать учить детей видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. 

Развивающие: Развивать диалогическую форму речи, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы задавать их. 

Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Дополнительные задачи:

Дидактическая:

Игровая: рассказывают сказку медвеженку .

Словарная работа:

Планируемые результаты занятия: дети знают название сказки и автора, о чем эта сказка, чему учит.

Подготовительная работа: беседа «Что такое сказка»

Материалы и оборудование: медвеженок, книга, фланелеграф.

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап.

Организовать и замотивировать детей.

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

- Давайте друг другу улыбнёмся!

Словесный

Дети здороваются с педагогом.

Дети заинтересованы к предстоящей деятельности.

2.

Основной этап.

2.1.

Этап постановки проблемы

Постановка проблемной ситуации.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. А как мы будем это делать вы узнаете, если угадаете мою загадку.

Если б не было его
Не сказал бы ничего
Всегда он в работе, когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
(Язычок) .

- Правильно, язычок. Язычок нам очень помогает разговаривать.Сегодня у нас будут работать наши язычки покажите все, а помогать нашему язычку будут губки, зубки и щечки.

Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучится. Давайте посмотрим, кто же к нам пришёл.

Открывается дверь и появляется Медвежонок с книжкой в руках.

Ребята, посмотрите к нам  гости пришел медвеженок. Только вот он грустный совсем.

Как вы думаете почему?

Медвеженок говорит что Волшебница страны Сказок заколдовала его друзей лесных жителей,  и дала книгу медвеженку и сказала что не расколдует его друзей  пока он не расскажет о чем эта книга. Но медвеженок совсем не умеет читать. Медвеженок просит нас помочь прочитать книгу.

Поможем ребята?

Словесный.

Игровой.

Слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

Дети  предлагают свои варианты решения проблемной ситуации.

2.2.

Этап восприятия материала.

Актуализация знаний детей по пройденному материалу.

Но прежде чем помочь медвеженку,  давайте вспомним,  что такое сказка?

 А скажите, почему их так называют, русскими — народными? (их сочинил народ)

Скажите мне, а какие русские народные сказки вы знаете?(Ответы детей).

- Скажите из каких сказок эти отрывки?

И от бабушки ушел ,от дедушки ушел, и от зайца и от волка ушел. (Колобок)

Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут.(Репка)

Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла(волк и семеро козлят)

-Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.(3 медведя)

- Правильно, ребята

 Словесный.

Игровой.

Слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

Дети повторяют пройденный материал

2.3.

Этап практического решения проблемы.

Решение проблемной ситуации.

А теперь давайте поможем прочитать книгу медвежонка, которую ему дала Волшебница страны Сказок.

А ты медвеженок,  слушай внимательно сказку, чтобы рассказать ее Волшебнице страны Сказок и спасти своих друзей.

Чтение сказки.

1.Какие слова были вам не понятны?

 Вам  понравилась сказка?

2. Ребята, расскажите медвеженку  какие  герои были в  сказке? (из предложенных персонажей выбирают героев, ставят на доску и  называют)

3. Кого испугались водоносы? (зайца)

4. Что показалось бабушке, внучке, курочке, мышке?

(бабушке показалось, что ее чуть медведище не задавил, внучке показалось, что на нее наскочил страшный волк, курочке показалось, что лисица чуть ее не сцапала, а мышке показался котище усатый)

5. Что же показалось зайке? (зайке показалось, что за ним гнались четыре охотника да все с ружьями) .

6. Скажите, это на самом деле с ними случилось? (нет).

- Подскажите, что случилось на самом деле? Значит герои все придумали? И герои-водоносы и заяц с перепугу побежали и даже не поняли, что случилось.

- Чему учит эта сказка? (что не надо бояться) высмеивает трусость.

Словесный.

Игровой.

Дети слушают сказку и отвечают на вопросы.

Дети решают проблему, рассказывают медвеженку сказку.

3.

Заключительный этап.

Итог.

Анализ.

Рефлексия.

Медвежонок тебе понравилась сказка?

Да мне очень понравилась сказка! Теперь я расскажу ее волшебнице Страны Сказок и спасу своих друзей! Спасибо вам большое за помощь!

С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Какие герои были в сказке?

Чему учит сказка?

Словесный.

Игровой.

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

ФИО участника: Личиева Диана

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «собака – друг человека»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: обогащать знания детей о домашнем питомце (собаке);

Задачи занятия:

Образовательные: формировать представление у детей о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Развивающие: развивать образное, ассоциативное мышление,

мелкую моторику, познавательный интерес

Воспитательные: воспитывать уважительно относиться к домашним животным, чувство ответственности за

каждое живое существо;

Дополнительные задачи:

Дидактическая: назвать породы собак.

Игровая: помочь Дружку найти новых друзей.

Словарная работа: название пород собак

Планируемые результаты занятия: иметь элементарное представление и знания о собаках, умеют называть и выделять характерные признаки, демонстрируют умение решать проблемные ситуации; умеют работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками; проявляют интерес к творческому заданию.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы «собака помощник человека» рассказывание по картине «Собака со щенятами», рассказывание детям о породах собак в групповом мини-музее «Мой друг-

собака»

Материалы и оборудование: Игрушка собачки, картинки разных пород собак, соленное тесто, скатерти, салфетки.

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап.

Организовать и замотивировать детей к предстоящей деятельности.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

В: ребята, у нас гости, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку:

Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка -
Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,
Нос как пуговка звонка,
Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой
Жмется ласково к ногам...
Не игрушку, не картинку -
Друга подарили нам!

(М. Стремин)

(дети отгадывают, воспитатель достает из корзину с щенком)

словесный, игровой.

Слушают воспитателя, отгадывают загадку.

Дети заинтересованы на предстоящую деятельность

2.

Основной этап.

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации и донесение до детей суть проблемы.

В: правильно! Это собачка. И его звать Дружок. Но дружок почему-то грустный, давайте узнаем почему он грустит? Он говорит, что у него нет друзей, поэтому ему грустно и одиноко. В: ой, ой, это беда. Ребята, что мы можем сделать? А, может подружимся с ним?

Игровой, словесный.

Слушают воспитателя, решаются помочь Дружку.

Дети готовы к предстоящей деятельности; проявляют инициативу и любознательность

2.2.

Этап восприятия материала.

Закрепление знаний о собак. Введение нового материала: рассказ воспитателя о том, как собака стала другом человека,.

Говорят, что собака- друг человека. Как вы понимаете эти слова?

Почему собаку так называют? (С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту).

Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству. (показывает картинку)

Определите волка и дикую собаку! (Волк – слева, собака – справа)

Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека.  Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи. Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве.  Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак.  Собака стала человеку настоящим другом.

 Словесный, наглядный

Отвечают на вопросы воспитателя, выполняют задания

Дети вспомнили и закрепили знания о животном собаке.

2.3.

Этап практического решения проблемы.

Изучат породы собак, решают проблемную ситуацию – лепят друзей Дружку из соленого теста.

Разнообразие    пород 

Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они?

Вы правильно заметили, что все собаки разные, у них разная порода. А какие породы собак вы знаете?

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга. (Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером).

Как вы думаете, какой у собак бывает характер? (Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый).

Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью. служебные породы 

Есть служебные собаки,
Есть собаки - сторожа.
Их работу – знает всякий –
Можно только уважать…
Есть  собаки-водолазы ,
Есть – спасатели в горах.
Им – героям, скажем сразу,
Незнакомо слово «страх»…

Каких служебных собак вы можете назвать? (овчарка, ротвейлер, лабрадор…)

Чем помогают людям служебные собаки?

  Охотничьи    породы 

Бродить, утопая в болотах и травах, 
Готов он и счастлив и нет ему равных. 
А в стойке замрёт на охоте весенней - 
Замрешь от восторга и сам - загляденье!

Каких охотничьих собак вы знаете? (спаниель, гончая, такса, борзая…)

-Как помогают собаки людям во время охоты?

 Декоративные породы 

Изобретателен, умен, 
Вам предан бесконечно он. 
И жизнь за Вас отдать бы смог 
Французский маленький бульдог.

Какие декоративно-комнатные собаки вам известны? (йоркширский терьер, мопс, шпиц, болонка, далматин…) Для чего людям нужны комнатные собачки?

А теперь помогите решить спор мальчиков?

На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»

Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»

Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»

Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».

Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?

Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу). Ребята, представьте, что ваша собака заболела. Как вы об этом узнаете?

Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).

Что надо сделать, чтобы вылечить собаку?  (надо обратиться к врачу)

Какой врач лечит собак? (ветеринар)

ФизкультминуткаДружок – собачка цирковая. Зарядку сделать предлагает,

Это лёгкая забава — 
Повороты влево, вправо. 
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. 

Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать.
) А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. 
 

А, сейчас мы слепим друзей для Дружка из солёного теста.
Уточнить последовательность работы. (как будем лепить туловище, голову, лапы, хвост)
Работа за столами.

Словесный, практический, наглядный

Дети слушают воспитателя, описывают внешние характеристики собак, решают игровую ситуацию.

Решили проблемную ситуацию – выполнили творческое задание.

3.

Заключительный этап.

Рефлексия данного занятия, итог.

- ребята, какие у вас красивые собачки получились! Дружок уже не грустит, он благодарит вас за то, вы подружились с ним и нашли ему много новых друзей. А что нового вы узнали сегодня?  У кого дома есть собака?

 Как ее зовут?

- А кому хотелось бы иметь дома собаку? Какой породы? Как бы ты ее назвал?

- Взяв домой маленькую собачку, надо о ней заботиться, а не только с ней играть. Надо найти в квартире определенное место, где она будет спать и есть. С собакой необходимо гулять 2 раза в день - утром и вечером, убирать в квартире за собакой. Ходить в ветеринарную лечебницу и делать прививки, чтобы она не заболела. Соблюдать режим, вовремя кормить щенка. Воспитывать щенка, обучать его, чтобы он понимал ваши команды. И конечно же, соблюдать гигиену. После общения с собакой обязательно мыть руки с мылом.

Игровой, словесный.

Дети делятся своими впечатлениями, рассказами о своих питомцах, отвечают на вопросы.

Дети решили проблемную ситуацию и помогли Дружку завести новых друзей.  



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по обучению разгадыванию загадок.

Чтобы вызвать у ребенка потребность в рассуждении и доказательстве перед ребенком нужно ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

 Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни, о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька) и пр. Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок должен учитываться опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняют отгадывание.

Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому, прежде всего, не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

-загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Чтобы решить логическую задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с объектом, его признаками и свойствами, умел бы их выделить, связать по ассоциации с другими предметами, не названными в загадке.

Дети не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки, а зачастую вообще говорят ответ неправильный, необдуманный, без сравнений.

Причины ошибок:

• невнимательно прослушивают текст;

• не запоминают содержание;

• не понимают текст;

• отгадывая и сравнивая, не используют все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Наблюдения, экскурсии, опыты, беседы – способствуют накоплению фактов, сведений об окружающем мире, создают основу для формирования представлений и понятий. Учат выделять и запоминать различные признаки: внешнего вида (величина, форма, цвет, материала (мягкий, твердый, железный, вкуса (сладкий, кислый, горький, движения (способ, скорость, где живет и т. д.

Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.

Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

В случае пропуска какого-либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера. Например, загадку: тает снежокожил лужок, день прибывает, когда это бывает? ребенок говорит, что это бывает весной, потому что тает снег, не обращая внимание на другие признаки. Тогда воспитатель показывает несостоятельность доказательства: «Разве снег тает только весной? Зимой во время оттепели тоже тает снег», тем самым обращая внимание ребенка на другие признаки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе в начале учебного года «Начинаем новый учебный год».

Цели:

  • расширение контакта между педагогами и родителями;
  • моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;
  • повышение педагогической культуры родителей.

Участники: воспитатели, родители.

Ход мероприятия:

Родители заходят в группу, располагаются.

Вступительная часть.

-  Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем первом в этом учебном году родительском собрании. Хочу поздравить вас с новым учебным годом. Дети ваши подросли за лето и перешли в среднюю группу детского сада.

А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности развития детей 5-го года жизни? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

1. Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

2. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия(добро, зло, честь, совесть, правда, ложь), воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

3. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

4. Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

5. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет:

Речевое развитие:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка;
  2. Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
  3. Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
  4. Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  5. Употреблять предложения с однородными членами;
  6. Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;
  7. Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  8. Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;
  9. Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

Познавательное развитие:

  1. Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;
  2. Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
  3. Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
  4. Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
  5. Различать и называть части суток;
  6. Определять направление движения от себя (право, лево, вперед, назад, верх, низ);
  7. Знать правую и левую руку;
  8. Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);
  9. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
  10. Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
  11. Уметь  вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
  12. Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
  13. Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;
  14. Различать и называть части тела животного и человека;
  15. Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;
  16. Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
  17. Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
  18. Называть насекомых;
  19. Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
  20. Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям).

Художественно – эстетическое развитие:

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

  1. Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;
  2. Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;
  3. Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
  1. Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
  1. Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;
  2. Правильно держать ножницы и действовать ими;
  3. Резать по диагонали квадрат, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;
  4. Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
  5. Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Социально – коммуникативное развитие:

  1. Уметь договариваться  с  детьми, во что играть, кто кем будет в игре;
  2. Использовать  «вежливые» слова;
  3. Иметь  представление о работе своих родителей;
  4. Знать название своей Родины;
  5. Знать название города, деревни, где живут, улицу;
  6. Соблюдать  элементарные правила организованного поведения в детском саду;
  7. Соблюдать  правила поведения на улице и в транспорте;
  8. Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
  9. Соблюдать  элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);
  10. Иметь  представление о значимости труда взрослых;
  11. Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Физическое развитие:

  1. Ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног; 
  2. Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;
  3. Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;
  4. Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше  5 раз подряд;
  5. Лазать по лесенке - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; 
  6. Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;
  7. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
  8. Кататься на двухколёсном велосипеде;
  9. Ориентироваться в пространстве.

Задачи воспитания и обучения в детском саду в соответствии с ФГОС.

       Наша группа работает по Рабочей программе образовательной деятельности, которая разработана на основе образовательной программы детского сада, которая разработана на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.

Особенности образовательного процесса в средней группе.

      Уважаемые родители, хочу вас познакомить с режимом дня в нашей группе и прошу соблюдать его. Приём детей с 07:00 до 8:00. В этом году утренняя зарядка у нас проводится в музыкальном зале и в физкультурном зале в 8.00. Затем идёт завтрак и начинаются занятия. Если вы опоздали и пришли во время зарядки, подождите, пока она закончится в раздевалке. В этом году мы будем продолжать заниматься физкультурой, и для этого детям необходима спортивная форма (белая футболка, чёрные шорты, чешки).

      В нашей группе проходит 10 занятий в неделю, это рисование, лепка, аппликация, музыкальное занятие, физкультурное занятие, занятие по фэмп, познание, развитие речи. Все занятия проходят в игровой форме. Каждый день проводится по 2 занятия по 20 минут. В течение дня проводятся различные подвижные игры, разучиваются пальчиковые игры и потешки, проводятся индивидуальные беседы с детьми.

                                        Правила группы.

1. Начнём с утреннего приёма. Старайтесь настраивать ребёнка на позитив с вечера, вовремя укладывайтесь спать, вставайте бодрыми и добрыми, чтобы не вести ребёнка на «мучения», соблюдайте одно очень важное правило: отдаёте его в руки воспитателя и спокойно уходите. Чем дольше будете жалеть и прощаться, тем больше он будет требовать от вас жалости, капризничать. В 9.00 начинается образовательная деятельность, огорчения и расстройства от прощания с родителями должны быть забыты к этому времени.

2. Успевайте приходить до начала гимнастики, если хотите пообщаться с воспитателем, то приходите ещё раньше. Но если по каким-то причинам не получается, то ребёнка не оставляйте одного ни в раздевалке, ни в группе до прихода воспитателей с зарядки – ждите обязательно. И убедительная просьба не опаздывать. Опаздывающие отвлекают нас от проведения режимных моментов, от работы с детьми.

4. Если воспитатели попросили вас обратиться к врачу, значит, в течение дня были симптомы недомогания, вызывающие беспокойство. Если для вас это обычное состояние вашего ребёнка, то для родителей других детей кашель и насморк у других детей вызывают беспокойство, как потенциальный источник инфекции, опасный для собственного ребёнка.

5. Старайтесь не опаздывать на завтрак, т. к. мы не имеем права держать остатки пищи в неположенное время, разводить микробы, давать детям пищу несоответствующей t. в связи с этим ребёнок до обеда кушать не будет.

6. Приучайте детей запоминать свою одежду, а не спрашивать у воспитателей, где штаны, колготки. Не запоминаете – ставьте метки, тогда и нам легче находить вещи и раскладывать по шкафчикам. Одежда должна соответствовать сезону, лёгкой для ребёнка в надевании, удобна, обувь без шнурков, легко одеваться. После прогулки мы как можем, сушим одежду, специальных мест для просушки у нас нет, то есть, лучше иметь или приносить сменный комплект сухой одежды, претензии, что «у нас не высохло» не принимаются. Варежки на резинке, но вокруг петельки не заматывайте.

 6. Физкультурную форму не забывайте забирать на стирку, бельё запасное обязательно должно быть в шкафчике (трусики, маечка, носочки, футболка, шорты, платье)

9. В нашем саду принято посезонно выполнять поделки вместе с детьми, участвовать в конкурсах, о которых вам будут сообщать воспитатели.

 10. Не забывайте о своевременной оплате за д/сад до 10 числа каждого месяца.

11. Отдельный вопрос – игрушки из дома: если вы даёте ребёнку в д/сад игрушку из дома, будьте готовы, что она может потеряться, сломаться. Игрушка должна быть безопасной и чистой.

12. Так же золотые и серебряные украшения надеваете по вашему усмотрению, ответственности за эти вещи мы не несём,

13. Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки, монетки.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по обучению разгадыванию загадок.

Чтобы вызвать у ребенка потребность в рассуждении и доказательстве перед ребенком нужно ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

 Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни, о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька) и пр. Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок должен учитываться опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняют отгадывание.

Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому, прежде всего, не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

-загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Чтобы решить логическую задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с объектом, его признаками и свойствами, умел бы их выделить, связать по ассоциации с другими предметами, не названными в загадке.

Дети не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки, а зачастую вообще говорят ответ неправильный, необдуманный, без сравнений.

Причины ошибок:

• невнимательно прослушивают текст;

• не запоминают содержание;

• не понимают текст;

• отгадывая и сравнивая, не используют все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Наблюдения, экскурсии, опыты, беседы – способствуют накоплению фактов, сведений об окружающем мире, создают основу для формирования представлений и понятий. Учат выделять и запоминать различные признаки: внешнего вида (величина, форма, цвет, материала (мягкий, твердый, железный, вкуса (сладкий, кислый, горький, движения (способ, скорость, где живет и т. д.

Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.

Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

В случае пропуска какого-либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера. Например, загадку: тает снежокожил лужок, день прибывает, когда это бывает? ребенок говорит, что это бывает весной, потому что тает снег, не обращая внимание на другие признаки. Тогда воспитатель показывает несостоятельность доказательства: «Разве снег тает только весной? Зимой во время оттепели тоже тает снег», тем самым обращая внимание ребенка на другие признаки.