4. Реализация фасилитативных технологий в работе с семьей и родительской общественностью

Кафтаева Эльмира Вялиевна

Формы работы с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание-практикум «Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» 15.03 КБ
PDF icon Фотоотчет практикума «Ладушки,ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»586.7 КБ
PDF icon ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФАСИЛИТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ329.46 КБ
Файл ПРОЕКТ «РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ»27.33 КБ
Файл КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»39.94 КБ
PDF icon Клуб "РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ".Из опыта работы1.69 МБ
PDF icon Опыт работы «Детско-родительский клуб модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста" 194.46 КБ
PDF icon Мастер-класс для родителей «Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»318.64 КБ
Файл «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ" (из опыта работы)51.89 КБ
PDF icon Методическая рекомендация для родителей «Игровые способы решения детских конфликтов и примирения»462.26 КБ
PDF icon Заседание родительского клуба "Растем и развиваемся вместе"79.76 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание – практикум

 «Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Воспитатель: Кафтаева Э.В.

Вторая группа раннего возраста.

Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

  • обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка;
  • научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

Подготовительная работа:

  • подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • подбор слайдов с пальчиковыми играми;
  • организация выставки развивающих игр.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:

«Рука является вышедшим наружу мозгом человека» (И. Кант).

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский).

«Рука-это инструмент всех инструментов»(Аристотель).

  • листы бумаги, фломастеры;
  • картинки со шнуровкой, шнурки;
  • слайды с фотографиями играющих детей;
  • описания игр и упражнений на развитие мелкой моторики «Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста»;
  • буклет-памятка «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

Ход собрания

  • Вводная.

- Представление воспитателем темы собрания- практикума.

- Просмотр слайдов пребывания детей в ДОУ с целью привлечения внимания родителей к особенностям развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

  • Основная часть.

- Сообщение педагога  «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста», сопровождаемое показом книги по теме «Развитие мелкой моторики».

- Рекомендации и демонстрация с показом и объяснением методов проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук, приемлемых в домашней повседневной жизни.

- Сообщение воспитателя  «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка»

- Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью рисования ладошками».

- Мастер-класс «Как сделать игру-шнуровку и игру-мозаику».

  • Разное.

- Общие вопросы.

  • Подведение итогов.

- Анкетирование родителей с целью определения проблем по теме собрания.

- Подведение итогов собрания, занесение их в протокол собрания.

Приложение 1

Брошюра   «Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста»

Пальчиковые игры.

       Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.

     На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки. К третьему году жизни ребёнок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками, складывать ладошки вместе, показывать ушки, «козу», водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики», показывать «фонарики».

    Очень важно, чтобы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие образные стихи и потешки. Для этого необходимо родителей просветить. Можно пригласить их на групповое собрание и рассказать о целесообразности таких игр с маленькими детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать пальчиковые игры, обязательно проиграть их с родителями. Распечатать игры и раздать их родителям. Неравнодушные, заинтересованные мамы, папы, бабушки и дедушки могут обыгрывать любые стихи, играть с детьм


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»

муниципального образования  «Курильский городской округ»

____________________________________________________________________________________

694530, Россия, Сахалинская область, Курильский район, г. Курильск, ул. Гидростроевская, 13А

телефон 8 (42454) 42-1-60, 42-0-43 ИНН/КПП 6511003683/651101001, ОГРН 1026501100845, Email: sad-alenyshka@yandex.ru

ПРОЕКТ

«РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Повышение педагогической культуры родителей, психолого-педагогическое просвещение и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс, с целью разрешения проблем, интересов и нужд ребенка, способствующих всестороннему развитию личности дошкольника.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА : Повысить правовую и педагогическую культуру родителей и педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Создать и внедрить систему сопровождение семьи в условиях детского сада.
Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2020 – 2022 гг. 
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.


КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:
Критерий 1  Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.

Показатели:* Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.

* Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.

* Умение вовлечь родителей в образовательный процесс образовательной организации.

* Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.

Критерий 2
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство образовательной организации.

Показатели:*Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

*Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия образовательной организации с семьями разных категорий;

*Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.

Критерий 3
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в образовательной организации

Показатели:*Полнота информации о целях и задачах образовательной организации в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

*Информированность о видах образовательных услуг в образовательной организации.

* Удовлетворенность характером воспитания, развития и оздоровления ребенка в образовательной организации.

*Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.

*Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе образовательной организации.

*Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

Критерий 4
Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Показатели:*Рост воспитательного потенциала семьи

*Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.

*Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.

*Активная субъектная позиция родителей..

*Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.

*Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

*Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА 
Методы деятельности по внедрению проекта
- изучение научно – практической, методической литературы по теме,
- изучение нормативных и инструктивных документов,
- анализ имеющегося опыта,
- теоретическое моделирование,
- педагогические технологии,
- оперативное управление,
- комплексное (перспективное и календарное) планирование;
-педагогический анализ (наблюдение, опрос, интервьюирование, диагностика (первичная, промежуточная, итоговая), рисуночная методика,- контроль выполнения планов,
-дополнительное ресурсное обеспечение,
- изучение, анализ и обобщение опыта по инновации
Сотрудничество в реализации проекта.
-Создание системы взаимодействия: взаимопонимание между участниками проекта, взаимодоверие, демократический стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование инновационной деятельности педагогов образовательной организации.
Наличие и доступность информации о формах и методах инновационной деятельности, педагогических технологиях в воспитании и развитии дошкольников, психологическое сопровождение инновационного проекта.
Создание системы взаимодействия: взаимопонимание между участниками проекта, взаимодоверие, демократический стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование инновационной деятельности педагогов образовательной организации.
Наличие и доступность информации о формах и методах инновационной деятельности, педагогических технологиях в воспитании и развитии дошкольников, психологическое сопровождение инновационного проекта.
Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи.
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество..Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс  планирования учебной и воспитательной деятельности;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе. 
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

 Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. 
4. Научно практический принцип
- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;
- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;
- организация психологической  и педагогической помощи всем участникам проекта ;

5. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
6. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 
I. Подготовительный этап (2020 г.)
Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
 Задачи данного этапа:
1.Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства;
2. Определение содержание и формы работы с  родителями.
3. Установление индивидуальных контактов с  членами семьи для:
- определений направлений  взаимодействия; 
- разработка программ (проектов) сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия
- разработка плана совместной деятельности педагогов с родителями.
II. Этап реализации проекта (2020 – 2022 г.г.)
Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Для реализации этой задачи необходимо:
1) внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:
а) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;
б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;
в) активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
2) создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с образовательной организацией.
III. Аналитический этап проекта (2022 г.г.)
Его цель – подведение итогов социального партнерства
Обобщение и анализ результатов работы:
Проект нацелен на активное внедрение в практическую деятельность. В результате проектной деятельности будут разработаны следующие продукты:
- перспективный план по работе с родителями в рамках проекта;
- информационно-методические папки для родителей;
- фотоматериалы;
- новые разработки нетрадицонных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений;
- реализация проекта

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 
Подготовительный этап 
Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
1. Проведение родительского собрания для определения целей и задач проекта Определение целей и задач проекта
Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для; определений направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия
2. Анкетирование родителей
«Вопросы семейного воспитания»

 Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства
3. Мониторинг социального состава семьи

4. Оформление информационных стендов в группе.
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания детей, жизни ребенка в детском саду

5. Анкетирование «В поисках новых форм общения с родителями»
6. Закрепление связи между членами семьи разных поколений, разработка комплекса совместных мероприятий, разработка консультативно-практического материала для родителей.
7. Разработка проектов 
Проект «Дружная семейка». При построении проекта «Дружная семейка»: создать теплую семейную обстановку в группе, взяв на вооружение всевозможные формы работы с семьей, как традиционные так и инновационные.
Проект «Мир семейных увлечений»
При построении проекта «Мир семейных увлечений» отталкиваться от интересов и увлечений родителей, предлагая им такую деятельность, в которой они могли бы рассказать о своих увлечениях и научить всех желающих.
Проект «Дерево семьи»
В построении проекта «дерево семьи» семейные ценности и традиции вышли на первый план. Здесь необходимо задействовать центры активности таким образом, чтобы как можно больше собрать
информации о семьях, показать неповторимость каждой из них.
Этап реализации проекта
Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса
1. Мастер-классы, тренинги 
«Модель взаимодействия с семьёй» В течение реализации проекта Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей
2. Анкетирование
«Семья в современных условиях»
«Физическое воспитание в семье» 
«Музыкальное воспитание в семье»
«Речевое развитие моего ребенка» В течение реализации проекта Проведение анкетирования   на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребёнка 
3. Выставка семейных фотографий в осеннее время «Краски осени»
4. Консультации:
«Искусство хвалить»
«Роль отца в воспитании ребенка»,
«Неполная семья. Особенности воспитания»
«Играем вместе».
5. День открытых дверей «Талантливая семья» «Счастливый выходной день детей»
6. Создание памяток и рекомендаций «Игры на кухне»
7. Наглядная агитация «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили»

8. Общее родительское собрание «Роль игры в жизни ребёнка»

Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
9. Спортивные соревнования среди семей
«Мама, папа, я -спортивная семья»
Спортивно - музыкальный праздник «Папочка и я – сильная семья» с участием пап
Фольклорное развлечение «Ух ты, масленица!» с участием

10.Участие родителей в проектной деятельности В течении реализации проекта Умение вовлечь родителей в образовательный процесс образовательной организации.
14 Конкурсы:
среди групп «Лучшая стенгазета о детях группы»
Совместное мероприятие с семьёй: Привлечь родителей к изготовлению ледяных построек на участке детского сада.

Аналитический этап
Подведение итогов социального партнерства
1. Мониторинг
Диагностика . Получение анализа проделанной работы
2. Проведение родительского собрания
«Удовлетворенность взаимодействием детского сада и семей воспитанников»

3. Презентация проектов
Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования

4 Видеоролик «Один день в детском саду» Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
Научно-методические: 
функционирование творческой группы по реализации проекта в образовательной организации ;разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта.
Информационные: 
формирование банка данных по реализации проекта;
мониторинговые мероприятия;
организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»

Автор: Кафтаева Э.В., воспитатель МБДОУ детский сад «Аленушка»,г.Курильск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Проблема организации досуга ребёнка в семье по сей день является самой актуальной. В настоящее время большую часть родителей волнует вопрос, как прокормить семью, и поэтому они забывают о том, что не только в деньгах счастье.

В свободное от работы время мамы и папы нередко однообразно организовывают отдых и досуг детей в семье, ограничиваясь походами в кино или же поездками за город. Это самые распространённые формы организации детского досуга. Безусловно, поход в кино – это вариант культурного отдыха, а выезд с семьёй за пределы города – отличный способ уйти от городской суеты, что также является немаловажными фактором успеха в деле воспитания детей. Но этого мало.

На мой взгляд, умение родителей организовать досуг ребёнка в семье – это целое искусство; совместный полезный отдых должен стать доброй традицией в каждой семье.

Полноценно организованный семейный досуг будет способствовать развитию иных ценностей, которые позволят несколько иначе построить отношения в семье.

Новизна идеи. В процессе организации и проведения родительского собрания я использовала несколько необычную форму взаимодействия с родителями – метод фасилитации «Мировое кафе».

Актуальность проблемы использования технологии фасилитации «Мировое кафе» обусловлена тем, что как форма и метод работы она в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Фасилитация в переводе с английского facilitate обозначает «облегчать, помогать, способствовать».

Основными преимуществами технологи фасилитации «Мировое кафе» являются:

- стимул к напряженной мыслительной работе, к организации поиска совместных решений;

- ускорение выработки резолюций, повышение их качества, достижение вовлеченности, ответственности каждого участника воспитательного процесса за принятое решение;

- возможность участникам собрания получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.

P.S. : разработка родительского собрания содержит приложения, которые были использованы в процессе его проведения.

В приложения включены:

1. Бланки анкет как для родителей, так и для обучающихся на этапе подготовки к собранию.

2. Бланки бумажных стикеров для участников встречи в качестве раздаточного материала.

3. Мультимедийное сопровождение к конспекту собрания в виде презентации, выполненной в программе PowerPoint 2010.

4. Творческие работы родителей как результат по итогам собрания.

5. Презентация для педагогов о технологии фасилитации "Мировое кафе"

Конспект родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кафе»

Тема: «Организация досуга ребёнка в семье: для души и с пользой»

Цель: познакомить родителей с различными формами организации семейного досуга;

помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.

Задачи:

- обсудить необходимость проводить свободное время в семье с пользой и для души;

- разъяснить родителям важность приобщения к организованному досугу в семейном кругу;

- выяснить проблемы в организации свободного времени и досуга в семье;

- рассказать родителям о видах и формах организации свободного времени ребёнка в семье;

- способствовать формированию творческого потенциала в организации семейного досуга через проектную деятельность.

Предварительная подготовка:

Проведение анкетирования родителей и детей по теме собрания.

Мини-сочинение на тему «Как я провожу выходной день дома с родителями»

Пригласительные листовки для родителей

Оформление классной комнаты: класс украшен воздушными шарами, на доске прикреплены фотографии, иллюстрирующие участие детей в общешкольных и классных мероприятиях, в клубах по интересам, кружках и секциях. Столы расставлены попарно с расчётом на группы родителей не менее 3 человек; накрыты скатертями. Каждый стол сервирован заварочными чайниками, конфетами и чайными сервизами.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, бумажные стикеры с вопросами, бумажные скатерти, геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги: квадрат, круг, треугольник, волна, листы бумаги; фломастеры и ручки.

Ход собрания

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Уважаемые родители, рада приветствовать Вас в нашем уютном маленьком кафе.

В нашем кафе четыре  столика, где вы можете занять свои места. На каждом столе лежит один из трёх знаков: квадрат, круг, треугольник, волна, а также листы бумаги, фломастеры и ручки. Предлагаю Вам разделиться на группы по количеству столиков и занять свои места. Как вы заметили, на каждом столе лежат геометрические фигуры.

Это не случайно, так как каждая фигура даёт возможность поближе познакомиться с Вами.

Послушайте свои характеристики.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на достижение поставленной цели и результат.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

Итак, вы узнали друг друга поближе, а теперь поприветствуем друг друга.

  1. Ритуал приветствия

Упражнение «Связующая нить»

Воспитатель: Попрошу всех участников выйти на середину классной комнаты,  и образовать единый  круг. У меня в руке ниточка. Сейчас  я передам ниточку одному из Вас. Тот, у кого в руках нить, один её конец оставляет у себя, а другой конец нити передаёт по кругу, постепенно разматывая её и произнося следующие слова: «Здравствуйте, меня зовут… Я рада приветствовать всех присутствующих на этой встрече»

Примечание: как только пущенный конец нити дойдёт до меня, я объявляю родителям тему собрания и мы совместно определяем цель нашего собрания

  1. Определение темы собрания.

– Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой. Наше собрание посвящено сегодня самой важной теме: «Организация досуга ребёнка в семье: для души и с пользой».

4. Основная часть.

Воспитатель:

- Если посмотреть в толковый словарь, то можно прочитать точное значение слова «отдых».

Досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.

Уважаемые родители! Анализ результатов анкетирования родителей и ваших детей, а также написанные ими мини – сочинения показывает, что функцию приобщения к культурной организации свободного времени детей вы выполняете на недостаточном уровне.

Проводя свободное время с детьми, не все родители учитывают, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

В связи с этим я вспоминаю слова Бертрана Рассела «Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры».

Поэтому основная цель нашей встречи – познакомить Вас, уважаемые родители, с возможными вариантами организации досуга детей в семье, как высшей ступенью личной культуры

Наше общение пройдёт в не совсем обычной обстановке - кафе.

Как и в любом кафе, хотелось бы предложить всем чашечку чая, раскрепоститься и спокойно делиться за столиками своими идеями и мыслями по теме:  «Организация досуга ребёнка в семье: для души и с пользой».

Послушайте внимательно инструкцию, как будет организована Ваша работа в группах.

Инструкция по организации работы в группах

  1. В каждой группе должен быть выбран «хозяин» стола на ваше усмотрение, остальные участники  - это гости.
  2. Хозяин стола  знакомит гостей с содержанием заданий и вопросами, касающимися общей темы собрания, которые  зафиксированы на  бумажных стикерах.
  3. В течение 7 минут гости под руководством хозяина стола гости  выполняют задание и отвечают на вопросы, фиксируя свои идеи на чистых листах бумаги.
  4.  После того, как гости ответили на все вопросы и выполнили задания, они переходят за следующий стол, где их встречает новый хозяин, и выполняют новые задания, также фиксируя свои идеи и предложения на листах бумаги.
  5. Процедура продолжается до тех пор, пока все гости не обойдут всех хозяев.
  6. По окончании всей процедуры, гости возвращаются за свои столы к своему хозяину и сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола для принятия общего решения по общей проблеме собрания. 

Если вам понятна поставленная перед вами задача и проблема, можно приступать к её реализации. Напоминаю, что все ответы и идеи вы фиксируете на бумажных стикерах.

Стол №1. Тема: «Роль семьи в организации свободного времени детей»

Хозяин стола __________________________________

Вопросы-задания  от хозяина стола, на которые гости отвечают письменно на клейких бумажных стикерах:

  1. В чём на Ваш взгляд заключается роль семьи в организации свободного времени детей?
  2. Каким  на ваш взгляд должен быть план  мероприятий по организации свободного времени ребёнка в семье:

А) в выходной день

Б) в каникулярное время (по сезонно: лето, зима, осень, весна)?

Выводы участников по теме стола:

По первому вопросу: _____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

По – второму вопросу: ____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Стол №2. Тема: «Виды и формы организации досуга ребёнка в семье»

Хозяин стола __________________________________

Вопросы-задания  от хозяина стола, на которые гости отвечают письменно на клейких бумажных стикерах:

  1. Какие виды и формы организации досуга вам известны?
  2. Приведите примеры  форм и видов досуга детей в семье. Заполните таблицу.

Формы организации досуговой деятельности

Виды досуговой деятельности

Выводы участников по теме стола:

По первому вопросу: _____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

По – второму вопросу: ____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Стол №3. Тема: «Совместный досуг с детьми – мостик к взаимопониманию»

Хозяин стола __________________________________

Вопросы-задания  от хозяина стола, на которые гости отвечают письменно на клейких бумажных стикерах:

  1. Какой досуг вы понимаете под правильно организованным?
  2. Какие правила организации досуга существуют в вашей семье?

Выводы участников по теме стола:

По первому вопросу: _____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

По – второму вопросу: ____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Стол №4. Тема: «Праздник в  кругу семьи как одна из форм организации  культурного досуга»

  1. Какие праздники проводятся в Вашей семье?
  2. Какие игры вы можете порекомендовать при проведении традиционных календарных праздников: Новый год, День рождения, Масленница, Пасха. Заполните таблицу.

Игры на Новый год

Игры на день рождения

Масленичные игры

Пасхальные игры

Выводы участников по теме стола:

По первому вопросу: _____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

По – второму вопросу: ____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Воспитатель: Уважаемые хозяева столов, Вам слово для защиты Ваших ответов и идеи.

Хозяева столов выступают по заданным темам.

5.Подведение итогов собрания

Уважаемые родители, вы все очень продуктивно поработали. Теперь наступило время подвести итоги по теме нашего собрания и принять единое решение. Ваши предложения?

Предложения родителей для определения решения по теме собрания:

  1. Разработать программу клуба выходного дня в семье и создать буклет.
  2. Создать книгу под названием «Энциклопедия семейного досуга: для души и с пользой»

Дорогие мамы и папы. Наша встреча подошла к концу. Мы посовещались с членами родительского комитета и приняли следующие решения. Слово предоставляется председателю родительского комитета Леоновой Юлии Владимировне.

Решения по теме собрания:

  1. Создать буклет под названием «Программа  выходного дня для всей семьи»
  2. Создать книгу под названием «Энциклопедия семейного досуга: для души и с пользой» со следующим содержанием:

Глава 1. Роль семьи в организации свободного времени детей.

Глава 2. Виды и формы организации досуга ребёнка в семье.

Глава 3. Совместный досуг с детьми – мостик к взаимопониманию.

Глава 4. Праздник в  кругу семьи как одна из форм организации  культурного досуга.

Глава 5. Сценарный отдел.

Рефлексия «Чудесный рюкзачок».

А сейчас, я бы хотела узнать, как вы усвоили знания полученные на собрания. Перед вами лежат наклейки, на одной стороне которых необходимо написать, какие идеи на Ваш взгляд более удачны по теме собрания. Каждый родитель приклеивает на рюкзачок свою наклейку

Воспитатель: А закончить нашу встречу я хотела бы следующими строками:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:

Какая счастливая Ваша семья!

Я не говорю Вам До свидания, а говорю до новых встреч! Счастья и взаимопонимания Вам и вашим близким!

Источники

  1. Инфоурок [Электронный ресурс]. Медведева Т.В. Технология фасилитации в построении эффективного взаимодействия с родителями, 2015 год, URL: https://infourok.ru/doklad-na-temu-tehnologiya-fasilitacii-v-postroenii-effektivnogo-vzaimodeystviya-s-roditelyami-312222.html
  2.  ТЕСТОтека [Электронный ресурс]. Психогеометрический тест . С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой), URL: http://testoteka.narod.ru/pm/1/16.html.
  3. МААМ. Ru. [Электронный ресурс]. Кривогина Виктория.   Организация семейного досуга.   -  2014 год, URL: http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-semeinogo-dosuga-191550.html 
  4. Инфоурок [Электронный ресурс]. Попеску М. С.  Сценарий творческого проекта "7Я". Анкета «Семейный досуг» -  28.05.2018, URL: https://infourok.ru/scenariy-tvorcheskogo-proekta-ya-3067323-page2.html 
  5. Инфоурок [Электронный ресурс]. Ширкова О. А.  Анкета «Досуг и традиции в Вашей семье». – 2018 год, URL: https://infourok.ru/dosug-i-tradicii-v-vashey-seme-2558149.html 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Свободное время в Вашей семье»

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, выбрав наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1)Как часто Вам удается организовать семейный досуг?

а) Каждый день

б) 1-2 раза в неделю

в) 1-2 раза в месяц

2)Какой досуг предпочитаешь Ваша семья?

а) Отдых на природе

б) Просмотр фильмов

в) Чтение книг

г) Совместные прогулки

3)Кто в семье проявляет наибольшую инициативу в организации семейного досуга?

а) Супруг

б) Супруга

в) Дети

4)Обсуждаете ли Вы организацию досуга в кругу семьи?

а) Да.

б) Нет.

в) Иногда.

5)Учитываете ли Вы мнение каждого члена семьи?

а) Да.

б) Нет.

в) Иногда.

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Твой досуг»

Дорогой друг!

Прошу  принять участие в опросе и ответить на все вопросы анкеты. Для этого необходимо внимательно прочитать формулировку вопроса и отметить тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению или предложить свой ответ.

Нужный ответ следует отмечать галочкой.  

1.        Какие увлечения есть в твоей семье?

◯        Спорт

◯        Рыбалка

◯        Домашние животные

◯        Шитье

◯        Шахматы

◯        Чтение

◯        Рукоделие

◯        Пение

◯        Музицирование

◯        Коллекционирование

◯        Сочинение стихов (рассказов, сказок)

2. Как часто твоя семья собирается вместе?

◯        Ежедневно  

◯        По выходным дням

◯        Редко

3. Чем ты и твоя семья занимаетесь в свободное время?

◯        Помогаю по дому

◯        Смотрим телевизор

◯        Читаем, рассматривают книжки

◯        Гуляем на улице

◯        Играем

◯        Рисуем

◯        Лепим

◯        Мастерим поделки, аппликации

4.Достаточно ли время уделяется тебе и твоим интересам в семье?                

◯        Да

◯        Нет

5.Сколько времени Ваши родители проводят с тобой родители в течение дня/недели/месяца? (Например, «3 раза в неделю» или «2 раза в месяц»)

Беседы и разговоры __________________________

Совместная работа____________________________

Посещение кино или театра ________________________

Прогулки (в лес, на реку и т. п.) ________________________

6.Сколько времени отводиться совместному досугу в твоей семье? (примерное количество часов)

        Будни  ______________________

        Выходные ___________________

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ»

_____________________________________________________________________________

694530, Россия, Сахалинская область, Курильский район, г. Курильск, ул. Гидростроевская, 13А

телефон 8 (42454) 42-1-60, 42-0-43 ИНН/КПП 6511003683/651101001, ОГРН 1026501100845, Email: kurgo.mbdou.al@sakhalin.gov.ru

«Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

(из опыта работы воспитателя Кафтаевой Э.В.)

г. Курильск

«Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

В МБДОУ детский сад «Алёнушка» функционирует 6 групп, 1 из которых - группа раннего возраста для детей от 1,5 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению для нас особенно актуален. В группе раннего возраста работаю более 7 лет. С интересом наблюдаю за вновь поступившими малышами, родителями в адаптационный период.  Прихожу к выводу, что очень часто ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в детский сад. Ребенок переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние из-за комплекса воздействия, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Если взрослые, как и педагоги, так и родители на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку, он гораздо быстрее адаптируется к новым условиям.

Практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей раннего дошкольного возраста.

 Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы.  В период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.

 Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, так как воспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.  

      Считаю,что проблема адаптации у детей раннего дошкольного возраста важное и необходимое область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.  Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического опыта.

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до поступления ребёнка в группу детского сада.  Родители имеют возможность уже получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию своих детей.

Организуя процесс взаимодействия с родителями, исходим из следующего:

  1. Взаимодействие организовано с учетом конституционных прав ребенка и интересов семьи (при условии неприкосновенности ее интимного мира).
  2. Процесс взаимодействия целостный, управляемый, учитывающий в равной степени потребности семьи и ДОО.

3.Методы взаимодействия   носят личностно-ориентированный характер.

Цель работы по обеспечению успешной адаптации: повысить компетентность родителей, участвующих в процессе адаптации детей раннего возраста.

Задачи:

  • Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОО.
  • Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
  • Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
  • Повысить уровень психологической культуры родителей.
  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Система взаимодействия с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО сроится из 3 этапов.

  1. Этап - организационный (июль-август):
  • родительское собрание «Пора в детский сад» (знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОО);
  • знакомство с участком, групповым помещением;
  • сбор информации о потенциальных воспитанниках;
  • ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
  • знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
  • выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
  • установление партнерских, доброжелательных отношений;
  • анкетирование (социальное, медицинское);
  • прогулка на участке (ребёнок – родитель – воспитатель) до прихода детей в группу.

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

  1. Этап – основной (наблюдений) (сентябрь):
  • поэтапный прием детей в группу;
  • постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  • консультирование родителей;
  • наблюдения за поведением детей;
  • разработка индивидуального режима для ребенка;
  • организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОО;
  • оформление листов адаптации;
  • заполнение карт нервно-психического развития детей.
  1. Этап – итоговый (анализ и выводы, ноябрь-декабрь):
  • обработка результатов (анализ адаптивных листов, анализ индивидуальных карт развития);
  • выявление детей с тяжелой адаптацией;
  • оценка уровня нервно – психического развития детей.
  • индивидуальная работа с детьми;
  • рекомендациям родителям по проведению развивающих игр

                 занятий с детьми;

  • родительское собрание «Чему мы научились за год».

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.

 Используются следующие формы и методы по организации процесса адаптации ребёнкараннего возраста к новым условиям:

Формы:

  • беседы с родителями;
  • опрос – анкетирование родителей «Ваш ребенок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»;
  • рассматривание семейных альбомов в группе;
  • фотовыставки;
  • информационные стенды;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды;
  • родительская почта;

               Методы:

  • игровой самомассаж;
  • засыпание с любимой мягкой игрушкой;
  • создание положительных установок на предстоящие режимные процессы; развивающие игры;
  • рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребёнком; наблюдение за поведением детей.

Вывод: Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.

В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.

Перспективный план работы «Воспитатель-родитель»

Мероприятия

Месяц

1

.

«День открытых дверей».

Родительское собрание «Пора в детский сад».

Экскурсия по детскому саду, знакомство с группой.

Встреча с педагогами «Будем знакомы».  

Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта). Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей

июль

2

.

Помощь в подготовке группы к новому учебному году. Коллективная уборка группы: совместный труд – сближение родителей и воспитателей.

«Родитель – это звучит гордо». Беседа

Беседа, анкетирование («Ваш ребёнок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»), изучение специфики семьи.

август

3

.

 Консультация «Адаптируемся вместе».

Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОО».

Присутствие родителей на прогулке.

 Разговор о проблемах.

Библиотека для родителей педагогической литературы.

Наглядно-консультативный материал «Возрастные особенности детей раннего возраста».

Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта).

сентябрь

4.

Использование адаптационно-дидактической юбки для работы с детьми раннего возраста.

В течении учебного года

5.

Консультация «Игры в период адаптации».

Заседание «Клуба молодая семья» вопросов и ответов.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Библиотека для родителей развивающих игр.

Наглядно-консультативный материал «Роль пап для успешной адаптации детей к детскому саду».

Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта).

октябрь

6.

Беседа «Значение режима дня».

Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду».

Тренинг «Правила жизни моего ребёнка».

Информационный стенд «Расти здоровым, малыш!».

 Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта).

ноябрь

7

.

Обсуждение насущных проблем, итогов диагностики нервно-психического развития и освоения Основной общеобразовательной программы детьми, обмен опытом.

Родительское собрание «Наши достижения».

декабрь

Перспективный план работы «Воспитатель-ребёнок»

Месяц

август

сентябрь

октябрь

Знакомство с будущими воспитанниками

Ведение листов адаптации

Итоги адаптации

Сбор информации о детях

Поэтапный приём детей в группу

Оценка уровня нервнопсихического развития детей

Совместная с родителями прогулка на участке детского сада

Индивидуальная работа с детьми

Создание оптимальных условий  для адаптации детей к ДОУ

Наблюдение за детьми в группе

Заполнение карт нервнопсихического развития детей

Разработка индивидуального режима дня ребёнка

Проведение адаптационных игр и упражнений

Оформление листов адаптации

Наблюдение за поведением детей

Использование методов: элементы телесной терапии, засыпание с любимой игрушкой, создание положительных установок на предстоящие режимные процессы, развивающие игры, рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребёнком и т.д.

Приложение 1

Консультация «Стили семейного воспитания»

Цель: защитить ребенка от неблагоприятных стрессовых ситуаций в              условиях семьи.                            

Задача: познакомить родителей со стилями семейного воспитания                           помочь в выработке правильных, целесообразных стилей и методов воспитания в семье; оказать помощь в организации содержательной и радостной жизни ребенка.  

Поведение ребенка во многом зависит от стилей семейного воспитания.

    Императивный (авторитарный) стиль.

Беспрекословное подчинение ребенка требованиям родителей, жесткий контроль всех сфер жизни ребенка, подавление его инициативы. Дети боятся своих родителей, становятся замкнутыми, неуверенными, менее самостоятельны и менее нравственно зрелые, чем сверстники, пользующиеся большей свободой.

    Эмоционально холодные отношения (воспитание по типу Золушки).

Такие родители обычно равнодушные и жестокие. Дети и таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки.

Гиперопека.

Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль всех сторон жизни, основанный на тесном эмоциональном контакте. Это приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Гипоопека.

Детям позволено делать все, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. Но дети должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.  Такие дети становятся зависимы от других внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

    Демократический стиль.

Родители и ребенок стоят на позиции дружественного взаимопонимания, отношениях сотрудничества, что обеспечивает ребенку активную позицию. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает обоюдную радость при достижении успеха. Помогает осознать ребенку свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением.

   Какова атмосфера вашей семьи?

   В какой семье дети чувствуют себя нужными любимыми, вырастают здоровыми и умными?

Только в той семье, где:

  • принимается любое индивидуальное различие:
  • любовь выражается открыто:
  • ошибки служат для приобретения нового опыта:
  • общение откровенно и доверительно:
  • личная ответственность и честность – часть взаимоотношений.

Приложение 2

Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.

При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности: знакомство; игры с использованием игрушек и предметов; контакт руками; телесный контакт.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки.  При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;

В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение. налаживания контакта с ребенком.

«Дай ручку!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

«Привет! Пока!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

  • Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

  • Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

  • Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

  • Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

«Хлопаем в ладоши!»

Цель: развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами: – Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

  • Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

«Ку-ку!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

  • Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами:

  • Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

«Лови мячик!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

  • Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

  • Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

«Иди ко мне»

Ход игры.  Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

«Пришел Петрушка»Материал. Игрушка Петруша, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.

«Выдувание мыльных пузырей»

Ход игры.  Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал.  Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри (напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

«Хоровод»

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод,

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы оба падают на землю.

Вариант игры. Воспитатель держит ребенка з руки и вместе с ним ходит о кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

 Водим, водим хоровод,

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг!

Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.

«Покружимся»

Воспитатель берет игрушечного мишку, крепко прижимает его к себе и кружитсяс  ним.

 Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем воспитатель читает стишок и действует в соответствиис его  содержанием.  Ребенок вслед за ним выполняет его движения.

         Я кружусь, кружусь, кружусь.

  А потом остановлюсь.

        Быстро- быстро покружусь,

        Тихо-тихо покружусь,

        Я кружусь, кружусь, кружусь

        И на землю повалюсь!

«Прячем мишку»

Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы  она  немного  была  видна. Говорит: «Где мишка?» -  ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, воспитатель прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку!». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры воспитатель предлагает спрятаться ребенку.

«Солнышко и дождик»

        Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула).  Воспитатель говорит6 «на небе солнышко! Можно идти гулять».  Дети бегут по всей площадке.  По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Затем игра повторяется.

«Хоровод с куклой»

 (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель приносит новую куклу, здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Затем просит детей по очереди подержать куклу за руку.

 Кукла предлагает потанцевать.  Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенкуи  вместе  с  детьми  двигается  по  кругу вправо и  влево,  напевая  простую  детскую  мелодию (например, «Веселую  дудочку» М.  Красева).

«Догонялки»(проводится с 2-3 детьми)

     Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет  поиграть  в  догонялки.  Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться  за  ширму.  Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вотмои  ребятки».

«Солнечные зайчики»

        Воспитатель маленьким зеркальцем пускает солнечных зайчиков, декламируя:  

 Солнечные зайчики        

Прыгают на стене.        

Помани их пальчиком,      

 Пусть бегут ко тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» детипытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

«Игра с собачкой»

Воспитатель подходит с собачкой к ребенку, имя, которого названо, предлагает  взять  ее  за  лапу, покормить.  Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест  суп»,  «лает»,  говорит  ребенку: «Спасибо!»

        При повторении игры воспитатель называет  имя  другого  ребенка.

«Игра с кистями рук»

(Выполняя движения, воспитатель проси ребенок повторять их).

Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя2. Складывает пальцы каждой руки колечками и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу делает пятнышко наподбородке.

        Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Череду такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук- стук- хлоп, стук-  хлоп-хлоп и т.д.

«Покатаемся на лошадке»

        Воспитатель сажает ребенка на лошадку – качалку и говорит: «Маша едет налошадке (произносит тихим голосом), «нно-нно» Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Воспитатель: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (сильнее раскачивает ребенка)

Малыш повторяет фразу вместе с воспитателе5м, затем самостоятельно. Важно добиться, чтобы ребенок произносил   звук (н) протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

        Игра развивает речевую активность.

«Дуть во что- нибудь и на что- нибудь»

        Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно.  Сдувает листочек ладони ребенка. Дует е нацветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого. «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок»

На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладутвертушку и рожок. Воспитатель показывает. Как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел, и предлагает ребенку повторить действие. Затемвоспитатель дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет.

«Мы топаем ногами» Ход игры.

Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем,

Мы руки подаем»

(Дети берутся за руки, образуя круг)

«Мы бегаем кругом» Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!», дети останавливаются, игра повторяется.

 

Приложение 3

  Рекомендации родителям по подготовке                                                            

   детей к детскому саду

  • Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду.
  • Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять с ним на участке детского сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.

•        Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и  доступному  для      его возраста  самообслуживанию. Следует рассказать ребенку, что такое      детский сад, зачем туда ходят     дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.

  • Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло -  он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  • Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности  он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение.
  • Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
  • Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.
  • Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  • Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.
  • Никогда не пугайте ребѐнка детским садом.
  • Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Приложение 4

Рекомендации для родителей детей, поступающих в ДОУ

Главная задача родителей – подготовить ребенка к периоду адаптации так, чтобы у него было как можно меньше поводов для ломки устоявшихся стереотипов.

С этой целью необходимо:

     1.Привести домашний режим в соответствие с режимом, по которому ребенок будет жить в МБДОУ.

2. Ввести новые блюда в рацион ребенка, познакомившись с меню ДУ.

3.Обратить внимание на формирование у ребенка необходимых по возрасту навыков самообслуживания.  

4.Научить ребенка самостоятельно и по назначению пользоваться игровым материалом. Занятый интересным делом, малыш не так остро будет переживать разлуку с мамой.

5.Следует расширить рамки социализации ребенка: ходить с ним в гости к родным, знакомым, необходимо учить ребенка налаживать общение с детьми на детской площадке. (Это до того как вы стали посещать д/с. Во время адаптационного периода важно создать дома спокойную обстановку: временно не ходить в гости, пораньше укладывать малыша спать. В этот период нежелательно посещение общественных многолюдных мест, чтобы не перегружать ребенка впечатлениями, охранять его нервную систему, не принимайте и дома шумные компании, т.к. в первые дни и недели посещения д/с малыш испытывает эмоциональную перегрузку.)

6.Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с ДОУ. Никогда не пугайте ребенка д/с.

7.В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, интересуйтесь его успехами и нуждами.

8.Оставляя ребенка в ДОУ, будьте спокойными и уверенными сами, т.к. малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.

9.Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями.  Чётко дайте ребёнку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он всё равно пойдёт в детский сад.  Если вы хоть раз поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.

10.Отправляйте ребенка в д/с только здоровым. Помните: д/с только для здоровых детей.

11.Успех адаптации зависит от особенностей семейного воспитания. Препятствуют успешной адаптации малышей отсутствие единства требований к ребенку, единства оценок, суждений; повышенная критичность, необоснованная требовательность родителей; отвержение ребенка и противопоставление его другим детям; безразличие родителей к успехам малыша; отсутствие помощи и поддержки со стороны взрослых; преобладание в воспитании женского влияния на мальчиков и мужского – на девочек; чрезмерное «заласкивание»  малыша, воспитании по принципу «кумир семьи».

12.Адаптация может занять время от 1-2 до 4-6 месяцев.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: