Методы, средства, формы организации деятельности учащихся

Указаны методы, средства и формы организации деятельности учащихся, используемые на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы организации деятельности учащихся

В условиях реализации ФГОС учитель должен активно использовать в своей работе различные передовые образовательные технологии. Одна из технологий современного образования – системно-деятельностный подход в обучении школьников. Согласно этой технологии, современный урок предполагает использование деятельностных методов и приемов обучения: учебных дискуссий, ролевых игр, проблемных вопросов, мозгового штурма и т.д., что заставляет современного педагога уходить от привычного объяснения материала и предоставлять обучающимся право самостоятельно открывать для себя новые знания. Сегодня ученик – это главное «действующее лицо» на уроке; его учебная деятельность должна быть осмыслена и значима: что я делаю, зачем я делаю, как я это делаю?

Современный урок русского языка должен включать в себя следующие этапы:

  1. Мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. Целеполагание (самостоятельное формулирование обучающимися цели урока);
  3. Осознание недостаточности имеющихся знаний (создание учителем на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой ученики понимают, что имеющихся у них знаний для её решения недостаточно);
  4. Коммуникация (поиск способа решения поставленной задачи);
  5. Фиксация открытого способа решения практической задачи (в виде схемы, таблицы, алгоритма и т.п.);
  6. Взаимопроверка, взаимоконтроль (действия контроля и оценки на основе открытого способа решения конкретно-практической задачи);
  7. Рефлексия (осознание обучающимися и воспроизведение в речи того, что они узнали и чему обучились на уроке, озвучивание возможных затруднений).

Важным аспектом ФГОС является стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблицы, цветовые схемы, шрифт и т.п.), что позволяет решать следующие задачи развития читательской грамотности:

  1. Понимать коммуникативную цель чтения текста;
  2. Фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа;
  3. Определять основную мысль текста;
  4. Дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
  5. Выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующие выдвинутый тезис;
  6. Комментировать и оценивать информацию текста;

Эти задачи можно решить в процессе использования следующих видов деятельности: нахождение границ предложений в тексте; деление текста на абзацы; восстановление деформированного текста; собирание текста из фрагментов; определение темы, главной мысли, идеи; озаглавливание, дописывание концовки текста; создание текстов разных стилей, типов речи.

        Метод обучения – это способ взаимодействия учителя и учащихся, при котором достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. Метод состоит из последовательных действий, направленных на достижение цели.

Классификация методов обучения по источнику знаний:

  • Практические;
  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Методы работы с книжными пособиями;
  • Видеометоды.

Практические методы обучения применяются с целью улучшения процесса познания, формирования навыков и умений, а также для углубления имеющихся знаний. Для реализации вышеуказанных целей применяются следующие способы и приемы, а именно: планирование выполнения учебных заданий; оперативное стимулирование; контроль, регулирование и тестирование; выявление и анализ причин возникновения ошибок. В большинстве случаев практические методы обучения применяются в комплексе со словесным и наглядным.

Можно выделить следующие практические методы обучения в педагогике, а именно метод:

  • Упражнений.
  • Лабораторных и практических работ.
  • Игр.

Метод упражнений. Под данным методом понимается действие, выполняемое с целью улучшения качества ранее освоенных навыков или же с целью овладения новыми. Для наиболее полного и качественного овладения данными действиями, выполнение упражнений должно быть организованно без ошибок. Сущность используемых упражнений зависит от специфики предмета. Заметим, что специфика используемых упражнений связанна с развитием культуры речи, мышления и познавательных способностей учащихся. По специфике упражнений выделяются:

  • Устные. Применяются для улучшения чтения, счета, пересказа и других способов изложения информации. В процессе обучения сложность используемых упражнений увеличивается.
  • Письменные (стилистические, грамматические, конспекты, описания, решение задач и др.). Данный вид упражнений является базой для всего учебного процесса. Они используются для формирования, развития и упрочнения необходимых учащимся навыков и умений.
  • Графические. К ним относят деятельность учащихся по составлению чертежей, графиков, таблиц, а также создание баннеров, карт, зарисовок и т.д. Графические упражнения часто совмещаются с письменными и используются для решения тех же учебных задач. Их использование позволяет улучшить процесс запоминания основного материала.

В процессе практической деятельности выявлено, что периодически повторяющиеся упражнения, выполнение которых сопровождается комментариями педагога, выполняются более качественно и на более долгий срок остаются в памяти учащихся. Практический метод обучения основывается на том, что учащийся применяет на практике полученные ранее знания, а не стремится получить новые. Таким образом, на первый план выдвигается не процесс поиска знаний, а процесс использования на практике теоретических знаний. В целом, данный метод обучения является наиболее эффективным из существующих.

Лабораторные работы относятся к методам обучения, позволяющим привлечь учащихся к выполнению определенного набора задач поставленных педагогом, при помощи различного рода устройств и технических инструментов. Данный вид учебной деятельности может проводиться в исследовательском или иллюстративном плане.

В основе данного метода обучения лежит деятельность учащихся направленная на самостоятельное получение знаний и практических навыков, проводимая под контролем и руководством педагога. Чаще всего данный практический метод используется при изучении предметов относящихся к точным наукам (химии, физики, биологии и т.д.). 

Познавательные игры. Данный вид обучения создает ситуации, в полной мере моделирующие окружающую среду. Процесс обучения заключается в поиске вариантов выхода из данной ситуации, что содействует процессу познания.

В процессе игры у учащихся улучшается концентрация, улучшается умение принимать самостоятельные решения, развивается внимательность и желание познавать окружающий мир. Даже отстающие и пассивные ученики включаются в игровой процесс с удовольствием, прилагая все усилия, чтобы не подвести коллектив.

Также игровой процесс способствует улучшению эмоциональной сферы. Он способствует выработке у учащихся необходимого позитивного психологического настроя и формирует положительное отношение к выбранной сфере деятельности.

К практическим методам относят также практические работы, которые проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Словесные методы обучения. Это наиболее распространенная группа методов обучения, применяемая по всем школьным предметам и обслуживающая все формы и ступени обучения. Источников получения знаний здесь является «слово», устное и печатное. Слово обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь. Словесные методы обучения – рассказ, лекция, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой. Эти методы широко используются в процессе формирования у обучающихся теоретических и практических знаний и умений.

Рассказ – устное изложение учебного материала, носящее повествовательный характер, не предполагающий включение в него третьих лиц. Рассказ может быть применен на разных этапах прохождения учебного занятия: в качестве вступления к уроку, изложения содержания темы урока, заключительного пояснения.

Лекция – изложение учебного материла, которое проходит в непрерывной форме и требует конспектирования учащимися или устного запоминания. Лекция отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний. Предметом школьной лекции является описание преимущественно сложных систем, явлений, объектов. Из этого вытекает, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся уже достигают требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По объему лекция занимает целый урок. Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений, бесед.

Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение правил, законов. Объяснение – это монологическая система изложения. К нему чаще всего прибегают при изучении теоретического материала.

Беседа- построение диалога с учащимися на определенную тематику. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже имеющихся знаний, достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.  Беседа заставляет ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Беседа максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил учащихся. Велика и воспитательная ее роль.

Дискуссия. Главное ее назначение – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных подходов, аргументации своей и чужой позиции. Но для этого необходимо по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, а без умения выразить мысль – запутанной и противоречивой. Дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой – учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации учитель сам должен демонстрировать перед учащимися образец такого стиля аргументации, учить их точно излагать свои мысли, терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Основным способом реализации наглядного метода является использование средств наглядности в учебном процессе. Средства наглядности помогают решить такие задачи как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, повышение интереса к уроку, выделение главного в материале и его систематизация.

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-звуковую.

Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают в себя печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточные материал, портреты) и экранные средства (слайды, транспаранты). Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках русского языка является таблица. Основная дидактическая функция таблиц – вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В помощь учителю и учащимся создаются специальные пособия, в которых представлены репродукции картин, изображений произведений скульптуры и архитектуры. Они могут использоваться при подготовке к устным или письменным высказываниям (описание картины, осмысление впечатлений о картине, рассказ о картине в рамках доклада и т.п.). Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки, помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм литературного русского языка. К средствам зрительной наглядности относятся также слайды, транспаранты. Они приводятся в действие с помощью технических средств и воспроизводятся на экране.

Средства слуховой наглядности. Звукозапись представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного, литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания.

Методы работы с книжными пособиями. Учебники, книги являются одним из основных источников знаний. Главное достоинство этого метода – возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Целью самостоятельной работы с книгой могут быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала наизусть. Существует ряд приемов работы с печатными источниками:

  • конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного;
  • составление плана текста – план может быть простой или сложный. Для составления плана текст после прочтения необходимо разбить на части и озаглавить каждую часть;
  • цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные.
  • аннотирование- краткое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
  • рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения относительно прочитанного;
  • составление справки – статистических, биографических, терминологических и т.д.;
  • составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного;
  • составление тематического тезауруса – создание упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу теме;
  • составление матрицы идей – составление сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных мастеров.

Работа с книгой для школьников – трудный и сложный метод обучения. Значительная часть выпускников не овладеваем им в полной мере: умея читать, они не понимают смысла прочитанного. Поэтому удельный вес этого метода в общей системе необходимо увеличивать, готовить учащегося к самостоятельной работе с книгой, выработать умение свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное в изучаемом материале, вести записи, составлять структурные и логические схемы.

Видеометоды. Методы этой группы основываются на использовании современных компьютерных технологий. Они включают в себя составные компоненты наглядных, практических и словесных методов обучения. Такие методы предполагают использование интерактивных досок для наглядного представления информации, компьютерных программ для выполнения упражнений, прохождения контрольных проверок, просмотра видеофайлов, слайдов, дистанционное обучение.

Видеометод может сделать любой урок ярким, интересным, тем более такой урок, как урок литературы. Использование видеометода на уроках литературы подразумевает в первую очередь просмотр экранизаций литературных произведений. Чаще всего это какие-либо важные для понимания произведения эпизоды, которые анализируются и сравниваются с текстом художественного произведения. Часто обучающимся сложно представить какие-либо предметы быта, детали одежды, обстановку, а видеоматериалы помогают погрузиться в атмосферу произведения. Например, просмотр фрагментов из фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» помогает представить обычаи горцев, их костюмы, природу Кавказа. При изучении биографии и творческого пути писателей можно использовать заочные экскурсии по литературным местам, фрагменты документальных фильмов, а также интервью писателей, чтение писателями своих произведений, исполнение художественных текстов профессиональными актерами. Использование видеометода позволяет оптимизировать обучение, сделать его привлекательным, помогает реализовать потребности творческого самовыражения учащихся.

Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности:

  • Объяснительно-иллюстративные методы;
  • Репродуктивные;
  • Методы проблемного изложения;
  • Частично-поисковые методы;
  • Исследовательские.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основное назначение состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, фрагменты видеофильмов, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности.

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках:

  • возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты);
  • возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;
  • оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;

Репродуктивный метод. Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений. Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков у учащихся. Достигается это путем применения имеющихся у обучающихся знаний по образцу в рамках предложенных педагогом ситуаций. С помощью системы заданий организуется деятельность учащихся, предусматривающая неоднократное воспроизведение имеющихся у них знаний, а также опыта практической деятельности. Репродуктивный метод обучения в российской системе образования используется ужа давно, и поэтому его можно отнести к традиционным методам. Несмотря на то, что метод используется уже давно, он постоянно совершенствуется. Реализация репродуктивного метода осуществляется посредством устного и печатного слова, использования разного вида наглядностей. Работа учащихся состоит в том, чтобы выполнять задания, опираясь на уже готовый образец. Таким образом, основа репродуктивного метода состоит в повторении и воспроизведении определенного способа деятельности.

Метод проблемного изложения. Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. Сложность управления проблемным методом состоит в том, что постановка проблемной ситуации – процесс индивидуальный и педагогу необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход. Если при традиционном методе обучения педагог передает теоретический материал в готовом виде, то при проблемном методе обучения необходимо подвести учащихся к противоречию и предложить им самостоятельно найти способ решения проблемного задания.

Проблемная ситуация — центральное звено проблемного обучения.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации;

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблемы.

Можно указать на следующие дидактические цели создания проблемных ситуаций в учебном процессе:

- привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;

- помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Для создания проблемной ситуации необходимо соблюдение таких правил:

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть: а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

В зависимости от того, каким способом созданы проблемные ситуации, и от того, какое противоречие лежит в их основе, ученые выделяют различные типы проблемных ситуаций:

  • побуждение учащихся к теоретическому обоснованию фактов и явлений, явного несоответствия между ними;
  • объяснение противоречий между жизненными представлениями учащихся и научными фактами о понятиях и явлениях;
  • выдвижение гипотез, отстаивание своей точки зрения, озвучивание выводов;
  • побуждение учащихся к сопоставлению и сравнению фактов и явлений.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, подтолкнуть их к нахождению верного ответа, эффективно использовать следующие приемы: анализ языковых фактов; обоснование выбора орфограммы, пунктограммы; сопоставление фактов и явлений нового знания; оперирование имеющимися знаниями. Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводят к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и обуславливают применение учащимися соответствующих методов учения. Поисковая деятельность учащихся проявляет себя в решении таких проблемных задач, как решение готовых нестандартных заданий, составление заданий и их выполнение, логический и языковой анализ текста, научное исследование и т.д. Поэтому создание педагогом ряда проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их интеллектуальной способностей по поиску новых знаний путем решения учебных задач является сущностью проблемного метода обучения.

Частично-поисковый метод. Частично-поисковый и проблемный методы сходны между собой, реализуются при помощи похожих приемов. Суть проблемного метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает ее. В результате совместных усилий намечаются способы ее решения, устанавливается план действий, которые ученики реализуют самостоятельно при минимальной помощи учителя.  Характерной особенностью частично-поискового метода является то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не составляет вместе с учениками план действий по ее решению, а разделяет ее на серию доступных ученикам подзадач, каждая из которых является шагом к достижению основной цели. В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах наблюдений и бесед. Частично-поисковый метод в большей степени, чем проблемный, допускает работу на эмпирическом уровне, т.е. на уровне жизненного и речевого опыта ребенка.

Сущность частично-поискового метода обучения заключается в следующих характерных признаках:

  • знания ученикам нужно добывать самостоятельно;
  • учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
  • ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие задачи, проводят анализ, сравнение, обобщение, приходят к выводу.

Частично-поисковый метод получил свое название потому, что ученики не всегда самостоятельно решают сложную учебную проблему от начала и до конца. Частично-поисковый метод – это своеобразный мостик к проблемному обучению.

Исследовательский метод в обучении. Исследовательский метод – это прием, посредством которого организуется творческая работа учащихся, направленная на решение новых, нестандартных, ранее не затрагиваемых проблем и учебных задач.  Исследовательский метод основывается на поэтапном логическом мышлении. Предполагается, что процесс исследования проходит в несколько стадий:

  • процесс наблюдения за явлениями, процессами и постановка проблемы;
  • предварительные выводы, возможные решения проблем на основе наблюдаемых фактов;
  • проведение аналитических мероприятий и исследование выдвинутых предположений;
  • заключительный этап проверки выбранной гипотезы и ее окончательное утверждение.

Такая структура исследовательского процесса свидетельствует о том, что, посредством применения исследовательского метода в обучении, происходит формирование умозаключений, сделанных от определенных фактов, которые были самостоятельно рассмотрены и исследованы учащимися.



Предварительный просмотр:

Средства организации обучения.

Средство обучения – это объект, которые использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Данный объект существует независимо от учебного процесса. Средство обучения представляет собой материальные или духовные ценности, необходимые для достижения учебно-воспитательных целей.

Обычно они используются с соответствующими методами обучения, но если методы отвечают на вопрос «как учить?», то средства – «с помощью чего учить?».

Традиционно в процессе обучения используют такие средства обучения, как идеальные: языковые системы знаков; произведения искусства, достижения культуры (литература, музыка, живопись); средства наглядности (чертежи, схемы, диаграммы, рисунки, фото и др); учебные компьютерные программы; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, задачи; технические средства обучения и т.д.

Состав УМК «Русский язык» для 5-9 классов

  • Учебники 5,6,7 (классы). Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
  • Учебники 8,9 (классы). Автор: Бархударов С.Г.
  • ОГЭ. Итоговое собеседование. Автор: А.Ю. Бисеров.
  • ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. Авторы: И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева.
  • ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. Автор: Г.Т. Егораева.
  • ОГЭ. Русский язык: тематический тренажер. Авторы: Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка.
  • ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. Автор: Н.А. Сенина.
  • ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. Автор: И.П. Цыбулько.
  • Итоговые диктанты по русскому языку. Авторы: М.В. Демина, М.В. Григорьева.
  • Диагностические работы по русскому языку к УМК М.Т. Баранов 5,6,7 классы. Автор: Н.С. Соловьева.
  • Олимпиады по русскому языку. Автор: В.А. Малюгина.

Состав УМК «Литература» для 5-9 классов.

  • Учебники 5,6,7,8,9 (классы). Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др.
  • Рабочие тетради 5,6 (классы). Автор: Р.Г. Ахмадуллина.
  • Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Автор: Н.В. Егорова.
  • Диагностические работы по литературе к УМК В.Я. Коровина 5,6,7,8,9 классы. Автор: М.А. Аристова.
  • Задания для подготовки к олимпиадам. Русский язык. Литература. 5-11 классы. Автор: Е. Левина.

Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе учителем и учащимися:



Предварительный просмотр:

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.

Формы организации обучения – это выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Форма обучения реализуется как единство содержания, средств и методов.

Учебное взаимодействие на уроке должно выстраиваться по нескольким линиям: ученик-учитель, ученик-учитель-ученик, ученик-ученик. Только тогда будет достигнут необходимый качественный уровень личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Выделяют следующие формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная.

С фронтальной работой каждый учитель знаком очень хорошо и умеет ее организовывать. Эта форма работы предусматривает работу педагога одновременно со всем классом. Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса - рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.

Использование фронтальной работы приемлемо при рефлексии, при определении той или иной общей для всего ученического коллектива учебной задачи, при коллективном планировании или моделировании процесса сложного исследования, в начале обучения универсальным учебным действиям, при выполнении роли связки между остальными формами учебной деятельности.

Плюсы этой формы: способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися; воспитывает чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Минусы этой формы: она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, побуждает ученика к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разно уровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы.

Так, для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать и другие формы учебной работы

Индивидуальная работа – это самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой ученик научился выполнять все учебные операции: определение учебной задачи, планирование и выполнение исследования, контроль и оценку.  Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач. Так же это может быть: работа с учебником; выполнение теста или самостоятельной работы; подготовка реферата, доклада; исследовательская деятельность и т.д.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения изучаемым методом. Проще всего, конечно, использовать эту форму организации обучения школьников для закрепления, повторения организации разнообразных упражнений.

Плюсы этой формы: учитывает особенности каждого ученика; учит индивидуальному труду; способствует воспитанию самостоятельности, настойчивости в достижении цели, ответственности за выполнение порученного дела и т. д.

Минусы этой формы: организация требует больших расходов времени и усилий учителя; не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся.

Коллективно-распределительная деятельность реализуется через групповую и парную работу, так как в процессе взаимодействия между школьниками происходит распределение ролей при решении учебной задачи. Такая совместная деятельность способствует развитию творческой личности и развитию ребенка вообще.

Она решает несколько задач (по Д.Джонсону):

- понимание каждым учащимся того, что он не сможет достичь успеха один, если успеха не достигнут остальные;

- развитие коммуникативных способностей, умения помогать друг другу в выполнении задач как учебных, так и жизненных;

- воспитание ответственности за персональный вклад в коллективный результат;

- формирование действия самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного.

Групповая работа - это общий термин, который охватывает большое количество приёмов, когда несколько учащихся получают задание, которое требует сотрудничества и обсуждения по инициативе учащихся. Она предусматривает работу в «небольших» группах (с шести и менее человек). Поэтому существующая норма наполняемости классов – прекрасное условие для организации групповой работы. Более 6 человек группы не допускаются, так как в больших группах нельзя достичь главной цели этой формы сотрудничества: дать учащимся возможность высказывать свои мысли, говорить. Т.е. групповая работа даёт возможность всем детям практически одновременно высказываться, говорить, принимать активное участие в решении учебных задач. Именно в таком маленьком коллективе каждый принимает активное участие в учебном процессе, чувствует безопасность, так как не заметен для публики, не так уязвим для критики, освобождается от страха, стремится к успеху, чувствует ответственность. Групповая работа почти равномерно распределяет ответственность за свои действия каждого члена группы. В «небольших» группах трудно спрятаться, тем более при подведении итога работы группы будет оценено участие каждого самими же детьми. Групповая работа - шаг к индивидуализации обучения. Ученик, решая общие задачи, готовит себя к решению задач индивидуально (ставить перед собой учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, анализировать, моделировать, контролировать и оценивать).

Плюсы групповой организации учебно-познавательной деятельности: порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.

Минусы: 

1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;

2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

Парная работа – это работа в группе из двух человек. Строится она на основании тех же правил, что и работа в более численной группе. Предназначена, в основном, для взаимоконтроля. На начальных этапах нужно научить работать с друг другом, показать образец.

Виды деятельности в парах:

1.Диалоги.

2.Работа по решению малой учебной задачи.

3.Взаимопроверка и контроль устной и письменной работы.

4.Подготовка к слиянию в группу (при работе над ошибками).

5.Отработка способа, контроль за применением способа (самое главное).

Правильная организация учебной деятельности на уроке способствует развитию творческого потенциала школьника, создает основу для самостоятельного успешного усвоения им новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, формированию активной жизненной позиции.