Взаимодействие с педагогами.

 Личиева Диана Вахаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по обучению разгадыванию загадок.

Чтобы вызвать у ребенка потребность в рассуждении и доказательстве перед ребенком нужно ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

 Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни, о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька) и пр. Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок должен учитываться опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняют отгадывание.

Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому, прежде всего, не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

-загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Чтобы решить логическую задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с объектом, его признаками и свойствами, умел бы их выделить, связать по ассоциации с другими предметами, не названными в загадке.

Дети не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки, а зачастую вообще говорят ответ неправильный, необдуманный, без сравнений.

Причины ошибок:

• невнимательно прослушивают текст;

• не запоминают содержание;

• не понимают текст;

• отгадывая и сравнивая, не используют все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Наблюдения, экскурсии, опыты, беседы – способствуют накоплению фактов, сведений об окружающем мире, создают основу для формирования представлений и понятий. Учат выделять и запоминать различные признаки: внешнего вида (величина, форма, цвет, материала (мягкий, твердый, железный, вкуса (сладкий, кислый, горький, движения (способ, скорость, где живет и т. д.

Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.

Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

В случае пропуска какого-либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера. Например, загадку: тает снежокожил лужок, день прибывает, когда это бывает? ребенок говорит, что это бывает весной, потому что тает снег, не обращая внимание на другие признаки. Тогда воспитатель показывает несостоятельность доказательства: «Разве снег тает только весной? Зимой во время оттепели тоже тает снег», тем самым обращая внимание ребенка на другие признаки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по

формированию элементарных математических представлений

(образовательная область – познавательное развитие), с детьми

старшего дошкольного возраста на тему: «Все профессии важны – все профессии нужны»

v-kontse

        

        

Составила воспитатель:

Личиева Диана Вахаевна.

г. Когалым, 2023 год.

Цель: продолжать формировать математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • Продолжать учить считать в пределах 10, знакомить с порядковым значением чисел, правильно отвечать на вопросы: «Который по счёту?, сколько?»;
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, выкладывать их в убывающем порядке, обозначать результат сравнения словами: самый большой, самый маленький;
  • Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств, получать равенство из неравенства.

Развивающие:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группах, договариваться;
  • Способствовать развитию логического мышления, сообразительности, внимания.         
  • Расширить знания о профессиях.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к математическим заданиям;
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, желание прийти на помощь;
  • Способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя.

Словарная работа:

Активизировать в речи в слова: по счёту, поровну, больше, меньше.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ, демонстрация;

Словесные: загадки, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы;

Игровые: дидактические игры: «Сколько, который по счёту?», «Самый большой, самый маленький», «Больше, меньше, поровну».

Материалы и оборудование: мольберт, цветные конверты, посылка, раздаточный материал (карточки- фрукты), числовые карточки, картинки одежды разные по размеру.

Ход образовательной деятельности:

Организационно-мотивационный этап.

Воспитатель встречает детей, предлагает встать в круг. В руках держит посылку.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Диана Вахаевна, я пришла к вам в гости из детского сада «Колокольчик». Мне прислали вот такую посылку, здесь написано, что она для ребят из детского сада «Сказка», это же вы?

Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, человек какой профессии приносит посылки?.....

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, а что ещё может принести почтальон?

Ответы детей

Воспитатель: Верно, ребята. Ещё есть конверты, их много. Интересно сколько их? Вы можете мне помочь и посчитать конверты.

Ответы детей

Основной этап.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, спинки ровные, я буду выкладывать конверты на мольберт, а вы считать, хорошо?

Воспитатель выкладывает на мольберт конверты, дети считают вслух…

Воспитатель: Молодцы ребята, Дима, сколько конвертов на мольберте? Маша повтори, сколько конвертов?  

Ответы детей

Воспитатель: Какой по счету жёлтый конверт? Вася выйди пожалуйста, посчитай.

Ребёнок выходит к мольберту, считает указкой.

Воспитатель: Какого цвета пятый по счету конверт? Миша, пожалуйста посчитай.

Ребёнок выходит к мольберту, считает указкой.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель достаёт большой белый конверт.

Воспитатель: Посмотрите, а ещё есть белый большой конверт. На нём какие-то картинки, как вы думаете человеку какой профессии могут принадлежать эти предметы?

Ответы детей

Воспитатель: Верно, портной, швея. В конверте письмо, Вам прочитать?

Ответы детей

Воспитатель читает письмо.

«Ребята здравствуйте, мне нужна ваша помощь, я сшил много вещей для ребят, мне нужно указать размер, определить какого цвета самая маленькая вещь и самая большая.  Если вы мне поможете, то я буду очень рад.»

Воспитатель показывает ребятам платья и брюки разных размеров, предлагает поделиться на группы, мальчики выкладывают брюки, девочки платья.

Воспитатель: чтобы узнать размер, для этого нужно разложить одежду от самого большего размера до самого маленького.

В: давайте ребята поделимся на 2 команды, девочки подходите к этому столу, а мальчики к этому, не забывайте ребята разложить одежду нужно с самого большого размера к самому маленькому.

Воспитатель: ребята, вы готовы? А давайте проверим, правильно ли вы сделали, мальчики будут проверять у девочек, а девочки у мальчиков.

Воспитатель: девочки, скажите пожалуйста, какого цвета брюки самого маленького размера?

Воспитатель: мальчики, а какого цвета платье самого большего размера?

Воспитатель: Молодцы ребята! А любите ли вы отгадывать загадки?

Ответы детей

Воспитатель: Отгадайте такую загадку, о ком она?

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке

Он готовит нам обед,

Кашу, щи и винегрет.

(повар)

Ответы детей

Воспитатель: Отлично! Знаете ли вы, что готовят повара?

Ответы детей

Воспитатель: МОЛОДЦЫ! Чтобы блюдо у повара получилось вкусным ему нужно знать сколько нужно взять продуктов. И наш повар просит у вас помощи, поможем ему? присаживайтесь за столы.

Воспитатель: у вас на столах лежат полоски, а также фрукты на тарелочках, повар просит выложить на верхнюю полоску яблоки, а на нижнюю полоску груши

Не забывайте, ребята, выкладываем мы слева на право.

- сколько яблок выложили?

- сколько груш вы выложили?

А чего больше у нас яблок или груш?

А на сколько груш больше, чем яблок?

А чего меньше?

- а что надо сделать так, чтобы их стало одинаково?

- что теперь можно сказать о количестве яблок и груш? (их стало поровну)

Воспитатель объясняет задание, дети выполняют, один ребёнок работает у доски.

Д\З «Больше, меньше, поровну».

Воспитатель: Какие вы умнички!  Соберём фрукты в кастрюлю. Проходите.

Заключительный этап.

Дети с воспитателем проходят в круг.

Воспитатель: Мне очень понравилось у вас в гостях! Кому вы сегодня помогли?  Что вам понравилось больше всего? Какое задание показалось сложным? Как вы считаете, какая профессия нужнее?

Воспитатель: Да, все профессии важны!

Воспитатель обращает внимание на посылку.

Воспитатель: Ребята, мы так с вами увлеклись игрой, что забыли посмотреть, а что же лежит в посылке? Посмотрим, что в ней?

Ответы детей

Воспитатель: Вам прислали, очень интересные, математические пазлы «Важные профессии». Их можно будет собрать с друзьями в детском саду или дома с родителями. До свидания ребята.

Дети берут подарки, уходят.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

в старшей группе

Личиева Диана Вахаевна

 (фамилия, имя, отчество педагога)

воспитателя

(должность педагога)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Колокольчик»

г. Когалым, 2024

Тема: «Новая сказка про Колобка»

Форма: групповая

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению

познавательных и творческих задач.

Программное содержание:

1. Образовательные

  • Закрепить навыки количественного счёта в пределах 7; название и цвет геометрических фигур;

2. Развивающие

  • Учить сравнивать предметы по двум признакам.
  • Закрепить ориентироваться во времени, определять части суток: утро, вечер, день, ночь.
  • Развивать конструктивные навыки и творческое воображение; внимание, память, мышление через обучение счётным операциям и д/играм;
  • Совершенствовать умение располагать предметы по порядку;
  • Активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;
  • Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

3. Воспитательные

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: Закрепить в речи количественные числительные, название геометрических фигур; развить связную речь через полные ответы на вопросы.

Материалы и оборудование:

  • Наглядный материал: интерактивная доска, круг желтого цвета, игрушка: колобок, презентация: «Колобок», обручи красного и синего цвета, тактильная коробочка «Найди предмет», три конверта с геометрическими фигурами.
  • Раздаточный материал: карточки с полосками, плоскостные фигурки зайчиков и морковки по 5 штук, массажные мячики.

Предварительная работа.

  • чтение сказок,
  • настольные игры, - чтение сказки «Колобок»;
  • чтение  потешек;
  • загадывание загадок о героях сказки;
  • рассматривание иллюстраций по сказке;
  • обыгрывание сказки;

Методы и приёмы:

  • Игровые: сюрпризный момент – появление Колобка, Д/игра «Два обруча», игра с массажными мячиками «Ёжик»,  Игровое упражнение «Ищем секрет»,  Д/игра «Собери из частей геометрическую фигуру»,  Д/игра «Накорми зайчат», д/ игра «Длинный – короткий».
  • Наглядные: презентация «В гости к сказке»
  • Словесные: беседа, отгадывание загадок, Д/игра «Закончи предложение».

Формы деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, проблемная ситуация.

Планируемые результаты: дети с интересом включаются в игровую деятельность, знают ход русской народной сказки «Колобок», принимают участие в диалоге с персонажами сказки и взрослыми, знают и играют в дидактические игры.

 

Ход деятельности

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Введение в ООД

Входит воспитатель с кругом желтого цвета.

Дети играют в групповой комнате

Мотивационно - побудительный

Воспитатель: Сегодня к нам пришел гость и спрятался в группе. Я не могу его найти и хочу попросить вас помочь мне. Посмотрите, что у меня в руках…( круг желтого цвета)

 Воспитатель: Ребята, наш гость очень похож на эту геометрическую фигуру. Давайте найдём его. Педагог показывает круг и спрашивает:

- Кто это? (Колобок)

- На какую геометрическую фигуру похож Колобок?

- Что находится за Колобком?

- Что находится слева от Колобка?

- Что находится справа от Колобка?

- Ребята, пришел к нам не с пустыми руками. Он  Колобок принес нам подарок, интересную книгу со сказками. Хотите почитать?

- Жили – были бабушка и дедушка, и была у них внучка Машенька. Решили они на день рождения подарить внучке Машеньке подарок, а отнести его должен был Колобок. Испекла бабушка колобок, очень хороший получился – теплый да румяный. Отдали ему подарок для Машеньки. Попрощался колобок и отправился в путь.  А куда идти не знает.

  - Давайте поможем колобку ребята? А в этом нам поможет карта. (На экране появляется слайд с  картой)

Дети ищут в группе предмет похожий на круг желтого цвета. И находят колобка.

Дети садятся на стульчики

Организационно - поисковый

В чистом поле теремок,

он не низок, не высок.

Маша в домике живет.

 Всех нас в гости она ждет.

 «В домик тот зайдёт,

кто короткую тропинку к домику найдет».

Д/игра «Длинный – короткий»

Воспитатель - А к терему 2 дорожки  ведут, одна длинная, а другая короткая.

Колобок запутался, по какой дорожке ему пойти,  по длинной дорожке  или  по короткой:

- Ребята   как вы думаете? Какого она цвета короткая дорожка? А какого цвета длинная дорожка? (Желтая – короткая, красная- длинная).

Воспитатель: Молодцы, правильно.  

- По короткой дорожке быстрей Колобок доберется до Машеньки.

- Катится наш колобок, катится и встретил… А чтобы узнать кого встретил Колобок отгадайте загадку.

Люблю я капусту,

Люблю я морковку,

Я бегаю быстро,

Я прыгаю ловко

Правильно заяц. Он говорит, что не съест Колобка и пропустит его дальше, если мы ему поможем накормить зайчат морковкой так, чтобы всем досталось поровну.

Д/игра «Накорми зайчат»

(Воспитатель закрепляет 6  плоскостные фигуры зайчат.)

- Давайте посчитаем. Сколько зайчат? (6 )

- Положите на верхнюю полоску 6 зайчика.

- Давайте угостим зайчат морковкой.

- Каждому зайке дадим по одной морковке.

- Сколько морковок, давайте посчитаем.

- А вот еще прискакал ещё один зайчик. Давайте посчитаем, сколько их стало.

(7)  

- Чего больше? На сколько?

- Что нужно сделать, чтобы морковок и зайчат стало поровну? (убрать одного зайку или добавить одну морковку)

- Давайте посчитаем, сколько стало морковок?

- Молодцы, вы справились с этим заданием! Пора двигаться дальше.

- Дорога привела нас к домику.

- Какого цвета домик?  

- Из каких геометрических фигур состоит домик?

- Кто сидит около домика? (Волк). 

- Волк грустный. Он рассыпал мамины бусы.

- Давайте поможем ему собрать бусы?

Д/игра «Два обруча»

(на полу лежат геометрические фигуры разных цветов)

Дети собирают

  • в красный обруч предметы квадратной формы, красного цвета.
  • В синий обруч собирают предметы синего цвета, треугольной формы.

- Все справились? Давайте проверим. Молодцы ребята,  вы помогли волку. А нам пора в путь.

- Вспомните, кого после волка колобок встретил в лесу? (медведя)

- Мишка тоже просит у вас помощи. Медведь так долго спал зимой, что перепутал все части суток. Он говорит, что светло бывает ночью, а темно днём. Это правильно?

Д/игра «Закончи предложение»

  • Спим (ночью, а делаем зарядку (утром).
  • Завтракаем (утром, а ужинаем (вечером).
  • Луна видна (ночью, а солнце (днём).
  • Ужинаем (вечером, а спим (ночью).
  • Просыпаемся (утром, а спать ложимся (вечером).
  • Сколько дней в неделю?
  • На какую геометрическую фигуру похоже яйцо? Из каких геометрических фигур можно построить домик?
  • Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки? (Круг.)
  • Сколько ножек у стола?

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Кого последним встретил Колобок?

- Правильно лису. Но и лиса приготовила задание. Она просит из частей сложить геометрические фигуры. .

Д/игра «Собери из частей геометрическую фигуру»

Воспитатель: Лиса дала схемы, по которым надо сложить фигуры.

-  Какая это фигура? (квадрат, треугольник, прямоугольник) Дети выполняют задание, опираясь на схемы.

Ответы детей

Дети садятся за столы и выполняют задания

Считают несколько детей, подводят итог

Выполняют практические задания с раздаточным материалом

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

Дети классифицируют предметы по цвету и форме.

Дети берут геометрические фигуры из коробочки с крупой и таким образом делятся на три команды.

Рефлексивно - корригирующий

 Катится Колобок, катится и прикатился к дому Машеньки. Обрадовалась Машенька, и стала расспрашивать, как он смог домой вернуться? а Колобок от радости забыл кого встречал. Расскажите, как мы Колобку помогали? (опираясь на план вспомнить путь, персонажей и задания)

- Кому из персонажей понравилось помогать?

- А какое задание было трудным для вас?

Ответы детей.

Переход к самостоятельной деятельности

Машенька благодарит нас за помощь, и приготовила для нас напекла для нас печенье. Давайте освободим столы и попробуем гостинцы.

Дети моют руки и садятся за столы.



Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме: «Волшебная книга сказок».

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение отсчитывать предметы по названному числу (3)
  • Продолжать учить считать в пределах 5;
  • Продолжать учить отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?», закрепить знание количественного и порядкового счета
  • Продолжать знакомить с порядковым значением числа 5;

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине); 
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах

Воспитательные:

  • Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения и желание играть вместе.

Материал и оборудование: объемные геометрические фигуры, картинки посуды, широкая и узкая полоски на каждого ребенка, математические пазлы.

Ход:

  1. Вводная часть. Проблемная ситуация: 

(беру книгу в руку)

В: Ребята, сегодня я принесла свою самую любимую книгу со сказками, и очень хочу вам ее почитать.

Хотите послушать?

  • Ой, а что случилось с моей книгой?
  • Сказки все пропали, страницы все пустые….

Включается аудиозапись от Злого Волшебника:

  «Я, Злой волшебник, и я заколдовал вашу книгу со сказками, потому что я не люблю читать сказки, а, чтобы вернуть сказки в книгу, нужно выполнить мои задания».

  • Что же делать? (вернуть сказки на место)
  • Ребята, вы мне поможете?
  • Чтобы сказки вернулись в книгу нужно выполнить задания.
  • Вы готовы?

2. Основная часть.

В: Посмотрите, а тут загадка- подсказка, может она нам поможет?

Всё лето они веселились, играли,
А осень пришла, строить домики стали,
Два дома снёс волк — все укрылись в одном,
И дружно зажили в том доме втроём.
(Три поросёнка)

Задание 1: «Строим домики для поросят».

В: Ребята, чтобы спасти сказку «Три поросенка» нужно построить домики для поросят. А для этого нам понадобятся кубики и треугольные призмы.

  • Присаживайтесь за столы.
  • Слушайте внимательно:
  • Вам нужно каждому из вас взять по три кубика и три треугольные призмы, чтобы построить 3 домика для трех поросят.

(каждый ребенок строит по 3 домика из кубика и треугольный призмы)

  • Маша, сколько кубиков ты возьмешь? (3)
  • Петя, сколько треугольных призм ты возьмёшь? (3)
  • Сколько домиков вы построили?
  • А почему именно 3 домика построили?
  • А из чего состоят ваши домики для поросят?

Выполняют задание, появляется сказка на странице!

В: Посмотрите, ребята, мы спасли эту сказку и вернули ее в книгу.

В: А какую сказку мы будем спасать следующую нам подскажут эти строчки из сказки:

В: «Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла».

В: Ребята, кто догадался, из какой сказки эти строчки? («Федорино горе»)

Открываем вторую страницу, спасаем сказку «Федорино горе»

Задание 2: «Порядковый счет до 5»

В: Мы будем спасать сказку «Федорино горе», а для этого нам нужно посчитать сколько предметов посуды.

  • Вы мне поможете?
  •  Тогда посчитаем сколько всего предметов посуды? (5)
  • Петя, сколько всего посуды?
  • Какая по счёту стоит тарелка?
  • Что стоит по счёту вторым, и т.д. (чайник по счёту стоит пятым)
  • Посчитаем все вместе (первый, второй, и т.д.)

Выполняют задание, появляется сказка на странице!

В: Ура, ребята, посмотрите и эту сказку мы с вами спасли и вернули ее в книгу.

В: ребята, мы с вами немножко устали, предлагаю отдохнуть.

Физ. минутка «Три медведя»

Три медведя в сказке жили
Вперевалочку ходили.   

(идут переваливаясь из стороны в сторону

К ним девчушка прибежала,  

(бег на месте)

В дом зашла и увидала:

 (Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

Стол большущий у окна 

(правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке)

Стула три – вот это да.  

(левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально)

Чашки три, и ложки три,  

(приседают, одну руку на поясе, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга)

Три кровати: посмотри  

(руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)

    Ела  Маша и пила,  

(изображают, как держат ложку и подносят ее ко рту)

    На кроватку прилегла  

(руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)

    И уснула сладким сном.  

(ладошки сложены, голова наклонена и лежит на ладошках)

Что случилось потом?   

 (руки слегка разводят в сторону)

    Тут медведи воротились.

    (идут переваливаясь из стороны в сторону)

  Увидев Машу, рассердились  

(руки на пояс, делают сердитое лицо)

  Маша очень испугалась  

  (изображают очень испуганное лицо)

  И домой она умчалась.  

 (бег на месте)

В: Ребята, Маша убежала от медведей и оставила на прощанье свою любимую корзинку. А в корзинке лежат какие-то предметы.

  • Давайте, посмотрим, что же там лежит (достают предметы из сказки «Красная шапочка»)
  • Ребята, как вы думаете из какой сказки эти предметы?

Открываем третью страницу, спасаем сказку «Красная шапочка»

В: Ребята, Красная Шапочка заблудилась и не знает по какой дорожке ей идти в гости в бабушке, чтобы быстрее добраться. Поможем Красной Шапочке выбрать дорожку?

Задание 3: «Длинный-короткий, широкий-узкий»

  • Нам нужно выбрать короткую и широкую дорожку, чтобы Красная шапочка быстрее и безопасно добежала до бабушки.
  • А как узнать какая дорожка короче и шире? (способом наложения)

(Дети, выполняют задание методом наложения, один ребёнок выполняет у доски.)

  • Ребята, какого цвета короткая и широкая дорожка?  (желтого)
  • А какая дорожка длинная и узкая? (красного)
  • Покажите короткую и широкую дорожу, теперь покажите длинную и узкую дорожку.
  • Как вы думаете, по какой дорожке Красная шапочка дойдет быстрее до бабушки?  (по желтой)

Выполняют задание, появляется сказка на странице!  

В: Правильно, посмотрите и эту сказку мы с вами спасли.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.
  • Какие ребята вы молодцы и умницы, помогли мне вернуть все сказки в мою любимую книгу.
  • Какое задание вам больше всего понравилось?
  • Что было для вас сложным?
  • Благодарю ребята вас за помощь! Больше злой волшебник не сможет украсть наши сказки из книги, за то, что вы мне помогли спасти сказки, я дарю вам сказочные пазлы…..

Всё лето они веселились, играли,
А осень пришла, строить домики стали,
Два дома снёс волк — все укрылись в одном,
И дружно зажили в том доме втроём.
(Три поросёнка)

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.



Предварительный просмотр:

«Методика чтения и рассказывания художественного произведение на занятиях в детском саду».

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи.

Слайд2 На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи, которые вы видите на экране:

  • Формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы);
  • Развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.
  • Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений, - они формулируются для каждого занятия отдельно.

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

Слайд 3. 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Слайд 4. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Слайд 5. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

Слайд 6. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Воспитатель обеспечивает активность детей во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения ( показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут потянут и т. п., используют разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок на фланелеграфе и пр., побуждает инсценировать отрывок из сказки.

Известно, что на третьем году жизни ребенок может слушать рассказ взрослого, не сопровождаемый показом. Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых сказок. Необходимо также предусматривать задания на формирование интонационной выразительности речи. Восприятие некоторых сказок идет успешнее, если проводится предварительная подготовка (с детьми рассматривают иллюстрации к сказкам и знакомят с персонажами).

Хочу обратить внимание на то что, надо избегать неправильных выражений ("расскажу сказочку, стишок"). Названия жанров должны даваться четко и правильно. Сказки рассказываются, рассказ читается, стихотворения читаются и заучиваются. Сказки детям предпочтительно рассказывать, а не читать по книге – это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Типы занятий :

1. Чтение и рассказывание одного предложения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

Слайд 7. а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

Слайд 8 а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

слайд 9. б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

слайд 10 в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи :

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Слайд 11 Рассматривание иллюстраций, картинок, панно, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Повторное чтение. Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после беседы, которая проводится после первичного чтения. Большие произведения требуют какого-то времени для осмысления, далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Предлагать драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Для малышей устраивается так называемый спектакль игрушек. Спектакль игрушек—инсценировка сказки с помощью обычных кукол и игрушек. Можно подготовить спектакль игрушек по сказкам «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Теремок», «Заюшкина избушка», по народным песенкам «Кошкин дом», «Сидит, сидит зайчик», «Кисонька-мурысонька Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы).

Слайд 12 А теперь давайте превратимся в детей и сыграем сказку «Репку»

В методике показа диафильмов важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя. Чтение такой книги становится для детей особенно увлекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на части. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой мы используем разные методы в своей работе, такие как рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, обыгрывание сказок по ролям, показ настольного, теневого театра, пальчикового театра

 Слайд  13 акже я при заучивании стихотворений использую в своей работе мнемотаблицы- это схемы, в которые заложена определенная информация на первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Сейчас я хочу с вами выучить небольшое четверостишье:

Слайд 14 Есенин Сергей Александрович

«Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

      – О чем стихотворение?

       – Понравилось ли тебе?

- были ли непонятные слова?

       Читаю, повторно по строчкам.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы).Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер.

Развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

Необходимо понимание важности преподносимого материала.

Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Организационно-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности детей (личностная ориентация на ребенка, приоритет коммуникативно-речевого развития, организация диалогического взаимодействия с детьми и руководство ведущими видами деятельности и общения) обеспечивают психологическую и социальную линии развития ребенка на основе конструирования содержания образования и соответствующих ему технологий реализации в системе «педагог-ребенок», «ребенок-сверстники»

При организации занятий со старшими дошкольниками необходимо обязательно планировать:
- учебные задачи;
- учебные действия;
- контроль;
- оценку.

Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.