Муниципальное дошкольное образовательноеавтономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя-дефектолога Гричина Светланы Петровны
на 2020 - 2022 годы
Тема самообразования: «Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов дошкольников»
г. Пыть-Ях
Пояснительная записка.
Профессиональная деятельность учителя-дефектолога взаимодействует и переплетается с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной деятельности. Самообразование учителя-дефектолога проходит через всю педагогическую деятельность.
Тема самообразования:«Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов дошкольников»
Цель: Коррекционно-развивающая работа с обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими развитие жизненных компетенций и успешной социализации с учетом их особых образовательных потребностей.
Задачи:
- Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике через участие в методических семинарах, вебинарах.
- Изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования инновационных технологий в коррекции познавательных процессов школьников с нарушением интеллекта. Уточнить и выделить характерные особенности инновационных педагогических технологий.
- Проанализировать существующие инновационные методики и использовать их в коррекции познавательных процессов.
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов новых технологий.
- Использовать инновационные технологии в учебном процессе с целью формирования ключевых компетентностей, коррекции познавательных процессов, повышения мотивации учащихся к обучению.
- Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Разработать учебные, научно – методические и дидактические материалы.
- Провести анализ результатов применения инновационных технологий и разработать рекомендации коллегам по использованию их на практике.
- Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом.
- Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков.
Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, участие в работе методического объединения учителей - дефектологов, мастер-классы.
Формы самообразования:
- Индивидуальная – через индивидуальный план,
- Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей-дефектологов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
- разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативных навыков воспитанников.
- разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
- продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
- активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.
План работы по теме самообразования
2020-2022 гг.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение нормативно-правовых документов, литературы и педагогического опыта | 2020-2021 | - Поиск и изучение информации в сети интернет.
- Изучение нормативно-правовых документов ДОУ
- Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ
- Изучение ФГОС для учащихся с ОВЗ
- Знакомство с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения, постоянно
- Городское педагогическое сообщество «Особенности сопровождения с ОВЗ, в условиях ФГОС ДО», 2020г.
- Изучение опыта работы лучших педагогов округа и России через Интернет, постоянно
- Участние в web-семинаре «Технология оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающих», г. Ханты-Мансийск
|
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2020-2021 | - Разработка АООП для обучающихся с задержкой психического развития
- Разработка АООП для обучающихся с ТНР
- Разработка АООП для обучающихся с НОДА
- Участие в городском совещании педагогических работников «Эффективная образовательная среда: пути развития»
- Педагогический совет «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения», тестирование педагогов по теме «Специфика работы с детьми с ОВЗ»
- Проведение семинара-практикума «Ребёнок с ОВЗ в ДОУ: особые образовательные потребности, особые образовательные условия»
- Праздник «День тепла, доброты и милосердия», с участием детей Реабилитационного центра «Журавушка», г. Пыть-Ях
- Участие в вебинаре «Обучение детей с ОВЗ: проблемы и решения»
- Участие в web-семинаре «Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей и подростков с особыми образовательными потребностями, службами ППМС-помощи», г. Ханты-Мансийск
- Семинар для родителей «Влияние поведения родителей на безопасность детей на дороге»
- Консультация для воспитателей «Воспитание и обучение детей нуждающихся в создании специальных условий обучения и образования»
- Выступление на педагогическом совете «Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ»
- Практикум для родителей «Игра – источник развития ребёнка»
|
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2021-2022 | Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте ДОУ, на персональном сайте. - Разработка инновационного проекта «Вместе», направленного на социальную адаптацию и развитие детей с ОВЗ.
- Круглый стол для родителей детей с ОВЗ
- Разработка методического комплекса «Взаимодействие с родителями: новые подходы к процессу развития и образования детей дошкольного возраста»
- Участие в конкурсе во городском конкурсе совместных проектов среди воспитанников и педагогов «Мои первые открытия», в номинации «Я открываю мир» совместно с воспитанником с ОВЗ
- Педагогическая помощь воспитанникам с ОВЗ при проведении мероприятий и конкурсов: экологическая конференция «Сбережем природу», «Математический Знайка», «Эко-марафон», спортивно-патриотическая игра «Зарница», праздник «Поющий детский сад» и пр.
- Участие в педагогическом совете с выступлением по теме: «Анализ психического развития в ДОУ»
- Организация и проведение семинара-практикума «Ребенок с ОВЗ в ДОУ: особые образовательные потребности и особые образовательные условия»
- Выступление на итоговом педагогическом совете. Сообщение «Взаимодействие с родителями: новые подходы к процессу развития и образования детей дошкольного возраста»
- Выступление на педсовете с докладом «Коррекционно-развивающая работа педагога в рамках реализации адаптированной образовательной программы»
- Участие в рабочей группе по разработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО
- Назначена ответственным лицом за выполнение мероприятий по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
|
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2021-2022 | - Участие в городском родительском собрании СОШ №5
- Мастер-класс для родителей, в том числе родителей с ОВЗ «Зимняя сказка»
- Организация экскурсии детей с ОВЗ в городскую библиотеку
- Участие в городском мероприятии для детей инвалидов «Мы разные, но мы вместе»
- Участие в городском Совещании педагогических работников по теме «Инклюзивное образование в вопросах и ответах»
- Участие в педсовете с обобщением опыта работы по теме «Игровые технологии в развитии детей с ОВЗ и детей инвалидов»
- День открытых дверей для родителей ДОО
- Участие в практическом тренинге «Разработка структуры индивидуального логопедического и нейропсихологического занятия»
- Участие в городском родительском собрании «Мир особого ребенка
- Участие в разработке адаптированной рабочей программы для комбинированной группы
- Реализация инновационного проекта «Вместе», направленного на социальную адаптацию и развитие детей с ОВЗ.
- Участие в городском педагогическом конкурсе, представив опыт работы с детьми с ОВЗ: открытое занятие с детьми «Лесное приключение», презентация коррекционной программы для детей с ОВЗ «Ступени», мастер-класс для педагогов «Музыкатерапия в работе с детьми с ОВЗ»
- Публикация и размещение на сайте МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек» методических разработок, статей.
- Участие в разработке и проведении «Дня открытых дверей» для педагогов ДОО города и родителей.
- Выступление на заседании МО педагогов города.
- Проведение открытых занятий.
- Творческий отчёт.
- Создание персонального сайта.
- Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.
|