***** Аладышева Т.П. Публичное представление педагогического опыта

Аладышева Татьяна Петровна

     Системно-деятельностный подход во внеурочной работе по истории и обществознанию

 

           Актуальность и перспективность опыта. 

Актуальность  опыта обусловлена важными изменениями, происходящими в последнее время в  системе образования. Эти изменения ориентируют нас на становление личностных характеристик обучающихся («портрет выпускника школы»). 

Необходимость целенаправленного применения системно-деятельностного подхода нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте.

Хотела бы отметить несколько важных, на мой взгляд, моментов, объясняющих, почему основой для формирования личности обучающегося может стать системно-деятельностный подход:

       -  «Знаниевая» парадигма образования должна уступить место деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию. 

    - Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение внеурочной работы с обучающимися с учётом их индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Я убеждена, что системно-деятельностный метод является основой не только учебной деятельности, но также и внеурочной. Ведь во внеурочной деятельности мы создаём условия для самореализации личности обучающегося. Применяя данную технологию на уроках и имея позитивные результаты, мы можем быть уверены, что и во внеурочной деятельности важным является продолжение этого подхода, ведь через полученный личный опыт, наши дети проверяют его в действии. Мы знаем, на практике, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, что он может, а где ему ещё нужно сделать для себя новые открытия.

 Итак,  системно-деятельностный подход в учебной деятельности  нельзя отрывать от внеурочной. 

        Теоретическая база опыта.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной педагогической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Методологической основой моего педагогического опыта стал системно-деятельностный подход, с помощью которого преодолевается противоречие между сформированным социальным заказом и современным состоянием социально-гуманитарного образования в школе. Прежний репродуктивный подход устарел и не отвечает современным условиям образования и воспитания.

        Ведущая педагогическая идея опыта.      

Ведущей идеей моего педагогического опыта является воспитание социально-активной личности – человека, любящего свой край и свое Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающего свою сопричастность судьбе Родины.

       Оптимальность и эффективность средств.

Системно-деятельностный подход позволяет:

     - представить цели  воспитания в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

   - на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы во внеурочной работе, но и содержание работы;

 - выделить основные результаты воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Ключевой элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный   результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы,  тексты, проекты и т.п.). Цикл включает в себя основные технологические элементы эвристического подхода:

- мотивацию деятельности,

- её проблематизацию,

- личное решение проблемы участниками ситуации,

- демонстрацию продуктов,

- их сопоставление друг с другом,

- рефлексию результатов.

Используемый материал играет роль среды, а не результата, который должен быть получен обучающимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного продукта. 

Важно: результаты деятельности допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. 

На мой взгляд, системно-деятельностный подход немыслим без организации  в различных формах исследовательской и проектной деятельности обучающихся, в ходе которой предполагается решение участниками творческой задачи под руководством педагога.  

В рамках учебных предметов истории и обществознания мы используем элементы исследования. Учебное исследование — это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности, который включает:

                – Выделение в учебном материале проблемных точек;

                – Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез;

                – Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа источников;

                – Работа с источниками при разработке версий;

              – Развитие навыка анализа и принятие на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Лично я стремлюсь преподносить содержание учебного материала в проблемном ключе, при этом фиксируя вопросы, отдельные из которых затем становятся темой учебно-исследовательских работ обучающихся. При этом решаются задачи:

        – обучение детей общей методологии проектирования или исследования, изучение состава и последовательности этапов их выполнения;

           – выполнение каждым обучающимся индивидуальной проектной или учебно-исследовательской работы.

Проектная деятельность, деловые игры, участие в конференциях — это всё то, что предполагает создание у детей установки на самостоятельность и готовит их к жизни — это и есть системно-деятельностный подход. Также отмечу важность организации исследовательской деятельности.

Выделю её этапы:

            1. Изучение теоретического материала

            2. Выделение проблемы, постановка цели и задач исследования

            3. Формулировка рабочей гипотезы

            4. Освоение методики исследования

            5. Сбор собственного экспериментального материала

            6. Обработка собранного материала

            7. Обобщение, анализ, выводы

            8. Представление исследовательской работы

Приступая к исследованию, составляем с участниками индивидуальный план выполнения работы, который включает этапы, содержание, формы исследования. Определяем количество часов на каждый этап и дату:

                    

Образовательный результат исследований с позиций системно-деятельностного подхода можно подразделить на формальный и неформальный. 

Формальный: выполненное исследование. 

Неформальный: освоение универсальных учебных действий, становление субъектной позиции учащихся, развитие исследовательских способностей. К неформальным результатам относятся:

        – сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

        – способность к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

     – сформированность навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач.

Нельзя предлагать  только готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а,  прежде всего, нужно знакомить учащихся с опытом деятельности творческой. Учащиеся должны быть самостоятельны в выборе способов получения необходимой информации.

Планируя внеклассное мероприятие, ставлю перед собой следующие вопросы: как сформулировать воспитательные цели и обеспечить их достижение; какой познавательный материал отобрать и как подвергнуть его  обработке; какие методы и средства для реализации поставленных задач выбрать; как организовать совместную деятельность обучающихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе ценностных ориентаций.

Организую внеурочную деятельность таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого подхода.  Для того чтобы результаты работы обучающихся были результатом их собственных поисков, развиваю их самостоятельность.

Стремлюсь воспитывать веру ученика в свои силы. Следую принципам:

                   - Ни в коем случае не нужно подавлять инициативу ученика. 

                  -  Учащегося следует поощрять за умение обнаруживать противоречия.

                  - Важнейшим побудителем  дальнейшего поиска знаний является совместная с учеником  исследовательская деятельность.

         - Общение ученика с учителем, совместный поиск знаний должны приносить им положительные эмоции: переживание сомнений, успеха, радости от движения вперед

Применяю системно-деятельностный подход на уроках:   Методическая разработка урока обществознания "Роль права в жизни общества, государства и человека".

Во внеурочной работе использую  формы, жанры и методы, известные в общественной практике, как например:

См. Агитационные материалы "Голосуй!"

См. Исследование "Нет народа без своего отца истории"

См. Монолог от имени Н.М. Карамзина «Литература–копилка культуры, мудрости и опыта»                     

 Читает Рожкова Валентина

См. Монолог от имени И.Посошкова "Где правда проступает сквозь туман, там терпит поражение обман"         

Читает Воеводин Сергей

 Организую поисковую и учебно-исследовательскую работу на основе краеведческого материала:

См. Проект "Воевали наши прадеды" 

См. Проект "Судьба моих земляков - участников Великой Отечественной войны"

См.  Исследовательская работа "Рассказы старых фотографий "Отец и сын Васины"

См. Исследование "Учитель учителей": Кутузова А.И.

См. Фильм "След войны в судьбе моей семьи"

Участвуем в конкурсах  исторических исследовательских работ, что способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам. 

Итак, системно-деятельностный подход в образовании — это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) — таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. 

         Результативность опыта. 

 Учащиеся заинтересованы в действии принципов демократического правового государства, понимают, что от их социальной активности, гражданской позиции зависит, в каком государстве жить им и их потомкам. Старшеклассники овладевают навыками исследовательской и проектной деятельности, готовы к самостоятельному поиску решения практических задач, способны к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически их оценивать.

 Участие в республиканских проектах

Наша команда на Республиканской деловой игре "Дебаты"

На муниципальных мероприятиях

Уроки парламентаризма

Деловая игра по избирательному праву

Задание к деловой игре по избирательному праву "Говорят политики"

Материалы к конкурсам, деловым играм по избирательному праву

Воспитать социльно-активного человека, патриота нельзя без обращения к краеведческой работе. В ходе поисковой работы  были собраны оставшиеся со времен Великой Отечественной войны письма фронтовиков родственникам. Они переданы в Государственный архив Республики Мордовия.  Собираются материалы по истории села Теньгушева, которые применяются на уроках и во внеклассной работе. Реализация проекта

"Наши земляки - ветераны Великой Отечественной войны"

За три последних учебных года ( 2014 - 2015, 2015 - 2016, 2016 - 2017) были подготовлены 6 победителей и 12 призёров муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по истории, обществознанию и праву. Лапина Юлия стала призёром  республиканского этапа олимпиады по обществознанию. Четверо обучающихся являются участниками республиканского этапа предметных олимпиад по праву и обществознанию.

Результаты участия обучающихся в олимпиадах

Победы на Международном форуме "Одарённые дети"

 

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах

2013 - 2014 учебный год

На втором отборочном туре Московского международного форума одиннадцатиклассник Воеводин Сергей стал лауреатом второй степени в номинации Клуб экономистов "Адам Смит". 

На олимпиаде по экономике среди учащихся 9 - 11 классов "Точка роста", которая проводилась экономическим факультетом МГУ имени Н.П. Огарёва, обучающимися завоёвано одно первое и два вторых места. 

Хлебина Татьяна участвовала в первой Всероссийской дистанционной олимпиаде по истории 2014 года для 7 класса. Получила Диплом победителя.

Команда старшекласcников "Дебют" прошла заочный отбор и стала участницей очного этапа Республиканской деловой игры по избирательному праву "Дебаты". Тугушев Владислав получил диплом за оригинальный взгляд на проблемы, связанные с избирательным правом.

На пятой Республиканской научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению Грачёва Марина участвовала в номинации "Юный предприниматель". Получила диплом.

Дипломы и грамоты

2014 - 2015 учебный год

На Московском международном форуме «Одарённые дети» в 2015 году в номинации «Юный историк», десятиклассница Рожкова Валентина получила Диплом первой степени.

На отборочном этапе олимпиады Покори Воробьёвы горы по обществознанию Хлебина Татьяна (8 класс) - победитель, Митякина Диана (8 класс -призёр (Подтверждение по ссылке   https://pvg.mk.ru/media/final/society5_9itog.pdf  )

по истории Хлебина Татьяна, Савинов Дмитрий - победители, Митякина Диана - призёр (Подтверждение по ссылке   https://pvg.mk.ru/media/final/hist5_9itog.pdf   )

На шестой Республиканской научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению Деваева Евгения участвовала в номинации "Рассказы старых фотографий". Получила диплом.

Плотникова Анастасия, Рожкова Валентина, Денисова Анастасия победили в муниципальном конкурсе агитационных материалов по избирательному праву, получив одно первое (Плотникова Анастасия) и два вторых места (Рожкова Валентина, Денисова Анастасия).

Дипломы и грамоты

2015 - 2016 учебный год

В заочном этапе Республиканской олимпиады по предпринимательству приняли участие 17 обучающихся. Трое из них были приглашены на очный этап олимпиады, получили сертификаты участников.

Болдина Татьяна получила Грамоту в муниципальном конкурсе по избирательному праву.

На муниципальной краеведческой олимпиаде участвовали две ученицы. Болдина Татьяна получила Диплом победителя.

Дипломы, грамоты, сертификаты

2016 - 2017 учебный год

15 учеников участвовали в международной онлайн-олимпиаде по истории и обществознанию "Фоксфорд" (5 - 6-ой сезоны). Были получены дипломы: первой степени - 1; второй степени - 6; третьей степени - 2.

Во Всероссийской олимпиаде школьников "На страже экономики" по линии Нижегородской академии МВД России Ржанова Юлия заняла третье место среди участников из Республики Мордовия (2017 год). 

Дипломы, грамоты, сертификаты

        Возможность тиражирования.

Для транслирования опыта положительных результатов своей профессиональной деятельности использую такие формы как интернет-публикации.

Сертификаты о публикациях

Выступаю с докладами на районных секциях учителей истории и обществознания, провожу открытые уроки, мастер-классы и внеклассные мероприятия.