Самообразование

План работы по самообразованию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательноеавтономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя-дефектолога Гричина Светланы Петровны

на 2020 - 2022 годы

 

 

 

 

 

         Тема самообразования: «Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пыть-Ях

Пояснительная записка.

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога взаимодействует и переплетается с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной деятельности. Самообразование учителя-дефектолога проходит через всю педагогическую деятельность.  

Тема самообразования:«Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов дошкольников»

Цель: Коррекционно-развивающая работа с  обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими развитие жизненных компетенций и успешной социализации  с учетом их особых образовательных потребностей.  

Задачи:

  1. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике через участие в методических семинарах, вебинарах.
  2. Изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования инновационных технологий в коррекции познавательных процессов школьников с нарушением интеллекта. Уточнить и выделить характерные особенности инновационных педагогических технологий.
  3. Проанализировать существующие инновационные методики и использовать их в коррекции познавательных процессов.
  4. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов новых технологий.
  5. Использовать инновационные технологии в учебном процессе с целью формирования ключевых компетентностей, коррекции познавательных процессов, повышения мотивации учащихся к обучению.
  6. Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  7. Разработать учебные, научно – методические и дидактические материалы.
  8. Провести анализ результатов применения инновационных технологий и разработать рекомендации коллегам по использованию их на практике.
  9. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом.
  10. Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков.

Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, участие в работе методического объединения  учителей - дефектологов, мастер-классы.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план,
  2. Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей-дефектологов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.  

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
  • разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативных навыков воспитанников.
  • разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
  • активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

План работы по теме самообразования

2020-2022 гг.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение нормативно-правовых документов, литературы и педагогического опыта

2020-2021

  • Поиск и изучение  информации в сети интернет.
  • Изучение нормативно-правовых документов ДОУ
  • Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ
  • Изучение ФГОС для учащихся с ОВЗ
  • Знакомство с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения, постоянно
  • Городское педагогическое сообщество «Особенности сопровождения с ОВЗ, в условиях ФГОС ДО», 2020г.
  • Изучение опыта работы лучших педагогов округа и России через Интернет, постоянно
  • Участние в web-семинаре «Технология оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающих», г. Ханты-Мансийск

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2020-2021

  • Разработка АООП для обучающихся с задержкой психического развития
  • Разработка АООП для обучающихся с ТНР
  • Разработка АООП для обучающихся с НОДА
  • Участие в городском совещании педагогических работников «Эффективная образовательная среда: пути развития»
  • Педагогический совет «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения», тестирование педагогов по теме «Специфика работы с детьми с ОВЗ»
  • Проведение семинара-практикума «Ребёнок с ОВЗ в ДОУ: особые образовательные потребности, особые  образовательные условия»
  • Праздник «День тепла, доброты и милосердия», с участием детей Реабилитационного центра «Журавушка», г. Пыть-Ях
  • Участие  в вебинаре «Обучение детей с ОВЗ: проблемы и решения»
  • Участие в  web-семинаре «Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей и подростков с особыми образовательными  потребностями, службами ППМС-помощи», г. Ханты-Мансийск
  • Семинар для родителей «Влияние поведения родителей на безопасность детей на дороге»
  • Консультация для воспитателей «Воспитание и обучение детей  нуждающихся в создании специальных условий обучения и образования»
  • Выступление на педагогическом  совете  «Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ»
  • Практикум для родителей «Игра – источник развития ребёнка»

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2021-2022

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте ДОУ, на персональном сайте.

  • Разработка инновационного проекта «Вместе», направленного на социальную адаптацию и развитие детей с ОВЗ.
  • Круглый стол для родителей детей с ОВЗ
  • Разработка методического комплекса «Взаимодействие с родителями: новые подходы к процессу развития и образования детей дошкольного возраста»
  • Участие в конкурсе во городском конкурсе совместных проектов среди воспитанников и педагогов «Мои первые открытия», в номинации «Я открываю мир» совместно с воспитанником с ОВЗ
  • Педагогическая помощь воспитанникам с ОВЗ при проведении мероприятий и конкурсов: экологическая конференция «Сбережем природу», «Математический Знайка», «Эко-марафон», спортивно-патриотическая игра «Зарница», праздник «Поющий детский сад» и пр.
  • Участие в педагогическом совете с выступлением по теме: «Анализ психического развития в ДОУ»
  • Организация и проведение семинара-практикума «Ребенок с ОВЗ в ДОУ: особые образовательные потребности и особые образовательные условия»
  • Выступление на итоговом педагогическом совете. Сообщение «Взаимодействие с родителями: новые подходы к процессу развития и образования детей дошкольного возраста»
  • Выступление на педсовете с докладом «Коррекционно-развивающая работа педагога в рамках реализации адаптированной образовательной программы»
  • Участие в рабочей группе по разработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО
  • Назначена ответственным лицом за выполнение мероприятий по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2021-2022

  • Участие в городском родительском собрании СОШ №5
  • Мастер-класс для родителей, в том числе родителей с ОВЗ «Зимняя сказка»
  • Организация экскурсии детей с ОВЗ в городскую библиотеку
  • Участие в городском мероприятии для детей инвалидов «Мы разные, но мы вместе»
  • Участие в городском Совещании педагогических работников по теме «Инклюзивное образование в вопросах и ответах»
  • Участие в педсовете  с обобщением опыта работы по теме «Игровые технологии в развитии детей с ОВЗ и детей инвалидов»
  • День открытых дверей для родителей ДОО
  • Участие в практическом тренинге «Разработка структуры индивидуального логопедического и нейропсихологического занятия»
  • Участие в городском родительском собрании «Мир особого ребенка
  • Участие в разработке адаптированной рабочей программы для комбинированной группы
  • Реализация инновационного проекта «Вместе», направленного на социальную адаптацию и развитие детей с ОВЗ.
  • Участие в городском педагогическом конкурсе, представив опыт работы с детьми с ОВЗ: открытое занятие с детьми «Лесное приключение», презентация коррекционной  программы для детей с ОВЗ «Ступени», мастер-класс для педагогов «Музыкатерапия в работе с детьми с ОВЗ»
  • Публикация и  размещение на сайте МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»  методических разработок, статей.      
  • Участие в разработке и проведении «Дня открытых дверей» для педагогов ДОО города и родителей.
  • Выступление на заседании МО педагогов города.
  • Проведение открытых занятий.  
  • Творческий отчёт.
  • Создание персонального сайта.
  • Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.