Участие в экспериментальной и инновационной деятельности,

Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему: «Волшебница-вода».
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств воды.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей со свойствами воды (вкус, запах, цвет, текучесть) ;
• рассказать о значении воды в жизни человека;
Развивающие:
• Развивать речь, мышление и любознательность детей;
• развивать умение давать полные ответы на вопросы, обогащать словарь детей;
• развивать наблюдательность;
• формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
Воспитывающие:
• Воспитывать бережное отношение к воде;
• Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
Обогащение словаря: безвкусная, бесцветная, прозрачная.
Материал и оборудование: запись шума дождя, запись песни «Улыбка», одноразовые стаканчики с водой (по количеству детей, пустые стаканчики, стакан с молоком и стакан с водой, ложечки, ванильный сахар, лист картона, салфетки, сахар, камушки, трубочки.
ХОД НОД:
1. Вводная часть.
(Аудиозапись-журчание воды и капающей воды).
Ребята, откройте глаза, что вы услышали? (журчание воды).
В: Сегодня к нам в гости пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
В: Итак, начнем прямо сейчас.
2. Основная часть.
В: Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где?
В: Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)
В: А для чего нам нужна вода, кто знает? (ответы детей). А как мы ее используем? (ответы детей)
-Умнички! А теперь подумайте и скажите мне, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
- А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, нельзя бросать мусор в реки, моря, загрязнять ее, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
В: а сейчас мы с вами поиграем в игру:
Игра «Хорошо-плохо»
В: Вода — это хорошо. Почему?
Ответы детей: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные.
Вода — это плохо. Почему?
Ответы детей: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть.
- Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться.
Пальчиковая игра «Водичка – вода»
Водичка, вода (руки вытянуты перед собой, движение вверх – вниз)
Закатали рукава (одной рукой ведём по другой руке от кисти до локтя вверх, меняем ручки)
Будем руки мы мыть (трём руки)
Мылом мылить (круговые движения одной руки о другую)
И сушить (встряхиваем руками)
В: Ребята, а я вижу у вас на столах стоят стаканчики с водой, давайте сядем за столы и проведем эксперименты.
1 Опыт: «Вкус воды»
- Ребята, давайте попробуем воду на вкус! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)
Молодцы, - Вода не имеет вкуса, она безвкусная, повторите.
В: а теперь давайте добавим в воду по ложечке сахара, и попробуем на вкус?
В: какая стала вода? (сладкая)
Вывод: вода безвкусная, но, если добавить в воду сахар или соль, вкус воды изменится.
2 Опыт: «Прозрачность воды»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить камушек. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим камушек, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
3 Опыт: «Запах воды»
-Ребята, а вам нравится, как пахнут духи или когда мама печет пироги? (ответы детей) .
-А как вы думаете, имеет ли свой запах вода?
Возьмите стакан с водой и понюхайте воду? (дети выполняют)
-А сейчас я вам добавлю в другой стакан ванильный сахар. Затем просит поднести стакан с обычной водой к носу (чем пахнет) и стакан с ванилью (есть приятный запах). Дети делают вывод, что вода не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет своего запаха.
4 Опыт: «Текучесть воды»
проводит воспитатель:
- Посмотрите ребята, что это (ответы детей). Это толстая картонка. Нальём немного воды. Что вы заметили? (ответы детей) -вода растекается в разные стороны.
-Умнички, правильно. По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной - стекает под углом. Возьмем один стакан пустой, другой с водой. Перельем воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан.
-Теперь вы возьмите два стаканчика и перелейте воду из одного в другой (дети выполняют) .
- Что можно сказать в этом случае про воду, что она делает? (ответы детей) - вода течет.
- Правильно, вода жидкость. Если бы она была не жидкой, то мы с вами не смогли бы напиться, это свойство называется текучестью.
Вывод: вода может переливаться из одного предмета в другой, вода текуча.
В: Итак, мы с вами узнали, что вода – это жидкость. Она текучая, её можно наливать, переливать в разные ёмкости. Вода- бесцветная, не имеет цвета, Ещё вода прозрачная. Вода на имеет запаха.
В: Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (пить, готовить еду, поливать растения, стирать бельё, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т д) А кто ещё нуждается в воде? (животные, рыбы, растения, птицы и т д.)
3. Заключительная часть.
В: Воспитатель: - Итак, ребята мы узнали многое о воде.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
«Вода – это жизнь, без воды нам не прожить!»
- Ребята, Капелька всем говорит спасибо. И дарит вам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (каждому ребёнку вручается капелька)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования
в домашних условиях"
Подготовила: Личиева Д.В
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс:
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Подготовила: Личиева Д.В
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
"Подводная лодка" №1.
Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
"Подводная лодка" №2.
Подводная лодка из яйца
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0, 5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Как добыть воду для питья?
Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску, и посмотрите: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.
Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.
Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Умывальников начальник.
Сделать умывальник - это просто
Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.
Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.
Куда делись чернила?
Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
Делаем облако
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2, 5 см.) . Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Рукам своим не верю
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?
Всасывание воды
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
Своды и тоннели
Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
Всем поровну
Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.
"Паинька и ванька-встанька".
Послушное и непослушное яйцо
Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.
Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.
Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.
Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку, нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.
Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.
Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.
Вареное или сырое?
Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.
Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
"Стой, руки вверх! "
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся) .
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.
"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.
Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.
Как оттереть зеленую от травы коленку?
Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню, но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.
Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.
Куда делся запах?
Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.
Что такое упругость?
Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.
Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?
Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.
А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".
Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.
Понятие об электрических зарядах
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.
Танцующая фольга
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?
Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.
Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".
Секретное письмо
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса
Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.
Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.
Вдвоем веселее
Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.
А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.
Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?
Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?
Необычное рисование
Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой) .
Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.
Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!
Получился прекрасный подарок маме и бабушке.
Предварительный просмотр:
Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.
Опыт. Цветы лотоса.
Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт со свечой.
Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.
Опыт. Утопи и съешь.
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Опыт. Пенный замок.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
Опыт. Чудесные спички.
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления. Которое называется капиллярность, в том, что волокна деревьев впитывают влагу. Она ползёт всё дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
МАДОУ
«Колокольчик»
Подготовила воспитатель:
Личиева Диана Вахаевна
«Опытно - экспериментальная деятельность
детей дома»
Буклет для родителей
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.
Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки?
С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?
Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?
Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состаришься». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию:
1. организуется исследовательская деятельность детей;
2. создаются специальные проблемные ситуации;
3. проводятся занятия;
4. во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, различные виды поверхностей, круп и т.д.; специальные приборы (лупы и т.д), неструктурированные материалы (песок, вода, камешки).
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности
Тема: «Свет и тень».
Цель: Продолжать формировать у детей представления о тени и ее свойствах.
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о свойствах тени через экспериментальную деятельность; создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.
Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; стимулировать воображение; развивать связную речь, умение рассуждать.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.
Методы:
Наглядный: ширма-экран, предметы для создания тени к опытам (мяч синий, шар - прозрачный), лампа, картинки на палочке (лягушка, заяц, медведь)
Игровой: физминутка.
Словесный: беседа, загадки.
Оборудование: ширма-экран, предметы для создания тени к опытам (мяч синий, шар - прозрачный), лампа, картинки на палочке (лягушка, заяц, медведь)
Ход занятия:
Воспитатель: отгадайте загадку.
Ежегодно по утрам.
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел,
Значит, день пришел.
Дети: это свет.
Воспитатель: говорить мы сегодня будем о свете и тени. А что такое тень?
Воспитатель: Вы правы. Тень – это тёмное отражение на чём-нибудь от предмета, который освещён с противоположной стороны. А как вы думаете, что нужно, чтобы появилась тень
Дети: нужен свет.
Воспитатель: Действительно, свет следует по прямой линии, и когда что-либо преграждает ему путь, то свет останавливается и отбрасывает тень. Для появления тени необходим источник света, предмет, поверхность (экран). Источников света достаточно много. А какие вы можете назвать?
Дети: солнце, фонарь, лампочка.
Воспитатель:
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! А сейчас я предлагаю провести несколько экспериментов и выяснить - какими свойствами обладает тень.
Опыт № 1
Воспитатель: Выясним: все ли предметы имеют тень? (Предложить детям определить, одинакова ли тень от фигуры мяча и от прозрачной фигуры шара?)
Мы с вами узнали, что прозрачные предметы не дают тень, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. Плотные предметы дают темную тень, так как от них меньше отражаются лучи света.
Молодцы! С первым опытом справились.
Физминутка «Улыбнитесь» (дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения: ) Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Сели-встали, сели- встали, и на месте побежали!
Опыт № 2 Воспитатель: Проведем еще один эксперимент. (Взять предмет и встать с ним около ширмы. Включить лампу. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем отодвигаем предмет от источника света. Тень становится меньше.) Что вы заметили?
Дети: если далеко от света, то тень лучше видно. Воспитатель: Т.е. мы с вами определили, если предмет расположен дальше от источника света, то тень от него будет маленькой, а контур отчётливым. И если близко - тень будет большой, а контур расплывчатым. Отлично! У вас все получается!
Опыт № 3
Сейчас мы с вами поиграем: я загадаю загадку, но загадывать я буду необычным способом (изображаем тень животного). Загадки:
Белый хвост, чёрный нос, Наши тапочки унёс В уголок под кровать И не хочет отдавать. (собака)
В небе, синем и высоком Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: «Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!» (Орел)
Воспитатель: У вас отлично получилось! А вы знали, что на основе игр света и тени люди придумали теневой театр. Показывать представление можно не только с помощью рук, но и с помощью фигур, сделанных из картона, бумаги, дерева. Вот таких: (демонстрация фигур теневого театра)
Воспитатель: Предлагаю вам в следующий раз попробовать показать сказку. Какую сказку вы хотите показать при помощи тени?
Дети: «Теремок»
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, как много интересного вокруг нас! О чем мы сегодня с вами говорили? А что нужно, чтобы появилась тень? А от чего зависит размер тени?
Дети обобщают полученный на занятии материал. Воспитатель выслушивает ответы детей, при необходимости задает наводящие вопросы, корректирует ответы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности.
Тема: «Соль и ее волшебные свойства»
Цель: Формировать знания детей о свойствах соли.
Задачи:
1 Продолжать формировать интерес у детей к окружающему миру.
Учить исследовать с помощью органов чувств.
2 Формировать наблюдательность, познавательный интерес, умение
сравнивать, обобщать, анализировать ,обобщать в процессе
экспериментирования, делать выводы.
3 Воспитывать положительные эмоции от исследования.
Оборудование: Предметы для экспериментирование ( салфетки,
одноразовые стаканы, ложки, подносы)
Соль, сырое куриное яйцо.
Ход занятия.
(Дети вместе с воспитателем стоят полукругом на ковре.)
Воспитатель. Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Доброе утро!
Дети. Доброе утро!
Воспитатель. Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку .
Наверное это для Вас. Может быть откроем её и узнаем что в посылке.
(воспитатель берёт посылку достает письмо и читает его.)
«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо – загадку. А что в ней находиться вы отгадайте!!!
На столе стоит всегда,
Внешне белая она
И на вкус, не вкусна
Но в пищу каждому нужна.
Воспитатель. Ребята, а вы догадались о чем идет речь?
Дети. Это соль.
(Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. )
Воспитатель. Правильно, это соль. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми.
А зачем она ещё нам нужна мы сегодня с вами и узнаем. Дети, мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную лабораторию.
А что такое экспериментальная лаборатория?
Дети. Место, где люди экспериментируют, проводят опыты
Воспитатель. А как называют людей, которые проводят опыты ,
эксперименты ?
Дети. Ученые
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам, стать учеными.
А ученые, что делают?
Дети. Проводят опыты, экспериментируют.
Воспитатель. Ребята, а чтобы провести какой – то эксперимент, нужно вещество. Мы с вами сегодня будем экспериментировать с солью.
Воспитатель. А какие виды соли, вы знаете?
Дети. Морская, крупная, мелкая, каменная, йодированная.
Воспитатель. Сегодня мы будем проводить эксперимент с мелкой солью.
(На столах у детей стоят 3 больших стакана с водой, стакан с солью, яйца, ложка.)
Проходите, пожалуйста, к столам.
Возьмите стаканчик с солью и понюхайте.
Есть ли у соли запах?
Дети. Нет
Воспитатель. Значит мы можем о соли ,что сказать?
Дети. Соль не имеет запаха.
Воспитатель. А сейчас ,я предлагаю пересыпать соль из стакана в тарелку. Что вы сделали, налили или насыпали?
Дети. Насыпали.
Воспитатель. Значит, соль какая?
Дети. Сыпучая, рассыпчатая.
Воспитатель. Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?
Дети. Растворилась.
Воспитатель. Значит, что можно сказать еще о соли?
Дети. Соль растворяется в воде.
Воспитатель. А цвет изменился у воды?
Дети. Нет
Воспитатель. Значит соль какая? Прозрачная.
Как вы думаете, какой стала на вкус вода? Давайте с вами сейчас окунем пальчик в воду и узнаем это.
Дети. Вода стала соленной.
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы узнали о соли. Сейчас я вам буду показывать карточки ,а вы будите отвечать.
(показ слайдов)
Дети. Соль сыпучая, без запаха, соленная.
(Воспитатель, говорит детям отставить этот стакан с соль в сторону.)
Воспитатель. У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований.
И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши
эксперименты.
(Дети встают возле столов)
Разминка. Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять
Воспитатель. Отдохнули?
Дети. Да
Воспитатель. Продолжаем наши исследования.
Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? И где мы её используем? Давайте посмотрим ,где она нам нужна.
(показ слайдов)
Дети. В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лёд.
Воспитатель. Сейчас я предлагаю провести еще один эксперимент.
Возьмите большой стакан с водой, опустите в него аккуратно сырое яйцо. Почему аккуратно?
Дети. Потому – что оно хрупкое, может разбиться.
Воспитатель. Что вы видите?
Дети. Яйцо опустилось на дно, потонуло.
Воспитатель. А теперь возьмите второй большой стакан с водой, положить в него 2 ст. ложки соли, размешайте хорошенько, опустите аккуратно сырое яйцо.
Воспитатель. Что произошло с яйцом?
Дети. Оно плавает на поверхности.
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, почему так происходит?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, соль повышает плотность воды, поэтому в солёной воде многие предметы не тонут. Значит, что можно сказать? Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут. Ребята, ученые называют это явление – эффект мёртвого моря.
Воспитатель. Ребята наша работа в лаборатории подошла к концу
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для неё маленький подарок. Который мы для неё потом отправим. А подарок мы будем делать с помощью соли.
(На отдельном столике стоит графин с водой, большой стакан соли, пустой стакан, ложка, нитка, стакан для раствора.)
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают.)
Наполняем стакан водой, добавляем соль до тех пор, пока она не станет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появиться осадок из кристалликов соли.
Затем наливаем получившийся раствор в стакан и опускаем туда нитку, ставим в теплое место с комнатной температурой.
Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.
Для этого заведём тетрадь и будем делать зарисовки нашего кристалла соли.
Воспитатель. А сейчас ребята, давайте подведём итоги нашего занятия.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось быть ученными?
Дети. Да
Воспитатель. Расскажите ,что вы узнали о соли?
Дети. Соль не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде, увеличивает плотность воды, предметы не тонут, не имеет цвета.
Воспитатель. Ребята, на этом наши эксперименты на сегодня закончились. Дальше мы будем наблюдать за тем , как растёт наш кристалл, а потом мы его отправим хозяйке медной горы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности.
Тема: «Снег и его свойства»
Цель: Формирование познавательно – исследовательского интереса через экспериментирование со снегом.
Задачи:
Образовательные: формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега (холодный, мокрый, тает в тепле, не тонет в воде, снег можно покрасить в любой цвет).
Развивающие: развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Методы:
Наглядный: снег, картинки о зиме.
Игровой: физминутка «Снег»
Словесный: беседа, загадка.
Оборудование: снег, тарелочки для снега, стаканы с водой, бутылочки с пульверизатором, с разноцветной водой.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за снегом; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Ход.
В: Ребята сегодня я предлагаю вам провести эксперимент. А с чем мы будем экспериментировать вы узнаете, если отгадаете загадку.
Он—пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
В: Правильно, ребята! Мы с вами будем экспериментировать со снегом.
В: Ребята я принесла с улицы снег, давайте проведем несколько опытов с ним. Но прежде чем мы начнем, давайте вспомним правила работы со снегом, и правила работы в лаборатории.
1. Не кидаться снегом;
2. Не брать в рот снег;
3. Работать аккуратно;
4. Не шуметь и не мешать друг другу.
(надеваем фартуки, идем в лабораторию)
Опыт №1. У вас в тарелочках лежат комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, и потрогайте ладошки друг друга, какие они на ощупь?
Д: ладошки теплые.
А возьмите снег в руки и скажите, какой он?
Д: мокрый, холодный.
Вывод: Снег холодный, мокрый.
В: Правильно, ребята! Молодцы!
Опыт №2. Ребята, а вы знаете, что происходит со снегом в тепле?
Д: он тает.
В: давайте проверим? Для этого опыта нам нужно время. Положите комочек снега в тарелочки. Немного подождем и пока поиграем..
Физминутка «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь. (пальчик к губам, шепотом).
В: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, почему весной тает снег?
Д: становится тепло, ярко светит солнце, а снег тает от тепла.
В: Правильно! Присаживайтесь за столы. Что случилось с нашим снегом?
Д: он растаял, исчез.
В: Да, превратился в воду.
В: Посмотрите вода чистая??
Д: Нееет, она грязная с мусором.
В: Правильно, снег растаял и превратился в грязную воду. А можно снег кушать?
Д: Нет, он грязный
Вывод: снег растаял, исчез, превратился в воду, в грязную воду, и кушать снег нельзя.
Опыт №3. Давайте проверим, тонет ли снег? В стакане у вас вода, я предлагаю положить комочек снега в стакан и посмотреть, что происходит?
Д: он не тонет, плавает на поверхности.
Вывод: Снег не тонет.
Опыт №4. (на улице)
В: Ребят, я предлагаю построить снеговика и украсить его и снежный заборчик на нашем участке. Согласны?
Д: Да!
В: У нас есть бутылочки с разноцветной водой и с распылителем, раскрасим снеговика и забор?
Д: Да!!
В: Ребята, пользоваться пульверизатором нужно аккуратно и осторожно, чтоб не испачкать себя и других детей. Посмотрите, снег окрашивается…
Вывод: снег можно окрасить в любой цвет.
Воспитатель: - Молодцы! Теперь наш снеговик и заборчик стал разноцветным и ярким.
Рефлексия: (в группе)
В: Дети вам понравилось? Что вы делали сегодня?
Какой опыт понравился больше всего?
Конспект занятия по познавательному развитию в группе №4
Цель: Создание условий для расширения представлений детей о зимних явлениях природы.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о свойствах снега(показать ,как снег превращается в воду); экспериментирование
Развивающие: развивать представления детей о первых признаках зимы , зимних явлениях природы: изменение долготы дня, снегопад, метель.
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к природе.
Материалы и оборудования: картины с изображением зимы, стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки.
Ход НОД:
I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
(Стук в дверь. Почтальон приносит в детский сад письмо. Дети рассматривают. Давайте прочитаем, что же там написано?).
Воспитатель: «Здравствуйте дети старшей группы. Пишет вам Капитошка. Недавно я узнал, что у вас наступила зима и что такое зима он не знает, а очень хочется узнать, какая она зима? Говорят, что зимой много снега. А как же он выглядит? Пожалуйста, расскажите мне про зиму.
- Сейчас давайте обсудим, расскажем про это время года, а потом напишем ответ Капитошке.
II Основная часть
Рассмотрите этот зимний пейзаж. Скажите, какая она – зима?
Дети: Белая, снежная, морозная, серебряная, сказочная, холодная, долгая, суровая.
Воспитатель: Полюбуйтесь красотой зимнего леса и скажите, что вы видите на картине.
Дети: Зимой много снега, на дорожках, на деревьях, на домах. Все деревья одеты в снежное одеяло, на улице морозы, дует холодный ветер. Речка замерзает и покрывается льдом. Все люди одели теплые вещи: шапки, шубы, валенки, варежки. В сильный мороз дети укутывают нос шарфом, чтобы не простудиться. А когда заходят в дом, закрывают плотно двери, чтобы сохранить тепло в доме.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (снеговик, жара, валенки, шуба, санки, ледянки, мороз, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, ветер, дождь, Снегурочка, ягоды, сугроб, загорать, снегопад, коньки и т.д.).
Воспитатель: Как вы думаете, без чего не бывает зимы?
Дети: Без снега.
Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово: снегопад.
Воспитатель: А что такое снег?
Дети: Много, много снежинок.
Воспитатель: Какой снег на ощупь?
Дети: Холодный, мягкий.
Воспитатель: Какой по весу?
Дети: Лёгкий.
Воспитатель: В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?
Дети: В морозную.
Воспитатель: А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?
Дети: Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.
Воспитатель: В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?
Дети: Во время оттепели.
Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?
Дети: Нет. Почему?
Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем.
Игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре под музыку)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд?
Дети: Из замёрзшей воды.
Воспитатель: А чем лёд отличается от снега?
Дети: Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый.
Воспитатель: Ребята, а как выиграете зимой?
Дети: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.
Проводится разминка.
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
III Завершение НОД
- Чем мы сегодня занимались?
- Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?
- Давайте вспомним и напишем ответ Капитошке.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в группе №4
Тема: «Удивительные свойства воздуха».
Цель: расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется; не имеет цвета, запаха и вкуса.
Задачи:
Образовательные: формирование целостного восприятия окружающего мира; интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей; представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивающие: развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты;
Воспитательные: воспитывать любознательность, наблюдательность, умение правильно мыслить.
Методы:
Наглядный: картинки.
Игровой: игры – исследования, физминутка «Ветерок», дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Словесный: загадка, беседы.
Словарная работа: лаборатория.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, кораблики, тазики для моря, ленточки, контейнер с разрезанным апельсином, фартуки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Присаживаемся на стулья.
Ребята, вы любите загадки?
Дети: Да!!
Воспитатель: Тогда отгадайте вот эту:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем (воздух)
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
- А как вы думаете, что такое воздух?
Дети: Воздухом мы дышим.
Воспитатель: Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.
Воспитатель: Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.
- Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
- А вы хотите превратится в ученных – исследователей и отправится в лабораторию, для изучения воздуха?
- Дети: Да!!
- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Нет
Воспитатель: Лаборатория – это то место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты.
- Воспитатель: давайте повторим вместе – лаборатория.
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
- В лаборатории все должно быть чисто, аккуратно, поэтому мы все наденем фартуки.
Готовы!
Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками.
Воспитатель: Приглашаю вас в нашу лабораторию, чтоб исследовать воздух.
Опыт 1 «Поймать воздух»
Воспитатель: Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух невидимый, прозрачный.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить
Дети: хотим!
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
Воспитатель: А вы видите воздух?
Дети: нет (воздух он невидимый)
Воспитатель: А вы видите свою руку?
Дети: Да
Воспитатель: Значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный.
Воспитатель: Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему?
Дети: Нет воздуха, вышел
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 «Воздух внутри нас»
Воспитатель: Как вы думаете, воздух есть внутри нас?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте проверим, возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети: Пузыри воздуха поднимаются наверх.
Воспитатель: воздух легче воды, и поэтому он поднимается вверх. И мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: Нет, без воздуха человек не может.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Давайте покажем, как мы дышим.
Дыхательная гимнастика:
«Надуй шарик»
Опыт 3 (С осенним листком)
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?
Дети: нет
(Дежурный раздает всем листики)
Воспитатель: давайте подуем на наши листики.
Воспитатель: У нас с вами получился ветерок, видно воздух с листиком?
Дети: Видно, лист шевелится.
Воспитатель: При выдохе, образуется движение воздуха, и листик приходит в движение.
Вывод: Воздух движет предметы, ветер – движение воздуха.
Опыт 4 (с корабликами)
(на столе стоят тазики с водой, кораблики из бумаги по количеству детей)
Воспитатель: А хотите устроить настоящий ветерок?
Дети: Да!
Подходите ко мне. Возьмите кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, ветерок созданный потоком воздуха из груди, толкает кораблик и он плывет. У нас получился спокойный, тихий ветерок, скажите, а какой еще бывает ветер?
Дети: спокойный, тихий, сильный, ураганный, штормовой и т. д.
Воспитатель: Молодцы, а давайте поиграем? (раздаю ленточки).
Физкультминутка «Ветерок»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю послушать музыку и поиграть. Вы будете изображать ветерок, который будет играть с вашими ленточками. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения. Если музыка тихая и спокойная, то и ветерок спокойный, а если музыка быстрая и громкая?
Дети: то ветер сильный, быстрый.
Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
Воспитатель: молодцы, а теперь возьмите стульчики и присаживайтесь на коврик.
Опыт 5 (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: нет
Воспитатель: А теперь закройте глаза (в-ль подносит к детям контейнер с апельсином)
Чем пахнет?
Дети: Апельсинами.
Воспитатель: Так воздух имеет запах или нет?
(Дети в замешательстве.)
Воспитатель: чистый воздух не имеет запаха, но воздух имеет свойство переносить запахи.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Дети: Воздух бесцветный
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?
Дети: Воздух безвкусный.
Воспитатель: Какой вывод мы делаем?
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха; воздух не имеет цвета и вкуса.
Воспитатель: На этом наши исследования закончены.
Рефлексия:
Вам понравилось работать в лаборатории?
Дети: да, очень.
Воспитатель: Давайте повторим, что мы узнали сегодня о воздухе?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, не имеет запаха и вкуса. Чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку, что человек не может жить без воздуха, что воздух движет предметы, мы можем сделать ветерок, если подуем на какой - нибудь предмет на листик или на кораблик.
Воспитатель: А какие опыты понравились больше?
Дети: «Кораблик плывет по морю», «Воздух внутри нас» и т.д.
Воспитатель: Вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».
Вручение медалей.



